Скачать вот расширение для яндекс без регистрации. Как установить расширение Wot для Яндекс.Браузера? Как пользоваться программой WOT

02.03.2019

«. В этом цикле видеокурсов мы постараемся детально изучить работу в программе Reaper, создав в ней полноценную композицию в домашних условиях , включая все этапы создания песни, в т.ч. запись и сведение. Более того, мы будем делать трек не по шаблону (унцы-унцы): мы постараемся сделать его оригинальным, будем экспериментировать со звуком, искать интересные сочетания ритмов и ритм-секций, по ходу знакомиться с некоторыми плагинами и инструментами, попробуем записывать живые инструменты – все это в домашних условиях . Посему, я постараюсь рассказывать очень подробно, чтобы было понятно всем начинающим (и чтобы бесить всех тех, кто это уже знает) .

В этом видеоуроке:

1. ASIO и драйвер ASIO4ALL
2. Подключение звуковой карты к Reaper
3. Задержка звука (латенция)
4. VST плагины
5. Частота дискретизации и настройки проекта
6. Подключение микрофона к компьютеру, предусиление
7. Создание дорожки и настройка дорожки для записи
8. Нормализация громкости объекта
9. Сохранение проекта

Текст урока

Первые настройки

Если у вас пока обычная встроенная звуковая карта (встроенная в материнку, к примеру) , вам понадобится драйвер ASIO4ALL для того, чтобы работать со звуком в режиме реального времени . Эти дрова позволят вам работать с минимальными задержками звука. Про технологию ASIO можете почитать в Википедии .

Драйвер эмуляции ASIO можно бесплатно скачать . Так как в моем случае, моя звуковуха, хоть и дешевая M-AUDIO, но все же поддерживает протокол ASIO, драйвер ASIO4ALL, являющийся эмуляцией, мне, как вы понимаете, не нужен. Кому захотелось узнать по ценам — список карт поддерживающих ASIO можно найти на Яндекс-маркете .

Итак, драйвер ASIO4ALL установлен, в панели пуска появился соответствующий значок, где можно будет настраивать задержку звука (правда лучше оставить латенцию по-умолчанию) .

Дата публикации: 27.04.2011
Данный материал является контентом сайта сайт со всеми вытекающими отсюда юридическими прибамбасами.
Понравилась статья? Поделись ей, сделай автору приятнэ!

Борис Никитин

Дата первой публикации:

ноя 2012

Аудио- и MIDI-секвенсор.

Компанию Cockos организовал в 2004 году Justin Frankel, до этого работавший в фирме Nullsoft над знаменитым проигрывателем Winamp. Кроме того, будущие сотрудники компании участвовали в таких известных проектах, как файлообменная сеть Gnutella, браузер K-Meleon и вещательный сервер SHOUTcast.

Аудио- и MIDI-секвенсор REAPER (Rapid Environment for Audio Prototyping and Efficient Recording) был представлен в декабре 2005 года в виде бесплатной бета-версии. В августе 2006 года была выпущена условно-бесплатная версия 1, а в октябре 2007 года - коммерческая версия 2. Последнее крупное обновление, версия 4, вышла в начале августа 2011 года. Но программа постоянно обновляется: при тестировании использовалась текущая на тот момент версия 4.261 от 21 августа 2012 года, а 14 ноября появилась версия 4.30, содержащая несколько десятков изменений.

Имеющийся набор функций позволяет рассматривать Reaper как альтернативу любому серьезному аудио- и MIDI-секвенсору, однако программа остается очень компактной: дистрибутив "весит" всего 6,41 Мб и для установки требуется только 32,8 Мб места на диске. Возможна инсталляция на устройстве флеш-памяти или другом внешнем приводе.

Программа позволяет записывать и воспроизводить неограниченное количество треков (аудио и MIDI). Поддерживаются запись около десяти форматов аудиофайлов, чтение около 20 (в том числе, например, "нарезанных" лупов REX2 и сессий автономных рекордеров серии RADAR), любая частота дискретизации, разрядность до 64 бит с плавающей запятой, воспроизведение видеофайлов, плагины форматов VST, DX и AU.

Для связи с другими программами можно использовать интерфейс ReWire (в качестве ведущего или ведомого) или же собственный протокол ReaRoute, посредством которого возможна коммутация с любым приложением, поддерживающим формат драйверов ASIO. Есть функция ReaMote, позволяет использовать другие компьютеры, связанные локальной сетью, для обработки аудиоданных плагинами.

Возможно использование протокола управления OSC (Open Sound Control), есть встроенная поддержка контроллеров Behringer BCF2000, Frontier Design TranzPort и AlphaTrack, PreSonus FaderPort, Mackie Baby HUI и MCU, протокола Automap 3.0 и джойстика. Для других контроллеров возможно создание дополнений.

Поддерживается синхронизация посредством протоколов MTC, MIDI Clock с SPP и SMPTE LTC (в качестве ведущего или ведомого).

Есть два варианта приобретения программы: лицензия для коммерческого использования стоит 225$, для некоммерческого использования или небольшого бизнеса (с годовым доходом меньше 20000$) стоимость составляет всего 60$. Никаких функциональных различий при этом нет - программа одна и та же, отличается только способ ее использования.

Поддерживаются 32-разрядные операционные системы Windows 2000/XP/Vista/7 и Mac OS X 10.4-10.7, 64-разрядные Windows XP/Vista/7 и Mac OS X 10.5-10.7, Linux/Wine. Также есть ограниченная поддержка Windows 98/ME. Возможно использование практически любых аудио- и MIDI-интерфейсов: с драйверами ASIO, Core Audio, WDM Kernel Streaming, WaveOut, DirectSound и WASAPI.

Программа испытывалась на компьютере под управлением Windows Vista SP2 (32-разрядная) с процессором Intel Core 2 Quad 2,5 ГГц и 2 Гб RAM.

Настройки
Базовые настройки выполняются в диалоговом окне Preferences (меню Options - Preferences, рис. 1). Здесь на разных вкладках можно выбрать аудио и MIDI-устройства, параметры запуска программы, использование компьютерных ресурсов (для проверки загруженности которых есть инструмент мониторинга Performance Meter, вызываемый из меню View или клавишами Ctrl+Alt+P), первоначальные параметры нового проекта, элементы интерфейса, работу плагинов и много другое. Настройки можно сохранять и загружать (вкладка General, Import/Export configuration).

Еще одним важным пунктом являются базовые настройки текущего проекта (меню File - Project Setting). Здесь выбираются частота дискретизации, разрядность микширования, темп, музыкальный размер, формат и каталоги размещения аудиофайлов и некоторые другие параметры. Выбранные параметры можно сохранить как дефолтные для новых проектов.

Если надо переназначить выходы, то можно открыть матрицу коммутации (View - Routing Matrix или Alt+R).

Интерфейс
Основное окно выглядит привычно (рис. 2): слева - область управления треками, справа - область аранжировки, под ними - транспортная панель. В нижней части по умолчанию открыт микшер, но его можно переместить или закрыть. Размеры областей треков, аранжировки и нижней части можно изменять, перемещая разделительные линии между ними, при этом расположение и состав органов управления автоматически адаптируется к размеру области (следует учесть, что эти изменения производятся для всех открытых проектов). В самом верху окна есть основное меню, под которым располагаются инструментальная панель (слева) и линейка времени (справа). Если открыты несколько проектов, между ними можно переключаться при помощи закладок под основным меню (кстати, несколько непривычным для меня было то, что если просто открыть проект, то он заменяет текущий; для одновременного открытия нескольких проектов надо сначала создать под них закладки посредством меню File - New project tab или клавиш Ctrl+Alt+N).

Нижняя часть представляет собой специальную область для закрепления элементов интерфейса (Docker). Если этих элементов несколько, то переключаться между ними можно при помощи закладок внизу каждого элемента. Саму панель можно размещать в разных местах, а также скрывать/вызывать одной командой (например, Alt+D). Также есть возможность использовать 16 панелей Docker одновременно.

Программа не имеет привычных многим инструментов редактирования (типа "карандаш", ножницы" и т. д.) - все делается одним инструментом в сочетании с клавишами Ctrl, Alt и Shift. Лично для меня такой подход удобнее - мне быстрее нажать управляющие клавиши, чем тыкать мышью в панель выбора инструмента редактирования. Однако при желании можно создать собственные инструменты (Smart Tools).

Интерфейс настраивается очень гибко. И речь идет не только о том, что можно раскрасить данные треков, клипов и дублей в разные цвета. Возможно создание графических оболочек (скинов), сохранение настроек экранных элементов (screenset), редактирование вида и набора органов управления отдельно для каждого трека, создание собственных клавиатурных команд (actions, причем вызываемых не только с компьютерной клавиатуры, но и по MIDI), изменение работы мыши, редактирование меню и инструментальной панели. Прилагается скриптовый инструмент для настройки элементов интерфейса WALTER (Windows Arrangement Logic Template Engine for REAPER). Наконец, с помощью функции ReaScript возможно исполнение сценариев, написанных на языке программирования Python.

Управление треками
Область управления треками можно использовать для создания новых треков (командой Insert new track из контекстного меню или просто двойным щелчком). Reaper не делает разницы между MIDI- и аудиотреками (на одном треке можно использовать как MIDI, так и аудиоданные), более того, шины эффектов, подгруппы и папки также создаются в виде треков. Треки можно использовать как для монофонической, так и для стереофонической аудиозаписи - это зависит только от типа выбранного входа. Поддерживаются запись врезкой (в том числе автоматическая), создание и редактирование фейдов, запись дублей, запись с эффектами, рендеринг и "замораживание" треков (во втором случае с эффектами и виртуальными инструментами).

Треки имеют привычные органы управления (рис. 3): кнопку готовности к записи, поле названия, кнопку управления коммутацией, слайдер и индикатор уровня, кнопки заглушения и солирования. На нижней строке находятся кнопка управления автоматизацией, переключатель полярности, поле выбора входов для записи, органы управления мониторингом, регулятор панорамы, пара кнопок управления плагинами (левая, с надписью FX, вызывает окно настройки, правая отключает плагины). Кликом правой кнопки по органам управления открываются дополнительные настройки. В крайнем правом углу, под номером, есть кнопка с изображением каталога, ее нажатие переключает трек в режим трека-папки и обратно.

Reaper позволяет создавать подгруппы обычным способом (коммутацией нескольких треков с шиной, исключением их выходов из мастер-шины и т. д.), однако треки-папки, по сути, позволяют получить тот же результат, только проще, быстрее и удобнее. Упомянутая кнопка с изображением каталога при каждом нажатии переключает трек между тремя состояниями: обычного трека, трека-папки и последнего трека в папке. Таким образом, чтобы упаковать несколько последовательных треков в папку, надо создать трек, переключить его в режим папки, а потом указать, какой трек будет последним в папке. Естественно, треки можно добавлять в папку и убирать оттуда перетаскиванием.

В правом верхнем углу трека-папки есть кнопка, позволяющая выбирать способ показа содержащихся в папке треков: полноценный, компактный или скрытый (рис. 4). Треки-папки могут быть вложенными.

Напомню, что при уменьшении ширины области управления треками используются более компактные варианты с меньшим количеством органов управления, а вид каждого трека настраивается отдельно (Set track layout в контекстном меню).

Возможно группирование треков для управления (команда Track grouping parameters в контекстном меню трека). Можно указать какие параметры группируются, выбрать ведущий и ведомый трек, реверсировать управление некоторыми параметрами и т. д. Также для управления группированием предназначено окно Track Grouping Matrix (меню View). Если понадобится изменить сгруппированный параметр только одного трека, это можно сделать при нажатой клавише Shift.

Микшер
Микшер тесно связан с областью управления треками и содержит практические такие же органы управления.

В контекстном меню микшера можно включить показ посылов, инсертов, а также регуляторов параметров плагинов, выбрать варианты показа треков-папок, а также сделать другие настройки. Уже знакомой командой Set track layout в контекстном меню выбирается внешний вид каждого канала. Границы между посылами, инсертами и регуляторами параметров можно изменять перетаскиванием, как для одного канала, так и для всех выбранных (с клавишей Alt) или вообще для всех каналов (с клавишей Ctrl).

Несколько непривычно (хотя и логично), что по умолчанию мастер-секция находится слева, но это можно изменить.

В отличие от некоторых других подобных программ у Reaper микшер изначально не содержит посылов и обработки (эквалайзеров или динамических процессоров) - их надо добавлять (хотя это решается созданием шаблонов каналов). Зато он позволяет не только добавить именно столько посылов и процессоров, сколько нужно, но и вынести на панель канала (и трека) органы управления определенными параметрами плагинов. Например, на рисунке 5 канал 6 содержит орган управления уровнем обработанного сигнала (Wet) плагина ReaDelay.

Посредством мыши на панели канала можно добавлять, копировать, перемещать, заглушать и удалять плагины, а также менять их порядок. Посылы тоже можно копировать, заглушать и удалять, также удобно создавать посыл с одного канала на другой (например, шину эффекта) - достаточно протащить мышь в области посылов. Еще у посылов есть регуляторы уровней (отдельный для каждого назначенного канала и общий). Ну и, конечно, можно открывать окна управления посылами и плагинами.

Область аранжировки
Область аранжировки содержит данные (аудио, MIDI, видео), которые я по привычке буду называть "клипами" (Reaper называет их "items"). Клипы можно перемещать, копировать, удалять, разрезать (нажатием кнопки S), объединять, группировать, обрезать, нормализировать, обрабатывать эффектами. Если при перемещении MIDI-клипа удерживать клавиши Shift, Ctrl и Alt, то будет создана связанная копия клипа (при редактировании одного автоматически изменяется другой). Когда курсор мыши располагается около края клипа, то возможно изменение длины или создание фейда (если курсор располагается ближе к верхней границе клипа). Нажатием кнопки F2 открывается окно параметров выбранного клипа, где можно сделать дополнительные настройки (громкость, панорама, высота тона и т. д.). Все это неразрушающие действия, изменяющие не записанные данные, а только их воспроизведение.

На линейке времени, расположенной над областью аранжировки, находится курсор воспроизведения. По умолчанию он перемещается от левого до правого края окна аранжировки, но если в меню Options выбрать опцию Continuous scrolling, то курсор переместится только до середины окна, и дальше уже будут перемещаться сами данные. Перемещение курсора возможно клавишами стрелок влево-вправо, с нажатой клавишей Ctrl перемещение производится более крупными отрезками.

Проведя мышью по линейке времени или на свободном от данных месте окна аранжировки, можно выделить определенную область. По умолчанию это также устанавливает и область закольцованного воспроизведения, но если в меню Options снять отметку с опции Loop points linked to time selection, то области можно определять по отдельности: закольцованного воспроизведения - на линейке времени, выделения - в свободном месте окна аранжировки. Существуют разнообразные команды для выделения и модификации выделенного.

Границы областей воспроизведения и выделения рассматриваются программой в качестве временных маркеров и подчиняются некоторым общим для маркеров функциям (например, между ними можно перемещаться посредством клавиш "[" и "]"). Обычный маркер устанавливается в текущей позиции курсора воспроизведения нажатием клавиши M (если сделать это вместе с клавишей Shift, то можно сразу ввести название маркера) или из контекстного меню линейки времени. Перемещаться к маркеру удобно нажатием клавиши с цифрой в левой части клавиатуры. Двойным щелчком на линейке времени выделяется область между маркерами, также есть разнообразные команды для работы с маркерами.

Выделенную область можно сделать регионом (команда Create region from selection в контекстном меню). Регионы удобно использовать, например, для копирования или перемещения всех данных, которые в них содержатся.

Стоит отметить, что выделение нескольких рядом расположенных клипов (а также, например, нот в MIDI-редакторе), во многих программах осуществляемое перемещением курсора при нажатой левой кнопке, в Reaper производится при нажатой правой кнопке.

Есть множество команд для изменения высоты треков и масштаба данных в окне аранжировки. Лично для меня несколько непривычно работает колесо мыши: по умолчанию им изменяется горизонтальный масштаб (а с клавишей Ctrl - вертикальный), тогда как я предпочел бы прокрутку. Прокрутка, впрочем, колесом тоже делается: горизонтальная - с клавишей Alt, вертикальная - с клавишами Ctrl+Alt. Как обычно, по правому и нижнему краям области аранжировки есть кнопки изменения масштаба и слайдеры прокрутки (горизонтальное изменение масштаба также возможно, если потянуть за края нижнего слайдера). Также масштабом можно управлять при помощи клавиш Page Up/Down (вертикальный) и +/- (горизонтальный).

Функция дублей (Takes) позволяет записать несколько вариантов одного трека и переключаться между ними из контекстного меню клипа. Также дубли можно показывать на отдельных линейках внутри трека (меню Options - Show all takes in lanes), в этом случае удобно осуществлять монтажное редактирование: выбирать части дублей, которые будут воспроизводиться. Но здесь есть интерфейсное неудобство (во всяком случае, в изначальном варианте интерфейса): когда трек выделен, его данные показываются на темном фоне, тогда как выбранные части дублей (те, что будут воспроизводиться) показываются обычным способом, а не выбранные как раз на темном фоне (рис. 6). Кроме того, когда мышью выбираются части дублей (а другого способа их выбора и нет), то также выделяется сам трек, и разобрать, где выбранные части, а где нет, поначалу не так просто. Хотя со временем можно привыкнуть.

Кроме того, командой Explode All Takes to New Tracks можно скопировать каждый дубль на отдельную дорожку. Еще есть функция воспроизведения нескольких дублей одновременно (Item settings - Play all takes в контекстном меню клипа). Также можно скопировать клип вместе с обработкой в качестве нового дубля.

Для изменения продолжительности и высоты тона можно открыть диалоговое окно Media Item Properties (клавишей F2 или через меню Item - Item properties). В поле Pitch adjust (semitones) указывается высота тона (в полутонах), в поле Playback rate - скорость воспроизведения (то есть продолжительность, в процентах от оригинальной). Опция Preserve Pitch when changing rate позволяет сохранить тональность при изменении продолжительности. В поле Take pitch shift/time stretch mode выбирается алгоритм, в частности, возможно использование алгоритмов Elastique 2.1, лицензированных у компании Zplane.

Также высоту тона можно изменять огибающей автоматизации, а продолжительность - перемещая мышью правую границу клипа при нажатой клавише Alt. Кроме того, для манипуляций с высотой тона есть несколько плагинов, самыми мощными из которых являются ReaPitch (может использоваться как гармонайзер), ReaVoice (гармонайзер с MIDI-управлением) и ReaTune (интонатор).

Есть функции определения и коррекции ритма, а также функция автоматического разделения на слайсы (Item - Item processing - Dynamic split items), которую можно использовать и для удаления тишины.

Транспортная панель
Транспортную панель можно открывать и закрывать из меню (View - Transport) или с клавиатуры (Ctrl+Alt+T). Кроме того, панель можно перемещать в разные места.

Запуск и остановку воспроизведения можно привычно осуществлять клавишей пробела. При остановке курсор возвращается к началу воспроизведения, если надо оставить его в месте прекращения воспроизведения, то следует нажать пробел вместе с клавишей Ctrl (или это можно делать кнопкой Enter в основной части клавиатуры, что соответствует паузе). Нажатие пробела с клавишей Alt при воспроизведении пропускает участок, выделенный локаторами. Клавиши Home и End перемещают курсор к началу и окончанию проекта. Запись включается клавишами Ctrl+R, клавиша R сама по себе переключает зацикливание.

Для этих же действий на панели есть кнопки. Изначально эти кнопки располагаются в левой части панели, но их можно переместить в центр, выбрав в контекстном меню транспортной панели команду Center transport controls. Тогда слева от кнопок могут находиться дисплеи положения курсора и выделенной локаторами области, а еще дальше - кнопка общего для всех треков управления автоматизацией. Справа от кнопок будут дисплеи темпа и размера, а также органы управления скоростью воспроизведения.

Автоматизация
Окно управления автоматизацией вызывается нажатием кнопки автоматизации на треке (или на канале микшера). Здесь можно изменять режим автоматизации, создавать огибающие определенных параметров (в том числе параметров плагинов), управлять их видимостью и готовностью к записи. Настройки также можно делать из контекстного меню, если кликнуть по кнопке автоматизации правой кнопкой мыши.

Данные автоматизации можно записывать и рисовать. Есть пять режимов работы автоматизации. В режиме Trim/Read данные считываются и применяются, но экранные регуляторы не отражают изменения и могут использоваться для изменения диапазона параметра. В режиме Read данные считываются и экранные регуляторы двигаются в соответствии с изменениями параметров. Остальные режимы предназначены для записи автоматизации. В режиме Write огибающая переписывается полностью, в режимах Touch и Latch записываются изменения данных автоматизации, а экранные регуляторы двигаются в соответствии с теми данными, что уже были записаны. Разница между двумя последними режимами состоит в том, что в случае Latch запись прекращается в момент остановки воспроизведения, а в случае Touch - когда пользователь прекращает изменять данные. Напомню также, что на транспортной панели есть кнопка общего для всех треков управления автоматизацией.

Огибающие автоматизации могут показываться на отдельных линейках (см. рис. 5) или же поверх того трека, которым управляют.

Из контекстного меню огибающей можно управлять точками (создавать, удалять, выбирать, копировать и т. д.), формой и видимостью огибающей и др. Но быстрее управлять точками мышью: клик с клавишей Shift - создание, Alt - удаление, Ctrl - свободное рисование.

Плагины
Reaper позволяет использовать плагины (эффекты, инструменты и MIDI-процессоры) форматов VST, DX (только под Windows) и AU (под Mac OS X), а также собственного формата JS (Jesusonic), подробнее о котором будет сказано позже. Поддерживаются автоматическая компенсация задержки, синхронизация с темпом хост-программы, создание, сохранение и загрузка цепочек плагинов. Плагины можно использовать как инсертные на треках и отдельных клипах, а также в посыле-возврате.

Чтобы использовать на треке виртуальный инструмент или инсертный эффект можно нажать кнопку FX в области управления треками и выбрать в появившимся списке плагинов желаемый. После назначения хотя бы одного плагина нажатие кнопки FX открывает окно управления назначенными плагинами. В левой части окна можно добавлять новые плагины, удалять имеющиеся, включать обход, изменять последовательность (перетаскиванием). В правой части показываются органы управления текущим плагином. Помимо индивидуальных для каждого плагина параметров здесь есть и общие органы управления: сохранения и загрузки пэтчей, коммутации входов-выходов, переключения на упрощенный вариант интерфейса, изменения уровня обработанного сигнала, переключения обхода, а также кнопка Param, которой открывается меню автоматизации и управления. При помощи команд этого меню можно добавить регуляторы параметров в область управления треками или в микшер, добавить огибающую автоматизации, назначить управление параметром на регулятор внешнего MIDI-контроллера. А функция Parameter Modulation позволяет организовать автоматическое изменение значения параметра посредством LFO, значения другого параметра или уровня сигнала. Например, на рисунке 7 показано уменьшение уровня обработанного сигнала дилея в зависимости от уровня аудиосигнала обрабатываемого трека. Однако надо отметить, что управление некоторыми параметрами производит посторонний шум (так называемый "zipper noise").

Чтобы использовать эффекты в посыле-возврате надо создать шину. Как уже было сказано, в отличие от большинства других программ, в Reaper нет разницы между треками и шинами. Поэтому создаем новый трек, называем его, например, Reverb Bus и назначаем на него ревербератор. Теперь у треков, сигналы которых хотим обработать реверберацией, щелкаем правой кнопкой на кнопке коммутации (та, что с надписью I/O) и в контекстном меню выбирает Sends - Reverb Bus. После чего у шины Reverb Bus в контекстном меню возвратов (Receives) будут отмечены треки, с которых были сделаны посылы.

К программе прилагается более 200 плагинов, 17 из которых - эффекты формата VST (что позволяет использовать их и в других программах, поддерживающих этот формат). Несмотря на внешнюю непритязательность, плагины предоставляют пользователю неплохой набор повседневных алгоритмов, например, среди них есть параграфический эквалайзер ReaEQ, ревербератор ReaVerb, компрессоры ReaComp и ReaXComp (многополосный, рис. 8), шумоподавитель ReaFir, вокодер ReaVocode, а также упоминавшиеся гармонайзеры ReaPitch и ReaVoice, интонатор ReaTune. Среди не столь обычных стоит отметить плагины ReaInsert (предназначен для использования внешних аппаратных эффектов, позволяет рассчитать время задержки), ReaSurround (многоканальное пространственное панорамирование) и ReaControlMIDI (предназначен для MIDI-управления, то есть передачи определенных MIDI-сообщений, например, смены программы).

Есть также три виртуальных инструмента формата VSTi: субтрактивный синтезатор ReaSynth, семпл-плеер ReaSampleOmatic5000 и барабанный модуль ReaSynDr. Но они совсем простенькие и служат, скорее, демонстрационным целям.

Что касается формата JS, то еще до программы Reaper компания Cockos создала виртуальный процессор эффектов Jesusonic, предназначенный, в основном, для гитары и управляемый в реальном времени с помощью собственного языка сценариев (скриптов). Сам Jesusonic уже не поддерживается (хотя и по-прежнему доступен в версиях для Windows, Mac OS и Linux), однако большая часть его функций встроена в Reaper. Плагины формата JS являются текстовыми скриптами для процессора Jesusonic и могут создаваться и редактироваться пользователями. Среди прилагаемых плагинов есть множество самых разнообразных эффектов (в том числе, конечно, гитарных), анализаторов и MIDI-процессоров.

Редактор
Программа имеет только один редактор MIDI-данных. Однако он может переключаться между разными режимами (из собственного меню View или клавишами Alt+1/2/3), что позволяет получить клавишный и барабанный редакторы, а также список событий. Кроме того, можно не открывать MIDI-данные в отдельном редакторе, а изменять их прямо в окне аранжировки (меню Item - Open items in editor - Open in inline Editor или клавиша E).

Окно редактора (рис. 9) имеет основное меню, инструментальную панель, основную область с данными, линейку времени над ней, клавиатуру слева (или список нот в барабанном режиме) и панель контроллеров снизу. В левой части панели контроллеров есть список для выбора типа показываемого сообщения, а также кнопка (со знаком +), нажатием которой добавляется новая панель контроллеров. В самом низу окна находятся транспортная панель и несколько списков: выбора параметров сетки, длины ноты при рисовании, ладотональности, использования цвета нот.

Мышью ноты можно рисовать, выделять, перемещать, удалять (двойным щелчком). При попадании курсора на левый или правый край ноты он преобразуется в двунаправленную стрелку - значит, можно изменить длину ноты. Партии разных треков можно открыть в одном окне редактора.

Одна из кнопок инструментальной панели (первая на рисунке 9) открывает окно фильтра, с помощью которого можно организовать показ только MIDI-сообщений определенного типа, значения и/или MIDI-канала.

Еще одна кнопка инструментальной панели (вторая на рисунке 9) открывает окно квантайза (рис. 10). Здесь есть практически все необходимые параметры для разнообразного выравнивания MIDI-сообщений, за исключением шаблонного квантайза. Можно выбирать, какие сообщения квантизируются, какие их параметры (начало, окончание, длина), устанавливать ритмическую сетку квантайза (включая свингование), ограничивать возможности изменения нот (например, запретить их удлинение), исключать некоторые события в зависимости от их позиции по отношению к сетке. Что же касается шаблонного квантайза, то для этого можно использовать функцию Fingers Groove Tool из набора дополнений SWS extension (http://www.standingwaterstudios.com).

Хотя в программе нет встроенного аудиоредактора, можно использовать внешний (например, бесплатный Audacity - ), указав путь к нему (меню Options - Preferences - External Editors). Тем же способом можно решить проблему отсутствия партитурного редактора - используя бесплатный MuseScore (http://musescore.org/).

Заключение
Конечно, в статье были описаны (да и просто перечислены) далеко не все возможности программы, но общее впечатление о ней можно получить. И понятно, что, несмотря на невысокую цену, по имеющимся функциям она вполне может соперничать с любыми аудио- и MIDI-секвенсорами, причем не только с их облегченными вариантами.

Основными упущениями программы, скорее всего, являются отсутствие аудиоредактора, партитурного MIDI-редактора и впечатляющих виртуальных инструментов. И хотя все это решается добавлением сторонних программ (в том числе бесплатных), многие пользователи предпочитают интегрированные решения.

Сложно придти к однозначному выводу, является ли Reaper лучшим выбором для начинающего пользователя. Все-таки он требует определенных (и осмысленных) действий до начала работы, тогда как некоторые другие программы (например, PreSonus Studio One - см.

Все, кто вокруг меня находятся, уже выучили эту фразу — «Reaper крут!». И даже сами её повторяют, когда в очередной раз я восторженно рассказываю про новые открытия или достижения в Reaper-е 😀 В этом первом постике (надеюсь, не в последнем) решил охватить сразу три темы, потому что они связаны между собой. Заодно расскажу, как у нас, у группы Ha▼en , устроена система playback-ов, ушного мониторинга и управления всем этим делом удалённо, с телефона. Вообще, playback-и — это очень удобно. Особенно тогда, когда нет возможности возить с собой всю кучу инструментов, либо когда некоторые из музыкантов не могут присутствовать на мероприятии. Один раз заморочился, записал партии нужные, а потом спокойно пользуешься безо всяких заморочек 🙂 Для удобства небольшое ОГЛАВЛЕНИЕ: Итак! Что у нас имеется:

  • ноутбук (не важно, какой)
  • ушной мониторинг Takstar WPM 200 (опять же, можно любой другой)
  • миниатюрный, но мощный wi-fi роутер с хардварной доработкой — внешней антенной Nexx WT3020h , который легко можно заказать на… сами знаете, где 🙂 (и да, подойдёт любой другой роутер, как ни странно)
  • мобильный телефон с iOS или Android на борту и программой TouchOSC (программа платная, но денег своих стоит! Не жалко было приобрести её. А если жалко, то можно найти и на 4pda)
Как уже написал, систему ушного мониторинга можно использовать любую доступную. А роутер не обязательно должен быть именно таким, подойдёт любой другой, нам главное, чтоб была связь между ноутбуком и телефоном (можно даже с телефона раздать Wi-Fi или с ноутбука настроить раздачу, как угодно). И, как узнаем дальше, можно будет обойтись даже без приложения на телефоне, а управлять с любого устройства, где есть браузер, но в использовании приложения есть свои плюсы! Начну с организации playback-ов. REAPER крут тем, что позволяет вставлять проекты на дорожку так, будто это простой аудио-item. Достаточно просто перенести нужный проект в окно рипера, а он уже спросит, что делать с этим: вставить как медиа-item или открыть. То же можно сделать, нажав на клавишу Insert. Таким образом уже готовый проект окажется в виде отрендеренной простой звуковой дорожки. Двойной клик по ней — проект открывается, можно отредактировать, поменять что-то, а при закрытии он быстренько снова рендерится в специальный PROX-файл, который уже и является audio-item’ом. Это весьма удобно! К тому же, воспроизводить одну звуковую дорожку в wav-формате намного легче, чем гонять целый проект с кучей элементов и эффектов. (А вдруг из-за какого-то плагина всё на мгновение повиснет?? Хоть и быстро развиснет, но это мгновение уже сбивает с темпа полностью, это просто катастрофа!) Так как нам нужен ушной мониторинг и общий клик, чтоб всё запускалось в нужный момент, нужно подстраиваться под темп каждого трека. Для этого перед каждым треком можно поставить «tempo/time signature marker» (Shift+C по дефолту) и вписать правильный темп трека. Вообще, чтоб легче было, можно сначала вписать темп, а потом уже закинуть проект с треком. Выглядит это всё примерно вот так:

В настройках метронома был указан обратный отсчёт в 2 такта. Это нужно для того, чтобы знать, когда вступать, когда начинается трек. Условились, что всегда идут 2 такта «клика» до начала любого трека, естественно, в темпе текущего трека, и всё, никаких проблем. Кстати! Удобство использования подпроектов ещё в том, что если в подпроекте есть метки (маркеры), то они будут тоже показаны на этом media-item’е, как видно на рисунке 1 (там есть Вступление, 1 куплет). REAPER крут тем, что в нём можно делать маршрутизацию звука как угодно, и оно будет работать. Также можно пустить метроном лишь на выбранные устройства или выходы одного устройства! А это значит, что пустить чистые плейбэки мы можем в одну аудиокарту, выход с которой идёт уже в общий микс, а выход на мониторинг через другую карту (встроенную, например), послав туда же ещё и метроном. Можно использовать два разных выхода одной аудиокарты тоже, никто не запрещает этого делать! Таким образом, в левый канал можно пустить плейбэки, а в правый канал клик метронома, а уже через пульт это дело разрулить, послав на мониторинг клик, а в общий микс плейбэки. Но так плейбэки будут в моно, да. Так что вариант не очень, иногда) Чтобы работать одновременно сразу с несколькими аудиоустройствами, можно установить Asio4All — удобную и полезную программу, которая взаимодействует с аудиоустройствами на низком уровне, минуя уровни обработки звука операционной системой, что даёт ещё и маленькую задержку при работе со звуком, вплоть до возможности практически в реальном времени играть и мониторить что-то, но в данном случае она нужна просто для возможности использования сразу нескольких аудиоуйстройств. Для этого, конечно же, нужно будет выбрать в Рипере в настройках аудиоустройств систему ASIO в качестве аудиосистемы, а затем выбрать драйвер ASIO4ALL v2 (на текущий момент).

2. Окно настроек ASIO4ALL — включены две аудиокарты.

3. Настройки аудиоустройств в REAPER. Выбираем ASIO и драйвер ASIO4ALL.

После этого можно выбрать нужные входы и выходы, а потом использовать их для записи или для посыла на них звука. Очень удобно! Конечно, разные крутые аудиокарты, как правило, имеют свой аудиодрайвер ASIO, но он позволяет работать только с одной лишь этой картой звуковой. Asio4All позволяет работать одновременно с каким угодно количеством аудиоустройств, задержку для которых можно ещё и отдельно настроить! Настройки метронома выглядят вот так:

4. Настройки метронома. Обратный отсчёт — это важно!

Но, кстати! Когда мы ставим tempo-метку, там можно менять не только темп метронома, но ещё и размер (это я к тому, что Beat pattern тоже можно менять на ходу, а то вдруг там 3/4 будет). Также для удобства я отключил посыл с трека с плейбэками в мастер-шину, но при этом создал два отдельных трека, куда уже перенаправляю звук с основного трека с плейбэками. А вот выходы с этих треков уже идут на разные физические выходы разных аудиоустройств. Удобство тут в том, что можно легко навесить какой-нибудь корректирующий эквалайзер на линию мониторинга или главный выход (например, мониторинг Takstar WPM 200 захлёбывается, когда присутствуют частоты ниже 80-90 герц, а это не круто), чтоб можно было легко и просто подредактировать звук, учитывая текущую среду, в которой будет воспроизводиться всё это дело. Также удобство в управлении, но об этом поговорим позже, когда речь пойдёт уже непосредственно про удалённое управление рипером с телефона.

REAPER крут тем, что можно использовать обычные маркеры, а можно делать action- маркеры, ставя их в нужное место и вызывая ЛЮБОЕ действие, которое есть в REAPER, включая всякие встроенные скрипты, дополнительные скрипты и даже собственные скрипты тоже! А это именно то, что нужно! Для наших нужд нужен был скрипт, который останавливает воспроизведение, когда заканчивается очередной трек, и сразу же переходит к началу следующего трека, чтоб потом осталось просто его запустить. Делается это просто! Создаём свой скрипт (как это делать, это другая тема, но ничего сложного, тут расписывать не буду), в котором указываем просто три действия, как на скриншоте:

Уже не помню, почему нужно было два раза повторить Action для перехода к следующему маркеру. Возможно, там свои особенности обработки позиции, что воспроизведение останавливалось, но следующим маркером был именно тот, на котором это действие было вызвано, поэтому пришлось ещё на один вперёд переключиться) В любом случае, оно работает! Теперь нужно скопировать или запомнить Command ID этого созданного custom-action, и чтобы сделать action-маркер , нужно просто создать обычный маркер, а потом написать восклицательный знак, а дальше вставить Command ID этого созданного custom-action-а.

8. Action-маркер в действии 🙂

Когда позиция воспроизведения доходит до Action-маркера, то воспроизведение тут же останавливается, а курсор переходит уже к следующему треку, ожидая следующей команды. Конечно, можно написать какие угодно действия и вызывать их в нужный момент в заданной позиции. Можно делать всё, что доступно. Даже писать свои скрипты, взаимодействующие с операционной системой на внешних языках (Lua, python поддерживаются) или сетью или чем угодно, а это значит, что можно сделать вообще ВСЁ, что угодно, но сейчас не об этом речь 🙂 REAPER крут тем, что он из коробки поддерживает OSC протокол, и не нужно устанавливать на хостовую систему программу TouchOSC bridge, которая переводит сообщения от TouchOSC в обычные midi-сообщения, чего для наших целей будет недостаточно, т.к. прелесть использования OSC в нашем случае именно в двусторонней связи между приложением для управления и управляемой программой! Ну, а для тех, кому позволяет время и есть интерес, будем дальше настраивать управление по OSC. Чтоб всё это работало, нужно сначала убедиться, что телефон (или планшет или что-то ещё) и компьютер находятся в одной сети и что никакие там брандмауэры не блокируют нужные порты (9000, 8000 по-умолчанию). А затем нужно сделать небольшую настроечку OSC в Reaper. Делается это тоже просто! Переходим в Настройки (Ctrl+P), ищем раздел Control/OSC/Web (обычно, внизу)

7. Где находятся настройки OSC

У меня там уже есть что-то в списочке, можно добавлять сразу несколько разных устройств с разными шаблонами! Далее нужно нажать на кнопочку Add , откроется окошко добавления нового способа управления! Замечательно! Нас сейчас интересует именно OSC, но Reaper поддерживает и другие режимы управления.

8. Настройка нового OSC контроллера

Пройдёмся по параметрам:

  • Control surface mode (режим управления): OSC (Open Sound Control)
  • Device name : karamush-phone (можно назвать как угодно, это просто для отображения в списочке)
  • Pattern config (шаблон): LogicTouch+ (на самом деле, такого нет. С плюсиком — это моя доработка, о ней позже, и файлы тоже выложу 🙂)
  • Device port: 9000 (это порт на устройстве, на который Reaper будет слать данные. Нужен для обратной связи)
  • Local listen port: 8000 (порт, который будет слушать Reaper для приёма данных от устройства)
  • Device IP: (тут нужно указать IP адрес вашего телефона или другого устройства управления. IP адрес будет выдан роутером, поэтому нужно заранее подключить компьютер с Reaper-ом и телефон в общую сеть, чтоб они могли общаться друг с другом)
  • Local IP: (тут написан IP адрес компьютера с Reaper-ом, и этот адрес нужно будет ввести в телефоне)
В моём случай IP адрес компьютера с REAPER-ом, то есть, локальный IP — 192.168.93.1 А адрес телефона (Device IP) — 192.168.93.4 (адрес можно посмотреть в программе TouchOSC). Теперь нужно настроить мобильное устройство! Запускаем программу TouchOSC, сразу открываются настройки, больше всего интересует первый пункт — OSC. Там вписать нужно IP адрес компьютера с REAPER-ом. И порты должны тоже соответствовать)

9. Окно настроек TouchOSC при запуске

10. Вписываем адрес компьютера с запущенным REAPER-ом и проверяем порты

Тут же, кстати, можно увидеть локальный IP адрес телефона, в данном случае это и есть 192.168.93.4. Но он может меняться, конечно же. Также стоит обратить внимание на то, что нужно в пункте настроек Layout выбрать тоже LogicTouch+. Изначально там этого шаблона нет, это доработанный мною шаблон разметки. Взять его можно вот тут: В этом архиве есть шаблон для REPAER, шаблон для приложения TouchOSC, а также инструкции, что куда класть. Но вообще, не смотря на инструкцию, для REAPER лучше всего будет сделать так:

11. Как узнать папку, куда класть конфиг для OSC

Таким образом откроется реально используемая директория, а то она может меняться на разных компьютерах, а так можно быть точно уверенным, что откроется нужная папка! Теперь в окне настроек рипера можно нажать на кнопочку Listen и проверить связь — приходят ли данные с телефона из приложения. И можно поставить галочку «Allow binding messages to REAPER actions and FX learn « , это позволит выполнять не только заранее заданные в шаблоне действия, но и привязывать любые крутилки, кнопки и регуляторы в приложении к любым элементам управления в REAPER, в том числе к параметрам плагинов, а это очень круто!

12. Проверка связи! Есть входящие сообщения, ура)

Теперь самое интересное, ради чего и была создана эта статья! 🙂 Из приложения теперь можно переключаться между дорожками (название отображается тоже, в данном случае это Playbacks!), а также отображается текущий маркер и его номер, а также есть кнопки для переключения между маркерами (при условии, что включена кнопка By Marker). Таким образом можно прокручивать влево-вправо по маркерам, выбирая нужный плейбэк. В этом и заключается моя доработка — отображение номера и названия текущего маркера, а значит, и минусовки нужной. А ещё можно увидеть кружочек под крутилкой для настройки баланса — это индикатор сигнала на текущем выбранном треке. Естественно, что всё это будет работать только при правильных настройках адресов. Если не вписать в настройках рипера IP адрес телефона, то можно остататься без обратной связи. Так что управлять можно будет, но ни названия треков, ни названия маркеров, ни индикаторы, ни состояния кнопок — всё это работать не будет!

13. Упрравление треками и маркерами и всем остальным 🙂

Между треками можно переключаться с помощью двух этих кнопок Вверх и Вниз. Это нам даёт возможность управлять балансом и громкостью каждого трека. И вот, как раз ещё одно из преимуществ не использовать мастер-канал, а делать разные выходы на разные аудиоустройства, посылая на эти дорожки сигнал с трека с плейбэками — можно удобно управлять громкостью как и главного выхода, так и выхода на мониторную линию, и всё это прям с телефона!) Видео С управлением через приложение TouchOSC, вроде, разобрались! Но как редактировать шаблоны и настраивать их — это ещё одна большая тема, в эту статью, пожалуй, оно уже не вместится. Если кому будет интересно, пишите в комментариях, запилю статью и на эту тему тоже, потому что тут как-то уж слишком много всего получается. А пока что дальше поехали) REAPER крут тем, что из коробки поддерживает управление также и через веб-интерфейс. Для этого нужно меньше заморачиваться, приложений никаких не нужно ставить, потому что используется веб-браузер, который есть почти везде) Там же, в Control/OSC/web добавляем новый тип управления, но в этот раз в Control surface mode выбираем уже Web browser interface . После выбора этого пункта, окошко изменится, где будут, само собой, настройки именно этого типа управления.

14. Настройка Web browser control interface

Здесь больше всего интересуют настройки порта, можно оставить стандартный 8080 или взять любой свободный. Следующее поле — это имя пользователя и пароль, разделённые через двоеточие. У меня не заполнено, но можно ввести, и тогда доступ будет только по этому имени пользователя и паролю. Default interface — вот это уже поинтереснее! Там есть разные разные виды страниц управления, можно управлять треками, громкостью их, приглушать, метроном можно тоже выводить (будет просто страничка, с мигающим в такт метроному фоном). Можно и текст песни выводить (о, это тоже отдельная тема, но оно того стоит!). Есть даже more_me! Опять же, можно редактировать эти странички или делать свои, обращаясь к внутреннему API рипера, который предоставляется через веб, но это тоже отдельная тема. Сейчас вполне предостаточно универсальной странички fancier.html . Теперь можно зайти с телефона по адресу компьютера и указанному порту, а вообще, адрес для входа пишется в поле Access URL, очень мило! (можно использовать rc.reaper.fm, но оно не работает через интернет, а сделано для удобного нахождения устройств в ЛОКАЛЬНОЙ сети). Выглядит это вот так, если зайти с телефона, например:

И всё! Тут есть всё, что нужно! Даже больше! Можно и перемотку делать, и по маркерам туда-сюда переключаться, видя их названия, останавливать и запускать воспроизведение, включать-отключать метроном, следить за ТИКами метронома вокруг кнопки Play, управлять треками тоже, их громкостью, солировать, мьютить. Что угодно! Так что, если охота быстро и легко управлять REAPER-ом удалённо, то это неплохой вариант) Но есть и минусы: у меня, замечал, то ли из-за работы сети, то ли из-за слабого быстродействия телефона, но иногда тот же метроном подтормаживал. Точнее, сам-то он работал, но его отображение на страничке иногда запаздывало, а потом будто «догоняло». И минус ещё в том, что подсветка телефона при использовании браузера, скорее всего, потухнет, что не очень удобно. А в случае работы через приложение TouchOSC можно настроить так, чтоб подсветка не отключалась, пока открыто приложение то. И это уже удобно. Особенно тогда, когда ты барабанщик и нет возможности снимать блокировку с телефона, особенно, если нужно что-то подправить прям во время игры (да-да, такое тоже бывает!). Естественно, можно открывать эту страничку не только с телефона, но и планшета, и с браузера обычного на другом компьютере. Остальные странички, кстати, тоже доступны, даже если выбрана какая-то одна, просто нужно знать их названия, и можно вручную дописывать их имена в адресную строку браузера 🙂 Так что можно даже через один добавленный Web browser interface кому-то давать доступ на управление треками, кому-то клик метронома открывать, кому-то текст песни крутить, а это можно ещё и через проектор, например, показывать. Тут уж устроить и наворотить можно очень много чего! 🙂 Получилось довольно много текста, некоторые части пришлось даже не расписывать, но если нужно, запилю отдельные статейки про то. Надеюсь, материал был интересен и полезен. В общем, REAPER крут! И это лишь малая часть возможностей и причин, почему я могу это сказать! Что ж, можно вернуться Или можно вернуться , где есть ссылка на закачку шаблона LogicTouch+. Спасибо за внимание! 🙂

2 Основы проекта REAPER

2.1 Открытие существующего проекта

Для открытия любого существующего проекта REAPER, используйте команду File, Open Project или сочетание клавишCtrl O . Как и в других приложениях Windows, вам необходимо перейти в соответствующий каталог, чтобы найти ваш проект. Проект, который недавно использовался, может быть открыт более просто, используя командуFile, Recent Projects . Это отобразит список из 100 недавно использовавшихся проектов. Вы можете выбрать любой из списка.

Заметки:

1. Вы можете определить количество отображаемых файлов в списке недавно использовавшихся, изменением настройки Maximum projects in recent project list в

2. На том же экране можно указать, загружать или нет на старте REAPER последний использованный проект. Для этого используйте опцию Load Last Project .

3. На этом же экране вы можете указать, проверять или нет последние версии REAPER при запуске (Automatically check for new versions of REAPER ).

Эти три позиции показаны на экране ниже.

2 Основы проекта REAPER

2.2 Настройки проекта

Каждый проект REAPER имеет множество настроек, которые могут быть определены или изменены в соответствии с потребностями отдельного проекта.

Заметка: Примеры, показанные в этом разделе, используют файл проектаAll Through The Night.RPP, который поставляется с этим руководством. Держите этот проект открытым, при изучении документации - это может вам помочь. Сделайте копию файла и работайте с ней. Это даст возможность свободно экспериментировать без страха повредить ваши собственные проекты.

Диалог Project Settings (настройки проекта) доступен при выборе командыFile, Project Settings или по нажатиюAlt Enter . Диалог имеет 3 страницы:Audio Settings (настройки аудио) ,Project Settings (настройки проекта) и Notes (заметки) .

Эта страница включает:

1. Путь для сохранения файлов проекта. Если оставить незаполненным, то REAPER использует тот же каталог, что и для файла проекта.

2. Частота

дискретизации

3. Формат записи (обычно WAV или MP3, но возможны и AIFF, FLAC, OGG Vorbis и WavPack и другие)

4. Настройки и спецификации для выбранного формата записи - например для WAV включает глубину в битах.

5. Метод по умолчанию и параметр при

изменении тональности. Этой темы мы коснемся позже.

6. Предпочитаемый формат медиа клипов при рендеринге. К примеру, при применении эффекта или склеивании. Эти темы будут рассмотрены позже, а пока просто оставьте их без изменения.

Project Settings

Включает:

1. Количество ударов в минуту и размер такта.

2. Метод установки временной базы проекта - вы выбираете Time, Beats (позиция, размерность) или Beats (только позиция).

3. Поведение клипов при микшировании. Определяет как REAPER должен вести себя при

2 Основы проекта REAPER

взаимном наложении медиа клипов. Налагаемый клип заменяется существующим, клипы микшируются, новый клип всегда заменяет старый.

4. Предпочитаемая частота кадров.

5. Отметка старта проекта . Оставьте настройку как есть. Позже будет показано как и зачем она изменяется.

6. Опция для синхронизации проекта с таймкодом внешнего устройства.

7. Опция ограничения длины проекта и времени записи.

обратной связью могут быть полезными в действиях по продвинутому микшированию, но не

без риска. Если вы не уверены, не выбирайте эту опцию.

9. Опция автоматически приглушает или обрезает выходной сигнал с мастер-шины, если уровень превышает указанное значение. Выбор этой опции может предотвратить выход из строя вашего аудиооборудования или динамиков.

10. Указание правила по умолчанию для панорамирования треков. Правило определяет как изменяется уровень сигнала при панорамировании из одного канала в другой.

Если вы новичок в цифровом аудио, вам не стоит волноваться по поводу настройки правил панорамирования. Но если хотите знать больше - прочитайте.

Понимание правил панорамирования

Правила панорамирования берут основу в аналоговых микшерах. В этих устройствах любое линейное увеличение уровня в одном канале сопровождается линейным уменьшением уровня в другом канале. В результате в центральной позиции сумма двух каналов будет больше, чем если бы сигнал был полностью спанорамирован влево или вправо. Внедрены различные технологии чтобы компенсировать это. Правила панорамирования используются, чтобы отразить эти технологии в цифровом мире. Коротко: правило 0db дает уровень, описанный выше. Правило 3db компенсирует этот уровень, но в результате суммированный моно или стерео сигнал воспроизводится на 3dB тише оригинального уровня. Более подробная информация на http://www.harmony-central.com/articles/tips/panning_laws/

2 Основы проекта REAPER

Эта секция позволяет вам записать любые заметки, комментарии или информацию, которую вы хотели бы включить в файл проекта. Можно указать, чтобы заметки автоматически показывались при открытии проекта.

2.3 Направление аудиовыхода

Этот раздел посвящает вас в одну из важнейших функций REAPER – Соединения . Под соединениями подразумевается то, что ваши медиа потоки (аудио или MIDI) направляются туда, куда вам необходимо, чтобы ваш проект звучал именно так, как вы хотите.

Соединение может быть очень простым и невероятно сложным. Этот раздел посвятит вас в простейшую концепцию соединений. Более сложные опции соединений будут описаны позже в этом разделе, а также в разделах 4 и 17.

У каждого трека на панели есть кнопка I/O . Как показано здесь, это вторая кнопка слева среди элементов управления трека.

При нажатии на нее отображается окно соединений трека. Чтобы закрыть окно

соединений, нажмите клавишу Esc или щелкните на маленькомX в правом верхнем углу окна или где-нибудь за пределами окна.

2.4 Окно соединений трека

В зависимости от природы вашего проекта, вы увидите что-то похожее на показанное выше, но не обязательно идентичное. Заметьте в частности что:

Master / Parent Send – Включение опции направляет сигнал на мастер-шину. Если сомневаетесь, то лучше оставьте включеной. Позже будет показан пример соединения с выключенной опцией.

Sends – на текущий момент мы не использовали посылы, они будут описаны позже. Запомните, что сигнал с любого трека может быть направлен с помощью посыла на другой трек.

Audio Hardware Outputs – в дополнение (или вместо) направления выхода на мастер-шину, вы можете направить сигнал непосредственно на физические выходы вашего аудиоустройства. Если

2 Основы проекта REAPER

ваше аудиоустройство имеет много выходов, то это удобно, для создания отдельного микса или серии миксов для наушников.

MIDI Hardware Output – Используйте эту опцию для направления MIDI-выхода на внешнее устройство или синтезатор Microsoft GS Wavetable.

Receives – пока еще не используем.

Заметьте (картинка внизу), что когда вы создаете посыл, автоматически появляются фейдеры уровня и панорамы для управления посылом. Вы также можете указать что посылать: аудио, MIDI или все вместе.

Когда вы создаете новый проект, то по умолчанию, выход с каждого трека подключен на мастертрек и уже оттуда на выход звуковой карты. Если этого достаточно, вам не нужно изучать опции соединений прямо сейчас. Хотя понимание возможностей соединений REAPER’а даст вам на некотором этапе больше преимуществ, включая более эффективное использование ресурсов аппаратуры (таких как загрузка процессора).

Иллюстрация выше показывает пример окна соединений для трека, с созданными посылами и возвратами. Далее будет показано, как это делается.

Подходите к изучению соединений треков тщательно - это очень мощная возможность REAPER. После того, как освоите это, вы перейдете к более сложным примерам.

Заметка: вы можете использовать командуView, Show Routing Matrix (открыть матрицу соединений) (Alt R), чтобы отобразить общую схему соединений проекта. Подробнее об этом

Расширение WOT для Firefox, Google Chrome и других популярных браузеров демонстрирует статус доверия к сайту - безопасно ли им пользоваться или нет. И таким образом оберегает пользователей от мошеннических схем в Сети (социнженерии), фишинговых ссылок, вирусов.

Дополнение оценивает уровень безопасности веб-сайтов при помощи специальных иконок-оценок, которые размещаются возле ссылок в поисковой выдаче, а также в панели браузеров после загрузки странички:

  • Тёмно-зелёное колечко - Превосходно;
  • Светло-зелёное - Хорошо;
  • Жёлтое - Неудовлетворительно;
  • Красное - Плохо;
  • Тёмно-красное - Очень плохо;
  • Бесцветное колечко со знаком вопроса - Нет оценок.

Эта статья поможет вам скачать программу WOT и расскажет о том, как ей пользоваться.

Установка

Примечание. Данные варианты подключения универсальные - Web of Trust для Яндекс.Браузера, Гугле Хрома, Mozilla Firefox. Плюс к этому вы также сможете на официальном сайте и магазине приложений загрузить WOT и для Opera.

Способ №1: на офсайте

1. Откройте сайт аддона.

2. Кликните значок «EN» и выберите язык интерфейса «русский».

3. Чтобы установить расширение, на главной страничке клацните кнопку «Добавить… ».

Сервис автоматически детектирует используемый браузер и отображает его название.

Примечание. Но при установке расширения WOT для Яндекс.Браузера на кнопке-ссылке отображается надпись «Добавить в Chrome». Поскольку он также разработан на движке Chromium.

4. Подтвердите инсталляцию: в окне с запросом выберите «Установить».

Способ №2: через магазин приложений

1. Перейдите в официальный магазин приложений:

  • Google Chrome - https://chrome.google.com/webstore/;
  • Firefox - https://addons.mozilla.org/ru/firefox/addon/;

2. В поисковой строке наберите - Web of Trust.

Как пользоваться?

По завершении инсталляции WOT автоматически приступает к своим непосредственным обязанностям - информированию пользователя о веб-сайтах.

Оценки сервиса может видеть в поисковой выдаче Yandex, Google. Для получения более подробной информации о веб-ресурсе на текущей вкладке кликните иконку WOT в панели. Появится окно с оценкой сообщества, степенью безопасности просматриваемого контента для детей и шкалой для выставления своих оценок.

Безопасных вам прогулок по сайтам!