Каким током заряжать разряженный автомобильный аккумулятор. Как правильно зарядить акб в домашних условиях

31.01.2019

Осуществляется с использованием одного из двух типов зарядных устройств, которые могут обеспечивать в ходе процесса постоянство тока или постоянство напряжения. Оба способа равноценны, в плане влияния на продолжительность эксплуатационного срока аккумулятора. Перед тем, как заряжать подсевшую АКБ, необходимо снять с нее обе клеммы (плюс и минус), подсоединенные к бортовой системе автомобиля.

Зарядка при постоянстве силы тока

Чтобы «вычислить» нужную величину тока зарядки для восстановления АКБ, необходимо емкость вашего аккумулятора, выражаемую в ампер-часах, разделить на 10. Например, если батарея в 60 А/ч, то зарядный ток на приборе нужно установить равным 6 А. Основной недостаток подобных устройств – необходимость ежечасного контроля за силой тока и достаточно сильное выделение газов ближе к концу процесса восстановления.

Чтобы уменьшить газовыделение, рекомендуется применять ступенчатое понижение силы тока. При достижении напряжения до 14,4 В, нужно убавить ток до 3-х ампер (при зарядке батареи емкостью в 60 А/ч). Если приходиться заряжать АКБ последних выпусков (у них отсутствуют отверстия для залива дистиллированной воды), то целесообразно провести еще одно уменьшение величины зарядного тока до 1,5 А (при повышении напряжения до 15 В). Можно считать, что батарея восстановлена полностью, если напряжение остается неизменным в течение, как минимум, часа (16,3-16,4 В).

Зарядка при постоянстве подаваемого напряжения

Сильно разряженный аккумулятор обладает небольшим сопротивлением, поэтому в момент подсоединения к зарядному устройству сила тока может взлететь до 40 А. Чтобы этого не произошло и аппарат не вышел из строя, максимальный ток ограничивается 20-25 А. Степень заряженности батареи и продолжительность процесса восстановления связаны с подаваемым на АКБ напряжением:
- 14,4 В: АКБ зарядиться на 70-80%;
- 15 В: на 80-90%;
- 16,4 В: на 100%, при условии соблюдения срока зарядки (не менее 20 часов, но не более 24-х).

В ходе зарядки напряжение на клеммах приближается к значению, выдаваемого зарядным устройством, соответственно, величина тока падает и в конце процесса достигает нуля. В этот момент можно считать, что АКБ полностью заряжена. Обычно об окончании зарядки сигнализирует зеленый индикатор, имеющийся в некоторых устройствах. Следует учитывать, что продаваемые ныне приборы чаще всего имеют максимально выдаваемое напряжение в 14,4 В. Поэтому, чтобы быть уверенным, что аккумулятор восстановлен полностью, нужно оставить его заряжаться на сутки.

Заряд аккумулятора нужно периодически проверять. Лучше всего это делать осенью, чтобы подготовиться к холодной зиме. Дело в том, что мороз крайне негативно влияет на состояние АКБ. Чтобы машина заводилась при минусовых температурах необходимо заранее позаботиться о должном состоянии электролита.

Но иногда проверка осуществляется уже тогда, когда заряд в аккумуляторе иссяк. В таком случае единственный доступный вариант — это зарядка. Для выполнения этой процедуры не нужно владеть какими-либо специальными знаниями, достаточно следовать инструкциям и придерживаться элементарных норм безопасности.

Какими бывают АКБ

Перед тем как начать заряжать АКБ необходимо немного разобраться в его устройстве. Для начала разберём, какие функции на себя берёт автомобильный аккумулятор, всего их три:

  • питание стартёра,
  • питание сети при включённом двигателе,
  • подпитка сети при неработающем двигателе.

АКБ работает совместно с генератором. Это нужно учитывать, перед тем как начать его заряжать. Батарея нормализует напряжение, сводя к минимуму урон, наносимый кратковременными перепадами.

Важно! Кроме того, что АКБ выполняет запуск двигателя, он играет роль резервного источника питания.

Именно поэтому неосторожное использование музыкальной системы или света при выключенном моторе может привести к тому, что аккумулятор придётся заряжать. В легковых автомобилях применяются свинцово-кислотные батареи. Они обладают большой ёмкостью и способны работать как при высоких, так и при низких температурах.

Когда вы заряжаете АКБ, нужно учитывать, что конструкция состоит из шести батарей, последовательно соединённых друг с другом. Из-за этого время зарядки является довольно продолжительным. Конечно, можно увеличить скорость, настроив другую мощность. Но подобный подход может привести к безвозвратной порче устройства.

Корпус АКБ изготовлен из пропилена. Он имеет высокую стойкость к разного рода кислотам, а главное, не пропускает ток. Пластины в конструкции изолируются посредством пластмассового сепаратора.

Электроды делаются из свинца. В результате АКБ можно заряжать много раз, давая автомобилю новую жизнь. Но до этого всё же не стоит доводить, лучше постоянно следить за состоянием устройства.

Виды АКБ

Все АКБ можно поделить на четыре вида:

  • обслуживаемые,
  • малообслуживаемые,
  • гибридные,
  • необслуживаемые.

Уже с самих названий вы можете понять, какие АКБ нельзя заряжать. Некоторые из перечисленных выше видов устройств давно были сняты с производства. Но их до сих пор можно отыскать на некоторых автомобилях.


Обслуживаемые аккумуляторы обладают эбонитовым корпусом. В роли изоляции выступает обычная мастика. Она обеспечивает крайне посредственную герметизацию и сейчас практически не используется. В ёмкость нужно довольно часто наливать воду, пластины поддаются замене. Такой аккумулятор легко заряжается при необходимости.

Как правильно заряжать АКБ

Если одним прекрасным зимним утром вы не смогли завести, свой автомобиль, значит, пришло время зарядить АКБ. Безусловно, проблемы с аккумулятором случаются и в летнюю пору года. Но именно холод способствует максимально быстрой разрядке устройства.

Конечно же, правильное обслуживание позволяет избежать всех этих сложностей, но на него не всегда хватает времени. В результате рано или поздно каждый водитель задаётся вопросом, как заряжать АКБ?

Подготовка

Перед тем как зарядить АКБ снимите устройство. Зарядка должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении. Лучше всего делать это на балконе. Гараж также подойдёт, но предварительно необходимо открыть дверь.

Очень желательно, чтобы в помещении была вентиляция. Вытяжка также не помешает, но это на крайний случай. Если же у вас нет балкона и гаража. Просто откройте окна перед тем, как начать заряжать АКБ. Поверьте, это спасёт вас от многих неприятностей в виде крайне неприятного запаха, который не выветривается днями.

Заряжать АКБ нужно подальше от взрывоопасных предметов. Если рядом есть что-то легковоспламеняющееся вроде штор или бумаги, смените место дислокации. Иногда у водителя просто нет возможности провести зарядку дома, в таком случае достаточно выйти на природу, взяв с собой все нужные инструменты.

Когда заряжается АКБ происходит выделение взрывоопасного вещества. Поэтому уберите все зажигалки подальше. Одна случайная искра может привести к масштабному пожару.

Иногда водителю нужно срочно зарядить АКБ. Если сроки поджимают, то данную процедуру можно провести, не снимая устройства с машины. Достаточно просто отключить все электрические кабеля и можно приступать к процедуре.


Важно! В процессе подготовки нужно очистить клеммы.

Диагностика перед зарядкой АКБ

Перед тем как начать заряжать АКБ, его необходимо разрядить до полного обнуления. Лучше всего для этой цели использовать световое оборудование. Подойдёт простая лампочка, правда, время ожидания в таком случае составит порядка нескольких часов.

Процесс зарядки АКБ также включает процесс диагностики. Всё дело в том, что вашей изначальной задачей является определение мер, необходимых для того, чтобы зарядить аккумулятор.

Одним из самых важных этапов диагностики является анализ плотности и уровня электролита. В зависимости от проведённых тестов будет определён дальнейший алгоритм восстановления.

Чтобы зарядить АКБ сначала нужно понять, будет ли от такого действия прок. Именно по этой причине необходимо проверить состояние электролита. В зависимости от его работоспособности согласовывается последующий пакет восстановительных мероприятий. Иногда это простое доливание воды, в других же случаях приходится полностью менять субстанцию.

Для измерения плотности лучше всего использовать денсиметр. Для корректной работы устройства показатель должен лежать в диапазоне от 1,25 до 1, 27 г/см3. Если снятые вами данные отвечают этим цифрам, значит, можно заряжать АКБ.

Внимание! Плотность должна измеряться при температуре +25 градусов по Цельсию. В противном случае возможны серьёзные искажения в показаниях.

Если показатель плотности в разных банках сильно отличается, это значит, что нужно тщательно продиагностировать всё устройство на предмет неисправностей. При условии, что всё в порядке, необходимо оценить, насколько жидкость покрывает пластины. Согласно мануалу, для того чтобы был смысл заряжать АКБ, элементы аккумулятора должны быть полностью скрыты под электролитом.

Когда пластины не полностью спрятаны под электролитом — заряжать АКБ нельзя. Возьмите уже готовый электролит или воду и долейте жидкость в аккумулятор. Процедуру нужно делать через специальную воронку.

Важно! Разбавлять электролит водой можно только тогда, когда концентрация на один кубический сантиметр площади превышает заданный для устройства параметр. В противном случае нужно взять уже готовую субстанцию.

Процесс зарядки АКБ

После того как подготовка и диагностика завершены, пришло время узнать, как заряжать АКБ. Сам процесс состоит из таких этапов:

  1. С банок снимаются крышки.
  2. Клеммы зарядного устройства подключаются к клеммам АКБ. Вначале подсоединяется плюс, потом минус.
  3. Выставляется нужное значение на зарядном устройстве. Алгоритм расчёта довольно прост. Возьмите ёмкость АКБ и поделите её на десять. Таким образом, вы будете заряжать аккумулятор часов 12—15, но зато устройству это никоим образом не навредит.
  4. В некоторых случаях устройство настолько обесточено, что перед тем, как заряжать АКБ нужно уменьшить полученный в результате исчисления показатель на полтора или даже два Ампера. Этого будет вполне достаточно, чтобы не испортить дорогую начинку.
  5. Когда вы заряжаете АКБ, стрелка амперметра должна постепенно клониться к нулю.

В то время как вы заряжаете АКБ нужно внимательно следить за температурой электролита. Она не должна подняться выше 40 градусов по Цельсию. Ведь если это произойдёт, то количество экспортируемого тока уменьшится вдвое.

Важно! Если вы заряжаете АКБ на протяжении 2—3 часов, и напряжение аккумулятора не меняется, значит, устройство зарядилось.

На состояние АКБ влияет множество факторов, которые необходимо учитывать, к примеру, летом электролит намного быстрее выкипает. Мало того, на свежем воздухе пластины устройства разрушаются под действием внешних факторов. Именно поэтому так важно время от времени проверять аккумулятор, фиксируя степень его работоспособности и при необходимости осуществляя сервисные действия.

Важно! По возможности не используйте АКБ при выключенном двигателе, а то потом его придётся заряжать.

Как определить степень заряда аккумулятора

К сожалению, точно оценить размер заряда аккумулятора практически невозможно. Но можно получить приблизительные данные, которые тем не менее помогут понять нужно ли заряжать устройство прямо сейчас.

В первую очередь, чтобы данные были объективными, проводите замеры только тогда, когда пройдёт не меньше шести часов после отключения устройства из схемы питания машины.

Внимание! При измерении заряда аккумулятора, температура внешней среды не особо влияет на показатели приборов.

Измерять напряжение нужно на выводах, причём важно создать нагрузку достаточной силы. Для этого можно использовать специальные вилки с соответствующими устройству показателями сопротивления. Если уровень заряда находится на достаточном уровне, то заряжать АКБ не нужно. Скорей всего причина того, что машина не заводится, кроется в чём-то другом.

Внимание! Показания вольтметра снимаются через 5—7 секунд после подключения.

Для проверки можно использовать вилку ВИН-10. Она обладает простой конструкцией, но позволяет довольно точно измерить состояние аккумулятора. Если после проведения замеров, вы понимаете, что заряда нет, значит, придётся заряжать батарею в экстренных темпах.

Завести автомобиль от аккумулятора другого авто

Иногда досадная случайность может застать человека прямо в пути. К примеру, вы можете остановиться у обочины и заснуть, забыв, выключить какой-то из электроприборов. Как результат, к утру ваш аккумулятор полностью разрядится.

В таком случае единственной возможностью зарядить АКБ авто, будет аккумулятор, проезжающего мимо водителя. Чтобы это осуществить придётся соединить одинаковые клеммы. Плюс идёт к плюсу, минус к минусу. При этом двигатель другого транспортного средства должен работать.