План мероприятий предметной недели биологии в школе. Методическая разработка внеурочного мероприятия "неделя биологии в школе"

29.01.2019

Биология - сухая наука, которая редко вызывает живой интерес у школьников. Мотивировать ребят к изучению предмета можно с помощью тематической недели. Принимать участие в ней должны школьники, классные руководители, администрация школы, весь педагогический состав. Может отлично мотивировать ребят правильно проведенная неделя биологии в школе. Разработки мероприятий должны выполняться с учетом интересов каждой возрастной категории.

Цели и задачи

Изучать биологию ребята начинают со средней школы. Обычно предмет плохо воспринимается школьниками, информация кажется скучной. Вызвать интерес у ребят можно как раз таки с помощью тематической недели. При этом план недели биологии в школе должен разрабатываться с учетом всех возрастных категорий. В мероприятиях будут принимать участие также и ребята из младших классов. Таким образом малыши предварительно знакомятся с предметом. Уже в это время занимательная биология может вызывать интерес.

Тематическая неделя - это уникальная возможность сплотить школьный коллектив. Ребята совместно готовятся к предстоящим мероприятиям. Учителя же благодаря тематическим неделям могут выявить скрытые таланты отдельных ребят. А викторины по биологии помогают определить уровень знаний школьников. С учетом полученной информации педагоги разрабатывают план проведения уроков в дальнейшем.

Понедельник: открытие тематической недели

Любая тематическая неделя начинается с общешкольной линейки. Участие в ней принимают все учащиеся учебного учреждения, администрация и педагогический состав. Выступают учителя биологии, педагоги рассказывают о значимости предмета в жизни человека. В понедельник в каждом классе проводятся открытые уроки. Посетить мероприятие могут педагоги из других школ, а также родители. Темы открытых уроков по биологии выбираются с учетом возрастных особенностей ребят. Так, в начальной школе может обсуждаться флора и фауна родного края. В старших классах могут затрагиваться серьезные темы, касающиеся здоровья человека.


В понедельник также может быть открыта фотовыставка, посвященная животным и растениям родного края. Принимать участие могут лица любого возраста. Снимки могут быть размещены в центральном коридоре образовательного учреждения. Итоги конкурса будут подведены по окончании тематической недели.

Еще один вариант конкурса для проведения недели биологии в школе может иметь название «Осенний букет». Если тематическая неделя проводится осенью, учащимся можно предложить создать аппликации и поделки из листьев, мха, веток.

Вторник: КВН

Конкурс веселых и находчивых - обязательная составляющая внеурочной деятельности любого образовательного учреждения. Без этого конкурса не может обойтись и неделя биологии в школе. Разработки мероприятий чаще всего имеют общешкольное значение. Это значит, что в конкурсе принимают участие ребята из старших классов, а понаблюдать за ними могут остальные школьники.


В день проведения мероприятия уроки можно сократить на 5 минут. Благодаря этому после окончания плановой школьной программы у ребят появится время, чтобы поболеть за товарищей на конкурсе. В качестве судей могут выступать родители, педагогический состав, администрация школы. Нельзя забывать, что КВН - это в первую очередь юмористическое мероприятие. Старшим школьникам вместе с классными руководителями стоит заранее придумать интересные сценки, которые развеселят публику. Тематика мероприятия - «Интересная биология».

Среда: оценка знаний по биологии

Середина тематической недели - идеальное время для оценки знаний ребят. В каждом классе проводятся самостоятельные работы по биологии. Таким образом, педагог может выявить слабые стороны конкретного школьного коллектива. Также в середине тематической недели может быть проведена олимпиада по биологии. Мероприятие проводится среди учащихся одного возраста. По результатам педагогический коллектив выбирает ребят с наибольшим багажом знаний для участия в городской олимпиаде.


Ребята в младшей школе также не сидят без дела. Школьники 1-3 классов не изучают предмет. При этом классный руководитель может запланировать проведение классного часа, на котором ребята смогут разгадывать загадки по биологии, принять участие в викторинах. Педагог может придумать призы, чтобы мотивировать ребят. Это могут быть школьные предметы (ручки, блокноты, яркие тетради) или положительная отметка в дневнике.

Четверг: экскурсии

В каждом городе имеется краеведческий музей. Идеальное время для его посещения - неделя биологии в школе. Разработки мероприятий обязательно должны выполняться с учетом изучения флоры и фауны родного края. Музей - прекрасное место для этого. Здесь будут представлены варианты растений родного края. Кроме того, от экскурсовода удастся получить информацию о животных, которые проживают в окружающих лесах сегодня.


Также можно запланировать поход в местный парк. Здесь учитель биологии наглядно сможет показать, какими растениями богат родной край, какие животные и птицы окружают ребят. По окончании экскурсии могут быть проведены викторины по биологии, благодаря которым учитель сможет понять, насколько усвоилась представленная ребятам информация.

Учащиеся старших классов активно изучают анатомию. Поэтому со школьниками этой возрастной категории педагоги могут посетить медицинские центры. Для полового воспитания также идеально подходит неделя биологии в школе. Разработки мероприятий для старшеклассников должны включать открытые уроки, посвященные ранней беременности.

Медицина на страже здоровья

В четверг в каждом классе могут быть проведены открытые занятия на тему здорового образа жизни. Особе внимание педагогам стоит уделить вредным привычкам. Последнее время все чаще приходиться замечать компании ребят, которые курят за школой. К сожалению, это не только старшеклассники. Здесь можно замечать и учащихся 6-7 классов. Влияние табака на растущий организм обязательно стоит обсудить с учащимися.


К сожалению, большинство ребят впервые пробуют алкоголь в школьном возрасте. Проблему употребления спиртных напитков также можно обсудить в рамках тематической недели по биологии. Ребята должны понимать, какие необратимые изменения начинаются в организме при употребления алкоголя. В этом же русле должны быть высветлены вопросы, связанные с наркоманией.

Залог успешного обучения - здоровый сон, правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе. Это прекрасно должен понимать каждый школьник.

Пятница: подведение итогов

В последний день тематической недели также проводится общешкольная линейка. Администрация школы подводит итоги, награждаются победители конкурсов. Классные руководители составляют отчет о проведенной работе. Эта информация может пригодиться для проведения тематических недель в будущем.


В каждом коллективе начальной школы может быть проведен классный час, посвященный биологии. Урок должен проходить в форме беседы. Учитель выясняет, что нового смогли узнать ребята в процессе тематической недели, понравилась ли им занимательная биология. Если мероприятия были разработаны правильно, ученики хорошо отзываются о мероприятиях, с нетерпением ждут наступление новых тематических недель.

Заключение

Неделя, посвященная биологии, обязательно должна проводиться в каждом учебном учреждении общеобразовательного назначения. Благодаря интересным мероприятиям педагогический коллектив разбавляет скучную обстановку в школе, а также стимулирует интерес к изучению предмета. Идеальное время для проведения недели биологии - начало учебного года. Осенняя природа дарит возможности для полноценного изучения местной флоры и фауны.

Из опыта работы
учителя биологии МОУ СОШ № 1
г. Константиновска
Гейт Л.М.

НЕДЕЛЯ БИОЛОГИИ

Для подготовки и проведения данного мероприятия за неделю до срока создается творческая группа учеников из 10 человек. В группу входят
учащиеся старших классов (9,10, 11 классы) учащиеся 7 и 8 классов.
На первом заседании творческой группы обсуждается и составляется сценарий предметной недели, где каждый день недели распланирован.
1. Разрабатываются сценарии проведения каждого дня в отдельности:

  1. мероприятие;
  2. назначение ответственных за подготовку данного мероприятия: - руководитель, оформители (художники, эстеты)

Назначение ответственного за проведение этого мероприятия (ведущие)
2. Создаётся ПРЕСС центр недели (2 человека) - оформляют и вывешивают план недели биологии, информационную доску с планом дня, доску соревнований (где классам ставятся баллы за участие в предлагаемых мероприятиях), проводят по классам агитацию учащихся к участию в конкурсах, соревнованиях и т.д., ежедневно подводят итоги дня и публикуют результаты.
3.Создаётся группа по музыкальному оформлению мероприятий, ответственных за подбор музыкальных произведений и музыкальное оборудование.
4. Создаётся счётная комиссия (2 человека), которая ведёт учёт всех учащихся, принимающих непосредственное участие в проводимой неделе,
т.е. они ведут контроль за всеми поступающими от детей материалами, поделками и т.д.
За 2-3 дня на линейке объявляется план проведения «Недели биологии» и каждому классу вручаются бегунки, где содержится перечень конкурсов и заданий, в которых учащиеся могут принять участие.
При подготовке к проведению такого длительного и массового мероприятия надо помнить, что внеурочная работа должна вызывать интерес у школьников, увлекать их различными видами деятельности и в определённой мере должна быть отдыхом для учащихся. Поэтому все мероприятия, предложенные ребятами (выбранные по их желаниям и интересам), легки в подготовке и исполнении, достаточно увлекательны и соревновательны.

День первый.

Конкурс стенгазет
Учащиеся 5-6 классов - всё о растительном мире;
7-8 классов - о животных,
9 классов - о человеке,
10-11 классов - об экологии.
Необходимо защитить свою стенгазету: почему выбрано именно такое
название, наличие проблемы, её актуальность.
При оценке работы учитываются также: художественное и эстетическое
оформление.
Этот конкурс позволяет заинтересовать учащихся к самостоятельному поиску дополнительных материалов и сведений, как из научной литературы, так и из сети Интернет. Данное мероприятие даёт возможность проявить творческие возможности и способности ребят.
Конкурс заметок юнкоров на экологическую тему
Статьи, написанные участниками, направляются в редакцию районной газеты для будущей публикации. При оценке этой работы учитывается так же значение и актуальность поднятой проблемы, а так же грамотность и стиль написания. Главный редактор газеты ознакомляется с этими статьями и лучшая на его взгляд работа публикуется в газете. Победителем становится тот, чья заметка появится на страницах СМИ.
Этот конкурс позволяет оценить не только знания и умения в области биологии, но и способность правильно, чётко и логично передать
информацию другим людям (применение знаний русского языка и литературы).
Эти конкурсы способны оказывать влияние на профориентацию школьника, что так лее немаловажно в учебно-воспитательном процессе.

День второй.

Конкурс юных микробиологов
Проводится в актовом зале, где выставлены микроскопы и микропрепараты водорослей, лука, гидры. Участие принимают все школьники, проводить можно этот конкурс на всех переменах второго дня.
10 человек, желающих принять участие в этом конкурсе, приглашаются к столам с микроскопами. Даётся задание настроить правильно микроскоп и определить микропрепараты, выложив их в соответствии с предложенной последовательностью (кожица лука, водоросли, гидра). Победителем становится тот участник, который быстрее всех справился с заданием.
Здесь учащиеся могут показать недавно приобретённые знания, показать их применение на практике, а так же вспомнить материал, который они изучали достаточно давно. Данная тема содержится в билетах по подготовке к экзаменам по биологии, поэтому этот конкурс является своего рода помощником для учащихся старших классов при подготовке к экзаменам и стимулом для получения более глубокой информации.
Выставка рисунков
Предлагаются темы:
«Лес в моих чувствах»
«Зелёная аптека»
«Не навреди своему здоровью»
«Берегите животных!»
Агитационные экологические рисунки (знаки, эмблемы и т.д.) Требования к рисункам:
Формат А-4,используются любые художественные средства, рисунки должны быть выполнены на паспарту (Ф.И.О. автора, название рисунка, класс).
Рисунки помещаются на специальные стенды. Выставка проходит в актовом зале совместно с конкурсом «Юных микробиологов». Учащиеся по мере просмотра работ, подходят к представителям счётной комиссии и отдают свой голос за понравившуюся работу, называя автора, название и класс.

Выставка привлекает большое количество учащихся, способствует «открытию» отдельного ученика, как способного и деятельного человека, позволяет привлечь внимание подрастающего поколения к художественному искусству, помогает выразить ребёнку свои чувства, стремления и побуждения, приобщает к гармоничному существованию с природой. Таким образом, формируется нравственный и эстетический аспект образовательного процесса.

День третий.

Выставка поделок « Из отходов в доходы », « Ненужные вещи на новый лад»
Главное требование: использование б/у материала.
Необходимо представить поделку, изготовленную из использованных
материалов и ненужных вещей, причём поделка должна приносить пользу и
прок. Каждая работа должна быть защищена рассказом о том, чем она была раньше, что грозило ей и какую ценность она представляет сейчас. Оценивается качество исполнения поделки, оригинальность идеи, экологическая направленность и защита.
В этом виде деятельности у учащихся интенсивную активность приобретает мыслительная и творческая способность. Конкурс ведет скрытую агитацию за экологическую чистоту и экономичность.
Конкурс « Это вы можете»
На этот конкурс необходимо представить модели одежды, изготовленные из
экологически чистых материалов, а так же материалов, которые ранее отдали
человеку своё предназначение.
Требования: модель должна быть применима для демонстрации на человеке.
В актовом зале начинается показ мод. Учащиеся дефилируют на сцене в
необычных нарядах, на груди модели у каждого манекена приколот номер,
жюри даёт оценку.
Оценивается оригинальность модели и материала костюма.
Конкурс даёт возможность раскрыть школьнику свои таланты, а так же воспитывать у детей чувство прекрасного.
Видеосалон « Очевидное - невероятное»
После учебных занятий все учащиеся собираются в актовом зале для просмотра видеофильмов о тайной стороне жизни растений и животных. «Удивительные путешественники» «Сила слонов»
«Голоса леса» «Зебры. Узоры в траве» «Акулы-людоеды» «Неукротимые дельфины» «Часы Карла Линнея» и др.

День четвёртый.

Выставка домашних животных «Мы их очень любим!»

В этот день все ребята по желанию могут принести в школу своего домашнего любимца. Все животные выставляются в зале в специальных клетках, ящичках. На каждой перемене все имеют возможность посмотреть на животных и побеседовать с его хозяином о правилах содержания, о кормлении, прихотях и образе жизни животного. Предоставляется возможность сфотографироваться с понравившимся животным.

Выставка прививает любовь детей к животным, стремление помочь
братьям нашим меньшим, заставляет сопереживать. Появляется
заинтересованность у ребят к приобретению новых знаний о животных.
Так же здесь как нельзя лучше раскрываются возможности общения между
учащимися, возможности приобретения новых друзей и знакомств по
интересам.

Блиц-турнир знатоков природы
Правильно и быстро ответивший на вопрос получает жетон. Победитель тот,
у кого больше жетонов.

Турнир проводится во время перемены по параллелям.
1. Лесной недотрога (ёж)
2. Живой замок (собака)
3. Собачка с львиной стрижкой (пудель)
4. Передвижной молокозавод (корова)"
5. Слепой туннелестроитель (крот)
б. Речные инженеры-строители (бобры)
7. Транспортная единица в караване (верблюд)
8. Чукотская транспортная единица (олень)
9. Страшный враг змей (мангуст)
10. Пушная прачка (енот)
11 .Лошадь в тельняшке (зебра)
12. Чемпион по тихоходности (улитка)
13. Морское желе (медуза)
14. Шипящая верёвка (змея)
15. Бесплатная начинка яблок, груш (червяк)
16. Разрушитель родного дома (цыплёнок)
17. Волосатый червяк (гусеница)
18. Ныряльщик в ластах, но без маски (гусь)
19. Пернатая журналистка (сорока)
20. Живые ножки (ласточки, сидящие на проводах)
21 .Лесной доктор (дятел)
22. Пернатая кошка (сова)
23 .Крылатый почтальон (голубь)
24. Крылатый чемпион по бегу (стрекоза)
25. Подводный капкан (щука)
25. Подводная электростанция (скат)
26. Летающий цветок (бабочка)
27. Живой вертолётик (стрекоза)
28. Плавучий фонтан (кит)
29. Таёжный вампирчик (комар)
ЗО. Весенняя фабрика сока (берёза)
31 .Дедушка розы (шиповник)
33 .Фрукт для битья (груша)
34.Фрукт в стрельбе (яблочко)
35.Лысеющий на ветру цветок (одуванчик)
Турнир способствует повышению мыслительной активности у школьников и развитию логического мышления, вызывает у них интерес к занимательной биологии

День пятый.

День птиц
Проведение школьной линейки, посвященной дню птиц.
Учащиеся читают стихи о птицах, слушают голоса птиц, говорят о пользе
птиц и призывают беречь и охранять их.
В течение всего учебного дня на переменах в коридорах школы звучит аудио запись с голосами разных птиц.
В этот день творческая группа выбирает 10 представителей от школы для посещения детского сада с целью вручения малышам скворечников, сделанных своими руками на уроках труда, и проведения с ними беседы о пользе птиц и о том, как нужно заботиться об этих маленьких созданиях. Также можно организовать посещение в ОСЗН к пожилым людям, где так же прочитав стихи, подарить пенсионерам скворечники и кормушки для птиц.
Танцевальный марафон «За здоровый образ жизни»
Учащиеся подают заявки с музыкальными дисками на участие в этом марафоне. Здесь принимаются танцевальные номера и вокальные.
Номер не должен длиться более 4-х минут. На перемене все могут увидеть яркие выступления своих товарищей и обратить внимание на огромный лозунг, призывающий бороться « За здоровый образ жизни!»
Танцевальный марафон является своего рода призывом и девизом для молодёжи. Танец - это движение, движение - это жизнь. Голос может быть красивым только у здорового человека, ведущего здоровый образ жизни. Участвуя в танцевальном марафоне, мы говорим: НЕТ вредным привычкам!
Таким образом, данное мероприятие имеет цель привития физического совершенствования у детей, приобщения их к здоровому образу жизни и обращение к эмоциональной сфере ребёнка.

День шестой.

Весенняя ярмарка цветов

Весна - время сажать цветы. Цветы - это чудо, которая подарила нам природа! Каких только нет цветов, какими только цветами радуги они не обладают! Каждый цветок хранит в себе тайну и загадку, каждый цветок прекрасен. Цветы - это всегда праздник, цветы дарят нам прекрасное настроение и положительные эмоции.
На переменах устраивается ярмарка семян цветов. Учащиеся и учителя приносят собранные в прошлом году семена цветов в мешочках. Рядом ставят табличку с названием цветка и его фотографией или открыткой. Все кому понравилось то или иное растение, обмениваются друг с другом семенами или просто раздают их, делясь при этом опытом выращивания данного растения и правилами ухода за ним.
Заседание творческой группы по подведению итогов недели. 1) Доска соревнований по классам:

понедельник

Награждается самый активный класс.

  1. Определение победителей в различных номинациях.
  2. Определение участников, вызвавших наибольшее количество зрительских симпатий.
  3. Оформление итогов недели биологии на информационном стенде школы.

5) Обсуждение удач и неудач проведённых мероприятий, наброски для будущей недели биологии.

В начале новой учебной недели на линейке награждают участников недели биологии, вручают грамоты и похвальные листы.

НЕДЕЛЯ ХИМИИ И БИОЛОГИИ

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НЕДЕЛИ, ПЛАНИРОВАНИЕ НЕДЕЛИ, НЕСКОЛЬКО РАЗРАБОТОК К ПРОВЕДЕНИЮ НЕДЕЛИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ.

2016

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И БИОЛОГИИ

ГУ «ХМЕЛЬНИЦКАЯ СОШ»

2016

Химия-это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,

величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области.

(М. Горький)

Предметные недели- это цикл мероприятий, пронизанных духом сотрудничества, ожиданием чего-то необычного, неординарного, интересного. Они активизируют познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными делами.

Одной из форм деятельности школы, ориентированной на развитие личности учащегося, его познавательных и творческих способностей, являются ежегодно проводимые недели

предметов естественно-научного цикла. Познавательный интерес к химии и биологии формируется как на уроке, так и во внеурочной деятельности, предполагающей использование самых разнообразных видов деятельности учащихся (игровых, творческих, исследовательских и т.п.). Несмотря на игровой характер предметных недель, польза от их проведения для образовательного процесса очевидна, поскольку все мероприятия преследуют развивающие, образовательные и воспитательные цели. При планировании и отборе материала для мероприятий предметной недели следует соблюдать следующие принципы:

целостность, законченность;

неповторимость каждого дня (своя смысловая направленность, девиз, центральное мероприятие);

обязательность сквозных мероприятий, задающих общую направленность недели;

ориентированность мероприятий на весь ученический коллектив;

необходимость итогового мероприятия, которое охватывает основные положения и смысл недели;

важность открытого способа фиксирования итогов каждого мероприятия недели;

обязательность награждения победителей и поощрения участников недели.

Цель недели химии и биологии : развитие интереса школьников к химии и биологии как наукам, через разнообразные формы деятельности.

Задачи.

1. Привлечь к участию в предметной неделе наибольшее число участников учебного процесса.

2. Предоставить всем учащимся возможность активного участия в каждом мероприятии в соответствии с их способностями, склонностями и интересами.

3. Дать возможность обучающимся увидеть и оценить результаты как своей деятельности, так и деятельности других участников предметной недели.

План проведения

Недели химии и биологии

День недели

Классы

Место и время проведения

Мероприятие

Понедельник

5-11

Линейка

На стенде

Открытие недели

Викторина по химии и биологии.

Конкурс тематических газет по химии.

Конкурс на лучший реферат по биологии

Вторник

8

Кабинет химии. 16.00

Посвящение в химики

9

На уроке

Викторина «Неметаллы»

Среда

8

На уроке

Викторина «Техника безопасности при проведении химических опытов»

9-10

В 16.00 кабинет химии

Конкурс «Слабое звено»

Четверг

6-10

8

Фойе

Выпуск тематических газет

На уроке

Игра «Химические элементы»

Пятница

6-10

Кабинет биологии, 16.00

Заполнение кроссвордов

Суббота

6-10

Кабинет химии

Защита рефератов учённых, внёсших вклад в развитие химии и биологии.

Подведение итогов

Понедельник

6-10

Линейка

Закрытие недели

Открытие недели:

Зачем нам нужна эта химия?

Что же полезного в ней?

Ведь алгебра, музыка,физика

Намного, наверно, важней.

Ведь алгебра, музыка, физика

Ведут человека вперед

Без них наша жизнь немыслима

Без них человек не живет.

Но химия – самая важная

И больше других нам нужна

Откуда у нас напитки?

Откуда посуда, еда?

Откуда у нас лекарства,

Косметика, мыло, духи,

Ткани, квартиры, убранство?

Всем химии обязаны мы.

Она интересна. Загадочна,

Но нужно ее учить,

Зачем же нужна эта химия?

Нужна она нам чтобы жить! (учитель)

    Атом- вещества основа,

Как кирпич- основа дома.

Если больше захотите

Вы об атомах узнать,

То придётся вам, ребята,

Химию учить на «5».

    У химии большие перспективы,

Она во всём на встречу к нам идёт.

Чтоб жил народ и лучше и красивей,

Чтобы шагал уверено в перёд.

    Сунул палец я в пробирку-

Оказалось в пальце дырка.

Вот беда, игра опасна,

Слёзы лью теперь напрасно.

Попробовать на вкус решил я кислоту,

Глядь, языка уж нет во рту

Растаял мой язык как лёд

И до сих пор во рту всё жжёт!

Мне не хватало волшебства

В пробирке размещал я вещества

Взрыв раздался- еле жив остался!

    Быть человечней биология научит,

Не разрушая, только созидать.

Любить природу каждый, кто обучен,

Вреда не станет в мире добавлять.

    Всё знать хотим и новых знаний ждём.

И каждый день в природе обновленье.

Мы изучаем мир наш день за днём,

Спасибо Вам за наше устремленье.

Объясняет биология всех происхожденье видов.

Помогает биология в малом большее увидеть.

Чьи черты в ребёнке маленьком? Чьи там гены и алели?

Почему чешуйки разные в крыльях бабочки алеют?

Как скрестить растения бережно, без ущерба для природы?

Что на деле значат термины «ареал» или «природа»?

Учит думать биология о последствиях.

Биология- наука о живом.

И о мире том, где мы живём.

Всё живое в мире нам сродни:

Мы такие в мире не одни. (учитель)

Посвящение в химики (8 класс)

    Команда «Химики» девиз: « Нам не представляет муки грызть гранит химической науки», обращение к соперникам: «Да соперники сильны, но для нас вы не страшны. Мы химичим с малых лет, в этом наш большой секрет!»; обращение к жюри: «Вам судить будет не сложно, ошибаться не возможно: лучше нас, поверьте, нет! Это знает целый свет»

    Команда «Алмаз» девиз: «Нет в природе твёрже нас, потому что мы -алмаз», обращение к соперникам: «Попотеть придётся вам! Мы для вас не по зубам!», обращение к жюри: «Вы судите справедливо, мыслите не торопливо, и, оценки ставя нам, прибавляйте один балл!»

    Команда «Кислота» девиз: «Нас, кислот огромный строй-водород тому виной», обращение к соперникам: «Разбегайтесь кто куда! Мы- команда «Кислота», обращение к жюри: «Спорить мы не будем с вами: место первое за нами!».

Королева Химического королевства –Её Величество Альмагамма III

Придворный Магистр химических наук Бертоллет (опыты проводит)

Хранитель времени и истины

Магистр : Сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию лучших восьмиклассников нашего города и ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?» страна эта древняя и волшебная, храняшая множество загадок. Отгадать многие из них ещё не удалось ни одному человеку! Лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны. Итак, начнём! Её Вличество королева Амальгамма III - блестящая правительница химической страны.

Королева : Добрый день, мои верные подданные. Здравствуйте магистр. Сегодня для нашего государства знаменательный день. Мы будем рады присвоить звание химика самым достойным из собравшихся восьмиклассников. Только для этого нам необходимо пройти ряд испытаний. Готовы ли вы проявить чудеса смекалки, смелости и блеска ума, чтобы заслужить в честном поединке право стать гражданином моей великой страны? Обещаете ли вы бороться честно, без обмана?

Магистр : если некоторые вопросы не смогут ответить придётся обратиться к хранителю времени и истины.

Магистр: Переходим к конкурсам. И первый наш конкурс называется

« Кто быстрее ». Вам дано первое вещество из соединения, а второе – не известно. Ваша задача заключается в том, что бы правильно дописать соединение. На это задание вам дается две минуты. После чего ваши работы проверяет справедливое жюри, и за каждое правильно составленное соединение вы получаете 1 балл.

Na…, Al 2 … , N а 2 … , Li 2 … , Pb… , Ag… , H 2 … , Mn 3 .. ., Zr… , Zn…

Магистр:

Итак, первая ступенька преодолена.

Поднимемся выше, друзья!

Следующий конкурс – №2 Уравнения

Здесь начала уравнений.

Дописать вы их должны,

Верно отгадав концы.

Не забуду вам сказать:

"Нужно также уравнять! "

(Кто быстрее – 2 балла, 2 место – 0 баллов.)

Уравнения :

a) Са CI 2 + NaOH=

б ) NaNO 3 + H 2 SO 4 =

в ) H 2 O=

г ) Li 2 SO 3 + Zn 3 (PO 4 ) 2 =

Королева: ребята хорошо справились с двумя заданиями. Ну а как у них обстоят дела с разгадыванием химических загадок? Хватит ил им знаний и смекалки узнать вещества и элементы по описанию их свойств?

Магистр:

Посмотрим, друзья!

Что у вас впереди?

Теперь перед вами –конкурс « Шуточные загадки ». В этом конкурсе мы каждой команде по очереди задаем вопрос. Если команда не справляется с вопросом, то он адресовывается другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (водород)

2. Какой элемент всегда рад? (радий)

3. Какой газ утверждает, что он - это не он? (неон)

4. Какой неметалл является лесом? (бор)

5. Какой химический элемент состоит из двух животных? (мышьяк)

6. Какой элемент вращается вокруг Солнца? (уран)

7. Какой элемент является настоящим гигантом? (титан)

8. Какой металл, по древней мифологии, обречен на «вечные муки»? (тантал)

9. В состав названия какого металла входит дерево? (ник ель )

10. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (пла тина )

11. В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (бром, хром)

12. От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? (Серебро)

13. Какие химические элементы состоят из троек?(натрий, тритий)

14.Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний – маг)

15. нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде. Без меня вы как без рук:

Нет меня- огонь потух. (кислород)

16. Я блестящий, светло-серый,

Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил! (магний)

17. я- металл незаменимый,

Очень лётчиком любимый,

Лёгкий, электропроводный,

А характер –переходный. (алюминий)

18. Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша. (медь)

19. Хоть составчик мой и сложный,

Без меня жить не возможно.

Я- отличный растворитель.

А разрушите, так сразу

Два получите вы газа. (вода)

20. Первый я на белом свете:

Во вселенной, на планете.

Превращаясь в легкий гелий,

Зажигаю солнце в небе. (водород)

Магистр : Впереди вас ждет увлекательный конкурс под названием «Химия и хореография».

Командам необходимо при помощи своего тела изобразить понятия, которые вы вытяните в виде билета. По реакции зала определяется победитель, который получает 3 балла, а команда, занявшая второе место, получает 1 балл.

А) Три агрегатных состояния вещества;

Б) Типы химических реакций.

Магистр: следующий конкурс «»

(раздаются командам листы Приложение 1,2).

Магистр :

Пока жюри наше решает,

Победителя определяет,

Чем займемся с вами мы?

Мы посмотрим опыты!

Химик 1:

Хоть чудес на свете нет,

Химия дает ответ:

"Чудеса на свете есть,

И, конечно, их не счесть!"

Мы вам несколько покажем

И, конечно, все расскажем!

Химик 2:

Вот вам первое развлечение:

Кто дает руку на отсечение?

Жаль руку на отсечение,

Тогда нужен больной для лечения!

Химик 1:

Оперируем без боли.

Правда, будет много крови.

Химик 2:

При каждой операции

Нужна стерилизация.

Помогите, ассистент,

Дайте спирт.

Химик 1:

Один момент.

(Дает спирт – NH 4 CNS.)

Химик 2:

Спиртом смажем мы обильно,

Чтобы было все стерильно.

Не вертитесь, пациент,

Дайте скальпель, ассистент!

("Скальпель" – палочка, смоченная в FeCI 3 , делает "скальпелем" разрез – течет "кровь".)

Химик 1:

Посмотрите, прямо струйкой

Кровь течет, а не вода.

Но сейчас я вытру руку –

От пореза ни следа!

(Вытирает "кровь" ваткой, смоченной водой.)

Химик 2:

А виной всему, ребята,

Здесь реакция у нас!

Получился цвет похожий,

Так похожий – просто класс!

Химик 1:

Вы устали все шутить,

Рады сок вам предложить!

(Наливает в стакан с каплей фенолфталеина щелочь.)

Химик 2:

А может вам молочко?

Приготовим быстренько!

(Сливает растворы BaCI 2 и H 2 SO 4 .)

Химик 1:

Чудеса вам показали,

Вы, надеюсь, угадали,

Что сливали и зачем?

С этим нет у вас проблем!

Магистр : Итак переходим к следующему испытанию. В следующем конкурсе вы должны привести химическую формулу бытовому названию вещества. За правильный ответ 1 балл.(на листочках)

1. Веселящий газ? (N 2 O)

2. Роса (Н 2 О)

3. Поваренная соль (NaСl)

4. Выдыхаемый воздух (СО 2 )

5. Вдыхаемый воздух (О 2 )

6. Гипс? (CaSO 4 *2H 2 O)

7. Гашеная известь? (Ca(OH) 2 )

8. Негашеная известь? (CaO)

9. Сода каустическая? (NaOH)

10. Сода кристаллическая? (Na 2 СO 3 )

Магистр:

Наши милые команды!

Вы соперники хоть куда!

Ну, а где же капитаны ?

Соревноваться им пора!

Магистр : Но перед началом вы должны пообещать – не обливать друг друга кислотой, не применять методов борьбы, бокса и каратэ, не терять чувство юмора. Обещаете?

Магистр : Ну а теперь переходим к конкурсу под названием «Домашний адрес химических элементов».

Капитану команды требуется дать характеристику элементам. Команде десятого класса достается технеций, а девятому классу – сиборгий.

Магистр :

Ну, а теперь, наше жюри,

Итоги нам подведи!

А пока жюри решает,

С вами, зрители, играем!

Магистр :

Кто верный ответ дает,

Любимой команде очко принесет!

ВОПРОСЫ К БОЛЕЛЬЩИКАМ . Условия таковы: первый поднявший руку в зале, выходит на сцену и отвечает.

Ведущий 2:

Итак, 1 вопрос:

Назовите элементы, названные в честь стран? (Германий, франций, америций.)

Магистр :

Наш вопрос второй

Тоже не простой:

"Назовите нам сейчас

Самый легкий в мире газ!" (Водород)

Магистр :

Ну, а третий наш вопрос

Задаем мы вам всерьез:

Как называется сплав, состоящий из соединения меди и олова? (бронза)

Магистр :

Вот четвертый наш вопрос:

" Я металл, меня ты знаешь!

Мощь громадная во мне.

Если "б" ко мне добавишь,

Небо скрою в снежной мгле.

Через несколько минут

Вы скажите, как меня зовут?"

(Уран – буран)

Магистр :

А теперь поприветствуем победителя!

Каждому медаль вручаем

И с победой поздравляем!

(Вручение медалей.)

Магистр :

На этом наш встреча заканчивается.

Отличной вам учебы, друзья!

И хорошего настроения!

Магистр : Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты! Надеемся, они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты "чудес". А наше жюри подвело итоги!

Королева: Итак, вы доказали нам, что действительно достойны носить почётное звание гражданин химической страны. Командам приготовиться к произношению клятвы химиков (все хором повторяют: «Клянёмся!»

Текст клятвы:

Клянёмся не жалея зубов своих, грызть гранит науки. Клянёмся!

Клянёмся всегда помнить, что атомно-молекулярное учение сформулировал Михаил Васильевич Ломоносов, а периодический закон- Дмитрий Иванович Менделеев. Клянёмся!

Клянёмся всегда соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Клянёмся!

Выливая ведро водя в стакан кислоты, помнить, что ведро жидкости в стакан не помещается. Клянёмся!

Самостоятельно писать доклады и рефераты, а не «скачивать» их с интернета. Клянёмся!

Если я нарушу эту клятву, то пусть мои товарищи заставят меня выпить стакан чая с ложкой фенолфталеина. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

Королева: я поздравляю вас. Теперь вы по праву можете именовать себя химиками. Я желаю вам, чтобы жизнь в Химической стране не была для вас слишком сложной и запутанной. Мне будет очень приятно встречаться с вами впредь на уроках химии. А сейчас –до свидания

Игра «Сильное звено» 9-10 классы

Разминка

Ведущие задают командам поочередно вопросы, за каждый верный ответ – 1 балл. Максимальная оценка конкурса – 6 баллов.

1. Каких элементарных частиц нет в ядре атома? (О т в е т. Электронов. )

2. Назовите пищевой продукт, при протухании которого образуется газ со специфическим запахом – сероводород. (О т в е т. Яйца. )

3. Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха?

(О т в е т. Килограмм железа и килограмм пуха весят одинаково. )

4. Какого цвета белый свет? (О т в е т. Всех цветов радуги одновременно. )

5. Вспомните химическое название марганцовки. (О т в е т. Перманганат калия. )

6. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? (О т в е т. Лед. )

7. Что такое «гремучий газ»?(О т в е т. Смесь водорода с кислородом в объемном соотношении 2: 1. )

8. Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить? (О т в е т. Тень .)

9.Если вдруг он когда-то иссякнет,
В недрах звезд весь сгорит без следа,
Во Вселенной светило погаснет,
И наступит здесь мрак навсегда. (О т в е т.
Водород. )

10. Что идет, не двигаясь с места? (О т в е т. Время. )

    Вопросы для I конкурса

1-я команда 1. Автор теории химического строения органических веществ… (О т. Бутлеров А.М .)

2. Процесс распада на ионы при растворении в воде или в расплаве называется… (О т. Диссоциация. )

3. Тип гибридизации алканов... (О т в е т. sp 3 - Гибридизация .)

4. Сложные вещества, молекулы которых образованы атомами водорода и кислотными остатками... (О т в е т. Кислоты. )

5. Общая формула алканов... (О т в е т. C n H 2 n +2 .)

6. Реакция взаимодействия кислоты и основания, в результате которой образуются соль и вода... (О т в е т. Реакция нейтрализации. )

7. Наиболее характерные реакции для алкенов… (О т в е т. Присоединение. )

8. Атом или ион, отдающий электроны, называют… (О т в е т. Восстановитель. )

9. Какое вещество в Бразилии называют «слезы дерева»? (О т в е т. Каучук. )

10. Явление, при котором атомы одного элемента могут образовывать несколько простых веществ… (О т в е т. Аллотропия. )

11. Маслянистая жидкость, смесь углеводородов… (О т в е т. Нефть. )

12. Электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов отщепляются только гидроксид-ионы… (О т в е т. Щелочи. )

13. Самый сильный окислитель… (О т в е т. Фтор. )

14. Какая кислота содержится в желудочном соке человека, какова ее роль? (О т в е т. Cоляная кислота, расщепляетбелки на более простые полипептиды, усваиваемые, организмом.)

15. В минеральной воде я бурлю,
В топочном газе летаю,
Растениям пользу несу,
Пожар затухать заставляю.
Кто я?.. (О т в е т. СО
2 , углекислый газ. )

2-я команда

1. Создатель периодической системы химических элементов(О т в е т. Менделеев Д.И .)

2. Мельчайшей химически неделимой частицей вещества является… (О т в е т. Атом. )

3. Тип гибридизации алкенов… (О т в е т. sp 2 - гибридизация .)

4. Процесс, в результате которого элементы изменяют свои степени окисления, называется... (О т в е т. Окислительно-восстановительный. )

5. Общая формула алкенов... (О т в е т. C n H 2 n . )

6. Вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток... (О т. Электролиты. )

7. Наиболее характерные реакции для алканов… (О т в е т. Замещение. )

8. Горизонтальный ряд элементов, расположенных в порядке возрастания зарядов ядер их атомов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом... (О т в е т. Период. )

9. Вещества, имеющие одинаковый количественный и качественный состав, но разное строение… (О т в е т. Изомеры. )

10. Мельчайшая частица вещества, проявляющая его свойства… (О т в е т. Молекула. )

11. Каким продуктом перегонки нефти заправляют самолеты? (О т в е т. Керосин. )

12. Ядовитый газ, который, попадая в организм, соединяется с гемоглобином крови...

(О т в е т. СО , угарный газ. )

13. Вещества, имеющие одинаковый качественный состав, но отличающиеся на группу СН 2 … (О т в е т. Гомологи. )

14. Какая соль серебра используется в медицине? Для чего? (О т в е т. Нитрат серебра, ляпис, обладаетдезинфицирующим, прижигающим действием. )

15. В воде она родится,
Но странная судьба;
Воды она боится
И гибнет в ней всегда. (О т в е т.
Соль. )

Задача для II конкурса

Для приготовления моченых яблок готовят сладкую воду из расчета 400 г сахара на 10 л воды. Какова массовая доля сахара в этом растворе? (1000 г/л.)

Загадки III конкурса

Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы, как без рук:
Нет меня – огонь потух. (О т в е т.
Кислород. )

Я – блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил. (О т в е т.
Магний. )

Я – металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер – амфотерный. (О т в е т.
Алюминий. )

Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! (О т в е т.
Медь. )

Хоть составчик мой несложный,
Без меня жить невозможно.
Я – отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель,
А разрушите, так сразу
Вы получите два газа. (О т в е т.
Вода. )

Нрав у газа ох непрост!
Много жизней он унес.
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает. (О т в е т.
Хлор. )

Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете,
Превращаясь в легкий гелий,
Зажигаю солнце в небе. (О т в е т.
Водород. )

конкурс IV Исправь ошибку

Ведущий 2. Очень часто на уроках учащиеся ошибаются и учителю приходится исправлять их. Сейчас командам придется исправлять физические и химические ошибки в рассказе. За каждую исправленную ошибку – 1 балл.

В погожий день ребята отправились в поход. Ярко светило солнце, воздух был чистым и свежим, т.к. содержал много СО 2 . Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Идти было легко. Потом путешественники свернули на луг, и им стало идти труднее. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Рядом с трактором ехал велосипедист. Ехать ему было легко, и он распевал веселую песенку: «Вода, вода, кругом Н 2 О 2 ». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам сразу стало теплее. На дне реки лежал большой камень, состоящий из чистого оксида кремния. Трое мальчиков с трудом подняли его в воде, зато легко вытащили на берег.

Конкурс капитанов

Ведущий 1. Капитанам предлагается по 10 вопросов, отвечать на которые нужно сразу, не раздумывая. За каждый верный ответ – 1 балл.

В о п р о с ы п е р в о м у к а п и т а н у

1. Количество элементов в 1 периоде.

2. Латинское название химического элемента серебра.

3. Самый активный металл.

4. Цвет фенолфталеина в щелочи.

5. Мельчайшая частица вещества.

6. Название реакции между кислотой и щелочью.

7. Какой элемент самый распространенный на Земле?

В о п р о с ы в т о р о м у к а п и т а н у

1. Самый активный неметалл.

2. Латинское название химического элемента золота.

3. Цвет лакмуса в кислоте.

4. Вещество, состоящее из двух элементов, один из которых – кислород.

5. Температура закипания воды.

6.Цвет пламени при горении калия.

7.Металл в жидком агрегатном состоянии.

конкурс V Заполните фреймы

Заполните фреймы своими примерами

Физические явления

Химические явления

Заполните фреймы своими примерами

Простые вещества

Химические соединения

Подведение итогов конкурса, награждение команд.

Викторина «Неметаллы». (9 классы)

Оформление и оборудование: караоке для «музыкальных пауз».

Задачи мероприятия: расширить знания учащихся по химии, пробудить интерес, формировать навыки работы с научно – популярной литературой, развивать творческие способности.

Методы и приемы: словесно – наглядный, самостоятельная работа и работа в группах, игровые моменты.

Активное участие в викторине принимайте, свои знания выявляйте!

1) Какой газ образуется при радиоактивном распаде бария? (Радон)

2) Назовите компонент сплавов для регулирующих устройств ядерных реакторов? (Бор).

3) Какой инертный газ используется при рентгеноскопических обследованиях головного мозга? (Ксенон).

4) Какой неметалл получают из руды с помощью бактерий? Он же входит в состав аурипигмента? (Мышьяк).

5) Какой газ применяют в электровакуумной технике? (Криптон).

6) Какой неметалл входит в состав светочувствительных слоев в кселографии? (Селен).

7) Самый распространенный химический элемент во Вселенной? (Водород).

8) Какой газ используют в световых рекламах? (Неон).

9) Элемент, в обычном состоянии – газ, являющийся необходимой составной частью костей и зубов? (Фтор).

10) Какой газ впервые «нашли» на Солнце? (Гелий).

11) Основной элемент органических веществ? (Углерод).

12) Элемент, названный в честь нашей планеты (Теллур).

13) Какой газ вызывает кессонную болезнь у водолазов? (Азот).

14) Какой инертный газ используют при производстве сверхчистых веществ? (Аргон).

15) Самый распространенный химический элемент на Земле? (Кислород).

16) Соединения какого химического элемента используются в фотографии? (Бром).

17) Какой химический элемент является основой неживой природы? (Кремний).

18) С помощью какого неметалла можно обнаружить крахмал в растениях? (Йод).

19) Один из основных химических элементов, необходимый растениям и входящий в состав минеральных удобрений? (Фосфор).

20) Соединения какого химического элемента составляют основу сульфидных руд? (Сера).

Игра « Химические элементы». (8 классы)

Оформление и оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Задачи мероприятия: расширить знания учащихся о химических элементах, развивать творческие способности и интерес к предмету, учить применять полученные знания в нестандартных условиях.

Методы и приемы: словесно – наглядный.

1) Названия каких химических элементов включают в себя названия других элементов? (Протактиний – актиний, иттербий – тербий, нильсборий – бор).

2) Как название одного химического элемента можно превратить в название другого, заменив лишь букву? (Хром – бром, радий – родий, цезий – церий, таллий – галлий).

3) На какую букву алфавита начинается больше всего названий химических элементов? (На букву «к» начинаются названия 11 элементов).

4) На какую букву алфавита заканчивается больше всего названий химических элементов? (На букву «й» заканчиваются 62 названия элементов).

5) Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (Водород).

6) Какой элемент всегда рад? (Радон).

7) Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).

8) Какой неметалл является лесом? (Бор).

9) Какой химический элемент состоит из названий двух животных? (Мышьяк).

10) Какой химический элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).

11) Названия каких химических элементов начинаются и заканчиваются одной и той же буквой? (Неон, олово).

12) Названия каких химических элементов состоят из одинаковых букв? (Тербий – иттербий, тантал – лантан).

13) Назовите химический элемент, в названии которого три буквы из пяти одинаковые? (Олово).

14) В названии каких химических элементов:

а) три буквы «и»; б) три буквы «е» в) три буквы «о»; г) три буквы «й». а) иридий, б) менделеевий, в) водород, золото, олово, г) эйн-штейний.

15) Названия каких химических элементов состоят всего из трех букв? (Бор, йод).

16) Какой химический элемент имеет самое длинное название?

(Протактиний).

17) В названиях каких химических элементов первые четыре буквы одинаковые? (Калий, калифорний).

18) В названия каких химических элементов входят названия десертных блюд? (Кремний – крем, железо – желе).

19) В названия каких химических элементов входят названия женских и мужских имен? (Кюрий – Юрий, палладий – Алла, менделеевий – Лев, германий – Герман, франций – Франц, самарий – Мари, нильсборий – Нильс, диспрозий – Рози, лоуренсий – Енс, полоний – Пол, вольфрам – Вольф, рутений – Рут, платина – Тина, никель – Ник, плутоний – Тони).

20) Какие мужские имена полностью идентичны названиям химических элементов? (Радий, гелий).

21) В названия каких мужских имен входят названия химических элементов? (Серафим – сера, Борис – бор).

22) Названия каких химических элементов имеют еще ряд значений, различных по смыслу? (Бор – а) фамилия датского ученого, б) сосновый лес, в) род злаков, г) стальное сверло в бормашине, д) город в Новгородской области, е) город в Судане.

Титан – а) спутник планеты Сатурн; б) в древнегреческой мифологии гигант, вступивший в борьбу с богами; в) выдаю-щийся человек, имеющий исключительно широкий размах деятель-ности; г) прибор для нагревания воды).

23) Назовите химические элементы, при чтении которых слева направо, начиная с любой буквы, можно получить наибольшее число слов, имеющих самостоятельное значение? (Протактиний – рот, рота, такт, акт, актиний. Нильсборий – Нильс, Нил, ил, сбор, бор).

24) Название какого химического элемента спрятано в словосочетании: «Периодическая система»? (Йод).

25) Назовите химический элемент, который дал название музыкальному инструменту? (Хром – хромка (двурядная гармонь).

26) В названии какого химического элемента надо изменить лишь ударение, чтобы получить вещество, способное преобразовывать поглощаемую энергию в световое излучение? (Фсфор – фосфр).

27) В фамилию какого известного физика и химика, лауреата Нобелевской премии, входит название химического элемента? (Си-борг – бор).

28) Название какого химического элемента будет читаться по-прежнему, даже если его перевернуть вверх ногами? (Неон).

29) Какой химический элемент в виде простых веществ может быть и очень твердым, и очень мягким? (Углерод – алмаз – графит).

30) Какой металл может «кричать»? (Олово. При сгибании оловянной палочки слышится характерный треск, получивший название «крик олова». По-видимому, этот факт обусловлен трением и разрушением кристаллов при деформации).

Метаграммой называют задачу, в которой, заменяя одну из букв слова, получают новое слово.

1) Из названия какого химического элемента, заменяя первую букву на другую, можно получить слово, обозначающее название пролива между Европой и Азией (фосфор – Босфор); имя мифической богини (сера – Гера); сложный шифр (иод – код); местность, где в почве много воды (золото – болото); название инструмента (золото – долото)?

2) Из названия какого химического элемента, заменяя последнюю букву на другую, можно получить слово, обозначающее название горной системы, являющейся границей между Европой и Азией? (Уран – Урал).

3) Из названия какого химического элемента, заменяя две последние буквы на две другие, можно получить фамилию советского космонавта? (Титан – Титов).

4) Из названия какого химического элемента, заменяя две последние буквы на одну, можно получить слово, обозначающее название города-героя, (тулий – Тула); название планеты или название фрегата русского военного флота (палладий – Паллада); название бывшего города Куйбышева (самарий – Самара); фамилию ученого, учредителя одной из высших премий (нобелий – Нобель); название части континента (европий – Европа)?

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Мальчевская средняя общеобразовательная школа

План

проведения недели биологии

Разработчик:

Учитель биологии

Зинченко Марина Юрьевна

2014год

Неделя биологии

Пояснительная записка

Школьная биология – важное звено в общей системе образования, которая направлена не только на овладение учащимися знаниями о живой природе, но и на формирование целостной картины мира, как компонента общечеловеческой культуры, на воспитание и формирование здорового образа жизни и экологически грамотных людей. Большую роль в этом играет организация внеклассной и внеурочной деятельности, проведение предметных недель.

Предметная неделя способствуют повышению творческой активности учащихся, развитию чувства коллективизма, помогают учащимся раскрыться: показать свои организаторские, интеллектуальные, а иногда и актерские способности. Проведение предметных недель очень важно и для учителя. Как правило, у обучающихся, принимающих активное участие в организации и проведении предметной недели повышается интерес к изучаемому предмету, повышается их активность на уроке, более прочными становятся знания.

Цели и задачи:

    активизация познавательной деятельности учащихся, через участие в проектировании, подготовке и проведении мероприятий предметной недели;

    формирование коммуникативных умений через работу в разновозрастных группах, в секциях по интересам;

    воспитание у учащихся творческой активности, бережного отношения к природе (развитие экологического мышления), ответственности и самостоятельности через участие в предметной неделе.

    воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью близких, окружающих людей.

Форма проведения мероприятий: выставки (газет, плакатов, творческих работ), познавательные внеклассные мероприятия, конкурсы, викторины, презентации проектов учащихся.

Порядок проведения: проведение предметной недели разбито на три этапа –

    подготовительный (анкетирование, проектирование, подготовка проведения мероприятий),

    проведение мероприятий Недели естествознания,

    подведение итогов.

Подготовительный этап:

    проведение анкетирования учащихся 7 -11 классов с целью выбора актива

    определение темы предметной недели

    выбор форм организации мероприятий

    распределение обязанностей между членами актива

    определение сроков проведения мероприятий

Проведение недели биологии:

    торжественное открытие Недели

    проведение мероприятий предметной недели согласно графику

Подведение итогов:

    торжественное закрытие Недели. Награждение участников, победителей мероприятий грамотами.

    делаются оргвыводы, необходимые чтобы учесть недочёты и ошибки в работе Актива при проведении Недели естествознания на следующий учебный год; проектируется Неделя следующего года;

    итогом проведения предметной недели является обширный материал, накопленный в ходе мероприятий в виде презентаций, реферативных и исследовательских работ, методического материала для проведения внеклассных мероприятий и пр.

Важным итогом проведения предметной недели является активизация деятельности учащихся, их желание участвовать в подобных мероприятиях.

План

проведения предметной недели

по биологии

с 1 по 5 декабря 2014г.

    Фотоконкурсы и конкурсы рисунков «Природы милый уголок», «Животные крупным планом».

    Конкурс поделок из природного материала.

    Выпуск стенгазет (разработка оформления, выбор интересных рубрик, подбор материалов, техническое исполнение).

    Презентация проектов учащихся 7-11 классов.

    7 класс – урок-соревнование « Многообразие насекомых», 2.12.2014г.

    8 класс – урок-познавательная игра «Поезд здоровья», 4.12.2014г.

    9-11 класс – интеллектуальный лабиринт по биологии, 1.12.2014г., 5.12.2014г.

Анализ проведения недели биологии

Неделя биологии среди учащихся была проведена в период 1.12.2014г. – 5.12.2014г. В предметной неделе участвовали учащиеся 7 - 11 классов.

В ходе недели биологии были проведены следующие мероприятия:

1. Фотоконкурсы и конкурсы рисунков «Природы милый уголок», «Животные крупным планом».

2. Конкурс поделок из природного материала.

3. Выпуск стенгазет (разработка оформления, выбор интересных рубрик, подбор материалов, техническое исполнение).

4. Презентация проектов учащихся 7-11 классов.

5. 7 класс – урок-соревнование « Многообразие насекомых», 2.12.2014г.

6. 8 класс – урок -познавательная игра «Поезд здоровья», 4.12.2014г.

7. 9-11 класс – интеллектуальный лабиринт по биологии, 1.12.2014г., 5.12.2014г.

Предлагаемые ученикам задания имели различную направленность и тематику, викторины включали как вопросы с вариантами ответа, так и без вариантов ответа, так же среди заданий присутствовали шарады, пословицы, связанные с биологией, биологические задачи, биологический диктант, часть заданий была связана с особенностями региона проживания учащихся (особенностями географического положения, животного и растительного мира Ростовской области).

При ответах на вопросы учащиеся продемонстрировали достаточно высокий уровень знаний по биологии, умение обобщать и применять на практике знания, полученные на уроках, во время конкурсов ученики проявляли заинтересованность, активно работали, глубоко переживали неудачи и радовались победам. Во время проведения мероприятий дети работали в группах и индивидуально. Ученики в ходе работы смогли применить свои творческие способности, так же они продемонстрировали умение самостоятельной работы, умение работать в сети Интернет.

В результате проведения недели биологии можно сделать следующие выводы:

    учащиеся с большим интересом относятся к игровым формам;

    использование занимательного материала помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, мышление;

    вопросы викторин позволяют учащимся проверить правильность знаний, вселить уверен­ность в свои силы, развить и углубить интерес к познанию природы.

Наиболее активные участники недели биологии награждены грамотами:

Алексикова Ирина-7 а класс

Чайкина Александра-8а класс

Лещенко Юлия-8б класс

Гусакова Дарья-8б класс

Железняков Матвей-8б класс

Юнчик Екатерина-8б класс

Бондарева Алина -11 класс

Гриценко Анна -11 класс

Ковалева Валерия -11 класс

Проведение предметных недель в школе по биологии — это особая традиция. Это мероприятие способствуют повышению творческой активности учеников, помогают учащимся раскрыться.

Проведение программы недели биологии также важно и для учителя. У учеников, которые принимают участие в организации предметной недели, возрастает интерес к данному предмету, развивается их активность на уроках, более крепкими становятся знания. Многие ученики потом предпочитают специальности, основой которых является предмет биология.

В течение всей недели, после каждого конкурса выпускаются информационные листки, фото -и- видеорепортажи. Также в конце недели подводятся все итоги конкурсов. Победители мероприятий награждаются грамотами и призами.

При подготовке к проведению недели биологии в школе, мероприятия такого длительного и массового процесса, надо помнить, что внеклассовая работа должна вызвать интерес у учащихся, увлекать их разными видами деятельности и самое главное, должна быть для них отдыхом. Для недели биологии в школе сценарий может быть самый разносторонний, главное, чтобы он понравился учителям и ребятам.


День первый

Конкурс стенгазет:

  • Участвуют учащиеся 5-6 классов-все об окружающей нас природе
  • 7-8 классов — все о животных;
  • 9-11 классов-об экологии на земле.

Необходимо защитить свою работу, доказать свою точку зрения, наличие проблеме и ее актуальность на сегодняшний момент. Также учитывается художественное оформление стенгазеты, её сходство с тематикой конкурса. Этот конкурс поможет оценить знания и умения в биологии, умение правильно и логично передать любую информацию другим.

День второй

Выставка рисунков, Темы:

  • «Я люблю свою природу»
  • «Давайте беречь животных»
  • «Я берегу свое здоровье»
  • «Леса в моих глазах»

Требования к рисункам: формат рисунка А-4, любые художественные средства, достоверность темы на рисунке. Рисунки вывешиваются на стенд, ребята по мере просмотра работ, оценивают ее и голосуют за работу, которая им понравилась, называя автора и название.


Выставка помогает раскрыться каждому учащемуся, показать свои таланта и логику мышления. Больше вникнуть в суть предмета и показать свои знания и навыки.

День третий

Выставка поделок: «Старое в новое». Требование: использование б/у материалов. Необходимо сделать поделку из ненужных вещей и использованных материалов. Каждая работа ученика должна быть защищена рассказом, почему выбран именно этот материал, как он использовался.

Оценивается качество подделки, оригинальность исполнения.

Конкурс: «Вещи на новый лад». На этом конкурсе нужно представить одежду из экологически-чистых материалов. Конкурс проходит в актовом зале, ученики демонстрируют свои работы, им выставляются оценки. Оценивается оригинальность костюма и его материал.


Конкурс позволяет раскрыть свои таланты ребятам, удивить своей оригинальность.

День четвертый

Выставка домашних любимцев: «Я и мой питомец». В этот день ребята приносят из дома своих животных, все питомцев находятся в специальных ящиках. Ребятам дают возможность посмотреть на животных, расспросить их хозяина о его правилах содержания, привычках, повадках, также можно сфотографироваться с питомцами.

Конкурс дает возможность стать ближе к животным, завести новых друзей, найти друзей по интересам.

Конкурс знатоков природы:


Очки зарабатывают те, кто быстро и правильно отвечает на вопрос. Победит тот, у кого их больше. Например:

  • Живой замок (собака)
  • Крылатый чемпион по бегу (стрекоза)
  • Передвижной молокозавод (корова) ‘
  • Летающий цветок (бабочка)
  • Чукотская транспортная единица (олень)
  • Крылатый почтальон (голубь)
  • Речные инженеры-строители (бобры)
  • Подводный капкан (щука)
  • Подводная электростанция (скат)

День пятый

День птиц. В течение всего дня ребята слушают музыку с голосами птиц, читают стихи, загадывают загадки на эту тематику. Затем в актовом зале проводится еще конкурс: «Построй сам». Учащиеся делают скворечники для птиц. Ведут беседы о пользе птиц, о том, что нужно оберегать их. Потом все выходят на школьный двор и вешают скворечники на деревья.

День шестой. Весенняя ярмарка цветов

Весна — это время, когда пора сажать цветы. Цветы — это маленькое чудо, которое подарила нам мать-природа! Каких только цветов не бывает, какими только яркими цветами они не сверкают! Каждый цветок прекрасен, он хранит в себе некую загадку. Цветы — это всегда праздник, всегда красиво цветы дарят прекрасное настроение и самые положительные эмоции.

На каждой перемене проводится ярмарка семян цветов. Учащиеся вместе с учителями приносят в школу собранные семена цветов. Рядом с семенами ставят табличку сего названием и с фотографией цветка. Все кому понравилось растение, потом обмениваются семенами цветов или дарят их, делясь при этом своим опытом их выращивания и правилами ухода за ними.

Эта неделя поможет преподавателю не только показать ученикам свои знания и таланты, а также поможет сплотиться и вместе обсудить темы, которые очень важны и показательны в сфере учебы.