Отечественная акустика. Советские колонки - какие лучше звучат

26.01.2019

В последнее время все чаще и чаще любителей хорошего звука интересуют старые советские колонки. Сегодня эта акустика пользуется большим спросом и продается, как ни странно, не так уж и дешево. Стоит ли покупать советские колонки? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Общая информация

Профессионалы утверждают, что колонки, на которых написано "Сделано в СССР", звучат всегда мощно и хорошо, имеют качественный усилитель и источник сигнала.

И неудивительно, что еще до недавнего времени не только наши дедушки с бабушками, но и родители с удовольствием включали именно советские колонки (АС - С их помощью можно прослушивать только музыкальные композиции, не пытаясь даже подключить к домашним кинотеатрам. Однако не настолько они плохи - колонки, на которых написано: «Сделано в СССР».

Развитие производства акустики

Перед тем как появились первые советские колонки, пользователи могли пользоваться лишь обычными радиовещателями. Эти приборы позволяли слушать музыку. Однако в 1951 г. руководством страны был утвержден единый стандарт, определивший те основные параметры, которыми должна обладать техника для радиовещания. Именно этот год стал стартовым для начала разработок разнообразных моделей акустики. В тот период технологии еще нового производства были просто впечатляющими.


Советские колонки имели такие основные элементы, как громкоговоритель, электродинамическая головка и подмагничивающий элемент.

Даже при весьма скудном оформлении корпуса такие динамики звучали очень качественно. Тот, кто пользуется современной акустикой, не всегда поймет, что слышит звук, воспроизводимый советскими колонками. В чем кроется причина такого волшебства? В техническом прорыве инженерной мысли!

После этого в стране начался выпуск новых моделей приемников, которые в течение длительного времени являлись единственным источником звука в домах и на дискотеках. Интересен тот факт, что подобная аппаратура производилась вручную.

Радиола «Симфония»

1965 г. стал еще одной важной вехой в области производства приемников. Именно в этом году в СССР была выпущена первая отечественная радиола. Она была сконструирована с помощью лампового метода. Стереофоника, получившая название «Симфония», служила своеобразным музыкальным центром того периода.

Что включал в себя состав радиолы? В ее конструкции находился электрофон. Он позволял проигрывать виниловые пластинки. В составе «Симфонии» был еще и приемник, который излучал звук.


Сегодня эта радиола есть только у некоторых поклонников ретро, да и то ее используют лишь для оформления интерьера. С точки зрения акустики подобная техника, которая являлась эталоном инженерного искусства в прошлые годы, существенно устарела.

Следующий этап

Что касается ламповых проигрывателей, то в домах обычных трудящихся они встречались весьма редко. Основная причина - высокая цена техники и малые партии ее выпуска.

На следующем этапе в стране начали производиться транзисторные магнитофоны. Такая техника давала большую выходную мощность звука. Для того чтобы купить такой магнитофон, простому инженеру необходимо было отложить на покупку пять своих месячных окладов. Однако, несмотря на это, новая техника приобрела большую популярность. Работа подобного оборудования не могла обойтись без новейшей акустики. И в 1974 г. в СССР стали выпускаться новые колонки. Первой была модель АС 10МАС-1М. Эта советская акустика получила широкое распространение на долгие годы. В систему был внедрен длинноходовый громкоговоритель, дополнительно оснащенный подвесным латексным диффузором. Однако стоит признать тот факт, что такая техника не отличалась высоким качеством. Особенно много нареканий вызывала сборка колонок.

Заимствование зарубежных технологий

В 1978 г. в СССР начали простое копирование акустических систем западных образцов. За это дело впервые взялись инженеры, работающие в прибалтийских странах. Таким образом была спроектирована модель 35АС-1, на основе которой была выпущена целая серия систем S-90. Эти советские колонки были значительно усовершенствованы. Высоким качеством отличался и их корпус. Он был собран из прочной фанеры, которую в тот период применяли в авиастроении. Задняя и боковая панели корпуса изготавливались из дерева самых ценных пород. Внушительным был и вес устройства. Эта советская акустика весила 23 килограмма!

Заключительный этап

Акустика СССР окончательно развилась с выходом модели 75АС-001. Это был венец инженерной мысли советского периода. При разработке данной модели впервые были применены математические методы проектирования. Кроме того, чтобы обеспечить оптимальную работу различных элементов, например, кроссовера и головки, использовались ЭВМ (предшественники современных компьютерных систем).

Самая совершенная акустика СССР, которой являлась модель 75АС-001, имела замечательный по своему качеству громкоговоритель. К тому же любителей хорошего звука поражала ее чувствительность, которая составляла 91 дБ. Для тех времен этот показатель был просто невероятным.

Громкоговоритель (электродинамическая головка) модели, помимо всего прочего, обеспечивал хороший частотный диапазон, который составлял от двадцати пяти до двадцати пяти тысяч Гц. Кроме того, издаваемый звук не имел столь больших искажений, чем грешили предыдущие модели.

Впоследствии модель переименовали. Ее новое название - 150АС-001. Выпускалась она как акустика «Корвет», а также «Кливер».

Всего в советском периоде было разработано около 50 моделей таких систем. Были среди них и те, которые даже и не запомнились пользователям. Однако встречались в массовой продаже и неплохие варианты подобных систем, самые популярные из которых мы рассмотрим ниже

«Электроника»

Под этим названием в СССР выпускался широкий ассортимент бытовых приборов. Заводы, относящиеся к Министерству электронной промышленности, под маркой «Электроника» производили телевизоры и калькуляторы, компьютерные системы и магнитофоны. Были в перечне этих товаров электронные часы и другие изделия.

Было налажено и производство советских акустических систем, которыми являлись колонки «Электроника». Их имелось несколько разновидностей:

1. «Электроника 25АС-033». Это трехполосная АС, которая была заключена в натуральный деревянный корпус. Номинальная мощность таких колонок составляла 25 Вт, а пиковая доходила до значения 100 Вт. Колонки воспроизводили звук в диапазоне от 31.5 до 25000 Гц и имели номинальное сопротивление, равное 4 Ом.

2. Колонки «Электроника 25 АС-118». Это АС, также находящаяся в натуральном деревянном корпусе.

3. «Электроника 25АС - 126». Эта система является трехполосной АС, заключенной в корпус из ДСП. Номинальная мощность таких колонок была равна 25 Вт, а предельная составляла 50 Вт. Частота звука находилась в диапазоне от 4 до 20 000 Гц, а сопротивление было равно 4 Ом.

4. «Электроника 25АС-132». Это блочная трехполосная АС с номинальной мощностью 25 Вт. Она, как правило, шла в одном комплекте с усилителем «Электроника 104С».

5. «Электроника 25АС-227». Паспортная мощность этой трехполосной АС составляла 50 Вт. При этом система имела некоторые отличия от предыдущих моделей. Так, в ней были установлены изодинамические ВЧ головки. Они отличались низкими искажениями, что обеспечивало высокое качество при воспроизведении высоких частот.

S-90

Самыми лучшими колонками советского периода являлись, бесспорно, С-90. На них стояла буква S, так как это изделие выпускалось в Риге. Назывались они АС Radiotehnika. Однако в те годы советский народ не доверял всему иностранному. В связи с этим колонки до сих пор называют С-90.

Будучи одной из лучших систем советского периода, «Радиотехника» широко использовалась в домах культуры и на концертах даже в самых удаленных уголках страны. Колонки непременно присутствовали на школьных вечерах. Они были самыми мощными, так как к ним устанавливался усилитель. На сегодняшний день такая ретротехника стоит недешево. Только одна колонка модели «Радиотехника» обойдется покупателю в 4 000 рублей.

Описание

Для своего времени колонки «Радиотехника» имели наилучшие характеристики. Они принадлежали к высшему (нулевому) классу и качественно отличались от всей советской аппаратуры. Кроме того, эта АС ни в чем не уступала импортной.

Колонки работали в диапазоне частот, находящемся в промежутке от 31.5 до 20 000 Гц. Их номинальная мощность составляла 35 Вт.


Но данная акустическая система оказалась далека от совершенства. У нее была достаточно высокая стоимость, доходившая до 300 рублей за пару. Да и вес этих колонок был внушительным. Порой он превышал 30 кг. Кроме того, покупая колонки С-90, никто не был уверен в том, что сделает из них слаженную пару. Ведь одна из них собирала всю мощность воедино и звучала громче другой. Однако это было не единственным недостатком данной АС. Советские динамики часто ломались. Причиной тому были слабые и тонкие провода, которые уже сами по себе непрактичные. Кроме того, динамики плохо звучали на средних частотах, портя все впечатление об акустике.

Установка

Несмотря на имеющиеся недостатки, вполне устраивали советских меломанов. В течение нескольких десятилетий эта акустическая система входила в разряд самых массовых. Не забывают меломаны о ней и сегодня. Ведь колонки С-90 являются ярким символом уже ушедшей эпохи. Это прибор внушительного размера, который равен 36х71х28,5 см. Именно поэтому их необходимо было правильно установить, соблюдая расстояние до слушателя минимум 2 м. Однако в тесных советских квартирах сделать это было невозможно. Именно поэтому настоящий звук, который могла выдать подобная акустика, слышали только соседи.

Внешний вид

Довольно добротный и простой корпус колонок С-90 представляет собой прямоугольный неразборный ящик из ДСП. Его отделка - высококачественный шпон из дерева ценных пород. На стыках стенок и внутри корпуса конструкторы предусмотрели специальные элементы. Это увеличивает прочность и жесткость самого ящика.

Головки динамиков украшают декоративные рамки. Они штампованы из листа алюминия и выкрашены в черный цвет. Кроме того, динамики имеют защиту в виде металлической сетки.

В нижней части корпуса можно увидеть накладную панель из пластмассы. На ней отображена амплитудно-частотная характеристика АС, название системы и ее фирменный знак. Разъем советских колонок С-90 находится внизу задней стенки корпуса.

Внутреннее содержание

Если раскрыть корпус колонок С-90, то можно увидеть большое количество ваты, которая обтянута марлей. Это звукопоглотитель АС.


Он снижает воздействие на АХЧ звукового давления, заставляя колонки звучать более качественно. Тот, кто разобрал корпус «советской легенды», может увидеть внутри и электрические фильтры. Они размещены на плате и разделяют полосы АС.

Модернизация старой техники

Колонки С-90 пользуются большой популярностью у меломанов. Неудивительно, что многие из тех, кого интересует качество звука, стремятся их модернизировать. Это занятие не только увлекательное. Оно позволяет сэкономить внушительные деньги и получить систему с отличным звучанием.

Конечно, наружная сторона этих колонок, возраст которых составляет не менее 30 лет, уже утратила свой прежний шик. Однако для тех, кто решился на модернизацию, главное, чтобы система была целой изнутри.

Для такой работы понадобятся паяльник и плоскогубцы. Не обойтись при модернизации и без набора отверток. Первым делом необходимо снять переднюю панель. Это можно сделать только после того, как будет откручено два десятка различных шурупов. После разборки следует обратить внимание на динамики. Они, скорее всего, потребуют реанимации. Вполне возможно, что понадобится перемотка катушки. После этого акустические колонки на советских динамиках будут звучать просто идеально, без всяких посторонних призвуков. Более прозрачными все тона сделают и шелковые купола, которые можно установить на смену пластиковым.

Модернизация проводки и внутренних материалов

Доработка корпуса позволяет улучшить звучание АС на низких частотах. Для этого понадобится убрать ватно-марлевые прокладки, заменив их на недорогой ватин. Все это делается быстро и не потребует особых усилий. Перед монтажом рекомендуется заменить проводку.

Корпус обшивается ватином. Обтянуть им понадобится и фазоинвестор, но только после установки его трубы на герметик. Переключатели в новой АС не понадобятся. Именно поэтому их можно будет удалить как ненужный элемент. Тоненькие советские проводки колонок во всех соединениях следует заменить на медные.


Как видим, дело это не настолько уже и трудоемкое. Однако, несмотря на свою простоту, доработка изменяет звук техники. Он становится более качественным и прозрачным, радуя слух меломана.

Старые советские динамики можно установить и в салон автомобиля. Цена такой системы будет минимальной, а звук поразит своей мощностью и качеством.

Наивные, невежественные, примитивные и НУДНЫЕ вопросы, но мне они не ясны. Хотелось бы услышать ПОНЯТНЫЕ ответы ПРОСТЫМИ словами. Ключевые слова “ПОНЯТНЫЕ и ПРОСТЫЕ”.
Я совсем ничего не понимаю в колонках, или как у вас принято говорить, в “акустических системах”. Но меня интересует один быдло-параметр, ГРОМКОСТЬ. Пожалуйста, разъясните мне раз и навсегда:
1. Громкость, которую я понимаю в ваттах – это громкость ОДНОЙ колонки или акустической системы в целом, т.е. ДВУХ колонок?
2. (повторяю, вопросы примитивные) Соответственно, если это громкость одной колонки (скажем 100ватт), то ДВЕ колонки, будут громкость в 200ватт давать??? Или здесь какая-то “особая”, не прямая зависимость?
3. Такие параметры как “Синусоидальная мощность”, “Номинальная мощность” – это одно и то же? Насколько я понял НЕТ, тогда почему-же на одних пишут синусоидальная (а номинальна тогда какая? Как вычислить?), а на других номинальная (а синусоидальная какая? Как ее вычислить?)
4. Другие параметры как “Предельная шумовая мощность”, “Паспортная мощность”, “Долговременная мощность” в чем тут отличие???

Знаю что делятся на три категории 1. синусоидальная. 2. Максимальная долговременная (наверно это собственно и есть максимальная громкость?). 3. Кратковременная пиковая. Третий параметр понятен полностью, вопросов по нему нет. А вот по первым двум, хотелось бы понять ПРОСТЫМИ словами.

Вопросы по советским колонкам. Сейчас будет наверно совсем нудно.
Итак, вот колонки которые меня интересуют. Поняв их, я разберусь и в других.
1. 25 АС-027 «Амфитон» 25 номинальных ватт, 50ватт паспортных(?)
2. 50 АС-022 “Амфитон” 80 ватт паспортных
3. 35 АС-012 “Radiotehnika S-90” номинальных 35 ватт, 90 ватт паспортных.
4. 150 АС-009 «Кливер» 75 ватт синусоидальных, 150ватт паспортных.
Теперь вопросы:
1. Почему паспортная мощность (громкость) на Амфитон 25 и Кливер 150 ровно в ДВА раза выше синусоидальной/номинальной, однако это условие НЕ СОБЛЮДАЕТСЯ на S90? Ну т.е. Амфитон 25ватт – 50ватт. Кливер 75ватт – 150ватт. А вот S90 35ватт, значит по логике должно быть 70ватт? Однако написано 90ватт. Почему такое отличие?
2. Сколько ватт номинальных/синусоидальных в Амфитон 50, если там 80 паспортных ватт?
3. Кто громче? Как я понимаю, на первом месте стоит Кливер, на втором S90, на третьем 50АС, на четвертом 25АС. Да?
4. Все-таки из предыдущего раздела, по третьему пункту возник вопрос. А именно “максимальная кратковременная мощность”. Почему на Кливер Предельная кратковременная мощность: 300 Вт. т.е. в два раза выше паспортной, на амфитоне 50АС Предельная кратковременная мощность: 150 Вт ну почти в два раза выше (80ватт), а вот на S90 Предельная кратковременная мощность аж целых: 600 Вт. т.е. более ЧЕТЫРЕХ раз. Почему снова такая разница? Тут опять нет прямой зависимости?
5. В амфитоне 25АС 25 номинальных, паспортных 50. А синусоидальных сколько? (спрашиваю, что б можно было сравнить с другими колонками, где указанна синусоидальная мощность, но не указанна номинальная)
Для примера S90 говориться что 35 ватт номинальных, а синусоидальных 90ватт. Тогда почему в Кливере сказано 75 ватт СИНУСОИДАЛЬНЫХ (они наверно имели-таки ввиду, номинальных, но просто “ошиблись”, а я мучаюсь?), тогда получается что в S90 синусоидальных целых 90ватт, а в Кливере всего 75. Т.е. S90 громче Кливера? (конечно-же это не так, но в обозначениях явная путаница?)

Или другой пример. Колонки Radiotehnika S-150 пишут что они абсолютно аналогичны колонкам Radiotehnika S-90D Но емаЕ, в первых Предельная (паспортная) мощность: 150 Вт, а во вторых Предельная (паспортная) мощность: 90 Вт. F.T.F.?!?!?!?!? И как простому человеку понять какие колонки ГРОМЧЕ??? Или снова очепятка? Не многовато-ли?

А теперь еще одна не понятная вещь, а именно усилители. Точнее их мощность (громкость).
Рекомендуемая мощность усилителя:
Амфиоон 25АС (50ватт) 10 – 50 Вт
Амфитон 50АС (80ватт) 20 – 80 Вт
S90 (90ватт) 50-150 Вт.
Кливер 150АС (150ватт) 10 - 100 Вт
Вопросы:
1. С Амфитонами как-то все логично, усилитель по максимуму ватт (наверно что б не испортить колонки более мощным усилителем?). Ну т.е. там 50 ватт и усилитель ДО 50 ватт. В другом 80 ватт и усилитель ДО 80 ватт.
А вот с Кливером и S90 начинаются непонятки.
2. Почему в S90, где 90 ватт, усилитель разрешается аж до 150 ватт? Т.е. почти в два раза мощнее, чем колонки?
3. Почему в Кливере, где 150 ватт, усилитель разрешается не более 100 ватт? Т.е. на одну треть МЕНЬШЕ, чем мощность колонок?

Вот такие вот наивные, примитивные, нудные, возможно даже глупые вопросы. Но я буду очень благодарен за ПОНЯТНОЕ разъяснение ПРОСТЫМИ словами.
P.S. я прошу без обид, но если кому-то не понятны мои вопросы, пожалуйста прочтите их еще раз медленно, не торопясь.
P.P.S. я вас умоляю, не разводите только спор на 10 страниц, а то сейчас каждый будет со своим мнением и будет утверждать что только именно его мнение является истинной.

Как известно, в последнее время все чаще автомобилисты, для которых хороший звук в машине не пустое место, интересуются старой радиотехникой. Советская акустика представляет сегодня большой интерес и все больше встречается в сети объявлений о ее покупке.
Акустика советская, как ни странно, стоит не так уж и дешево и объяснения этому имеются.

Общая информация


Для начала приведем следующие факты, касающиеся советской акустики:

  • Она всегда излучает хорошо и мощно.
  • Источник сигнала этой и усилитель мощности сделаны настолько качественно, что их замена на другие модели не изменит общего впечатления.

Тем, кто уважает качественный звук, хотелось бы заявить, что советские динамики 35 ГДН – неплохой вариант. Это не китайских ширпотреб точно и устанавливать такие готические образцы в автомобиль очень даже неплохо.
Они не только гармонично впишутся в интерьер любого автомобиля, но и дадут такое звучание, о котором и не мечтаешь.


Примечание. Независимо от того, какие динамики, советские или зарубежные используются, чтобы они звучали хорошо, нужен короб.

Естественно, что использование больших советских динамиков актуально сзади, как уникальный образец . Делается сначала короб, освобождается часть багажника под полкой и фазоинвенторы выводятся сюда.
Прежде, чем перейдем к непосредственному алгоритму установки этих самых динамиков в автомобиль, хотелось бы ознакомить читателя с полезной информацией.
Итак:

  • По своей природе советские динамики данного типа являются мид-басами, которые обязательно потребуют дополнительного монтажа пищалок или высокочастотников.
  • Советский динамик не предназначен для установки в автомобиль, что априори подразумевает обязательное изготовление короба для него.
  • В СССР было особое производство и кроме качества, динамики получали еще и недостатки. В частности речь идет о разбросе Тиль-Смоль параметров и неправильной амплитудно-частотной характеристики.
    Именно по этой причине, качественно изготовленные динамики звучали либо сносно, либо вообще ужасно.
  • Подвес у таких динамиков резиновый и со временем он, естественно, дубеет. Изменяются по этой причине шикарные параметры динамика и уже на выходе имеем достаточно громкие кричалки, но не более.

  • Преимущество советских динамиков в качестве излучаемого звука, который, если все правильно сделать, будет звучать как настоящий и мощный басовик.
  • К таким советским динамикам можно приложить 35Вт СК3, что обеспечит долговременную мощность. При этом посредственной будет звуковая отдача.
  • Звуковое оформление для советских динамиков должно быть обязательно фазоинверторным.


Как и было сказано выше, для начала нужно подготовить короб, а затем его вмонтировать в багажник автомобиля.

Примечание. Результат, который могут дать советские динамики, ошарашат любого меломана. Если все делать грамотно, то из них удастся выжать максимально все, на что они способны.

Бюджет работ не обойдется выше 4 тысяч рублей.
Итак:

  • Короб делаем для советских динамиков с ребрами жесткости.
  • Делать его желательно из ДСП 16 мм.
  • Для сабвуфера(см.) желательно изготовить короб в два слоя, а для колонок в один слой.
  • Вырезаем заготовки и соединяем их в виде ящика, который бы пролез в одну из стенок багажника.
  • Вдеваем в этот ящик динамик сверху и герметично закрываем сверху, оставляя обязательно отверстия, через которые выводим провода.

Подробный алгоритм изготовления короба для динамика

Выше была представлена общая информация о том, что и как делать.
Сейчас же опишем все более подробно:

  • Определяемся для начала, из какого материала будет делаться короб для советского динамика, помня, что лучше дерева ничего нет.
  • Заранее надо определить размер будущего короба, чтобы он удачно встал на место.

Примечание. Нужно не забывать, что корпус должен быть обязательно больше, чем сам динамик. Не забываем также о свободном пространстве, которое нужно оставить для проводов.

  • Берем листы дерева или ДСП. Размещаем на них будущие части корпуса согласно схеме. Каждую деталь будущего короба желательно вырезать из цельного куска.
  • Вырезаем все по намеченным контурам, используя желательно электрический лобзик.
  • Обрабатываем края, делая их гладкими и без заусениц. Использовать можно также и наждачную бумагу, которая хорошо все отшлифует.
  • Проводим предварительную примерку. Если все удачно подходит и детали идеально прилегают друг к другу, приступаем к сборке.

Примечание. Готовые детали короба можно крепить друг с другом различными способами. Для этого можно использовать клей или герметик, а также саморезы.

  • Корпус обязательно надо покрыть карпетом или можно даже кожей с красивой строчкой.

На этом все. Короб готов и остается установить динамик туда своими руками, а затем всю эту конструкцию вмонтировать сзади в багажник.
Инструкцию, как подключить динамик, можно скачать из Сети, благо сегодня существует масса различных способов, как это сделать. В процессе работы желательно изучить фото и видео – материалы.
Цена на всю установку вызовет удивление, настолько она окажется низкой. Да и ничего удивительного в этом нет, ведь все делается самостоятельно, а динамик используется старый советский.