Этапы становления информационного общества таблица. Роль информации в современном обществе. Что будем делать с полученным материалом

05.02.2019

В истории развития цивилизационного общества было всего несколько

информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинального изменения в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к

Хотя развитые страны производили и поставляли промышленно развитую продукцию, колонии и слаборазвитые страны ограничивались поставками первичной продукции. Третий этап глобализации. Эта фаза глобализации простирается с конца Второй мировой войны до конца и совпадает с периодом Мирового Порядка, отмеченным биполярностью. В то время мир видел формирование двух больших блоков власти: с одной стороны, одного, который возглавляли Соединенные Штаты, «капиталистический блок»; с другой, один под руководством Советского Союза, называемый «социалистическим блоком», хотя не существовало де-факто социалистической системы.

гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению. Цивилизация, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного т экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания,

Если, с одной стороны, «холодная война» породила в мире много паники о предполагаемой ядерной войне, с другой стороны, этот период ознаменовался большими успехами в технологической области, главным образом из-за гонки вооружений, а также космической гонки, что позволило неоценимую сумму научных знаний. Такое знание было подтверждено появлением Третьей промышленной революции, более известной как Технико-научная информационная революция.

В этом смысле были достигнуты успехи в области информации и транспорта, развития информационных технологий, робототехники, Интернета, а также биотехнологии. Были усовершенствованы ранее существующие инструменты и созданы новые средства коммуникации и перемещения, что способствует более широкой и более широкой интеграции в мире, хотя оно остается на неравных уровнях развития во всем мире.

которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу сознания общечеловеческой цивилизации.

Четвертая фаза глобализации. Это связано с тем, что тогда был достигнут капиталистический строй во всем мире, в том числе так называемый «второй мир», так называемая социалистическая или плановая капиталистическая экономика. То, что рассматривается как главная характеристика этого процесса, помимо общей консолидации системы глобализации посредством интегральной глобализации капитализма, - это сокращение расстояний и ускорение времени. Когда мы говорим об «сокращении», мы имеем в виду то, как транспортные системы могут достичь больших расстояний за очень короткое время.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества,

благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Эта революция совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной

Однако ускорение времени относится к скорости, с которой появляются новые технологии и которые быстро улучшаются или заменяются. Финансовая система смогла еще больше продвинуться по тому, что социолог Мануэль Кастельс назвал «Капиталистической информацией» или тем, что назвал географ Милтон Сантос «Информационно-научный-научный». На политическом уровне консолидированная экономическая и военная мощь Соединенных Штатов и формирование «вторичных» полюсов, таких как Европейский Союз, Китай и Россия, были консолидированы.

Информационный, познавательный или познавательный капитализм соответствует четвертому этапу развития капитализма. Информационный капитализм начался с краха Нью-Йоркской фондовой биржи, набирающего обороты на рубеже веков. Однако есть споры о дате происхождения информационного капитализма. Для некоторых ученых это началось в послевоенный период, а для других - из.

технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

    переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

    Информационный капитализм соответствует экономическому и социальному периоду, в котором мы живем. Он отмечен продвижением глобализации, компьютеров, цифровых телефонов, робототехники и Интернета. Он получает это имя, потому что он тесно связан с информационным обществом или информационным периодом.

    Его основные функции включают расширение и развитие информационных технологий; ускорение и увеличение потоков капитала, товаров, информации, людей; и распространение знаний. В социальной сфере, в нем подчеркивается увеличение потока информации через сети и технологической зависимости, которые были усилены за счет использования социальных сетей, которые позволяют получить много информации быстро.

    миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

    создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшая составляющая информационной индустрии - информационная технология.

Таким образом, новые социальные и культурные практики возникают при интенсивном использовании технологий с новой социальной структурой. В этом смысле, мы должны подчеркнуть, что социальное неравенство принимает другие пропорции, порождая цифровой разрыв во многих частях мира.

После финансового капитализма некоторые исследователи предпочитают указывать на то, что оно возникает параллельно этому. То есть, третий этап капитализма еще не завершен и поэтому дополняет новый информационный капитализм. Основными характеристиками информационного капитализма являются.

2.2.2 Этапы развития информационных технологий.

Информационная технология (ИТ) - процесс, использующий

совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Современная ИТ опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Ниже приведены три фазы капитализма и его основные характеристики. Мы живем через время перемен или смены времени? Является ли это новым этапом в промышленном обществе или мы вступаем в новую эру? «Глобальная деревня», «технотронный возраст», «постиндустриальное общество», «эпоха» или «информационное общество» и «общество знаний» - это некоторые из терминов, используемых для определения и понимания объем этих изменений. Но по мере продолжения дискуссии на теоретическом уровне реальность продвигается вперед, и средства коммуникации выбирают имена, которые мы должны использовать.

1 этап (до второй половины XIX в.) - "ручная" информационная

технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2 этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструментарий

Любой термин, который мы используем, в основном является средством обращения к текущему или будущему явлению, без необходимости его описания; но выбранный термин сам по себе не определяет содержание. Он возникает из тех видов использования, которые сделаны из него в данном социальном контексте, и сами влияют на восприятие и ожидания, поскольку каждый термин передает прошлое и значение с его собственным идеологическим фоном. Поэтому неудивительно, что любой термин, который должен обозначать общество, в котором мы живем, или к которому мы стремимся, является предметом спора о значении, помимо конфронтации между различными проектами общества.

которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3 этап (40 - 60-е гг.) - "электрическая" технология, инструментарий

которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии - акцент начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

Хотя использование первого было введено, с самого начала были разногласия, и ни один из них не мог быть предметом консенсуса. Появление этого термина, однако, относится к более ранним десятилетиям. Все это оказало большое влияние на СМИ. Несмотря на это и ключевую роль коммуникационных технологий в ускорении глобализации экономики, общественный имидж этих технологий более тесно связан с более «удобными для пользователя» аспектами глобализации, такими как Интернет, сотовая телефония и международный, спутниковое телевидение и т.д. таким образом, информационное общество сыграло роль «посланника доброй воли» в отношении глобализации, чьи «выгоды» могли быть в пределах досягаемости всех, и только бы можно было уменьшить «цифровой разрыв».

4 этап (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, инструментарием

которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Акцент смещается в сторону формирования более содержательной информации.

Она разработала отражение этой темы в попытке ввести более полную концепцию, которая не только связана с экономическим измерением. Например, Абдул Вахид Хан пишет: Информационное общество является краеугольным камнем обществ знаний. Для меня понятие «информационного общества» связано с идеей технологических инноваций, понятие «общества знаний» включает в себя измерение социальной, культурной, экономической, политической и институциональной трансформации, а также более диверсифицированную перспективу развития.

На мой взгляд, понятие «общества знания» предпочтительнее понятия «информационного общества», поскольку оно делает больший акцент на сложность и динамичность тех изменений, которые действуют. Эти знания полезны не только для экономического роста, но и потому, что он способствует автономии и развитию общества в целом.

5 этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" технология, основным

инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ (создание систем поддержки принятия решения для разных специалистов). В связи с переходом на микропроцессорную технологию существенным изменениям подвергается бытовая техника, приборы связи и коммуникации, оргтехника. Начинают широко развиваться компьютерные сети (локальные и глобальные).

Здесь есть нюанс, который касается только латинских языков: различие между обществом «знания» и общества «знания». Понятие «знания» подразумевает более точную или практическую определенность, тогда как «знание» соответствует более глобальному или аналитическому пониманию. Поэтому он предлагает перевести «общество знания» на «общество интеллекта».

В любом случае, в общих чертах в этом контексте эти два термина используются взаимозаменяемо, хотя по-испански «знание» кажется более распространенным. Текущие определения: современное состояние. Здесь следует провести различие между определениями, которые направлены на то, чтобы охарактеризовать существующую или возникающую реальность и те, которые выражают концепцию - или сильное желание - потенциального общества.

Основные этапы в информационном развитии общества. Информационные революции.

В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Изобретение письменности позволило накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход к алфавитному способу письма сделал письменность более доступной и способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

Для первой категории мы ссылаемся на Мануэля Кастельса, одного из исследователей, который разработал эту тему больше всего и является признанным авторитетом в этой области. Кастельс предпочитает термин «информационное общество» термин «информационное общество». Он указывает, что, хотя знания и информация являются определяющими элементами во всех способах развития, термин «информационный» характеризует конкретную форму социальной организации, в которой создание, обработка и передача информации становятся первичными источниками производительности и мощности, благодаря новым технологическим условиям, которые появляются в этот исторический период.

Вторая информационная революция (в середине XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции, Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу сознания общечеловеческой цивилизации.

И он отмечает: Распространение технологий постоянно усиливает силу технологий, так как пользователи берут на себя ответственность и переопределяют ее. Новые технологии - это не просто инструменты, которые нужно использовать, но разрабатываемые процессы. Впервые в истории человеческий разум является прямой производственной силой, а не просто решающим элементом производственной системы.

Что касается общества, основанного на знаниях, то он отметил в более поздней публикации: Это общество, в котором условия для создания знаний и обработки информации в значительной степени были изменены революцией технологическое развитие, ориентированное на обработку информации, создание знаний и информационные технологии.

Третья информационная революция (в конце XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая информационная революция (в 70-х гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации.

Ив Курьер, ссылаясь на Кастельса, выделяет два термина следующим образом: «информационное общество» подчеркивает содержание работы, в то время как «общество знания» подчеркивает, что экономические агенты должны обладать более высокой квалификацией, которую они будут использовать в практике своих торгов.

В своей первой статье отмечается Женевская декларация принципов, принятая правительствами - при значительном вкладе гражданского общества. Мы провозглашаем нашу общую волю и решимость строить информационное общество с человеческим, инклюзивным и ориентированным на развитие аспектом, информационным обществом, в котором каждый человек имеет возможность создавать, использовать и обмениваться информацией и знаниями и в которой отдельные лица, сообщества и народы могут таким образом реализовать свой полный потенциал путем содействия устойчивому развитию и улучшения качества жизни в соответствии с целями и принципами Уставом Организации Объединенных Наций, и в полной мере уважать и осуществлять Всеобщую декларацию прав человека.

В настоящее время в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут пользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Это привело к необходимости внедрения новых технологий обработки и передачи информации и послужило началом перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс начался с середины XX в.
Основные черты информационного общества.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации.
В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие:
наличие компьютеров,
уровень развития компьютерных сетей
доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.

Однако, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.

Остановимся на основных тенденциях развития информационного общества.
Изменение структуры экономики и структуры труда

В информационном обществе деятельность человека будет во многом зависеть от умения эффективно использовать имеющуюся информацию. Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности должно обеспечить доступ к достоверным источникам информации, избавить человека от рутинной работы, позволит ускорить принятие оптимальных решений, автоматизировать обработку информации не только в производственной, но и в социальной сферах. В результате этого процесса движущей силой развития общества станет производство информационного, а не материального продукта.
Этот процесс должен привести к созданию информационного общества, в котором главную роль будут играть знания и интеллект.

Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий:
создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;
появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;
выработка единых правил поведения в сетях и поиск н них информации.

Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она представляет собой колоссальную и быстрорастущую систему, число пользователей которой приближается к 200 миллионам человек. Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются.
Свобода доступа к информации и свобода ее распространения.

Обсуждаемая проблема лежит больше в политической и экономической плоскости, нежели в технической, поскольку современные информационные технологии чисто технически открыли безграничный простор д.1я информационных обменов. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения - обязательное условие демократического развития, способствующее экомическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности.

Огромное значение имеет свобода распространения информации культурно-просветительного характера. Она способствует росту культурного и образовательного уровня общества.
Рост информационной культуры

Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Она включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т. д. Существенный элемент информационной культуры - владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми - важный признак человека информационного общества.
Изменения в сфере образования.

Большие изменения произойдут в информационном обществе в сфере образования. Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием - сделать его более доступным тля каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты. В силу своего динамизма информационное общество потребует от своих членов непрерывного на протяжении десятков лет, обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества.
Изменения уклада жизни людей.

Формирование информационного общества существенно отразится на повседневной жизни людей. О том, насколько глубокими будут эти изменения, можно только догадываться. Так, массовое внедрение телевидения в 60-70-х годах XX века существенно изменило быт людей, причем не только е лучшую сторону. С. одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой - сократилось живое общение, стало больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения. Недавнее достижение Интернет-технологий -поход за покупками реальных товаров в виртуальный Интернет-магазин - может развиться в информационном обществе вплоть до ликвидации современной системы торговли.
Информатизация.

Один из этапов перехода к информационному обществу - компьютеризация общества, которая предполагает развитие и внедрение компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов обработки информации и ее накопление.

Таким образом, под информатизацией общества понимают реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования членами общества достоверной информации, что в значительной мере зависит от степени освоения и развития новых информационных технологий.

Роль и значение информационных революций

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

Переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

Миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

Создание программно-управляемых устройств и процессов.

Для создания более целостного представления об этом периоде целесообразно познакомиться с приведенной ниже справкой о смене поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить эти сведения с этапами в области обработки и передачи информации.

Справка о смене поколений ЭВМ.

1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база - электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах.

2-е поколение (с конца 50-х гг.). Элементная база - полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база - интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

4-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база- микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микроЭВМ.

5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Информационная технология (ИТ) - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Телекоммуникации - дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

Примечание. Подробный анализ видов информационных технологий рассмотрен в подразд. 3.3 и 3.4.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Как понимают ученые информационное общество

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

Пример 1.1. По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас 27 млн. работающих могут осуществить свою деятельность, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости. В США к категории самостоятельно занятых были отнесены: в 1980 г. - 5,7 млн. человек, в 1989 г. - 14,6 млн., а в 1995 г. - 20,7 млн. человек.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

Решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

Главной формой развития станет информационная экономика;

В основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

Информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

Формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

С помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

Реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду. Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

Все большее влияние на общество средств массовой информации;

Информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

Существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

Многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями. Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.