Блог › Как выбрать хорошую акустику! Главные составляющие хорошего автозвука!

24.07.2018
Как выбрать хорошую акустику! Главные составляющие хорошего автозвука!💿🎶

Добиться качественного звука в автомобиле не так просто как кажется на первый взгляд. Все кажется просто: купил дешевую автомагнитолу «мистери» за 2000р, ведь в ней присутствуют все возможности магнитолы по цене в 8000р, сабвуфер за три копейки, тонкие дешевые провода искажающие звук и что самое ужасное, приводящие к возгоранию (особенно в летний период).
В результате вроде и играет музыка, но не с таким пробивающим и одновременно мягким и глубоким басом, как у друга Пети. В чем секрет? Все просто, чтобы добиться хорошего автозвука, сначала вам необходимо понять основы и выбрать хорошее оборудование, исходя из собственных предпочтений.

Вся система система состоит из головного устройства (в простонародье магнитола), усилителя (от одного до бесконечности), динамиков и конечно же качественной проводки. Ниже кратко будет рассказано о каждой составляющей.
Какая должна быть автомагнитола?
Качественного автозвука без хорошей магнитолы просто не добиться, поэтому это первое, о чем необходимо побеспокоиться. Как и остальные составляющие, головное устройство влияет на качество звука и даже если у вас будет хороший саб и усилитель, а сама магнитола окажется полным шлаком, то о хорошем звуке можете забыть.
Качество сборки
При выборе ГУ (головного устройства) я рекомендую опираться в первую очередь на бренд и качество сборки. Pioneer и Alpine - бренды которые хорошо себя зарекомендовали на современном рынке. В среднем за 4000-12000 вы купите довольно неплохую магнитолу. Такие монстры как McIntosh, Denon и Nakamichi больше рассчитаны профессионалов.

Ну, а если ваш бюджет слишком ограничен и вы все равно не хотите прислушиваться к советам, то обратите внимание на Mystery, Prology, Challenger и тд.

Здесь можно дать один совет: помните - лучше купить не навороченную, а качественную магнитолу для прямого назначения. Большинство производителей второго эшелона предлагают устройство напичканное бестолковыми функциями, которые мало того что почти не работают, так и пользоваться в принципе ими вам не придется.

Узконаправленное устройство справится со своей задачей намного лучше мультимедийного комбайна - это было проверено уже много раз.
Количество линейных выходов
Далее, мы смотрим на количество линейных выходов. Один линейный выход позволяет подключить один двух канальный усилитель. Два выхода позволит подключить четырех канальный усилитель и тд.
Помните, если в магнитоле отсутствуют линейные выходы то нам это неинтересно и следует присмотреться к другому устройству.
Управление, дизайн
Да, именно на управление. При выборе магнитолы тыкаем на все кнопки, проверяем джойстик, смотрим где спрятаны настройки эквалайзера, как быстро перключается трек и тд. Если есть лишние деньги то лучше вложить их в проводку то можно купить магнитолу с навороченным дизайном. Хотя лично я предпочитаю поражать людей качественным звуком, а не понтами.
Стоит отметить, что в условиях частой фальсификации продукции, конкретно указать, какая лучше магнитола практически невозможно, поэтому приобретение автомобильной системы даже в фирменных магазинах обязательно должно сопровождаться «живой» проверкой параметров.
Как выбрать автомагнитолу
Выбор динамиков
На первый взгляд выбор динамиков - сложнейшая задача для новичка, ведь не все динамики можно установить в штатные места, причем ограничение не столько в их габаритных размерах, как в технических характеристиках, точнее АЧХ.
На что обратить внимание при покупке:
Диаметр динамика Чем больше физический диаметр динамика и магнита, тем громче он будет воспроизводить звук.

Чувствительность динамика. Данное понятие отражает можно сказать КПД динамика. Чем больше эта цифра тем качественнее и громче будет играть динамик.

Типы динамиков
Широкополосные динамики – воспроизводят основную звуковую полосу с явным подъемом звучания средних частот и падением на низах и высоких. На дешевых динамиках качественного звучания добиться не возможно.
Коаксиальная акустика – имеет несколько видов конструкций, но принцип один – разделение воспроизведения всей звуковой полосы на несколько динамиков, причем каждый работает на заданной частоте, обеспечение которой возлагается на фильтры, простейшие из них – это конденсаторы.
Такая акустика имеет общий корпус с двумя динамиками, что не составляет труда устанавливать ее своими руками вместо штатных громкоговорителей. Ценовая категория коаксиальной акустики не высока, зато можно добиться приемлемого качества.

Компонентная акустика – больше подходит для искушенных слушателей, т.к. качество звучания значительно отличается из-за использования отдельных частотно разделенных динамиков, причем система требует дополнительного пространства с более проблематичной установкой. Иногда приходится изготавливать дополнительные подиумы, а расположение динамиков сильно влияет на восприятие звука.
Так очень важно правильно установить высокочастотные «пищалки», от которых зависит ощущение «полета» музыки, поэтому их необходимо устанавливать как можно выше без преград выходного звука т.к. ВЧ легко гасится. Такие системы чаще всего выполняются трехполосными, причем низкочастотные составляющиединамики можно устанавливать в любом месте, ведь человеком место НЧ-излучения не определяется.

В большинстве случаев их устанавливают на усиленный подиум возле заднего стекла, но бывают варианты установки в двери или под облицовочную панель, ведь НЧ слабо гасится. Среднечастотные динамики же устанавливаются на штатные места.

Сабвуфер или глубокий бас позволяет насладиться низкими частотами, поэтому качественный автозвук своими руками без него создать практически не возможно. Выбор сабвуфера основывается на конструктивных его особенностях, габаритных размерах и АЧХ применяемого в нем динамика.

Выбор сабвуфера
Определение, какая автомобильная акустика лучше подойдет для вашего случая, должно основываться на типе сабвуфера, ведь именно он несет важнейшую функцию воспроизведения мягкого, но мощного баса.
Бесспорен тот факт, что купить штатный сабвуфер значительно проще, но вот его установка может создать большие осложнения, причем его звучание в салоне машины может сильно отличаться из-за резонанса кузова и облицовки. Поэтому настоящие поклонники качественного автозвука всегда изготавливают свои конструкции сабвуфера с полным подбором низкочастотных динамиков по АЧХ:

Резонансная частота (Fs) НЧ-динамика без какого-либо акустического оформления подбирается как можно ниже. В среднем этот параметр составляет 20-25 Гц, причем динамики с более низким порогом встречаются крайне редко, а вот верхний предел – это 40 Гц. Стоит учесть, что в некоторых случаях модификаций конструкций сабвуфера очень низкая резонансная частота становится помехой, вызывая сильные вибрации, приводящие к искажению звучания.
Полная добротность (Qts) динамика указывает на важнейший фактор – мощность излучения на резонансной частоте, т.е. чем выше добротность, тем больше динамик выдает резонансную частоту, а чем она ниже, тем динамик «мягче» воспроизводит, цепляя смежные частоты. Стоит учесть, что чем больше магнит динамика, тем полная добротность ниже, хотя эта зависимость не столь строга, ведь на Qts влияют и другие факторы. Проектируя сабвуфер, необходимо учесть, что добротность ниже 0,3-0,35 считается низкой, а больше 0,5-0,6 – принято считать высокой.
Эквивалентный объем (Vas) определяется жесткостью акустического подвеса динамика и его диаметром, причем, чем мягче подвес и больше диффузор, тем больший объем воздушной подушки необходим, ведь громкоговоритель при таких параметрах очень чувствителен к внешнему воздушному воздействию. Другими словами обязательно необходимоучитывать этот параметр для правильного подбора объема сабвуфера, ведь большие мягкие диффузоры имеют предпосылки для большой отдачи мощности (раскачки), но требуют большой воздушной подушки для правильной работы без искажений. Поэтому динамики с одинаковой резонансной частотой и размером диффузора, но разной жесткостью акустической подвески будут по-разному звучать в одном и том же корпусе сабвуфера.
Правильно подобрать динамики для сабвуфера – это полдела, более сложная стадия –расчет его размера, объема мощности и выбор корпуса:
Виды корпусов
Закрытый ящик (sealedbox) – самый простой тип изготовления сабвуфера, ведь динамик устанавливается в герметичный ящик заданного объема. При простоте конструкции такой тип сабвуфера имеет ряд преимуществ:

Простота расчета объема ящика, которая соответствует эквивалентному объему.
Упругая реакция воздушной подушки во всем рабочем диапазоне обеспечивает снижение перегрузок и уменьшает вероятность механического повреждения.
При правильном подборе размеров ящика и самого динамика воспроизведение басовых нот столь отличное, что нет равных.
Оклеивание сабвуфера изнутри звукопоглощающим материалом позволяет увеличить динамический объем ящика на 15-20 %.
Но в этой конструкции есть своя «ложка дегтя» - это самый низкий КПД из всех типов конструкций.

Фазоинвертор (ventedbox) –самый распространенный тип сабвуфера, имеющий щадящий режим для самого динамика, т.к. ящик имеет заданных размеров отверстие для связи с атмосферой. Часть колебательной энергии в фазоинверторе передается воздушной подушке в ящике, что усиливает раскачку воздуха на определенной узкой (1-2 октавы) частоте, т.е. значительно повышается КПД, а искажения уменьшаются до минимума.

Фазоинвертор более сложен в настройке, ведь помимо учета, как выбрать акустику для него, необходимо правильно рассчитать объем ящика, сечение и длину тоннеля. Последний часто изготавливают с регулировкой длины тоннеля, чтобы правильно подобрать на месте желаемую частоту резонанса.

Полосовой громкоговоритель (bandpass) – самый сложный конструктивный тип сабвуфера, объединяющий в себе фазоинвертор и закрытый ящик, т.е. сабвуфер разделен на два пространства, выполняющих роль фильтров высоких и низких частот. Сам динамик несет функцию перегородки и воспринимает воздушную нагрузку сразу с двух сторон по принципу симметричной нагрузки.
Полосовой громкоговоритель имеет максимальный КПД с АХЧ в графическом виде колокола. Причем подбором объемов и резонансной частоты передней камеры можно создать, как резкий подъем мощности на узкой полосе частот, так и более широкий диапазонный подъем низких частот с меньшим звуковым давлением.
Помимо высокого КПД такой тип сабвуфера излучает звук именно через тоннель, что позволяет расширить возможности установки. Размещение самого динамика может быть в любом месте, а подача звука организовывается через гибкий тоннель-рукав.

Выбор усилителя
Для создания качественного звука вам непременно понадобится мощный усилитель (или даже два). Чтобы купить хороший усилитель и не переплатить лишние деньги, вам следует знать следующие особенности:
Запас мощности которой много не бывает, причем не нужно путать понятия мощности и громкости, ведь имея мощный усилитель – не обозначает, что прослушивание обязательно должно быть громким. Ведь выбирая машину с мощным двигателем, вы же не собираетесь постоянно с нее «выжимать все силы», так же происходит с автомобильными усилителями.
Причем запас мощности позволяет прослушивать музыку с большим качеством, ведь отсутствие перегрузок избавляет от нелинейных искажений и значительно снижает внесение фоновых шумов.
Мощность усилителя бывает номинальная (RMS) и максимальная (PMPO). Поэтому при покупке усилителя первым делом обращайте внимание на эту характеристику.

В качестве дополнительного усилителя перспективно брать аппарат с мощностью 100-200 Вт на канал, а мощность сабвуфера должна составлять не менее суммарной мощности всех динамиков, т.е. при 4 канальной системе по 100 Вт необходимо устанавливать сабвуфер не менее 400 Вт.
Хотите поучаствовать в соревнованиях по автозвуку, то устанавливайте систему с мощностью не менее 200 Вт на канал и сабвуфером 1000 Вт. Но, не забывайте, что при таких мощностях «неосторожное» прослушивание может привести к потере слуха.

Громкость или пиковое напряжение раскачки – с одной стороны, чем больше, тем лучше, а с другой стороны – раскачка более 100 дБ вызывает сильное давление на ушные перепонки, и, как следствие, возникновение головной боли, а при длительном воздействии даже проявляется понижение слуха. Поэтому вполне достаточно 90-95 дБ.
При этом не забывайте, что использование мощного усилителя с акустической системой меньшей мощности недопустимо из-за возникновения перегрузок даже при 50% мощности. А обратное несоответствие (АС мощнее усилителя) приводит к повышенной нагрузке на усилитель из-за проблем раскачки диффузоров с заниженной громкостью.
Поэтому очень важно соблюсти соответствие мощности и пиковой раскачки дБ усилителя и акустической системы.Стоит учесть, что, чем чувствительнее динамик (больший параметр дБ), тем меньше нужно мощности для создания критического травматического давления на ушную перепонку.

Амплитудно-частотная характеристика должна быть линейной во всем звуковом диапазоне от 20 Гц до 20000 Гц без сильных провалов или подъемов.

В этой статье я попробую простым языком объяснить как простому покупателю правильно выбрать акустику в автомобиль и не ошибиться при выборе. Сразу скажу, что выбор акустики в автомобиль - дело очень сложное и требует не только знания теории Автозвука, но и как минимум десятилетного опыта по проектированию, инсталляции и настройке аудио-систем в авто.

Хочу сказать что купить дорогие компоненты акустических систем и думать что это будет гаранировать хороший и качественный звук в результате не стоит. Чтобы акустика зазвучала ее надо грамотно инсталлировать в авто. Бывает, что даже топовые акустические системы установленные по всем правилам в результате не звучат. Автомобиль - очень сложная среда для создания правильного звука. Вот некоторые основные проблемы препятствующие получению хорошего звука в авто:

  • Слушатель в автомобиле находится не по центру от динамиков. В результате звук от одних динамиков приходит к нашей голове раньше, от других позже. В серьезных системах это компенсируется процессором с временной коррекцией, который продается как отдельно, так и бывает встроенным в автомагнитолу.
  • В идеале высокочастотные и среднечастотные динамики должны быть направлены на нас спереди и быть максимально удалены от слушателя, чтобы формировать правильную звуковую сцену. В реалии это можно достигнуть только изготовлением дорогих подиумов на стойки или на торпедо, что не каждому по карману.
  • Вечная погоня за фронтальным басом. Любая система зазвучит абсолютно по другом, если нижний бас будет идти не с сабвуфера, установленного в багажнике, а с фронта. К сожалению в автомобиле установить сабвуфер вперед практически не возможно, не внося кардинальные изменения в салон.
  • Наличие огромного количества шумов, скрипов, сторонних звуков. Лечится шумо-вибро изоляцией.
  • Одной из самых основных позиций при выборе акустики в автомобиль стоит считать то, что результат звучания акустики больше зависит от того, как она установлена, а не от того, за какие деньги она куплена. Например динамики за 6000 рублей, установленные в штатные места в двери будут играть хуже, чем динамики за 3000 рублей, установленные в ту же дверь на деревянные кольца с шумоизоляцией, что в результате будет по бюджету дешевле. Проверено и не раз.

    Очень часто купленные динамики ставятся у электриков на сервисах, которые не занимаются Автозвуком. Я не хочу никого обидеть, но не имея должного опыта часто совершаются ошибки, которые потом сложно исправить. Начиная от переполюсовки динамиков и кончая фонами и хлопками в системе. В правильно установленной системе у специалистов никаких фонов, хлопков и прочих бед быть не должно!

    В большинстве современных автомобилей штатные места находятся в дверях. Как правило они размера 16,5 см., иногда встречаются 13 см., которые не сложно доработать до 16,5, так как по звуку такой размер значительно лучше. На фронт обычно ставится компонентная акустика, с внешним твитером, для формирования сцены, так как звук с пищалки распространяется в основном по прямой и если она встроена в динамик и играет в ноги, то ни о какой сцене разговора быть не может.

    Несколько достойных вариантов для фронта при установке под внешний усилитель мощности:


    Focal Performance PS 165FX

    Также пользуется популярностью и дает очень хороший результат установка на фронт 3-компонентной системы. Сложность при этом вызывает расположение среднечастотника. Он должен стоять не низко, как минимум на уровне плечей, иначе смысла от его установки будет мало. Готовых штатных мест под такую установку не бывает, поэтому инсталляция такой акустики требует финансовых затрат. Такая акустика обязательно требует наличия усилителя мощности в системе. Достойные варианты:

    Также можно рассмотреть вариант установки мидбасов на тыл, если сзади пассажиры не ездят. Вариант вложиться побольше в фронт, а тыл не ставить вообще я считаю не приемлимым, так как одна пара динамиков 16,5 см спереди обычно не дает хорошего, плотного среднего баса. А вот две пары справляются с этой задачей значительно веселее. Мидбасы:

    По выбору компонентов. Самое главное в акустической системе не мощность, как большинство полагают при подборе компонентов. На мощность надо обращать внимание при выборе акустики под усилитель. Если система строится на звуке от автомагнитолы, то любая акустика будет мощнее, чем автомагнитола. При выборе акустики по мощности стоит рассмотривать лишь номинальную мощность (RMS), т.к. все остальные цифры (типа Максимальная мощность: 480 Ватт) - указаны от балды, чтобы привлечь покупателя цифрами, которые абсолютно не реальны. Одна из главных характеристик у акустики - ее чувствительность или звуковое давление. Чем чувствительность больше, тем лучше, но не стоит забывать, что настоящая чувствительность должна замеряться при подаче 1 Ватт на расстоянии 1 метр, а если эти параметры не указаны производителем в характеристиках чувствительности динамика, то и сама чувствительность не будет служить верным указателем качества акустики. Также не стоит рассматривать частотные характеристики акустики. Очень часто на 10-ти сантиметровых динамиках указана АЧХ от 30-40 Гц. Что может соответствовать действительности, но при этом на таких частотых звук будет такой громкости, что наше ухо его просто не услышит.

    На что стоит обращать внимание при выборе акустических компонентов. В первую очередь не рекомендую брать неизвестных производителей. Как бы Вам их не расписывал продавец помните, что чудес не бывает и просто так, с нуля неизвестный производитель никак Hi-Fi или Hi-End не сделает. Для этого необходим опыт, накапливаемый десятилетиями.

    Также развеем миф о том, что если у акустики 4, 5, 6, 7 ... 100 полос то это круто. Ни фига. Количество полос у коаксиальной акустики обозначает количество встроенных в нее среднечастотников/пищалок. Даже если твитера/среднечастотника в 4-х полосной акустике Pioneer стоит 3, но при этом они металлические, мейларовые, один шелковый купол в 2-х полосных Morel будет по всем параметрам лучше!

    При выборе акустики не стоит обращать внимания на размер магнита динамика. Магниты могут быть сделаны из разных материалов. Например в топовой акустике используются неодимовые магнитные системы, выглядят они по игрушечному, но на самом деле значительно мощнее обычных, очень мало весят и благодаря им динамик имеет небольшую глубину посадки, что часто очень важно при установке в автомобиль.

    При выборе компонентов рекомендую обратить внимание на то, из каких материалов сделана акустика. Лучший материал для изготовления диффузоров динамиков как и прежде остается бумага или прессованный картон. Только на сегодня все уважающие себя производители делают их со специальной пропиткой, так, что воды они не боятся. Подвес диффузора предпочтительно должен быть изготовлен из мягкой резины. Высокочастотная акустика по возможности должна быть шелковая и с большим куполом или металлическая. Если акустика 2-х компонентная, то обязательно должен быть разделительный фильтр - кроссовер, как минимум 2-3 порядка с крутизной спада 12-18 дБ соответственно.

    Ну и напоследок - самая распространенная ошибка, которая допускается при подключении динамиков - переполюсовка. Она не приводит к выводу аппаратуры из строя, но при этом динамики начинают работать в противофазе и в результате нет баса. Проверить переполюсовку просто - если один динамик по басу играет лучше, чем пара - полярность подключения акустики перепутана.

    Удачных Вам установок!

    С Уважением, Иванов Е.Н.

    © www.сайт - При перепечатывании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

    «Ничего не могу поделать, – сказал лорд Дарлингтон леди Уиндермир. – Я способен противостоять чему угодно, но не искушению». Это одна из самых острых и честных сентенций Оскара Уайлда; и хотя она не относится напрямую к миру Hi-Fi, можно предположить, что для создания оптимальной системы нужен более мудрый человек, чем лорд Дарлингтон.

    Совсем недавно открыв для себя новых обладателей Award, мы решили, что сейчас самое время прояснить важный вопрос: как правильно выбрать АС? Казалось бы, что может быть проще: купите самую дорогую модель, обладателя Award, из тех, что можете себе позволить. Если это победитель в ценовой категории, значит, он будет лучшим и для вас?

    Довести до абсурда

    Мы не сравниваем себя с продавцами автомобилей или недвижимости, однако во многих отношениях вложения в АС не менее коварны. Если следовать их подходу к инвестициям, каждый из нас проводил бы 15 часов в своем «Ламборгини» по пути на работу из особняка на Гебридских островах. Необходимо четко определить разницу между самым дорогим и тем, что окажется лучшим именно для вас.

    Глоссарий

    Басы Звук низкой частоты нередко сложен для воспроизведения. Он менее направленный, чем СЧ и ВЧ.

    Вт Всегда ищите цифры с пометкой «RMS» (среднеквадратичное).

    Верха Самые высокие звуки. В отличие от басов ВЧ сильно направлены, поэтому точная установка АС очень важна.

    Двухкабельное подключение АС с раздельными кроссоверами и двумя комплектами клемм можно подключить двумя кабелями, что обеспечит более качественный звук.

    Двухполосные АС У большинства колонок имеются два динамика и кроссовер для разделения сигнала. У некоторых колонок три и больше динамиков; если кроссовер делит входной сигнал по частоте на три диапазона, такие модели следует называть трехполосными.

    Динамики Излучатели звука. СЧ/НЧ-динамики отвечают за низкие или средние частоты, твитеры – за верха.

    Допустимая мощность Наибольшая мощность, безопасная для колонок. При перегрузке колонку скорее повредит усилитель с более низкой выходной мощностью, чем с высокой.

    Клемма для АС У разъема есть шайба с резьбой для зажима «голых» проводов и иногда – разъем для бананового штекера.

    Кроссовер Электрическая схема внутри колонки, которая делит входной сигнал на высоко- и низкочастотную составляющие и посылает первую твитеру, а вторую – СЧ/НЧ-динамику.

    Середина Частотный диапазон, в котором излучает звук большинство инструментов и голосовой аппарат человека.

    Сопротивление Чем выше этот показатель, тем проще усилителю управлять колонками.

    Фазоинвертор Этот элемент конструкции обеспечивает более мощные НЧ за счет потока воздуха из порта, выходящего на корпус.

    Частота Частота звука измеряется в герцах (Гц). Сигнал в 1 Гц проходит за секунду один цикл. У верхов частота высокая, у басов – малая. Здоровое человеческое ухо в среднем слышит звуки с частотой от 20 Гц (низкие) до 20 кГц (высокие).

    Чувствительность Показатель соотношения между мощностью электрического сигнала, поданного на АС, и излученным ею звуком. Колонки с высокой чувствительностью усилителю легче «прокачать». Обычно ее выражают в дБ/Вт/м (уровень звукового давления в децибелах, созданного при мощности входного сигнала в 1 Вт, измеренный в 1 метре от АС). Большинство АС имеют чувствительность 86–91 дБ/Вт/м.

    Настройка

    Расположение AC
    СТЕНЫ
    Не поддавайтесь искушению установить колонки в углах помещения. Уровень басов может возрасти, однако при этом ухудшаются ритмичность, прозрачность звучания и детальность в НЧ-диапазоне.
    УГОЛ ПОВОРОТА
    Экспериментируйте с разворотом. Это зависит от модели, но для большинства АС небольшой разворот внутрь стабилизирует стереопанораму. Не переборщите – иначе звуковая сцена уменьшится.
    РАССТОЯНИЕ
    Многое зависит от помещения, однако в идеале АС лучше располагать не ближе чем в паре метров друг от друга и в метре от боковой и задней стен.
    ОСТАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
    Обеспечьте максимальное расстояние АС от других компонентов системы. Любые вибрации плохо влияют на звук.

    Нужна подготовка

    Первое и главное, что вам следует сделать еще до начала поисков, – это определиться с размерами бюджета. Мы не собираемся выступать в качестве вашего бухгалтера и не станем советовать продать детей в рабство, чтобы оплатить покупку, однако есть определенные соображения, которые необходимо учесть, – и не все они очевидны.

    Что нужно иметь в виду?

    Если вы установите рамки бюджета еще до того, как начнете рассматривать модели, это позволит вам значительно сузить диапазон поиска. Кроме того, необходимо понять, где можно поступиться жесткими требованиями к бюджету. Если вы покупаете все компоненты новой системы, нет смысла тратить 90% суммы на колонки и затем огорчаться, что они подчеркивают все несовершенства предыдущих звеньев цепи. Точно так же владельцам системы, купленной «где-то за городом, очень недорого», не стоит тратить сто тысяч на пару напольных АС – все, чего вы добьетесь, это визит участкового по жалобе соседей.

    Однако этот меч (как и большинство других) оказывается обоюдоострым. Осмотрительность и бережливость ценны сами по себе, но в данном случае к ним добавляется элемент дальновидности. Если, к примеру, вы планируете скорое обновление других компонентов системы, то вполне можно выбирать колонки с расчетом на будущую модернизацию. Потратив чуть больше сегодня, вы в таком случае сможете избежать значительно больших затрат в скором будущем.

    Еще одна скучная, но необходимая задача – измерение габаритов помещения. Особенности вашей комнаты могут ограничить варианты определенным типом АС (подробнее об этом чуть позже); кроме того, это позволит сократить количество мест расположения. Большинству моделей для работы требуется определенное свободное пространство; если вы можете выделить им только участок у стены, учитывайте это при выборе АС.

    Это не обязательно повлияет на качество звучания: на рынке немало моделей с отличным звуком, не возражающих против установки вплотную к стене позади. Просто помните о том, что вы имеете дело со звуковыми волнами, распространение которых зависит от того, что они встречают на своем пути. Если производитель советует устанавливать АС не менее чем в двух метрах от стен, лучше не игнорировать эти рекомендации.

    Наддать газу

    Отложите рулетку; пора подумать о том, на какой тип колонок вы собираетесь ориентироваться. Как мы уже упоминали раньше, отчасти это определяется размером комнаты: корове не поместиться в кроличьей норке. Вы можете предпочесть напольные или полочные АС (это название само говорит об их предполагаемом расположении) либо трифоник из сателлитов и сабвуфера, в котором последний будет отвечать за басы, а для пары основных колонок проще будет найти подходящее место.

    Как правило, более габаритные АС способны обеспечить более высокую громкость, лучшую динамику и более обильные басы – хотя эта закономерность не абсолютна и во многом зависит от конкретной модели. Кроме того, подумайте о том, на какой громкости вы собираетесь слушать музыку. Возможно, вашим могучим напольникам так и не представится шанса расправить крылья; а милые маленькие полочные колонки вряд ли будут способны оживить вечеринку.

    Один или два

    Многие АС сегодня оснащаются четырьмя клеммами, что дает возможность организовать двухкабельное или двухусилительное подключение. При использовании одного комплекта кабелей по каждому из них передается полный сигнал со всеми его частотами; если подключить два кабеля к каждой АС, колонка сможет получать высокие и низкие частоты раздельно, что позволит ей создавать более чистый и точный звук.

    Возможно, ваш усилитель не поддерживает двухкабельное подключение, или вы в нем не заинтересованы. Это не значит, что модели с четырьмя клеммами вам не подойдут: к большинству из них прилагаются перемычки, соединяющие пары клемм, так что музыка будет звучать полноценно. Но имейте в виду, что АС с двумя клеммами исключают возможность перейти на двухкабельное или двухусилительное подключение в будущем.

    Еще один критерий выбора АС – пассивные или активные. Большинство моделей на рынке являются пассивными; на их входы подается мощный сигнал от усилителя и затем направляется на динамики посредством кроссовера. В активных колонках слаботочный сигнал разделяется на частотные диапазоны еще до того, как поступает на усилители, размещенные внутри корпуса, а для их работы колонкам необходимо отдельное подключение к сети.

    Активный стиль жизни

    Однако не все активные колонки функционируют именно так. Некоторые модели оснащены встроенным усилителем, прогоняющим сигнал через пассивный кроссовер. Это значит, что сигнал усиливается еще до разделения на частотные диапазоны. На первый взгляд это сродни вопросу, что следует раньше наливать в чашку – молоко или чай, но разница принципиальна.

    Внутри активных АС происходит много операций. Если кроссоверы работают с сигналом линейного уровня, а не уровня АС, то можно использовать более качественные комплектующие и обеспечить более точное разделение. Кроме того, каждым динамиком управляет собственный усилитель. Они подключаются напрямую, а не кабелем, что также повышает степень контроля.

    Основной недостаток такого подхода – даже не цена (хотя активные АС и дороги, но если принять в расчет стоимость компонентного усилителя, то они нередко обеспечивают лучшее соотношение цены и качества), а тот факт, что при желании обновить систему вам придется заменять все ее компоненты, из-за чего в конечном итоге ваши затраты могут оказаться выше.

    Мы не раз убеждались в том, что лучший звук проще получить, подбирая раздельные компоненты – источник, усилитель, качественные межблочные и акустические кабели и пару АС – однако активные колонки, сделанные с умом, выступают редким исключением.

    Конечно, такое решение подходит не всем; если у вас нет места или желания загромождать гостиную множеством устройств, к вашим услугам – широкий ассортимент активных колонок.

    Несколько слов о мощности. Сегодня эта проблема стоит не так остро, как в теплые ламповые времена, но если ваши колонки излишне капризны, вам потребуется достаточно мощный усилитель для их «прокачки». Не ориентируйтесь только на верхнее число в списке характеристик; посмотрите на показатель мощности при нагрузке 4 Ом – если он примерно вдвое выше (чем на 8 Ом), то данный усилитель дает хороший ток и справится и с требовательными АС.

    Мы постоянно напоминаем, что рейтинги нашего журнала присуждаются главным образом на основе соотношения цены и качества; однако было бы нелепо утверждать, что все остальное не имеет значения. Наша задача заключается в том, чтобы после прочтения обзоров вы могли унести домой пару колонок, которые будут радовать вас до глубокой старости. Скажем, как бы ни был хорош звук, если не по душе внешность АС, вам не захочется проводить в их компании долгие вечера. Прослушивание музыки не отключает других органов чувств; нам доводилось иметь дело с компонентами, которые настолько не радовали взор, что мы старались побыстрее покончить с тестированием и убрать их с глаз долой.

    Отпечатки лап

    Скорее всего, ваша комната будет использоваться не только для прослушивания, так что стоит подумать и о том, не будут ли новые колонки смотреться, словно горгульи на конкурсе красоты, да и в целом как они впишутся в интерьер.

    В частности, следует обратить внимание на защиту твитера – особенно если у вас есть маленькие дети или любознательный кот. Металлические купола, словно магнитом, притягивают отпечатки маленьких пальчиков или лап, быстро покрываясь вмятинами. Мы не хотим нести ответственность за то, что ваши инвестиции пошли прахом уже через час после установки колонок.

    Пора в магазин

    Доставайте проездной на автобус – мы почти готовы к походу в магазин. Поскольку вы читаете этот материал, то наверняка знаете о высоком авторитете нашего журнала и сайта. Поверьте, вам действительно стоит изучить обзоры всех интересных моделей до визита к продавцу, и мы это говорим не затем, чтобы повысить продажи или трафик на сайте.

    Мы не призываем вас сразу соглашаться с нашими мнениями о выбранных АС. Мы просто помогаем исключить из списка те модели, которые не соответствуют вашим требованиям, а также подсказываем, на что обратить внимание при прослушивании. Скажем, мы отметили склонность ВЧ к жесткости и то, что при продолжительном прослушивании это начинает раздражать, но вы можете не услышать этого во время короткого прогона в торговом зале.

    Убедитесь, что колонки, которые вы слушаете, достаточно прогреты. Разным моделям требуется различное время для выхода на оптимальный уровень качества звучания.

    Из этого следует простой вывод: если вы не слишком впечатлены звуком АС, от которых мы пришли в восторг – возможно, они недостаточно прогреты.

    Мы нередко отмечаем в обзорах, что характер таких-то колонок радикально изменился после нескольких часов работы; на это стоит обращать внимание.

    Приносите свои песни

    Если вы тот самый вредный тип, который любит на вечеринке выключить звучащую подборку и поставить редкую запись группы Animal Collective, которую в этой компании никто не любит, настал ваш звездный час: захватите коллекцию записей с собой в магазин. Это самый эффективный и простой способ оценить качество АС. Хороший компонент в любом случае будет звучать неплохо, но чем более вам знакома песня, тем лучше вы помните ее аранжировку, композицию и динамику. Это позволит вам оценить достоверность звучания выбранной пары АС.

    По этой же причине стоит попросить продавца собрать систему, похожую на ту, что стоит у вас дома. Если у вас старый или малоизвестный усилитель, заранее позвоните продавцу и убедитесь, что в магазине найдется что-то похожее. Если нет, возьмите с собой собственный экземпляр; в конечном итоге это принесет вам меньше неудобств, чем досадное открытие, что в домашней системе новые колонки играют совершенно не так, как еще вчера в магазине.



    Во время проверки

    В сущности, в магазине вы будете заниматься тем же, чем мы занимаемся в наших тестовых лабораториях, и вам следует придерживаться той же тактики. Несмотря на то, что каждый обзор, как правило, пишется одним человеком (мы сейчас не упоминаем бесценный вклад коллег и редакторов, которые работают с текстами перед их публикацией – и даже успевают растащить на публику все шутки до того, как они попадутся вам на глаза), сам процесс тестирования выполняется коллективно.

    Дело не в том, что мы не доверяем собственным ушам, просто восприятие в принципе очень субъективно: на оценку может повлиять плохое настроение из-за утренней пробки или какой-то аспект звучания АС может восхитить вас настолько, что вы не обратите внимания на недостатки.

    Важно быть открытым для альтернативных вариантов. Пропущенный обзор в нашем журнале, новая модель АС, которую мы еще не успели протестировать, колонки, изначально отвергнутые вами из-за рейтинга в четыре звезды – любая из таких моделей может оказаться для вас более подходящей, чем обладатель Award.

    Хороший продавец знает свою продукцию (именно поэтому она и представлена в его магазине) и может предложить нечто такое, что вы изначально не рассматривали и что лучше подходит для вашей системы. Не принимайте любые слова на веру – в конце концов, слушать эти колонки много лет придется вам, а не продавцу – но и не настраивайтесь заранее, что владелец магазина непременно пожелает впарить вам неликвид.

    Впрочем, это двусторонние отношения; если вы серьезно относитесь к своей музыкальной системе, то наверняка станете постоянным покупателем. Именно поэтому сотрудники магазина уделяют вам много внимания (хотя, конечно, вы очень милый и приятный человек, говорить с которым – одно удовольствие), так что отвечайте им взаимностью. Это означает, что было бы неприлично выбрать колонки в магазине, а потом уйти домой и начать искать эту же модель подешевле в Интернете.

    Слушайтесь продавца

    Не то чтобы мы заступались за своих коллег по отрасли, но если вы не хотите напрочь испортить отношения с тем, кто искренне хочет вам помочь, не стоит думать в первую очередь о выгоде (тем более что она обычно невелика). Представьте, что девушка, в которую вы влюблены, говорит вам, что хотела бы найти кого-нибудь вроде вас. Кто-то вроде вас стоит прямо перед ней!

    Однако не поддавайтесь уговорам принять решение немедленно и не думайте, что покупка в сети чем-то плоха с моральной точки зрения. Если у вас нет продавца, готового помочь с выбором, не огорчайтесь; просто примите на вооружение еще пару советов. Покупка в Интернете подразумевает, что у вас будет меньше, чем в магазине, возможностей устроить прослушивание. Поэтому внимательно изучите пункты, касающиеся подбора системы, а не только рейтинги.

    Главное достоинство, оно же и главный недостаток покупок в Интернете заключается в том, что это самый большой магазин в мире, превосходящий любые торговые комплексы. Поэтому не сбрасывайте со счетов прошлогодние модели. Даже лучшие АС время от времени снимают с производства, после чего их можно купить с большими скидками. Следите за нашими обзорами – и вы будете знать, когда старая модель стала казаться менее удачной. Если она все еще продается – значит, скорее всего, ее дела идут неплохо.

    Кроме того, при покупке в сети следует соблюдать обычные правила предосторожности: покупать в проверенном интернет-магазине и убедиться в том, что при необходимости товар можно будет вернуть.

    Как всегда, если какое-то предложение кажется вам слишком хорошим для того, чтобы быть правдой, то так оно, скорее всего, и есть, и вряд ли вам удастся вернуть свои деньги.

    Наконец, самое важное правило онлайн-покупок – не приобретайте ничего без предварительного прослушивания. Если у вас нет поблизости подходящего магазина, выберите время съездить на Hi-Fi-выставку или просто попросите у друга на время колонки, звук которых вам всегда нравился, чтобы узнать, как они будут играть с вашими компонентами. Если покупаете что-то не прослушивая, вы очень смелый (или безрассудный) человек.

    Добро пожаловать домой

    Итак, вы опять дома, расстроены тем, что потратили вдвое больше запланированного, и прикидываете, как будете ближайшие полгода питаться одними консервами – зато с парой новых красавиц-колонок, которых уже полюбили сильнее, чем всех своих дядюшек и тетушек. К сожалению, равно как и ваши родственники, они не предложат вам ничего, пока вы не сделаете все нужное для них.

    Мы уже упоминали о том, как важен для АС прогрев, так что не судите о них сразу же после распаковки, установки и подсоединения кабелей. Некоторым моделям требуется почти 100 часов, хотя для большинства колонок суток работы вхолостую будет достаточно. Все, что от вас требуется – это включить их и оставить играть, позволяя компонентам нагреться, растянуться и прийти в штатное рабочее состояние. Вряд ли вы будете делать это на максимальной громкости, но в любом случае не нагружайте их сразу же слишком сильно. Пусть походят, прежде чем бежать.

    Главное – это место

    Помимо того, что вы подключите колонки и выждете необходимое время, перед вами стоит еще одна важная проблема – найти для них правильное место и положение. Не пожалейте на это времени: небольшие изменения в геометрии расстановки могут серьезно изменить звуковой баланс.

    При размещении АС вплотную к задней стене вы получите более мощные басы; если же отодвинуть их подальше от стен, стереопанорама станет более убедительной.

    Вам нужно найти баланс, а не компромисс, причем колонки с тыловым портом фазоинвертора (т. е. излучающим звук назад) более чувствительны к установке вплотную к задней стене. Но ни в коем случае не ставьте их в угол, даже если этот вариант кажется более удобным: пухлые и неровные басы испортят все впечатление.

    На стереопанораму сильно влияет угол разворота АС. Большинство требует небольшой ориентации внутрь по направлениюк позиции слушателя, который должен располагаться на одинаковом расстоянии от колонок, чтобы достичь наилучшей фокусировки. Моделям некоторых производителей (например, DALI) разворот не требуется. Уточните в руководстве пользователя рекомендованные для вашей модели АС расстояния друг от друга и от стен, но не бойтесь экспериментировать – в вашей комнате они могут вести себя чуть иначе, чем в других местах.

    Стоять на своем

    Вам удобно сидеть? Вашим колонкам тоже этого хочется. Даже если вы купите модель, в характеристике которой написано «полочная», для ее качественной работы исключительно важна надежная основа. Приобретите хорошие стойки: звучание полочников в огромной степени зависит от качества стоек, на которых они установлены – компромиссы в этом случае недопустимы.

    Аналогично, если вы выбрали напольные АС, позаботьтесь о надежном креплении шипов. Обладателям деревянных полов пригодятся металлические кружочки, которыми снабжаются некоторые модели; если к вашей они не прилагаются, используйте обычные монеты – это все, что у вас останется после покупки колонок (шутка).

    Еще одно важное, хотя и очевидное замечание – колонкам следует стоять на абсолютно горизонтальной поверхности, и они не должны качаться. Устойчивая АС = качественный звук.

    Не забудьте про кабели (да, это очередное замечание из серии всем давно известных).

    Некоторые покупатели не задумываются о важности качественных проводников или пытаются сэкономить хоть что-нибудь. Но попробуйте, например, есть суп при помощи ножа – вы скорее останетесь голодным из-за неподходящих столовых приборов, чем из-за невкусной пищи.

    Приятного прослушивания!

    Самое главное – ваши новые АС должны приносить вам радость. Именно на это нацелены все наши советы. Отнеситесь к своим колонкам с уважением, и они будут верно служить вам долгие годы. Это значит: никаких мюзиклов Уэббера, никаких рождественских выпусков шоу X-Factor – и, ради всего святого, ни одной песни Th e Eagles!

    Дом - это наша крепость, где после тяжёлого трудового дня мы расслабляемся. Кто-то любит проводить это время за чтением, кто-то за просмотром телевизора, а кто-то наслаждаясь любимым фильмом и прослушиванием музыки. Чтобы по-настоящему насладиться музыкальным сопровождением, нужно тщательно подбирать акустические системы, так как встроенные колонки зачастую обладают довольно низким качеством. О том как выбрать хорошую акустику мы и поговорим.

    Виды акустики

    Акустические системы бывают разной комплектации, которая, как правило, обозначается цифрой от 1 до 7 и выше. Чем же они отличаются?

    Давайте рассмотрим этот вопрос:

    • Системы 1.0 - это самые простые портативные колонки, которые, естественно, в качестве нормальной аудиоаппаратуры не подойдут. Качество у них, как правило, плохое, а цена достаточно высока.
    • Системы 2.0 - такие колонки приобретаются для работы с . Такие системы представляют собой простенькую конструкцию из двух колонок со встроенными регуляторами громкости.
    • Системы 4.0 - состоят из четырёх частей, которые уже лучше будут соответствовать поставленным нами задачам. В комплектацию входят две фронтальные колонки и две тыловые. Благодаря этому их можно расположить в разных уголках квартиры и создать хороший и объёмный звук.
    • Системы 5.0 - используются для создания домашнего кинотеатра. В их составе все то же самое, что и в системах 4.0 и плюс к этому в комплектацию добавляется сабвуфер, который создаёт басы. Некоторые вариации могут включать два сабвуфера (5.2).
    • Системы 7.1 - современные акустические системы, которые обладают самой широкой комплектацией - две фронтальные колонки, две тыловые, сабвуфер и ещё две боковые колонки.

    При желании вы можете докупать отдельные колонки к своей акустической системе, но не забывайте про то, что количество разъёмов у главного блока ограничены .

    Совет : Для любителей отличного и качественного звука следует обращать внимание на системы не ниже цифры 5.

    Характеристики акустических систем

    Акустическую систему нужно выбирать смотря и на её технические параметры. Опишем основные из них и на что они влияют.


    Мощность . Измеряется в ваттах (Вт). Этот параметр влияет на громкость музыки и на динамику воспроизведения. Для будет достаточно акустики мощностью в 60-80 Вт, а вот для более просторных помещений нужно что-то посерьёзней. Для комнаты в 20-30 кв.м. мощность должна составлять около 100 Вт, а для помещения больше 30 кв.м. - акустика от 150 Вт.

    Чувствительность . Измеряется в децибелах (Дб). Тоже влияет на громкость вашей аудиоаппаратуры. Низкой считается чувствительность от 84 до 88 Дб, средней - 89-92 Дб, а все что выше (94-102 Дб) принято считать высокой чувствительностью. Чем выше этот параметр - тем будет лучше, однако не забывайте, что слишком мощный усилитель может даже повредить динамики.

    Частотный диапазон . Измеряется в герцах (Гц). Эти цифры показывают диапазон воспроизводимых частот. Человек может воспринимать диапазон от 20 до 20 000 Гц, поэтому подбирать систему нужно исходя из этих знаний. Но будет ещё лучше, если этот диапазон будет куда шире, т.к. к примеру басы могут создаваться на частоте 2-250 гц. Если вы будете использовать сабвуфер, то колонки можно выбрать стандартной частоты, указанной выше. Этот параметр можно считать одним из самых главных, который отвечает за качество звука . Профессиональная аудиоаппаратура может иметь диапазон от 5 до 60 000 Гц.

    Как правильно расположить колонки

    Очень жаркие споры вызывает вопрос о правильном размещении колонок в комнате. Это действительно достаточно трудный вопрос, так как своё влиянием имеет все - начиная от характеристик вашей системы и заканчивая градусным расстоянием от одной колонки до другой. Естественно, расстоянием от каждой колонки до слушателя тоже будет иметь своё действие. Мы не будем вдаваться в подробности, а расскажем об основных принципах расстановки.


    Возьмём в качестве примера самую полную комплектацию системы - 7.1. Фронтальные колонки принято располагать перед слушателем по бокам от или монитора. Не забудьте о том, что каждая колонка воспроизводит свой канал, не перепутайте их - левый и правый. Затем ставим тыльные колонки. Как видно из названия они в идеале должны располагаться сзади от слушателя, но не строго за спинами. Для объёмного звучания их лучше расположить, к примеру, по углам дивана в некотором отдалении от него. В системе 7.1. есть ещё боковые колонки. Их нужно расположить по левое и правое ухо - именно на одной линии, это важный нюанс.

    Тяжёлым может стать вопрос о расположении сабвуфера. Чтобы он звучал максимально качественно его нельзя ставить впритык к стенам или полу . Его нужно устанавливать по центру уровня слушателя, т.е. если вы стоите, то сабвуфер должен быть на уровне пояса, но чаще всего мы слушаем музыку или смотрим фильмы сидя, поэтому и уровень размещения должен быть соответствующе несколько ниже. Располагать все же лучше перед слушателем.

    Лучшие производители акустических систем

    Если вы не любите размениваться на мелочи, то наверняка захотите для себя только лучшее, как саму акустику, так и . Если цена вас не тревожит и главное для вас - это качество, тогда представляем вам список из нескольких производителей, которые ценятся на рынке больше всех.


    1. Bowers & Wilkins (B&W) - это компания занимается производством самых современных и передовых домашних кинотеатров и предлагают своим клиентом лучшие акустические системы, которые идеально воспроизведут любую музыку. Конечно, стоят эти системы дорого, но взамен вы получите практически идеальный звук.
    2. Rotel - эта компания весьма занятна своей историей. Аудиосистемы этого бренда изначально представляли собой продукт одного небольшого семейного бизнеса. Однако сегодня это солидная компания, которая профессионально занимается звуковой аппаратурой. Вы не пожалеете, если будете приобретать именно их акустические системы. Они предлагают продукцию разного ценового уровня.
    3. Yamaha - доступные и качественные акустические системы от японского производителя. В этой компании знают толк в музыке и звуке, причём не только электронной. Некоторые отделения Ямаха занимаются изготовлением классических музыкальных инструментов, которые считаются одними из лучших в мире. Подобрать себе аудиосистему под свои запросы сможет каждый.
    4. Jamo - всемирно известный производитель аудиоаппаратуры. Они занимаются звуком уже много десятилетий, почти полвека. Они представляют продукцию в разных ценовых категориях, но всегда подходят к своим продуктам максимально ответственно.

    Так же стоит выделить следующих производителей: Magnat, JBL, HECO, Dali. Это проверенные бренды, которые предлагают достойную по звучанию продукцию.

    Материалы корпуса и функционал

    На качество звука может влиять любая мелочь. К примеру, материал, из которого сделан корпус. Кому-то может показаться, а какая разница? Что деревянная, что пластмассовая колонка, они же никаким образом не влияют на динамик и тем более звук. На самом деле все совсем не так. Лучшими всегда считались и считаются колонки в деревянном корпусе. Все потому, что этот материал практически не искажает звук. Вспомните хотя бы о том, что все музыкальные инструменты делают из дерева. Если вы не можете себе позволить колонки в натуральном дереве, то можно выбрать динамики в ДСП корпусе . Кроме этого дерево долговечнее, каким бы качественным не был пластик.


    Некоторые продвинутые производители предлагают своим клиентам аудиосистемы со множеством встроенных функций, к примеру, со встроенным MP3 проигрывателем. Прежде чем покупать подобные экземпляры хорошенько призадумайтесь - а нужна ли вам такая система? Вы ведь собираетесь подключать её к телевизору, домашнему кинотеатру или к компьютеру. Поэтому лучше отказаться от лишних премудростей в пользу более простых и стандартных вариантов.

    Знаете ли вы : Чем больше наворотов у техники, тем больше шансов, что . К тому же стоимость заметно возрастает, а вот качество наоборот может ухудшиться.

    Выбор подходящей вам акустической системы - это дело довольно сложное и хлопотное. Определить на глаз даже по характеристикам качество системы тяжело, на качество звука может влиять любые мелочи, как мы неоднократно упоминали. По возможности попросите перед покупкой продавца включить музыку на выбранной системе, чтобы в полной мере оценить её качество. Обращайте внимание на параметры, различные потёртости (которые сигнализируют о плохом уходе за техникой) и функционал системы.

    Выбираем домашний кинотеатр, видео

    Как выбрать акустическую систему для дома?

    Столкнувшись с выбором акустической системы (АС), многие покупатели не знают, с чего начать и на что обращать внимание в первую очередь. Эти устройства сложно, даже практически невозможно, подобрать, опираясь только на технические параметры. Необходимо обязательно послушать звучание колонок при воспроизведении музыкальных композиций, которые охватывают широкий диапазон частот. Это поможет выявить те частоты, где наблюдаются завалы АЧХ (амплитудно-частотной характеристики) и, соответственно, качество звука значительно ухудшается. Для определения завалов АЧХ даже существуют специальные записи, которые, конечно, музыкой не назовешь, но с их помощью легко определить слабые места данной техники. Если же вы при выборе акустики больше ориентируетесь на советы друзей, знакомых или людей, пишущих на форумах, то не забывайте, что АС одной и той же модели могут звучать по-разному. Основные причины этого – качество сборки, разброс параметров и акустические свойства помещения.

    Наибольшее влияние на звук оказывает качество сборки, потому как от этого напрямую зависит величина помех и шумов, создаваемых самой АС. Негерметичная колонка, с плохо подогнанными стенками и не имеющая достаточной жесткости, будет дребезжать, гудеть и издавать другие непонятные звуки, даже если все ее комплектующие имеют высокое качество. Разброс параметров имеет любая техника, но он всегда ограничен общепринятыми стандартами и поэтому лежит в довольно узком диапазоне. Однако люди с острым музыкальным слухом могут почувствовать разницу. Акустические свойства комнаты зависят, главным образом, от ее размера, соотношения сторон, интерьера и расположения самой аудиосистемы. Так как вы вряд ли станете полностью копировать комнату соседа, АС которого вам понравилась, то и рассчитывать, что у вас она будет звучать так же, тоже не стоит.
    Помимо этого вы должны знать, что каждая акустическая система имеет свой оттенок звука: мягкий или жесткий, ровный или эмоциональный, тусклый или яркий и т.д. И то, что приводит ваших знакомых в восторг, может совершенно вам не понравиться.
    Исходя из вышесказанного, мы настоятельно рекомендуем лично проверять акустическую систему на ее соответствие своим предпочтениям и ожиданиям перед покупкой. Ну, а теперь «пройдемся» по основным характеристикам АС.
    Количество каналов акустической системы говорит нам о том, сколько колонок в ней используется для передачи звука. Например, система 2.1 является трехканальной, т.к. здесь используются 2 колонки (сателлита), воспроизводящие высокие частоты (ВЧ), и одна (сабвуфер), воспроизводящая низкочастотный (НЧ) диапазон. Система 3.0 также является трехканальной, только состоит она из двух боковых и одной фронтальной колонок, где каждая охватывает весь диапазон от НЧ до ВЧ.
    Наиболее часто встречаются следующие типы АС: 2.0, 2.1, 5.0, 5.1 и 7.1, где первая цифра означает количество сателлитов, а вторая – количество сабвуферов.
    Акустические системы с сабвуфером для многих будут более предпочтительными. Благодаря реализации излучателя НЧ в отдельном корпусе исключается его взаимное влияние с излучателями средних (СЧ) и высоких частот, что положительно сказывается на качестве передаваемого звука. К тому же, динамик, воспроизводящий НЧ (<200 Гц), имеет довольно большие размеры, а для передачи более высоких частот требуются небольшие излучатели. Поэтому система с сабвуфером занимает меньше места: большая НЧ колонка располагается где-нибудь на полу и значительно меньшие сателлиты СЧ и ВЧ – на столе (полках) или специальных стойках. Хотя, используя стойки, вы совсем не сэкономите пространство комнаты, зато сможете поместить акустику на оптимальном по высоте уровне.
    Если в АС использовать несколько сабвуферов, то бас получится более насыщенным и глубоким, но не стоит забывать, что такой вариант потребует дополнительной мощности усилителя.
    Системы 2.0 и 2.1 могут быть с эффектом окружающего звука (surround), однако по-настоящему объемный звук вы получите от АС 5.0 и выше.
    Отметим также, что существуют так называемые звуковые проекторы, которые представляют собой одно цельное устройство и позволяют создавать эффект окружающего звука, основываясь на принципах его отражения.
    Эти приборы нередко используются в качестве альтернативы пятиканальным и более системам в небольших помещениях. Но, чтобы получить хороший звук, такое устройство должно находиться в комнате, стены которой не имеют звукопоглощающих покрытий, ковров и других предметов интерьера, оказывающих сильное влияние на распространение акустических волн. (На фото — Звуковой проектор Yamaha YAS-101)
    Встроенный усилитель находится непосредственно в сателлитах или в сабвуфере. Такая акустическая система называется активной, т.к. здесь используется активный фильтр, который относительно легко отрегулировать. Поэтому он лучше справляется со своей работой – «отбрасывать» ненужные составляющие звуковых волн. Динамики здесь подключаются сразу к усилителю, что обеспечивает лучшее качество звучания, плюс активные системы чаще всего имеют более широкий диапазон частот. Основной недостаток – необходимость подводить электрический сигнал и напряжение питания к каждой колонке.
    Преимущества внешнего усилителя (ресивера) заключаются в том, что на его работу не оказывают влияние помехи, создаваемые другими элементами АС. (На фото — AV ресивер Yamaha RX-V371)
    Такой вариант также позволяет производить более точную настройку системы самим пользователем, однако для большинства это будет скорее недостатком. Ведь мало кто захочет тратить свое время еще и на настройку акустической системы.

    К недостаткам такого варианта также можно отнести использование пассивных фильтров, которые довольно трудно регулируются, необходимость выделения места под усилитель, обязательное согласование АС по мощности и импедансу.

    Качество звука любой аудиосистемы сильно зависит от материала корпуса сателлитов. В идеале корпус должен быть сделан из дерева, однако тогда значительно усложняется процесс производства, и цена конечного устройства вырастает до запредельных величин. Поэтому данный материал, если и используется, то только в исключительных случаях и по индивидуальному заказу.

    Высококачественная фанера, имеющая не менее 12 слоев, также отличный вариант для акустических систем, но и ее стоимость очень высока.

    В производстве высококлассных АС чаще всего применяется ДСП или МДФ (хотя в технических характеристиках напишут, что корпус из дерева). Эти материалы обладают отличными акустическими характеристиками и намного дешевле натурального дерева и фанеры.

    Корпуса могут также изготавливать из металла, в качестве которого чаще всего используется алюминий и его сплавы. Этот материал обеспечивает более высокую прочность колонок и позволяет создавать довольно оригинальные дизайнерские решения. К тому же есть мнение, что алюминиевые колонки лучше передают высокие частоты. Однако АС из металла нередко имеют более «жесткий» и ненатуральный звук, чем их деревянные собратья.

    Пластик применяется, в большинстве случаев, в недорогих моделях аудиосистем. Этот материал самый дешевый, позволяет легко создавать различные формы, но, при этом, остается не лучшим вариантом для качественного звука. Особенно это заметно при воспроизведении низкочастотного диапазона: корпус может дребезжать, входить в резонанс и потому вносит заметные искажения в общую звуковую картину. Если вы все-таки решили приобрести акустику, собранную в пластиковом корпусе, обратите внимание, чтобы форма корпуса была, по возможности, неправильная. Такой вариант улучшит его акустические характеристики.

    Количество полос также весьма существенно влияет на звук. Этот параметр определяется количеством динамиков в колонке и, чем их больше, тем лучше. Если написано, что система является 2.5 полосная, то это означает, что в ней установлен 1 ВЧ динамик и 2 НЧ, причем один из НЧ динамиков передает сразу и СЧ, и НЧ. Если АС двухполосная, значит, в ней используются 2 динамика: ВЧ и НЧ; если трехполосная, то – 3 динамика: ВЧ, СЧ и НЧ.

    Мощность является чуть ли не главной и единственной характеристикой, на которую обращают внимание неискушенные покупатели. Ведь считается, что чем она больше — тем громче играет аудиосистема, однако это не совсем так. Мощность в акустике скорее характеризует электрическую и механическую прочность динамиков, в то время как на громкость гораздо сильнее влияет их чувствительность.

    В технических параметрах аудиоустройств обычно указывают 2 типа мощности: пиковая и среднеквадратичная (хотя могут встретиться и другие варианты). Пиковая (P.M.P.O.) – максимальная мощность, которую может выдавать АС на низкой частоте (<250 Гц) в течение короткого промежутка времени (<2 с) без физического повреждения динамиков. Среднеквадратичная (RMS) – максимальная мощность, при которой может работать АС в течение длительного времени без повреждений и с заданным уровнем нелинейных искажений при подаче на ее вход сигнала частотой 1 кГц.

    P.M.P.O. обычно в десятки раз больше RMS, но это, наверное, единственный из всех возможных параметров, на который уж точно не стоит обращать внимание. Гораздо более информативной является среднеквадратичная мощность (RMS). Ее значение должно подбираться в соответствии с размерами и интерьером комнаты, характеристиками самой акустической системы и из личных предпочтений слушателя. В общем случае можно воспользоваться соотношением, где на 1 м2 помещения приходится ≈ 5 Вт мощности RMS. Например, для комнаты 20 м2 вам понадобится акустика общей мощностью: 20×5=100 Вт.

    Обращаем ваше внимание также на то, что для систем с внешним усилителем мощность акустики должна быть равна мощности усилителя (ресивера). Если этот параметр у акустики больше, чем у усилителя, то АС будет играть тише возможного (это не страшно). А вот, если мощность АС меньше мощности усилителя, то это может привести к выходу акустики из строя.

    Чувствительность – это звуковое давление, которое может создать АС при мощности динамика 1 Вт на расстоянии 1 м, и обычно она варьируется в пределах 84-102 дБ. Чувствительность сильно влияет на громкость: ее увеличение на 1 дБ может увеличить громкость АС в 2раза. Для сравнения, мощность в таком случае необходимо было бы увеличить в несколько раз. Однако следует помнить, что высокочувствительные динамики могут быть повреждены мощным усилителем.

    Частотный диапазон порога слышимости у человека находится в пределах 16 Гц – 20 кГц, поэтому, чем ближе диапазон, воспроизводимый акустической системой к этим цифрам, тем лучше. Но, с другой стороны, окружающие нас звуки выходят за эти границы. И, если ваша АС может воспроизводить частоты ниже 16 Гц и выше 20 кГц, то это сделает более яркой и богатой общую звуковую картину.

    Импеданс – комплексное сопротивление АС, на которое также стоит обратить свое внимание. Здесь важно знать следующее: если сопротивление акустической системы больше сопротивления усилителя, то звук в итоге будет тише потенциально возможного. Но, если сопротивление АС меньше сопротивления усилителя, то может произойти ее выход из строя. Поэтому на импеданс следует обращать внимание, как на согласующую характеристику и выбирать его равным или большим, чем сопротивление усилителя.

    Кроме того, следует знать, что акустика создает довольно мощное электромагнитное поле, которое вносит заметные помехи в работу других приборов, например, телевизора. Защитить вашу технику от электромагнитного воздействия можно двумя способами. Первый заключается в том, чтобы располагать электронные приборы на достаточном расстоянии (дальше 1 м) от акустической системы, что не всегда удобно. Поэтому есть второй вариант – приобретать АС с магнитным экранированием. В таком случае акустика не будет создавать помех для другой техники.

    Ну, и напоследок. Технические параметры акустической системы, безусловно, важны, но не стоит забывать, что качество звука зависит от слишком многих факторов. Потому эти параметры, в первую очередь, должны помочь вам сократить список понравившейся техники. А решение о ее приобретении нужно принимать, опираясь, главным образом, на свой слух.

    Вот, пожалуй, и все. Удачных покупок!