При какой температуре замерзает электролит в аккумуляторе. Почему замерзает электролит зимой? Причины образования льда.

29.01.2019
Что делать если в аккумуляторе замерз электролит
Ситуация, когда электролит замерзает в аккумуляторе не нова в зимний период это вполне распространённое явление.

В этой статье мы рассмотрим почему так происходит, как реанимировать АКБ и в последующем не доводить последнее до такого состояния.

Первые признаки проблемы;
Причины образования льда;
Разморозка;
Особенности зарядки;
Полезные советы;
Подводим итоги.

Первые признаки нашей проблемы

С наступлением зимнего периода хлопот у автовладельцев значительно увеличивается. Помимо сложной дорожной ситуации добавляется надобность в более частом мониторинге состояния систем и комплектующих авто.

Низкий уровень электролита. Помимо потери мощности, которая возникает в результате сульфатирования, вызванного низким электролитом, происходит потеря емкости, вызванная уменьшением полезной площади пластины, когда электролит находится ниже вершин пластин. Только та часть поверхности пластины, которая находится ниже электролита, выполняет какую-либо работу, и площадь этой части постепенно уменьшается по мере падения электролита.

Сторнирование пластин. Если одна ячейка батареи имеет внутреннее короткое замыкание или какой-либо другой дефект, который заставляет его потерять заряд, ячейка будет разряжена перед другими, которые находятся рядом с ней, и когда эта ячейка полностью разрядится, другие ячейки Будет посылать через него ток в направлении разряда, а отрицательные пластины будут иметь покрытие из перекиси свинца, сформированное на них, и будут принимать характеристики положительных пластин. Также будут отменены положительные результаты.

Особой внимание нужно уделять аккумуляторной батарее, ведь зимой нагрузка на нее возрастает.

Помимо этого, сильные морозы могут привести к еще одному неприятному фактору – замерзанию электролита внутри АКБ.

Первым признаком такой неприятности является отсутствие питания в бортовой сети автомобиля. То есть водитель поворачивает ключ зажигания, а машина вообще на это не реагирует.

Средство для обратных пластин при условии, что они не развалились, заключается в том, чтобы дать им долгий заряд в правильном направлении с низкой скоростью. Влияние возраста. Батарея постепенно теряет мощность из-за своего возраста. Этот эффект не зависит от потери мощности из-за других причин. В негативах размер зерна увеличивает его размер, придавая плитам гранулированный вид. Пластины стежка называются «гранулированными» негативами. Губчатый свинец сливается и теряет пористость.

Потеря заряда в автономной батарее. Теперь, как мы узнали, когда на каждой пластине образуется батарея, вызывая образование сульфата свинца, а кислота извлекается из электролита, когда образуется сульфат. Поэтому в нашей простаивающей батарее такие действия должны иметь место. Единственное различие в этом случае состоит в том, что сульфат образуется без какого-либо тока, проходящего через батарею.

Конечно, причиной этому может быть плохой контракт на клеммах вследствие сильного их окисления.

Но если с клеммами все в порядке, следует более внимательно осмотреть саму батарею – вздувшиеся бока корпуса АКБ являются точным сигналом того, что внутри ее образовался лед.

Такой признак проявляется потому, что входящая в состав электролита вода при замерзании расширяется и давит на стенки.

На пластине перекиси свинца мы имеем пероксидную пасту свинца, свинцовую сетку и серную кислоту. Это все элементы, необходимые для производства аккумуляторной батареи, и поскольку пероксид свинца и свинец касаются друг друга, каждая свинцовая перекисная пластина действительно образует короткозамкнутую ячейку. Почему эта пластина не полностью разряжается? Определенный. количество разряда имеет место и приводит к образованию слоя сульфата свинца, образующегося между пероксидом свинца и сеткой. Сульфат, имеющий высокое сопротивление, затем защищает свинцовую сетку и предотвращает любые дальнейшие действия.

Случаются и такие ситуации.



Причины образования льда

Причина образования льда в батарее кроется в плотности электролита. Чем плотность ниже – тем выше температурный порог замерзания.

Снижение плотности сопровождается увеличением процентного содержания воды в растворе, а именно она и замерзает.

Поэтому это действие разряда не продолжается, но вызывает потерю определенной части заряда. На отрицательной пластине мы имеем чистый губчатый свинец и сетку. Эта сетка не состоит полностью из свинца, но содержит процент сурьмы, металла, который делает сетку более твердой и сильной. Между губчатым свинцом и сеткой существует очень небольшая разница. Однако небольшое количество сульфата свинца образуется, однако, на поверхности отрицательной пластины. Это связано с действием между губчатым свинцом и электролитом.

Некоторые из свинца сочетаются с кислотой с образованием сульфата свинца, но после того, как небольшое количество было сформировано, действие прекращается, потому что вскоре получается сбалансированное химическое состояние. Таким образом, на каждой пластине образуется лишь небольшое количество сульфата свинца, и поэтому клетка теряет лишь небольшую часть своего заряда. В совершенно сконструированной батарее разрядка прекратится. Единственным дальнейшим действием, которое будет иметь место, будет медленное испарение воды электролита.

При нормальной плотности электролита, которая должно составлять 1,27 г/см куб., образование льда начнется только при температуре ниже -65 град.

Падение плотности до уровня 1,20 г/см куб. приводит к тому, что лед уже будет появляться при -27 град., а снижение ниже 1,10 г/см куб., обеспечит кристаллизацию воды внутри АКБ уже при минус 7 град.

Потеря заряда, который на самом деле происходит в холостой заряженной батарее, больше, чем из-за образования небольших количеств сульфата на пластинах и испарения воды из электролита. Не разряжается ли простаивающая ячейка, разлагая ее электролит? Мы имеем разность потенциалов около двух вольт между пластиной перекиси свинца и свинца. Почему электролит не разлагается этой разницей? Сначала может показаться, что вода и кислота должны быть разделены на ее части, а водород выделяется на отрицательной пластине.

Что делать и как правильно разморозить замерзший аккумулятор?

Наибольшая потеря заряда в незадействованной батарее обусловлена ​​условиями, связанными с процессами производства, внутренними проблемами и утечками между терминалами. Сетки ячейки представляют собой сплав свинца и сурьмы. Их перемешивают в расплавленном состоянии и затем дают охладиться. Если охлаждение не выполняется должным образом или используется плохой класс сурьмы, результирующая сетка не является однородной смесью сурьмы и свинца. Там будут области чистого свинца, с воздушным отверстием здесь и там.

Нормативные показатели плотности электролита указаны в таблице ниже.



Поэтому важно перед зимним сезоном провести обслуживание батареи, заключающееся в проверке плотности и полной подзарядке.

Разряд батареи тоже может привести к кристаллизации воды при низких температурах.

Отсутствие однородности в материале сетки приводит к локальному выходу в сетку. Это вызывает некоторую потерю заряда. Если активный материал полностью заполняет промежутки между сетками, кислота, образующаяся при зарядке ячейки, не может диффундировать в основной корпус электролита, а образует небольшой карман кислоты в пластине. Эта кислота приведет к разрыву между пастой и сеткой и покрытию форм сульфата свинца на засушливых, что приведет к определенной потере заряда.

Как правило, любая металлическая примесь в ячейке приведет к потере на свинцовой пластине. Когда ячейка заряжается, ток заставляет металлы осаждаться на свинцовой пластине. Локальные ячейки образованы металлической примесью, свинцовой пластиной и кислотой, и эти крошечные ячейки полностью разряжатся, вызывая потерю заряда. Это уже описано на странице.



Зимой нагрузка на бортовую сеть значительно выше – включенный свет, обогрев салона и сидений и т. д.

Увеличение расхода энергии аккумулятора происходит также из-за затрудненного пуска холодного мотора.

Чтобы восстановить полностью заряд аккумулятора, требуется значительно большее время работы генератора.

Другой причиной потери заряда в простаивающей ячейке является утечка тока между клеммами на внешней стороне батареи. Во время заряда пузырьки газа, которые выходят из электролита, переносят с ними минутные количества кислоты, которые могут осаждаться на верхней части батареи и постепенно формируют тонкий проводящий слой электролита, через который ток будет течь от положительного к отрицательному полюсам, Эту опасность можно избежать, тщательно вытирая влагу от батареи. Конденсация влаги из воздуха, сверху или сбоку и днища батареи приведет к тому же условию.

Короткие поездки зимой приводят к тому, что батарея восстановить полностью заряд не успевает. А снижение заряда приводит к падению плотности, и как следствие – повышение температурного порога кристаллизации воды.



Данная проблема с аккумулятором, конечно, неприятна, но это еще не значит, что придется ее менять на новую.

Всегда существует возможность восстановления работоспособности АКБ, однако это зависит от степени промерзания, и к каким последствиям лед привел.

Это особенно заметно, если батарея хранится в сыром месте.

  • Попробуйте зарядить консоль.
  • Консоль может быть заморожена.
Рекомендуется выключить консоль в режиме ожидания, когда вы перестанете играть. Это уменьшит потребление батареи и позволит вам быстро возобновить воспроизведение.

Если вы хотите полностью отключить консоль, выполните следующие действия.

  • Удерживайте кнопку питания в течение трех секунд, чтобы открыть меню питания.
  • Выберите «Электропитание» и затем «Выключение питания».
Перед выключением питания убедитесь, что вы сохранили свой прогресс в игре. Любой несохраненный прогресс будет потерян.

Если на батареи заметны значительные трещины, тянущиеся вдоль всего корпуса, то аккумулятор «спасти» уже не удастся. Но если таковых при первичном осмотре не обнаружено – существует возможность «реанимировать» АКБ.



Разморозка

Первое что нужно сделать – это ее разморозить. Делать это нужно при комнатной температуре. Использовать обогревательные приспособления для ускорения процесса категорически запрещено.

Была ли консоль оставлена ​​одна на некоторое время без ввода? → Консоль могла автоматически перейти в спящий режим для экономии энергии. Если заданное время идет без ввода, консоль переходит в режим автоматического спящего режима. Вы неоднократно заряжаете консоль? → Время автономной работы консоли будет постепенно уменьшаться при повторной зарядке. Когда срок службы батареи становится очень коротким, даже если консоль все еще заряжается правильно, это знак того, что батарею необходимо заменить. Вы используете консоль в месте, где может быть слишком жарко? → Если температура окружающей среды слишком высокая, консоль может перегреться. Прекратите использовать консоль, если она становится слишком горячей во время игры в ручном режиме, так как это может привести к ожогам кожи.

  • Если пройдет слишком много времени, консоль может перестать заряжаться.
  • Пожалуйста, заряжайте консоль не реже одного раза в шесть месяцев.
Если вы используете защитную пленку экрана, на экране консоли иногда могут появляться радужные рябины.

Повышенная температура может привести к деформации корпуса. Для успешной разморозки желательно, чтобы перепад температуры был по возможности минимальным.

Хорошо, если это будет делаться в отапливаемом гараже, где температура не сильно высокая. Процесс разморозки из-за этого может несколько затянуться, но он будет самым правильным и безопасным.

Попробуйте переместить консоль в другое место и посмотреть, устраняет ли это проблему. Ваша ладонь или объект, покрывающий датчик яркости консоли? → Датчик яркости автоматически регулирует яркость экрана в зависимости от уровня освещенности окружающей области. Консоль может быть заморожена. → Есть вероятность, что консоль заблокирована черным экраном. Посмотрите на консоль в затемненной комнате и посмотрите, не появляется ли свет с экрана. Если это так, консоль замораживается. Повторно подключите защитную пленку экрана, следя за тем, чтобы между защитой экрана и экраном не было грязи или воздуха. Правильно ли подключены наушники к консоли? → Убедитесь, что наушники полностью вставлены в аудиоразъем на консоли.

  • Вы также можете сделать это с помощью «Яркость экрана» в Системных настройках.
  • Консоль находится в спящем режиме? → Пропустить консоль из спящего режима.
  • Выключена консоль? → Нажмите кнопку питания, чтобы включить консоль.
  • Если консоль не включается, есть вероятность, что батарея пуста.
  • Затем снова включите консоль.
  • Существует вероятность, что консоль получает вход от другого контроллера.
  • Убедитесь, что нет проблем с кнопками контроллера.
  • Используете ли вы защитный экран?
  • Попробуйте удалить протектор экрана и посмотреть, устраняет ли это проблему.
  • Убедитесь, что сенсорный экран работает правильно.
Стенд можно снова подключить, если он погаснет.

При этом, ставя аккумуляторную батарею на отогрев, желательно ее поместить в какую-то емкость.



Вполне возможно, что в корпусе образовались небольшие трещинки, и после разморозки через них будет вытекать электролит.

Также не следует сильно спешить – лучше затратить больше времени на данный процесс, чем «убить» аккумулятор коротким замыканием пластин, которое обеспечат остатки льда внутри.

Однако имейте в виду, что повторное отсоединение и повторное соединение могут повредить стенд. Возможно ли, что радиоволны могут помешать консоли? Затем вам нужно будет соединить контроллер, который вы хотите использовать на консоли. Если вы начнете заряжать контроллер, пока этот экран открыт, отобразится символ зарядки. Прошло много времени с момента зарядки контроллера? → Батарея контроллера может быть разряжена, даже если вы ее не используете. Если пройдет слишком много времени, контроллер может стать неспособен зарядиться. Вы неоднократно заряжаете контроллер? → Время автономной работы контроллера будет постепенно уменьшаться при повторной зарядке. Когда срок службы батареи становится очень коротким, даже если контроллер все еще заряжается правильно, это знак того, что батарею необходимо заменить.

  • Подождите.
  • Пожалуйста, заряжайте контроллеры не реже одного раза в шесть месяцев.
Если ваш футляр для переноски загрязнен, вымойте ткань водой с нейтральным моющим средством, вытрите лишнюю воду и вытрите чехол.

Разморозив батарею следует еще раз тщательно ее осмотреть.

Восстановить работоспособность АКБ с треснувшим корпусом значительно сложнее.

Если имеются небольшие трещины, можно попытаться их запаять, предварительно слив жидкость и просушив корпус. При правильном подходе удается устранить течь, но далеко не всегда.

Также нужно осмотреть внутренности аккумулятора. Лед вполне может разрушить внутренние перегородки банок. Если такие повреждения замечены, АКБ восстановить не получится.



Если тщательный осмотр показал полную целостность аккумулятора, то можно приступать к следующему этапу – зарядке.
Особенности зарядки

Некоторые советуют производить зарядку автоматическим зарядным устройством, который сам отрегулирует силу тока, подаваемую на аккумулятор.

Однако это не так. Размороженную батарею следует заряжать токами малой силы. Если при обычной зарядке рекомендуется давать силу тока, равную 10% от ее емкости, то аккумулятор, в котором побывал лед, рекомендуется заряжать еще меньшим током, примерно 5% от емкости.

То есть, АКБ, емкость которой составляет 60 Ач, нужно заряжать током силой 3 А. При этом длительность зарядки будет составлять 12-14 часов.

Так что, проводя процесс восстановления заряда лучше пользоваться устройством, которое позволяет регулировать ток.


После завершения подзарядки нужно будет оценить состояние электролита.

Если после всех работ электролит остался чистым и прозрачным, значит АКБ при образовании в ней льда «не пострадала» и можно дальше проводить проверку.

Но если электролит помутнел и в нем видны сторонние частицы – кристаллизация воды привела к разрушению свинцовых пластин, они попросту осыпались.

Убедившись, что электролит чистый, следует проверить его плотность. Если данный параметр не соответствует необходимому, придется довести его до нормы, после чего снова произвести процесс подзарядки.



Последним этапом проверки является тестирование батареи нагрузочной вилкой.

Если при замере вилка показала напряжение на клеммах ниже 10 В, это сигнал к тому, что произошло осыпание пластин.




Некоторые нюансы и советы

Если АКБ – необслуживаемая, то оценить состояние электролита не удастся, поскольку отсутствуют заливные отверстия.

Восстановление работоспособности у такого аккумулятора проводится путем разморозки, подзарядки и тестирования вилкой.



Это описан процесс восстановления аккумуляторной батареи, если произошло образование льда во всех банках. Но иногда бывает и так, что лед появился только в одной банке, а в остальных – нет.

Такая неприятность указывает на то, что в банке со льдом произошло падение плотности. Зачастую это является следствием короткого замыкания между пластинами.

Приводит это к тому, что батарея к дальнейшей эксплуатации становится непригодной.

Чтобы такой неприятности не произошло, перед зимним периодом следует произвести обслуживание данного элемента.

Обязательно нужно проводить обслуживание и только приобретенной батареи.

Дело в том, что во время хранения аккумулятора происходит процесс саморазряда, сопровождающийся падением плотности.

Так что даже новый элемент нуждается в подзарядке, иначе при сильных морозах не исключено появление льда внутри.
Подводим итоги

Как итог можно отметить, далеко не всегда кристаллизация воды приводит к надобности в замене АКБ.

При определенных факторах восстановить ее вполне возможно, но только если правильно подойти к решению этой проблемы.

И старайтесь всегда готовить автомобиль к зиме, важность данных мероприятий, мы думаем, вы уже оценили. Удачи.

1 год

Наибольшее влияние на работоспособность и срок службы аккумуляторных батарей оказывают:

  • температурные условия;
  • степень разряженности батарей на машинах;
  • уровень зарядных напряжений в бортовой сети.

Низкие температуры снижают работоспособность и надежность батарей. Ухудшение работоспособности аккумуляторных батарей происходит потому, что при низких температурах возрастает вязкость электролита и увеличивается его электрическое сопротивление прохождению электрического тока, а также затрудняется перемешивание, необходимое для проникновения свежего электролита в поры активной массы электродов.

Систематические недозаряды, происходящие из-за снижения зарядного тока и эффективности зарядного процесса при низких температурах, могут привести к снижению емкости батарей, размораживанию и осыпанию активной массы электродов и резкому сокращению сроков их службы. Кроме того, при низких температурах электролит в сильно разряженных АКБ может замерзнуть, что приведет к разрушению корпуса батареи и полному выходу ее из строя.

При высоких температурах из-за повышенного испарения воды быстро понижается уровень электролита в аккумуляторах, происходит повышенная коррозия токоотводов положительных электродов и увеличивается саморазряд батарей при их хранении, а также происходит перезаряд батарей на машинах, что может привести к коррозии и сокращению срока службы батарей.

Таблица 1. Температура замерзания электролита
Температура замерзания, °С Плотность электролита при 25°C, г/см³ Температура замерзания, °С
1,09 -7 1,22 -40
1,10 -8 1,23 -42
1,11 -9 1,24 -50
1,12 -10 1,25 -54
1,13 -12 1,26 -58
1,14 -14 1,27 -68
1,15 -16 1,28 -74
1,16 -18 1,29 -68
1,17 -20 1,30 -66
1,18 -22 1,31 -64
1,19 -25 1,32 -57
1,20 -28 1,33 -54
1,21 -34 1,40 -37

Степень разряженности батарей при эксплуатации зимой допускается не более 25%, а летом не более чем на 50%. Зимой нельзя разряжать батареи, чтобы не снижать запаса энергии и предотвратить возможное замерзание электролита (таблица 1).

Уровень и колебания зарядных напряжений в электрической сети автомобиля влияют на работоспособность и срок службы батарей. При большом зарядном напряжении летом батареи будут перезаряжаться. При перезаряде происходит электролиз – разложение воды на водород и кислород. Выделяющийся на положительных электродах кислород вызывает усиленную коррозию токоотводов электродов, из-за чего батарея преждевременно может выйти из строя.

Перезаряд происходит при эксплуатации батарей на автомобилях, уровень зарядного напряжения которых превышает 14,5 В. Перезаряд является следствием неисправностей в работе регулятора напряжения. Эксплуатация батареи на автомобиле, у которого уровень зарядного напряжения меньше 13,8 В, приводит к прогрессирующему недозаряду. При этом работоспособность батареи постепенно ухудшается, так как степень ее заряженности снижается пропорционально времени эксплуатации. Снижение степени заряженности батареи может происходить также вследствие установки дополнительного электрооборудования, не предусмотренного при разработке автомобиля. Ведь выбор мощности генератора и его рабочих характеристик производится по мощности штатных потребителей электрической энергии с учетом запаса энергии, необходимого для нормального заряда батареи. Установка дополнительных потребителей, таких, как противотуманные фары, обогреватели сидений и зеркал, мощные акустические системы с большим количеством динамиков и т.п., а также замена штатных приборов, например, ламп фар, на более мощные, приводят к увеличенному потреблению энергии в системе электрооборудования.

Таблица 2. Плотность электролита в г/см³ (приведенная к 25°С) в зависимости от степени разряженности батарей
Плотность электролита полностью заряженной батареи Плотность электролита батареи, разряженной
на 25% на 50% на 25% на 50%
1,30 1,26 1,22 1,25 1,21 1,17
1,29 1,25 1,21 1,24 1,20 1,16
1,28 1,24 1,20 1,23 1,19 1,15
1,27 1,23 1,19 1,22 1,18 1,14
1,26 1,22 1,18 1,20 1,16 1,12

При низких температурах и малом зарядном напряжении батарея почти не принимает заряда, из-за чего зимой может происходить постепенное увеличение разряженности, превышающее допустимые 25%. Длительная эксплуатация батарей при степени заряженности 50-60% приводит к быстрой потере работоспособности.

Для определения степени разряженности батарей по плотности электролита нужно знать, какая плотность была установлена в конце полного заряда батареи, измерить плотность электролита во всех аккумуляторах и температуру в среднем аккумуляторе батареи. Понижение плотности электролита на 0,01 г/см° соответствует потере емкости на 5…6%. Степень разряженности батарей можно определить по таблице 2. Для правильного определения степени разряженности батарей необходимо в показания ареометра вносить температурную поправку по таблице .

Основные неисправности аккумуляторных батарей и способы их устранения

Во время эксплуатации и хранения аккумуляторных батарей могут возникать следующие неисправности:

  • сульфатация электродов;
  • повышенный саморазряд;
  • отстающие аккумуляторы;
  • короткое замыкание внутри аккумуляторов;
  • нарушение электрической цепи аккумуляторной батареи;
  • механические повреждения – трещины моноблоков и крышек.

Сульфатация электродов. Под этим термином понимают такое состояние электродов, когда они не заряжаются при пропускании нормального зарядного тока в течение установленного промежутка времени. Сульфат свинца имеет больший объем, чем активная масса, поэтому при сульфатации происходит закупоривание пор, выкрашивание и выдавливание активной массы, а также искривление и разрыв электродов.

Сульфатация характеризуется следующими признаками:

  • при заряде быстро повышается температура электролита (из-за высокого внутреннего сопротивления сульфатированных аккумуляторов);
  • плотность электролита при заряде почти не повышается или повышается очень медленно;
  • газовыделение начинается значительно раньше, чем у исправных аккумуляторов (нередко оно начинается при включении аккумулятора на заряд);
  • при контрольном разряде батарея отдает емкость значительно меньше номинальной.

Раннее газовыделение, незначительное возрастание плотности электролита и повышенное напряжение при заряде сульфатированных батарей иногда приводят к тому, что неправильно определяют окончание заряда батареи.

Причины сульфатации:

  • применение загрязненного примесями электролита;
  • длительное нахождение батарей в разряженном состоянии;
  • систематический недозаряд батарей;
  • снижение уровня электролита в аккумуляторах (ниже верхней кромки электродов);
  • эксплуатация аккумуляторных батарей при недопустимо высокой температуре и плотности электролита.

Исправление сильно сульфатированных электродов аккумуляторов невозможно. Частичную сульфатацию, не вызвавшую разрывов и коробления электродов, можно устранить путем длительного (до 24 ч и более) заряда батареи. Заряд необходимо вести до тех пор, пока плотность электролита и напряжение не будут постоянными в течение 5…6 ч.

Повышенный саморазряд. Аккумуляторная батарея, отключенная от разрядной цепи, самопроизвольно разряжается и теряет емкость. Такой разряд аккумуляторной батареи называется саморазрядом. Саморазряд бывает нормальным и повышенным. Нормальный саморазряд для свинцовой стартерной аккумуляторной батареи – явление неизбежное. Саморазряд считается повышенным, если после 14-суточного бездействия батарей среднесуточная величина его превышает 0,7% номинальной емкости.

Повышенный саморазряд вызывается следующими основными причинами:

  • наличием на поверхности батареи загрязнений, проводящих электрический ток;
  • применением дистиллированной воды или электролита, содержащих вредные примеси;
  • хранением аккумуляторных батарей при повышенных температурах окружающего воздуха.

Саморазряд аккумуляторных батарей в значительной степени зависит от температуры окружающего воздуха (соответственно и от температуры электролита). При повышении окружающей температуры саморазряд увеличивается, при температуре электролита 0С и ниже саморазряд практически прекращается.

Отстающие аккумуляторы. Состояние отдельных аккумуляторов батареи должно быть практически одинаковым. Если в батарее хотя бы один аккумулятор будет разряжаться раньше остальных, то работоспособность батареи определяется именно этим отстающим аккумулятором.

Наиболее характерными признаками отстающего аккумулятора являются следующие: плотность электролита при заряде повышается значительно медленнее, чем в других аккумуляторах, и не достигает необходимого значения. Температура электролита выше, чем в остальных исправных аккумуляторах.

Короткое замыкание внутри аккумулятора. Внутренние короткие замыкания в аккумуляторах происходят между разноименными электродами через токопроводящие мостики из свинцовой губки; через осадок (шлам), откладывающийся в придонном пространстве в результате оползания активной массы, а также за счет заполнения наиболее крупных по диаметру пор сепараторов разбухшей активной массой до образования сквозных мостиков через сепараторы. Характерными признаками короткозамкнутого аккумулятора являются отсутствие или очень малая величина э.д.с., непрерывное уменьшение плотности электролита несмотря на то, что батарея получает нормальный заряд; быстрая потеря емкости после полного заряда. Плотность электролита, а также напряжение на аккумуляторе в процессе заряда не повышаются, а после выключения зарядного тока напряжение быстро падает. При заряде в короткозамкнутом аккумуляторе быстро повышается температура.

Нарушение электрической цепи (внутренний обрыв) аккумуляторной батареи. Нарушение электрической цепи батареи обнаруживается по отказу в работе стартера при исправной цепи батарея – стартер, по низкому уровню напряжения. Оно может быть вызвано распайкой перемычек, расплавлением или обломом полюсного вывода, коррозией токоотводов.

Трещины моноблоков , баков и крышек аккумуляторов. Такие неисправности вызываются механическими повреждениями, ударами, тряской и т.п. в процессе эксплуатации. Эти неисправности обнаруживаются при внешнем осмотре, а также по быстрому снижению уровня электролита вследствие его подтекания. Трещины во внутренних перегородках моноблока вызывают постепенный разряд смежных аккумуляторов батареи. Первым признаком такого повреждения обычно является неспособность батареи держать заряд и различие в степени заряженности отдельных аккумуляторов.

Уход за аккумулятором

Периодически, не реже одного раза в 2-3 месяца, даже при безотказной работе, необходимо проверять напряжение на клеммах аккумуляторной батареи при неработающем и при работающем двигателе. Все стартерные АКБ при работе теряют часть воды из электролита. Поэтому на обслуживаемых батареях необходимо проверять уровень электролита не реже 1-2 раз в месяц и доливать дистиллированную воду (не электролит!) до требуемого уровня.

АКБ подвержены саморазряду. Поэтому при долгом бездействии их необходимо подзаряжать каждые 1 -2 месяца. Чтобы исключить разряд батареи во время длительной стоянки автомобиля, рекомендуется отключать "массу", поскольку из-за утечки тока в системе электрооборудования АКБ может разрядиться настолько, что не сможет запустить двигатель. Если же и при отключении от бортовой сети батарея быстро разряжается, это говорит о повышенном саморазряде для старой батареи или о внутреннем дефекте (коротком замыкании) для новой батареи. Надо стараться не допускать повторения глубоких разрядов, составляющих более 40-50% от емкости АКБ - после них она не сможет быстро и полностью зарядиться от генератора.

Возможны следующие причины глубоких разрядов АКБ: "утечка" тока в электрической цепи; неисправность генератора или регулятора напряжения; слабое натяжение ремня привода генератора двигателя; длительное использование потребителей при неработающем двигателе, например - сигнализации при долговременной стоянке автомобиля.

Следует помнить, что индикатор (глазок), размещенный в крышках некоторых АКБ, не всегда позволяет объективно оценить их заряженность. Поэтому, даже если цвет индикатора зеленый, реальная заряженность АКБ может колебаться в широких пределах - от 100 до 63%. Кроме того, постепенное выкипание воды из электролита приводит к повышению его фактической плотности, что дает ложное (более высокое) состояние заряженности. Надо учитывать и зимнее понижение температуры, в результате чего плотность электролита также повышается. Одним словом, в результате действия всех факторов может случиться так, что глазок будет зеленым даже у батареи, заряженность которой составляет менее 50%. Следовательно, даже если АКБ располагает индикатором, для обеспечения надежной работы необходим периодический контроль ее заряженности.

Реальный срок службы АКБ

Фактический срок службы стартерной батареи зависит как от её качества, так и от условий работы автомобиля и правильности обслуживания батареи. Условия работы на автомобиле могут существенно различаться. Например, бывает летняя или круглогодичная его эксплуатация. Среднегодовой пробег колеблется от 6-10 тыс. до 80-120 тыс. километров. При этом могут резко различаться показатели работы электрооборудования, в особенности генератора и регулятора напряжения. Большое значение имеет и режим работы различных потребителей энергии, а также наличие дополнительного (нештатного) электрооборудования. Все это приводит к тому, что фактический срок службы стартерных батарей имеет значительный разброс по величине. Наиболее короткий срок "жизни" у АКБ, установленных на автомобилях, работающих в режиме "такси". Интенсивный режим эксплуатации таких машин создает ускоренный, пропорциональный пробегу износ электродов батареи, который по времени может составлять лишь около 1,5 календарных лет. У автомобилей с усредненным режимом эксплуатации (при пробеге 15-20 тыс. км в год) срок работоспособности АКБ может доходить до 4-х лет, но лишь при условии соблюдения требований по их обслуживанию. На практике имели место случаи, когда отдельные батареи на легковых автомобилях успешно работали 6-8 лет. Выход батареи из строя при отсутствии производственного дефекта обусловлен износом пластин, который непрерывно (с различной интенсивностью) происходит, начиная от момента заливки электролита и первой зарядки АКБ.

Дайте "прикурить"!

От глубоко разряженной аккумуляторной батареи обычно не удается осуществить пуск двигателя. В этом случае проблему можно решить с помощью АКБ другого автомобиля. Для этого используют метод "прикуривания", для которого необходимы два провода с наконечниками -"крокодилами" на концах.

Прежде всего наконечник штатного минусового провода отсоединяют от полюсного вывода разряженной АКБ. Одним проводом для "прикуривания" соединяют отрицательный вывод заряженной АКБ и двигатель автомобиля с разряженной батареей. Другим проводом соединяют положительные выводы обеих АКБ. В этой ситуации снятый с разряженной батареи провод не позволит ей заряжаться от исправной батареи во время пуска двигателя, поскольку из-за большого тока это может подвергнуть последнюю глубокому разряду. Когда все необходимые провода подсоединены, можно пускать двигатель автомобиля с разряженной АКБ.

Некоторые автолюбители пытаются избежать разряда заряженной батареи, "прикуривая" при работающем двигателе автомобиля с заряженной АКБ. Этого делать не следует. Заряженная АКБ при работе двигателя подзаряжается от генератора и имеет напряжение, близкое к настроечной величине регулятора напряжения. В момент "прикуривания" напряжение на полюсах заряженной АКБ значительно снизится. Величина этого снижения зависит от величины тока, потребляемого стартером, и от продолжительности прокручивания вала двигателя до его пуска. Пониженное напряжение на заряженной АКБ при работающем двигателе вызовет увеличение зарядного тока, что с высокой вероятностью может привести к перегрузке генератора и перегоранию предохранителя в цепи заряда.

Чтобы этого не произошло, целесообразно перед "прикуриванием" дать поработать двигателю автомобиля с исправной АКБ на средних оборотах 5-10 минут. Это его прогреет, облегчит пуск после "прикуривания", а также подзарядит, а зимой еще и подогреет заряженную АКБ. После этого следует заглушить двигатель и провести "прикуривание" как указано выше. Запущенный в работу двигатель автомобиля с разряженной АКБ после присоединения к ее выводу ранее отсоединенного провода должен работать на оборотах не ниже средних. Это связано с тем, что заряд глубоко разряженной АКБ в первое время работы двигателя будет происходить при больших токах, вырабатываемых генератором, для привода которого требуется определенная мощность. При малых оборотах двигателя ее может оказаться недостаточно, и он заглохнет.