Сообщение про антона григорьевича рубинштейна. А. Г. Рубинштейн - биография. Радушный дом Рубинштейнов

01.02.2019

По прошествии ста восьмидесяти пяти лет, минувших со дня рождения Рубинштейна, можно сказать, что 28 ноября 1829 года в мир пришел истинный гений.

Он был наделен многими качествами, привлекавшими к нему людей – Петр Ильич Чайковский говорил, что обожал в Рубинштейне

«не только великого пианиста и композитора, но также человека редкого благородства, откровенного, честного, великодушного, чуждого низким чувствам, с умом ясным и бесконечной добротой».

Один из секретов - возможно, величайший - который придавал постоянство и актуальность пианизму Рубинштейна, был качеством звука не только красивым, но и абсолютно личным. Нет подлинного переводчика, но его собственный звук, а Рубинштейн был с юности чистым и прозрачным, прозрачным до тех пор, пока, по потребностям музыки, не истолковал - он стал плотным и последовательным. Он был драгоценен и строился с величие: его пианисимы никогда не были сломаны; их крепости никогда не болят.

Весь диапазон интенсивностей проходил в гармоничной и унифицированной полосе. Он создавал атмосферу и сладостно затягивал резонанс, давая нам иллюзию вокала легати или лука. Первое впечатление относительно молодого Рубинштейна было в том, что импровизационный гений, который доверил большую часть толкования акту концерта, воле момента, когда установилось общение с общественностью. Затем пришел вывод, что ни то, ни другое не было так верно и не хотело поддерживать его, когда постепенная преданность письменному и обобщенному преодолению техники сделала ее невозможной.

Ребенок, появившийся на свет в зажиточной купеческой семье, проявил свою одаренность с младенчества. Когда Антону было всего три года, родители заметили, что мальчик внимательно слушает игру матери на фортепиано.

В дальнейшем мать будущего музыканта – Калерия Христофоровна, женщина музыкально одаренная – станет первой наставницей сына. После того, как ребенок покажет родителям свои первые собственные сочинения – а это были кадриль и четыре польки – станет очевидно, что продолжать занятия нужно с опытным педагогом.

Он посвятил максимальные усилия своей зрелости романтическому репертуару или романтику, даже для того, чтобы переосмыслить такие версии, как «Карнавал», который был битвой с самого начала. Он погрузился в лирическую и грозную тяжесть в пианизме Брамса и сублимировал, с помощью определенной зачистки, своего Шопена всегда.

Рубинштейн был мастером в полной мере этого слова. След его пианизма будет терпеть. И его память в Испании. Испания была для меня потрясением, которая полностью удовлетворила мой инстинкт цвета, и мой вкус к ритму. Эта страна сделала больше, чем усыновила меня.

В 1831 году 35 членов семьи Рубинштейн, начиная с деда - купца Рувена Рубинштейна из Житомира, приняли православие в Свято-Николаевской церкви в Бердичеве. Толчком к крещению, по поздним воспоминаниям матери композитора, стал Указ императора Николая I о призыве детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами, в связи с чем на семью перестали распространяться законы черты оседлости.

Жизненный и творческий путь

Она родилась в Мехико 8 декабря поэта, преподавателя, переводчика, культурного журналиста, промоутера детской литературы. Директор детской трибуны. Медаль Габино Барреда за заслуги в университете Достопочтенное упоминание о Мореновых озерах Цветочные игры Почетное упоминание в конкурсе Хай-Ку В каком городе это?

Плетневым в Консерватории. Геннадий Дзюбенко - выдающийся солист, но также является частью «Романтического трио», от «Трио Средиземноморья», от дуэта Палау-Дзюбенко, с Хорди Палау и от фортепианного дуэта Дзюбенко-Логинова с Ларисой Логиновой. Он выступал в Испании, Германии, Франции, США, Австралии, Японии, Люксембурге, Португалии, Венгрии, Словении и Хорватии. Он совершил успешные туры по Европе и Соединенным Штатам, и по всему миру он высоко оценил его большую выразительность и необыкновенный талант.

Уже через год (по другим данным – в 1834 году) Рубинштейны поселились в Москве, где отец Антона открыл небольшую карандашно-булавочную фабрику. Около 1834 года отец приобрел дом на Ордынке, в Толмачевом переулке, где родился младший брат Николай Рубинштейн.

Детские годы Антона Григорьевича связаны с Москвой. Лучшим педагогом в городе в те годы был Александр Иванович Виллуан. Человек, повидавший на своем веку немало учеников, он был поражен дарованием представленного ему ребенка и предложил заниматься с ним бесплатно. Пять лет, продолжались занятия Антона Рубинштейна с А.И. Виллуаном. Будущий музыкант относился к нему не только как к наставнику, но и как второму отцу.

Музыкальный журнал «Страд» писал о своей интерпретации работы Рубинштейна: У пианиста Геннадия Дзюбенко, похоже, есть секрет различения только одного прохода и одного поддерживающего. Его тщательная, умная игра приближается к тому, чтобы поднять эту музыку до уровня вдохновения, которого Рубинштейн просто не имеет.

Дзюбенко регулярно участвует в составе жюри международных соревнований фортепиано, таких как Джина Бахауэр, Музыкальная школа Истмана, Сингапурский конкурс пианистов, Евгения Вердет и 2-й. В настоящее время он преподает в Консерватории музыки Жироны им. Исаака Альбениса и преподавателя музыкальной школы Лутье в Барселоне и является директором Международного фестиваля музыки имени Исаака Альбениса и Международного музыкального курса Кампродона, где родился великий рожденный композитор.

В поздние годы композитор с печалью говорил о том, что у него не было детства. Это было истинной правдой. Уже в 10-летнем возрасте Рубинштейн впервые выступил на публике, а вскоре в сопровождении Виллуана отправился в большой концертный тур по Европе. По желанию А.И. Виллуана первая длительная остановка была в Париже.

Столица Франции в 1840-е годы – сосредоточение культурной жизни Европы. Здесь блистали своим искусством представители всех европейских государств. В том числе и маленькие вундеркинды привлекали внимание почтенной публики – выступление одиннадцатилетнего Антона Рубинштейна имело грандиозный успех. В Париже, где произошло познакомство с Фредериком Шопеном, учитель и ученик задержались до июля 1841 года.

Плетневым в той же Консерватории. После завершения обучения Геннадий Дзюбенко начал свою художественную карьеру в качестве выдающегося солиста и в качестве члена нескольких комплектов камерной музыки. Он предлагал концерты в лучших местах в Москве и других городах России, Испании, Люксембурга, Франции, Германии, Португалии, Австралии, Словении, Хорватии и Соединенных Штатов.

Геннадий Дзюбенко - выдающийся солист, но входит в состав Трио Романтико, Средиземноморское трио, дуэт Палау-Дзюбенко, с Хорди Палау и фортепианный дуэт Дзюбенко-Логинова с Ларисой Логиновой. Он также сотрудничал с всемирно известными композиторами, с певцами из Большого театра в Москве и с многочисленными всемирно известными инструменталистскими исполнителями.

Затем последовал калейдоскоп концертных выступлений в Голландии, Германии, Австрии, Венгрии, Англии, Норвегии, Швеции, Чехии, Польше. Турне длилось два года. Зимой 1843 года Виллуан и Рубинштейн оказываются в Петербурге, где Антон Григорьевич начинает заведовать музыкой при дворе Великой княгини Елены Павловны.

Великая княгиня была образована, добродетельна, красива и в обществе слыла женщиной совершенной. Всей душой и делами она содействовала развитию русского искусства.

В настоящее время Дзюбенко является профессором Музыкальной консерватории имени Исаака Альбениса в Жироне и Школы Барселоны Лутье. Он регулярно участвует в составе жюри международных конкурсов пианистов, таких как Джина Бахауэр, Музыкальная школа Истмана, Сингапурский конкурс пианистов, Евгения Вердет и 2-й конкурс фортепианных фортепиано в Штайне.

Геннадий Дзюбенко является директором Международного музыкального фестиваля и Международного музыкального курса Исаака Альбениса в Кампродоне, Испания. Окончил Московскую консерваторию им. Чайковского по специальности проф. Михаил Мезлумов, Лев Власенко и Михаил Плетнев, Геннадий Дзубенко вступили в концертную жизнь. В сотрудничестве с национальными и международными концертными агентствами он выступает в качестве солиста и как участник различных камерных групп. Помощник регулярно участвует в международных конкурсах пианистов: «Конкурс пианистов имени Джины Бахауэр», «Международный конкурс пианистов имени Евгения Бердет», «Международный конкурс пианистов имени Флорестано Россоманди», конкурс фортепианного конкурса «Истманн», Сингапурский конкурс пианистов, 2-й конкурс молодых пианистов «Штайнвей».

Проведя некоторое время в России, в 1844 году Антон Рубинштейн вместе с матерью и младшим братом Николаем отправляется в Берлин, где начинает заниматься теорией музыки под руководством Зигфрида Дена, у которого за несколько лет до того брал уроки Михаил Глинка. В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.

Геннадий Дзубенко - директор Международного музыкального фестиваля и художественный руководитель Международного музыкального курса Исаак Альбениз, Кампродон, Испания. Выдающийся пианист Артур Рубинтейн родился в польском городе Лодзь в Швейцарии. Он умер в Швейцарии в возрасте 95 лет. Он начал заниматься фортепиано в возрасте 3 лет, а в возрасте 5 лет провел свой первый публичный концерт. В возрасте 10 лет его услышал известный скрипач Иосиф Иоахим, которого очень восхищали условия молодого пианиста, в результате которого он решил взять на себя ответственность за музыкальное и музыкальное образование молодого Артуро.

В 1846 году умирает его отец, и мать вместе с Николаем возвращаются в Россию, а Антон переезжает в Вену, где зарабатывает на жизнь, давая частные уроки. По возвращении в Россию зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны, Рубинштейн смог обосноваться в Санкт-Петербурге и заняться творчеством: дирижированием и композицией.

Будучи рожденным в том же городе, что и Шопен, молодой Артур был известен и прикован к всей работе известного польского композитора, который оказал на него значительное влияние. Уже в юности и все еще под опекой Йоахима Артуро ведет учебу в Берлин с музыкальным педагогом Генрихом Бартом. Говорят, что отношения между ними были хорошими, но не настолько, что Рубинштейн терпел жестокий дисциплинарный механизм, наложенный на него. Несмотря на упомянутые различия, учитель и ученик оставались вместе, принося последние, чтобы они с большим успехом выступали в Большом зале Берлина.

Он также нередко выступает как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I.

В Петербурге Рубинштейн знакомится с композиторами М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, виолончелистами М. Ю. Виельгорским и К. Б. Шубертом и другими крупнейшими русскими музыкантами того времени. В 1850 году Рубинштейн дебютирует в качестве дирижёра, в 1852-м – появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи-Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок». К этому же времени относятся его первые проекты по организации в Петербурге музыкальной академии, которым, однако, не суждено было воплотиться в жизнь.

Среди наиболее важных широт, в которых он выступал, концерты - Европа, Соединенные Штаты Америки, Южная Америка и т.д. отзвуки его концертов достигают самых отдаленных мест в мире. Его интерпретирующая характеристика связывает его между романтическими пианистами и экзотическими пианистами. На протяжении всей своей жизни он значительно специализировался на интерпретации работы Шопена, некоторые из которых считаются парадигмами интерпретации музыки польского композитора.



Настоящее имя Патриция Рубинейн, но она известна художником по имени Руби. Доктор профессий и аргентинский певец мелодичного и латинского стиля. Это художественное название произошло от того, что его бабушка сказала «была жемчужиной дома», а также как апокопию его отцовской фамилии. Паралеламент также пел, так как он всегда любил и понимал это от девушки. Он всегда пел на собраниях, и он тоже делал это в нескольких барах в Буэнос-Айресе. Он начал петь с самого раннего возраста, всегда отождествляя себя с романтическим жанром, хотя он родом из семьи танго-писателей и композиторов.

В 1854 году Рубинштейн вновь отправляется за границу. В Веймаре он знакомится с Ференцем Листом, который одобрительно отзывается о Рубинштейне как о пианисте и композиторе и помогает поставить оперу «Сибирские охотники».

14 декабря 1854 года состоялся сольный концерт Рубинштейна в лейпцигском зале Гевандхаус, прошедший с шумным успехом и положивший начало длительному концертному туру: впоследствии пианист выступил в Берлине, Вене, Мюнхене, Лейпциге, Гамбурге, Ницце, Париже, Лондоне, Будапеште, Праге и многих других европейских городах.

Его дядя Луис Рубинштейн был автором «Вдохновения», «Шарлемоса» и других, а также еще одного брата его отца по имени Оскар Рубенс создал лирику танго «Ребелдиа». Основанная в Соединенных Штатах, она также пела на собраниях друзей и семьи, и это было на одной из этих встреч в Майами, где она слушает петь и играть на гитаре рекорд-продюсером и убеждает ее записать несколько песен для представления директорам компании, для которой он работал. Вскоре они позвонили ей, потому что любили ее голос и музыкальный стиль.

Он быстро обнаружил, что записывает свой первый рекордный материал. Оттуда он совершил поездку по Соединенным Штатам в таких городах, как Вашингтон, Майами, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и многие другие. Этот диск подсчитали на письма Энрике Пирии и аранжировки Рене Греко.

Летом 1858 года Рубинштейн возвращается в Россию, где при финансовой поддержке Великой княгини Елены Павловны добивается учреждения Русского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр (первый симфонический концерт Русского музыкального общества под его управлением прошёл 23 сентября 1859 года). Рубинштейн также продолжает активно выступать за границей и принимает участие в фестивале, посвящённом памяти Г. Ф. Генделя.

В то время она получила премию «Золотая пальма» как откровение года в категории лучших женщин-солистов. Она также была победителем «Фестиваля переводчиков», который проходил в Театре Ласалле в городе Буэнос-Айрес - Аргентина. Последствия этого вопроса пересекли границы, прибыв в Колумбию и Венесуэлу, страны, где она появилась на региональных фестивалях, чтобы действовать в известной сети американских гостиниц. Ему придется прислушиваться к его коленям. Сказав, что мы уже можем быть спокойными и позволить ему говорить с нами через его музыку, потому что все, что мы можем сказать, звучит пусто.

На следующий год при Обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 году превращённые в первую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам фортепиано и инструментовки (среди его учеников ― П. И. Чайковский).

Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены «Могучей кучки» во главе с М. А. Балакиревым и А. Н. Серовым, опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали её роль важной в формировании русской музыкальной школы.

Масштабное музыкальное действо

Сегодня мы восстановили запись года в сопровождении симфонического оркестра Лондона под руководством Андре Превина, с видом из семидесяти, который сегодня немного смеется. Но продолжим этот концерт. Артур Рубинтейн исполнит Концерт для фортепиано с оркестром № 2 в мажорном исполнении № 21 Фредерика Шопена. Несмотря на то, что он 88 лет и практически слеп, он предлагает нам толкование, полное силы и твердости. Без сомнения, сегодня это исключительный документ.

Начало творческой деятельности

Мы не будем рассказывать биографию о том, почему в сети и опубликованы они очень хорошие и полные. Но мы хотели бы кратко рассказать о его характере, его характере. Рубинштейн всегда был оптимистичным человеком, отличным баффом, и, как Томас Манн назвал его счастливым виртуозом. Поэтому в его жизни было много ситуаций, которые раскрывают этот добрый и дружелюбный характер. поэтому мы оставим некоторые.

Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 году покинуть пост директора консерватории. Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом.

В тот период концертная деятельность всецело захватывает артиста. Особенно важным становится для него успех выступлений в Америке в 1872 году. Вплоть до 1887 года музыкант живет то за границей, то в России, таковы условия необходимые для творческого созидания…

Виртуоз-исполнитель, Рубинштейн, не имел себе равных среди современников. Неизвестно, в России ли, или в Европе публика с большим воодушевлением встречала его выступления. Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать эту работу с активной исполнительской, композиторской и музыкально-просветительской деятельностью. Ежегодно посещая заграницу, он знакомится с Иваном Тургеневым, Полиной Виардо, Гектором Берлиозом, Кларой Шуман, Нильсом Гаде и другими деятелями искусства.

1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна ― оперы «Демон», написанная им по мотивам поэмы М.Ю. Лермонтова. Опера была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя. С этой оперой связаны триумфы знаменитых певцов – Шаляпина, Тартакова, Штоколова.

В сезоне 1871-1872 гг. Рубинштейн руководит концертами Общества друзей музыки в Вене, где дирижирует, среди прочих сочинений, ораторией Листа «Христос» в присутствии автора (примечательно, что партию органа исполнял Антон Брукнер). На следующий год состоялись триумфальные гастроли Рубинштейна в США вместе со скрипачом Генриком Венявским.

На небольшой период с 1887 по 1891 год Рубинштейн снова становится директором Петербургской консерватории. Это время отмечено его отеческой заботой о молодых музыкантах. Первые международные конкурсы молодых исполнителей связаны с его именем и устраиваются на его личные средства. Первый конкурс состоялся в Петербурге в 1890 году второй в 1895 году в Берлине.

Может показаться, что исполнительская и общественная деятельность занимали первое место в жизни музыканта. Однако, это не так, А. Г. Рубинштейн оставил огромное творческое наследие.

Вернувшись в 1874 году в Россию, Рубинштейн поселился на своей вилле в Петергофе (позже уничтоженной во время войны), где он занялся композицией и дирижированием. В этот период творчества композитором было создано более ста произведений, в том числе Четвёртая и Пятая симфонии, оперы «Маккавеи» и «Купец Калашников» (последняя через несколько дней после премьеры запрещена цензурой).

В сезоне 1882-1883 гг. он вновь встал за пульт симфонических концертов Русского музыкального общества, а в 1887 снова возглавил Консерваторию. В 1885-1886 гг. он дал серию «Исторических концертов» в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе, исполнив практически весь существовавший сольный репертуар для фортепиано от Куперена до современных ему русских композиторов.

В Петергофе, 7 ноября 1894 года, произошла внезапная смерть Антона Григорьевича, находившегося в расцвете творческих сил. Кончина Рубинштейна нашла отклик в самых широких кругах русского общества. «Незабвенный» – так говорили о нём в те дни. Отпевание прошло в Троицком соборе Александро–Невской лавры. Похороны состоялись на Никольском кладбище. В 1938 году прах композитора был перенесен в Некрополь мастеров искусств.

В 2005 году в центральной части Петергофа был открыт памятник почетному гражданину города, великому музыканту Антону Григорьевичу Рубинштейну. Автором стал известный петербургский скульптор Г.Д. Ястребенецкий. Одна из улиц Петербурга носит славное имя композитора.

Из речи Антона Григорьевича Рубинштейна на открытии Консерватории 8 сентября 1862 года:

“…Главная же ответственность, главный долг лежит на господах учащихся – и это я говорю не только им, но также их родителям, – да, главная ответственность в оправдании столь большого доверия правительства к этому предприятию лежит на учащихся; проникнувшись этим чувством, они должны работать так, чтобы не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему совершенству, должны не желать выходить из этих стен иначе. Как истинными художниками, только тогда они будут в состоянии приносить пользу своему отечеству и самим себе и делать честь их образователям…

Да, будемте работать вместе, будем помогать друг другу, будем стараться дорогое для нас искусство поставить на ту высоту, на которой оно должно стоять у народа, столь богато одаренного способностями к музыкальному искусству, будемте смиренными и неутомимыми служителями того искусства, которое возвышает душу и облагораживает человека…”


Рубинштейн Антон Григорьевич
Родился: 16 (28) ноября 1829 года.
Умер: 8 (20) ноября 1894 года.

Биография

Антон Григорьевич Рубинштейн (16 (28) ноября 1829, Выхватинец, Подольская губерния - 8 (20) ноября 1894, Петергоф) - русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.

Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства.

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.

Антон Рубинштейн родился в приднестровском селе Выхватинец Подольской губернии (теперь Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики), третьим сыном в состоятельной еврейской семье. Отец Рубинштейна - Григорий Романович (Рувенович) Рубинштейн (1807-1846) - происходил из Бердичева, с молодости вместе с братьями Эммануилом, Абрамом и сводным братом Константином занимался арендой земли в Бессарабской области и к моменту рождения второго сына Якова (в будущем врач, 1827 - 30 сентября 1863) был купцом второй гильдии. Мать - Калерия Христофоровна Рубинштейн (урождённая Клара Лёвенштейн или Левинштейн, 1807 - 15 сентября 1891, Одесса) - музыкант, происходила из прусской Силезии (Бреслау, впоследствии семья перебралась в Варшаву). Младшая сестра А. Г. Рубинштейна - Любовь Григорьевна Вейнберг (1833-1903), преподаватель фортепиано музыкальных классов К. Ф. фон Лаглера - была замужем за одесским адвокатом, коллежским секретарём Яковом Исаевичем Вейнбергом, родным братом литераторов Петра Вейнберга и Павла Вейнберга. Другая сестра, София Григорьевна Рубинштейн (1841 - январь 1919), стала камерной певицей и музыкальным педагогом.

25 июля 1831 года 35 членов семьи Рубинштейн, начиная с деда - купца Рувена Рубинштейна из Житомира, приняли православие в Свято-Николаевской церкви в Бердичеве. Толчком к крещению, по поздним воспоминаниям матери композитора, стал Указ императора Николая I о призыве детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами в пропорции 7 на каждые 1000 еврейских детей (1827). На семью перестали распространяться законы черты оседлости, и уже через год (по другим данным в 1834 году) Рубинштейны поселились в Москве, где отец открыл небольшую карандашно-булавочную фабрику. Около 1834 года отец приобрёл дом на Ордынке, в Толмачёвом переулке, где родился его младший сын Николай.

Первые уроки игры на фортепиано Рубинштейн получил от матери, а в возрасте семи лет стал учеником французского пианиста А. И. Виллуана. Уже в 1839 году Рубинштейн впервые выступил на публике, а вскоре в сопровождении Виллуана отправился в большой концертный тур по Европе. Он играл в Париже, где познакомился с Фредериком Шопеном и Ференцем Листом, в Лондоне был тепло принят королевой Викторией. На обратном пути Виллуан и Рубинштейн посетили с концертами Норвегию, Швецию, Германию и Австрию.

Проведя некоторое время в России, в 1844 Рубинштейн вместе с матерью и младшим братом Николаем отправляется в Берлин, где начинает заниматься теорией музыки под руководством Зигфрида Дена, у которого за несколько лет до того брал уроки Михаил Глинка. В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.

В 1846 умирает его отец, и мать вместе с Николаем возвращаются в Россию, а Антон переезжает в Вену, где зарабатывает на жизнь, давая частные уроки. По возвращении в Россию зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны, Рубинштейн смог обосноваться в Санкт-Петербурге и заняться творчеством: дирижированием и композицией. Он также нередко выступает как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I. В Петербурге Рубинштейн знакомится с композиторами М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, виолончелистами М. Ю. Виельгорским и К. Б. Шубертом и другими крупнейшими русскими музыкантами того времени. В 1850 Рубинштейн дебютирует в качестве дирижёра, в 1852 ― появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи-Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок». К этому же времени относятся его первые проекты по организации в Петербурге музыкальной академии, которым, однако, не суждено было воплотиться в жизнь.

В 1854 году Рубинштейн вновь отправляется за границу. В Веймаре он знакомится с Ференцем Листом, который одобрительно отзывается о Рубинштейне как о пианисте и композиторе и помогает поставить оперу «Сибирские охотники». 14 декабря 1854 года состоялся сольный концерт Рубинштейна в лейпцигском зале Гевандхаус, прошедший с шумным успехом и положивший начало длительному концертному туру: впоследствии пианист выступил в Берлине, Вене, Мюнхене, Лейпциге, Гамбурге, Ницце, Париже, Лондоне, Будапеште, Праге и многих других европейских городах. В мае 1855 года в одном из венских музыкальных журналов была опубликована статья Рубинштейна «Русские композиторы», неодобрительно принятая русской музыкальной общественностью.

Летом 1858 Рубинштейн возвращается в Россию, где при финансовой поддержке Елены Павловны в 1859 добивается учреждения Русского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр (первый симфонический концерт под его управлением прошёл 23 сентября 1859 года). Рубинштейн также продолжает активно выступать за границей и принимает участие в фестивале, посвящённом памяти Г. Ф. Генделя. На следующий год при Обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 превращённые в первую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам фортепиано и инструментовки (среди его учеников ― П. И. Чайковский).

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать эту работу с активной исполнительской, композиторской и музыкально-просветительской деятельностью. Ежегодно посещая заграницу, он знакомится с Иваном Тургеневым, Полиной Виардо, Гектором Берлиозом, Кларой Шуман, Нильсом Гаде и другими деятелями искусства.

Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены «Могучей кучки» во главе с М. А. Балакиревым и А. Н. Серов, опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали её роль важной в формировании русской музыкальной школы. Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 покинуть пост директора консерватории. Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом, а на рубеже 1860-х ― 70-х годов сближается с «кучкистами». 1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна ― оперы «Демон», которая была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя.

В сезоне 1871-1872 Рубинштейн руководит концертами Общества друзей музыки в Вене, где дирижирует, среди прочих сочинений, ораторией Листа «Христос» в присутствии автора (примечательно, что партию органа исполнял Антон Брукнер). На следующий год состоялись триумфальные гастроли Рубинштейна в США вместе со скрипачом Генриком Венявским.

Вернувшись в 1874 в Россию, Рубинштейн поселился на своей вилле в Петергофе, занявшись композицией и дирижированием. К этому периоду творчества композитора принадлежат Четвёртая и Пятая симфонии, оперы «Маккавеи» и «Купец Калашников» (последняя через несколько дней после премьеры запрещена цензурой). В сезоне 1882-1883 он вновь встал за пульт симфонических концертов Русского музыкального общества, а в 1887 снова возглавил Консерваторию. В 1885-1886 он дал серию «Исторических концертов» в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе, исполнив практически весь существовавший сольный репертуар для фортепиано от Куперена до современных ему русских композиторов.

Рубинштейн умер 20 ноября 1894 года в Петергофе и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.

Благотворительная деятельность

Как пишет критик А. В. Оссовский, «денежная щедрость Рубинштейна замечательна; по приблизительному расчёту, им было пожертвовано около 300 000 рублей на разные добрые дела, не считая безвозмездного участия в концертах в пользу всяких учащихся, которым А. Г. всегда покровительствовал, и не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал».

Память

Именем Рубинштейна назван Высший музыкальный колледж в Тирасполе, а также бывшая Троицкая улица в Санкт-Петербурге, на которой композитор жил с 1887 по 1891 годы.
В селе Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики есть музей. И в музее есть уголок памяти Рубинштейна.
В Петергофе, городе последних дней композитора, его именем названы улица и музыкальная школа.
На доме по адресу Троицкая улица, дом 38 в Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска.

Сочинения

Среди произведений Рубинштейна 5 духовных опер (ораторий):
«Потерянный рай»
«Вавилонская башня»
«Моисей»
«Христос» (до 2011 года считалась безвозвратно утраченной)
одна библейская сцена в 5 картинах - «Суламифь»,
13 опер:
«Дмитрий Донской» (1849; по трагедии В. А. Озерова, поставлена в 1852 - Большой театр, Санкт-Петербург).
«Демон» (1875).
«Купец Калашников» (1880).
«Нерон» (1877).
«Попугай».
«Сибирские охотники, или Сороковой медведь» (на немецком языке).
«Фераморс» (1862).
«Хаджи-Абрек».
«Фомка-дурачок».
«Дети степей».
«Маккавеи» (1875).
«Среди разбойников».
«Горюша» (1889).

Балет "Виноградная лоза"

Шесть симфоний (наиболее известна Вторая с программным названием «Океан»), пять концертов для фортепиано, концерты для виолончели, скрипки с оркестром, более 100 романсов, а также сонаты, трио, квартеты и другая камерная музыка.

Тема с вариациями Среди литературных произведений - дневниковые записи под общим названием «Короб мыслей», которые впервые увидели свет лишь через десять лет после кончины автора.