Причины ухудшения памяти можно разделить на пять групп.
У ртути же есть три основных источника:
Амальгама (в зубных пломбах
). Пломба среднего размера содержит 750 000 мкг ртути, из них 10 мкг высвобождается ежедневно. Плюс ртуть выделяется быстрее, если амальгаму нагреть до температуры горячего чая.
Вакцины. Мертиолят – органическое соединение ртути – имеется в вакцинах против гриппа, гепатита В, АКДС и является более опасным, чем ее пары.
Рыба. Содержащаяся в ней ртуть уже прореагировала с защитными молекулами, и существенной опасности для здоровья не представляет. Но все-таки переедать тунца не стоит.
Кроме того, потенциальными источниками ртути в доме являются термометры, термостаты, ртутные переключатели и барометры.
д) злоупотребление лекарственными препаратами
. Ухудшение памяти является побочным действием множества препаратов. Если же данными лекарствами злоупотреблять, создастся кумулятивный эффект, что особенно сильно проявляется после приема транквилизаторов, седативных препаратов.
В список таких фармгрупп также входят нейролептики, холинолитики, «сердечные» капли, барбитураты, холинолитики, антидепрессанты, антигистаминные препараты.
Память - это функция центральной нервной системы, обеспечивающая хранение и использование приобретенных знаний. Этот комплекс сложных процессов объединен под общим термином "мнестическая деятельность".
Она нарушается по многим причинам: от усталости и переутомления до серьезных заболеваний. Оставлять без внимания нарушения памяти не следует, поскольку они могут свидетельствовать об органическом поражении головного мозга.
Показать всё
К нарушению памяти может приводить множество причин.
Причем у пациентов различных возрастных групп снижение этой функции вызывается собственными факторами.
К нарушениям памяти в детском и юношеском возрасте приводят следующие факторы:
Грубые, непроходящие, не поддающиеся коррекции нарушения памяти детскому возрасту несвойственны. Патологии, спровоцированные врожденными особенностями и аномалиями, требуют лечения.
Память детей и подростков имеет свои черты, которые иногда могут быть приняты за нарушения:
Для нарушений памяти в раннем и подростковом возрасте характерен тип дисмнезии. Выраженные расстройства подобного вида способны негативно сказываться на школьной успеваемости и адаптации в коллективе.
У малышей, посещающих детский сад, эти расстройства проявляются в трудностях запоминания стихов и песен, в результате чего они реже участвуют в праздниках и утренниках. В случае выраженного нарушения ребенок, несмотря на ежедневное посещение учреждения, не может отыскать свой шкафчик, с трудом находит свои вещи среди других, забывает имена окружающих, не может рассказать о событиях прошедшего дня.
У взрослых людей причинами нарушения функции памяти, а также возникновения рассеянности и потери способности к длительной концентрации внимания чаще являются патологические состояния, приобретенные в процессе жизни:
Снижение способности к концентрации внимания негативно сказывается на процессе запоминания информации. Расстройство может проявляться в виде следующих нарушений:
Расстройство внимания | Описание |
Неустойчивость внимания | Человек при этом нарушении постоянно отвлекается, переключается с одного объекта на другой. Неустойчивость внимания характерна для синдрома расторможенности у детей, гипоманиакальных состояний, гебефрении |
Ригидность | Характерно замедленное переключение между темами или объектами внимания. Этот симптом встречается при эпилепсии и других психических заболеваниях. Пациент вязнет на одной теме, что затрудняет ведение диалога |
Недостаточность концентрации внимания | Такие люди выглядят очень рассеянными. Это расстройство нередко принимают за особенность характера или темперамента |
Способность к концентрации внимания снижают все соматические заболевания, проявляющиеся симптомами, вызывающими болезненность или дискомфорт.
Специалисты выделяют следующие разновидности расстройств:
Существуют следующие разновидности этого патологического состояния:
Это состояние характеризуется способностью человека быстро запоминать и воспринимать информацию, а также воспроизводить сведения, отложенные много лет назад.
Нередко пациенты рассказывают, что определенные события без причины всплывают в памяти ("накатывают воспоминания"), возвращают в прошлое. В большинстве случаев люди говорят, что не знают, почему эта информация хранится в голове и вспомнилась именно сейчас. Например, пожилой человек в деталях описывает отдельные уроки в школе (вплоть до одежды учителя и одноклассников), восстанавливает другие подробности, касающиеся его юности, профессиональной деятельности или событий в семье.
Сама по себе гипермнезия на фоне отсутствия других клинических проявлений заболеванием не считается. Люди, у которых регистрируется этот феномен, способны запоминать и воспроизводить большие объемы информации (числа, наборы слов, не связанных смыслом между собой, перечни предметов, нотные записи).
Но гипермнезия может являться симптомом патологических состояний:
Обычно это состояние описывают выражением "плохая память". Забывчивость и рассеянность являются частью клинической картины астенического синдрома.
Для этого нарушения характерны следующие признаки:
Астенический синдром встречается в структуре следующих патологических состояний, при которых отмечается ухудшение памяти:
Проблемы с памятью при этих заболеваниях сопровождаются характерной для них симптоматикой.
При амнезии у пациента не ухудшается вся память целиком, а наблюдается исчезновение ее фрагментов - пропадают определенные периоды времени, события, имена, лица.
Специалисты выделяют следующие разновидности:
Разновидности амнезии | Описание |
Диссоциативная амнезия | Из памяти исчезают события, связанные с психологической травмой. Механизм явления обусловлен защитной реакцией организма, которая вызвана сильным стрессом. В результате мозг старается избавиться от травмирующей ситуации, которую человеку трудно пережить. Такие события можно восстановить только при помощи специальных методов (гипноз) |
Ретроградная амнезия | Чаще возникает в результате черепно-мозговой травмы. Пациент в этом случае забывает, что было перед ней: приходит в себя, но не помнит, кто он, что с ним случилось |
Антероградная амнезия | "Провал в памяти" в этом случае касается событий, произошедших после травмы. Все, что было раньше, человек помнит хорошо |
Фиксационная амнезия | Этим термином называются нарушения краткосрочной памяти. Человек слабо запоминает текущие события. В таких случаях говорят "короткая память" |
Тотальная амнезия | При этом расстройстве пациент забывает все события, в том числе информацию, касающуюся его личности |
Прогрессирующая амнезия | Это нарушение характеризуется исчезновением из памяти событий, начиная с настоящих, затем недавних, а в дальнейшем - и прошлых. Причиной возникновения патологии являются атрофические процессы головного мозга, встречающиеся при дегенеративных заболеваниях центральной нервной системы, таких как болезнь Альцгеймера или болезнь Пика. Тотальная амнезия имеет место и при сосудистой деменции. Пациенты с этим нарушением забывают названия предметов, которыми пользуются постоянно, или просто не узнают вещь |
Парамнезии - это нарушения, заключающиеся в искажении воспоминаний и добавлении к ним посторонней информации. Специалисты выделяют следующие разновидности:
Разновидность расстройства | Описание |
Конфабуляция | Фрагменты собственной памяти пропадают. Их место занимают истории и события, придуманные самим пациентом. Пересказывая эти ложные воспоминания, человек верит в то, о чем говорит. Сюжетом конфабуляций могут быть различные события: подвиги, достижения, преступления |
Псевдореминисценция | Исчезнувшие из памяти воспоминания заменяются событиями, которые действительно имелись в биографии пациента, но в другое время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова) |
Криптомнезия | Криптомнезия характеризуется тем, что пациент выдает за собственное воспоминание и пережитое им самим событие услышанное из других источников (фильмов, документальных историй, рассказов людей). Нарушение характерно для органических расстройств, при которых встречаются бредовые симптомы |
Эхомнезия | Человеку кажется, что это событие с ним уже происходило, или он видел его во сне. Аналогичные ситуации случаются и у здоровых людей, но они быстро забывают об этом, в то время как при патологической эхомнезии больной придает им особую значимость, зацикливается на них |
Полимпсест | В клинике парамнезии различают два варианта этого нарушения:
|
Зачастую обратиться к врачу в связи с нарушениями памяти, которые следует лечить, пациенту советуют родственники, ближайшее окружение. В этом случае специалист проводит обследование, уточняя:
Диагностике помогают следующие исследования:
Диагностическая методика | Выявляемые нарушения, способствующие расстройствам памяти |
Биохимический анализ крови | Нарушение нормального метаболизма, дефицит микроэлементов и витаминов, сбой гормонального обмена |
Методы нейровизуализации (компьютерная, магнитно-резонансная томографии) | Новообразования головного мозга, гидроцефалия, сосудистые поражения, нарушения дегенеративного характера. При ряде заболеваний расстройство памяти долго остается единственным симптомом, поэтому методы нейровизуализации должны применяться в обязательном порядке, поскольку помогут выявить серьезную патологию |
ЭЭГ (электроэнцефалография) | Патологическая биоэлектрическая активность нервных клеток, судорожная готовность. Выявление подобных нарушений помогает диагностировать эпилепсию |
Особую сложность при диагностике представляют депрессивные состояния, сопровождающиеся апатическим синдромом. Иногда приходится назначать пробное депрессивное лечение.
В случае нарушения памяти в результате естественного процесса старения наряду с медикаментозной терапией пожилым людям рекомендуется научиться напоминать себе о текущих делах. Эффективно выполнение специальных упражнений, например, запоминание последовательности чисел, не связанных между собой по смыслу слов, предметов.
Фармакотерапия основывается на применении препаратов, имеющих ноотропный эффект, и средств, способных улучшить кровоснабжение головного мозга. Медикаменты из этих групп применяются не только у пациентов, страдающих возрастными проблемами, но и в педиатрической практике. Пить такие средства следует курсами, продолжительность и частота которых определяется лечащим врачом в индивидуальном порядке. При назначении ноотропных и вазоактивных препаратов необходимо учитывать возрастные ограничения, противопоказания и их способность к взаимодействию с другими медикаментами, которые уже принимает пациент (особенно это актуально для пожилых людей, имеющих сопутствующие соматические патологии).
Коррекция нарушения памяти и расстройства внимания у детей и подростков, помимо фармакотерапии, подразумевает занятия с психологом, развивающие и укрепляющие упражнения. В раннем и юношеском возрасте состояние намного легче поддается коррекции при помощи таких тренировок.
Если нарушение памяти является симптомом другого заболевания, усилия направлены на лечение основной патологии. Когда в качестве причины выступают дегенеративные болезни, онкологические процессы и психические расстройства, терапия должна осуществляться в индивидуальном порядке.
В отличие от фильмов, где героя ударяют по голове, и он мгновенно полностью теряет память, в реальной жизни чаще всего ухудшение памяти происходит постепенно. Поэтому очень важно вовремя его заметить и принять нужные меры. О причинах и симптомах ухудшения памяти поговорим в этой статье.
Прием лекарственных препаратов . Некоторые лекарства могут приводить к ухудшению памяти. Возможными «виновниками» могут быть: антидепрессанты, антигистаминные препараты, успокоительные средства, миорелаксанты, транквилизаторы, снотворные и обезболивающие средства.
Алкоголь, курение и употребление наркотиков . Уже давно доказано, что чрезмерное употребление алкоголя приводит к ухудшению и потере памяти. Курение влияет на память за счет уменьшения количества кислорода, который попадает в мозг. Исследования показали, что курящим сложнее запоминать имена незнакомых людей, чем некурящим. А запрещенные препараты могут влиять на химические процессы головного мозга, что приводит к ухудшению памяти.
Недостаток сна . Качество и количество ночного сна имеют важное значение для памяти. Частое бодрствование в ночное время или постоянный недостаток сна приводят к усталости, которая препятствует способности нормально обрабатывать информацию. О том, сколько и как нужно спать, расскажет статья « ».
Плохое питание . Для нормального функционирования мозга необходимо хорошее, полноценное питание, в том числе высококачественные белки и жиры. В частности, недостаток витаминов В1 и В12 в организме негативно влияет на память. Подробнее о правильном питании мы поговорим .
Повреждения головы . Серьезный удар по голове в результате падения или автомобильной аварии может повредить мозг и вызвать краткосрочные и долгосрочные потери памяти. Иногда память может постепенно улучшаться с течением времени.
Инсульт . Инсульт возникает, когда приток крови к мозгу прекращается из-за закупорки кровеносных сосудов головного мозга. Это часто вызывает кратковременную потерю памяти. Человек, который перенес инсульт, возможно, имеет яркие воспоминания о детстве, но не в состоянии вспомнить, что он съел сегодня на обед. Кстати, каждый должен знать, .
Другие причины . Причинами ухудшения памяти может быть гиперактивность щитовидной железы, а также инфекции, влияющие на мозг, – туберкулез, сифилис, ВИЧ.
Обратите внимание! У многих ухудшение памяти ассоциируется с пожилым возрастом, старческим слабоумием и болезнью Альцгеймера. Но проблемы с памятью могут возникать и у молодых.
Исследования ученых показали, что молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет больше подвержены повседневным эпизодам забывчивости, чем пожилые. Молодежь часто забывает, какой сегодня день или куда они положили свои ключи. Почти всегда подобные проблемы с памятью возникают из-за нездорового образа жизни.
Также повышенный уровень стресса, плохое питание и недостаточное количество сна вносят свой вклад в проблемы с памятью. Но самую большую опасность представляют всевозможные гаджеты, к которым мы привязаны. Во-первых, мозгу нужна многозадачность, которую сейчас многие доверяют своим электронным устройствам. Без переключения внимания между различными видами деятельности происходят нарушения кратковременной памяти.
Во-вторых, большинство молодых людей привыкли спать со своими сотовыми телефонами под подушкой, что подвергает их мозг разрушительному воздействию электромагнитных полей. Излучение от смартфонов может вызвать значительные нарушения не только в памяти, но и повлечь за собой трудности при обучении, нарушать эмоциональную и стрессоустойчивость.
Временные провалы в памяти в молодом возрасте могут возникнуть при обезвоживании организма, при длительном стрессе, а также при низком уровне сахара в крови. Как правило, когда эти причины устраняются, то память может быть восстановлена с течением времени.
Важно! Если вас беспокоят незначительные проблемы с памятью, легкая забывчивость, то самое время обратить внимание на свой образ жизни, и выявить, какой фактор влияет на память. Отсутствие физической активности, недостаточная стимуляция мозга, плохой сон и скудное питание – все это может привести к ухудшению мозговых функций.
Чтобы исключить эти заболевания, следует обращаться к врачу при первых же тревожных симптомах , особенно если ухудшения памяти прогрессируют и не исчезают в течение длительного времени.
Пожилые люди часто жалуются на излишнюю забывчивость . Кто-то не может вспомнить название фильма, который смотрел вчера. Кто-то забывает дорогу домой или не помнит, зачем пошел в другую комнату. И эти проблемы обычно связывают с началом старческого слабоумия или болезнью Альцгеймера. К счастью, это не всегда так, и возрастные изменения памяти не всегда являются симптомом серьезных заболеваний.
Три физиологические причины возрастных ухудшений памяти:
Важно! Если потеря памяти становится настолько серьезной, что нарушает работу, хобби, семейные отношения или общественную деятельность, то это повод уделить более пристальное внимание этой проблеме и обратиться к врачу.
Серьезным сигналом также может служить полная потеря ориентации даже в знакомых местах, постоянные искажения слов или фраз, социально неадекватное поведение. Визит к врачу обязателен, если ухудшения памяти становятся достаточно заметными и серьезно влияют на вашу жизнь или на членов семьи. Даже если симптомы не сходятся с признаками слабоумия, лучше пройти тщательный медицинский осмотр, и заранее предотвратить возможные проблемы в будущем.
На осмотре врач задаст следующие вопросы:
Вести активную социальную жизнь. Люди, которые редко общаются с членами семьи и друзьями, имеют более высокий риск ухудшения памяти. Качественно проведенное время с другими людьми будет мощным «лекарством» для памяти, поэтому время от времени планируйте встречи с друзьями. На самой встрече не забудьте убрать свой телефон подальше, чтобы максимально улучшить качество общения.
Не курить. Курение повышает риск возникновения сосудистых заболеваний, которые могут вызвать инсульт или сужение артерий, доставляющих кислород к мозгу. Подробнее о вреде курения – .
Следить за питанием. Ешьте много фруктов и овощей, пейте зеленый чай – эти продукты богаты антиоксидантами, которые предохраняют клетки мозга от преждевременного старения. Также для памяти хороши продукты, богатые жирами омега-3 (тунец, лосось, форель, грецкие орехи и льняное семя).
Упражнять свой мозг и память. Так же, как физические упражнения незаменимы для здоровья тела, умственная активность заставляет мозг работать лучше и снижает риск возникновения различных ухудшений мыслительных процессов. Подберите такие упражнения для памяти, которые будут доставлять вам удовольствие. Если вы будете заниматься через силу, то желаемого эффекта это не принесет. Вот некоторые идеи для тренировки памяти и мозга:
Следующая статья.
Способность сохранять и восстанавливать в сознании прежний опыт, переживания и впечатления - важнейшая функция человеческого мозга. Фактически память - это сам человек. Расстройства пямяти значительно ухудшают качество жизни, и каждый из нас хотел бы сохранить эту высшую психическую функцию на долгие десятилетия. Но не всё зависит от желания человека. Нарушения памяти могут возникать в любом возрасте. Расстройства бывают количественными или качественными. В первом случае происходит выпадение отдельных фрагментов, во втором - возникает путаница из реальных воспоминаний разного времени и воображаемых.
Память человека - это комплекс сложных механизмов психики, который, несмотря на внушительный объём исследований, остаётся загадкой для учёных. До сих пор им не удалось определить конкретные участки головного мозга, отвечающие за работу памяти. Традиционно считается, что память является встроенной частью единого психического аппарата, а не отдельной записывающей машиной.
Память обеспечивает фиксацию, хранение и воссоздание различных фактов, знаний и умений.
Степень запоминания отдельно взятого человека определяется совокупностью факторов, таких как побуждение (стимул), эмоциональная составляющая, концентрация внимания, индивидуальные свойства психики. Даже незначительное нарушение способности к запоминанию сопряжено с ощутимым дискомфортом.
В нашем мозге отсутствует специализированный участок, отвечающий сугубо за функцию памяти
Основные виды нарушений памяти перечислены ниже:
Бывают совершенно разные причины для ухудшений памяти. Наиболее распространённые включают: синдром хронической усталости, психическое истощение, травмы головы, возрастные изменения, старческие деменции, алкогольную зависимость, токсические отравления организма, дефицит микро- и макроэлементов. Конкретные причины более характерны для тех или иных возрастных категорий.
Расстройства памяти у детей могут быть вызваны врождёнными или приобретёнными состояниями. К первым относится задержка или неполное психическое развитие, ко вторым - проблемы с запоминанием информации, амнезия как следствие получения травмы, психической болезни, перенесённой комы.
Фрагментарные нарушения памяти в детском возрасте чаще всего обусловлены совокупностью ряда факторов, включая нездоровую психологическую атмосферу в семье или дошкольном/школьном учреждении, хроническую повышенную утомляемость (иногда по причине частых респираторных инфекций), недостаточное поступление в организм витаминов и макроэлементов.
Во взрослом возрасте причин для расстройства памяти также достаточно. Начиная с хронического стресса на работе и в семье, оканчивая серьёзными неврологическими заболеваниями (идиопатический синдром паркинсонизма) и поражением головного мозга (энцефалит). Связаны с частичной утратой функции памяти и психические болезни, в их числе - неврозы, депрессивные расстройства, шизофрения.
Существенное влияние на функцию памяти оказывает поражение сосудов головного мозга и недостаточность его кровообращения. Сюда можно отнести заболевания эндокринной системы (диабет, дисфункция щитовидной железы), сосудов, хронически повышенное АД.
В старости основная часть расстройств памяти связана с нарушением мозгового кровообращения в результате возрастного износа сосудистой системы. Метаболический процесс в нервных клетках также терпит негативные изменения. Одна из наиболее распространённых причин серьёзных проблем с памятью у возрастных пациентов - болезнь Альцгеймера.
Естественный процесс старения сопровождается снижением остроты памяти, но происходит это достаточно плавно. В первую очередь пожилому человеку становится всё сложнее запоминать недавние события. При этом память на далёкое прошлое может сохраняться весьма ясной, старик помнит давно происшедшее в деталях. Участившаяся забывчивость нередко провоцирует страх и неуверенность в себе у людей в летах, а также тревогу и даже депрессивные состояния.
Как бы там ни было на ухудшение запоминаемости предъявляют жалобы не менее половины людей после 65 лет. Тем не менее немолодые люди нечасто сталкиваются с ощутимым дискомфортом благодаря медленному протеканию процесса старения. При резком и стремительном ухудшении памяти высок шанс на развитие старческой деменции, если вовремя не предприняты спасительные меры.
Симптомы, которые вызывают подозрение на проблемы с запоминанием и могут расцениваться как проявления ухудшения когнитивной (познавательной) функции, включают:
Диагностику нарушений памяти проводит невропатолог. Существуют различные диагностические методики для выявления нарушений памяти. Важно понимать, что всё они стандартизированны, а свойства памяти у каждого индивидуума имеют свои особенности. Понятие нормы является довольно условным. Но очевидные нарушения определить с помощью ниже приведённых методов более, чём реально.
Сначала врач предлагает пациенту просмотреть набор из нескольких десятков карточек с изображениями разных предметов. Просмотр карточек осуществляется довольно бегло, после чего испытуемый должен назвать максимальное число предметов, которые он смог запомнить, в хаотичном порядке. Оценив процент правильных ответов, врач делает вывод о состоянии памяти пациента. Если пациенту удалось запомнить около 2/3 всех изображений (например, 20 из 30), то такой результат соответствует норме и с памятью у человека проблем не имеется.
Затем пациенту может быть предложен второй набор карточек, с которым потребуется проделать аналогичные действия. Резкие различия в результатах выявят сниженную способность концентрации внимания и запоминания (мнестическая функция).
Подобным образом проверяется не только зрительная, но и слуховая память, только картинки не показывают, а озвучивают вслух изображённые на них предметы. Если пациенту удалось воспроизвести около 60–70% информации, это говорит об отличном результате.
Ещё один метод проверки памяти - это перечисление не связанных между собой слов в определённой последовательности (2–4 повтора). Пациента просят озвучить запомнившиеся слова сразу после теста и через 30 минут. Фиксируются правильные ответы, по которым можно сделать выводы о степени внимания испытуемого. Аналогично могут использоваться искусственные слова, лишённые смысловой нагрузки. Если пациенту удалось запомнить более половины из 10–20 слов, то его функция запоминания соответствует норме.
При подозрениях на серьёзные органические нарушения, связанные с сосудами головного мозга, применяются диагностические методы нейровизуализации: КТ или МРТ. Магнитно-резонансная томография, как метод выбора при подозрении на болезнь Альцгеймера, выявляет характерные признаки дегенеративного процесса в мозге:
Методы лечения и коррекции когнитивных расстройств напрямую зависят от установленного диагноза. Нарушение мозгового кровообращения - острое и хроническое - возникают как следствие заболеваний сердца и сосудистой системы. Следовательно терапия в этом случае нацелена на борьбу с такими патологиями, как сердечные болезни, гипертония, атеросклероз сосудов головного мозга.
В условиях развития атеросклероза, который оказывает влияние на объём движения крови по сосудам, необходимо назначение препаратов, препятствующих образованию тромбов (Клопидогрел, Ацетилсалициловая кислота).
Если установлено, что у человека значительно превышены показатели , не корректирующиеся с помощью диеты, то необходим приём препаратов, снижающих уровень липидов, или жиров (Аторвастатин, Симвастатин).
Важно устранить факторы, снижающие кровоснабжение головного мозга, такие как курение, малоподвижный образ жизни, избыточный вес, сахарный диабет.
Состояние недостаточности кровоснабжения головного мозга опасно гибелью клеток в результате сужения или закупорки мелких сосудов. В этом случае уместно назначение нейропротекторной терапии. Такое лечение обеспечивается специальной группой препаратов под названием ноотропы. Эти лекарственные средства повышают устойчивость головного мозга к разнообразным вредным воздействиям, таким как избыточная нагрузка или кислородное голодание. Они представлены нейропротекторами и ноотропами прямого действия. К первым относятся такие группы лекарств:
Ноотропные средства прямого действия включают:
Натуральным растительным средством, обладающим ноотропным действием, считается экстракт гингко билоба. Препараты на основе этого растения обладают выраженным эффектом, нормализующим кровообращение головного мозга. Настойки женьшеня и лимонника китайского применяют для общего поднятия сосудистого тонуса при склонности к пониженному АД.
Комбинации ноотропов с антидепрессантами или успокоительными средствами назначаются при сопутствующей дисфункции со стороны вегетативной нервной системы. В этом случае показано обследование эндокринной функции с целью выявления возможных нарушений в работе щитовидной железы.
Ноотропные средства применяют в лечении расстройств памяти различного происхождения, но обязательно в комбинации с терапией основного заболевания.
Человеческий мозг, как и мышцы нашего тела, нуждается в постоянных тренировках для поддержания когнитивных функций на должном уровне. Здоровому человеку достаточно уделять всего 5 минут в день упражнениям на развитие памяти.
Один из наиболее доступных и эффективных методов тренировки памяти и мышления - решение арифметических задач. Начать можно с простых примеров:
Решать примеры и задачки необходимо в уме, не используя вспомогательные электронные девайсы. Математические вычисления ускоряют функции мышления и анализа. Размышляя над арифметическими задачками, вычисляя проценты скидок в сезон распродаж, подбивая сумму чека без калькулятора, мы тем самым обеспечиваем хорошую тренировку нашему мозгу.
Отличным упражнением для памяти является запоминание случайных чисел, номеров телефонов, совокупности предметов, слов, не связанных между собой по смыслу. Для облегчения задачи можно выстраивать различные ассоциативные ряды, которые помогают логически группировать те или иные слова, символы. Например, цифра 0 (ноль) визуально напоминает яйцо, цифра 1 - свечу, 4 - парусник, а 8 - снеговика. В графическом изображении таких слов или цифр могут использоваться различные цвета. Запомнить не только символ, но и его цвет - задача более сложная, не для новичков.
Состояние памяти, особенно с возрастом, во многом определяется генетическими данными, включая склонность к определённым заболеваниям, таким как деменция по альцгеймеровскому типу. Но не менее важную роль играет образ питания и способ жизни. Ниже приведено несколько научно обоснованных советов, позволяющих поддерживать свои когнитивные способности в любом возрасте:
Следование правилам здорового образа жизни - лучшая возможность избежать ухудшения памяти раньше срока. Важную роль играет своевременная терапия системных заболеваний, включая сахарный диабет, артериальную гипертензию. Необходимо внимательно относиться к режиму дня, чередуя работу с отдыхом, обеспечивая ночной сон не менее 8 часов, чтобы органы и системы успевали восстанавливаться.
Не следует злоупотреблять низкокалорийными диетами. Мозг для своей деятельности потребляет не менее 1/5 энергетических поступлений от приёмов пищи. Другое дело, что рацион важно выстраивать сбалансированный, где основными продуктами будут овощи, цельнозерновые злаки, жирные сорта рыбы. Большое значение имеет гидратация организма. Дневная норма потребления жидкости составляет около 2–2,5 л для человека среднего телосложения. В качестве основного напитка лучше предпочесть питьевую или минеральную воду.
В пожилом возрасте важно продолжать поддерживать социальную активность, интересоваться новостями, читать книги и газеты, общаться с близкими - это значительно повысит шансы на сохранение когнитивной функции в норме до глубокой старости.
Существует множество простых, весёлых и эффективных способов поддерживать когнитивные функции мозга в отличном состоянии. Но любая методика должна быть основана на научном подходе. Совмещая правила здорового образа жизни, физическую активность и регулярную тренировку психических функций, можно быть уверенным в том, что память не подведёт вас до глубокой старости.
Память нам нужна на протяжении жизни. Только представьте, у вас пропала память, вы ничего не помните. Вы просыпаетесь в один прекрасный день и понимаете, что не помните, какое у вас имя, какая фамилия, где вы живете, где вы работаете и так далее. Вы не помните ничего. Нельзя доходить до такого занимайтесь развитием памяти и внимания каждый день.
Неправильный образ жизни. Люди, которые курят и употребляют алкоголь, часто страдают потерей памяти.
Неправильное питание и нехватка кислорода. Для хорошей работы мозга нужно сбалансированное питание, витамины и микроэлементы.
Переживания, недосыпание, смена биологического ритма, физическое и умственное перенапряжение все это может быть причиной забывчивости и рассеянности.
Вам не интересно и вы не умеете пользоваться, способностью запоминать. Если вас не научили в детстве, займитесь этим сейчас.
Человек от природы очень умный и развитый и чтобы ему оставаться на протяжении всей жизни таким он должен каждый день себя развивать и вести здоровый образ жизни.
Развивать свою память и внимательность можно в любое время, даже если вам некогда.
С самого рождения до старости занимайтесь развитием памяти. Некоторые думают если вышли на пенсию, то им не надо заниматься саморазвитием. Нет, надо заниматься всегда. Дети отдыхают три месяца на каникулах и тоже думают, что им не надо заниматься. Надо заниматься даже летом, развиваться, читать книги.
Очень часто пенсионеры забывают все на ходу, поставили чайник кипятить и забыли, пошли в магазин и забыли, что надо купить, положили кофту и не помнят куда.
Многим людям с самого рождения дана хорошая память, а некоторым надо постараться ее развить.
Если тренировать свою память, и внимание каждый день то можно достичь хороших результатов.
Попробуйте сосредоточиться на чем-то одном. Если вы сидите на собрании не отвлекайтесь от человека, который ведет собрание, не надо разговаривать с соседом или переписываться в телефоне, не отвлекайтесь по мелочам. Вечером постарайтесь вспомнить и восстановить в памяти все собрание до мелочей.
Для работы мозга очень важно правильное питание. Старайтесь избегать перекусов на ходу и не питайтесь фастфудами это вредно для работы мозга. Включите в свое правильное питание, следующие продукты: овощи, фрукты, мед, сухофрукты, орехи, зелень, злаки.
Не перенапрягайте свой мозг. Если почувствовали усталость не надо перенапрягать себя, дайте возможность отдохнуть своему организму. Усталый человек плохо воспринимает информацию или не воспринимает ее вообще.
Загружайте свой мозг только полезной информацией лишнюю и ненужную информацию постарайтесь откидывать, она только засоряет ваш мозг.
Не забывайте о прогулках на свежем воздухе. Активные прогулки на свежем воздухе, лучше за городом на природе нужны для правильной работы мозга, это могут быть различные виды спорта или просто активный отдых.
Вам надо пойти в магазин и купить определенный перечень продуктов. Вы пишете на бумаге свой перечень и идете с ним в магазин, чтобы ничего не забыть.
Попробуйте написать перечень товаров на бумаге и запомнить его. В магазине покупайте товары по памяти. Если список большой, и вы боитесь что-то забыть, вы можете взять с собой этот список, но не пользуйтесь им положите его в сумку и постарайтесь купить по памяти.
Вы встретили старого знакомого случайно на улице или в магазине. У вас завязался разговор. Постарайтесь в этом разговоре изучить этого человека подробно и запомнить: какой цвет и разрез глаз, какое лицо у этого человека, какая одежда на нем, что у него в руках, запомните как можно больше. Постарайтесь запомнить дословно ваш разговор. Вечером постарайтесь вспомнить вашу встречу и то, что вы запомнили об этом человеке, о чем говорили, вспомните все до мелочей.
Если вы работаете и заняты целый день, то можно найти время почитать в обеденный перерыв или вечером перед сном. После чтения попробуйте пересказать то, что вы прочитали. На это тоже можно найти время, например, когда вы идете в магазин, на собрание в школу, по пути домой или по пути на работу.
По пути на работу вы можете запоминать номера домов, вечером возвращаясь с работы, вы по памяти рассказываете эти номера домов.
Можно просто проходя по улице не важно, куда запоминать номера машин, которые проезжают мимо. Вечером попробуйте вспомнить и рассказать эти номера машин.
Это очень простое упражнение. Когда вы идете в магазин запоминайте цены на товары, которые вы покупаете. Эти цены вы можете сравнить с ценами других магазинов.
Вы готовите торт по новому рецепту. Попробуйте его запомнить и приготовить торт по памяти. Не заглядывайте в рецепт старайтесь запоминать.
Если вы ходите по одному маршруту в магазин или на работу измените его ходите как можно чаще разными маршрутами и запоминайте что-то новое.
Вы можете увидеть красивое дерево, прекрасный фонтан, необыкновенное здание, красивые фасады зданий и так далее. Спустя время вспомните свой новый маршрут и пройдите по нему мысленно вспомните все до мелочей.
Учите стихи каждый день. Учить надо внимательно не путая слова. Начните с четверостишия, потом постепенно добавляйте объем и сложность стиха. Рассказывайте стихи везде: по пути на работу, по пути в магазин, по пути к начальнику в кабинет и так далее.
Таким же образом можно учить новую песню. Ее напевать можно везде: на кухне, в ванне, пока делаете уборку, получается веселее и быстрее.
Теперь посмотрим упражнения сложнее. Посмотрите на картинку здесь написаны слова: желтый (синим цветом), черный (зеленым цветом). Вам надо запомнить первые две строчки закрыть картинку и написать по памяти слова цветными карандашами или ручками.
Проверьте, что у вас получилось. Теперь прочитайте и запомните вторые две строчки закройте картинку и напишите по памяти. Затем прочитайте и запомните третьи две строчки закройте и напишите по памяти. Теперь запомните все шесть строчек закройте слова и напишите их по памяти. Проверьте, что у вас получилось. Повторите упражнение.
В этом упражнении даны цифры, они написаны двумя разными цветами черным и красным. Посмотрите внимательно на эти цифры и запомните их. На запоминание дается одна минута. Закройте цифры и напишите по памяти все, что вы запомнили двумя цветами черным и красным.
Проверьте, что вы написали, если много ошибок попробуйте запомнить сначала первые две строчки и затем написать их, затем запомните вторые две строчки и напишите их по памяти.
Если все правильно можно потренироваться и написать все четыре строчки.
Теперь попробуйте выучить наоборот сначала нижнюю строчку, потом вторую снизу и так далее и напишите их по памяти. Это упражнение хорошая тренировка памяти.
Посмотрите внимательно и запомните следующую картинку, на этой картинке нарисованы животные, млекопитающие, рыбы. На запоминание дается одна минута.
Теперь закройте картинку и напишите на бумаге по памяти всех животных, млекопитающих и рыб в алфавитном порядке.
Напишите, в какую сторону смотрят звери.
Если запомнили не всех животных или в неправильном порядке повторите упражнение.
Посмотрите на следующую пирамиду, она состоит из чисел, в каждой последующей строчке добавляется одна цифра. Запомните сначала первые три строчки, закройте пирамиду и напишите цифры по памяти.
Проверьте себя.
Теперь запомните еще одну строку и напишите по памяти четыре строки. Каждый следующий раз добавляйте по одной строке и запоминайте.
Запомните и напишите все цифры пирамиды полностью.
Посмотрите на следующую картинку, она разделена на две части, в верхней части картинки нарисованы кружочки, а в нижней части картинки их нет. Запомните, в каких клетках нарисованы кружочки, закройте первую картинку и по памяти нарисуйте кружочки во второй части картинки. На запоминание дается одна минута.
Проверьте, что у вас получилось. Повторите упражнение.
В этом упражнении даны три столбика с разными словами, прочитайте и запомните их. На запоминание дается одна минута. Закройте слова, и напишите их на бумаге по памяти в каком же порядке.
Посмотрите, что у вас получилось. Если написали неправильно, посмотрите еще раз внимательно и повторите упражнение.
Затем посмотрите еще раз на слова и закройте их. Напишите все слова в алфавитном порядке. Повторите упражнение.
Некоторые дети с рождения схватывают все на лету, а некоторым приходится позаниматься, чтобы достичь определенных результатов.
На протяжении жизни ребенка все обучают: воспитатели, преподаватели, родители. Важную роль в обучении и развитии ребенка играют родители, от них многое зависит.Помочь ребенку можно всегда в любой ситуации и каждый день.
Гуляйте с ребенком в любое время года, занимайтесь любимыми видами спорта или просто активно проводите время на природе. Мозг во время прогулок получает кислород это очень важно улучшения памяти у ребенка.
Правильное питание это залог здорового, умственного развития. Включайте постоянно в меню: овощи, фрукты, зелень, сухофрукты, орехи.
Не перегружайте ребенка занятиями. Если вы видите, что ребенок устал, дайте ему отдохнуть, он все равно ничего не запомнит. Занимайтесь с ребенком утром, после сна ребенок хорошо усваивает новую информацию. Вечером обязательно почитайте ему книжку.
Занимайтесь развитием памяти и внимания ребенка. Включайте в занятия упражнения по развитию памяти и внимания. Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается.
Посмотрите на картинку внимательно, на ней нарисованы кубики. Рассмотрите каждый кубик с ребенком. Какого цвета кубики? Что на них нарисовано? Как расположены кубики? Потом закройте кубики, и пусть ребенок расскажет по памяти, что он запомнил.
Если ребенок запомнил не все, не спешите переходить к следующему упражнению, повторите это упражнение еще раз. Очень важно чтобы ребенок запомнил как можно больше и правильно рассказал.
Посмотрите на картинку внимательно, на ней нарисованы разные фигурки. Рассмотрите каждую фигурку с ребенком. Какого цвета фигурки? Что на них нарисовано? Где расположены фигурки? Потом закройте фигурки и пусть ребенок расскажет по памяти, что он запомнил.
Посмотрите на картинку внимательно, на ней нарисованы разные фигурки. Рассмотрите каждую фигурку с ребенком. Что построено на картинке? Какого цвета фигурки? Какие фигурки нарисованы? Где расположены фигурки? Потом закройте фигурки и пусть ребенок расскажет по памяти, что он запомнил.
Если ребенок запомнил не все, не спешите переходить к следующему упражнению, это упражнение большое повторите его еще раз или два. Очень важно, чтобы ребенок запомнил как можно больше и правильно рассказал.
В следующий раз можете начать с этого упражнения, а потом перейти к следующему. Не торопитесь делать больше, занимайтесь качественно.
Постоянно разговаривайте с ребенком, чем больше он будет вас слушать, тем больше будет концентрироваться на том, о чем вы ему говорите.
Показывайте ребенку интересные новые игрушки и обязательно говорите: «Что это?», «Какого цвета?», «Что можно сделать с этими предметами?».
Пусть ребенок сам придумает, что можно сделать с этими предметами.
Говорите больше с ребенком он будет вас слышать постоянно и будет запоминать.
Дома можно показывать ребенку разные предметы, необычные предметы, например вазу, расскажите:
Покажите их ребенку. Посмотрите красивые дома и деревья. Ребенок вместе с вами познает окружающий его мир, ему все интересно послушать, потрогать.
Для развития внимания хорошо подходит игра, найди предмет. Придумайте предмет, который находится в комнате и ребенок хорошо знает этот предмет.
Например, зайчик.
Опишите зайчика как можно подробнее. Какой он? Какого размера и цвета? Что можно делать с этой игрушкой? И так далее.
Если ребенок быстро догадался, о чем идет речь, возьмите другой предмет и повторите упражнение.
Попробуйте поиграть наоборот, пусть ребенок придумает предмет и подробно опишет его, а вы должны угадать, что это за предмет.
Это упражнение интересное, веселое и простое. Оно называется: «Посмотрим друг на друга». Упражнение развивает внимание, память и зрительную память вашего ребенка. Ваш ребенок с удовольствием поиграет в эту игру.
Пусть ребенок посмотрит на вас внимательно несколько секунд. Затем он отворачивается и рассказывает про вас все, что он запомнил. Например, какие у вас волосы, цвет волос, цвет глаз, описание лица, украшения, что одето на вас, какого цвета и так далее.
Если ребенок мало рассказал или придумал что-нибудь, не ругайте его, сыграйте в эту игру снова. Объясните ребенку, что ничего не надо придумывать. Повторите упражнение, изучая вас, второй раз ребенок будет более внимателен, чем первый раз.
Эта игра веселая и интересная, сыграйте в эту игру наоборот. Ваш ребенок сделает выводы, что вы рассказали и что он упустил. Эти выводы вы можете проговорить, вместе углубляясь в детали.
Часто в последнее время в детских книгах предлагают упражнения на развитие памяти. Например, нарисована картинка, ребенок смотрит и запоминает, что на ней изображено. На запоминание дается две – три минуты.
Потом книга закрывается, и ребенок рассказывает, что он запомнил. Это простое задание, но оно хорошо тренирует память.
Возможно, ребенок мало запомнил или невнимательно запомнил картинку. Поиграйте вдвоем. Посмотрите на картинку, закройте ее и составьте полный рассказ по этой картинке. Ребенок выслушает ваш рассказ и в следующий раз постарается запомнить больше. Дети любят, когда с ними играют взрослые в интересные и познавательные игры.
Это упражнение на запоминание, будем развивать наблюдательность, зрительную память и внимание.
Возьмем пять разных предметов:
Пусть ребенок посмотри эти пять предметов несколько секунд. Затем закрываем предметы темным материалом, и ребенок рассказывает, что он запомнил.
Потом открываем предметы, и проверяем, правильно рассказал ребенок или нет.
В это упражнение можно поиграть вдвоем. Запоминайте и рассказывайте друг другу, меняйте предметы местами, убирайте старые предметы и кладите новые.
Каждое следующее занятие уменьшайте время запоминания.
Посмотрите внимательно на следующие две картинки и найдите отличия. Это упражнение на развитие внимания и памяти.
Посмотрите на следующую картинку двадцать секунд и закройте картинку, ответьте на следующие вопросы.
В этом упражнении надо найти десять отличий на следующих картинках.
Найдите лишний предмет на следующей картинке и объясните почему?
Посмотрите на картинку в этом упражнении, здесь изображены разные овощи. По картинкам можно составить маленькое стихотворение. Стихотворение называется «Огород».
Сначала прочитайте под каждой картинкой, что написано и не забывайте смотреть на картинку и запоминать, что нарисовано для каждого слова. Потом попробуйте закрыть слова и прочитать стихотворение по картинкам.
Это простое стихотворение оно запоминается с первого раза. Самое главное не учить наизусть стихотворение, а уметь прочитать его по картинкам.
Посмотрите на картинку в этом упражнении, на ней изображены сказочные герои. По этим картинкам можно составить сказку «Репка».
Попробуйте составить по картинкам сказку «Репка».
Если ребенок не помнит эту сказку, прочитайте или расскажите ему. Потом попросите ребенка рассказать сказку по картинкам.
Попробуйте игры для развития феноменальной памяти, внимания, логики и общему развитию мозга. Возможность видеть статистику достижений и соревноваться с другими игроками, бить свои и чужие рекорды, сделает такой способ развития памяти еще более интересным.
Интересная и полезная игра «Числовой охват: Революция», которая поможет Вам улучшить и развить память . Суть игры в том, что на мониторе будут выводиться цифры по порядку, по одной, которые Вам следует запомнить, а затем воспроизвести. Такие цепочки будут состоять из 4, 5 и даже 6 цифр. Время ограниченно. Сколько баллов вы сумеете набрать в это игре?
Сразу после старта на экране появится поле с несколькими закрашенными клетками. За 3 секунды нужно запомнить, какие клетки закрашены, и нажать на них, когда поле очистится. С практически каждым успешным раундом поле расширяется. Чем больше клеток нужно запомнить - тем эффективней развивается память и больше очков зарабатывается. Первые результаты будут уже после 10 минут игры.
Для развития памяти советую такое упражнение как игра «2 назад». На экран будет выведена последовательность цифр, которые потребуется запомнить, а затем сравнить цифру последней карты с предыдущей. Это мощная тренировка памяти и мозга , это упражнение, которое доступно после регистрации, вы готовы? Тогда вперед!
Еще одна игра, которую можно отнести к упражнениям для памяти – «Сравнение по памяти». Хорошее упражнение для развития памяти и быстроты мысли. В начале дается цифра которую следует запомнить, затем же дается вторая, а Вам нужно будет ответить на вопрос, не меняющийся в течение игры. Замечательная игра для тренировки мозга. Давайте пробовать улучшать свою память вместе с нами!
Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Выполняйте легкие и простые упражнения для тренировки памяти понемногу в течение дня. Тренируйте память на десятках упражнений, которые пригодятся в повседневной жизни.
В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.
Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, упражнения на запоминание прочитанного, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым читающим до 5000 слов в минуту.
Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.
Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в суперкомпьютер.
Занимайтесь развитием памяти сами и развивайте память у детей. Развивать ее можно по пути на работу, по пути в детский сад, по пути в магазин, дома и на природе. Желаем вам отличной памяти.