Шлем виртуальной реальности от valve. Очки от Valve – совершенно новый подход к виртуальной реальности

15.03.2019

Состоялась презентация нового шлема виртуальной реальности разработанного Valve совместно с HTC под названием Vive (Vive Developer Edition). Для устройства заявлена поддержка .

В целом, он не демонстрирует какие-либо кардинальные и принципиальные различия во внешнем виде или функциональности от таких аналогов в этом направлении, как , и остальные устройства виртуальной реальности, появляющиеся на рынке, за исключением возможности свободно перемещаться в пределах комнаты и не быть ограниченным узким радиусом охвата специальной камеры, как к примеру в .

Несмотря на эту возможность, шлему всё же требуется кабельное подключение к компьютеру, что накладывает определенные ограничения в свободе перемещения в пространстве.

В Vive используется система лазерных датчиков под названием "Lighthouse" из 37 сенсоров, расположенных на лицевой стороне шлема, которые в свою очередь передают данные на два беспроводных устройства. Датчики, расположенные в двух углах помещения, создают виртуальное пространство, которое позволяет отслеживать ваше перемещение при помощи полученных данных с сенсоров шлема. Рекомендуемая площадь охвата 4 на 4 метра (максимальная 4.5х4.5). Кроме того, они передают предупреждение пользователю, если он оказывается достаточно близко от стены, и по неподтвержденным пока данным, возможно использовать одновременно несколько шлемов с одним набором датчиков для совместной игры - но это, к сожалению, не исключает возможности запутаться в проводах.

Помимо самого шлема, также был продемонстрирован прототип VR устройства управления от Valve .


Контроллеры, по форме напоминающие рукоятку, также покрыты сенсорами для считывания информации при помощи датчиков, расположенных по углам. Они оснащены сенсорной панелью, кнопками, триггерами и возможностью реагирования на сжатие. В целом, разработчики Valve постарались добавить все возможные варианты управления и взаимодействия. Показанный прототип использовал проводное подключение, но в дальнейшем планируется быть беспроводным.

Несмотря на свой довольно необычный и массивный вид, устройство управления довольно удобно и интуитивно понятно. Разработчики заверили, что необычный и громоздкий внешний вид устройства вызван исключительно тем, что это всё еще прототип и финальная версия будет более эргономичной и привлекательной.

Напомним, что Valve не первые, кто решил использовать контроллеры подобной формы, Sony’s PlayStation Move - устройство для управления аналогичной формы уже используется вместе с Project Morpheus во время демонстраций.

Но давайте вернёмся непосредственно к самому Vive и рассмотрим его.

Шлем довольно лёгкий для своего размера и крепится при помощи нескольких ремешков всё тем же привычным для нас способом, используемым практически во всех других аналогичных устройствах. По отзывам тех, кто его использовал, даже, несмотря, на довольно активные движения, он не сползал, что порой бывает с Oculus Rift.

Представленная версия Vive Developer Edition подключалась несколькими проводами, но в финальной версии для подсоединения будет использоваться только один HDMI кабель, кроме того, на верхней части расположены звуковые и два USB разъема. В финальной версии запланирована встроенная аудио система, подобно той, что используется в последнем прототипе . Однако, логично предположить, что подобно тому, как к этому решению подошли разработчики из OculusVR в Vive, скорее всего, останется возможность подключения и использования собственных наушников.

Поскольку в шлеме задействованы два дисплея с разрешением 1200x1080 и частотой обновления 90Hz - изображение выглядит более чётким, чем в Oculus Rift DK2 и . Тем не менее, согласно отзывам использовавших шлем на GDC 2015 разноцветные межпиксельные цвета всё же заметны при разглядывании, к примеру = серого фона.

Точная стоимость Vive шлема пока неизвестна, но в одном из интервью исполнительный директор HTC Джефф Гаттис (Jeff Gattis ) упомянул, что цена будет немного выше (относительно других), поскольку они нацелены на премиум качество - поэтому по многим предположениям, ценовой диапазон может быть 300-500$.

Дата начала продажи Vive Developer Edition - весна 2015 года. Потребительская версия запланирована на этот же 2015 год, но позднее.

Очевидно, что финальная версия шлема, которая ожидается в 2015 году будет значительно лучше чем Vive Developer Edition, продемонстрированная на GDC .

Но даже сейчас становится понятно, что на VR арене появился новый, неожиданный и сильный игрок, которому вполне под силу поменять расположение сил.

comments powered by HyperComments
  1. До начала выставки разработчиков от Valve - Steam Dev Days в начале этого года, было мало известно о аппаратной части R&D в VR пространстве. Тем не менее, знаменитая теперь Steam Dev Days...
  2. В мае 2014 года мы рассказывали вам о китайском "аналоге" VR шлема под названием ANTVR KIT: All-IN-ONE Universal Virtual Reality Kit, который появился на Kickstarter. На тот момент шлем вызвал...
  3. Samsung славится своими Galaxy смартфонами и планшетами, популярными смарт-телевизорами и недавно вышедшими смарт-часами. Корейская гигант бытовой электроники, собирается войти в еще одну крупную новую категорию: шлем виртуальной реальности. Стало известно,... Представляем вашему вниманию наш перевод и адаптацию интервью с основателем OculusVR - Нейтом Митчелом (Nate Mitchell) c минувшего CES 2015, опубликованного в VentureBeat. Нейт Митчел (Nate Mitchell) находился в OculusVR ...

РЕПОСТОВ

Подписаться на блог по эл. почте

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях в этом блоге.

Шлем виртуальной реальности HTC Vive , являющийся совместной разработкой компаний Valve и HTC, переносил дату релиза уже дважды. Первой датой начала продаж был объявлен апрель 2015, второй - конец 2015. Однако, вопреки обещаниям, дату выхода HTC Vive в очередной раз перенесли. Обещают, что в последний раз. А пока давайте проведём на HTC Vive обзор на русском языке .

В момент анонса шлема виртуальной реальности от Valve , его разработчики бросались громкими словами. Дескать, и шлем будет лучшим представителем вида и его возможности заставят пользователей «писать кипятком», протягивая к новинке загребущие руки. Нельзя сказать, что они совсем уж нас обманули, поскольку релиза готовой версии ещё не было, но по имеющимся крохам официальной и полуофициальной информации уже можно сделать какие-то выводы.

HTC Vive обзор

Пусть вас не смущает название шлема виртуальной реальности. Не смотря на участие в разработке устройства компании HTC, известной своими мобильными аппаратами, грядущая новинка является полноценным устройством, как это реализовано в шлемах или Google Cardboard .
Шлем планируют оснастить двумя дисплеями с частотой 90 герц, разрешением 1200 на 1080 каждый. Модельку , как было сообщено на прошедшей недавно конференции, оснастят более «крутыми» дисплеями, но подробностей не сообщают. В корпусе устройства смонтированы два USB разъема, один аудиовыход, HDMI разъем и отверстие под блок питания. Всё верно, конструкция устройства, как и у Oculus Rift проводная. К сожалению, от проводов современные технологии передачи сигнала уйти пока не позволяют.

Так выглядит джойстик для HTC Vive

HTC Vive Developer Kit

В отличии от Oculus Rift, продававшей версию своего шлема виртуальной реальности для разработчиков всем желающим за 350$, грядущая новинка уже рассылается некоторым избранным разработчикам абсолютно бесплатно. Дабы они могли сделать побольше нормальных игр для шлема виртуальной реальности.

HTC Vive дата выхода

Официальные представители разработчиков заявляют, что оформить предзаказ на HTC Vive можно будет уже в феврале 2016 года . Тогда как дата выхода HTC Vive назначена на апрель 2016 года. Представители компании Valve сообщили, что производителей шлемов виртуальной реальности на базе HTC Vive будет несколько. Все они будут полноценными устройствами, официально поддерживаемыми компанией. Чтобы понять о чём может идти речь, достаточно взглянуть на пример , первым использовавшим данную модель распространения.

HTC Vive цена

Завершая на HTC Vive обзор, хотелось бы отметить, что стоимость шлема виртуальной реальности HTC Vive пока не уточняется, хотя цена на устройство ожидается выше, чем у Oculus Rift. В то время как некоторые интернет-магазины уже пытаются собирать с пользователей деньги в размере 40000 рублей. Данные действия странны и можно нарваться на мошенников. Так что будьте бдительны и не оформляйте покупок или предзаказов на HTC Vive , даже на «версию для разработчиков».

Не так давно стало известно, что компания Valve, совместно с HTC, разработала абсолютно новый продукт. Он представляет собой шлем виртуальной реальности, который имеет множество новых деталей, по сравнению с другими подобными устройствами. Новая модель получила название Vive. Впервые шлем от Valve был представлен в начале марта 2015 года. Продажи начались уже в начале 2016 года. Можно сказать, что шлем сразу завоевал большую популярность, многие с нетерпением ждали его выхода.

Продукт от Valve обладает довольно большими габаритами, по сравнению с другими аналогичными моделями. Его вес составляет 450 грамм. Однако большие габариты компенсируются широкой функциональностью очков. Например, шлем оборудован большими HD-экранами, которые качественно передают изображение. Корпус также может порадовать пользователей качеством сборки и современным дизайном. Очки виртуальной реальности Valve хорошо держатся на голове. За счет удобной регулировки они кажутся совсем не тяжелыми. Отрегулировать шлем не составит особого труда – для этого необходимо надеть его и затянуть нужные ремни. Таким образом, очки будут плотно сидеть на голове, не мешая и не сковывая движений во время игры.

Технические характеристики (системные требования)

Мы немного познакомились с этим интересным продуктом от компании Valve. Теперь стоит подробнее рассмотреть все его особенности и отличия от других подобных девайсов.

Технические характеристики модели:

  • Разрешение: 2160*1200;
  • Частота обновления: 90 герц;
  • Угол обзора: 360 градусов;
  • Регулировка расстояния между зрачками;
  • Гироскоп, акселерометр;
  • Более 70 датчиков движения;
  • Ремни с регулировкой по размеру головы.

Среди особенностей гаджета Valve стоит также отметить встроенные наушники, что очень удобно. Звук передается в отличном качестве, это способствует более полному погружению в виртуальный мир. Интересно, что в виртуальные очки Valve имеют 2 экрана, которые позволяют передавать реалистичное изображение, без темных полос и искажения.

Valve и HTC позиционируют эту модель не только в качестве игрового устройства, но и предлагают использовать ее для различных обучающих программ.

Стоит поговорить и о некоторых технических отличиях этого устройства. В него встроено большое количество датчиков, всего их насчитывается более 70. В шлеме используется гироскоп, несколько лазерных датчиков позиционирования и другие элементы.

К гаджету Vive прилагается также 2 внешних станции, которые определяют его местоположение в пространстве. Они находят устройство на расстоянии до 4,5 метров.

В комплекте со шлемом также можно использовать 2 ручных контроллера.

Часто можно услышать, что пользователей немного укачивает во время игры. В шлеме Vive производители постарались учесть эту особенность. В очках можно находиться долгое время, не испытывая при этом неприятных ощущений. Как же удалось избавиться от этой проблемы? Для этого производители уделили пристальное внимание скорости отклика и слежению устройства за движениями пользователя.

Также пользователи отмечают удобство и эргономичность корпуса. За счет удобной регулировки на голове, с помощью специальных ремней, можно находиться в нем длительное время без особых неудобств.

Стоимость виртуальных очков в России

Нужно сказать пару слов и о ценах на это устройство. Нельзя сказать, что это бюджетный вариант, поскольку шлем стоит довольно дорого. Однако его функционал и качество полностью оправдывает высокую стоимость. На момент выхода в продажу (февраль 2016 года), цена шлема Vive составляла около 799 долларов. Сейчас его можно приобрести и в России. Цены на гаджет Valve начинаются от 77000 рублей, однако в некоторых магазинах они превышают и 90000 рублей.

Предварительный обзор и впечатления от игр

Ни для кого не секрет, что тема виртуальной реальности (Virtual Reality, сокращенно — VR) станет ключевой в этом году. А скорее всего — и в следующие несколько лет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, какие компании из числа лидеров IT-индустрии сегодня инвестируют в разработки и продукты, связанные с этим направлением, причем — миллиарды долларов. Это Google, Sony, Microsoft, Samsung, Facebook, Nvidia и многие другие.

В нашем репортаже с Mobile World Congress 2016 мы рассказывали о том, что на этой выставке именно VR была в центре внимания. И, в частности, особый интерес вызвал шлем HTC Vive. Увы, тогда нам не удалось с ним познакомиться: ввиду огромного ажиотажа все 15-минутные сессии работы со шлемом были расписаны еще до начала выставки, так что нам оставалось любоваться внешним видом продукта, лежащего под стеклом, а также наблюдать за счастливчиками, сумевшими испытать новинку.

После возвращения в Москву мы пытались договориться с российским офисом HTC о возможности попробовать шлем, но безрезультатно. Тем временем, за рубежом состоялся коммерческий релиз HTC Vive. Правда, сейчас доступен только предзаказ с отгрузкой в июне 2016 года. И в Россию шлем не поставляется, и даже примерная дата выхода у нас HTC Vive не сообщается. Конечно, уже появились «серые» предложения с накруткой более чем в два раза, но нигде не указано, что шлем есть на складе — везде «под заказ».

Однако наше желание познакомиться со шлемом оказалось сильнее обстоятельств:) Нам навстречу пошла компания Nvidia (спасибо Ирине Шеховцовой!). Лидирующий производитель GPU сейчас активно занимается темой VR, и в московском офисе для нас нашелся демонстрационный экземпляр, с помощью которого мы смогли оценить и сам гаджет, и несколько будущих игровых проектов для него. А кроме того, представители Nvidia рассказали нам о своей работе по теме VR.

В этом материале мы поделимся с вами полученной информацией и впечатлениями от увиденных проектов, а также расскажем более подробно о самом шлеме. Конечно, это нельзя считать полноценным тестированием, и при первой возможности получить шлем на руки мы обязательно вернемся к этой теме, но на данном этапе ценна любая информация об HTC Vive, поэтому нам кажется важным рассказать вам все, что мы смогли узнать.

Комплектация и дизайн HTC Vive

Первое, чем поражает шлем — это своей комплектацией. В отличие от простеньких устройств типа Samsung Gear VR, где в коробке ничего кроме шлема и всякой мелочевки нет, HTC Vive чем-то напоминает домашний кинотеатр: вы получаете множество компонентов, которые надо правильно подключить. Итак, набор включает:

  • Сам шлем
  • Два одинаковых беспроводных контроллера
  • Коннектор, через который шлем подключается к компьютеру и питанию
  • Два кубика, называемых «базовые станции»
  • Наушники и прочая мелочевка

Подключается это следующим образом. Шлем подсоединяется к коннектору тремя кабелями: HDMI, USB и питание. Коннектор — к электрической розетке, а также к компьютеру, кабелями HDMI и USB. Далее, под потолком по углам комнаты по диагонали надо повесить две базовых станции. Это излучатели инфракрасных лучей, которые определяют положение в пространстве вашего шлема и контроллеров. Выглядят эти базовые станции, как миниатюрные колонки-пищалки, и догадаться о том, что это нечто иное, можно только по отсутствию динамиков. Однако через камеру инфракрасные лучи становятся видимыми.

Рекомендуется повесить эти базовые станции на расстоянии около трех метров друг от друга. Тогда они будут полностью покрывать площадь квадрата, углы которого они обозначают. Но нет большой проблемы, если расстояние между ними будет побольше, просто тогда в пространстве между ними возможны мертвые зоны.

Не менее интересны в этом наборе контроллеры. Они выполнены из пластика и имеют необычную форму. Зачем это круглое отверстие на конце — никто объяснить нам не смог. Возникло предположение, что для полноценного экспириенса во время просмотра VR-порно (гусары, молчать!).

Впрочем, это далеко не единственная интересная деталь контроллеров (хотя и самая необъяснимая). Важнее, что здесь есть курок, круглая кнопка-площадка, а также несколько других кнопок. И все это может использоваться по-разному в зависимости от игры. Например, в игре Arizona Sunshine нажатие на круглую кнопку позволяет перезарядить пистолет, а в одной из демок с помощью нее можно телепортироваться на выбранный участок локации.

Разумеется, основное использование этих контроллеров — стреляющее оружие (пистолеты и пр.). Мечтали пострелять с двух рук, как герои боевиков? С HTC Vive эта мечта становится реальной. Виртуально-реальной:) Один из самых поразительных моментов — когда вы, находясь в шлеме, можете в деталях рассмотреть свой виртуальный пистолет, повернув его под любым углом — как будто это настоящий предмет. При этом, происходит некоторый когнитивный диссонанс: ваша ладонь ощущает одну форму (пусть и схожую с пистолетом, но все-таки не совсем идентичную), а глаза видят нечто иное. Интересное ощущение.

Еще одно ценное качество контроллеров — встроенные вибромоторы для обратной связи. Это поднимает реализм еще на одну ступеньку. Например, вставляя стрелу в лук и разводя руки для выстрела, вы ощущаете, как тетива натягивается. То есть вибромоторы создают очень правдоподобное тактильное ощущение.

Заметим, что контроллеры полностью одинаковы, но один воспринимается системой как левый, а другой — как правый. При желании вы можете без проблем их поменять в руках. И это может быть полезно не только для левшей, но и, например, в тех проектах, где в одной руке у вас щит, а в другой — пистолет (в зависимости от игровой ситуации и личных предпочтений щит бывает удобнее держать в правой руке или левой).

На поверхности контроллеров можно заметить ряд небольших круглых углублений — таких «ямочек». Эти «ямочки» как раз и нужны для того, чтобы принимать инфракрасные лучи от базовых станций. По ним происходит позиционирование контроллеров в пространстве. Такие же «ямочки» (только существенно более крупного размера) есть и на самом шлеме — с той же целью. Выглядит забавно: такая бугристая поверхность — как будто Луна с кратерами.

Одно из ключевых отличий HTC Vive от тех шлемов, которые мы тестировали раньше — наличие собственного экрана. Если в Samsung Gear VR, а также еще более простых шлемах Homido, Fibrum, Smarterra используется экран смартфона, который вы вставляете в них, то в HTC Vive ничего вставлять не надо. Там есть собственный дисплей, обеспечивающий изображение разрешением около 1080р на каждый глаз. Это больше, чем могут предложить даже смартфоны с дисплеем 2560×1440. Поэтому изображение в HTC Vive менее зернистое, сетка не так отчетливо видна, как в вышеперечисленных шлемах. Понятно, что когда появятся смартфоны с еще более высоким разрешением, то тут уже у HTC Vive преимущества не будет, но пока единственный смартфон с заявленным разрешением выше 2560×1440 — это Sony Xperia Z5 Premium, у которого, по утверждению производителя, 3840×2160, однако в реальности это не совсем так (смотрите наше расследование!). Поэтому пока что картинка в HTC Vive самая лучшая из всех, что мы видели в VR-шлемах. Еще не идеал, но уже достаточно для того, чтобы можно было думать о происходящем в кадре, а не рассматривать пиксели.

Еще один важный момент — широкий угол обзора. Во многих шлемах есть ощущение того, что вы смотрите сквозь некое окно, то есть слева и справа поле зрения немного загораживается стенками шлема. В HTC Vive такого ощущения не было. Вы надеваете шлем — и сразу попадаете в другую реальность, где вам ничего не мешает и почти ничего (кроме, прежде всего, тактильных ощущений) не напоминает об иллюзорности всего этого.

Что касается тактильных ощущений (теперь уже в отрицательном плане), то они действительно есть, и это пока одна из главных проблем шлемов. HTC Vive — одно из самых тяжелых VR-устройств. Да, у него хорошо продуманная система подгонки и фиксации ремней, чтобы он плотно сидел на голове, а контакт с лицом не причиняет дискомфорта благодаря поролоновой накладке. Вдобавок к этому, на шлеме есть рычажок, позволяющий отрегулировать расстояние между линзами, подобрав оптимальное значение для себя. И все бы ничего, но уже минут через 15 пребывания в шлеме у вас взмокают волосы (особенно у лба и висков), а еще через 15 минут начинает уставать лицо. Если в этот момент вы снимете шлем, то испытаете облегчение. Кроме того, немного мешают кабели от шлема, которые касаются либо вашей шеи, либо спины, либо плеча (в зависимости от того, где расположен хаб, к которому подключен шлем). В общем, время комфортного пребывания в HTC Vive варьируется от 15 минут до получаса для новичков и, наверное, не более часа для бывалых.

Впечатления от игр и демо-версий

Пока что с контентом для VR-шлемов и HTC Vive большие проблемы. Хотя HTC Vive формально уже доступен в продаже, нельзя сказать, что вместе со шлемом пользователь может сразу приобрести какие-либо полноценные серьезные игры на уровне тех, с которыми обычно запускают новые консоли. Однако всевозможных демо-сцен, небольших игр и прочих развлекушек для HTC Vive существует уже немало, то есть мы вполне можем оценить механику, возможности по части графики и прочие аспекты.

Доступ к контенту для HTC Vive можно получить с помощью популярного игрового сервиса Steam. Там доступен специальный раздел , в котором можно открыть список проектов специально для HTC Vive. На момент написания статьи в этом списке было 189 наименований. Из них 161 — это игры, а остальное — демо-версии, бенчмарки и прочие программы. Из этой 161 игры 125 доступны для загрузки, остальное выйдет в будущем (у каких-то проектов дата релиза есть, у каких-то — только coming soon или месяц выхода).

Что касается цен, то в основном игры стоят 400-500 рублей, хотя есть и более дешевые (вплоть до 79 рублей) и даже совсем бесплатные.

Поскольку времени у нас было не так много, мы решили попробовать несколько совершенно разных проектов, чтобы понять, на что в принципе способен HTC Vive и как его аппаратные возможности можно использовать в разных жанрах.

Arizona Sunshine

Этот зомби-шутер в декорациях Дикого Запада должен выйти в 2016 году. Пока же нам доступно несколько небольших сцен, где мы с помощью пистолета отстреливаемся от ползущих на нас нежитей.

С точки зрения механики — ничего особенного, но больше всего поражает графика, действительно достойная крупного проекта. Вряд ли это так впечатляло бы в традиционном варианте — с картинкой на мониторе, однако когда вы можете посмотреть вверх и увидеть голубое небо и пролетающих птиц, вниз — и скользнуть взглядом по выжженной аризонской земле, сделать шаг влево-вправо, то появляется совсем другое ощущение.

Короткое демо-видео поможет оценить эффект присутствия.

Говоря о механике, отметим, что перезарядка оружия здесь происходит именно с помощью круглой кнопки на контроллере. То есть после каждых шести выстрелов курком нам надо не забыть перезарядить обойму.

Space Pirate Training

Очень впечатляющая игра — Space Pirate Training. Мы находимся на палубе космического корабля, и нас атакуют вражеские дроны. Они стреляют в нас лазерными лучами, но и мы можем отстреливаться, причем двумя пистолетами сразу.

Кроме того, один из пистолетов мы можем заменить на щит, которым можно закрываться от выстрелов дронов. Но и это не все! Чтобы уворачиваться от лазерных лучей, игроку надо приседать, наклоняться и передвигаться по комнате. И здесь проявляется одна из ключевых особенностей HTC Vive: отслеживание положения игрока в пространстве.

Cloudlands

Еще один любопытный VR-проект — мини-игра в гольф Cloudlands. Правда, это не совсем классический гольф в плане локации (вместо большого поля здесь различные хитроумные строения), но суть игры та же: надо закатить шарик клюшкой в лунку.

Клюшкой мы управляем с помощью одного из контроллеров. Причем, поведение клюшки в пространстве в точности соответствует движениям контроллера. И это еще одно наглядное доказательство того, чем шлемы типа HTC Vive превосходят Samsung Gear VR и тому подобные решения — там в принципе была бы невозможна такая игра.

В качестве минуса отметим, что графика здесь попроще. Даже значительно проще, чем в Arizona Sunshine. И это напоминает нам о том, что сам факт того, что игра создается для HTC Vive, вовсе не означает высочайшего качества графики. Хотя производительность здесь требуется ничуть не меньшая (обе игры мы пробовали на одной и той же конфигурации).

Valve The Lab

Пожалуй, одна из самых интересных демо-сцен для HTC Vive — The Lab от Valve. Здесь мы находимся на неком заводе, где движется конвейер, стоят столы с какими-то бумагами и предметами, лежат горы ящиков... На одном из столов вы можете найти лук и стрелы. Взяв их, вы можете стрелять из лука, натягивая одним контроллером тетиву, а другим — направляя лук.

Стрелять можно куда угодно, конкретной цели нет (на то она и демка, а не настоящая игра), но самое сложное — попасть по объектам на движущемся конвейере (надо стрелять с небольшим опережением), а самое веселое — разрушать горы ящиков. На этом, впрочем, развлечения не заканчиваются. Под ногами у вас бегает собачонка-робот, которую вы можете погладить или кинуть ей какой-то предмет — все невероятно реалистично!

Кроме того, вы можете подходить к столам (или телепортироваться к ним), брать с них разные предметы, как-то взаимодействовать с ними (например, подбрасывать и ловить мячик или запускать квадрокоптер). Несмотря на отсутствие конкретной задачи, эта демка невероятно затягивает именно ощущением безграничной свободы и реалистичности по взаимодействию с предметами. Ну и стрельба из лука — это, конечно, интересный опыт, который, очевидно, в таком виде не может быть повторен на более простых шлемах.

Аппаратные требования HTC Vive и разработки Nvidia

Очевидно, что отображение картинки 360 градусов, да еще и с разрешением Full HD на каждый глаз — задача, требующая довольно серьезной аппаратной производительности ПК, к которому вы подключаете шлем. По утверждению Nvidia, для VR-игр нужно в семь раз больше вычислительных ресурсов, чем для обычных 3D-игр, если сравнивать проекты со схожим уровнем графики. При этом, частота обновления картинки должна составлять не менее 90 fps для комфортной игры.

  • GPU: Nvidia GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9 290;
  • CPU: Intel Core i5-4590 или AMD FX 8350;
  • Оперативная память: 4 ГБ или больше;
  • Видеовыход: HDMI 1.4 или DisplayPort 1.2

Ключевой элемент конфигурации — это, конечно, GPU. В том компьютере, с которым мы пробовали шлем, стояла Nvidia GeForce GTX 980, и картинка была абсолютно гладкая.

Специально для обозначения компьютеров, подходящих для VR, Nvidia разработала маркировку GeForce GTX VR Ready. Наличие такого знака на устройстве означает, что его возможностей достаточно для комфортного использования шлемов HTC Vive и Oculus Rift. Из ноутбуков такую маркировку получили пока только несколько игровых моделей MSI из серий GT72S 6QF и GT80S 6QF (обзор одной из этих моделей вы можете найти на сайт).

Впрочем, усилия Nvidia направлены не только на потребителей финального продукта и разработку графических чипов, но и на облегчение задачи создателям игр и шлемов. Для них был выпущен SDK VRWorks. Этот программный набор представляет технологии, обеспечивающие более эффективное использование графических ресурсов в VR, а также помогает ПК-системе правильно распознать шлем при подключении. Сообщается, что VRWorks интегрирован в игровые движки Unity, Unreal Engine и Max Play, а также поддерживается шлемами HTC Vive и Oculus Rift.

Среди технологий, доступных в SDK VRWorks, стоит отметить две: Multi-Res Shading и VR SLI. Multi-Res Shading позволяет сэкономить ресурсы за счет того, что в полном разрешении (Full HD) отрисовывается только та часть картинки, которую видит пользователь, то есть которая находится во фронтальной плоскости, перед глазами. Соответственно, то, что сзади или сбоку, отрисовывается в меньшем разрешении, за счет чего и происходит снижение нагрузки на GPU.

VR SLI же позволяет использовать связку из двух видеокарт таким образом, чтобы одна из них отрисовывала картинку для одного глаза, а другая — для другого. Таким образом, производительность каждой из видеокарт можно задействовать по максимуму.

Надо сказать, что сейчас Nvidia очень активно работает над темой VR и видит в ней будущее для всей игровой индустрии. Представители компании взаимодействуют с разработчиками и готовы им оказывать помощь в оптимизации игр для VR, также Nvidia плотно работает с HTC и Oculus. В общем, хотя сама Nvidia не производит ни шлемов, ни контента для них, прилагаемые компанией усилия в сфере VR очень существенны, и это лишний раз убеждает нас в том, что эпоха VR уже наступила, поскольку суммарные усилия такого количества лидеров индустрии просто не могут не дать в итоге впечатляющий результат.

Предварительные выводы

HTC Vive на данный момент — пожалуй, самый продвинутый шлем виртуальной реальности, позволяющий получить максимально полное представление о возможностях и перспективах VR. Правда, мы не видели последнюю версию Oculus Rift, но продажи коммерческой версии начнутся только в августе, и то далеко не везде. России пока даже в обозримых планах нет (как и российского офиса Oculus), так что почти наверняка на наш рынок сначала выйдет HTC Vive, и только затем уже Oculus.

Правда, HTC Vive дороже: 800 долларов против 600 у Oculus. Но зато у Vive немного ниже системные требования (4 ГБ оперативной памяти, а не 8 ГБ, и не нужно три порта USB 3.0). При случае мы обязательно сравним коммерческие версии Oculus Rift и HTC Vive, но пока можно сказать наверняка, что это совсем иной уровень VR-ощущений, чем в шлемах со смартфонами внутри. Картинка лучше, игры лучше, плюс у вас существенно расширяется арсенал взаимодействия с игровыми объектами благодаря контроллерам и отслеживанию положения шлема (гироскоп и акселерометр в смартфонах такую точность обеспечить не могут).

Главные проблемы — это сложность инсталляции (установка шлема будет для пользователя чем-то сродни сборке домашнего кинотеатра, то есть это куда сложнее, чем с теми же смартфонными шлемами), высокие требования к производительности (в частности, невозможность играть с ноутбуками, если не считать нескольких очень дорогих и массивных моделей), наконец, физическая утомляемость при сколько-нибудь продолжительном пребывании в шлеме. Ну и, конечно, проблема с контентом, но здесь ситуация будет постепенно меняться, и уже через полгода картина должны быть совсем иной.

В общем, как и любая новаторская технология или новый класс устройств, на данном этапе HTC Vive — это, конечно, удел энтузиастов и тех, кто хочет заглянуть в будущее. Но в том, что это действительно окно в будущее — мы уже не сомневаемся.

В заключение статьи предлагаем посмотреть наш видеообзор шлема виртуальной реальности HTC Vive: