Единицы измерения и хранения данных. Внутреннее устройство ПК. Схема аппаратной части ПК. Мера количества информации

31.01.2019

Существует много различных систем и единиц измерения данных. Каждая научная дисциплина и каждая область человеческой деятельности может использовать свои, наиболее удобные или традиционно устоявшиеся единицы. В информатике для измерения данных используют тот факт, что разные типы данных имеют универсальное двоичное представление и потому вводят свои единицы данных, основанные на нем.

Наименьшей единицей измерения является байт. Поскольку одним байтом, как правило, кодируется один символ текстовой информации, то для текстовых документов размер в байтах соответствует лексическому объему в символах.

Более крупная единица измерения – килобайт (Кбайт). Условно можно считать, что 1 Кбайт примерно равен 1000 байт. Условность связана с тем, что для вычислитель­ной техники, работающей с двоичными числами, более удобно представление чисел в виде степени двойки и потому на самом деле 1 Кбайт равен 2 10 байт (1024 байт). Однако всюду, где это не принципиально, с инженерной погрешностью (до 3 %) «забывают» о «лишних» байтах.

В килобайтах измеряют сравнительно небольшие объемы данных. Условно можно считать, что одна страница неформатированного машинописного текста составляет около 2 Кбайт.

Более крупные единицы измерения данных образуются добавлением префиксов мега-, гига-, тера-; в более крупных единицах пока нет практической надобности.

    1 Кбайт = 1024 байт = 2 10 байт ≈ 10 3 байт.

    1 Мбайт = 1024 Кбайт = 2 10 Кбайт = 2 20 байт = 1.048.576 байт ≈ 10 6 байт.

    1 Гбайт = 1024 Мбайт = 2 10 Мбайт = 2 30 байт = 1.073.741.824 байт ≈ 10 9 байт.

    1 Тбайт = 1024 Гбайт = 2 10 Гбайт = 2 40 байт = 1.099.511.627.776 байт ≈ 10 12 байт.

    1 Пбайт = 1024 Тбайт = 2 10 Тбайт = 2 50 байт = 1.125.899.906.842.624 байт ≈ 10 15 байт.

Таким образом, например, минимальный объем видеопамяти необходимый дляLCD-монитора с разрешением 12801024dpiв режиме цветопередачиTrue Color (32 бита) составит:

1280102432 бит = 41.943.040 бит = 5.242.880 байт = 5.120 Кбайт = 5 Мбайт.

Единицы хранения данных

Поскольку адресные данные тоже имеют размер и тоже подлежат хранению, хранить данные в виде мелких единиц, таких как байты, неудобно. Их неудобно хранить и в более крупных единицах (килобайтах, мегабайтах и т. п.), поскольку неполное заполнение одной единицы хранения приводит к неэффективности хранения.

В качестве единицы хранения данных принят объект переменной длины, называемый файлом. Файл – это последовательность произвольного числа байтов, обладающая уникальным собственным именем. Обычно в отдельном файле хранят данные, относящиеся к одному типу. В этом случае тип данных определяеттип файла.

Проще всего представить себе файл в виде безразмерного канцелярского досье, в которое можно по желанию добавлять содержимое или извлекать его оттуда. Поскольку в определении файла нет ограничений на размер, можно представить себе файл, имеющий 0 байтов (пустой файл) , и файл, имеющий любое число байтов.

В определении файла особое внимание уделяется имени. Оно фактически несет в себе адресные данные, без которых данные, хранящиеся в файле, не станут информацией из-за отсутствия метода доступа к ним. Кроме функций, связанных с адресацией, имя файла может хранить и сведения о типе данных, заключенных в нем. Для автоматических средств работы с данными это важно, поскольку по имени файла они могут автоматически определить адекватный метод извлечения информации из файла.

Единицы представления данных

Существует множество систем представления данных. С одной из них, принятой в информатике и вычислительной технике, двоичным кодом, мы познакомились выше. Наименьшей единицей такого представления является бит (двоичный разряд) . Совокупность двоичных разрядов, выражающих числовые или иные данные, образуют некий битовый рисунок. Практика показывает, что битовым представлением удобнее работать, если этот рисунок имеет регулярную форму. В настоящее время в качестве таких форм используются группы из восьми битов, которые называют байтами .

Понятие о байте как о группе взаимосвязанных битов появились вместе с первыми образцами электронной вычислительной техники. Долгое время понятие байта было машинно-зависимым, то есть в различных вычислительных машинах длина байта была разной. Только в конце 60-х годов понятие байта стало универсальным и машинно-независимым .

Выше мы видели, что во многих случаях целесообразно использовать не восьмиразрядное кодирование, 16-разрядное, 24-разрядное, 32-разрядное и более. Группа из 16-ти взаимосвязанных бит (двух взаимосвязанных байтов) в информатике называется словом . Соответственно, группа из четырёх взаимосвязанных байтов (32 разряда) называются удвоенным словом , а группа из восьми байтов (64 разряда) – учетверённым словом .

Существует много систем и единиц измерения данных. Каждая научная дисциплина и каждая область человеческой деятельности может использовать свои, наиболее удобные и традиционно устоявшиеся единицы. В информатике для измерения данных используют тот факт, что разные типы данных имеют универсальное двоичное представление и поэтому вводят свои единицы данных, основанные на нём.

Наименьшей единицей измерения является байт. Поскольку одним байтом, как правило, кодируется один символ текстовой информации, то для текстовых документов размер в байтах соответствует лексическому объёму в символах (пока исключение составляет универсальная кодировка UNICODE ).

Более крупная единица – килобайт (Кбайт). Условно можно считать 1 Кбайт примерно равен 1000 байт. Условность связана с тем, что для вычислительной техники, работающей с двоичными числами, более удобно представление чисел в виде степени двойки и потому на самом деле 1 Кбайт равен 2 10 байт (1024 байт).

В килобайтах измеряют сравнительно небольшие объёмы данных. Условно можно считать, что одна страница неформатированного машинного текста составляет около 2 Кбайт.

Более крупные единицы измерения данных образуются добавлением префиксов мега-, гига-, тера-, пента-, экса-, зета-, йотта-.

Особо обратим внимание на то, что при переходе к более крупным единицам «инженерная» погрешность, связанная с округлением, накапливается и становится недопустимой, поэтому на старших единицах измерения округления производятся реже.

Понятие информации, форма представления, единицы измерения.

Информация - это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Информатика рассматривает информацию как связанные между собой сведения, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира. С этой точки зрения информацию можно рассматривать как совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними.

В процессе обработки информация может менять структуру и форму. Признаком структуры являются элементы информации и их взаимосвязь. Формы представления информации могут быть различны. Основными из них являются: символьная (основана на использовании различных символов), текстовая (текст - это символы, расположенные в определенном порядке), графическая (различные виды изображений), звуковая.

В повседневной практике такие понятия, как информация и данные, часто рассматриваются как синонимы. На самом деле между ними имеются различия. Данными называется информация, представленная в удобном для обработки виде. Данные могут быть представлены в виде текста, графики, аудио-визуального ряда. Представление данных называется языком информатики, представляющим собой совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения, отображения, передачи информации в электронном виде.

Единицы измерения информации служат для измерения объёма информации. За единицу измерения количества информации принят 1 бит.

Но бит - довольно маленькая единица, поэтому чаще используют байт. Используют также и более крупные единицы:

1 байт = 8 бит

1 Кбайт = 1024 байт

1 Мбайт = 1024 Кбайт

1 Гбайт = 1024 Мбайт

1 Тбайт = 1024 Гбайт

1 Петабайт (Пб) = 1024 Тбайт

1 Эксобайт (Эб) = 1024 Пб

Краткая история развития ВТ.

Все началось с идеи научить машину считать или хотя бы складывать многоразрядные целые числа. Еще около 1500 г. великий деятель эпохи Просвещения Леонардо да Винчи разработал эскиз 13-разрядного суммирующего устройства, что явилось первой дошедшей до нас попыткой решить указанную задачу. Первую же действующую суммирующую машину построил в 1642 г. Блез Паскаль. Его 8-разрядная машина сохранилась до наших дней.

Через 250 лет был создан арифмометр (механическое вычислительное устройство, способное выполнять 4 арифметических действия

В 1822г. английским математиком и инженером Чарльзом Бэббиджом была спроектирована и почти 30 лет строилась и совершенствовалась машина, названная вначале “разностной”, а затем, после многочисленных усовершенствований проекта, “аналитической”. В “аналитическую” машину были заложены принципы, ставшие фундаментальными для вычислительной техники.(. Автоматическое выполнение операций, Работа по вводимой “на ходу” программе, Необходимость специального устройства – памяти – для хранения данных (Бэббидж назвал его “складом”). Но они настолько опередили свое время, что были в значительной мере забыты и переоткрыты в следующем столетии.

В 1890 через 20 лет после смерти Бэббиджа амер учений Герман Холлерит создал электромеханическую счетную машинку. Затем в конце 30 х -40 20 века нем инженер Конрад Цузе построил несколько счетных машин для слрожных инженерных расчетов.общая схема устройства современного компьюторпа была предложпена амер математиком Джоном ыфон Нейманом в июне 1945. по этой схеме комп состоит из 2 частей цен-трального процесса и памяти.

5.понятие ВМ принцмпы организации ра-боты. ВМ- это устройство предзначеное для выполнения заданной четко определенной последовательности действий по обробке информацииСтандартное устройство ввода информации в компьютер - это клавиатура, а вывода - монитор. Центральный процессор - это основной рабочий элемент компьютера, предназначенный для непосредственного выполнения действий с информацией.Память - это устройство, предназначенное для хранения информации.Таким образом, ЦП выполняет обработку информации, а память ее хранит. Информация, хранимая в памяти, состоит из данных и способов их обработки.Способ обработки данных представляет собой последова-тельность действий (команд), которые должен выполнить ЦП для получения из исходных данных того или иного результата*.Для осуществления обмена информацией между человеком и компьютером в общую схему компьютера были добавлены так называемые периферийные устройства. Часть из них используется для ввода информации в компьютер. Это - устройства ввода информации. Другая часть служит для вывода обработанной компьютером информации. Эти устройства называются устройствами вывода информации.Периферийные устройства - это устройства, предназначенные для обмена информацией между человеком и компьютером с целью решения конкретной задачи.Устройства ввода - это устройства, предназначенные для ввода информации в компьютер с целью ее дальнейшей обработки.Устройства вывода - это устройства, предназначенные для вывода обработанной компьютером информации с целью ее дальнейшего использования.

Внутреннее устройство ПК. Схема аппаратной части ПК.

1. В системный блок, к которому подключают монитор, мышь, клавиатуру, входят корпус, блок питания и все остальные комплектующие. Блок питания расположен внутри корпуса, его работой является снабжать все остальные устройства энергией с определенными характеристиками.

2. «Жёсткий» диск служит для хранения данных после выключения компьютера. Здесь хранится ОС (чаще Windows) и остальная информация (разнообразный софт).

3. Центральный процессор (ЦП) управляет и синхронизирует вычислительные процессы, проще выполнение программ. Он самолично решает вычислительные задачи, совершая управление остальными устройствами, необходимыми для решения этих задач. Процессоры для ПК производятся лишь несколькими компаниями - Intel, AMD, VIA.

4. Системная («материнская») плата соединяет все устройства, которые на ней и располагаются, с ЦП и оперативной памятью. Значимая функция системной платы - это то, что память «материнки» вмещает микросхему BIOS (базовую систему ввода-вывода), куда внесены данные о конфигурации компьютера и его начальной загрузке.

5. Видеоподсистема, которую чаще называют видеокартой, служит для вывода графической и символьной информации на монитор. Видеоподсистема является первым и основным помощником ЦП. При этом она имеет свой очень мощный процессор, предназначенный для реализации графических задач и превосходящий в этом главный процессор. Есть отдельный вид встроенных видеокарт в «материнскую» плату, когда все функции видеоподсистемы ложатся на главную микросхему «материнки» - чипсет. Последний служит для передачи сигналов и информации между всеми компьютерными комплектующими. Только при подобном расположении устройств уменьшаются возможности графики, отчего компьютеры со встроенной графикой применяются, в основном, лишь для работы с текстовыми редакторами, веб-браузером, просмотром видео.

6. Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), именуемое в народе оперативной памятью, предназначено для хранения информации и результатов, требуемых для реализации программ.

7. Привод для чтения и записи информации на компакт-диски с разными форматами устанавливается по желанию пользователя.

Внешняя память компьютера

Внешняя (долговременная) память - это место длительного хранения данных (программ, результатов расчётов, текстов и т.д.), не используемых в данный момент в оперативной памяти компьютера. Внешняя память, в отличие от оперативной, является энергонезависимой. Носители внешней памяти, кроме того, обеспечивают транспортировку данных в тех случаях, когда компьютеры не объединены в сети (локальные или глобальные).

Для работы с внешней памятью необходимо наличие накопителя (устройства, обеспечивающего запись и (или) считывание информации) и устройства хранения - носителя.

Основные виды накопителей:

* накопители на гибких магнитных дисках (НГМД);

* накопители на жестких магнитных дисках (НЖМД);

* накопители на магнитной ленте (НМЛ);

* накопители CD-ROM, CD-RW, DVD.

Им соответствуют основные виды носителей:

* гибкие магнитные диски (Floppy Disk) (ёмкостью 1,2 Мб (в настоящее время устарели и практически не используются,

* жёсткие магнитные диски (Hard Disk);

* кассеты для стримеров и других НМЛ;

* диски CD-ROM, CD-R, CD-RW, DVD.

Принцип работы магнитных запоминающих устройств основан на способах хранения информации с использованием магнитных свойств материалов. Как правило, магнитные запоминающие устройства состоят из собственно устройств чтения/записи информации и магнитного носителя, на который, непосредственно осуществляется запись и с которого считывается информация.

Основным свойством дисковых магнитных устройств является запись информации на носитель на концентрические замкнутые дорожки с использованием физического и логического цифрового кодирования информации. Плоский дисковый носитель вращается в процессе чтения/записи, чем и обеспечивается обслуживание всей концентрической дорожки, чтение и запись осуществляется при помощи магнитных головок чтения/записи, которые позиционируют по радиусу носителя с одной дорожки на другую.

Накопители на жестких дисках объединяют в одном корпусе носитель (носители) и устройство чтения/записи, а также, нередко, и интерфейсную часть, называемую контроллером жесткого диска. Типичной конструкцией жесткого диска является исполнение в виде одного устройства - камеры, внутри которой находится один или более дисковых носителей, помещённых на один ось, и блок головок чтения/записи с их общим приводящим механизмом.

Основные характеристики накопителей и носителей:

* информационная ёмкость;

* скорость обмена информацией;

* надёжность хранения информации;

* стоимость.

CD-ROM - это оптический носитель информации, предназначенный только для чтения, на котором может храниться до 650 Мб данных. Доступ к данным на CD-ROM осуществляется быстрее, чем к данным на дискетах, но медленнее, чем на жёстких дисках.

DVD имея те же габариты, что обычный компакт-диск, и весьма похожий принцип работы, вмещает чрезвычайно много информации - от 4,7 до 17 Гбайт.

Устройства ввода информации

С клавиатуры осуществляется ручной ввод различных символов и служебных команд. Основное поле клавиатуры имеет клавиши с цифрами, буквами и специальными символами. В правой части расположена дополнительная клавиатура, которая включается клавишей . С этой клавиатуры очень удобно вводить цифры и символы арифметических действий. Между правой и левой частями клавиатуры расположены клавиши перемещения курсора, обозначенные стрелками.

Манипуляторы осуществляют непосредственный ввод информации, указывая курсором на экране монитора команду или место ввода данных. Манипуляторы, как правило, подключаются к коммуникационному порту.

Джойстик представляет собой ручку управления и наиболее часто используется в управлении перемещающимися объектами. Джойстик, подключенный к обычному компьютеру, управляет перемещениями курсора по экрану.

Мышь - один из распространенных типов манипулятора. В верхней части корпуса мыши установлены кнопки для выполнения действий, в нижней части находится шарик для ее перемещения по коврику. Движение мыши отражается на экране монитора перемещением курсора.

Трекбол (шаровой манипулятор ) - это шар, расположенный в отдельном корпусе или встроенный в клавиатуру.

Сенсорные устройства ввода представляют собой чувствительные поверхности, покрытые специальным слоем и связанные с датчиком. Прикосновение к поверхности датчика приводит в движение курсор, перемещение которым осуществляется за счет движения пальца по поверхности.

Световое перо - простое устройство, имеющее светочувствительный элемент на своем кончике пера и передающее информацию о направлении луча непосредственно компьютеру. Соприкосновение пера с экраном замыкает фотоэлектрическую цепь и определяет место ввода или коррекции данных.

Графический планшет используется для ввода в компьютер высокоточных рисунков. Нажатие на поверхность специальным пером активизирует миниатюрные переключатели, замыкание которых является сигналом для воспроизведения на экране монитора контура изображения.

Сканер - устройство для распознавания изображений, хранящихся на бумажных носителях для создания их электронных копий и последующего хранения в памяти компьютера.

Устройства распознавания речи . С помощью обычного микрофона речь человека вводится в компьютер и преобразуется в цифровой код.

Классификация ПО

Все, что компьютер делает, он делает в соответствии с инструкциями, составленными человеком - программами. Без программ любая аппаратура просто груда железа.

Все используемые в компьютере программы принято называть программным обеспечением. Программное обеспечение создает на компьютере определенную среду работы.

Программы для ЭВМ делятся на два больших класса:

* системное программное обеспечение

* прикладное программное обеспечение.

Системные программы управляют работой аппаратных средств и обеспечивают услугами нас и наши прикладные комплексы. В первую очередь это операционные системы и дополняющие их программные модули (системные программы "утилиты", драйверы периферийных устройств и т. п.).

К системному обеспечению часто относят и широкий круг программ, выполняющих разнообразные сервисные функции по обслуживанию компьютерного аппаратного и программного обеспечения: утилиты Нортона, программы архивирования, антивирусные средства, различные диагностические комплексы и т. д. Данные программы называются утилитами.

С помощью прикладных программ на компьютере решаются конкретные задачи. Спектр прикладного обеспечения очень широк: от простых программ для решения несложных вычислительных задач, до мощных профессиональных систем, научных комплексов, систем массового обслуживания.

Промежуточное место занимает особый класс программ - инструментальные ПО, или средства разработки приложений. Роль таких систем за последние годы резко возросла. Если раньше для разработки применяли автономные программы с несложным сервисом, то сейчас в состав инструментария входят мощные средства визуального программирования, библиотеки функций, классов и т. п.

Инструментальное программное обеспечение состоит из:

* систем программирования,

*средств разработки и отладки программ.

Системы программирования - это комплекс программ, который облегчает работу программиста.

Папки и ярлыки.

важным объектом файловой системы Windows является папка. она позволяет упорядочить хранение документов. В среде Windows термин «папка» приобретает более широкое толкование - как хранилище объектов. Поэтому естественно говорить «папка содержит файлы».

Папка (каталог) – поименованное место на диске для хранения файлов.

Папке присваивается имя, которое может иметь до 255 символов и записывается по тем же правилам, что и имя файла. Каждая папка может включать в себя другие папки, документы, таблицы, рисунки и пр.

Для открытия папки необходимо дважды щелкнуть на ее значке. После этого откроется окно, в котором будет представлено содержимое этой папки.

Папка, с которой в данное время работает пользователь, называется открытой (текущей) папкой (более подробно о папках и файлах здесь).

Ярлык – маленький файл (объемом 1 Кбайт) с расширением.LNK (для программ Windows) и.PIF (для программ DOS), который содержит информацию о пути к объекту.

Таким образом, ярлык – это ссылка на какой-либо объект, вторичное (дополнительное) изображение этого объекта, указывающая на его местоположение. Ярлык служит для ускорения запуска программ или документов. Объект и его ярлык обычно находятся в разных местах. Особенно эффективно использование ярлыка тогда, когда объекты находятся на нижних уровнях иерархической структуры подчиненности папок, а ярлыки – на верхних.

Можно создавать ярлыки программ, папок, файлов, дисков, принтеров и т.д. Значок ярлыка повторяет значок объекта с добавленной к нему стрелкой.

Ярлык можно легко создать или уничтожить, что никак не влияет на связанный с ним объект. У каждого объекта может быть множество ярлыков.

ействия, которые можно совершать с ярлыком, аналогичны действиям над файлами. Открыть ярлык – значит открыть связанный с этим ярлыком объект.

Работа с файлами и папками

Microsoft Word

РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ. РАСЧЁТ и ФОРМУЛЫ В MS WORD.

Для начала следует создать таблицу, в которую занесём числовые данные. Таблица - Вставить - выбираем нужное количество столбцов и сток. Заносим числовые данные в таблицу. Затем ставим курсор мышки на нужную ячейку и нажимаем Таблица – Формула – далее выбираем нужную операцию.

Основные понятия электронных таблиц. Рабочая книга и рабочий лист. Строки. Столбцы. Ячейки.

Электронная таблица (spreadsheet) - компьютерный эквивалент обычной таблицы. В клетках (ячейках) этой таблицы записаны данные различных типов: числа, тексты, даты, формулы. Это самая распространенная и мощная информаци-онная технология для профессиональной работы с данными. Компьютерные программы, предназ-наченные для управления электронной таблицей, хранения и обработки данных в табличном виде, называют табличными процессорами. Главное достоинство электронной таблицы - это возмож-ность мгновенного пересчета всех данных, свя-занных формульными зависимостями, при изме-нении исходных данных. Каждый файл (доку-мент) в Microsoft Excel представляет собой набор таблиц – рабочую книгу, которая состоит из од-ного или нескольких рабочих листов. Рабочий лист представляет собой отдельную таблицу. Можно добавлять или удалять рабочие листы. Одновременно можно открыть несколько рабочих книг (файлов). Экран Microsoft Excel содержит пять областей: строку меню, панели инструментов, строку формул, окно книги (одно или несколько) и строку состояния. Все вместе эти пять областей называются рабочей областью Microsoft Excel. Рабочий лист разделен сеткой на строки и столбцы. Имена строк - это их номера. Нумера-ция строк изменяется от 1 до 65,536. Заголовки столбцов - это буквы латинского алфавита сна-чала от А до Z , затем от АА до AZ , ВА до воз-вращает значение и т.д. до возвращает значение. Всего 256 столбцов. Пересечение строки и столбца образует ячейку таблицы, имеющую свой уникальный адрес. Для указания адресов ячеек в формулах используются ссылки (например, А2 или С4) Ячейки можно удалять, копировать или перемещать.В строке формул выводится содер-жимое текущей (активной) ячейки. В строке состояния (статусной строке) выводятся сведения о состоянии рабочей области MS Excel.

Типы данных в MS Excel.

В каждой ячейке может находится число, текст, либо формула.Числовые значения\\\ в ячейку можно вводить только цифры от 0-9 и опреди-ленные символы,как + , -, Е, е, (), . , %, /,например\\\ 123, -24, 10%, (15),

Можна также использовать различные формати представления данных в рамках таблици\\общий формат, числовой формат, процентный, денежный и финансовые форматы, Экспоненциальный формат(мантиссы, порядка числа), дробный формат(2/4). Текстовые данные\\\ ста-новим курсор в нужную ячейку и вводим с клави-атуры текст. Может включать в себя Они могут включать в себя алфавитные, числовые и специ-альные символы. Если необходимо ввести число как символьную строку, в качестве их первого символа используется апостроф. Дата и вре-мя\\\большинством функций етой категории ве-дает преобразованиями даты и времени в разли-чные форматы. Две специальные функции СЕГО-ДНЯ и ТДАТА вставляют в ячейку текущую дату(первая) и дату и время (вторая) , обновляя их при каждом вызове файла или при внесении любых изменений в таблицу. Такую ячейку стоит иметь в бланках счетов, самых важных прайс-листах, каких-нибуть типовых договорах \\ просто распечатываем файл, а дата ставится сама.Формулы\\\ Таблица может содержать как ис-ходные, так и производные данные. Достоинство электронных таблиц заключается в том, что они позволяют организовать автоматическое вычис-ление производных данных. Для этой цели в ячейках таблицы используют формулы. Програм-ма Excel рассматривает содержимое ячейки как формулу, если оно начинается со знака равенства (=). Тем самым, чтобы начать ввод формулы в ячейку, достаточно нажать клавишу «=».Если ячейка таблицы содержит производные данные, следует занести в нее формулу, которая их вычи-сляет. Формула может включать ряд арифметиче-ских, логических и прочих действий, производи-мых с данными из других ячеек. формулах испо-льзуются следующие операторы арифметических действий:

Сложение,

Вычитание,

* умножение,

/ деление,

^ возведение в степень.

Формулы могут также содержать операторы сравнения: равно (=), не равно (< >), больше (>), меньше (<), не более (<=), не менее (>=). Например\\\ =A1-C4(от содержимого ячейки А1 отнимают содержимое ячейки С4).

19. Форматирование содержимого ячеек в MS Excel .

С выбранными ячейками можно работать, как и в Word е.Ячейки можна копировать, перемещать, а также удалять.Для того чтобы повести удаление необходимо выбрать диапазон и нажать правка – удалить. При этом открывается диалоговое окно Удаление ячеек, в котором можно вы-брать направление смещения ячеек, занимающих освобождающееся место. Копирование ячеек происходит следующим способом\\можно взять мышью за рамочку которую рисует Excel вокруг активной ячейки или выделенного фрагмента, то можно перетащить весь фрагмент на дрегое мес-то, а если сделать это с Ctrl’ом, то произойдет копирование.А также по команде Правка-копирование, можно также делать и правка-вырезать, правка-вставить, Копирование и пе-ремещение ячеек можно осуществлять через бу-фер обмена, но использование буфера обмена в программе Excel отличается от других приложений Windows тем, что операцию вставки можно произвести только сразу же после операции ко-пирования или вырезания

Назначение MS Access.

Для работы с данными используются системы управления базами данных (СУБД). Основные функции СУБД - это определение данных (опи-сание структуры баз данных), обработка данных и управление данными.

Программа СУБД MS Access одна из современ-ных реляционных систем руковолства базами данных, которую могут использовать специоли-сты разных отрослей промышленности, науки. Систему руководства разработано так, что испо-льзовать ее можна и без специальных знаний с праграмирования. именно с таких позиций осве-щаються возможности, которые предостовляет MS Access для обезпечения компьютеризации ка-дровой, производственной деятельности, процнс-сов бухгалтерсткого учета в финансовой сфере. MS Access, как и либо – какя система руководст-ва базами данных, имеет очень много разных во-зможностей для анализа и оброботки баз данных. Оговоренные возможности MS Access,можна ов-лодеть только во время постоянной практической, а главное, самостоятельной работы.

Обьекты СУБД MS Access.

Система керування базами даних М8 Ассезз належить до так званих об"єктно-орієнтованих систем. Під об"єктами в М8 Ассезз розуміють усе, що має ім"я. Об"єктами у М8 Ассезз є таблиці, за-пити, форми, зціти, макроси і модулі. Ці об"єкти визначаються користувачем, а їх сукупність ста-новить базу даних. Усі об"єкти взаємопов"язані, причому таблиці становлять основу всіх зв"язків, на якій зазвичай будуються всі інші об"єкти (втім, це не обов"язково). Це пояснюється насамперед тим, що саме в таблицях зберігаються дані, які вже надалі обробляються за допомогою форм, за-писів тощо. Отже, таблиці призначені для збері-гання даних. Кожна таблиця містить інформацію певного типу, наприклад кадровий склад праців-ників підприємства. Таблиці можуть бути пов"язані між собою, що дає змогу подати інформацію як багатовимірну. Запит призначений для вибірки потрібних даних із таблиць. За допомогою запитів можна також створювати інші таблиці. Форми слу-гують для введення, перегляду і редагування да-них таблиць, а також для.керування програмним продуктом користувача. Форми, як правило, ви-користовуються для забезпечення необхідного зовнішнього вигляду документа, дані якого вво-дяться до таблиці. Звіти потрібні для перегляду і друку вихідної інформації та можуть бути вклю-чені до документів інших програм. Макроси і мо-дулі призначені для обробки подій. У М8 Ассезз подією називають зміну стану об"єкта. Подія -це відкриття або закриття того чи іншого об"єкта, зміна його стану та ін. Наприклад, для таблиць - це введення запису, видалення запису тощо. Ви-значення макросів і модулів потребує знань з те-орії програмування і вмінь працювати в системі програмування Уізиаі Вазіс, яка вбудована у М8 Ассезз. Усі зазначені об"єкти можна визначити в М8 Ассезз як конструктивно, так і за допомогою так званих майстрів, які надають користувачеві можливість за кілька кроків діалогу створити пот-рібний об"єкт. Майстри є одним із найпотужніших засобів М8 Ассезз, якими слід користуватись під час опанування цієї СКБД або в інших ситуаціях, спричинених відсутністю нині україномовної вер-сії.

Структура СУБД MS Access.

Структура СУБД MS Access склудається з таких об’єктів як таблиці, запити, формі, звіти, макрси, модулі. Система керування базами даних М8 Ас-сезз належить до так званих об"єктно-орієнтованих систем. Під об"єктами в М8 Ассезз розуміють усе, що має ім"я. Об"єктами у М8 Ассезз є таблиці, запити, форми, зціти, макроси і модулі. Ці об"єкти визначаються користувачем, а їх сукупність становить базу даних. Усі об"єкти взаємопов"язані, причому таблиці становлять основу всіх зв"язків, на якій зазвичай будуються всі інші об"єкти (втім, це не обов"язково). Це пояснюється насамперед тим, що саме в таблицях зберігаються дані, які вже надалі обробляються за допомогою форм, записів тощо. Отже, таблиці призначені для зберігання даних. Кожна таблиця містить інформацію певного типу, наприклад кадровий склад працівників підприємства. Таблиці можуть бути пов"язані між собою, що дає змогу подати інформацію як багатовимірну. Запит призначений для вибірки потрібних даних із таблиць. За допомогою запитів можна також створювати інші таблиці. Форми слугують для введення, перегляду і редагування даних таблиць, а також для.керування програмним продуктом користувача. Форми, як правило, використовуються для забезпечення необхідного зовнішнього вигляду документа, дані якого вводяться до таблиці. Звіти потрібні для перегляду і друку вихідної інформації та можуть бути включені до документів інших програм. Макроси і модулі призначені для обробки подій. У М8 Ассезз подією називають зміну стану об"єкта. Подія -це відкриття або закриття того чи іншого об"єкта, зміна його стану та ін. Наприклад, для таблиць - це введення запису, видалення запису тощо. Визначення макросів і модулів потребує знань з теорії програмування і вмінь працювати в системі програмування Уізиаі Вазіс, яка вбудована у М8 Ассезз. Усі зазначені об"єкти можна визначити в М8 Ассезз як конструктивно, так і за допомогою так званих майстрів, які надають користувачеві можливість за кілька кроків діалогу створити потрібний об"єкт. Майстри є одним із найпотужніших засобів М8 Ассезз, якими слід користуватись під час опанування цієї СКБД або в інших ситуаціях, спричинених відсутністю нині україномовної версії.

28. Таблицы. Способы задания таблиц в MS Access .

Для создания таблиц в Access необходимо вы-брать один из пяти способов создания новой таб-лицы

Режим таблицы - путем ввода данных в режиме таблица (по строкам и столбцам);

Конструктор – создание стуктуры таблицы;

Мастера таблиц – выбор предварительно пост-роенной таблицы;

Импорт таблиц – импорт данных внешних фо-рматов в новую таблицу Access;

Связь с таблицами – связь с существующим внешним источником данных.

Для создания новой таблицы можно также ра-скрыть список таблиц, щелкнув по ярлыку Таб-лицы на панели объектов окна базы данных, и затем нажать кнопку Создать. Тогда появится ди-алоговое окно Новая таблица, в котором вы и до-лжны выбрать способ создания таблицы И, нако-нец, на панели инструментов Access расположена кнопка Новый объект. Если щелкнуть мышью по стрелке, которая находится на ней справа, и вы-брать из меню объект Таблица, то откроется то же диалоговое окно Новая таблица. Для создания новой таблицы можно воспользоваться любым из описанных способов. Обычно создание таблиц путем ввода данных используют тогда, когда структура таблицы очень проста, например спра-вочник. Тогда Access сама догадывается о том, как установить свойства полей. Потом можно пе-реключить таблицу в режим Конструктора и пос-мотреть, как эти свойства будут установлены. Использование Мастера таблиц оправдано, если нужно создать какую-то типовую таблицу, поль-зуясь шаблонами, которые он предложит. Режим Конструктора наиболее часто применяется поль-зователями и требуется для просмотра структуры таблицы или для изменения данной структуры.

Visual Basic 6.0

Типы данных в Visual Basik.

К данным принадлежат константы, переменные и массивы.

Константой называется некоторая величина, не изменяющая своего символьного или числового значения в течение выполнения всей программы.

Числовые константы подразделяются на целые и вещественные с одинарной точностью. Для вну-треннего представления констант целого типа используется одно слово памяти (2 байта – 16 бит). Целые константы могут принимать значения в диапазоне от –32768 до +32767.

Переменная- это именованное место в опера-тивной памяти компьютера.

Простая переменная - это переменная, которой соответствует только одно

значение в каждый момент времени.

Массив – это некоторое множество перемен-ных, которым присвоено одно имя.

Диалоговые окна. Окно сообщения MsgBox. Окно вывода InputBox. Примеры.

Стандартное диалоговое окно InputBox испо-льзуется для ввода небольших фрагментов текста. Окно InputBox состоит из четырех элементов:

Строка заголовка;

Приглашение к вводу;

Поле ввода со значением, предлагаемым по умолчанию;

Две кнопки (ОК и Cancel).

Функция InputBox выводит на экран диалоговое окно, содержащее сообщение и поле ввода, устанавливает режим ожидания ввода текста пользователем или нажатия кнопки, а затем воз-вращает значение типа String, содержащее текст, введенный в окне.

Для вывода различных сообщений использует-ся стандартное диалоговое окно MsgBox. Вид это-го окна может быть различным, не оно всегда включает следующие компоненты:

Текст сообщения;

Заголовок;

Пиктограмма;

Набор кнопок.

MsgBox можно вызывать как процедуру и как функцию. Процедура выводит на экран заданное пользователем текстовое сообщение.

Условный Оператор IF-THEN-ELSE. Примеры.

Оператор IF…THEN…ELSE представляет собой простейшую, но и самую распространенную фор-му проверки условий в Бейсике. Этот оператор имеет следующий синтаксис:

Оператор IF-THEN-ELSE (если-то-иначе) обес-печивает принятие двоичного решения.

Формат оператора IF

IF условие1 THEN

[блок операторов 1]

]

[блок операторов n]]

условие1 - Любое выражение Бейсика, кото-рое может быть оценено,

условие2 - как истинное(не ноль) или лож-ное(ноль)

блок операторов 1 один или несколько операторов в одной

блок операторов n или нескольких строках

Другой формат оператора IF:

IF условие THEN операторы 1

условие Любое выражение Бейсика, которое может быть оценено, как ис-тинное (не ноль) или ложное (ноль)

операторы Один или несколько операторов, разделенных двоеточием.

Операторы цикла FOR-NEXT и другие. Примеры.

Операторы FOR-NEXT служат для программи-рования циклических алгоритмов с заранее изве-стным числом повторений тела цикла. Оператор FOR обозначает начало циклического участка программы, указывает имя параметра цикла - счетчика числа повторений тела цикла, присваи-вает ему начальное значение, устанавливает ма-ксимально возможное значение для параметра цикла и может задавать шаг, с которым он будет изменяться. Параметр цикла должен быть простой числовой переменной. Общий вид оператора FOR:

FOR <параметр цикла>=<нач.значен.> ТО <кон.значен.>

Если шаг не задан, то по умолчанию он равен единице. Начальное значение, конечное значение и шаг могут быть числовыми константами, числовыми переменными или арифметическими выражениями. В отличие от языка Паскаль пара-метр цикла, предельные значения и шаг могут быть вещественного типа. Все величины вычис-ляются перед выполнением цикла и внутри цикла не могут быть изменены.

Оператор NEXT обозначает конец циклического участка программы, в нем указывается имя параметра цикла. Общий вид оператора NEXT:

NEXT [< параметр цикла>]

9. Другие операторы циклов.

Оператор DO-WHILE(UNTIL)-LOOP повторяет блок операторов, пока условие верно, или до тех пор, пока условие не станет верным.

Формат оператора DO-WHILE(UNTIL)-LOOP:

DO [{WHILE,UNTIL} условие] [блок_операторов]

DO [блок_операторов]

LOOP [{WHILE,UNTIL} условие]

Условие любое выражение Бейсика, которое может быть оценено, как истинное (не ноль) или ложное (ноль)

Блок_операторов одна или несколько строк операторов Бейсика. Если несколько опе-раторов записаны в одной строке, то они должны быть разделены двоеточием.

Если в операторе применяется ключевое слово WHILE, то цикл выполняется до тех пор, пока условие истинно.

Если в операторе применяется ключевое слово UNTIL, то цикл выполняется до тех пор, пока условие не станет истинным.

После того, как условие будет удовлетворено, управление будет передано оператору, следую-щему за LOOP.

Цикл с условием завершения выглядит так:

DO WHILE X<10

Он продолжает выполняться до тех пор, пока значение переменной остается меньше.

75. Понятие массива. Обьявление массива. Обработка массива. Примеры .

Массив – это некоторое множество перемен-ных, которым присвоено одно имя. Элемент мас-сива задается именем переменной с индексами, расположенными в скобках непосредственно по-сле имени массива. Индексы должны быть целы-ми выражениями, принимающими положительные значения. Пример: А%(5) – пятый элемент цело-численного массива А; В(2,4) элемент вещест-венного массива В, находящийся в 2 строке и 4 столбце. Массив, объединяющий переменные с одним индексом называют одномерным, с двумя индексами – двумерными и т.д., т.е. число индек-сов определяет число измерений массива. В об-щем случае массив характеризуется именем, ти-пом, набором значений, числом измерений и раз-мерностью.

Стандартные элементы управления, их назначение (VB).

Элементы управления представляют собой небольшие программы, которые выполняют определенные функции. В поставку Visual Basic включен довольно большой набор элементов управления, с помощью которых можно решить большинство типовых задач. Двоичный код стан-дартных элементов управления размещается в библиотеках динамической компоновки Visual Basic (DLL). Некоторые из элементов управления появляются на экране сразу после запуска Visual Basic. Они расположены в блоке инструментов и используются чаще всего при создании программ. Такие элементы управления называются внут-ренними.

PictureBox Используется для отображения гра-фических изображений, может служить контей-нером для других элементов управления (Место для рисунка)

Label Служит для отображения текста, который пользователь не может изменить.(Надпись)

TextBox Служит для отображен

В информатике, как правило, измерению подвергается информация, представленная дискретным сигналом. При этом различают следующие подходы к оценке информации.

1. Структурный подход . Измеряет количество информации простым подсчетом информационных элементов, составляющих сообщение. Применяется для оценки возможностей запоминающих устройств или объемов передаваемых сообщений.

2. Статистический подход . Учитывает вероятность появления сообщений: более информативным считается то сообщение, которое менее вероятно, т.е. менее всего ожидалось. Применяется при оценке значимости получаемой информации.

3. Семантический подход . Учитывает целесообразность и полезность информации. Применяется при оценке эффективности получаемой информации и ее соответствия реальности.

На практике чаще используется структурный подход. При этом наименьшей единицей представления информации является бит (bit - binary digit), который может принимать только два значения (0/1 или да/нет).

Наименьшей единицей измерения является байт , поскольку одним байтом, как правило, кодируется один символ текстовой информации.

Более крупная единица измерения - килобайт (Кбайт). В килобайтах измеряют сравнительно небольшие объемы данных. Условно можно считать, что одна страница неформатированного машинописного текста составляет около 2 Кбайт.

Более крупные единицы измерения данных образуются добавлением префиксов мега, гига, тера.

1 Мбайт = 1024 Кбайт = 10 20 байт

1 Гбайт = 1024 Мбайт = 10 30 байт

1 Тбайт = 1024 Гбайт = 10 40 байт

При хранении данных решаются две проблемы: как сохранить данные в наиболее компактном виде и как обеспечить к ним удобный и быстрый доступ. В качестве единицы хранения данных принят объект переменной длины, называемый файлом.

Файл - это последовательность произвольного числа байтов, обладающая уникальным собственным именем. Обычно в отдельном файле хранят данные, относящиеся к одному типу. В этом случае тип данных определяет тип файла.

Энтропия - мера измерения недостающей информации.

Энтропия (информационная ) - мера хаотичности информации, неопределённость появления какого-либо символа первичного алфавита. При отсутствии информационных потерь численно равна количеству информации на символ передаваемого сообщения.

Информационная энтропия для независимых случайных событий X с N возможными состояниями (от 1 до N) рассчитывается по формуле:

где Х – дискретная случайная величина с диапазоном изменчивости N ,

P (X i ) – вероятность i – го уровня X .

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция 1. Информации и способы её представления в вычислительной технике

ЮЖНО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... Кафедра Естественные науки...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Определения информации
1. Информация - совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве. 2. Информация

Свойства информации
1. Объективность информации. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения или суждения. 2. Достоверность информац

Сигналы и данные
Все физические объекты находятся в состоянии непрерывного движении или изменения, которое сопровождается обменом энергией и ее переходом из одной формы в другую. Энергообмен между объектами сопрово

Информационные революции
Событие Дата Информационные преобразования 1. Изобретение письменности 4-6 тыс. лет назад, Китай, Центр. Америка, Гре

Счетные инструменты домеханического этапа
1. Вестоницкая кость. Самым древним из найденных счетных инструментов считается кость с зарубками, найденная в древнем поселении Дольни Вестоници в Чехии. Находке 30 тыс.

Вычислительная техника на механическом этапе развития
1. Первым механическим счетным устройством принято считать тринадцатиразрядное суммирующее устройство на основе зубчатых колес, созданное Леонардо да Винчи в виде рисунка в

Электронно-вычислительный этап
В начале XX века были созданы технические предпосылки для разработки электронных вычислительных машин (ЭВМ): – ламповый диод, изобретенный в 1904 г. Дж. Флемингом в

Поколения электронно-вычислительных машин
Номер поколения I II III IV Годы применения 1940-50

Основные принципы устройства, структура и состав ЭВМ
В процессе развития вычислительной техники первого поколения были сформулированы основные принципы построения ЭВМ (Джон фон Нейман, США, 1945). 1. Принцип двоичного кодирования.

Системы счисления
Система счисления -способ записи чисел с помощью заданного набора специальных символов, которые называются цифрами. Основание системы счисления –к

Позиционные системы счисления
Название системы Основание системы Обозначение Цифры и символы, используемые для записи чисел десятичная

Соответствие чисел в различных системах счисления
Dec Bin Oct Hex

Двоичное кодирование чисел
Кодирование целого числа осуществляют его простым переводом в двоичную систему счисления. Для кодирования действительного числа и сохранения его в памяти ЭВМ каждое число R преобраз

Двоичное кодирование текста
Кодирование текста построено на системе двоичного представления каждого символа алфавита. Алфавит –множество символов, используемых для записи текста. Кодиров

Технические средства ЭВМ
Основные принципы устройства современных вычислительных машин, в том числе, компьютеров, были сформулированы американским математиком Джон фон Нейманом в 1945 году. Сформулированные принципы опреде

Персональные компьютеры
Большое разнообразие персональных компьютеров отражается в способах их классификации. Одной из распространенных является классификация на основе международного стандарта или

Планшетные компьютеры
Планшетный компьютер – устройство, объединяющее различные типы компьютеров с сенсорным экраном. Планшетным компьютером можно управлять прикосновениями р

Программные средства ЭВМ
Программные средства или программное обеспечение (ПО)является неотъемлемой частью ЭВМ. ПО – это логическое продолжение технических средств, которое расширяет возможности и сфер

Тенденции развития ПО
С возникновением персональных компьютеров разработка программного обеспечения превратилась мощный бизнес, в развитии которого прослеживаются некоторые тенденции, в частности: – программное

Назначение и состав системного ПО
Системное программное обеспечение предназначено: – для создания операционной среды функционирования других программ (другими словами, для организации выполнения програ

Структура и функции операционной системы
Основной составляющей базового системного ПО является операционная система (ОС), которая устанавливается на жестком диске компьютера и выполняет огромный объем работы, котор

Основные функции ОС
– прием команд пользователя и их обработка; – прием и исполнение запросов на запуск и остановку программ; – загрузка программ, подлежащих выполнению, в оперативную память;

Дисковые операционные системы
В первых компьютерах операционная система отсутствовала, управление осуществлялось на основе простейших языков программирования, которые содержались в ПЗУ, позволяли загружать программы и управлять

Текстовые программы-оболочки
Программа-оболочка – это надстройка операционной системы,которая упрощает работу на компьютере и запускается под управлением операционной системы. Упрощение заключается в выбор

Графические оболочки
На смену текстовой программе-оболочке типа Norton Commander пришла графическая оболочка операционной системы. Фирмой Microsoftсначала была создана графическая оболочка

Графические операционные системы
Распространение графических принципов построения программ на всю операционную систему в целом привело к созданиюграфической операционной системы.Лидером в разработке графиче

Операционные системы Windows и Linux
Среди графических операционных систем самыми распространенными для офисных и домашних компьютеров являются операционные системы Windows фирмы Microsoft. К достоинствам ОС Windows относится, в частн

Моделирование как процесс упрощения задачи
Моделирование – это процесс построения модели в целях изучения строения и свойств оригинала с использованием построенной модели. Модель

Алгоритм и его основные свойства
Человеку в жизни приходится решать множество разнообразных задач. Простые задачи имеют простое решение, а для решения сложных задач используются различные приемы, способы, системы и т.п. Понятие &q

Типы алгоритмических процессов
Алгоритмы в зависимости от цели, начальных условий, путей решения задачи, последовательности действий исполнителя подразделяются следующим образом. 1. Механическиеи

Словесно-формульное описание
Ввести ST, перейти к п.2 Если ST<5, то ZP=10000, перейти к п.4, иначе перейти к п.3 Если ST<15, то ZP=20000, иначе ZP=20000+(ST-15)*2, перейти к п.4 Выве

Процесс создания компьютерной программы
Компьютерные программы необходимы для решения сложных задач, требующих привлечения компьютерной техники, за счет использования которой существенно экономится рабочее время и повышается производител

Языки программирования
Языки программирования – искусственные языки, созданные для описания алгоритмов обработки данных. В отличие от человеческого языкам программирования свойственна

Средства создания программ
Для создания программы на выбранном языке программирования необходимо иметь следующие средства. 1. Текстовый редактор. Используется для создания исхо

Архитектура программных систем
В понятие архитектура программных систем включаются способы разделения программных продуктов по сетевым компьютерам. В зависимости от профиля деятельности, количества компьютеров в сети, количества

Кодировка буквенных символов
Компьютерное представление текста связано с системой его кодирования, которая начала развиваться задолго до появления компьютера. В развитии системы кодирования текста можно отметить следующие особ

Способы кодирования текста
1. Графический – основан на использовании специальных рисунков или знаков. Графическое кодирование описано, например, в литературном произведении Конан Дойла "Пляшущие

Кодировка латинского алфавита и кириллицы
Система числового кодирования компьютерных символов построена следующим образом. 1. Каждому символу, обозначенному на клавиатуре компьютера, присваивается двоичный восьмиразрядный код. Пос

Виды кодировок кириллицы
1. CP1251 (Windows-кодировка) – создана для работы под операционной системой Windows. 2. KOI-8r – используется для представления русских текстов в сети Ин

Компьютерные шрифты
Шрифт относится к одному из основных изобразительных элементов текстового документа. Шрифты по своему назначению делятся на книжные, газетные, плакатные, картографические,

Компьютерные характеристики шрифтов
1. Гарнитура шрифта (Type family) – совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками. Гарнитура имеет условное название, например, обыкновенная, литературная,

Бумажные и электронные документы
С помощью компьютера бумажный документ можно преобразовать в электронную форму. У электронных документов имеются очевидные преимущества перед бумажными, например, снижение затрат при создании или р

История создания и разновидности текстовых редакторов
1. До появления компьютеров основным средством создания нетиражируемых текстовых документов являлась механическая печатная машинка. Технология механического печатания имела следующие недостатки:

Разновидности текстовых редакторов
По типу обрабатываемого объекта текстовые редакторы делятся на четыре группы: простые редакторы, редакторы форматированных текстов, научные редакторы, издательские системы. 1. П

Форматирование и разметка и текстовых файлов
Текстовые файлы относятся к наиболее распространенным типам данных. Для сохранения множества текстовых данных применяют два способа обработки текста: задание формата и ввод команд размет

Функциональные возможности текстовых процессоров
Текстовые процессоры являются сложными и совершенными программами, которые решают все задачи обработки простого текста (набор, редактирование, хранение, вывод на печать и др.) и предоставляют расши

Настольные издательские системы
Издательские системы, выполненные на основе компьютерной техники, предназначены для автоматизации процесса верстки полиграфических изданий. От текстовых процессоров настольные

Компьютерная верстка рукописей
Все рукописи, предназначенные для тиражирования, готовятся на компьютерах. Каждое издание, осуществляющее тиражирование, составляет свои правила подготовки рукописей. В издательстве ЮУрГУ, например

Особенности набора текста на клавиатуре
1. Не допускается разделение переносами сокращений, аббревиатур и инициалов. 2. Следует использовать кавычки одного типа: “…” либо «…». 3. При отделении десятичной дроби от целого

Лекция 10. Принципы формирования графических изображений
1. Зрительный аппарат человека Человек получает информацию об изображении с пом

Моделирование цветовых оттенков, законы Грассмана
Для представления цвета и создания аппаратных средств компьютерной графики удобно пользоваться понятием цветовой модели. Цветовая модель –это упрощенный геометрический спосо

Цветовая модель RGB
Цветовая модель RGB предназначена для моделирования излучающих объектов на основе

Цветовая модель CMYK
Цветовая модель CMYKпредназначена для моделирования отражающих объектов на основе субтрактивного (вычитающего) цветовоспроизведения или субтрактивного синтеза. Основное назначе

Формирование цветных изображений на экране и бумаге
Цветное

Аппаратные средства для получения цифровых изображений
Средства получения цифрового изображения делятся на программные и аппаратные. К программным средствам относятся все графические редакторы растровой, векторной и другой формы. Аппаратные средства вк

Мультимедийные изображения
Мультимедийные изображенияобъединяют различные формы представления графических данных и способы их обработки в рамках единого объекта-контейнера. Высока

Деловая графика и системы автоматизированного проектирования
Техническая деятельность является одной из первых областей приложения визуальных компьютерных технологий. Продукты технических визуальных технологий принято называть деловой графикой, а программы,

История развития и области применения
Компьютерные программы, предназначенные для хранения и обработки численных данных, представленных в табличном виде, называютсяэлектронными таблицами или табличным

Основные возможности электронных таблиц
Использование электронных таблиц зачастую позволяет решать расчетные задачи без разработки алгоритма и отладки программы, что значительно упрощает процесс решения. Вместо создания программы в табли

Определения и отличительные признаки баз данных
Общепризнанная формулировка баз данных (БД) отсутствует, для раскрытия понятия удобно пользоваться определениями из разных источников. 1. Базой данных является сов

Структура и свойства
База данных имеет табличную структуру, в которой в отличие от обычной таблицы столбец называют полем, а строку – записью. Пол

Связанные таблицы
Базу данных, содержащую большое количество полей и записей, чаще всего представляют в виде нескольких таблиц, которые называют связанными таблицами, а саму базу данных при э

Системы управления базами данных, программа Access
Программные средства, с помощью которых создаются, наполняются и используются базы данных, называются системами управления базами данных (СУБД). Одной из самых распространенных СУБД является програ

Базовая конфигурация персонального компьютера
К базовой относится широко распространенная конфигурация компьютера, имеющая в своем составе: – системный блок – это основная составляющая, в которой размещаются ва

Внутренняя и внешняя память компьютера
Внутренняя память включает все виды запоминающих устройств, расположенных на материнской плате. В состав внутренней памяти входят следующие устройства. 1.

Монитор
Монитор является одной из основных составляющих базовой конфигурации компьютера. К распространенным причисляют следующие типы мониторов. 1. Мониторы на осно

Клавиатура и манипулятор мышь
Клавиатура -это стандартное клавишное устройство, предназначенное для ввода алфавитно-цифровых данных и управляющих команд. Клавиатуры имеют по 101-102 клавише, которы

Принципы коммуникации и протоколы сети
В основу функционирования компьютерной сети заложен принциппакетной коммутации, который первоначально был разработан для передачи сообщений между внутренними сетями, а впосл

Топология компьютерных сетей
Топология сетей –это геометрические принципы прокладки сети или способы соединения компьютеров в сеть. Любая компьютерная сеть строится на основе стандартных видов топологий (р

Модель компьютерной сети
Модель сети предназначена для стандартизации подходов к разработке компьютерных сетей и унификации процесса передачи и приема данных. Первая версия модели была разработана в 1977 г. под названием

Определение сети Интернет
Интернет относится к глобальным компьютерным сетям. В топологии Интернета основной элементарной единицей является локальная сеть, поэтому Интернет иногда называют сетью сетей или Всемирной паутиной

История Всемирной паутины
В истории сети Интернет выделяется 3 основные периода: этап экспериментальных работ, этап становления, этап коммерческого применения и совершенствования Этап экспериментальных рабо

Протоколы сети Интернет
Сетевой протокол – это правила передачи и приёма данных в компьютерной сети. Первоначально каждая локальная сеть разрабатывалась по собственным правилам, которые созда

Адресация сетевых компьютеров
Интернет основан на единой системе адресации. Каждый компьютер в сети имеетдва функционально равноценных адреса,первый из которых формируется на основе IP-адресации, а второ

Адресация сетевых документов
Единую систему адресации компьютеров сети Интернет дополняет единое адресное пространство всех сетевых документов. Каждый документ, размещенный на серверах сети, имеет свой адрес, который формирует

Службы Интернета
Службами Интернета принято называть средства предоставления услуг для пользователей глобальной сети в форме доступа к определенным информационным ресурсам или обеспечения обмена сообщениями между п

Способы соединения с глобальной сетью
Подключение к сети производится через организации, которые являются поставщиками Интернет-услуг и называются провайдерами. Провайдеры предоставляют разные варианты подключен

Отличительные особенности web-документа
Web-документ– это электронный документ, содержащий текстовые, графические и другие данные, которые отформатированы с учетом особенностей приема и передачи информации в сети Инт

Разметка гипертекстовых документов
Первым средством разметки электронных документов, размещаемых в сети Интернет, был язык НТМL.Язык позволял размечать и отображать документ в сети на экране монитора с полиграфическ

Принципы построения сайтов в сети Интернет
Каждый сайт в сети предназначен для решения какой-либо конкретной задачи, например, обучения, повышение уровня продаж, создания определённого имиджа и др. Несмотря на большое разнообразие сайтов, м

Проблемы восприятия сайтов
Множество представленных в сети сайтов имеет разную степень восприятия. На одних сайтах все понятно с первого взгляда, на других пользователь испытывает затруднения при работе. Степень восприятия с

Угрозы компьютерной безопасности
Угрозы компьютерной безопасности могут привести к потере, разрушению или искажению данных, а также к потере программных или аппаратных средств. Все угрозы принято делить на случайные (непреднамерен

Компьютерные вирусы и методы защиты от вирусов
Угрозы безопасности чаще всего реализуют с помощью компьютерных вирусов. Компьютерный вирус –это специально написанная вредоносная машинная программа, способная распро

Противодействие несанкционированному доступу и спаму
Несанкционированный доступ к информации – это выход на компьютерные данные путём нарушения правил доступа с целью незаконного использования полученной информации. Несанкциониро

Общие меры обеспечения компьютерной безопасности
Предотвращение угроз компьютерной безопасности основано на создании базовой системы защиты информации с широким кругом мер, которые подразделяются на правовые, организационные, технические и програ

Единицы измерения и хранения данных

Информации и способы её представления в вычислительной технике

Определения и основные свойства информации

Информация (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение) - в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков.

Определения информации

1. Информация - совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.

2. Информация – это совокупность сведений (данных), которая воспринимается из окружающей среды (входная информация), выдается в окружающую среду (исходная информация) или сохраняется внутри определенной системы.

3. Информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов. Информация возникает в процессе взаимодействия данных и соответствующих методов.

Свойства информации

1. Объективность информации . Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения или суждения.

2. Достоверность информации . Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

3. Полнота информации . Информацию является полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений.

4. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления.

5. Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность.

6. Полезность (ценность) информации . Полезность может быть оценена применительно к нуждам потребителей и по отношению к результатам решения конкретных задач.

Сигналы и данные

Все физические объекты находятся в состоянии непрерывного движении или изменения, которое сопровождается обменом энергией и ее переходом из одной формы в другую. Энергообмен между объектами сопровождаются появлением сигналов. Все сигналы имеют в своей основе материальную энергетическую природу. При взаимодействии сигналов с физическими телами в последних возникают определенные изменения свойств - это явление называется регистрацией сигналов . Такие изменения можно наблюдать, измерять или фиксировать разными способами - при этом возникают и регистрируются новые сигналы, то есть образуются данные.

Данные - это зарегистрированные сигналы , совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.

Единицы измерения и хранения данных

В информатике, как правило, измерению подвергается информация, представленная дискретным сигналом. При этом различают следующие подходы к оценке информации.

1. Структурный подход . Измеряет количество информации простым подсчетом информационных элементов, составляющих сообщение. Применяется для оценки возможностей запоминающих устройств или объемов передаваемых сообщений.

2. Статистический подход . Учитывает вероятность появления сообщений: более информативным считается то сообщение, которое менее вероятно, т.е. менее всего ожидалось. Применяется при оценке значимости получаемой информации.

3. Семантический подход . Учитывает целесообразность и полезность информации. Применяется при оценке эффективности получаемой информации и ее соответствия реальности.

На практике чаще используется структурный подход. При этом наименьшей единицей представления информации является бит (bit - binary digit), который может принимать только два значения (0/1 или да/нет).

Наименьшей единицей измерения является байт , поскольку одним байтом, как правило, кодируется один символ текстовой информации.

Более крупная единица измерения - килобайт (Кбайт). В килобайтах измеряют сравнительно небольшие объемы данных. Условно можно считать, что одна страница неформатированного машинописного текста составляет около 2 Кбайт.

Более крупные единицы измерения данных образуются добавлением префиксов мега, гига, тера.

1 Мбайт = 1024 Кбайт = 10 20 байт

1 Гбайт = 1024 Мбайт = 10 30 байт

1 Тбайт = 1024 Гбайт = 10 40 байт

При хранении данных решаются две проблемы: как сохранить данные в наиболее компактном виде и как обеспечить к ним удобный и быстрый доступ. В качестве единицы хранения данных принят объект переменной длины, называемый файлом.

Файл - это последовательность произвольного числа байтов, обладающая уникальным собственным именем. Обычно в отдельном файле хранят данные, относящиеся к одному типу. В этом случае тип данных определяет тип файла.

Энтропия - мера измерения недостающей информации.

Энтропия (информационная ) - мера хаотичности информации, неопределённость появления какого-либо символа первичного алфавита. При отсутствии информационных потерь численно равна количеству информации на символ передаваемого сообщения.

Информационная энтропия для независимых случайных событий X с N возможными состояниями (от 1 до N) рассчитывается по формуле:

где Х – дискретная случайная величина с диапазоном изменчивости N ,

P (X i ) – вероятность i – го уровня X .

Операции с данными

Обработка данных включает в себя множество различных операций.

1. Сбор данных - накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений.

2. Формализация данных - приведение данных из разных источников к одинаковой форме.

3. Фильтрация данных - отсеивание «лишних» данных.

4. Сортировка данных - упорядочение данных по заданному признаку.

5. Архивация данных - организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме.

6. Защита данных - комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных.

7. Транспортировка данных - прием и передача данных между удаленными участниками информационного процесса.

8. Преобразование данных - перевод данных из одной формы в другую или из одной структуры в другую.