Использование компьютеров подростками аргументы за и против. Идеальный инструмент

13.02.2019

 /  Компьютер и ребенок

Вечная тема – компьютер и ребенок, ребенок и компьютер. Существуют как ярые противники, так и сторонники среди любящих пап и мам. С одной стороны – это устройство способствует умственному развитию, но с другой – есть риск ухудшения здоровья и появления зависимости от разноцветных пикселей. Не все родители способны найти компромисс, и существует ли он вообще?

Из статьи вы узнаете, какие положительные и отрицательные моменты существуют в общении ребенка с компьютером и как найти компромисс между ними.

Компьютер: аргументы «против»

Самый первый и наиболее весомый аргумент со знаком минус - нагрузка на зрение. Во время работы за компьютером происходит переутомление и, как следствие, острота зрения постепенно снижается, а если есть генетические предпосылки, то спад идет стремительно. Глаза внимательно фокусируются то на экране, то на клавиатуре - мышцы очень устают от такой активности. Изображение на компьютере несколько отличается от того, что мы видим жизни - хрусталик постоянно находится под таким углом, чтобы постоянно меняющаяся яркость пикселей не нарушала целостность образа.

Также страдает осанка, ведь чаще всего детки сидят за компьютером сгорбившись. В будущем это может привести к остеохондрозу и другим заболеваниям суставов, потому что межпозвоночные диски изнашиваются на раннем этапе развития. Плюс ко всему - есть вероятность возникновения проблем с дыхательными путями, так как грудная клетка сдавливается из-за неправильной позы.

Еще не менее важным аспектом в развитии вашего ребенка является его психическое состояние, на которое компьютер оказывает огромную нагрузку. Нервно-эмоциональное напряжение постепенно увеличивается, потому что все, что происходит на экране, требует огромной сосредоточенности, быстрой ответной реакции - даже если это будет простая развивающая игра.

Компьютер занимает у ребенка очень много свободного времени и, работая за ним постоянно, малыш испытывает неосознанный стресс - это способствует частым переменам в настроении, вспышкам агрессии или, наоборот, он становится замкнутым и необщительным.

Игры отображают лишь иллюзию живого общения и не приводят к формированию коммуникативных навыков в реальности - особенно это опасно для застенчивых и робких детишек. Компьютер дает возможность отправиться в другой мир. Такой уход в искусственную реальность может спровоцировать у ребенка зависимость от компьютера.

Компьютер: аргументы «за»

Выдающийся детский психолог Леонид Венгер считал, что компьютер помогает быстрому интеллектуальному росту ребенка, ведь на экране оживают самые различные фантазии малыша, начиная от сказочных персонажей, заканчивая всевозможными инсталляциями из букв и цифр. Получается, что детки сами создают мир чем-то похожий на реальный, именно свой мир - такой, какой нравится им. Большинство компьютерных программ составлены так, чтобы ребенок получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях и предметах. Посредством этого стремительно развиваются важные операции мышления: классификация и обобщение.

Также ребенок очень рано начинает понимать, что предметы на экране - это не сами реальные вещи, а только их знаки. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться знаковая функция сознания - понимание того, что существует несколько уровней реальности. О важности такого мышления и его сложности говорят известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению «про себя». Работа за компьютером позволяет облегчить этот, казалось бы, легкий процесс - уже в 4-5 лет современные детки гораздо лучше поддаются таким умственным операциям.

Не только психологи, но и родители вместе с воспитателями в один голос твердят, что раннее знакомство с компьютером улучшает память и внимание детей. Все дело в том, что им свойственно запоминать только очень яркие эмоциональные случаи и детали, ведь детская память непроизвольна. Здесь как раз и помогут веселые пиксели - усвоение материала будет более осмысленным и долговременным.

К тому же, одновременно со всеми мыслительными процессами происходит формирование моторики, мелкой мускулатуры, зрительной координации, что в дальнейшем позволит малышу не испытывать проблем со сложными физическими упражнениями, не путать право и лево, ведь при работе с компьютером действия рук нужно сочетать с визуальными процессами на экране. Плюс ко всему - ребенок занимается с удовольствием, искренним любопытством и интересом. Познавательная мотивация - один из главных факторов, который обеспечивает хорошую психологическую готовность ребенка к школе.

Компромисс в «общении» компьютера и ребенка

Начнем с того, что изображение на экране должно быть качественным, поэтому не экономьте - желательно приобрести монитор с высоким разрешением, частотой обновления и хорошей видеокартой, ведь самое первое о чем стоит подумать - это зрение. Организм дошкольника находится в процессе постоянного интенсивного развития - именно в 5-6 лет формируется нормальная рефракция глаза, поэтому время за компьютером не должно превышать более 10-15 минут, в 7 лет - 30 минут. Далее - необходимо сделать гимнастику для глаз, которая улучшит кровоснабжение.

Также следите за тем, чтобы расстояние от экрана до глаз составляло около 50-70 см. Еще малышу не желательно сидеть за компьютером в темноте, так как это может поспособствовать развитию близорукости. Расположите монитор так, чтобы свет от окна не падал на экран и, в то же время, не слепил ребенка.

Помимо этого, как говорилось выше, активно растет костно-мышечная система, поэтому очень важно обустроить рабочее место для малыша правильным образом: стул обязательно должен быть с устойчивой спинкой, плюс - регулировка высоты тоже не помешает, так как линия от головы ребенка до монитора должна выдерживать строгий перпендикуляр. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья - на опорной планке. И не забывайте про активный досуг ребенка: подвижные игры, прогулки, занятия спортом.

А что делать с психикой малыша? Во-первых, перерывы, во-вторых, следите за содержательной стороной игр. Лучше всего будет восприниматься крупное цветное изображение со звуковым сопровождением. Хуже - рисование, которое довольно сильно напрягает зрение и малыша в целом. Также это касается чтения текста с экрана и игр с мелкими, быстро движущимися элементами.

Еще необходимо постоянно проводить влажную уборку из-за большого количества пыли - мягкой сухой/слегка влажной тряпочкой или специальными салфетками. После работы с компьютером лицо ребенка можно умыть прохладной водой.

Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером, потому что в будущем эта вредная привычка может сохраниться. Также недопустимо присутствие двоих детей за одним компьютером, так как это резко ухудшает условия просмотра изображения.

Не забывайте о том, что все вышеперечисленные правила подходят для детей без каких-либо нарушений, генетических предрасположенностей и отклонений в развитии.

Интерес детишек к компьютеру огромен и ваша цель - задать правильный курс с учетом сохранения здоровья. Для этого достаточно выполнять простые правила предосторожности, больше внимания уделять ребенку, следить за его досугом. Ни в коем случае нельзя наказывать и поощрять малыша посредством компьютера - «если ты плохо будешь кушать, то сегодня не сядешь за компьютер» и другие подобные методы «воспитания». Таким образом, очень легко развить зависимость ребенка от увлекательного голубого экрана - разве вам это нужно? Компьютер должен, прежде всего, стать помощником и уместным дополнением в развитии любопытного малыша.

Галина Лукьянец, кандидат биологических наук.
Людмила Леонова, член-корреспондент Российской Академии образования, доктор медицинских наук, профессор

Хотим мы этого или нет - компьютер прочно вошел в нашу жизнь. И будущее - за ним. Оглядываясь на своих соседей, уже купивших персональный компьютер, мы все чаще задаем себе вопрос: "Не пора ли и нам его купить ребенку?".

Много вопросов

Чаще всего родителей беспокоит отрицательное влияние компьютера на зрение и его вредные излучения. Кроме того, многие слышали о хакерах - фанатах, полностью погруженных в компьютерный мир, общение с которым они предпочитают всем остальным видам коммуникации. Взрослые, естественно, озабочены, не произойдет ли это и с их ребенком?

Так покупать компьютер? Или подождать? И сколько ждать? А не будет ли слишком поздно?

У ребенка уже с раннего возраста, как только он начинает понимать ценность общения со сверстниками, появляется желание проявить себя и в работе с компьютером. Ему хочется творить, создавать что-то своими руками, строить свой мир - и чтобы никто не мешал ему, не читал нотаций. С людьми этого добиться нелегко. А с компьютером?

Сравним две ситуации:

Первая - ребенок за компьютером. Он сидит дома, не бегает, не прыгает, не разбрасывает игрушки, не малюет карандашами и фломастерами где попало. Ребенок поглощен настолько, что даже не пристает к взрослым. Возможно, он занимается уроками (по обучающим программам) или просто с пользой развлекается (при помощи развивающих программ).

Вторая - компьютера нет. Зато есть масса проблем. Усадить ребенка за уроки, погулять с ним. Потом чем-то занять. Потом убрать все, что он разбросал, или уговорить его самому это сделать и т.д. При этом тратятся и нервы, и время - сплошная головная боль... И многие родители, купив своему дитятке персональный компьютер, с облегчением переводят дух: занимательность "умных машин" не сравнить ни с телевизором, ни с каким-либо другим занятием. Но действительно ли все так просто?

Какие проблемы?

Компьютерофобия. Ребенок боится, что не справится с требованиями компьютера - не только на начальном этапе освоения, но и на более позднем сроке. Ребенком овладевает необъяснимый страх, который проявляется в состояниях неуверенности, нерешительности, раздражительности.

Родители должны обратить внимание на индивидуальную восприимчивость своего ребенка. Ведь компьютерные страхи чаще возникают у детей беспокойных, неуверенных в себе и компьютер для них - "угрожающий стимул", который может спровоцировать усиление общего состояния тревоги. Явление противоположное компьютерофобии, - чрезмерная увлеченность компьютером. Нередко оторвать ребенка от монитора можно только со скандалом - так красочен и динамичен виртуальный мир, в который он погружается и который сам творит.

Со временем этот мир начинает восприниматься как реальный. Появляется так называемый "синдром Пигмалиона". Дети эмоциональны, впечатлительны, в отличие от взрослых нечетко различают фантазию и действительность, потому так легко и доверчиво, как в реальный мир, погружаются в жизнь компьютерных героев, со временем даже предпочитая ее жизни подлинной.

Pro et contra

С одной стороны, компьютер оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Когда он "на ты" с персональным компьютером, то смело выбирает стратегию поведения или самообучения.

C другой стороны, привыкнув к виртуальному миру, он может неадекватно воспринимать мир реальный, поскольку ему проще переходить от конкретных предметов, игрушек к образам, формируемым компьютерными средствами, чем наоборот. Переход к реальным вещам тем труднее, чем больше ребенок увлекается компьютерной игрой. А это, в свою очередь, может привести к негативным изменениям в развитии его личности: ребенок уходит в себя, формируется аутизм. При решении очень сложных задач в динамически меняющихся условиях у него могут обостриться невротические черты, а при выраженной неуравновешенности - возникать болезненные состояния.

Наблюдения показали, что у разных людей под влиянием длительных занятий на компьютере происходят неодинаковые изменения в психическом развитии: у одних уровень интеллекта повышается, у других - снижается.

Вот еще несколько позитивных последствий - формирование деловой мотивации, развитие логического, оперативного мышления, умения прогнозировать. Кроме того, компьютер предоставляет большой набор изобразительных средств: можно создавать не только цвета, но и их оттенки, легко стирая ненужное. А главное, можно экспериментировать до бесконечности. Хочешь - создавай линейный рисунок, а хочешь - комбинируй композицию из цветных фигур или раскрашивай готовый узор.

Сегодня существует множество увлекательных развивающих игровых программ, которые учитывают возраст, индивидуальные возможности и склонности ребенка, способствуют формированию у него абстрактного мышления. Они дают ему возможность менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться разными уровнями сложности материала и другими видами компьютерной помощи.

В принципе, как утверждают педагоги-программисты, компьютерные обучающие системы обеспечивают контроль и управление учебным процессом, строя динамическую модель конкретного ученика с учетом особенностей его мышления, памяти, восприятия и понимания текста. Одновременно компьютер вырабатывает у юных пользователей такие качества, как аккуратность, точность, рациональность, организованность.

Тем не менее при длительном пользовании компьютером эти положительные качества могут перерасти в отрицательные: точность и аккуратность в педантизм, негибкость, зависимость мыслительных процессов от умной машины. В каждом конкретном случае надо рассматривать, как соотносятся возможности той или иной программы с развитием конкретного ребенка, памятуя, что компьютер, предоставляя разнообразный материал для творчества, сам творить не может, как не может и научить творить ребенка.

Творчество - дар, присущий только человеку. Его невозможно перевести на формально-логический язык компьютера. Поэтому у того, кто работает исключительно с компьютером, гибкость интеллекта снижается, усиливается шаблонность мышления.

Стрелялки, страшилки и тамагочи

Организуя интеллектуальный досуг семьи, родители должны серьезно подходить к выбору детских компьютерных программ, чтобы в информационное пространство не проникли "культиваторы" агрессивного поведения ребенка. Речь идет о распространенных сегодня компьютерных играх "активного действия", всякого рода "бегалках" и "стрелялках". Они таят тройную опасность.

Во-первых, вырабатывают у ребенка привычку к бездумным развлечениям и легкости в достижении цели, отучая от терпения и ослабляя силу воли, столь необходимых для серьезных интеллектуальных занятий. Уже имеется печальный опыт: после пары лет активных занятий такими играми дети не могут связать и двух слов, рассказывая даже о любимой игре, ограничиваются возгласами и междометиями типа "бац", "ты-ды-ды" и тому подобными. Они охотно и легко ориентируются в компьютерной терминологии, быстро отвечают на тестовые и учебные задания, но, увы, в большинстве случаев не дают правильных решений. У ребенка формируется быстрота реакции, но он теряет способность сосредоточиваться, что необходимо для успешного выполнения учебных задач.

Вторая опасность - отчуждение ребенка от живой природы, от сверстников и родителей, которых якобы может заменить мощный, оборудованный современными мультимедиа компьютер. Так ли это? Действительно ли компьютер может заменить общение с другими людьми и живыми существами?

Во всем мире сейчас среди детей распространена игра в электронного зверька "тамагочи": дети должны ему помочь вылупиться из яйца, потом кормить, убирать за ним. Если о нем забудут или допустят ошибку в уходе - существо "умирает".

Казалось бы, какая разница: живой или компьютерный зверек? И тот и другой могут привить ребенку любовь к "братьям меньшим", научить заботиться о них и вообще о своих ближних. Это особенно актуально для городских семей, в которых часто растет один ребенок и общение с живой природой ограничено. Однако обратите внимание на такой факт: если "тамагочи" погибнет от неправильных действий или коварной воли играющего, никто не назовет его убийцей. Жизнь таким образом становится игрушкой в руках маленького господина. В реальности же такое невозможно, ибо есть законы, существуют наказания. От человека требуется ответственное отношение к любому живому существу, обладающему правом на жизнь, и особенно к самоценности человеческой личности.

Отсюда третья, может быть, самая главная опасность бездушных развлекательных игр, допускающих жестокость со стороны игрока. Моделируя действия ребенка по отражению ударов, компьютер формирует у него агрессивность мышления.

Страх порождает жестокость

Высказываясь против компьютерных игр, психологии, врачи, педагоги не против игры как таковой - в игре ребенок познает мир, развивается. Они выступают против тех игр, которые отрицательно воздействуют на здоровье, интеллект и психику ребенка. Нетрудно представить, что творится в его незащищенном сознании, когда он борется с чудовищами, привидениями и другими монстрами. Некоторые герои компьютерных игр так страшны, что на упаковке написано: "Только для детей старше 5 лет". Как в таких случаях защитить ребенка от неврозов, навязчивых страхов, лунатизма и прочих психических нарушений?

Страх, как известно, делает ребенка или забитым или жестоким, а бывает - и тем и другим одновременно. Один 5-летний малыш, например, чтобы избавиться от страха быть съеденным динозавром, сам создал себе динозавра и воспитал его так, чтобы с его помощью уничтожать других тварей. Однако страх перед ними не исчез. Его воображение все еще наполнено различными ситуациями борьбы и защиты. Как побороть страх? Можно укрыться под одеялом. А можно и самому стать страшным.

Станьте хозяином искусственного разума

Сам по себе компьютер не плох и не хорош, и каким он в результате станет, зависит от пользователя, от его разумного отношения к машине. Невежество и беспечность взрослых опасны не только для телесного и психического здоровья ребенка, но и для них самих. Именно они в первую очередь сталкиваются с результатами своих промахов в воспитании детей; после страдает уже и общество в целом.

Взвешивая все "за" и "против" при покупке компьютера, важно учесть, какой компьютер вы приобретаете, сколько времени будет проводить за ним ребенок и как эти занятия впишутся в его общий режим. Необходимо учитывать содержание программ, качество их подачи и многие другие факторы. Но об этом - в следующий раз.

По материалам интернет-издания "Наука и образование"

Меньше 15 лет назад компьютер воспринимался за диковинку. Но уже сегодня мы используем этот агрегат ежедневно. Компьютерные программы позволяют обрабатывать музыку, видео и фотографии.

В основном инициаторами приобретения домашнего ПК являются школьники. Поэтому родителям подростков нужно четко разбираться в плюсах и минусах приобретения компьютера.

Аргументы «за»

На данный момент технологии стремительно развиваются, поэтому овладение компьютерной грамотой в подростковом возрасте будет очень полезным. Уже в школьный период дети имеют возможность научиться работать с большим количеством данных. Ученые доказали, что компьютер в жизни школьника вещь достаточно полезная.

Например, интеллектуальные игры или игры-стратегии способствуют умственному развитию ребенка. Также благодаря компьютерным технологиям, в том числе и Интернету, стираются границы между обучением в крупных городах и провинциальных, ведь с любого уголка мира можно иметь доступ к современным обучающим программам и различной информации.

Существует множество специальных разработок для дошкольников, школьников и даже взрослых. Было замечено, что дети, изучающие навыки чтения, счета и чтения географических карт при помощи компьютера, намного быстрее усваивают информацию, потому что процесс их увлекает. Если предыдущее поколение получало знания из бумажных источников, то нынешние школьники привыкли усваивать новые умения через видеоряд. В чём же плюсы обучающих компьютерных программ?

Обучающие игры создают на экране фантастический в мир, в котором оживают герои сказок, мультфильмов, а также буквы, цифры и окружающие предметы. Такие игры создают обстановку, помогающую школьнику представить не конкретную ситуацию или единичное понятие, а получить обобщенное представление о подобных ситуациях либо же предметах. То есть в момент занятий за компьютером у ребенка развиваются такие важные мыслительные операции, как классификация и обобщение.

Но благоприятно влияют на умственные процессы школьника не только обучающие программы, но и обычные компьютерные игры. Воспитатели отметили, что благодаря такому времяпрепровождению у детей улучшается внимание и память. Психологи объясняют это тем, что дети непроизвольно запоминают только эмоциональные и яркие моменты. Компьютерные программы за счет яркой подачи учебного материала способствуют ускоренному и долговременному запоминанию информации.

Кроме этого игры на компьютере положительно влияют не только на интеллект, но и на формирование моторной координации. Многие родители сталкивались с проблемой усадить ребенка за какое-либо занятие. Но за компьютером школьники всегда занимаются с удовольствием, ведь он, как любая новая игрушка, привлекает внимание детей.

Аргументы «против»

Конечно, все родители беспокоятся за пагубное влияние компьютера на здоровье школьника. И это волнение не безосновательно.

Вероятность испортить зрение – один из самых главных страхов заботливых родителей. Во время глобальной компьютеризации все офтальмологи были против компьютеров, а со временем придумали специальный диагноз «компьютерный зрительный синдром».

Такой недуг рано или поздно проявляется как у маленьких, так и у взрослых пользователей компьютера. Это выражается в покраснении глаз, усталости глаз, чувства тяжести на веках, ощущении пелены, слезотечении и даже в раздвоении изображения.

· Неудобная поза

Работая за компьютером, школьник длительное время не отрывает взгляд от экрана и постоянно держит руки на клавиатуре и мыши. В результате долгого неподвижного сидения могут возникнуть боли в суставах кистей рук, спине, мышцах шеи, головные боли. А при неправильном положении тела может развиться сколиоз или остеохондроз.

Эту проблему называют самой важной. Психологи заметили, что «компьютерное поколение» отличается безответственностью, эмоциональной незрелостью и рассеянностью. При неконтролируемом сидении за компьютером можно не научиться контактировать с другими людьми, обрести комплексы и не обрести понятия о привычных ценностях. Кроме этого уменьшается способность фантазировать и самостоятельно принимать решения. Однако такие проявления не страшны при работе на компьютере по несколько часов в день.

· Игромания

Таким термином называют психологическую зависимость от компьютерных игр. Игроманы обычно испытывают состояние тревоги, раздражительны и агрессивны, особенно когда им не дают заняться любимым делом, то есть игрой. Одерживая победу в виртуальном мире, они испытывают эйфорию и стремятся за новой «дозой» эмоций. Зачастую игроки проводят за компьютером больше 10 часов в день, теряют интерес к реальной жизни. Подростки, уходящие в виртуальный мир, вымещают там свою агрессию или забывают о комплексах.

Кто подвержен игромании? Подростки или дети, страдающие низкой самооценкой, желающие самоутвердиться или же выиграть деньги. Ещё один важный фактор – внушаемость. Чтобы избежать такой зависимости, стоит воспитывать в ребенке самостоятельность, лидерские качества, поощрять его инициативы. О компьютерной зависимости ребенка можно узнать по следующим проявлениям.

Он проводит за компьютером 6-10 часов в день. У него много виртуальных друзей, но практически нет реальных.

Запрет на работу за компьютером вызывает агрессию.

Ребенок пропускает школу, чтобы поиграть за компьютером, теряет интерес к обучению.

В процессе игры начинает разговаривать с персонажами, как с реальными людьми, становится более агрессивным.

Из-за интернета или компьютерной игры забывает о приеме пищи или личной гигиене.

С трудом просыпается по утрам, при этом имея подавленное состояние. Настроение повышается при работе за компьютером.

Как избежать пагубных последствий?

Описанные выше проблемы, это не данность, а возможное развитие ситуации. Специалисты рекомендуют оградить детей 3-5 лет от знакомства с компьютером. С 5 до 7 лет можно давать ребенку поиграть не более 20 минут в день, поскольку неокрепшая психика в таком возрасте не позволяет дитю отличать виртуальность от реальной жизни.

Школьнику в возрасте от семи до двенадцати лет уже можно проводить за компьютером пару часов, но не в ночное время. Период после 12 лет менее опасный для развития. В таком возрасте человек способен различать реальный и виртуальный мир, однако стоит обращать внимание на индивидуальное развитие ребенка. Даже в этот период не рекомендуется разрешать играть за компьютером перед сном и ночью.

Компьютер для школьника должен быть помощником в учебе. Например, используя интернет, можно готовить рефераты, а ученики младших классов могут подготавливать небольшие доклады. Также стоит следить за играми, которыми увлекается ребенок. В идеале, на компьютере должны быть установлены развивающие или «добрые» игры.

Программы с агрессивным содержанием лучше ограничить. Кроме этого школьника желательно увлечь другими развлечениями: кружки и секции любой направленности, космос, театр или динозавры. Это может быть всё, что угодно, лишь бы ребенок получал радость не только от «общения» с этой умной машиной. Также негативное влияние компьютера можно значительно уменьшить, следуя простым правилам:

Обзавестись хорошим монитором, это позволит снизить утомляемость глаз. Расстояние от дисплея до глаз должно быть 45-60 сантиметров. Источник естественного света должен находиться слева. Для взрослого человека допустимо 2 часа беспрерывной работы, для ребенка – полчаса. Затем следует отвлечься хотя бы на 15 минут. Чтобы сохранить зрение, следует ограничивать время игр и сидения в интернете.

Специальный компьютерный стул без подлокотников и на газпатроне позволит избежать неудобной позы и боли в суставах. Важно соблюдать правильную позу. При сидении за компьютером ноги должны прочно опираться на пол, а спина сохранять ровное положение. Положение головы тоже должно быть ровным, а не выпяченным вперед. Если нет возможности приобрести специальное кресло, стоит подобрать максимально удобный стул. Он должен быть с твердым сиденьем и удобной высоты. Также рекомендуется приобрести компьютерный стол, оснащенный выдвижной доской для клавиатуры.

· Чтобы не допустить психического перенапряжения, необходимо ограничить время игр-стрелялок и пребывание в интернете. Нужно регулярно отвлекаться от монитора и проветривать помещение.

· При правильно оборудованном рабочем месте время провождения за компьютером можно увеличить. Соответственно, при плохой организации желательно удержаться от длительного контакта.

Также рекомендуется следить за увлечениями ребенка: какие игры предпочитает, какие сайты посещает. Для удобства и спокойствия родителей на компьютерах существует функция «Родительский контроль», позволяющая ограничивать время пребывания за экраном и блокировать опасные сайты.

Основной вопрос – ограничить своего ребенка от использования компьютера или нет? Вопрос достаточно сложный, но решаемый. Компьютер, как и любой бытовой предмет, может нести не только пользу, но и вред. Но так можно описать любой предмет обихода и любую игрушку. Во всем нужно соблюдать меру и пользоваться незамысловатыми, но действенными рекомендациями.

Компьютер стал заменой видеоприставке, пишущей машинке, музыкальному центру и даже телевизору. Но основное достоинство – он стал средством связи и позволяет общаться людям с разных уголков планеты.

Родительское собрание

"Компьютер - за и против"

Здравствуйте, уважаемые родители – «здравствуйте» мы ежедневно повторяем это приветствие. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Я предлагаю вам ознакомиться со следующей печальной статистикой.

1. Сейчас в России практически не рождаются здоровые дети. На каждую тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Среди первоклашек последних лет 90-95% уже обременены «букетом» хронических болезней, а сколько еще прибавится за 11 школьных лет!

2. Всероссийская диспансеризация, в ходе которой обследовали 30 млн. детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь 33% ребят, 51% - имеют отклонения в здоровье, у 16% - хронические патологии.

Не секрет, что на состояние здоровья сильно влияют многие факторы: образ жизни, наследственность, а также и многие достижения цивилизации, в том числе и всеобщая компьютеризация.

В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники, искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией, стал востребованным специалистом на рынке труда.

Но, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом.

Так что же должен делать заботливый родитель:

разрешать или запрещать проводить время за компьютером?

Сегодня вы узнаете о пользе и вреде занятий за компьютером, информацию по профилактике компьютерной зависимости, а также как уберечь здоровье своего ребенка.

Споры относительно пользы и вреда от компьютера ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютера на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее.

Вы не можете не заметить огромное количество положительных моментов общения вашего ребенка с компьютером:

1. Он помогает выявить и развить способности ребенка.

2. Является великолепным способом самообучения.

3. Развивает самостоятельное мышление.

4. Усиливает концентрацию внимания.

5. Учит ребенка быстро переключаться с одного действия на другое.

Существует множество компьютерных учебных программ, которые помогут вашим детям учиться с увлечением.

А ЧТО ЖЕ ТОГДА ПЛОХО?

Плохо то, что при несоблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Какие же основные, вредные факторы воздействуют на человека при длительном общении с компьютером?

Сидячее положение в течение длительного времени;

Электромагнитное излучение;

Перегрузка суставов кистей рук;

Стресс при потере информации.

Рассмотрим эти факторы по отдельности

Сидячее положение

Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако вследствие статичности она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. Чтобы уменьшить это вредное воздействие, необходимо каждый час вставать из-за компьютера и проделывать комплекс упражнений.

Электромагнитное излучение

Вопрос о воздействии электромагнитного излучения на организм человека сложен, ему посвящены тысячи научных трудов. Результаты свидетельствуют о вредном воздействии этого излучения на организм человека. Конечно, современные мониторы стали гораздо безопаснее для здоровья, чем кинескопы десятилетней давности, однако полностью защитить человека они не в состоянии. К чему же приводит электромагнитное излучение? Ученые считают, что самое минимальное воздействие заключается в общем снижении иммунитета у человека, и он становится уязвимым для вредных вирусов и бактерий.

Перегрузка суставов кистей рук

В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущение слабости, онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению КТС, достаточно каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для кистей рук.

Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Это связано с тем, что изображение на экране складывается не из непрерывных линий как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек. В результате глаза начинают слезиться, появляется головная боль, двоение изображения и другие нарушения. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Избежать его поможет следование основным правилам гигиены зрения.

Комфортное рабочее место.

Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего стола. Компьютер должен быть укомплектован хорошим монитором с правильной настройкой. Необходимо каждый полчаса делать гимнастику для глаз.

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски самых лучших фирм могут сломаться, и случайно можно нажать не на ту кнопку. И в результате стресс, вызванный потерей важной информации.

Я провела анкетирование среди учащихся, чтобы исследовать, как они работают за компьютером и не опасно ли это для их здоровья, в анкетировании приняло 82 ученика.

Результаты анкетирования учащихся школы.

По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что 96% учащихся имеют дома компьютер.

  1. Есть ли у вас дома компьютер?
  2. Да – 96 % (79 чел.)
  3. Нет - 4 % (3 чел)

Нормой считается, если учащийся проводит за компьютером 3 часа в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером:

  1. Сколько времени в день в среднем вы проводите за компьютером?
  2. Не более часа- 14%
  3. От 1 до 3 часов- 32%
  4. Более 3 часов- 41 %
  5. Все свободное от учебных занятий время- 13 %
  1. Какую роль в вашей жизни играет Интернет?
  2. Пользуюсь по мере необходимости (для выполнения конкретных заданий)- 24 %
  3. Люблю «гулять» по страницам Интернета, когда отдыхаю- 25 %
  4. Часто ищу информацию и общаюсь- 39 %
  5. Не представляю жизни без него- 12 %
  1. Что вас больше интересует (чему вы отдадите предпочтение
  2. Компьютер- 22 %
  3. Чтение книги- 10 %
  4. Прогулка на свежем воздухе- 39 %
  5. Непосредственное «живое» общение с другом- 29 %
  1. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?
  2. Нет- 74 %
  3. Да- 26 %
  4. Слайд 8. Какова рода деятельностью вы занимаетесь за компьютером? Из предложенных вариантов выберите один или несколько вариантов, на которые приходится большая часть времени, проводимого за компьютером.
  5. Готовитесь к урокам, ищете «учебную» информацию (материал к докладам, рефератам, презентациям и т.п.)- 63 %
  6. Ищете в Интернете «внеучебную» информацию (музыку, изображения, интересные ролики, гороскопы, прогнозы погоды и т.д.)- 42 %
  7. Общаетесь (в режиме on-line, по электронной почте, на форумах и т.д.)- 40 %
  8. Смотрите фильмы, читаете электронные книги, слушаете музыку- 32 %
  9. Играете в компьютерные игры- 40 %

Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером, слишком много времени. Что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе и психических.

Компьютерная зависимость - проблема, с которой пытаются бороться во всем мире.

Давайте посмотрим, какие зависимости от компьютера бывают.

Начнем с компьютерных игр.

Специалисты выделяют следующие виды компьютерных игр:

  1. игры типа «убей их всех»;
  2. игры – приключения;
  3. игры стратегические, в которых требуется принимать решения;
  4. развивающие игры;
  5. обучающие игры;
  6. игры диагностические;
  7. графические, связанные с рисованием, конструированием.

Давайте рассмотрим недостатки компьютерных игр. Вы их видите на экране.

  • Остеохондроз
  • Затруднённое дыхание
  • Заболевания суставов кистей рук.
  • Игромания - это психологическая зависимость человека от компьютерных игр, которая влияет на его физическое и психическое здоровье.

    Так почему детей так привлекают компьютерные игры? Могут ли они быть полезны?

    Давайте рассмотрим причины увлечения компьютерными играми.

    1. Ребёнок, лишённый родительского внимания

    2. Неумение справляться с трудностями самостоятельно

    3. Родители в общении с ребёнком не осознают его взросления
    4. Низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих

    5. Привлекает придуманный мир

    6. Ошибки всегда можно исправить, перезагрузив компьютер

    7. Отождествление с главными героями

    8. Все происходит по желанию подростка («Я – властелин»)

    9. Компьютер – партнер по общению

    Существуют синдромы игровой зависимости. Если вы заметили такие действия со стороны вашего ребенка, значит, он зависим от компьютера. (Родители читают текст со слайда)

    1. Большую часть времени (6-10 часов в день) ребенок проводит за компьютером
    2. У него практически нет реальных друзей
    3. Если на ваш запрет сидеть за компьютером школьник реагирует агрессивно или становится тревожным
    4. Ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам.

    Если вы не обнаружили таких признаков – это хорошо, но любая профилактика лучше лечения. Поэтому, необходимо соблюдать некоторые правила:

    1. Общайтесь со своим ребенком "на одной волне".

    С раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Беседуя с ребенком, интересуйтесь его мнением. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни.

    Обязательно разрешайте подростку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том, как он общается со своими ровесниками. Делитесь собственным детским опытом, чтобы помочь ему решить его проблемы.

    Помните, что для подростка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа самооценки.

    2. Ограничьте время нахождения ребенка за компьютером.

    Врачи-офтальмологи считают, что ребенок в возрасте 7-12 лет ребенку можно сидеть за компьютером 2-3 часа, но не ночью.

    После 12 лет наступает менее опасный период.

    Но необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Но главное - не позволяйте своему ребенку играть в компьютер за 1,5-2 часа до сна и ночью.

    3. Компьютер - во благо!

    Следите, в какие игры играет ребенок. Старайтесь держать в домашнем компьютере игры, развивающие логическое мышление. Если вы заметили, что ребенок начинает разговаривать с персонажами игр, запретите ему пользоваться компьютером!

    Если вы обнаружили признаки игровой зависимости у своего ребенка, то следует обратиться к психологу.

    Следует сказать, что наряду с недостатками у компьютерных игр есть и достоинства. Итак, давайте посмотрим. (Родители читают текст со слайда )

    Компьютерные игры учат:

    1. добиваться своей цели;
    2. совершенствовать интеллектуальные навыки;
    3. классифицировать и обобщать;
    4. аналитически мыслить

    «Хорошие» игры выполняют ряд функций, которые положительно влияют на ученика.

    1. Среди современных игровых программ очень много развивающих.

    2. Обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра.

    3.Самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации.

    4. Игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей.

    А сейчас мы разберем понятие «Сетеголизм»

    У некоторых дома на компьютере установлен Интернет, практически у каждого ребенка он есть на мобильном телефоне.

    Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность.

    Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:

    Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

    Предвкушение следующего сеанса он-лайн;

    Увеличение времени, проводимого он-лайн;

    Увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

    По статистике, сетеголиков не более 3-5% от общего числа пользователей Интернет.

    Памятка родителям

    Родители должны сами хотя бы на элементарном уровне уметь пользоваться компьютером, чтобы контролировать ребенка.

    Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном;

    Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, что бы сделать невозможным доступ без разрешения родителей.

    Приобщайте к домашним обязанностям;

    Культивируйте семейное чтение;

    Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно;

    Не забывайте, что родители - образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка.

    Теперь, когда мы рассмотрели все основные "плюсы" и "минусы" использования компьютера, наверное, понятно, что компьютер из "механического врага" превращается в друга, помогающего решать различные задачи образования, воспитания, развития нашего ребенка, но при условии соблюдения всех рекомендаций о которых я говорила.