Сенсорная или мгновенная память сохраняет информацию. Сенсорная память

18.02.2019

Несмотря на то что курение вредно для здоровья, возникает масса вопросов о том, со скольки лет можно курить кальян, какой табак лучше использовать, как создать его самостоятельно и т. д. Вопрос о вреде беспокоит население реже. Не зря Россия считается самой курящей страной. Общее количество курильщиков в России достигает отметки в 40 млн. Каждый год от этой вредной привычки умирает в среднем 400 тыс. человек, хотя страна пытается активно бороться с ней. В это время в европейских странах потребление табака стремительно снижается.

С какого возраста можно начинать курить кальян?

Сам кальян представляет собой сосуд, который увлажняет и освежает дым. Его можно заправлять различными жидкостями, такими как обычная вода, вино, вишневый или лимонный сок. Кальян был изобретен в Индии, а затем получил распространение в других странах, так как позволял чувствовать курильщикам моментальное расслабление.

Желательно не начинать расслабляться таким образом вообще. Но многие люди успешно находят отговорки. Бесполезно вступать с ними в спор. Единственное верное решение, если уж им так хочется покурить, - это подсказать, как нужно делать это правильно. Итак, рассмотрим часто встречаемый вопрос: со скольки лет можно курить кальян?

Если задать этот вопрос врачам, то вряд ли они смогут назвать точную цифру. Более того, они скажут, что делать это нельзя как в 9-10 лет, так и в 23-24 года. То есть лучше этого совсем не делать. В период, когда организм человека формируется, курение особенно противопоказано. Также оно противопоказано беременным и кормящим женщинам в любом возрасте, а людям, которые страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями и болезнями легких, тем более. Вдыхание любого дыма (даже кальянного) приносит вред.

При стойком желании человека закурить кальян может быть разрешен, но это не должно войти в привычку. А человеку должно быть хотя бы больше 18 лет.

В настоящее время можно наблюдать обратную картину: подростки с 14 лет курят различные смеси и не придают курению никакого значения. Весело и просто. Но на самом деле это серьезная проблема, на которую родители должны обратить внимание.

Набирают популярность также электронные сигареты. Курящие подростки с электронными сигаретами уже заполонили улицы.

О последствиях

Курение может стать причиной серьезного отравления организма. Длительность этого процесса обычно составляет около 30 минут. Если за это время или после появляются головная боль, слабость, потеря координации, шум в ушах, сильная тошнота или даже рвота, это говорит о том, что в организм человека поступило слишком большое количество угарного газа. Курильщик при сильном отравлении может потерять сознание, в таком случае будет необходима срочная медицинская помощь.

Некоторые бывшие любители расслабиться в кальянной, убедившись в том, что кальян действительно вызывает недомогание, переходят на электронную, так называемую легкую версию. Возможно, что вреда от нее меньше, но он все-таки есть. Кроме того, покупать электронный кальян нужно только в проверенных магазинах, потому что велик риск приобретения подделки, которая может отказаться далеко не безвредной.

Если человек чувствует, что он становится зависимым от кальяна, лучше не пытаться искать новые безвредные способы удовлетворения потребности в курении, а обратиться к врачу или в специальную консультацию. Неразумно считать, что к никотиновой зависимости приводят только сигареты. Но только грамотная помощь со стороны способна изменить мнение курильщика и заставить его отказаться от курения.

Большинство современных людей считает, что курительный прибор под названием кальян является абсолютно безвредным для здоровья. В России более 40% населения курит табак ежедневно. В связи с этим в нашей стране принят законопроект, который запрещает курение кальяна в общественных заведениях. Между тем, любителей «попыхтеть» трубкой это не останавливает, и они продолжают наслаждаться ароматным дымом кальяна в домашних условиях, на вечеринках. С какого возраста можно пользоваться таким курительным устройством? Кому из нас категорически нельзя курить кальян ? Давайте разбираться в этих вопросах детально.

Немного истории

Существует несколько точек зрения относительно возникновения кальяна. Индийская версия гласит, что первыми попробовали курить табак через водную трубку индусы, а затем мореплаватели стали распространять это курительное устройство по странам Ближнего Востока. При этом жители Индии использовали кальян как обезболивающее средство, добавляя в него лекарственные травы. Устройство выглядело так: к скорлупе кокоса прикрепляли сухой тростник, через который вдыхали дым травы.

Согласно американской версии, кальян изобрели индейцы Центральной Америки: они курили табак через трубку с водой, помещенную в тыкву.

Как бы там ни было, кальян быстро завоевал популярность среди людей и является востребованным курительным прибором среди современных жителей. Только если индусы применяли это средство для курения в благих целях, то наши современники, увлекаясь кальяном, наносят серьезный вред своему здоровью.

Приверженцы этого курительного устройства утверждают, что в табаке, который добавляют в кальян, не содержится тяжелых металлов, смол и фенолов, а всего лишь 0,5% никотина. При этом курение такого табака не вызывает никотиновой зависимости . Но на самом деле это неправда. Во-первых, курительная смесь, которая используется для кальяна, может, и не содержит тяжелых металлов, но точно состоит из множества ароматизаторов и консервантов. А эти вещества способны вызвать приступ астмы, аллергические реакции.

Во-вторых, совершенно некорректно сравнивать сигареты с кальяном. Табачный дым наносит существенный вред здоровью, отравляя легкие, поэтому курение вредно в любом случае. Если говорить о зависимости, то даже небольшой процент никотина, содержащийся в кальянном табаке, вовлечет вас в никотиновое рабство.

В-третьих, кальян очень часто курят в компании, поэтому при передаче трубки каждый из участников процесса обменивается слюной и прочими инфекциями. Понятно, что на вопрос, вреден ли кальян , ответ будет утвердительным. При этом есть категория людей, которым это курительное устройство категорически противопоказано использовать.

Со скольки лет можно курить кальян?

Не секрет, что в нашей стране курят даже дети школьного возраста. Более 53% несовершеннолетних не брезгуют побаловаться кальяном 2-3 раза в неделю. При этом любой врач скажет, что курить кальян нельзя ни детям, ни старшеклассникам, да и взрослым нежелательно. Что касается подросткового возраста, то в этот период увлечение табаком может существенно навредить нормальному формированию организма.

Также к противопоказаниям курения кальяна относят болезни сердца и легких, аллергическую реакцию на никотин. Кроме того, не забывайте, что кальянный дым порождает никотиновую зависимость, и человек, впервые его попробовавший, ощутит эту тягу еще сильнее. Беременным и кормящим грудью женщинам курение кальяна категорически противопоказано.

Если Вас интересует законодательная база, а не медицинская, то Федеральный закон РФ «Об ограничении курения табака» определяет лишь правила продажи табачных изделий отдельным лицам. Статья 4, п. 1 указанного закона гласит: "На территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет". Прямого запрета - именно на курение табака указанными лицами - в законе нет.

Мы же настоятельно рекомендуем вам не увлекаться курением кальяна и внимательно следить за тем, чтобы к этому курительному устройству не пристрастились ваши дети. Не забывайте, что кальянный табак, как и сигаретный, вредит здоровью, поэтому риск развития серьезных заболеваний у человека, увлекающегося кальяном, возрастает в разы.

Рассмотрим подробнее кратковременную и долговременную память.

Как уже было сказано выше, в кратковременной памяти сохранение материала ограничено определенным, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.

Долговременная память рассчитана на длительное хранение информации; она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено. В отличие от КП, где припоминание не требуется (поскольку то, что было воспринято, еще находится в актуальном сознании), при ДП оно необходимо всегда, т.к. связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания.

При пользовании ДП для припоминания нередко требуются определенные волевые усилия, поэтому ее функционирование обычно связано с волей.

Для поддержания информации в кратковременной памяти всегда требуется поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет необходимости.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой и зрительной системах человека. Часто, для того чтобы нечто действительно запомнилось, стараются по ассоциации с ним вызвать определенную эмоциональную реакцию. Такую реакцию можно рассматривать как особый психофизический механизм, способствующий активизации и интеграции процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.

Рассмотрим основные характеристики кратковременной памяти. Как уже говорилось ее средний объем ограничен 7±2 единицами интегрированной информации. Этот объем индивидуален, он характеризут природную память человека и имеет тенденцию сохранятся в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем механической памяти, которая функционирует без активного включения мышления в процесс запоминания.

С особенностями КП, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуального устойчивого объема кратковременной памяти человека вновь поступающая в нее информация частично вытесняет уже храняющуюся там. Субъективно это может проявляться, например, в непроизвольном переключении внимания человека с запоминания на что-либо другое.

Кратковременная память играет в жизни человека большую роль. Благодаря ей перерабатывается самый значительный объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. КП имеет большое значение для организации мышления; его материалом, как правило, являются факты, находящиеся в КП человека.

Этот вид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком. Установлено, что когда впервые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатлениях о друг друге, описать те личностные особенности, которые они во время встречи друг и друга заметили, то в среднем называется, как правило, то количество черт, которое соответствует объему КП, т.е. 7±2.

Без КП невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться только то, что когда-то было в КП. Иначе говоря, КП выступает в роли своеобразного фильтра, который пропускает нужную информацию в ДП, одновременно осуществляя в ней строгий отбор.

Одно из главных свойств КП состоит в том, что этот вид памяти при определенном условии тоже не имеет временных границ. Это условие состоит в возможности непрерывно повторять ряд только что прослушанных слов, цифр и т.п. Для поддержания информации в КП необходимо поддержание активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной умственной работы.

Клинические исследования, связанные с нарушениями памяти, показывают, что два вида памяти - КП и ДП - действительно существуют как относительно независимые. К примеру, при таком нарушении, которое именуется ретроградная амнезия, страдает в основном память на недавно происшедшие события, но сохраняются воспоминания тех событий, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания - антероградной амнезии - сохраненной остается и КП, и ДП. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в ДП.

Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, показывающая их совместную работу, разработана американскими учеными Р.Аткинсоном и Р.Шифрином. Она схематически представлена на рис.2

Рис. 2.

В соответствии с этой теорией ДП представляет практически неограниченный по объему, но ограниченный по возможност произвольного припоминания хранящихся в ней сведений. Кроме того, для того, чтобы информация попала в хранилище ДП необходимо, чтобы над ней была произведена определенная работа еще в то время, когда на находится в КП.

Во многих жизненных ситуациях процессы КП и ДП работают практически параллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возможности его КП, он часто сознательно или бессознательно прибегает к приему смысловой группировки материала, которое облегчает ему запоминание. Такая группировка в свою очередь предполагает использование ДП, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группирования запоминаемого материала, сведения его к числу смысловых единиц, не превышающих объема КП.

Перевод информации из КП в ДП обычно вызывает затруднения, т.к., для того чтобы это сделать, нужно осмыслить и определенным образом структурировать, связать в воображении новые сведения с теми, которые уже хранятся в ДП. Но есть уникальные случаи, когда это делается человеком сравнительно легко. Один из таких случаев был описан А.Р. Лурией в его работе "Маленькая книжка о большой памяти". Были обследованы особенности памяти некоего Ш., и было выяснено, что "ему было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или в письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент прелагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2-3 секунды".

Как было выяснено впоследствии, механизм памяти Ш. был основан на эйдетическом зрении, которое у него было особенно развито. После предъявления материала Ш. продолжал его видеть в отсутствие самого материала и был способен восстановить в деталях соответствующий зрительный образ спустя много времени (некоторые опыты повторялись через 15-16 лет). Для обычного человека как раз этот пункт припоминания обычно составляет проблему.

Рассмотрим теперь особенности и механизмы работы ДП. Она обычно включается в дело не сразу после того, как был воспринят материал, а спустя, по крайней мере, несколько минут. При переводе информации из КП в ДП она обычно еще раз перекодируется и включается в смысловые структуры и связи, уже имеющиеся в ДП. В отличие от КП в долговременной этот процесс является ни слуховым, ни зрительным. Он, скорее, основан на мышлении, на сознательном придании запоминаемому определенного, известного запоминающему смыслового значения. Т.о., ДП имеет смысловую организацию.

Существенную роль в ДП играет речь. То, что можно выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. При этом если слова выступают не просто как вербальная замена запоминаемого материала, а выступают результатом его осмысления, то такое является наиболее продуктивным.

Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Плохая память человека может быть связана с трудностями припоминания, а не запоминания как такового. Трудности, возникающие при припоминании, связаны зачастую с тем, что в нужный момент времени под рукой не оказалось необходимого стимула-средства для припоминания. Чем богаче стимулы-средства, которыми человек располагает для запоминания, тем более они доступны для него в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание. Два фактора при этом повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации и воссоздание условий, идентичных условиям, при которых происходило запоминание материала.

Один из эффективных способов структурирования запоминания - это придание запоминаемому материалу структуры типа "дерево". В такой структуре на самой вершине находится ключевое слово, передающее самый общий смысл текста. Ниже расположены ключевые слова, передающие смысл отдельных частей текста. Затем ключевые слова, передающие смысл отдельных предложений. В самом низу структуры располагается собственно запоминаемый текст. Для припоминания текста достаточно вначале придумать "верхнее" ключевое слово, и двигаясь затем на более низкие уровни структуры вспомнить весь текст целиком.

Эффективность припоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одних материалов с другими, одних схем припоминания с иными, связанными совсем с другими материалами. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий.

На воспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по разному. Чем ярче эмоции, связанные с событием, тем проще припоминание. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют. Экспериментально доказано, что искусственное воссоздание при припоминании эмоциональных состояний, сопутствующих моменту запоминания, улучшает память.

Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации.

Для уменьшения забывания необходимо:

1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью -- кривая 1 на графике);

2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, т. к. через час в памяти остается только 50% механически заученной информации).

Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, т. к. в эти дни максимальны потери от забывания, лучше так: в первый день -- 2--3 повторения, во второй день -- 1--2 повторения, в третий -- седьмой день по 1 повторению, затем 1 повторение с интервалом в 7--10 дней. 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.


Рис. 3. Кривая забывания Эббингауза: а) бессмысленный материал; б) логическая обработка; в) при повторении

Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

Структура памяти имеет 3 уровня, различающиеся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают:
1) непосредственную, или сенсорную память;
2) кратковременная память;
3) долговременная память.

Сенсорная память - непосредственный отпечаток сенсорной информации. Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. За это короткое время в соответствии с ценностью поступающей информации решается вопрос о том, будут ли привлечены высшие отделы мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за одну секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами.

Можно привести следующий пример сенсорной памяти. Похлопайте 4 пальцами по своей руке. Проследите за непосредственными ощущениями, за тем, как они исчезают, так что сначала у вас еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем - лишь воспоминание о том, что оно было.

Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно мысленно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Между сенсорной и кратковременной памятью можно выделить промежуточную составляющую - оперативную память. Оперативная память обслуживает непосредственно осуществляемые человеком операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. Объем материала, которыми оперирует человек, называется оперативными единицами памяти. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться.

В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она переходит в кратковременную память. В кратковременной памяти информация сохраняется не в первоначальном виде (виде сенсорных впечатлений), а претерпевает обработку и интерпретацию. Например, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. При этом решается вопрос, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передать ее в долговременную память.

Кратковременная память рассматривается в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Она включает процессы, происходящие на самой начальной стадии запоминания, до закрепления следов внешних воздействий. Кратковременная память предполагает особую переработку материала. Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать то, что уже непосредственно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы неустойчивы и обратимы, было установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд. Если по истечение этого времени эта же информация не вводится повторно или не «прокручивается» в памяти, то она исчезает, не оставляя заметных следов.

Характерным примером хранения информации в кратковременной памяти является незнакомый для нас телефонный номер - мы помним его только до тех пор, пока мысленно «прокручиваем» в голове.

Кратковременная память характеризуется определенной емкостью - т.е. объемом запоминаемого. Обычно запоминается лишь 5-7 последних единиц из предъявленного материала. Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую больше семи элементов, мозг бессознательно перегруппировывает материал таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало семи. Например, бессмысленный ряд из десяти букв мы будем запоминать в виде слогов.

Хорошим примером предела емкости кратковременной памяти может быть счет «в уме». Так, умножить 15 на 25 сравнительно легко, однако многие не могут сделать этого без карандаша и бумаги. Чаще всего такие люди ссылаются на «слабость в арифметике». На самом же деле у них слабая память - им мешает накопление промежуточных операций и данных, быстро перегружающее кратковременную память.

Долговременная память. Из элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.

Емкость долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Такая особенность долговременной памяти связана с неограниченной емкостью человеческого мозга. Он состоит из 10 млрд нейронов и каждый способен удерживать существенное количество информации.

Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, - это проблема поиска информации, поскольку количество информации, содержащейся в памяти, очень велико. Тем не менее отыскать необходимое удается быстро. Даже в такой обычной деятельности, как чтение, для интерпретации значения печатных символов данного текста приходится непосредственно и немедленно обращаться к долговременной памяти.

Скорость поиска информации определяется тем, как будет организована информация для хранения. Правильная классификация материала в памяти облегчает поиск материала.