Как открыть смайлики вконтакте. Как вставить смайлики во вконтакте

09.03.2019


[Гражданский кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 63]

1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.

4. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

6. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

7. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

8. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.


1 комментарий к записи “Статья 63 ГК РФ. Порядок ликвидации юридического лица”

    Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица

    Комментарий к статье 63

    1. Формирование гражданской правоспособности юридического лица происходит не одномоментно (момент — включение юридического лица в государственный реестр), а постепенно и представляет собой определенный процесс, складывающийся из отдельных стадий.
    Ликвидация юридического лица также представляет собой определенный процесс, описанный в комментируемой статье.
    2. Первый, или подготовительный, этап ликвидации заключается в принятии учредителями (участниками) юридического лица или органом юридического лица, уполномоченным учредительными документами, решения о ликвидации юридического лица. На той же стадии назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор) и устанавливаются порядок и сроки ликвидации.
    3. Следующей стадией процесса ликвидации следует считать деятельность ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. В этих целях ликвидационная комиссия публикует извещения в печатном органе, в котором осуществляется публикация сведений о регистрации юридических лиц, о ликвидации, порядке и сроках заявлений требований кредиторов (о печатном органе см. ст. 13.1 Закона о регистрации юридических лиц), а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации. Завершением стадии является составление промежуточного ликвидационного баланса.
    В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс утверждаются по согласованию с уполномоченным государственным органом, например в случае ликвидации кредитных организаций (ч. 11 ст. 23 Закона о банках), для которых установлены специальные требования по составлению промежуточного и ликвидационного балансов.
    ———————————
    Положение «О порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России», утверждено ЦБ РФ 16 января 2007 г. N 301-П.

    С момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинается стадия расчетов с кредиторами в порядке очередности (см. комментарий к ст. 64 ГК), принятие претензий кредиторов с пропущенным сроком предъявления (п. 5 ст. 64 ГК). В этот период возможно обращение кредиторов в суд в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении их требований либо уклонения от рассмотрения таких требований.
    4. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, передает остаток имущества учредителям или участникам юридических лиц, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или учредительными документами юридического лица.
    В частности, Законом о политических партиях (ст. 45) предусмотрено, что в случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществлена по решению съезда политической партии, или в доход Российской Федерации, если ликвидация политической партии осуществлена по решению суда.
    Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, — на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного объединения, ликвидированного в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» , обращается в собственность Российской Федерации.
    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.
    Закон об общественных объединениях (ст. 26).

    5. Завершающим этапом ликвидации следует считать внесение записи о прекращении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц (о порядке государственной регистрации при ликвидации юридического лица см. также ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц).
    С момента внесения записи в государственной реестр ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность. Ликвидированное юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта о ликвидации до момента исключения его из государственного реестра.
    ———————————
    Пункт 10 письма ВАС РФ от 10 декабря 1992 г. N С-13/ОП-357 «О разрешении споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий» // Вестник ВАС РФ. 1993. N 1.

    В то же время внесение записи в государственный реестр о прекращении юридического лица не исключает возможности обжаловать действия регистрирующего органа по внесению такой записи.
    В Обзоре практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, судам разъясняется, что прокурор вправе заявить иск о признании недействительным акта государственного органа, затрагивающего вопросы ликвидации юридического лица, если такой акт принят с нарушением требований законодательства.
    Прокурор области обратился в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования о признании недействительным постановления главы администрации об исключении общества с ограниченной ответственностью из государственного реестра юридических лиц. В исковом заявлении прокурора указывалось, что на основании ст. 62 ГК РФ во исполнение решения суда о ликвидации общества должна была быть создана ликвидационная комиссия, в обязанность которой входит размещение в органах печати публикации о ликвидации общества с указанием порядка и сроков заявления требований его кредиторами, составление и представление промежуточного и окончательного ликвидационных балансов. Этого в нарушение закона сделано не было.
    Арбитражный суд обоснованно признал иск прокурора правомерным и удовлетворил его.

Текущая редакция ст. 63 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.
9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Комментарий к статье 63 ГК РФ

1. Ликвидационная процедура включает в себя несколько основных (обязательных) стадий:
- уведомление о начале ликвидационной процедуры;
- опубликование сообщения в Вестнике государственной регистрации;
- предъявление требований кредиторов и их оплата;
- утверждение промежуточного ликвидационного баланса;
- утверждение ликвидационного баланса и исключение организации из ЕГРЮЛ.

Минимально допустимый срок для предъявления кредиторских требований не может быть менее двух месяцев с момента публикации. С момента приобретения полномочий ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязаны выявлять всеми доступными им средствами имеющихся кредиторов ликвидируемого субъекта и производства расчетов с ними.

2. По истечении установленного для предъявления кредиторских требований срока ликвидационная комиссия обязана составить и утвердить на общем собрании учредителей организации промежуточный ликвидационный баланс, а затем и ликвидационный баланс. Утверждение ликвидационного баланса и государственная регистрация соответствующих сведений является завершающей стадией ликвидационной процедуры. Одним из ее последствий является исключение организации из ЕГРЮЛ. Отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по причине непредставления ликвидационного баланса является несостоятельным, поскольку сведения о наличии (отсутствии) задолженности по платежам в бюджет могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия.

К моменту завершения ликвидации юридического лица его кадровая документация должна быть передана на хранение в муниципальный или государственный архив.

3. Ликвидация по решению учредителей корпорации может быть реализована лишь при условии отсутствия у организации долгов либо их полном погашении за счет собственных средств и имущества ликвидируемого субъекта. В противном случае допускается применение иных процедур, в том числе и возбуждения дела о банкротстве. Банкротство ликвидируемого должника осуществляется в упрощенном порядке, минуя стадию наблюдения. Факт недостаточности денежных средств и имущества должника свидетельствует о необходимости и возможности введения лишь одной процедуры - конкурсного производства и признания должника банкротом. Полномочия от ликвидационной комиссии переходят к утвержденному судом арбитражному управляющему. Завершение конкурсного производства допускается только при максимально полном погашении требований кредиторов за счет собственных средств и имущества должника, а также с учетом возможности привлечения к ответственности органов его управления, в том числе и руководителя. Исчерпание всех возможностей погашения кредиторских требований является основанием для завершения процедуры и исключения организации из ЕГРЮЛ, которое производится на основании вступившего в законную силу определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

4. Погашение задолженности осуществляется в соответствии с установленной очередностью независимо от вида выбранной ликвидационной процедуры. Однако на практике ликвидатор в большинстве случаев руководствуется очередностью поступления требований кредиторов. В рамках процедуры банкротства очередность погашения требований кредиторов определяет суд. Пропуск срока предъявления требований в деле о банкротстве означает, что такое требование подлежит удовлетворению после всех своевременно заявленных требований.

Имущество должника, оставшееся после полного удовлетворения требований всех кредиторов, подлежит передаче его учредителям и распределению между ними.

Юридическое лицо признается ликвидированным лишь с момента государственной регистрации данного юридического факта, т.е. исключения сведений о такой организации из ЕГРЮЛ.

Внесенные в комментируемую статью изменения сформированы практикой проведения ликвидационных процедур и призваны регламентировать процессуальные аспекты ликвидации юридического лица. Эти нормы подлежат применению в совокупности с нормами иных законодательных актов, в том числе регламентирующих государственную регистрацию юридических лиц.

5. Применимое законодательство:
- ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
- приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

6. Судебная практика:
- постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А13-2411/2012;
- определение ФАС Московского округа от 27.06.2014 по делу N А40-1647/2011;
- определение Арбитражного суда Свердловской области от 03.07.2014 по делу N А60-22090/2013;
- решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.07.2014 по делу N А13-7854/2014;
- решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2014 по делу N А14-13097-2013;
- решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.08.2009 по делу N А47-4698/2008.

Консультации и комментарии юристов по ст 63 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 63 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

СТ 63 ГК РФ

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Комментарий к Ст. 63 Гражданского кодекса РФ

1. Ликвидационная процедура включает в себя несколько основных (обязательных) стадий:

Уведомление о начале ликвидационной процедуры;

Предъявление требований кредиторов и их оплата;

Утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

Утверждение ликвидационного баланса и исключение организации из ЕГРЮЛ.

Минимально допустимый срок для предъявления кредиторских требований не может быть менее двух месяцев с момента публикации. С момента приобретения полномочий ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязаны выявлять всеми доступными им средствами имеющихся кредиторов ликвидируемого субъекта и производить расчеты с ними.

2. По истечении установленного для предъявления кредиторских требований срока ликвидационная комиссия обязана составить и утвердить на общем собрании учредителей организации промежуточный ликвидационный баланс, а затем и ликвидационный баланс. Утверждение ликвидационного баланса и государственная регистрация соответствующих сведений являются завершающими стадиями ликвидационной процедуры. Одним из ее последствий является исключение организации из ЕГРЮЛ. Отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по причине непредставления ликвидационного баланса является несостоятельным, поскольку сведения о наличии (отсутствии) задолженности по платежам в бюджет могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия.

К моменту завершения ликвидации юридического лица его кадровая документация должна быть передана на хранение в муниципальный или государственный архив.

3. Ликвидация по решению учредителей корпорации может быть реализована лишь при условии отсутствия у организации долгов либо их полном погашении за счет собственных средств и имущества ликвидируемого субъекта. В противном случае допускается применение иных процедур, в том числе и возбуждения дела о банкротстве. Банкротство ликвидируемого должника осуществляется в упрощенном порядке, минуя стадию наблюдения. Факт недостаточности денежных средств и имущества должника свидетельствует о необходимости и возможности введения лишь одной процедуры - конкурсного производства и признания должника банкротом. Полномочия от ликвидационной комиссии переходят к утвержденному судом арбитражному управляющему. Завершение конкурсного производства допускается только при максимально полном погашении требований кредиторов за счет собственных средств и имущества должника, а также с учетом возможности привлечения к ответственности органов его управления, в том числе и руководителя. Исчерпание всех возможностей погашения кредиторских требований является основанием для завершения процедуры и исключения организации из ЕГРЮЛ, которое производится на основании вступившего в законную силу определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

4. Погашение задолженности осуществляется в соответствии с установленной очередностью независимо от вида выбранной ликвидационной процедуры. Однако на практике ликвидатор в большинстве случаев руководствуется очередностью поступления требований кредиторов. В рамках процедуры банкротства очередность погашения требований кредиторов определяет суд. Пропуск срока предъявления требований в деле о банкротстве означает, что такое требование подлежит удовлетворению после всех своевременно заявленных требований.

Имущество должника, оставшееся после полного удовлетворения требований всех кредиторов, подлежит передаче его учредителям и распределению между ними.

Юридическое лицо признается ликвидированным лишь с момента государственной регистрации данного юридического факта, т.е. исключения сведений о такой организации из ЕГРЮЛ.

Внесенные в комментируемую статью изменения сформированы практикой проведения ликвидационных процедур и призваны регламентировать процессуальные аспекты ликвидации юридического лица. Эти нормы подлежат применению в совокупности с нормами иных законодательных актов, в том числе регламентирующих государственную регистрацию юридических лиц.

5. Судебная практика:

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) (утв. Президиумом ВС РФ 06.07.2016) (см. п. 6);

Постановление Пленума ВС РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (см. п. 3);

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.07.2016 N Ф01-2566/2016 по делу N А28-9892/2015 (о признании недействительным промежуточного ликвидационного баланса должника);

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.08.2016 N Ф06-11318/2016 по делу N А55-27660/2015 (о признании незаконным решения о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией);

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.07.2016 N Ф07-6116/2016 по делу N А26-5992/2015 (о взыскании с ликвидатора ООО убытков, причиненных ненадлежащим исполнением им своих обязанностей);

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.07.2016 N Ф09-7542/16 по делу N А60-57723/2015 (о признании недействительным решения о государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с ликвидацией).

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.


Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.


2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.


Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.


3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).


4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.


В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).


5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.


6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.


7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.


8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.


9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.




Комментарии к ст. 63 ГК РФ


Ликвидационный баланс - отчетный баланс, характеризующий имущественное состояние ликвидируемого предприятия на дату, с которой оно прекращает свое существование как юридическое лицо. Показывает величину и источники средств, а также состояние расчетов предприятия после окончания ликвидационного периода, в течение которого оно должно было взыскать дебиторскую задолженность и погасить свои обязательства перед кредиторами и банками.

Пункты 2 и 5 комментируемой статьи предусматривают последовательное составление двух ликвидационных балансов - промежуточного, который отражает состояние дел и имущества ликвидируемого юридического лица на момент принятия решения о ликвидации и консолидирует соответствующие данные, на базе которых ликвидационная комиссия (ликвидатор) проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. Кредиторы ликвидируемого юридического лица вправе предъявлять к нему требования, не учтенные в промежуточном ликвидационном балансе, а должники могут оспаривать предъявленные к ним; споры решаются в судебном порядке. Такой промежуточный баланс предусмотрен и п. 21 упомянутого выше Положения о порядке продажи государственных предприятий - должников.

Предусмотренный п. 5 комментируемой статьи окончательный ликвидационный баланс отражает актив, оставшийся после окончания всех расчетов и дел данного юридического лица, т.е. то имущество, с которым ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна поступить в соответствии с требованиями п. 7 комментируемой статьи.

Предусмотренное п. 6 статьи право кредиторов, не получивших полного удовлетворения своих требований ввиду недостатка денежных средств у ликвидированного учреждения, а у казенного предприятия (завода, фабрики, хозяйства) - любого его имущества, потребовать удовлетворения в оставшейся части от собственника имущества ликвидированного юридического лица основано в отношении учреждений - на норме п. 2 ст. 120 ГК, а в отношении казенных предприятий - на норме п. 5 ст. 115, согласно которым собственники имущества этих юридических лиц несут субсидиарную ответственность по их обязательствам.

Лица, имеющие вещные права на оставшиеся после расчетов с кредиторами объекты, сохраняют те самые права, которые они имели до ликвидации юридического лица. Распределение другого имущества между указанными в законе или учредительных документах лицами, в частности теми, кто не вполне удачно назван в ГК имеющими обязательственные права в отношении этого юридического лица, носит другой характер.

Поскольку ГК, в отличие от некоторых других законодательных систем, не требует обязательной продажи оставшегося имущества и последующего распределения вырученных сумм, оставшееся имущество может быть распределено в натуре с соблюдением требований п. 7 ст. 63. В этом случае к указанным лицам переходит право, которым обладало ликвидированное юридическое лицо. Правила ст. ст. 61 - 64 ГК не исключают возможности возникновения по поводу этого права коллизий и споров с третьими лицами.