Шенберг биография. Арнольд шенберг - певец непокорной мысли

01.02.2019

Арнольд Франц Вальтер Шёнберг (нем. Arnold Franz Walter Schoenberg, изначально Schönberg; 1874—1951) — австрийский и американский композитор, педагог, музыковед, дирижёр. Крупнейший представитель музыкального экспрессионизма, автор таких техник, как додекафония (12-тоновая) и серийная техника.

Арнольд Шёнберг родился 13 сентября 1874 года в венском квартале Леопольдштадт (бывшем еврейском гетто) в еврейской семье. Его мать Паулина Наход (1848—1921), уроженка Праги, была учительницей фортепиано. Отец Самуил Шёнберг (1838—1889), родом из Пресбурга (куда его отец перебрался из Сечень), был владельцем магазина. Арнольд был в основном музыкантом-самоучкой, бравшим только уроки контрапункта у своего шурина Александра фон Цемлинского (в 1901 году Шёнберг женился на сестре Цемлинского Матильде). Двадцатилетним молодым человеком, Шёнберг зарабатывал на жизнь оркестровкой оперетт, параллельно трудясь над своими сочинениями в традициях немецкой музыки конца XIX века, наиболее известным из которых оказался струнный секстет «Просветлённая ночь», ор. 4 (1899).

Где родился Арнольд Шёнберг? Шёнберг родился в Центральной Европе. Сколько лет был Арнольд Шёнберг, когда он умер? Арнольду Шёнбергу исполнилось 76 лет. Затем он написал Шёнбергу. Шенберг был одним из самых влиятельных композиторов ранних лет. Его музыкальная карьера началась в его собственных словах в возрасте девяти лет как скрипач и композиционный автодидакт. Он присутствовал на Бундесрреальном фронте Верейнсгассе в Вене Леопольдштадте. За это время он сочинил марши и полка. Его энтузиазм в отношении музыки можно было только в течение этих лет преследовать как Заунгаст на концертах под открытым небом в Аугартене, а также в венском Пратере; часть его заработной платы он вложил в многочисленные оперные визиты, в которых он предпочитал сценические работы Ричарда Вагнера.

Те же традиции он развивал в поэме «Пеллеас и Мелизанда» (1902—1903), кантате «Песни Гурре» (1900—1911), «Первом струнном квартете» (1905). Имя Шёнберга начинает завоёвывать известность. Его признают такие видные музыканты как Густав Малер и Рихард Штраус. С 1904 он начинает частное преподавание гармонии, контрапункта и композиции. Следующим важным этапом в музыке Шёнберга стала его «Первая камерная симфония» (1906).

Хотя Шёнберг брал уроки композиции с Землинским в течение нескольких месяцев, он узнал больше всего, изучая произведения великих композиторов, таких как Йоханнес Брамс, Ричард Вагнер, Густав Малер, Иоганн Себастьян Бах и Вольфганг Амадей Моцарт. Через Землинский Шёнберг смог закрепиться в музыкальной жизни Вены и ее окрестностей.

Церковная свадьба состоялась одиннадцать дней спустя в лютеранской городской церкви на Доротегарсе в Вене. У Арнольда Шёнберга и Матильды Землинского было двое детей, Гертруд и Георг. Ричард Герстл, который поддерживал Шенберга в его картине, имел отношения с Матильдой.

Летом 1908 года жена Шёнберга Матильда оставила его, влюбившись в художника Рихарда Герштля (англ.). Несколько месяцев спустя, когда она вернулась к мужу и детям, Герштль покончил жизнь самоубийством. Это время совпало для Шёнберга с пересмотром его музыкальной эстетики и кардинальным изменением стиля. Он создаёт первые атональные сочинения, романс «Ты прислонилась к серебристой иве» («Du lehnest wider eine Silberweide») и наиболее революционное из своих ранних сочинений — «Второй струнный квартет», ор.10 (1907—1908), где в финале добавляет голос, сопрано, положив на музыку стихи Штефана Георге. В «Пяти пьесах для оркестра» ор.16 (1909) впервые применяет своё новое изобретение — метод темброво-раскрашенной мелодии (Klangfarbenmelodie).

Первым учеником Шёнберга был Вильма фон Вебенау. Следующие годы до начала Первой мировой войны ознаменовались созданием важных произведений: двух первых струнных квартетов и Каммерсинфонии, премьеры которых сопровождались скандальными сценами, Гуррелиером и его Гармонилере, а также Пьеро Лунайром; особенно знаменитый скандал или Ватшонцерт.

Окончил военную часовню. Шонберг присоединился к войне, по крайней мере, в частной переписке с Алмой Малер, военным криком и шовинизмом своих соотечественников. Среди композиторов, таких как Бела Барток, Ферруччо Бузони, Клод Дебюсси, Густав Малер, Ганс Пфицнер, Морис Равель, Макс Регер, Александр Скрябин, Рихард Штраус и Игорь Стравинский были представлены их концерты в концертных программах ассоциации.

Летом 1910 Шёнберг пишет свой первый важный теоретический труд «Учение о гармонии» («Harmonielehre»). Затем создаёт вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро» («Pierrot Lunaire»), op. 21 (1912) на стихи Альбера Жиро, используя изобретённый им метод Sprechstimme — вокальная речитация, нечто среднее между чтением и пением. В 1910-х годах его музыка была популярна в Берлине в среде экспрессионистов, её исполняли на собраниях литературного «Нового клуба».

В Мёдлинге он преподавал много известных музыкантов и композиторов дома, в том числе Ханс Айслер, Рудольф Колиш, Эрвин Рац, Макс Дойч и Карл Рэнгл. После смерти его жены Матильда с ней у него было трое детей: Нурия, Рональд и Лоуренс. По этой причине он присоединился к Герхарду фон Кёслеру в изгнании Парижа.

За это время он также написал четыре своих теоретических книги: «Модели для начинающих в композиции», «Структурные функции гармонии», «Предварительные упражнения в контрапункте» и «Основы музыкальной композиции». Фриц Уотруба спроектировал Эринграб Арнольда Шёнберга в Винер-Зентральфридхофе.

В начале 20-х годов он изобретает новый «метод композиции с 12 соотнесёнными между собой тонами», широко известный как «додекафония», впервые пробуя его в своей «Серенаде» ор. 24 (1920—1923). Этот метод оказался самым влиятельным для европейской и американской классической музыки XX века.

До 1925 Шёнберг жил в основном в Вене. В 1925 он стал профессором композиции в Берлине в Прусской академии искусств.

Первые композиции Шёнберга, как правило, поздние, или вы отличаетесь богато дифференцированными инструментами. Шонберг экспериментировал с широким спектром занятий, от камерной музыки до очень большого оркестра. Во многих случаях Шенберг занимался литературой романтизма и финиша: он писал оркестровые партии, участвовал в литературе хора и оратории, а также в программной музыке.

Струнный квартет считается ключевым произведением атональной музыки. Фаза так называемой «свободной атональности» привела, согласно концепции Шёнберга, в тупик, поскольку для каждой новой композиции должен был быть разработан только новый список материалов и правил.

В 1933 (приход к власти нацистов) Шёнберг эмигрировал в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 — в университете Южной Калифорнии, с 1936 — в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

Одним из самых значительных достижений Шёнберга стала его незавершённая опера на библейский сюжет «Моисей и Аарон», начатая ещё в начале 30-х годов. Вся музыка оперы строится на одной 12-звучной серии. Главная партия Моисея исполняется чтецом в манере Sprechgesang, роль Аарона поручена тенору.

Этот метод не зависел от метода композитора Йозефа Маттиаса Хауэра, который также разработал двенадцатую композиционную технику, которая, однако, имеет мало общего с методом Шенберга. С этой новой системой Шенберг теперь мог теоретически дать каждой работе внутреннюю структуру. Первоначально задуманный только как личное решение для личного конфликта, двенадцатитонная техника была с энтузиазмом воспринята его учениками, хотя Шёнберг никогда не учил их в свои теоретические часы. Он разработал своих непосредственных учеников путем анализа из произведений.

В течение всей жизни Шёнберг вёл активную педагогическую деятельность и воспитал целую плеяду композиторов. Наиболее выдающиеся из них Антон Веберн, Альбан Берг, Эрнст Кшенек, Ханс Эйслер, Роберто Герхард. Шёнберг создал и возглавил целую композиторскую школу известную под названием «новая венская школа». Хауэр свои ранние произведения писал под влиянием атональной музыки Шёнберга. В 1935 г., уже в Калифорнии, его частным учеником становится Джон Кейдж. Параллельно с преподаванием, сочинением музыки, организацией концертов и выступлением в них в качестве дирижёра Шёнберг был также автором множества книг, учебников, теоретических исследований и статей. Кроме всего прочего он писал картины, отличавшиеся оригинальностью и пылкой фантазией.

Сам Шёнберг написал либретти для опер «Счастливая рука», «Моисей и Арон», а также для ораторий и других вокальных произведений. Обученный его обширной преподавательская и устойчивой переписка, а также под давлением того, чтобы защитить свои труды и теорию постоянно на публике, он приобрел неопровержимый, часто полемический стиль, который сочетает в себе аналитическую строгость с высокой серьезностью и иногда пафосом. Некоторые из его эссе и эссе являются основными текстами музыкальной эстетики.

Влияние Шёнберга на музыку века не может считаться достаточно высоким. К нему были брошены радикальные изменения в композиционных технологиях и его теоретические основы, которые привели от атональности к двенадцатитонным технологиям к серийной музыке и, наконец, к электронной музыке. Но он и его преемники еще не завоевали широкую публику, несмотря на Шенберга, в письме к Гансу Роско, о Максиме, который знает и свистнет мои мелодии.

В честь Шёнберга назван кратер на Меркурии.

Арнольд Шёнберг страдал трискаидекафобией. Именно поэтому последняя его опера носит название «Моисей и Арон» («Moses und Aron») вместо корректного «Моисей и Аарон» («Moses und Aаron»): число букв во втором названии равно тринадцати. Он родился (и, как выдалось, умер) 13-го числа, что он всю жизнь считал дурным предзнаменованием. Однажды он наотрез отказался взять в аренду дом под номером 13. Композитор боялся того дня, когда ему исполнится 76, потому что в сумме эти цифры составляют пресловутое число 13. Многим известна легенда, согласно которой Шёнберг ужасно боялся своего 76-летия пятницы 13-го, которая приходилась на 13 июля 1951 г. По слухам, тогда он весь день пролежал в постели, готовясь к предполагаемой смерти. Жена пыталась уговорить мужа встать и «прекратить эти глупости», и каково же было её потрясение, когда тот лишь вымолвил слово «гармония» и умер. Арнольд Шёнберг покинул этот мир в 11:47 вечера, за 13 минут до полуночи.

Учащиеся, исполнители и друзья

Также: Список сочинений Арнольда Шёнберга. Вокруг Шененберга Альбан Берг, Антон Веберн и другие ученики и исполнители образовали круг единомышленников, называемых венской школой. Известные исполнители первой половины двадцатого века, в том числе пианисты Артур Шнабель и Эдуард Стейерманн, дирижеры Ганс Роско и Герман Шерхен, а также шурин Шенберга, скрипач Рудольф Колиш.

Шёнберг был очень дружен с венским архитектором Адольфом Лоосом, с которым он познакомился в салоне Евгения Шварцвальда. Шёнберг также очень сильно повлиял на отношение Адольфа Лооса к вопросам художественной морали и правды. Требование музыки Шенберга не должно быть украшено, это должно быть правдой, может быть прямо связано с эстетикой Лооса, в частности с его борьбой со всеми формами прикладного искусства и достоинством чистого и изобразительного искусства, которое не может быть принято никакими уступками может проституировать аудиторию.

В 1898 г. Шёнберг перешёл в протестантство. В 1933 прошел в синагоге в Париже обряд возвращения в иудаизм.

Всю темноту и вину мира новая музыка взяла на себя. Все ее счастье в том, чтобы познать несчастье; вся ее красота в том, чтобы отказаться от видимости красоты.
Т. Адорно

В дополнение к венскому существовали также берлинская школа вокруг Арнольда Шёнберга. Также: Список учеников Арнольда Шёнберга. Несмотря на его дилетантизм, произведение скульптуры, ставшее все более важным после смерти Шенберга, по-прежнему остается независимой позицией между современниками художников Оскаром Кокошкой, Эгоном Шиле, Ричардом Герстлом, Густавом Климтом, Макса Оппенгеймера и Альбертом Парижем Гютерсло. По содержанию картины Шеньберга 361 охватывают несколько жанров: помимо многочисленных автопортретов и портретов его видения и взгляды обладают высокой степенью выразительности, а также серией пейзажей и сценарных проектов для его собственных произведений.

A. Шёнберг вошел в историю музыки XX в. как создатель додекафонной системы композиции. Но значение и масштаб деятельности австрийского мастера не исчерпываются этим фактом. Шёнберг был разносторонне одаренной личностью. Он был блестящим педагогом, воспитавшим целую плеяду современных музыкантов, среди которых такие известные мастера, как А. Веберн и А. Берг (вместе со своим учителем они образовали так называемую нововенскую школу). Он был интересным художником-живописцем, другом О. Кокошки; его картины неоднократно появлялись на выставках и печатались в репродукциях в мюнхенском журнале «Голубой всадник» рядом с работами П. Сезанна, А. Матисса, В. Ван Гога, B. Кандинского, П. Пикассо. Шёнберг был литератором, поэтом и прозаиком, автором текстов многих своих сочинений. Но прежде всего он был композитором, оставившим значительное наследие, композитором, прошедшим очень трудный, но честный и бескомпромиссный путь.

В отличие от его композиционной деятельности, которую он мастерски овладевает автодидактическим изучением старых мастеров, Шенберг считал себя любителем в живописных выражениях. У него не было теоретической или эстетической подготовки, но он был хорошим рисовальщиком с надежным чувством пропорций и размеров. Насколько Шёнберг видел свою живопись своей музыкой, неясно из доступных источников. С одной стороны, он выражает себя: живопись и моя музыка не имеют ничего общего. С другой стороны, это было то же самое для меня сочинять.

На самом деле, одна среда, как представляется, не вытекает из другой из-за дилетантизма Шенберга как художника; теоретически разработанная базовая структура его музыкального творчества никак не связана с непосредственной непосредственностью картин. Шонберг страдал от трискаид-кафобии, то есть он боялся числа, которое родился на одном, его день смерти упал в пятницу.

Творчество Шёнберга тесно связано с музыкальным экспрессионизмом . Оно отмечено той напряженностью переживаний и остротой реакции на окружающий мир, которые характеризовали многих современных художников, творивших в атмосфере встревоженности, предчувствия и свершения страшных социальных катаклизмов (Шёнберга объединяла с ними и общая жизненная судьба - скитания, неустроенность, перспектива жить и умереть вдали от родины). Пожалуй, самая близкая аналогия личности Шёнберга - соотечественник и современник композитора, австрийский писатель Ф. Кафка. Так же, как в романах и новеллах Кафки, в музыке Шёнберга обостренное жизневосприятие сгущается порой до лихорадочных наваждений, изощренная лирика граничит с гротеском, превращаясь в душевный кошмар наяву.

Коалиционные шахматы, проекты и изобретения

Однако, посетив чемпиона мира по шахматам Эмануэля Ласкера, он скрыл свое изобретение и прокомментировал его словами Это было бы так же плохо для Ласкера, как для меня состав его. Существуют также различные конструкции мебели, планы механической машины для написания писем, самодельные игровые карты и метод письменной документации по теннису.

Подробный список произведений по жанрам и произведениям без номера опуса: Список сочинений Арнольда Шёнберга. Также: Арнольд Шёнберг Полное издание.

  • Оратория Железная бригада.
  • Предназначен для мирян, приводит к составу скерцо.
До сих пор наиболее обширная коллекция текстов на немецком языке.

Создавая свое нелегкое и глубоко выстраданное искусство, Шёнберг был до фанатизма тверд в убеждениях. Всю жизнь он шел по пути наибольшего сопротивления, борясь с насмешками, издевательствами, глухим непониманием, терпя обиды, горькую нужду. «В Вене 1908 года - городе оперетт, классиков и напыщенного романтизма - Шёнберг поплыл против течения», - писал Г. Эйслер. Это был не совсем обычный конфликт художника-новатора с обывательской средой. Мало сказать, что Шёнберг был новатором, поставившим себе за правило говорить в искусстве лишь то, что не было сказано до него. Как утверждают некоторые исследователи его творчества, новое выступило здесь в чрезвычайно специфическом, сгущенном варианте, в виде некоей эссенции. Сверхконцентрированная впечатлительность, требующая адекватного же качества от слушателя, объясняет особую трудность шёнберговской музыки для восприятия: даже на фоне своих современников-радикалов Шёнберг - наиболее «трудный» композитор. Но это не отрицает ценности его искусства, субъективно честного и серьезного, восстававшего против пошлого сладкозвучия и легковесной мишуры.

Хал-Кох, Зальцбург Арнольд Шенберг Корреспонденция: сборник переведенных и аннотированных писем, обмен которыми происходит с Гвидо Адлером, Пабло Касальсом, Эмануэлем Фейерманном и Олином Даунсом. Хорст Вебер, Дармштадт Брифеллех дер Винер Шуле, т. 3: Бридшельшер Арнольд Шёнберг Альбан Берг, ред. Альфред Баумгартнер: «Музыка его учеников из ученичества», собранная и представленная Паулем Твеневым, Стивеном Уолшем, с вступительным словом Роберта Пиенковского, Университетской прессы, Беркли Карла Дальхауса: Шёнберга и других: собрал очерки о Новом музыка. Рыцари, Клагенфурт. Рудольф Стефан: Введение. В: Венская школа, Дармштадт Ханшайнц Штукеншмидт: Арнольд Шёнберг: Жизнь, работа, окружающая среда.

  • Эрвин Штайн, Майнц.
  • Адорно: Философия новой музыки.
  • В: Новая немецкая биография.
  • История жизни в столкновениях.
Рождение сестры Оттилье.

Шёнберг сочетал в себе способность к сильному чувствованию с безжалостно дисциплинирующим интеллектом. Этим сочетанием он обязан переломной эпохе. Вехи жизненного пути композитора отражают последовательную устремленность от традиционно-романтических высказываний в духе Р. Вагнера (инструментальные сочинения «Просветленная ночь», «Пеллеас и Мелизанда», кантата «Песни Гурре») к новому, строго выверенному творческому методу. Впрочем, романтическая родословная Шёнберга сказывалась и позже, давая импульс повышенной возбужденности, гипертрофированной экспрессивности его произведений рубежа 1900-10 гг. Такова, например, монодрама «Ожидание» (1909, монолог женщины, пришедшей в лес на свидание с возлюбленным и нашедшей его мертвым).

Вход в Фольксшуле. Оберралсуле в Верейнсгассе. К этому времени мне было около восемнадцати лет. Переехал в Леопольдгасс Получил премию «Полигимния» за «Рид». Составлено в октябре Три пьесы для фортепиано. Марш с оркестром Гавот и Мюзетт. Александр Землинский предлагает струнный квартет ре мажор.

Марш от Мозаики до протестантской веры. Обучает своего первого ученика Вильме Вебер фон Вебенау. В июле композиция симфонической поэмы «Весенняя смерть» после стихотворения Николаса Ленау «Почему, воздух, шепчет так шум». Две песни для 1-го баритона и фортепиано. Посредничество Землинского, струнный квартет Шернберга в мажоре исполняет квартет Фицнера в декабре в Винер-Музикверейн.

Постромантический культ маски, рафинированная аффектация в стиле «трагического кабаре» ощущаются в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912) для женского голоса и инструментального ансамбля. В этом произведении Шёнберг впервые воплотил принцип так называемого речевого пения (Sprechgesang): сольная партия хотя и зафиксирована в партитуре нотами, но звуковысотный строй ее приблизителен - как в декламации. И «Ожидание» и «Лунный Пьеро» написаны в атональной манере, соответствующей новому, экстраординарному складу образов. Но знаменательно и различие между произведениями: оркестр-ансамбль с его скупыми, но дифференцированно выразительными красками отныне притягивает композитора больше, чем полный оркестровый состав позднеромантического типа.

Начало отношений с сестрой Александра Землинского Матильдой. Четыре песни для 2-го пения и фортепиано. Встреча с Алмой Марией Шиндлер, более поздней женой Густава Малера. Февраль с симфонией соль мажор. Затем оставил лежал и полностью заброшен! Все организовано за исключением финального хора. Октябрь Шёнберг женился на Матильде Землински в лютеранском приходе, Вена, Иннер Штадт. Назначен как Капельмейстер в литературный кабаре Эрнста фон Вольцогена Убербретт.

По рекомендации Ричарда Штрауса Шёнберг будет приглашен на уроки в Консерватории Стерна в Берлине. Встреча с Оскаром Штраусом, Виктором Холлендером, Богумилом Зеплером и Робертом Фишхофом, чьи оперетты он организует. Проводит летние месяцы с родителями своего молодого друга Дэвида Йозефа Баха в Мёдлинге. С осени Альберт Берг и Антон Веберн были среди его учеников. Набросал в марте фугу для струнного квартета ре минор, который остается незавершенным. Работает на струнного квартета ре мажор, а также на оркестровых частях.

Однако следующим и решающим шагом на пути к строго экономному письму послужило создание двенадцатитоновой (додекафонной) системы композиции. В основе инструментальных сочинений Шёнберга 20-40-х гг., таких, как Сюита для фортепиано, Вариации для оркестра, концерты, струнные квартеты, - лежат серии из 12 неповторяющихся звуков, взятые в четырех основных вариантах (техника, восходящая к старинному полифоническому варьированию).

Додекафонный метод композиции приобрел немало почитателей. Свидетельством резонанса шёнберговского изобретения в культурном мире послужило «цитирование» его Т. Манном в романе «Доктор Фаустус»; там же говорится об опасности «интеллектуального холода», которая подстерегает композитора, использующего подобную манеру творчества. Универсальным и самодостаточным этот метод не стал - даже для его создателя. Точнее он являлся таковым лишь постольку, поскольку не мешал проявиться природной интуиции мастера и накопленному им музыкально-слуховому опыту, подчас влекущему за собой - вопреки всем «теориям избежания» - многообразные ассоциации с тональной музыкой. Расставание композитора с тональной традицией вообще не было бесповоротным: известная сентенция «позднего» Шёнберга о том, что многое еще можно сказать в до мажоре, вполне это подтверждает. Погруженный в проблемы композиторской техники, Шёнберг в то же время был далек от кабинетной замкнутости.

Весьма значительными композиторскими замыслами отозвались в нем события второй мировой войны - страдания и гибель миллионов людей, ненависть народов к фашизму. Так, «Ода Наполеону» (1942, на ст. Дж. Байрона) представляет собой гневный памфлет против тиранической власти, сочинение исполнено убийственного сарказма. Текст кантаты «Уцелевший из Варшавы» (1947), пожалуй, наиболее известного сочинения Шёнберга, воспроизводит подлинный рассказ одного из немногих людей, переживших трагедию варшавского гетто. Произведение передает ужас и отчаяние последних дней узников гетто, завершаясь старинной молитвой. Оба сочинения ярко публицистичны и воспринимаются как документы эпохи. Но публицистическая острота высказывания не отодвинула в тень природной склонности композитора к философствованию, к проблематике надвременного звучания, которую он разрабатывал с помощью мифологических сюжетов. Интерес к поэтике и символике библейского мифа проявился еще в 30-е гг., в связи с проектом оратории «Лестница Иакова».

Тогда же Шёнберг начал работать над еще более монументальным произведением, которому посвятил все последние годы своей жизни (впрочем, так и не завершив его). Речь идет об опере «Моисей и Аарон ». Мифологическая основа послужила для композитора лишь поводом для размышлений над актуальными вопросами современности. Основной мотив этой «драмы идей» - личность и народ, идея и ее восприятие массой. Изображенный в опере непрерывный словесный поединок Моисея и Аарона - это извечный конфликт между «мыслителем» и «деятелем», между пророком-правдоискателем, пытающимся вывести свой народ из рабства, - и оратором-демагогом, который в своей попытке сделать идею образно зримой и доступной по сути дела предает ее (крах идеи сопровождается разгулом стихийных сил, с удивительной яркостью воплощенным автором в оргиастическом «Танце Золотого тельца»). Непримиримость позиций героев подчеркнута музыкально: по-оперному красивой партии Аарона контрастирует аскетично-декламационная партия Моисея, чуждая традиционному оперному пению. В произведении широко представлено ораториальное начало. Хоровые эпизоды оперы с их монументальной полифонической графикой восходят к баховским «Страстям». Здесь выявляется глубинная связь Шёнберга с традицией австро-немецкой музыки. Эта связь, равно как и наследование Шёнбергом духовного опыта европейской культуры в целом, вырисовывается со временем все явственнее. Здесь - источник объективной оценки шёнберговского творчества и надежда на то, что «трудное» искусство композитора найдет доступ к возможно более широким кругам слушателей.