Старая акустика. Советские колонки - какие лучше звучат

31.01.2019

В последний год заметно вырос интерес к старой радиотехнике, изготовленной в СССР. В частности, достаточно часто можно встретить объявления о продаже акустических систем (АС) тех времен. Но, указанная цена на такие АС вызывает недоумение ввиду явной своей завышености.

Попробую представить наглядно мои впечатления о качестве звуковоспроизведения некоторых некогда популярных моделей, прошедших через мои руки (и самое главное – уши!).

Для трезвой оценки стоимости таких АС буду считать, что:
1- излучают они в прямоугольной комнате квартиры;
2 - источник сигнала (ИС) и усилитель мощности (УМ) такого весомого качества, что их замена на другие модели не изменит общего мнения об АС.

Для визуализации построю график с десяти бальной шкалой, разделенный на три сектора, где зеленый сектор-это достаточно достоверное звуковоспроизведение, желтый - тот самый минимум, ниже которого не стоит опускаться. А красный – не рекомендованный к употреблению (мною).

Как вы можете заметить, самой качественной «АС» прослушанной мной, является живой оркестр, который совершенно справедливо получает оценку 9.9 балла (в одном месте они сыграли ненатурально, и я как беспристрастный судья снизил балл).
Из других представленных АС в зеленый сектор попала только «Электроника» 50АС-061м (она же 75АС-065). 7.9 заслуженных баллов. Круче, наверное, только сотая модель. Но, чего не довелось слушать, то и не буду оценивать.

Самый любимый сектор всех производителей «Hi-Fi» это Желтый. Любой Хай-Фай за ваши деньги! Все чаще производители, за якобы высококачественные АС выдают красивую мебель с предустановленными динамиками. Так сказать желаемое за действительное.

На самом деле, этот сектор является тем самым минимально необходимым (начальным) уровнем звуковоспроизведения, где издаваемые АС звуки легко распознаются массовым слушателем не только как любимые исполнители, но и как их инструменты. Именно в этом секторе ведутся жаркие баталии о преимуществах того или иного «окраса» в звучании и громких заявлениях об очередной победе над «глубоким басом». Количество нолей в заявленной мощности АС пропорционально количеству нулей в цене за них. О размерах второй или третьей гармоник в звуке на выходе таких АС производители молчат как партизаны на допросе. Именно поэтому считаю, что этот «желтый» сегмент предложения на рынке имеет сильно завышенную цену, за получаемый продукт (звук).

Итак, какие АС, выпускавшиеся в СССР, могут соответствовать этой «весовой категории»? Нет, далеко не все «высшего класса сложности» с нулями в цифрах. В «желтый» сектор, с оценкой «5_с минусом» попадает «S-90» с индексом «B». И еще, практически на границе зон находится «S-30B». Эта полочная АС так же заслуживает уважения.
Остальные АС, размещенные мною в «красном» секторе немного отличаются между собой по качеству преобразованного в звук сигнала. Но, несмотря на различные попытки конструкторов улучшить звучание при помощи, например изодинамического ВЧ излучателя или СЧ динамика с более тонким бумажным диффузором и с пропиткой замеченные изменения в них на уровне пресловутых «нюансов». И, несмотря на протесты владельцев таких АС, всем своим друзьям и даже просто знакомым такие преобразователи звука приобретать не советую.

Когда-то нам показывали большое количество фильмов о советских разведчиках. Каждый такой шпион-диверсант наносил огромный ущерб врагу в живой силе. И простая арифметика подсказывала, что где-то на десятом фильме разведчику воевать будет собственно уже не с кем. Точно так же, проспекты разработчиков музыкальной аппаратуры (и АС в частности) рапортуют нам об очередном приросте в качестве звучания. Специализированные журналы в который раз используют все имеющиеся прилагательные русского языка и литературы для описания полученных улучшений. Это продолжается не один десяток лет. И если сложить все их достижения, то современные АС должны превосходить живой оркестр по натуральности звучания уже раза в четыре. Чего, собственно, в природе быть не может.

Так что, если у вас имеется возможность приобрести советский оркестр, то слушайте лучше его.

Очень часто в наше необъятной сети появляются критики советской акустики и поскольку я являюсь её поклонником и не скрываю это, хотел бы задать вопрос; Какая акустическая система, из новоделов, сможет потягаться с нашим добрым совком? Имеется в виду ЦЕНА на вторичном рынке(2000-7000) КАЧЕСТВО сборки ну и музыкальность!!!

Ответы

К сожалению, я не сторонник советской акустики. Ничего хорошего у меня с ней не получилось. Хотел уточнить, если вопрос про новедельную акустику, то какой бюджет (указана только вторичка)?

Я бы хотел Вам предложить альтернативу - самодельную акустику. В ней бюджет сложно обозначить. Но есть и очень простые проекты, например, Оптима.

В том-то и дело, что мне очень хочется узнать, какие АС иностранного производства, на вторичке, в одной ценовой категории до 7000р, могут сравнится с нашими! Многие критики, приводя примеры против совка, забывают указать их стоимость, соответственно, отсюда и такой интерес.

На вскидку, Wharfedale Diamond 9.5 должен примерно столько стоить. Но качество звука, на мой взгляд, можно отнести только к самому начальному уровню в Hi-Fi. Хотя сами Wharfedale их относят к высшей группе сложности по советской классификации, как представители Wharfedale в РФ утверждали.

Вы про Diamond 9.5? Для своей цены - неплохой звук. Если использовать с усилителем такой же стоимости, как и АС, то будет довольно гармонично. Но если возьмете усилитель за 30+35т.р, то сразу услышите недостатки. Следующие линейки Diamond стали делать хуже.

Ещо как вариант можно Ultimate Soudstage 4.1 . По качеству отделки уступят s 90 (там все таки шпон) а у ultimate виниловая пленка серого цвета не очень высокого качества. По звуку на мой взгляд Ultimate превзойдут s90 в глубине баса (при этом бас сильно отличается он упругий чистый но не очень детальный). В середине они тоже лучше работают, голоса достаточно объемные и чистые (но опять же есть проблемы с детальностью). Высокие не режут ухо и достаточно хорошо сшиты с серединой. Звук достаточно глубокий и комфортный с не плохой сценой и общим балансом, но простой в плане тембров и детализации. И это не Китай а Канада на вторичке мне попадались за 120-150 уе

Не стыковка у Вас получается по глубине баса. У импортных АС паспортная нижняя граница 45Гц, у наших 35АС в зависимости от модели от 25 до 31,5Гц. Да и небольшие по диаметру НЧ динамики 16,5см, в отличие от большого лопуха в 35АС,на деле могут оказаться намного меньше заявленных размеров в документации на АС... Кроме этого, косвенно о басовом потенциале АС можно судить о диаметре трубы фазоинвертора. У наших колонок фазик настроен очень низко (25Гц), у импортных он может работать значительно выше(40-60Гц), что как правило встречается у АС с НЧ головками такого размера.... По остальным звуковым и слуховым аспектам их надо сравнивать непосредственно в одной системе и только тогда можно делать далеко идущие выводы, о том,какая из АС звучит интереснее. Вы такое слуховое сравнение проводили? Если Вы проводили сравнительное тестирование этих АС, то огласите тракт на котором проходило сравнение и в каких условиях оно проходило. Кто выступал в качестве экспертов в этом сравнительном тесте, это тоже очень важно для объективной оценки итогов этого теста.

Нет на прямую я не проводил но и те и другие были в моем пользовании с одной системой к сожаленью не помню что именно у меня тогда было и разумеется все в домашних условиях (специальной комнаты с соблюдениям всех акустических условий у меня нет). "Экспертом" выступал я. У импортных ас далеко не всегда нижняя граница 45Гц не знаю от куда вы это взяли.У 35ас нижняя граница от 25-31,5 Гц и большой лопух но то как воспроизводит эту частоту этот динамик оставляет желать лучшего. Размер динамика ещо не очем не говорит есть ещо длина его хода (да и в принципе его конструкция) так вот у этих маленьких динамиков она достаточно велика и эта ас работает в 2.5 полсы на счет настройки фазоинвертора сказать не могу (не помню). Но бас был глубже и чище чем у s90 это в памяти отпечаталось. При описании этих ас я выражал свое субъективное мнения не более (И не забывайте будь мы даже трижды экспертами уши у нас разные и понимания о звуке тоже).

Орбита 35 АС, Амфитон 35 АС, Электроника 130 АС. Все эти три колонки затыкали импортные напольники в пределах 15к. 94-95 год. Лучше всего с ними сыгрался усилитель и сиди NAD.

Я ведь не спорю соотношения цена качество у них наверно до сих пор лучшее у нас их можно взять начиная от 40 уе за пару. Но ведь не кто не отменял процессы старения и окисления материалов (катушки динамиков, кросоверов и т.д) .Некоторым моделям более 30 лет и время берет свое! И эти колонки уже не выдают того качества которое выдавали когда то, да и их параметры уже отличаются от паспортных и с каждым годом становится все хуже.Эта акустика без серьезной профилактики не очень хорошо звучит(мое мнения) А сравнивать ее с современной акустикой нет ни какого смысла, изменилась все начиная от используемых материалов заканчивая построениям корпуса.Современная акустика звучит по другому (для кого то это означает хуже) но это не так. Если б передо мной поставили выбор S90 или Wharfedal , Ultimate я бы выбрал вторые и не только по тому что они новее и не по тому что я плохо отношусь к советской технике а по тому что мне их звук ближе

Наивные, невежественные, примитивные и НУДНЫЕ вопросы, но мне они не ясны. Хотелось бы услышать ПОНЯТНЫЕ ответы ПРОСТЫМИ словами. Ключевые слова “ПОНЯТНЫЕ и ПРОСТЫЕ”.
Я совсем ничего не понимаю в колонках, или как у вас принято говорить, в “акустических системах”. Но меня интересует один быдло-параметр, ГРОМКОСТЬ. Пожалуйста, разъясните мне раз и навсегда:
1. Громкость, которую я понимаю в ваттах – это громкость ОДНОЙ колонки или акустической системы в целом, т.е. ДВУХ колонок?
2. (повторяю, вопросы примитивные) Соответственно, если это громкость одной колонки (скажем 100ватт), то ДВЕ колонки, будут громкость в 200ватт давать??? Или здесь какая-то “особая”, не прямая зависимость?
3. Такие параметры как “Синусоидальная мощность”, “Номинальная мощность” – это одно и то же? Насколько я понял НЕТ, тогда почему-же на одних пишут синусоидальная (а номинальна тогда какая? Как вычислить?), а на других номинальная (а синусоидальная какая? Как ее вычислить?)
4. Другие параметры как “Предельная шумовая мощность”, “Паспортная мощность”, “Долговременная мощность” в чем тут отличие???

Знаю что делятся на три категории 1. синусоидальная. 2. Максимальная долговременная (наверно это собственно и есть максимальная громкость?). 3. Кратковременная пиковая. Третий параметр понятен полностью, вопросов по нему нет. А вот по первым двум, хотелось бы понять ПРОСТЫМИ словами.

Вопросы по советским колонкам. Сейчас будет наверно совсем нудно.
Итак, вот колонки которые меня интересуют. Поняв их, я разберусь и в других.
1. 25 АС-027 «Амфитон» 25 номинальных ватт, 50ватт паспортных(?)
2. 50 АС-022 “Амфитон” 80 ватт паспортных
3. 35 АС-012 “Radiotehnika S-90” номинальных 35 ватт, 90 ватт паспортных.
4. 150 АС-009 «Кливер» 75 ватт синусоидальных, 150ватт паспортных.
Теперь вопросы:
1. Почему паспортная мощность (громкость) на Амфитон 25 и Кливер 150 ровно в ДВА раза выше синусоидальной/номинальной, однако это условие НЕ СОБЛЮДАЕТСЯ на S90? Ну т.е. Амфитон 25ватт – 50ватт. Кливер 75ватт – 150ватт. А вот S90 35ватт, значит по логике должно быть 70ватт? Однако написано 90ватт. Почему такое отличие?
2. Сколько ватт номинальных/синусоидальных в Амфитон 50, если там 80 паспортных ватт?
3. Кто громче? Как я понимаю, на первом месте стоит Кливер, на втором S90, на третьем 50АС, на четвертом 25АС. Да?
4. Все-таки из предыдущего раздела, по третьему пункту возник вопрос. А именно “максимальная кратковременная мощность”. Почему на Кливер Предельная кратковременная мощность: 300 Вт. т.е. в два раза выше паспортной, на амфитоне 50АС Предельная кратковременная мощность: 150 Вт ну почти в два раза выше (80ватт), а вот на S90 Предельная кратковременная мощность аж целых: 600 Вт. т.е. более ЧЕТЫРЕХ раз. Почему снова такая разница? Тут опять нет прямой зависимости?
5. В амфитоне 25АС 25 номинальных, паспортных 50. А синусоидальных сколько? (спрашиваю, что б можно было сравнить с другими колонками, где указанна синусоидальная мощность, но не указанна номинальная)
Для примера S90 говориться что 35 ватт номинальных, а синусоидальных 90ватт. Тогда почему в Кливере сказано 75 ватт СИНУСОИДАЛЬНЫХ (они наверно имели-таки ввиду, номинальных, но просто “ошиблись”, а я мучаюсь?), тогда получается что в S90 синусоидальных целых 90ватт, а в Кливере всего 75. Т.е. S90 громче Кливера? (конечно-же это не так, но в обозначениях явная путаница?)

Или другой пример. Колонки Radiotehnika S-150 пишут что они абсолютно аналогичны колонкам Radiotehnika S-90D Но емаЕ, в первых Предельная (паспортная) мощность: 150 Вт, а во вторых Предельная (паспортная) мощность: 90 Вт. F.T.F.?!?!?!?!? И как простому человеку понять какие колонки ГРОМЧЕ??? Или снова очепятка? Не многовато-ли?

А теперь еще одна не понятная вещь, а именно усилители. Точнее их мощность (громкость).
Рекомендуемая мощность усилителя:
Амфиоон 25АС (50ватт) 10 – 50 Вт
Амфитон 50АС (80ватт) 20 – 80 Вт
S90 (90ватт) 50-150 Вт.
Кливер 150АС (150ватт) 10 - 100 Вт
Вопросы:
1. С Амфитонами как-то все логично, усилитель по максимуму ватт (наверно что б не испортить колонки более мощным усилителем?). Ну т.е. там 50 ватт и усилитель ДО 50 ватт. В другом 80 ватт и усилитель ДО 80 ватт.
А вот с Кливером и S90 начинаются непонятки.
2. Почему в S90, где 90 ватт, усилитель разрешается аж до 150 ватт? Т.е. почти в два раза мощнее, чем колонки?
3. Почему в Кливере, где 150 ватт, усилитель разрешается не более 100 ватт? Т.е. на одну треть МЕНЬШЕ, чем мощность колонок?

Вот такие вот наивные, примитивные, нудные, возможно даже глупые вопросы. Но я буду очень благодарен за ПОНЯТНОЕ разъяснение ПРОСТЫМИ словами.
P.S. я прошу без обид, но если кому-то не понятны мои вопросы, пожалуйста прочтите их еще раз медленно, не торопясь.
P.P.S. я вас умоляю, не разводите только спор на 10 страниц, а то сейчас каждый будет со своим мнением и будет утверждать что только именно его мнение является истинной.

Как известно, в последнее время все чаще автомобилисты, для которых хороший звук в машине не пустое место, интересуются старой радиотехникой. Советская акустика представляет сегодня большой интерес и все больше встречается в сети объявлений о ее покупке.
Акустика советская, как ни странно, стоит не так уж и дешево и объяснения этому имеются.

Общая информация


Для начала приведем следующие факты, касающиеся советской акустики:

  • Она всегда излучает хорошо и мощно.
  • Источник сигнала этой и усилитель мощности сделаны настолько качественно, что их замена на другие модели не изменит общего впечатления.

Тем, кто уважает качественный звук, хотелось бы заявить, что советские динамики 35 ГДН – неплохой вариант. Это не китайских ширпотреб точно и устанавливать такие готические образцы в автомобиль очень даже неплохо.
Они не только гармонично впишутся в интерьер любого автомобиля, но и дадут такое звучание, о котором и не мечтаешь.


Примечание. Независимо от того, какие динамики, советские или зарубежные используются, чтобы они звучали хорошо, нужен короб.

Естественно, что использование больших советских динамиков актуально сзади, как уникальный образец . Делается сначала короб, освобождается часть багажника под полкой и фазоинвенторы выводятся сюда.
Прежде, чем перейдем к непосредственному алгоритму установки этих самых динамиков в автомобиль, хотелось бы ознакомить читателя с полезной информацией.
Итак:

  • По своей природе советские динамики данного типа являются мид-басами, которые обязательно потребуют дополнительного монтажа пищалок или высокочастотников.
  • Советский динамик не предназначен для установки в автомобиль, что априори подразумевает обязательное изготовление короба для него.
  • В СССР было особое производство и кроме качества, динамики получали еще и недостатки. В частности речь идет о разбросе Тиль-Смоль параметров и неправильной амплитудно-частотной характеристики.
    Именно по этой причине, качественно изготовленные динамики звучали либо сносно, либо вообще ужасно.
  • Подвес у таких динамиков резиновый и со временем он, естественно, дубеет. Изменяются по этой причине шикарные параметры динамика и уже на выходе имеем достаточно громкие кричалки, но не более.

  • Преимущество советских динамиков в качестве излучаемого звука, который, если все правильно сделать, будет звучать как настоящий и мощный басовик.
  • К таким советским динамикам можно приложить 35Вт СК3, что обеспечит долговременную мощность. При этом посредственной будет звуковая отдача.
  • Звуковое оформление для советских динамиков должно быть обязательно фазоинверторным.


Как и было сказано выше, для начала нужно подготовить короб, а затем его вмонтировать в багажник автомобиля.

Примечание. Результат, который могут дать советские динамики, ошарашат любого меломана. Если все делать грамотно, то из них удастся выжать максимально все, на что они способны.

Бюджет работ не обойдется выше 4 тысяч рублей.
Итак:

  • Короб делаем для советских динамиков с ребрами жесткости.
  • Делать его желательно из ДСП 16 мм.
  • Для сабвуфера(см.) желательно изготовить короб в два слоя, а для колонок в один слой.
  • Вырезаем заготовки и соединяем их в виде ящика, который бы пролез в одну из стенок багажника.
  • Вдеваем в этот ящик динамик сверху и герметично закрываем сверху, оставляя обязательно отверстия, через которые выводим провода.

Подробный алгоритм изготовления короба для динамика

Выше была представлена общая информация о том, что и как делать.
Сейчас же опишем все более подробно:

  • Определяемся для начала, из какого материала будет делаться короб для советского динамика, помня, что лучше дерева ничего нет.
  • Заранее надо определить размер будущего короба, чтобы он удачно встал на место.

Примечание. Нужно не забывать, что корпус должен быть обязательно больше, чем сам динамик. Не забываем также о свободном пространстве, которое нужно оставить для проводов.

  • Берем листы дерева или ДСП. Размещаем на них будущие части корпуса согласно схеме. Каждую деталь будущего короба желательно вырезать из цельного куска.
  • Вырезаем все по намеченным контурам, используя желательно электрический лобзик.
  • Обрабатываем края, делая их гладкими и без заусениц. Использовать можно также и наждачную бумагу, которая хорошо все отшлифует.
  • Проводим предварительную примерку. Если все удачно подходит и детали идеально прилегают друг к другу, приступаем к сборке.

Примечание. Готовые детали короба можно крепить друг с другом различными способами. Для этого можно использовать клей или герметик, а также саморезы.

  • Корпус обязательно надо покрыть карпетом или можно даже кожей с красивой строчкой.

На этом все. Короб готов и остается установить динамик туда своими руками, а затем всю эту конструкцию вмонтировать сзади в багажник.
Инструкцию, как подключить динамик, можно скачать из Сети, благо сегодня существует масса различных способов, как это сделать. В процессе работы желательно изучить фото и видео – материалы.
Цена на всю установку вызовет удивление, настолько она окажется низкой. Да и ничего удивительного в этом нет, ведь все делается самостоятельно, а динамик используется старый советский.

Начинался процесс стандартизации очень давно, в ту пору, когда советские акустические системы были представлены лишь средне- и длинноволновыми вещательными радиоприёмниками, то есть до того, как появились электрические звукосниматели и магнитофоны у широких слоёв населения. Процесс шёл быстро. Событие стандартизации - невиданное на потребительском рынке отечественной электроники. Самое интересное то, что процесс не остановился до сих пор.

Начало

Январь 1951 года ознаменовался первым Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТ 5651-51) на радиовещательные радиоприёмники, которым советские получили самые общие требования по качеству воспроизведения звука. Естественно, с современными возможностями это качество ни в какое сравнение не шло, однако на то время это было настоящее удовлетворение самых придирчивых слушателей. Первые советские акустические системы получили определённые частотные характеристики (поначалу это касалось только радиоприёмников): кривая верности, то есть характеристика частот всего тракта приёмника по давлению звука, должна обеспечить воспроизведение полосы на уже перечисленных. Приёмник первого класса, например (настольный), - от 60 до 6500 Гц.

Полосы частот, перечисляемые ГОСТом, должны воспроизводиться неравномерно, но не превышать пять раз 14 дБ (все диапазоны), кроме тех частот, которые ниже 250 кГц, там вполне допускается неравномерность до восьми раз - 18 дБ. Электрическая частотная характеристика ГОСТом вообще не нормировалась, так как звучание приёмника в конечном счёте определяется его частными характеристиками звукового давления. Приёмник первого класса до 100 Гц с коэффициентом гармоник в 12 %, на частотах до 400 Гц - 7 %, а свыше 400 - 5 %. Современники вспомнят с ностальгией, а молодое поколение изумится: разбирались ли их отцы и деды хоть в чём-то, что касается звуковых характеристик. Тем не менее советские акустические системы не только существовали, но и пользовались большим спросом. Да и сегодня настоящие знатоки выкладывают за такое "ретро" весьма немаленькие деньги.


Технологии

Советские обзор которых представлен в данной статье, впечатляли оригинальностью применяемых технологий всегда, даже значительно до пятидесятых годов прошлого века. Вот, к примеру, рассмотрим обыкновенный громкоговоритель, тот самый, вокруг которого собирались толпы, чтобы прослушивать сообщения от Информбюро в военные годы. Громкоговоритель был с подмагничиванием. Вплоть до конца 50-х постоянных мощных магнитов еще не было, а потому высококачественные динамики оснащались солидными проволочными катушками - электромагнитами, которые одновременно служили и дросселями фильтра лампового блока питания.

Переменный ток давал фон, с ним приходилось постоянно бороться и не менее постоянно побеждать. Кстати, точно такой же громкоговоритель содержали и первые советские акустические системы производства СССР, встроенные в небольшие и даже не оформленные акустически корпуса приёмников. Звучало приятно и убедительно. Объяснить такой феномен даже наши современники затрудняются. Соответственно такому ГОСТу и всем его последующим модификациям выпускалось немало приёмников ручной сборки, которые верой и правдой служили многим поколениям владельцев, а если достать их с дачных чердаков, они вполне работоспособны и сегодня.

"Симфония"

Первый экспонат нашего обзора, как теперь назвали бы эту отечественную ламповую стереофоническую радиолу, "музыкальный центр", поскольку состоял он из радиоприёмника и проигрывателя для грампластинок, которые теперь повсеместно называют винилом. Очень долго она была эталоном высокого качества звуковоспроизведения, да и сейчас им украшены самые редкие и дорогие советские акустические системы. Для лучшего качества звука на низких частотах там была применена закрытая система с рядом объёмных резонаторов. Советские "Симфонии" имели четыре громкоговорителя: ЗГД-15 высокочастотный, два 2ГД-28 среднечастотных и один 5ГД-3 низкочастотный. Для разделения частот служили фильтры непосредственно в самих колонках.


Такие инженерные решения по своей гениальной простоте довольно редки и сегодня, это особенно касается объёмных резонаторов: например, двухчастотный режекторный фильтр с резонатором Гельмгольца - это отдельное пространство внизу корпуса с двумя отверстиями горизонтальной перегородки - 31 и 23 миллиметра. Частоты настраивались на 100 и 50 Гц, а фильтр подавлял первую и вторую гармоники частоты сети усилительного тракта, устраняя неизбежный "горб" на 60-80 Гц, весьма характерный для бытовавших в те времена динамиков. Винтажная аппаратура пользуется огромным спросом в наши дни, хотя чувствительность ее, а также и мощность незначительны, а искажения велики.

На транзисторах

Ламповые радиолы - товар малосерийный, они были довольно долго дороги, однако практически в каждом доме в 60-х и 70-х годах такая радиола присутствовала и пользовалась огромной любовью всей семьи: от пожилых любителей оперы до юных ярых битломанов, поскольку отвечала запросам каждого возраста. С нею устраивались праздники, она "жить и строить" помогала. Затем появились стереофонические магнитофоны на транзисторах, ещё более дорогие и ещё более востребованные. Они развивали гораздо большую мощность на выходе, и для них понадобилась другая, более совершенная акустика. И она появилась.

От самых распространённых АС 10МАС-1М до колонки "Амфитон", где применялся длинноходовый низкочастотный громкоговоритель с подвесом диффузора. Доработаны они были не до конца, умелые владельцы доводили сборку до ума. Например, воздух вырывался из щелей колонки "Амфитон" с огромной силой, так, что способен был погасить горящую спичку. Поэтому, прежде всего, все щели заливались эпоксидной смолой. Именно в 70-е годы советские конструкторы радиотехники пришли к выводу, что копирование западных образцов значительно улучшит качество отечественной продукции.


"Радиотехника"

S90 пришла в народ из стран Прибалтики в 1978 году со знаменитой акустикой 35АС-1, давшей начало данной серии. Рижское производственное объединение "Радиотехника", а в частности КБ "Орбита", явилось конструктором новых систем советской акустики. Динамикам, установленным на этой серии "Радиотехника S90", не удивятся и самые продвинутей любители, а вот подобный корпус колонок нигде в мире не имеет аналога. Древесноволокнистые плиты (ДВП) там не применялись.

Их заменяла настоящая на передней стенке и толстые и тяжёлые доски дерева ценных пород на всех остальных панелях. Двадцать три килограмма весил только такой ящичек. Тем не менее эта акустика стала любимой у потребителя. В те времена электроника Рижского завода для меломанов значила примерно то же, что автомат Калашникова во время войны. Это живая легенда отечественного колонкостроения. И по сей день многие сотни таких систем служат любителям музыки, которые эту акустику постепенно обновляют.


Что внутри

Стоит вывернуть два десятка закрепляющих корпус шурупов, снять стальную плиту с верха лицевой панели, а потом аккуратно изъять низкочастотный громкоговоритель, откроется достойная интереса естествоиспытателя картина. Прежде всего, это марля и вата, из которой сделан полутораметровый матрас, приклеенный на совесть. Внутренняя поверхность корпуса кажется неизвлекаемой, к тому же матрас прикрывает трубу фазоинвертора, просвет его практически наполовину закрыт. Тем не менее до задней стенки добраться можно. Там, на стальном основании, укреплён кроссовер, а от его контактной колодки ведут провода к переключателям на ослабление уровней СЧ и ВЧ, в принципе, совершенно излишним.

Они располагаются рядом с одноимёнными громкоговорителями. Тем не менее можно убедиться, что, даже несмотря на самые явные огрехи сборки, серия S90 была хороша настолько, что являла собой прорыв в истинный Hi-Fi. Есть мнения, что 6АС 2 "Радиотехника" сделала ничуть не хуже. Это маленькие акустические системы для комплектования электрофонов первой группы ("Мелодия-101, 102, 103, 105 Стерео", например). После соответственной доработки эти колонки дают вполне качественный звук. Всего советской промышленностью было выпущено более пятидесяти моделей акустических систем бытового назначения, самых различных. Это если не считать редких, чисто эстрадных комплектов и малосерийных образцов.

Ленинград

Акустические системы 75АС 001 - последняя разработка ВНИИРПА имени Попова, внедрённая в серию. Эта "лебединая песня" отечественного колонкостроения замечательна тем, что при создании проекта было применено математическое моделирование, оптимизация параметров составляющих при помощи ЭВМ (головки и кроссовер). В этой системе много достоинств: эффективные громкоговорители нового поколения (10ГДВ-4, 30ГДС-1, 100ГДН-3), откуда появилась рекордная чувствительность для бытовых систем восьмидесятых годов - 91 дБм. Был шире обеспечен диапазон частот при малой неравномерности и небольшом уровне искажений.

Двумя заводами выпускались практически идентичные акустические системы: "Корвет" ("Океанприбор", Ленинград) и "Кливер" ("Красный луч", Таганрог). Наборы громкоговорителей, конструкции и схемы у моделей были одинаковы, однако в Таганроге к колонкам изготавливались и наборы динамиков. Сейчас инвестиций в электронику практически нет. Прибалтика перешла на дешёвые модели по западному образцу, принимаемые без малейшего восторга. А в России традиционно не доверяют качеству отечественной электроники, потому производство практически умерло. На рынке присутствуют Новосибирск ("Ноэма") и Гагарин (Смоленской области, ОАО "Динамик"), сохранившие довольно широкий спектр отечественных акустических систем.