Что соединяет суэцкий канал. Интересные факты о суэцком канале

23.03.2019

Просим прощения, что давно не репостили увлекательные статьи по ТО. Продолжаем. Начало вот тут:

Ну а сегодня мы рассмотрим, пожалуй, самый известный из парадоксов относительности, который называется "парадокс близнецов".
Сразу говорю, что никакого парадокса на самом деле нет, а проистекает он от неправильного понимания происходящего. И если всё правильно понять, а это, уверяю, совсем не сложно, то никакого парадокса не будет.



Начнём мы с логической части, где посмотрим, как парадокс получается и какие логические ошибки к нему приводят. А потом перейдем к предметной части, в которой посмотрим механику того, что происходит при парадоксе.

Сперва напомню вам наше базовое рассуждение о замедлении времени.

Помните анекдот про Жору Батарейкина, когда за Жорой послали следить полковника, а за полковником - подполковника? Нам понадобится воображение, чтбы представить себя на месте подполковника, то есть, понаблюдать за наблюдателем.

Итак, постулат относительности гласит, что скорость света одинакова с точки зрения всех наблюдателей (во всех системах отсчёта, выражаясь наукообразно). Так вот, даже если наблюдатель полетит вдогонку свету со скоростью 2/3 скорости света, он всё равно увидит, что свет убегает от него с прежней скоростью.

Давайте посмотрим на эту ситуацию со стороны. Свет летит вперед со скоростью 300000 км/с, а вдогонку ему летит наблюдатель, со скоростью 200000 км/с. Мы-то видим, что расстояние между наблюдателем и светом увеличивается (в оригинале у автора описка - прим. Quantuz ) со скоростью 100000 км/с, но сам наблюдатель этого не видит, а видит те же самые 300000 км/с. Как это может быть так? Единственной (почти! ;-) причиной такому явлению может быть то, что наблюдатель замедлен. Он медленно двигается, медленно дышит и медленно измеряет скорость по медленным часам. В результате удаление со скоростью 100000 км/с он воспринимает, как удаление со скоростью 300000 км/с.

Помните другой анекдот, про двух наркоманов, которые увидели, как по небу несколько раз пронесся огненный шар, а потом оказалось, что они простояли на балконе три дня, а огненный шар - это было солнце? Так вот этот наблюдатель как раз и должен находиться в состоянии такого замедленного наркомана. Разумеется, это будет видно только нам, а сам он ничего особенного не заметит, ведь замедлятся все процессы вокруг него.

Описание эксперимента

Чтобы драматизировать данный вывод, неведомый автор из прошлого, возможно, сам Эйнштейн, придумал следующий мысленный эксперимент. На земле живут два брата-близнеца - Костя и Яша.


Если бы братья жили вместе на земле, то они синхронно прошли бы следующие стадии взросления и старения (прошу прощения за некоторую условность):

Но всё происходит не так.

Еще подростком Костя, назовём его космическим братом, садится в ракету и отправляется к звезде, расположенной в нескольких десятках световых лет от Земли.
Полёт совершается с околосветовой скоростью и поэтому путь туда и обратно занимает шестьдесят лет.

Костя, которого назовём земным братом, никуда не летит, а терпеливо ждет своего родственника дома.

Предсказание относительности

Когда космический брат возвращается, то земной оказывается постаревшим на шестьдесят лет.

Однако, поскольку космический брат находился всё время в движении, его время шло медленнее, поэтому, по возвращении, он окажется постаревшим всего на 30 лет. Один близнец окажется старше другого!



Многим кажется, что данное предсказание ошибочно и эти люди называют парадоксом близнецов само это предсказание. Но это не так. Предсказание совершенно истинно и мир устроен именно так!

Давайте еще раз посмотрим логику предсказания. Допустим, земной брат неотрывно наблюдает за космическим.

Кстати, я уже неоднократно говорил о том, что многие допускают здесь ошибку, неправильно интерпретируя понятие "наблюдает". Они думают, что наблюдение обязательно должно происходить при помощи света, например, в телескоп. Тогда, думают они, поскольку свет распространяется с конечной скоростью, всё, что наблюдается, будет видеться таким, каким оно было раньше, в момент испускания света. Из-за этого, думают эти люди, и возникает замедление времени, которое, таким образом, является кажущимся явлением.
Другим вариантом этого же заблуждения является списание всех явлений на эффект Доплера: поскольку космический брат удаляется от земного, то каждый новый "кадр изображения" приходит на Землю всё позже, а сами кадры, таким образом, следуют реже, чем надо, и влекут за собой замедление времени.
Оба объяснения неверны. Теория относительности не настолько глупа, чтобы не учитывать эти эффекты. Посмотрите сами на наше утверждение относительно скорости света. Мы там написали "всё равно увидит, что", но мы не имели в виду именно "увидит глазами". Мы имели в виду "получит в результате, с учётом всех известных явлений". Обратите внимание, что вся логика рассуждений нигде не основывается на том, что наблюдение происходит при помощи света. И если Вы всё время представляли себе именно это, то перечитайте всё заново, представляя, как надо!

Для неотрывного наблюдения надо, чтобы космический брат, допустим, каждый месяц отсылал на Землю факсы (по радио, со скоростью света) со своим изображением, а земной брат развешивал бы их на календаре с учётом задержки передачи. Получалось бы, что сначала земно брат вешает свою фотографию, а фотографию брата того же времени вешает позже, когда она до него долетает.

По теории он будет всё время видеть, что время у космического брата течёт медленнее. Оно будет течь медленнее в начале пути, в первой четверти пути, в последней четверти пути, в конце пути. И из-за этого будет постоянно накапливаться отставание. Только во время разворота космического брата, в тот миг, когда он остановится, чтобы полететь назад, его время будет идти с той же скоростью, что и на Земле. Но это не изменит итогового результата, так как суммарное отставание всё равно будет. Следовательно, в момент возвращения космического брата отставание сохранится и значит, оно уже останется навсегда.


Как видите, логических ошибок тут нет. Однако, вывод выглядит очень удивительным. Но тут ничего не поделаешь: мы живем в удивительном мире. Данный вывод многократно подтверждался, как для элементарных частиц, которые проживали больше времени, если находились в движении, так и для самых обыкновенных, только очень точных (атомных) часов, которые отправлялись в космический полёт и потом обнаруживалось, что они отстают от лабораторных на доли секунды.

Подтвердился не только сам факт отставания, но и его численное значение, которое можно рассчитать по формулам из одного из предыдущих выпусков.

Кажущееся противоречие

Итак, отставание будет. Космический брат будет моложе земного, можете не сомневаться.

Но возникает другой вопрос. Ведь движение относительно! Следовательно, можно считать, что космический брат никуда не летал, а оставался всё время неподвижным. Зато вместо него в путешествие летал земной брат, вместе с самой планетой Земля и всем остальным. А раз так, то значит больше постареть должен космический брат, а земной - остаться более молодым.

Получается противоречие: оба рассмотрения, которые должны быть равнозначными по теории относительности, приводят к противоположным выводам.

Вот это противоречие и называется парадоксом близнецов.

Инерциальные и неинерциальные системы отсчёта

Как же нам разрешить это противоречие? Как известно, противоречий быть не может:-)

Поэтому мы должны придумать, что же мы такого не учли, из-за чего возникло противоречие?

Сам вывод того, что время должно замедляться - безупречен, ибо он слишком прост. Следовательно, ошибка в рассуждениях должна присутствовать позже, там, где мы предположили, что братья равноправны. Значит, на самом деле братья неравноправны!

Я уже говорил в самом первом выпуске, что не всякая относительность, которая кажется, существует на самом деле. Например, может показаться, что если космический брат разгоняется прочь от Земли, то это равносильно тому, что он остаётся на месте, а разгоняется сама Земля, прочь от него. Но это не так. Природа не соглашается с этим. По каким-то причинам природа создаёт для того, кто разгоняется перегрузки: его прижимает к креслу. А для того, кто не разгоняется - перегрузок не создаёт.

Почему природа так поступает - в данный момент не важно. В данный момент важно научиться представлять себе природу как можно правильней.

Итак, братья могут быть неравноправны при условии, что один из них разгоняется или тормозит. Но у нас ведь именно такая ситуация: улететь с Земли и вернуться на неё можно только разогнавшись, развернувшись и затормозив. Во всех этих случаях космический брат испытывал перегрузки.

Каков вывод? Логический вывод прост: мы не имеем права заявлять, что братья равноправны. Следовательно, рассуждения о замедлении времени верны лишь с точки зрения одного из них. Какого? Разумеется, земного. Почему? Потому, что мы не задумывались о перегрузках и представляли все так, словно их не было. Мы, например, не можем утверждать, что в условиях перегрузок скорость света остаётся постоянной. Следовательно, мы не можем утверждать, что в условиях перегрузок происходит замедление времени. Всё, что мы утверждали - мы утверждали для случая отсутствия перегрузок.

Когда учёные дошли до этого момента, они поняли, что им требуется специальное название для описания "нормального" мира, мира без перегрузок. Такое описание было названо описанием с точки зрения инерциальной системы отсчёта (сокращенно - ИСО). Новое же описание, которое еще не было создано, было названо, естественно, описанием с точки зрения неинерциальной системы отсчёта .

Что же такое инерциальная система отсчёта (ИСО)

Ясно, что первое , что мы можем сказать об ИСО - это такое описание мира, которое нам кажется "нормальным". То есть, это то описание, с которого мы начали.

В инерциальных системах отсчёта действует так называемый закон инерции - каждое тело, будучи предоставлено самому себе, либо остаётся в покое, либо движется равномерно и прямолинейно. Из-за этого системы и были так называны.

Если сесть в космический корабль, автомобиль или поезд, которые движутся абсолютно равномерно и прямолинейно с точки зрения ИСО, то внутри такого транспортного средства мы не сможем заметить движения. А это значит, что такая система наблюдения - тоже будет ИСО.

Следовательно, второе, что мы можем сказать об ИСО, что всякая система, движущаяся равномерно и прямолинейно относительно ИСО - также будет ИСО.

Что же мы можем сказать об не-ИСО? О них мы можем сказать пока лишь то, что система, движущаяся относительно ИСО с ускорением - будет не-ИСО.

Часть последняя: история Кости

Теперь попробуем выяснить, как же будет выглядеть мир с точки зрения космического брата? Пусть он также получает факсы от земного брата и развешивает их на календаре с учётом времени полета факса с Земли до корабля. Что он получит?

Чтобы до этого догадаться, нужно обратить внимание на следующий момент: во время путешествия космического брата есть участки, на которых он движется равномерно и прямолинейно. Допустим, при старте брат ускоряется с огромной силой так, что достигает крейсерской скорости за 1 день. После этого он летит много лет равномерно. Затем, в середине пути, он также стремительно за один день разворачивается и летит обратно опять равномерно. В конце пути он очень резко, за один день, тормозит.

Разумеется, если посчитать, какие нам нужны скорости и с каким ускорением надо разгоняться и разворачиваться, мы получим, что космического брата должно попросту размазать по стенкам. Да и сами стенки космического корабля, если они сделаны из современных материалов - не смогут выдержать таких перегрузок. Но нам сейчас важно не это. Допустим, у Кости имеются супер-пупер противоперегрузочные кресла, а корабль сделан из инопланетянской стали.

Что же получится?

В самый первый миг полета, как нам известно, возрасты братьев равны. В течение первой половины полёта он происходит инерциально, а значит, к нему применимо правило замедления времени. То есть, космический брат будет видеть, что земной стареет в два раза медленнее. Следовательно, через 10 лет полета Костя постареет на 10 лет, а Яша - только на 5.

К сожалению, я не нарисовал 15-летнего близнеца, поэтому я буду использовать 10-летнюю картинку с припиской "+5".

Аналогичный результат получается из анализа конца пути. В самый последний миг возрасты братьев равны 40 (Яша) и 70 (Костя), мы это знаем точно. Кроме того, мы знаем, что вторая половина полёта также протекала инерциально, а значит, облик мира с точки зрения Кости соответствует нашим выводам о замедлении времени. Следовательно, за 10 лет до окончания полёта, когда космическому брату будет 30 лет, он заключит, что земному уже 65, ибо до окончания полёта, когда соотношение будет 40/70, он будет стареть в два раза медленнее.

Опять-таки, у меня нет 65-летнего рисунка и я буду использовать 70-летний с пометкой "-5".

Сводку наблюдений космического брата я поместил ниже.


Как видим, у космического брата получается нестыковка. Всю первую половину пути он наблюдает, что земной брат стареет медленно и еле отрывается от начального возраста в 10 лет. Всю вторую половину полёта он наблюдает, как земной брат еле-еле подтягивается к возрасту 70 лет.

Где-то между этими участками, в самой середине полёта, должно происходить что-то, что "сшивает" процесс старения земного брата воедино.

Мы собственно, не будем дальше темнить и гадать, что же там такое происходит. Мы просто прямо и честно сделаем вывод, который следует с неизбежностью. Если за миг до разворота земному брату было 17,5 лет, а после разворота стало 52,5, то это означает ни что иное, как тот факт, что за время разворота космического брата у земного прошло 35 лет!

Выводы

Итак мы увидели, что существует так называемый парадокс близнецов, который заключается в кажущемся противоречии в том, у кого именно из двух близнецов замедляется время. Сам факт замедления времени - парадоксом не является.

Мы увидели, что существуют инерциальные и неинерциальные системы отсчёта, причём законы природы, полученные нами ранее, относились лишь к инерциальным системам. Именно в инерциальных системах наблюдается замедление времени на движущихся космических кораблях.

Мы получили, что в неинерциальных системах отсчёта, например, с точки зрения разворачивающихся космических кораблей, время ведёт себя еще более странно - оно проматывается вперёд.

Прим. Quantuz: автор дал еще ссылку на дополнительное разъяснение парадокса близнецов с флеш-анимацией. Можете попробовать перейти по ссылке на вэб-архив , где бережно сохранена эта статья. Рекомендуем для более глубокого понимания. До встречи на страницах нашего уютненького.


Основным назначением мысленного эксперимента под названием «Парадокс близнецов» было опровержение логичности и обоснованности специальной теории относительности (СТО). Стоит сразу оговориться, что ни о каком парадоксе на самом деле речи не идёт, а само слово фигурирует в этой теме потому, что суть мысленного эксперимента была изначально неправильно воспринята.

Основная идея СТО

Парадокс (парадокс близнецов) гласит, что «неподвижный» наблюдатель воспринимает процессы движущихся объектов как замедляющиеся. В соответствии с той же теорией инерциальные системы отсчёта (системы, в которых движение свободных тел происходит прямолинейно и равномерно либо они находятся в состоянии покоя) равноправны относительно друг друга.

Парадокс близнецов: кратко

С учётом второго постулата возникает предположение о противоречивости Чтобы разрешить эту проблему наглядно, было предложено рассмотреть ситуацию с двумя братьями-близнецами. Одного (условно - путешественника) отправляют в космический полёт, а другого (домоседа) оставляют на планете Земля.

Формулировка парадокса близнецов при таких условиях обычно звучит так: по оценке домоседа, время на тех часах, которые находятся у путешественника, движется медленнее, а значит, когда он вернётся, его (путешественника) часы будут отставать. Путешественник, напротив, видит, что относительно него движется Земля (на которой находится домосед со своими часами), и, с его точки зрения, именно у его брата время будет идти более медленно.

В действительности оба брата находятся в равных условиях, а значит, когда они окажутся вместе, то на их часах время будет одинаковым. Одновременно по теории относительности отставать должны именно часы брата-путешественника. Такое нарушение очевидной симметричности было рассмотрено как несогласованность положений теории.

Парадокс близнецов из теории относительности Эйнштейна

В 1905 году Альберт Эйнштейн вывел теорему, которая гласит, что при нахождении в точке А пары синхронизированных друг с другом часов можно перемещать одни из них по криволинейной замкнутой траектории с неизменной скоростью до тех пор, пока они вновь не достигнут точки А (и на это будет затрачено, например, t секунд), но в момент прибытия они покажут меньшее время, чем те часы, что оставались неподвижны.

Шесть лет спустя статус парадокса этой теории придал Поль Ланжевен. «Завернутая» в наглядную историю, она скоро приобрела популярность даже среди людей, далёких от науки. По мнению самого Ланжевена, нестыковки в теории объяснялись тем, что, возвращаясь на Землю, путешественник двигался ускоренно.

Ещё через два года Максом фон Лауэ была выдвинута версия о том, что значимы вовсе не моменты ускорения объекта, а тот факт, что он попадает в другую инерциальную систему отсчёта, когда оказывается на Земле.

Наконец в 1918 году Эйнштейн смог сам объяснить парадокс двух близнецов через влияние поля гравитации на течение времени.

Объяснение парадокса

Парадокс близнецов объяснение имеет довольно простое: изначальное предположение о равноправии между двумя системами отсчёта неверно. Путешественник пребывал в инерциальной системе отсчёта не всё время (это же касается и истории с часами).

Как следствие, многие посчитали, что специальную теорию относительности нельзя использовать для правильной формулировки парадокса близнецов, иначе получаются несовместимые друг с другом предсказания.

Всё разрешилось, когда была создана Она дала точное решение для имеющейся задачи и смогла подтвердить, что из пары синхронизированных часов отставать будут именно те, которые находятся в движении. Так изначально парадоксальная задача получила статус рядовой.

Спорные моменты

Существуют предположения о том, что момент ускорения достаточно значим для изменения скорости хода часов. Но в ходе многочисленных экспериментальных проверок было доказано, что под действием ускорения движение времени не ускоряется и не замедляется.

В итоге отрезок траектории, на котором один из братьев ускорялся, демонстрирует только некоторую асимметричность, возникающую между путешественником и домоседом.

Но данное утверждение не может объяснить, почему время замедляется именно у движущегося объекта, а не у того, что остаётся в покое.

Проверка практикой

Парадокс близнецов формулы и теоремы описывают точно, но это для человека некомпетентного довольно сложно. Для тех, кто больше склонен доверять практике, а не теоретическим выкладкам, были проведены многочисленные эксперименты, целью которых было доказать или опровергнуть теорию относительности.

В одном из случаев использовались Они отличаются сверхточностью, и для минимальной рассинхронизации им потребуется не один миллион лет. Помещённые в пассажирский самолёт, они несколько раз облетели Землю и после показали вполне заметное отставание от тех часов, которые никуда не летали. И это притом что скорость передвижения у первого образца часов была далеко не световая.

Другой пример: более продолжительна жизнь мюонов (тяжёлых электронов). Эти элементарные частицы в несколько сотен раз тяжелее обычных, обладают отрицательным зарядом и формируются в верхнем слое земной атмосферы благодаря действию космических лучей. Скорость их движения к Земле лишь на малость уступает световой. При их истинной продолжительности жизни (в 2 микросекунды) они распадались бы раньше, чем коснутся поверхности планеты. Но в процессе полёта они живут в 15 раз дольше (30 микросекунд) и всё-таки достигают цели.

Физическая причина парадокса и обмен сигналами

Парадокс близнецов физика объясняет и более доступным языком. Пока происходит полёт, оба брата-близнеца находятся вне зоны досягаемости друг для друга и не могут на практике удостовериться в том, что их часы движутся синхронно. Точно определить, насколько замедляется движение часов у путешественника, можно, если проанализировать сигналы, которые они будут посылать друг другу. Это условные сигналы «точного времени», выраженные как световые импульсы или видеотрансляция циферблата часов.

Нужно понимать, что передаваться сигнал будет не в настоящем времени, а уже в прошедшем, поскольку распространение сигнала происходит с определённой скоростью и требуется определённое время, чтобы пройти от источника до приёмника.

Правильно оценивать результат сигнального диалога можно только с учётом эффекта Доплера: при удалении источника от приёмника частота сигнала уменьшится, а при приближении - увеличится.

Формулировка объяснения в парадоксальных ситуациях

Для объяснения парадоксов подобных историй с близнецами можно применить два основных способа:

  1. Внимательное рассмотрение имеющихся логических построений на предмет противоречий и выявление логических ошибок в цепи рассуждений.
  2. Осуществление детальных вычислений с целью оценки факта торможения времени с точки зрения каждого из братьев.

В первую группу попадают вычислительные выражения, основанные на СТО и вписанные в Здесь подразумевается, что моменты, связанные с ускорением движения, настолько малы по отношению к общей длине полёта, что ими можно пренебречь. В отдельных случаях могут вводить третью инерциальную систему отсчёта, которая продвигается по встречному направлению в отношении путешественника и используется для передачи данных с его часов на Землю.

Во вторую группу входят вычисления, построенные с учётом того, что моменты ускоренного движения всё же присутствуют. Сама эта группа также подразделяется на две подгруппы: в одной применяется гравитационная теория (ОТО), а в другой - нет. Если ОТО задействована, то подразумевается, что в уравнении фигурирует поле гравитации, которое соответствует ускорению системы, и берётся во внимание изменение скорости течения времени.

Заключение

Все обсуждения, связанные с мнимым парадоксом, обусловлены лишь кажущейся логической ошибкой. Как бы ни были сформулированы условия задачи, добиться того, чтобы братья оказались в полностью симметричных условиях, невозможно. Важно учесть, что время замедляется именно на движущихся часах, которым пришлось пройти через смену систем отсчёта, потому что одновременность событий относительна.

Рассчитать, насколько замедлилось время с точки зрения каждого из братьев, можно двумя способами: используя простейшие действия в рамках специальной теории относительности либо ориентируясь на неинерциальные системы отсчёта. Результаты обеих цепей вычислений могут быть взаимно согласованы и в равной степени служат для подтверждения того, что на движущихся часах время идёт медленнее.

На этом основании можно предполагать, что при перенесении мысленного эксперимента в реальность тот, кто займёт место домоседа, действительно состарится быстрее, чем путешественник.

Сначала давайте разберемся, кто такие двойняшки, а кто такие близнецы. И те, и другие рождаются у одной матери практически одновременно. Но если у двойняшек может быть разный рост, вес, черты лица и характер, то близнецы практически неотличимы. И этому есть строгое научное объяснение.

Дело в том, что при рождении двойни процесс оплодотворения мог пойти двумя путями: либо яйцеклетку оплодотворили одновременно два сперматозоида, либо уже оплодотворенная яйцеклетка разделилась надвое, и каждая ее половинка стала развиваться в самостоятельный плод. В первом случае, о чем не трудно догадаться, рождаются отличные друг от друга двойняшки, во втором - абсолютно похожие один на другого монозиготные близнецы. И хотя эти факты ученым известны давно, причины, провоцирующие появление близнецов, пока до конца не выяснены.

Правда, замечено, что любое стрессовое воздействие может привести к спонтанному делению яйцеклетки и появлению двух одинаковых эмбрионов. Именно этим объясняется увеличение числа рождений близнецов в периоды войн или эпидемий, когда организм женщины испытывает постоянную тревогу. Кроме того, геологические особенности местности тоже влияют на статистику близнецов. Они, например, рождаются чаще в местах с повышенной биопатогенной активностью или в районах рудных месторождений...

Многие люди описывают неопределенное, но постоянное ощущение, будто когда-то у них был близнец, который исчез. Исследователи считают это утверждение не столь странным, как может показаться на первый взгляд. Сейчас уже доказано, что при зачатии развивается гораздо больше близнецов - и однояйцевых, и просто двойняшек, - чем рождается на свет. Исследователи считают, что от 25 до 85% беременностей начинаются с образования двух эмбрионов, но заканчивается рождением одного ребенка.

Вот всего два из тех сотен и тысяч, известных медикам, примеров, которые подтверждают этот вывод...

Тридцатилетнему Морису Томкинсу, жаловавшемуся на частые головные боли, поставили неутешительный диагноз: опухоль мозга. Было решено проводить операцию. Когда же опухоль вскрыли, хирурги остолбенели: это оказалась не злокачественная опухоль, как предполагалось ранее, а не рассосавшиеся остатки тела брата-близнеца. Об этом свидетельствовали обнаруженные в мозгу волосы, кости, мышечная ткань...

Аналогичное образование, только уже в печени, обнаружили у девятилетней школьницы из Украины. Когда опухоль, разросшуюся до размеров футбольного мяча, разрезали, то перед глазами удивленных медиков предстала ужасная картина: изнутри торчали кости, длинные волосы, зубы, хрящи, жировые ткани, куски кожи...

То, что значительная часть оплодотворенных яйцеклеток, действительно, начинают свое развитие с двух зародышей, подтвердили и ультразвуковые исследования протекания беременности у десятков и сотен женщин. Так, в 1973 году американский врач Льюис Хелман сообщил, что из 140 обследованных им рискованных беременностей 22 начинались с двух зародышевых сумок - на 25% больше, чем ожидалось. В 1976 году доктор Сальватор Леви из Брюссельского университета опубликовал свои поразительные статистические данные об ультразвуковых исследованиях 7000 беременных женщин. Наблюдения, проводившиеся в первые 10 недель беременности показали, что в 71% случаев было два зародыша, но при этом рождался только один ребенок. По мнению Леви, второй зародыш обычно без следа исчезал к третьему месяцу беременности. В большинстве случаев, считает ученый, он поглощается материнским организмом. Некоторые ученые высказывают предположение, что, возможно, это естественный путь удаления поврежденного зародыша, благодаря чему сохраняется здоровый.

Приверженцы другой гипотезы объясняют этот феномен тем, что многоплодная беременность заложена в природе всех млекопитающих. Но у крупных представителей класса, в связи с тем, что они рожают более крупных детенышей, на стадии формирования эмбриона она переходит в одноплодную. Еще дальше пошли в своих теоретических построениях ученые, которые утверждают следующее: «да, действительно, оплодотворенная яйцеклетка всегда формирует два зародыша, из числа которых только один, наиболее сильный, выживает. Но другой зародыш вовсе не рассасываются, а поглощаются их выжившим собратом». То есть, на первых этапах беременности в чреве женщины совершается самый настоящий эмбриональный каннибализм. В качестве главного аргументам пользу этой гипотезы при водится тот факт, что на ранних стадиях беременности эмбрионы-близнецы фиксируется гораздо чаще, чем в более поздние периоды. Прежде считалось, что это ошибки ранней диагностики. Теперь же, судя по выше приведенным фактам, это расхождение в статистических данных полностью нашло объяснение.

Иногда исчезнувший близнец дает о себе знать совсем уж оригинальным способом. Когда Патриция Мак-Донелл из Англии забеременела, то узнала, что у нее не один тип крови, а два: 7% крови группы А и 93% - группы 0. Кровь группы А была ее. Но большая часть крови, циркулировавшей по телу Патриции, принадлежала не рожденному брату-близнецу, поглощенному ею в утробе матери. Тем не менее, спустя десятилетия, его останки продолжали вырабатывать свою кровь.

Массу любопытных особенностей демонстрируют близнецы и во взрослом состоянии. Убедиться в этом можно на следующем примере.

«Близнецы Джимы» были разделены сразу после рождения, выросли отдельно и стали сенсацией, когда нашли друг друга. Обоих звали одинаково, оба были женаты на женщинах с именем Линда, с которыми развелись. Когда оба женились во второй раз, у их жен были тоже одинаковое имя - Бетти. У каждого была собака по кличке Той. Оба работали представителями шерифа, а также в «Макдональдсе» и на бензоколонках. Отпуска они проводили на пляже Санкт-Петербурга (Флорида) и ездили на «шевроле». Оба грызли ногти и пили пиво «Miller», а также поставили белые скамейки около дерева в своих садах.

Психолог Томас Дж. Бохард-младший сходству и различию в поведении близнецов посвятил всю свою жизнь. На основании наблюдений за близнецами, с самого раннего детства воспитывавшихся в разных семьях и в различной обстановке, он пришел к выводу, что наследственность играет гораздо большую роль, чем предполагалось ранее, в формировании особенностей личности, ее интеллекта и психики, в восприимчивости к определенным заболеваниям. У многих из обследованных им близнецов, несмотря на существенную разницу в воспитании, обнаружились очень похожие черты поведения.

Например, Джека Юфа и Оскара Сторха, родившихся в 1933 году на Тринидаде, разлучили сразу же после их появления на свет. Они встречались только раз в возрасте чуть старше 20 лет. Им было по 45, когда они вновь увиделись у Бохарда в 1979 году. Оба оказались с усами, в одинаковых по стилю очках в тонкой металлической оправе и голубых рубашках с двойными карманами и погонами. Оскар, воспитанный матерью-немкой и ее семьей в католической вере, во времена фашизма вступил в Гитлерюгенд. Джека вырастил на Тринидаде отец-еврей, и позже он жил в Израиле, где работал в киббуце и служил в израильском флоте. Джек и Оскар обнаружили, что, несмотря на разные условия жизни, у них одинаковые привычки. Например, обоим нравилось громко читать в лифте просто для того, чтобы посмотреть на реакцию окружающих. Оба читали журналы от конца к началу, отличались суровым нравом, носили на запястье резиновую ленту и спускали воду в туалете перед тем, как воспользоваться им. Поразительно похожее поведение продемонстрировали и другие изучаемые пары близнецов. Бриджит Харрисон и Дороти Лоу, родившиеся в 1945 году и разделенные, когда им была неделя от роду, к Бохарду пришли с часами и браслетами на одной руке, двумя браслетами и с семью кольцами - на другой. Позже выяснилось, что у каждой из сестер есть кошка по кличке Тигр, что сына Дороти зовут Ричард Эндрю, а сына Бриджит - Эндрю Ричард. Но более впечатляющим оказался тот факт, что обе, когда им было по пятнадцать лет, вели дневник, а потом, почти одновременно, бросили это занятие. Дневники их были одного типа и цвета. Причем, хотя содержание записей различалось, они велись или пропускались в одни и те же дни. Отвечая на вопросы психологов, многие пары заканчивали ответы в одно и то же время и при ответах часто делали одинаковые ошибки. В ходе исследований выяснилось сходство близнецов в манере говорить, жестикулировать, двигаться. Было установлено также, что однояйцевые близнецы даже спят одинаково, и фазы сна у них совпадают. Предполагается, что у них могут развиваться и одинаковые болезни.

Завершить же этот этюд о близнецах можно словами Луиджи Гелда, который сказал: «Если у одного есть дырка в зубе, то и у другого она в том же зубе или скоро появится».

Хорошо знаешь историю географических открытий?

Проверь себя

Начать тест

Ваш ответ:

Правильный ответ:

Ваш резульат: {{SCORE_CORRECT}} из {{SCORE_TOTAL}}

Ваши ответы

8 000 км — это много? А для коммерческих перевозок, где каждый километр обходится в энную сумму? В этом вопросе весь секрет Суэцкого канала . Одно из самых известных сооружений мира заслуживает пристального внимания. 160 км позволяют избегать 8 000 км пути вдоль побережья Африки. 86 морских миль - и вы из Средиземного моря попадаете в Красное. Из Европы в Азию.

Неплохо? Какова была бы судьба , будь у них этот кратчайший путь в богатую Индию? Что делал бы Христофор Колумб ? Как ни странно, но у генуэзца был шанс пройти к вожделенному краю пряностей через Аравийский перешеек. И несмотря на то, что открыли канал только 145 лет назад - в 1869 году, история идеи намного старше и интереснее!

Рождение идеи

Древние египтяне быстро почувствовали все преимущества географического расположения своей страны. Государство, возникшее на берегах Нила, могло с одинаковым успехом торговать с Месопотамией, Грецией, странами Африки и Азии. Но были и серьезные препятствия — Аравийская пустыня, например. Её бескрайние пески отделяли удобный для судоходства Нил от Красного моря. Народ, который построил пирамиду Хеопса и Карнакский комплекс, просто обязан был задуматься о строительстве удобных судоходных путей. Так, при фараоне Меренре I (2285 - 2279 гг. до н.э.) для облегчения доставки гранита из Нубии были прорыты каналы в обход порогов Нила.

Самое интересное для Вас!

Скорость больше не нужна

За постройку полноценного канала взялся фараон Сенусерт III. Однако из-за того, что все означенные события происходили около 1800 лет до н.э., нельзя с полной уверенностью сказать, получилось ли у амбициозного правителя воплотить свой замысел в жизнь. По некоторым данным, Сенусерт в гранитных скалах пробил канал длиной 78 метров и шириной 10, чтобы облегчить судоходство по Нилу.

Конечно, учитывая уровень технологий — это тоже солидно. Но современный Суэцкий канал — недостижимая высота. Некоторые источники (Плиний Старший, например) утверждают, что планы у Сенурсета были гораздо грандиознее - прорыть между Нилом и Красным морем судоходный канал в 62,5 мили (около 100 км). Не сделал он этого вероятнее всего потому, что придворные инженеры не смогли составить нормальный план.

Согласно их расчетам, уровень воды в Красном море был выше, чем Ниле, и канал «испортил» бы воду в реке. По очевидным причинам использовать шлюзы древние строители не могли. Позже ошибочность расчетов египтян доказал блистательный Фурье, а позже, на практике, подтвердили строители Суэцкого канала.

Суэцкий канал: предтечи

Только через тысячу лет фараон Нехо ІІ (ок. 600 г. до н. э.) попытался не просто повторить своих предшественников, но и превзойти их! К сожалению, подробных сведений о канале Нехо не сохранилось, но известно, что путь по нему занимал 4 дня. Этот путь проходил рядом с городами Бубастиса и Патума. Канал был извилист, так как перед Красным морем приходилось обходить скальные породы. На строительстве погибло 120 000 египтян (по данным античных авторов, однако это может быть преувеличением). Увы, работа так и не была закончена — жрецы напророчили каналу незавидную участь и фараон не стал искушать судьбу и противиться воле богов.

Почему египтяне с таким упорством пытались воплотить в жизнь столь масштабную идею? В 19 веке это очевидно - Суэцкий канал нужен, чтобы сразу выйти в Индийский океан, а не огибать Африку. Но египтяне едва ли выходили даже в Аравийское море. Да и жизнь в пустыне приучила их к сухопутным походам и экспедициям. В чем же причина? Все дело в экспансионистской политике. Вопреки общественным представлением, в Древнем Египте не только строили пирамиды и поклонялись котам. Египтяне были искусными купцами, хорошими воинами и осторожными дипломатами. А территории современных Сомали, Емена, Эфиопии были источником ценнейших товаров: мирры, ценной древесины, драгоценных металлов, ароматических смол, ладана, слоновой кости. Также были совершенно экзотические «товары»: фараон Исеси, к примеру, наградил своего казначея Бурдиду за то, что тот из Пунта привез правителю карлика.

Египетские правители использовали весь арсенал средств - торговлю, войско, дипломатию. Но почему не сухопутный путь? Зачем просто так убивать 120 000 подданных и тратить массу средств? Все дело в том, что с древних времен и до наших дней включительно, морской транспорт остается самым дешевым. Максимальная автономность, грузоподъемность, скорость - это все о кораблях, а не караванных путях. Египтяне это понимали и идеи каналов, подобных Суэцкому, постоянно посещали фараонов и ученых. Вот только жрецы сломали амбициозному фараону все планы. Этот проект был закончен, но уже совершенно другим правителем - Дарием І.

Персы, греки и арабы

Через сотню лет после фараона Нехо II именно Дарий закончил строительство канала, приписав себе, однако, несколько больше совершенного: «Я приказал вырыть этот канал от реки, которая называется Нил и течет в Египте, до моря, который начинается в Персии. […] этот канал был вырыт, поскольку […] корабли пошли из Египта через этот канал в Персию, как я намеревался». В действительности персидский царь только очистил от ила уже построенный египтянами путь и проложил остаток водного пути — так возник «дедушка» Суэцкого канала.

Но и тут не все так однозначно. Историк Страбон подает несколько другие данные: «Канал был прорыт Сесострисом [он же Сенусерт, 1800 г. до н. э.] первоначально еще до Троянской войны; некоторые, однако, утверждают, что это дело сына Псаммитиха [этим сыном был тот самый Нехо ІІ], который только начал работы и затем умер; позднее за это взялся Дарий I, который унаследовал производство работ. Но под влиянием ложного представления он бросил уже почти законченную работу, ибо его убедили, что Красное море лежит выше Египта, а если прокопать весь промежуточный перешеек, то Египет будет затоплен морем. Тем не менее цари из рода Птолемеев прокопали перешеек и сделали пролив запирающимся проходом, так что можно было по желанию плыть беспрепятственно во Внешнее море и возвращаться обратно».

Этот античный автор утверждает, что Дарий так и не закончил постройку канала. Увы, древняя история пестрит такими вот несоответствиями и едва ли можно указать на однозначно верный вариант. Однако участие Птолемея II (285 - 246 гг. до н. э.) в постройке канала не вызывает никаких сомнений. По воспоминаниям современников, канал был настолько широк, что там могли свободно разминуться две триеры (ширина такого корабля около 5 м.), а это солидные цифры даже для современного сооружения. Именно этот правитель закончил строительство знаменитого Фаросского маяка (одно из 7 чудес света), да и вообще много средств выделял для экономического развития страны. Через тысячелетия Египет станет родиной нового Чуда света — Суэцкого канала.

После Птолемея канал достался римлянам вместе с Египтом. Очередное его масштабное восстановление организовал император Траян. Позже этот путь забросили и использовали лишь эпизодически для локальных целей

Вновь по-настоящему оценили возможности канала арабские правители. Амр ибн аль-Ас создал, благодаря каналу, прекрасный путь снабжения Египта продовольствием и сырьем. Торговая функция канала изменилась в пользу инфраструктурной.

Но в конце-концов халиф Аль-Мансур в 775 году закрыл канал из-за политических и военных соображений. Канал без должного обслуживания приходил в упадок и только некоторые его части заполнялись водой во время ежегодных разливов Нила.

Наполеон. Куда же без него!

Только через тысячу лет, во время пребывания Наполеона Бонапарта в Египте, о проекте вновь заговорили. Амбициозный корсиканец задумал восстановить канал, ведь в перспективе он хотел получить форпост между Британией и ее колониями в Индии, и такой элемент инфраструктуры было грех упускать. Суэцкий канал, его образ, идея — всё это незримо витало в воздухе. Но кто бы мог воплотить эту технологически и экономически колоссальную задумку?

Высадившись в Египте в 1798 году, Бонапарт смог легко разбить египетские войска. Не ожидая серьезного противодействия со стороны турок, он начал планировать обустройство будущей колонии. Но Османская империя не желала видеть корпус из 30 000 французов у себя на юге, поэтому обратилась за помощью к Великобритании. Владычица морей подавно не хотела усиления Франции, тем более если это грозило ее колониальным интересам. Гениальный Нельсон сумел нанести французам поражение при Абукире.

Лишившись поддержки флота на Средиземноморье, Наполеон оказался в западне и ему было уже не до канала. Надо было спасать солдат и спасаться самому. А в это время инженер Лепер, которого Бонапарт привез из Франции, составлял проект канала. Но готов он был только в 1800 году — Наполеон был уже во Франции, отказавшись от завоевания Египта. Решения Лепера нельзя назвать удачными, ведь его проект опирался отчасти на старый путь, проложенный ещё Дарием и Птолемеем. Кроме того, канал был бы непригоден для прохождения судов с большой осадкой, а это сильно сказывалось на перспективе такого «короткого пути» из Европы в Азию.

Первые шаги к Суэцкому каналу

В 1830 году Фрэнсис Чесни, британский офицер, в лондонском парламенте предложил идею постройки канала через Суэцкий перешеек. Он утверждал, что реализация подобного проекта серьезно упростит англичанам путь в Индию. Но к Чесни никто не прислушался, так как к тому времени англичане были заняты налаживанием наземной транспортной инфраструктуры на перешейке. Конечно, сейчас нам подобная схема кажется бессмысленной, из-за трудности и неэффективности подобного подхода.

Посудите сами — яхта или корабль, прибывший, допустим, из Тулона, высаживал пассажиров в Александрии, где они частью по суше, частью по Нилу добирались до Каира, а потом через Аравийскую пустыню до Красного моря, где вновь занимали места на другом корабле, который шел в Бомбей. Утомительно, не правда ли? А если посчитать стоимость подобного маршрута для перевозки товара? Тем не менее, проект Чесни был отвергнут, тем более в 1859 году была достроена прямая железная дорога через перешеек. Куда там какому-то Суэцкому каналу!

В 1833 году идеей канала живо заинтересовалось французское утопическое движение сенсимонистов. Несколько энтузиастов разработали план постройки, но Мухаммед Али-паша (правитель Египта) не был настроен на поддержку подобных проектов: на море Египет еще не оправился от последствий Наваринского сражения , а на суше нужно было воевать с турками. Время идеи еще не пришло.

Фердинанд родился в 1805 году в семье дипломата, что, собственно, и предопределило его карьеру. В 20 лет он был назначен атташе в посольстве Франции в Лисабоне, где работал его дядя. В это время часто ездит в Испанию и навещает свою двоюродную племянницу Евгению. Ее лояльное отношение к дядюшке Фердинанду еще сыграет свою роль. Чуть позже, не без помощи отца, он получил место в составе французского дипломатического корпуса в Тунисе. А в 1832 году его отправили в Александрию, на пост вице-консула. Именно здесь Суэцкий канал берет начало своей истории.

Еще во Франции де Лессепс ознакомился с работами сенсимонистов и вошел в их круг. В Египте он близко общался с Бартелеми Анфантеном, главой секты сенсимонистов. Естественно, идеи реформирования Египта и масштабных строек не могли не посещать достаточно радикального Анфантена. Тем более, что в это же время проевропейские реформы начал проводить Мухаммед Али. Бартелеми, очевидно, делился мыслями с молодым вице-консулом. Вполне возможно, что он делает это не только из чистого интереса, но и потому, что де Лессепс успешно продвигается по службе — в 1835 его назначили генеральным консулом в Александрии.

В это же время произойдет еще один примечательный факт, который во многом решит судьбу канала: Мухаммед Али предложит де Лессепсу заняться образованием своего сына, Мухаммеда Саида. До 1837 года Фердинанд работал в Александрии, формально консулом, а де-факто еще и репетитором.

За пять лет в Египте Лессепс оброс связями среди египетских чиновников и неплохо разбирался в местной политике. Позже француза отправили в Нидерланды, а еще позже — в Испанию. В 1849 году Фердинанд был в составе французского дипломатического корпуса в Риме, где решались вопросы, связанные с итальянским восстанием. Переговоры были провалены, а де Лессепса сделали козлом отпущения и отправили в отставку.

Бывший дипломат жил себе спокойно в своем поместье, а в свободное время работал с материалами, которые собрал во время своего пребывания в Египте. Особенно нравилась ему идея постройки канала через Суэцкий перешеек. Фердинанад даже отослал проект канала (назвав его «Канал двух морей») на рассмотрение Аббас Паши, правителя Египта. Но увы, отклика так и не получил.

Через два года, в 1854 году, на египетский престол взошел Мухаммед Саид. Как только де Лессепс узнал об этом, он сразу отправил поздравления своему бывшему ученику. Тот в ответ пригласил бывшего консула в Египет и 7 ноября 1854 года Фердинанд де Лессепс был в Александрии. В своей дорожной сумке он держал проект «Канала двух морей», рассчитывая показать его Саиду. Время идеи пришло.

Великий комбинатор

В литературе де Лессепса часто называют авантюристом и хитрым дельцом. Связывают это, правда, больше с постройкой Панамского канала, но и в Суэцком проекте он отметился. Дело в том, что 30 ноября 1854 года Саид-паша подписал концессионное соглашение о строительстве канала (дополненное в 1856 году). Условия соглашения, предложенного Фердинандом, были крайне невыгодны для Египта. Именно поэтому он заслужил сравнение с незабвенным Остапом Бендером. Но если посмотреть на ситуацию с точки зрения средины 19 века, все становится на свои места. Европейцы воспринимали азиатские и африканские страны исключительно как колонии — уже оформившиеся, либо потенциальные. Де Лессепс был прилежным учеником и следовал европейской политической парадигме. Едва ли уместно говорить о несправедливости, если ее как таковой не существовало.

Но что же было в том соглашении? В чем просчитался Саид-паша?

  • Все земли, необходимые для постройки, переходили в собственность компании.
  • Все оборудование и материалы, которые ввозили из-за границы для строительства не облагались пошлинами.
  • Египет обязывался обеспечить 80% необходимой рабочей силы.
  • У компании было право выбирать на государственных рудниках и карьерах сырье, забирать весь необходимый транспорт и оборудование.
  • Компания получила право владеть каналом на протяжении 99 лет.
  • Египетское правительство будет получать от компании ежегодно 15% чистого дохода, 75% уходит в пользу компании, 10% в пользу учредителей.

Выгодно? Как для колонии — вполне, но не более. Возможно, Саид-паша просто не был хорошим правителем. Он тоже проводил реформаторскую политику, но ему не хватало прозорливости отца. В итоге он отдал ценнейший канал в руки колонистов-европейцев.

Суэцкий канал, на старт, внимание… марш!

Окончательный проект Суэцкого канала со всеми необходимыми чертежами и расчетами был предоставлен в 1856 году. Только через два года — 15 декабря 1858 года была основана «Universal Suez Ship Canal Company». Прежде чем приступить к непосредственному сооружению канала компания должна была получить финансовую поддержку — для этого Фердинанд начал выпускать акции.

Всего он выпустил 400 000 ценных бумаг, которые надо было кому-то продать. Лессепс сначала попытался привлечь британцев, но не получил ничего кроме насмешек и запрета продажи акций «Suez Canal Company». Консервативность британцев в этот раз сыграла против них. Полагаясь на железную дорогу через Аравийский перешеек, они упустили замечательный судоходный путь. В Австрии и Пруссии идея тоже не стала популярной.

Зато в родной Франции акции пошли «на ура» — средний класс активно скупал бумаги по 500 франков за штуку, надеясь в будущем получить неплохие дивиденды. 44% акций выкупил Саид-паша, а еще 24 000 были проданы Российской империи. В результате фонд компании составил 200 000 франков (примерный курс: 1 франк 1858 года = 15 долларов США 2011 года). 25 апреля 1859 года начались строительные работы на месте будущего Порт-Саида.

Строительство Суэцкого канала продолжалось десять лет. Нет точной оценки количества задействованных рабочих. По разным данным канал строили от 1 500 000 до 2 000 000 человек. Из них несколько десятков тысяч (или сотен, никто не считал) умерли. Главной причиной этого был непосильный труд и ужасная антисанитария. О чем можно говорить, если нормальный канал для обеспечения стройки пресной водой построили только в 1863 году! До этого воду регулярными «рейсами» доставляли 1600 верблюдов.

Что интересно, Великобритания активно выступала против использования, фактически, принудительного труда на Суэцком канале. Но не обманывайтесь на счет политиков Туманного Альбиона — ими руководило отнюдь не человеколюбие. Ведь англичане не гнушались абсолютно так же использовать египтян при прокладке своей железной дороги (об этом с возмущением писал Лессепс в письме британскому правительству). Все дело было в экономических интересах — Суэцкий канал серьезно облегчал судоходство между Европой и Индией, богатейшей колонией британцев. Именно поэтому Лондон постоянно давил на турецкого султана и Францию, не давая компании спокойно работать. Доходило до того, что нанятые британцами бедуины пытались поднять восстание среди строителей канала! Турки и французы не хотели ссориться с Британией, так как совсем недавно они вместе воевали против России и терять такого могущественного союзника им не хотелось.

В 1863 году скончался Саид-паша, на египетский престол взошел Исмаил-паша. Новый правитель захотел пересмотра концессионного соглашения и стройка почти остановилась. Над Суэцким каналом повисла серьезнейшая угроза. Но Фердинанд де Лессепс был дипломатом, пусть и не блестящим. А что за дипломат без туза в рукаве? Фердинанд обращается к Наполеону III, правда не напрямую, а через племянницу Евгению, жену французского императора. Третейский суд под руководством Наполеона пересмотрел условия соглашения и вернул египетскому государству земли, перешедшие к компании. Кроме того, были отменены льготы по пошлинам и право компании на привлечение крестьян к строительству. Но и здесь компания извлекла пользу — в качестве компенсации за изменение условий соглашения Египет выплатил компании 3,326 млн египетских фунтов в 1866 г и 1,2 млн в 1869 году. Но самое главное — Суэцкий канал начал строиться! Сам идейный вдохновитель Лессепс участвовал в открытии — 25 апреля 1859 года проект сдвинулся с мертвой точки.

16 км/год

Лессепс планировал построить канал за 6 лет, но работы хватило на все 10. Из-за недостатка технических средств работа продвигалась достаточно медленно. Ручной труд неквалифицированных рабочих в условиях пустыни — не лучший способ сооружения гигантских каналов. Но приходилось довольствоваться тем, что есть. На заключительном этапе использовали экскаваторы, которые существенно ускорили работу.

Лессепс упоминал, что за один месяц шестьдесят таких машин извлекали 2 млн м3 земли. Всего же, по оценкам Администрации Суэцкого канала, объем земляных работ составлял около 75 млн м3 земли. Почему такое несоответствие в данных? Несложно подсчитать, что если бы землеройные машины работали на Суэцком канале все 10 лет, то можно было извлечь 240 млн м3. Дело в том, что действительно современное техническое оснащение появилось у компании только под конец строительства.

Суэцкий канал начинался у Средиземного моря, потом по прямой до озера Тимсах и высохших Горьких озер. Оттуда заключительный отрезок шел до Красного моря, к городу Суэц. Интересно, что Порт-Саид был основан как поселение строителей в 1859 году. Сейчас это крупный город с полумиллионным населением, который играет важную роль в обслуживании Суэцкого канала.

В 1869 году работы были завершены. Суэцкий канал готовился к открытию. Это действительно был технологический прорыв — длина нового канала составляла 164 км, ширина 60-110 м. по водному зеркалу и 22 м. по дну, глубина 8 м. Шлюзов не было, что серьезно упростило постройку. Несмотря на то, что формально канал был построен, перманентные работы по углублению и расширению, по большому счету, не прекращались никогда — канал не был приспособлен для больших судов. Часто, чтобы разминуться, один из кораблей швартовался у специального причала (они были построены через каждые 10 км) и пропускал другой.

Но это все частности. Главное что Лессепс и его компания доказали, что канал через Аравийский перешеек построить можно. Исмаил-паша устроил грандиозные торжества в честь открытия Суэцкого канала — было потрачено больше 20 млн франков (эти неумеренные траты, кстати, сильно ударили по бюджету страны)! Гвоздем программы должна была стать заказанная у Верди опера «Аида», но композитор не успел написать ее, поэтому гости «довольствовались» роскошным балом.

Среди приглашенных были представители монарших семей с Австрии, Пруссии, Нидерландов, любимая племянница Лессепса Евгения. Россию представлял посол и знаменитый художник-маринист Айвазовский . На 16 ноября 1869 были запланированы празднества, а 17 ноября Суэцкий канал был открыт!

Суэцкий канал — важнее с каждым годом

В 1869 году на реке Клайд был спущен на воду знаменитый клипер Катти Сарк . По иронии судьбы в этот же год открыли Суэцкий канал, «убийцу» скоростных клиперов. Теперь не было надобности в этих стремительных красавцах — приземистые грузовые пароходы успевали перевезти больше груза в тот же срок благодаря творению Лессепса.

Но Суэцкий канал — это не только лирика, но еще и политика. Вскоре после первых рейсов англичане поняли, какой лакомый кусочек они упустили. Наверное, так и остались бы гордые сыны Альбиона с носом, если бы не отсутствие элементарных навыков финансиста у Исмаил-паши. Любовь к непомерной роскоши правителя во всем (вспомним и то самое празднование в Порт-Саиде) серьезно пошатнули финансовые позиции Египта. В 1875 году все 44% акций, принадлежавших Исмаил-паше (они перешли ему от Саида, его предшественника) были выкуплены Великобританией за 4 млн фунтов стерлингов (если эту сумму конвертировать в фунт 2013 года, то получим 85,9 млн фунтов). Компания стала, фактически, франко-британским предприятием.

Значение Суэцкого канала очень ярко показано на примере соглашения 1888 года. Тогда девять великих государств Европы (Германия, Австро-Венгрия, Россия, Великобритания, Нидерланды, Турция, Франция, Испания, Италия) подписали конвенцию для обеспечения свободного судоходства по каналу. Канал был открыт для доступа всем торговым и военным судам в любое время. Было запрещено блокировать канал или вести в нем военные действия. Уж если на войне, где нет правил, так соблюдали неприкосновенность этой магистрали, можно представить, какую важную роль он играл.

С каждым последующим годом нагрузка на Суэцкий канал постоянно увеличивалась, он был важнейшим элементом инфраструктуры, который позволял за пару недель попасть из Средиземного моря в Азию. Египтяне были устранены от управления каналом, все ключевые посты занимали французы и британцы. Безусловно, такое положение сильно било по чувству национального самосознания египтян. Но в открытый конфликт это вылилось лишь в средине ХХ века.

Перед Второй мировой (в 1936 г.) британцы добились права держать войска у канала для его защиты. Во время войны союзники костьми ложились, но держали у Эль-Аламейна оборону, стараясь не пустить Роммеля к Суэцкому каналу. Это был действительно стратегический объект, который прикрывал ближневосточную нефть и Азию. Но после войны значение канала серьезно изменилось. Колониальные империи отошли в небытие, зато экспорт нефти возрос во много раз. К тому же начала накаляться атмосфера в арабском мире в связи с провозглашением Израильского государства.

В 1956 году британо-французский десант занял Порт-Саид. В то же время с севера на Египет наступала израильская армия. Причиной вторжения европейский войск была попытка президента Египта Гамаль Абдель Насера (героя антимонархической революции 1952 г.) национализировать Суэцкий канал. Несмотря на тяжелейшие потери и временное перекрытие канала (1956-1957 гг.), Насер достиг своей цели и канал стал стратегически важным объектом экономики Египта.

После Шестидневной войны 1967 года канал был закрыт на 8 лет. В 1975 году операцию по очистке и разминированию Суэцкого канала проводили силы ВМФ США и СССР. Простой канала был тяжелым ударом по экономике. И Египет смог его пережить только благодаря помощи других Арабских государств.

На 8 лет (1967-1975 гг.) в Большом горьком озере (по которому проходит Суэцкий канал) были заперты 14 судов: они не успели выйти из канала до его блокады. Их назвали «Желтой флотилией», как говорят — из-за песка, которым были занесены палубы.

Все 8 лет на судах оставались команды, которые, правда, сменялись время от времени. Команды занимались обслуживанием механизмов, старались содержать суда в максимальной чистоте, каждое утро поднимали флаги. Капитаны судов основали «Ассоциацию Большого Горького озера». для поддержания дружеской атмосферы.

Удивительно, но моряки умудрялись проводить различные мероприятия, самым знаменитым из которых стала «Олимпиада Большого Горького озера». Команды соревновались в самых разных дисциплинах, традиционных и не очень: рыбалке, футболе, акробатических прыжках.

Но наибольшую известность ассоциации принесли марки, которые выпускались прямо на судах. Марка АБГО — предмет вожделения любого филателиста.

В наши дни Суэцкий канал принадлежит Египту и транзитная плата, взимаемая администрацией, является важной статьей дохода государства.

Современный Суэцкий канал

В плане инфраструктуры Суэцкий канал не менее интересен. Там нет шлюзов, а это очень упрощает ремонтные работы и судоходство. Зато есть несколько примечательных мостов.

1. Автомобильный мост через Суэцкий канал (бывший мост им. Хосни Мубарака). Примечателен своими размерами — высота 70 м, длина 3,9 км, ширина 10 м. Этот вантовый мост выглядит очень впечатляюще, но кроме этого является еще и важной магистралью, соединяющей Азию и Африку. Открыт в 2001 году. Интересно, что опоры моста пытались стилизовать под древнеегипетские обелиски.

2. Поворотный железнодорожный мост Эль-Фердан. Самый длинный в мире мост подобного типа, он был построен 2001 году вместо разрушенного во время Шестидневной войны 1967 года.

3. Туннель Ахмеда Хамди. Открыт в 1981 году, назван в честь египетского генерала, убитого рядом с этим местом в 1973 году. Длина туннеля 1,63 км, диаметр 11,6 м. Движение однополосное, но в обе стороны. Если вы захотите проехать по этому удивительному сооружению (53 м. ниже уровня моря, как-никак!), придется уплатить около 30 американских центов.

4. Линия электропередач над Суэцким каналом, открыта в 1998 году. На противоположных берегах канала соорудили два пилона высотой 221 м. Такие большие конструкции понадобились, чтобы соответствовать требованию: линии электропередач должны проходить на высоте минимум 156 м. над каналом.

5. Маяк в Порт-Саиде. Открытый в 1869 году, за неделю до Суэцкого канала. Сейчас это строение имеет статус национального памятника в Египте. Но чем он примечателен? Французский архитектор Франсуа Коинье из-за дорогвизны камня решился построить маяк из бетона, укрепив его железными прутами. Фактически, он использовал железобетон, что было очень прогрессивным ходом в то время. Значительная высота (56 м.) и электрические лампы позволяли судам видеть сигналы маяка на расстоянии 40 км. Сейчас этот маяк не используется для регулирования судоходства в Суэцком канале, но остается напоминанием о великом технологическом рывке, который человечество совершило в 1869 году.

Работы над расширением и углублением канала проводятся постоянно, и сейчас власти Египта заявляют о длине канала в 190 км, но они учитывают еще и фарватер Порт-Саида в 20 км, дистанцию от зоны ожидания судов до входа в Суэцкий канал — 8,5 км. Зато глубина действительно увеличилась и сейчас достигает 22,5 м.

Таким образом максимальная осадка судов не должна превышать 18,9 м. Скорость в разных районах канала колеблется на уровне 11-14 км/час, таким образом в среднем корабли тратят 12-15 часов на переход. Максимальный дедвейт судов — 210 000 тонн (дедвейт — полная грузоподъемность судна: груз, топливо, экипаж и пр. Применяется только к грузовым судам).

Именно последняя цифра натолкнула египетское правительство на мысль о необходимости еще большего углубления канала. Ведь современные супертанкеры не в состоянии пройти через Суэцкий канал — супертанкер Knock Nevis имел дедвейт в 560 000 тонн! Этот корабль утилизировали в 2010 году, но примечателен он до сих пор, ведь за один рейс это судно могло перевезти 4 млн баррелей нефти.

Роль Суэцкого канала

Сегодня творение Лессепса не просто живет, а процветает. Несмотря на экономический спад в развитии многих государств, Суэцкий канал остается сверхприбыльным путем, в котором нуждаются сотни стран мира. Так, доходы Суэцкого канала в первом квартале 2014 года составили 1,214 млрд $, что на 2,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года (1,187 млрд $).

Суэцкий канал соединят Средиземное море с Красным. Таким образом, значительно сокращается водный путь из Средиземноморья в воды Индийского океана . Отпадает необходимость огибать Африку, что является огромным плюсом для морского судоходства. Канал считается географической границей между Азией и Африкой.

Этот важнейший морской путь был запущен в эксплуатацию 17 ноября 1869 года. Он соединил 2 морских порта - Порт-Саид на Средиземном море и порт Суэц - север Суэцкого залива Красного моря . К востоку от канала простираются земли Синайского полуострова, а западный берег принадлежит Африке. Этот водный путь считается собственностью Египта и приносит государственной казне ежегодно не менее 5 млрд. долларов, пропуская через себя порядка 18 тыс. судов.

В начале своей эксплуатации длина водного пути составляла 164 км с глубиной 12 метров. В наши дни, после нескольких расширений, длина увеличилась до 193 км с глубиной 24 метра. Длина северного доступа составляет 22 км, сам канал имеет протяжённость 163 км и длина южного доступа равна 9 км. Ширина водного зеркала варьируется в пределах от 120 до 150 метров. Ко дну ширина сужается и достигает 45-60 метров.

Водный путь, соединяющий Красное и Средиземное моря, не имеет шлюзов. Это очень удобно, так как суда без всяких препятствий могут попадать из одного солёного водоёма в другой.

На канале имеются озёра. Это Большое Горькое озеро и Малое Горькое озеро. Большое расположено севернее, а его площадь водного зеркала равна 250 кв. км. Площадь Малого Горького озера составляет 30 кв. км. Что касается течений, то в зимние месяцы вода из горьких озёр течёт на север, а зимой принимает воды из Средиземного моря. К югу от озёр течение меняется в зависимости от приливов и отливов.

История Суэцкого канала

Древние времена

Древние египтяне ставили перед собой задачу соединить реку Нил с Суэцким заливом. Нужно им это было для того, чтобы наладить торговый путь с Пунтом - древним государством, расположенным на полуострове Африканский Рог. Товары были очень ценными - чёрное дерево, различные краски, слоновая кость, золото, шкуры животных, мирра (камедистая смола).

Предполагается, что ещё в XIX столетии до н. э. такой канал был проложен, и Нил соединился с Красным морем. Этот водный путь неустанно поддерживался фараонами в рабочем состоянии. Но шли века, менялись люди и государства. Водная перемычка постепенно потеряла свою актуальность и пришла в упадок, а затем опять появилась надобность в её восстановлении.

Древнегреческий историк Геродот сообщает, что в VII веке до н. э. египтяне опять начали рыть канал, но не закончили его. Лишь через 100 лет персидский царь Дарий I достроил этот водный путь. В III веке до н. э. он перешёл во владения Птолемея Филадельфа, ставшего царём Древнего Египта после смерти Александра Македонского . Судя по упоминаниям древних историков, водный поток был так широк, что на нём свободно расходились 2 судна. Во II веке уже нашей эры римский император Троян углубил канал и расширил его. Но затем наступила другая эпоха, и водный путь из Африки в Красное море был заброшен.

Строительство канала в XIX веке

Промелькнули столетия, и во главе Франции встал Наполеон Бонапарт . В 1798 году он дал распоряжение тщательно изучить вопрос строительства Суэцкого канала, который смог бы соединить Средиземное море с Красным. Была организована комиссия, но её заключение разочаровало императора. Специалисты пришли к выводу, что уровень вод Красного моря на 9 метров выше аналогичного уровня Средиземного моря. То есть нужно было возводить целый каскад шлюзов. Императору назвали и сумму всех работ - 45 миллионов франков.

Но не финансовый вопрос помешал Наполеону осуществить строительство. Вмешались обстоятельства. Императора свергли и отправили в ссылку на остров Святой Елены, а разговоры о грандиозном проекте сами собой заглохли.

Прошло 40 лет и уже другие специалисты доказали, что французская комиссия ошиблась. Никакого перепада воды нет. После этого родилась идея всё же построить канал. Её стал активно продвигать Фердинанд де Лессепс - французский дипломат с обширными связями и великолепной репутацией. Своей идеей он заинтересовал правителя Египта Мухаммеда Саид-пашу. Этот человек в своё время учился в Париже и получил прекрасное образование.

Саид-паша выдал Лессепсу концессию на строительные работы, которые начались в 1859 году. Стоимость работ оценили в 200 млн. франков. На эту сумму были выпущены и проданы акции в счёт будущих дивидендов. Гарантами выступали правительства Египта и Франции, поэтому данный финансовый проект считался вполне надёжным.

Строительные работы были чрезвычайно тяжёлыми. Люди работали в пустыне под испепеляющими всё лучами солнца. Главной проблемой стало снабжение рабочих не строительными материалами, а водой. К счастью, было обнаружено русло старого канала, которым пользовались в древности. Именно по нему и пустили пресную воду из Нила.

Однако непредусмотренные вначале технические и бытовые вопросы очень быстро "съели" изначально заложенную в смету сумму. Пришлось выпускать дополнительные акции. В общей сложности стоимость всех затрат составила почти 580 млн. франков. Лессепс обещал построить водный путь за 6 лет, но работы растянулись почти на 11 лет.

Вначале сделали северную часть водного участка и вышли к давным давно высохшим горьким озёрам. Представляли они собой впадины с глубиной 8-10 метров ниже уровня моря. Затем настала очередь южной части, которую соединили с Суэцким заливом.

Торжественное открытие нового водного пути, который сократил путь из Средиземного моря в Индийский океан на 8 тыс. км, состоялось 17 ноября 1869 года. На торжество съехались представители практически всех европейских держав. Празднования продолжались в течение недели, а их стоимость составила 30 миллионов франков.

Дальнейшая история Суэцкого канала

В 1888 году морские державы подписали Международную конвенцию. Она гарантировала свободный проход через канал судам всех государств. Однако в период Мировых войн контроль над этим стратегически важным участком осуществляла Великобритания и её союзники. В 1956 года президент Египта Насер заявил о национализации канала.

Это вызвало большой переполох в мире, так как через Суэцкий канал осуществлялось 20% всех мировых перевозок и 80% нефтеперевозок США. Экономические интересы породили войну, в которой Египет потерпел поражение, а стратегически важный водный путь попал под юрисдикцию ООН.

Очередной конфликт возник в 1973 году, когда началась арабо-израильская война. В районе канала шли активные военные действия, а его работа была парализована. Заработал водный путь только в июне 1975 года. В настоящее время он находится под юрисдикцией Египта и приносит государственной казне хорошие деньги.

Судно на канале

Пропускная способность водного пути составляет 76 судов в сутки. Движение одностороннее. На один корабль отводится от 12 до 16 часов. Вначале идут суда от Суэца, затем суда от Порт-Саида. Расходятся встречные корабли в Большом Горьком озере. Движение организуется строго по графику.

Огромные гружёные танкеры не могут преодолеть мелкий водный путь из-за своей глубокой осадки. Поэтому они разгружаются, минуют канал и опять загружаются в другом его конце. Это создаёт определённые неудобства. Перевозку таких грузов осуществляют суда, принадлежащие Египту.

В 1981 году возле Суэца запустили в эксплуатацию подводный автомобильный туннель. Проходит он прямо под дном Суэцкого канала и соединяет Синайский полуостров с Африкой. Данное архитектурное творение считается одной из достопримечательностей Египта. В 2001 году были открыты железнодорожный и автодорожный мосты в северной части водного пути. В высоту автодорожный мост достигает 70 метров. Железнодорожный мост является разводным. Таким образом, эти сооружения не препятствуют прохождению судов с любыми габаритами.

Для мировой экономики данное рукотворное творение имеет огромное значение. Оно экономит массу времени, а, стало быть, снижает и стоимость перевозок. Выгода очевидна, остаётся лишь уповать на стабильную политическую ситуацию в данном неспокойном регионе .