Как определить качество звучания наушников. Технические характеристики наушников - что они значат? Специализированный аудиоплеер или смартфон

07.03.2019

Каждый, кто покупает дешёвые наушники зачастую вынужден испытывать разочарование в своём приобретении. Спустя некоторое время, в наушниках появляется треск, посторонние шумы и другие неприятные эффекты. Очень часто становится ясно, что наушники натирают уши, неудобно и не прочно держатся на голове и имеют ещё целый ряд отрицательных качеств.

Как же выбрать такие наушники, которые удовлетворили бы именно ваш запрос?

Чтобы выполнить эту задачу, необходимо подбирать наушники по следующим характеристикам:

1. Частотная характеристика
Эта характеристика очень сильно влияет на качество звука наушников. Если вы замечаете шипение и металлический оттенок звука на очень низких или очень высоких частотах - это следствие несовершенства наушников в области частотного диапазона.

Как правило, особо важную роль играет низкий предел частотной характеристики. Если вы особенно ревностно относитесь к качеству звука, то лучше выбрать наушники с повышенным качеством звучания - наушники с большим диаметром мембраны. Несмотря ни на что, почти никакие из наушников-вкладышей с размером мембраны 9-12 мм не способны состязаться в чистоте звука с накладными наушниками или мониторами, имеющими диаметр мембраны 30 мм и выше, что позволяет им значительно расширить частотный диапазон и улучшить качество звучания. Среднее значение частотной характеристики 18-20000 Гц. Если частотный диапазон более узок, следует трижды подумать прежде чем покупать такие наушники.

2. Чувствительность
Чувствительность влияет на громкость звука в наушниках. Возможно для наушников-мониторов, всегда обеспечивающих хорошую громкость это и не актуально, однако при выборе вкладышей или накладных наушников "для улицы", на это стоит обратить внимание.

Хорошо, чтобы наушники обеспечивали чувствительность не менее 100 дБ, иначе звук может быть слишком тихим при использовании наушников с плеером или тому подобными устройствами. Старайтесь смотреть на то, какие магнитные сердечники применяются в наушниках. Не рекомендуется брать наушники-вкладыши малого диаметра мембраны, обладающие маломощным магнитом. Лучше всего остановить выбор на наушниках с неодимовыми магнитными сердечниками.

3. Тип подключения
Если вы определились, что берете наушники для крупной стерео системы, то перед вами становится вопрос: остановиться на проводной или беспроводной модели? Рассмотрим их преимущества и недостатки.

Для наушников с проводом недостаток очевиден - это само наличие провода, стесняющего движения. Даже если взять провод большой длины, вам не удасться танцевать или разгуливать по квартире, наслаждаясь музыкой не запутав его. Однако в данном случае вам всегда гарантирован тот максимум чистоты звука, который способны выдать данные наушники. С беспроводными наушниками все иначе. Налицо полная свобода передвижения - некоторые модели обеспечивают такую хорошую передачу звука, что прослушивать музыку можно передвигаясь по всей квартире. Однако здесь особое внимание нужно обратить на качество передачи, частоту каналов и наличие автоматической подстройки.

Несмотря на то, что современные беспроводные наушники, как радио, так и инфракрасные способны без труда обеспечивать передачу звука с минимальными искажениями, всё же стоит обратить более пристальное внимание на вышеназванные характеристики. Другой минус этого типа наушников - батарея. Срок службы батареи наушников должен быть достаточно долгим, чтобы обеспечивать многочасовое прослушивание. Хотя, наиболее удобными в данном случае будут наушники с аккумуляторами, заряжающиеся прямо на передатчике.

4. Аккустическое оформление
По аккустическому оформлению наушники разделяются на открытые и закрытые. Закрытые наушники не пропускают никакие внешние звуки, в то время как открытые позволяют слышать звуки окружающей среды. Несмотря на то, что аккустическое оформление - дело вкуса, стоит предупредить, что открытые наушники дают более чёткую картину, тогда как в закрытых возникает небольшой резонанс.

5. Удобство и комфортность
Удобство и комфортность наушников - ещё одна очень немаловажная деталь. Здесь можно дать множество небольших советов. Если наушники натирают уши - не используйте вкладыши, но используйте накладные наушники или мониторы. Чтобы наушники не портили прическу - используйте наушники с лентой дужки, расположенной позади шеи.

Посмотрите на вес наушников - даже кажущиеся лёгкими с первого взгляда, некоторые модели могут вызвать неприятные ощущения после нескольких часов непрерывного использования. Используйте наушники-вкладыши с оголовьем или другие модели, равномерно распределяющие свой вес. Обращайте внимание на то из чего сделаны чашки наушников, на то, насколько эргономично они спроектированы, на то, насколько хороши возможности подстройки под диаметр головы и т.д. Наличие регулятора громкости на шнуре, коробочка для хранения и тому подобные мелочи, способны сильно облегчить жизнь и сделать прослушивание музыки значительно приятнее.

Наушники имеют целый ряд преимуществ и недостатков по сравнению с акустическими системами. Преимущество наушников в том, что они способны за гораздо меньшую стоимость обеспечить широкий частотный диапазон и выдать сильное звуковое давление без искажений. К тому же на звук в наушниках не оказывает влияние акустические характеристики помещения, а мощный звук, в свою очередь, не действует на нервы вашим соседям.

К недостаткам наушников можно отнести неестественность представления пространственной информации. Дело в том, что когда вы слышите звук в помещении от акустических систем - каждое ваше ухо слышит звук не только от ближнего к нему излучателя, но и от дальнего. Именно основываясь на этой информации, человек может определять местонахождение источника звука в пространстве. В наушниках каждое ухо воспринимает только звуки, идущие от предназначенного именно для этого уха излучателя, что в конечном счете приводит к неестественности звучания и, как результат, к повышенной утомляемости. Правда, существуют устройства, называемые головными динамиками, избавленные от этого недостатка. К ним относится модель AKG K 1000.

Различают наушники, которые вставляются в уши, и наушники, надеваемые на голову. Профессионалы относят наушники, вставляемые в уши (вкладыши), к стереотелефонам самого начального уровня. Объясняется это просто: при их видимом удобстве наблюдается явный недостаток - низкое качество звука, в частности, слабость низких частот. Фирмы-производители безуспешно пытаются исправить это за счет различных технических ухищрений, вроде ушных вкладышей в наушниках SONY MDR-ED228LP, или неодимовых магнитов высокой мощности (400 кДжм3) в наушниках SONY MDR-EX70. Но невозможно из 9 мм мембраны вытянуть широкий частотный диапазон при одновременном соблюдении небольших размеров наушников. Наушники с подобными техническими примочками будут действительно звучать громче, а вот качественнее - никогда.

Однако следует отметить, что действительным плюсом вкладышей является их компактность и удобство эксплуатации (они ни мнут прическу, не занимают много места, почти не заметны и т.д.). Подвидом данного типа наушников являются модели с тонким пластиковым ободком - вкладыши с оголовьем. Данная модель характеризуется наличием неплохих (по сравнению со всеми остальными вкладышами) низких частот, ободок же выполнен из специальной пластмассы, которая не сломается даже при самых немыслимых операциях с наушниками. К таким наушникам относятся SONY MDR-W08L. Кроме того, существуют спортивные модели вкладышей, они обладают повышенной степенью комфортности и эргономики. Функционируют эти модели подобно очкам, их с легкостью можно отрегулировать с учетом индивидуальных особенностей уха конкретного слушателя. Такие наушники выпускает фирма Bang & Olufsen.

Среди наушников, надеваемых на голову, выделяют два типа - открытый и закрытый. Наушники открытого типа изобретены фирмой SENNHEISER и представляют собой головные стереотелефоны, в которые частично попадают внешние звуки. Наушники закрытого типа - максимально герметичные модели с минимальным проникновением внешних шумов.

Их недостаток - некоторая гулкость при воспроизведении композиций (аналогичный эффекту в сабвуферах). Вообще, выбирая наушники в магазине, обратите внимание на упаковку. На ней указана основная характеристика наушников - частота; чем шире указанный диапазон, тем лучше звук в наушниках. Так, наушники среднего класса SONY MDR-A106LP обладают частотной характеристикой 18 - 20000 Гц, у них большая мембрана диаметром 30 мм, которая позволяет достичь неплохого баса. Данный тип наушников не отличается компактностью, но производители для максимального уменьшения размеров наушников в нерабочем состоянии применяют складные (как в SONY MDR-A106LP) и разборные (как в KOSS KTX/4) дужки.

Отдельно выделяют популярные на сегодняшний день наушники с оригинальным дизайном, форма которых позволяет цеплять их за шею, при этом слушатель может не беспокоиться о растрепанных волосах, помещая ободок на затылке. Эти наушники совмещают в себе удобство при эксплуатации вкладышей (наушников, вставляемых в уши) и неплохое качество звука накладных наушников (т.е., одеваемых на голову).

К моделям наушников с таким дизайном относят AIWA HP-AJ40 и SONY Street Style. Кроме того, существуют профессиональные и полупрофессиональные наушники, которые используются или продвинутыми аудиофилами, или специалистами в области музыки. Их отличает продуманность до мелочей и качество исполнения, как, например, PHILIPS HP-910. В этой модели применена безразмерная конструкция, обеспечивающая оптимальную посадку, нет необходимости подкручивать и подстраивать наушники под голову.

Дужка состоит из трех элементов: гибкого охвата и двух упругих стяжек. Такая конструкция позволяет максимально равномерно распределить нагрузку на голову, избавляя слушателя от быстрого физического утомления. Внутренняя поверхность чашек таких наушников обычно отделывается либо бархатом, либо заменителем кожи, а сам излучатель прикрывают акустически прозрачной тканью. При изготовлении динамического излучателя (магнита широкополосных головок) применяют сплавы из неодима, железа и бора, позволяющие добиться повышенной мощности. Звуковые катушки намотаны либо бескислородной медью, либо алюминиевым проводом с медным покрытием, а мембраны изготовлены из майлара. Кроме того, соединительные шнуры, размеры которых в стандартном исполнении достигают 3-х метров, выполняют из нескольких гибких проводников длиннокристальной бескислородной меди (LC-OFC). По данным мини-опроса, проведенного в Рунете, большинство слушателей, готовых потратить около ста долларов на приобретение наушников, выбирают именно такой тип стереотелефонов.

Отдельно стоит остановиться на беспроводных наушниках. Различают два способа передачи сигнала от базового блока до наушников. Первый из них - с помощью радиосигнала. Принцип действия прост: в базовом блоке размещен радиопередатчик, который работает в режиме FM-stereo на частотах 433-435 Мгц. Базовый блок подключается с одной стороны - к выходу любого источника (CD, MD и т.д.), а с другой - в сеть через стандартный AC/DC адаптер. Диаграмма направленности антенны передатчика круговая и позволяет поддерживать устойчивое соединение наушников с базовой станцией в радиусе около 100 метров, причем, как правило, существует функция ручной настройки системы.

К этой разновидности наушников относится модель PHILIPS НС 800. Второй способ передачи сигнала с базовой станции - через инфракрасный порт. При этом сигнал передается по принципу пульта дистанционного управления к телевизору и только на расстоянии прямой видимости. Плюсы беспроводных наушников очевидны: свобода передвижения по квартире, офису, загородному дому - но и минусы тоже: ощутимые шумы при прослушивании композиций, частая замена элементов питания (стандартно хватает двух батареек типа АА на четыре часа прослушивания), невозможность прослушивания наушников с инфракрасным портом в соседнем помещении.

Те, кто считает, что наушники - это простейшие устройства, способные только принимать, а затем технично воспроизводить сигнал от источника, глубоко ошибаются. Существуют модели наушников, вроде SONY MDR-DS5000, способные воспроизводить не только аналоговый, но и цифровой сигналы (например, многоканальное сопровождение к фильму, или подключение через оптический выход DVD-Плейера), и не только в формате Dolby Pro Logic, но и в АС-3. В базовом блоке MDR-DS5000 размещены цифро-аналоговый преобразователь, декодеры АС-3 и DPL, схема фазово-частотной коррекции, ИФК-кодер и, наконец, усилитель.

Полное название усилителей в наушниках - Headphone distributing amplifier. Применяют усилители не только для элементарного повышения мощности сигнала с источника, но и для распределения сигнала на несколько пар наушников. Применяются усилители обычно в студиях, для подачи каждому слушателю сигнала индивидуальной мощности, при этом каждый может слушать звук настолько громко, насколько ему хочется, не ущемлять при этом качество и громкость звука соседей.

В заключение стоит отметить, что выбор наушников - дело сугубо индивидуальное, и зависит как от целей приобретения, так и от вкуса покупателя. Но если вы хотите получить действительно качественный звук, и располагаете для этого средствами, стоит забыть про трехдолларовые китайские подделки, и покупать только фирменную продукцию.

Звуки играют в нашей жизни гораздо большую роль, чем может показаться на первый взгляд. Они нас ориентируют, с помощью звуков мы обмениваемся полезной и не очень информацией. А еще собранные в гармонию звуки способны влиять на наше настроение. Ученые неоднократно доказывали связь между здоровьем живых существ и звуковым фоном, который их ежедневно сопровождает. Быть может, именно из-за этой невидимой связи многие стремятся окружить себя приятной музыкой, приобретая аудиотехнику - усилители, проигрыватели, акустику.

Для многих звук в ушах - это не просто способ убить время в транспорте, это еще и способ получить свое собственное пространство, которого в повседневной жизни порой так не хватает. Чтобы это пространство было комфортным и уютным, необходимо, чтобы наушники идеально подходили - хорошо сидели и, конечно же, обладали приятным звучанием. Подобрать свою пару наушников не легче, чем, скажем, найти для себя хорошую одежду. Прилавки магазинов ломятся от сотен и сотен моделей по самым разным ценам - от «рубль - ведро» до таких, стоимость которых исчисляется тысячами долларов.

Как тут не растеряться в многообразии форм и характеристик? Ответ прост - нужно лишь раз и навсегда разобраться для себя в классах и разновидностях этих устройств. После этого следует подумать, какой класс наушников лучше всего подходит для ваших целей, и далее ориентироваться по своим финансовым возможностям.

⇡ Способы крепления наушников на голове

Форма головы у всех разная, поэтому одна и та же модель наушников может идеально подходить для одного человека и быть совершенно неприемлемой для другого. Чтобы удовлетворить все запросы, конструкторы и дизайнеры придумали массу способов крепления наушников на голове любителя музыки.

Классический вариант - дуговое крепление, или «наушники с оголовьем». Дуга таких наушников огибает голову, прижимая к ушам чашки с излучателями.

Второй вариант - крюк. Наушники представляют собой два крюка, которые цепляются за ушные раковины, удерживая капсюль с динамиком напротив слухового прохода. Поскольку данное крепление использует тот же принцип, что и очки, такой вариант будет не очень удобным для тех, кто постоянно носит оправу.

Третий вариант ношения наушников - затылочная дуга. Похож на предыдущий, с той разницей, что крюки соединены легкой дужкой, проходящей по затылку.

Четвертый вариант - вкладыши. Это небольшие портативные наушники, которые обычно прилагаются к смартфону или к MP3-плееру. Они просто вставляются в ушную раковину и как бы лежат там. Этот вариант имеет много недостатков - наушники не прилегают плотно к ушному отверстию, поэтому качество передаваемого звука обычно страдает. Кроме этого, такой вариант крепления в ухе ненадежен - при активном движении они выпадают.

Существуют некоторые модификации вставных наушников. Одно из самых удачных решений, по нашему мнению, - конструкция Twist-to-fit от немецкого производителя Sennheiser. Этот вариант крепления позволяет наушникам не только лежать в ушной раковине, но и зацепиться за нее дополнительным элементом. Похожий вариант усовершенствования можно увидеть и у других известных производителей портативных наушников, например у BOSE.

Пятый вариант - внутриканальные наушники (их также иногда называют вакуумными наушниками). Этот тип портативных наушников обеспечивает поступление звука непосредственно в слуховой канал. Внутриканальные наушники имеют гибкий силиконовый наконечник (наподобие тех, что на фонендоскопе у врача) или специальную пену с эффектом памяти. Эти наконечники вставляются прямо в слуховое отверстие, буквально затыкая его. Для идеальной посадки внутриканальные наушники обычно поставляются с тремя парами сменных силиконовых вставок разного размера. Результатом такой плотной посадки является потрясающе высокая степень изоляции от внешних шумов. Подобные наушники можно даже использовать как беруши.

Однако у этой конструкции есть и свои недостатки. Во-первых, нагрузка на слуховой аппарат возрастает, и при длительном прослушивании на высокой громкости такими наушниками можно быстро «посадить» слух. Во-вторых, ушное отверстие не «дышит» и длительное ношение внутриканальных наушников может вызывать неприятные ощущения, такие как зуд кожи.

Наушники могут отличаться еще одной конструктивной особенностью - способом прилегания к голове. Так, например, модели, которые полностью охватывают уши человека, называются полноразмерными, или мониторными.

Наушники, которые просто прилегают к ушной раковине, называются накладными.

Портативными могут быть не только вставные или внутриканальные наушники. Модели с оголовьем тоже могут иметь складную конструкцию, а самые дорогие комплектуются удобным чехлом или даже кейсом для переноски.

⇡ Различия в конструкции чашек. Открытые и закрытые наушники

Прежде всего обращаем внимание на то, что все наушники делятся на два больших класса - открытые и закрытые. Эти слова следует понимать в буквальном смысле. Закрытые наушники не дают звуковым волнам выйти из чашек наушников. Корпус правой и левой чашки таких устройств не содержит никаких отверстий со стороны, не примыкающей к голове слушателя. Стенки чашек таких наушников обычно достаточно массивные, а материал, из которых они сделаны, часто обладает способностью гасить звуковые колебания. Как правило, закрытые наушники обладают заметно более высокой степенью пассивного шумоподавления.

В открытых наушниках где-нибудь на корпусе, обычно на обратной стороне чашек, можно увидеть сеточку из отверстий. Эти отверстия необходимы для того, чтобы звуковые волны распространялись так же, как в естественной среде, что способствует более реалистичному, правдоподобному звучанию наушников.

Характер звука в закрытых и открытых наушниках различается. Поскольку в закрытом корпусе звуковая волна многократно переотражается от стенок, нижний диапазон становится более напористым, что не соответствует номинальному звучанию аудиоматериала. Для музыкантов предпочтительнее работать в открытых наушниках, так как данная конструкция не искажает АЧХ и звучит более достоверно.

Наушники с закрытой конструкцией обычно имеют характерный сильный прижим чашек к голове, и далеко не всем это нравится. Такие наушники обладают намного лучшей звукоизоляцией по сравнению с открытыми. Из этого следует еще одно преимущество закрытой конструкции - слушателю в таких наушниках не слышно окружающих звуков, а окружающим не слышна музыка, направляемая в уши меломана. В открытых наушниках звуковые волны проходят наружу, поэтому громкая музыка будет вполне разборчиво «жужжать» для рядом стоящего человека.

Иногда можно встретить в продаже наушники полуоткрытого или полузакрытого типа - это наушники, конструкцию которых нельзя отнести ни к открытой, ни к закрытой. Обычно так называют открытые наушники с хорошим пассивным шумоподавлением.

⇡ Система активного шумоподавления

В недорогих наушниках используется один способ подавления внешних шумов - пассивный. Обычно он достигается за счет конструкции амбушюр - мягких вставок, смягчающих прилегание чашек наушников к голове. Однако у этого способа есть свои ограничения. Наушники с самым хорошим пассивным шумоподавлением имеют показатели 35-37 дБ.

Чтобы усилить эффект снижения окружающего шума, инженерами был придуман способ подавления нежелательных акустических колебаний аналогичными волнами с противоположной фазой. Наушники, в которых реализована данная идея, получили название «наушники с системой активного шумоподавления». Конструкция таких наушников содержит скрытый микрофон, который улавливает фоновый шум. Полученный сигнал обрабатывается электронным блоком устройства, и затем генерируется сигнал с перевернутой фазой. Излучаемый звук гасит фоновые акустические сигналы и позволяет снизить общий шум на 70-90%. Система активного шумоподавления даже в дорогих моделях отчасти портит исходный звук, ограничивая динамический диапазон модели. Тем не менее если вы любите слушать музыку в достаточно шумных местах, таких как метро, автобус, самолет, - подобная система придется весьма кстати.

Для ее работы используются элементы питания, которых хватает максимум на 3-4 дня беспрерывной работы. Технология активного шумоподавления не устраняет все шумы, она максимально эффективна лишь в определенном низкочастотном диапазоне (например, от 25 до 500 Гц).

⇡ Технические характеристики: на что обращать внимание

Наушники различаются и по техническим характеристикам. Относиться к цифрам и графикам на упаковке наушников слишком серьезно не стоит. Данные, которые предоставляет изготовитель наушников, рассчитаны в первую очередь на тех покупателей, которые при выборе ориентируются не на свои уши, а на «умные» цифры и пёстрые диаграммы. Доля правды в указываемых производителем параметрах есть, но нужно понимать, что частотные характеристики без указания коэффициента гармонических искажений ничего не стоят, а ровный график АЧХ совсем не гарантирует высокую детальность звука. Тем не менее, если вы хотите, чтобы ни один продавец-консультант не смог вам «навесить лапшу» и сплавить залежавшийся товар, в основных параметрах следует разобраться.

⇡ Частотный диапазон

Первое - частный диапазон. Чем шире его границы, тем лучше для качества звука. Для кого-то это утверждение не совсем очевидно. Более того, если начать размышлять над данным параметром, можно прийти к совершенно иному заключению: «Зачем переплачивать за слишком широкий частотный диапазон?»

Давайте вспомним учебник биологии - человек способен разобрать звук в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Это в самом лучшем случае, на практике слышимая область у многих куда уже. Многие перестают слышать уже частоты в 15 кГц и ниже. Однако производители аудиоустройств нередко указывают в характеристиках своих товаров частоты в два, три и более раз выше. Зачем?

Когда за слышимый предел выходят производители стационарной акустики, в этом есть определенный смысл. Дело в том, что теоретически человек ощущает обычный звук не только ушами, но и всем телом. Поэтому самые большие аудиофилы убеждены, что способны чувствовать музыку буквально костями. В ушной раковине же, как известно из того же учебника по биологии, к счастью, костей нет. Поэтому, если в наушниках указан диапазон, сильно выходящий за рамки слышимой частоты, «лишние» герцы не услышит даже аудиофил с очень хорошим слухом и очень чувствительными ушными хрящами.

И все-таки если на коробке с наушниками вы увидите цифры, которые выходят за пределы слышимой области, это хорошо. Это дает повод полагать, что драйвера (так называют динамики, излучатели звука в наушниках) не работают в граничном режиме и поэтому имеют достаточный потенциал, чтобы более точно, без искажений, передать слышимые частоты. Разумеется, проверить это наверняка можно только одним-единственным способом - надев пару наушников и послушав их.

⇡ Размер драйверов и мощность

Этот параметр мало о чем говорит. Многие производители любят гордо вынести на коробку цифры, скажем, 50 мм или 40 мм. Диаметр динамика - это его размер, и только. Подобный трюк рассчитан на обычный стереотип - большинство покупателей сознательно (или подсознательно) считают, что чем больше размер акустики, тем ее звучание лучше. Производитель словно старается сказать: «Видите, какие мы использовали огромные динамики? А представляете, какой крутой у них звук - при таком-то размере!»

У наушников Sony MDR-XB1000 диаметр динамика 70 мм!

На самом деле этот показатель зачастую лишен смысла. Мощность устройства - другое дело. Этот параметр определяет выходную мощность динамиков и влияет на их громкость. Чем выше мощность, тем ярче и сочнее звук - больше баса, точнее интерпретация. Но наушники с высокой мощностью (2000-3000 мВт) быстрее разряжают батарею вашего портативного устройства.

⇡ Чувствительность

Существует определенная категория пользователей, которая для описания звука употребляет слово «громко», например - «эти наушники играют очень громко». Несмотря на то, что ни один ценитель качественного звука не употребит это слово в разговоре об аудио, считая его дилетантским, определенный смысл в этом определении есть. За громкость звука отвечает такой параметр как «чувствительность». Чем он выше, тем звук сильнее (при одинаковой мощности). Наушники с чувствительностью 95-100 дБ и выше можно считать хорошими.

⇡ Сопротивление

Это довольно важный параметр. Если вы выбираете наушники для плеера, не лишним будет проверить, на наушники с каким сопротивлением он рассчитан. Как правило, портативное аудио предназначено для работы с низкоомными наушниками, которые имеют сопротивление 32 Ом. Но если подключить к плееру наушники с сопротивлением 300 Ом, это не означает, что вы не сможете услышать звук - просто они будут звучать тише. Высокоомные наушники используются редко, их сопротивление исчисляется килоомами.

⇡ АЧХ

Один из наиболее наглядных способов представления звучания наушников - с помощью графика амплитудно-частотной характеристики устройства (АЧХ). Обычно это - кривая, которая описывает передачу тех или иных частот наушниками. Чем меньше резких изгибов она содержит и чем дальше она простирается на графике, тем точнее наушники передают исходный аудиоматериал. По АЧХ любители баса могут сразу определить, подходят им эти наушники или нет, - в области низких частот должен находиться «горб». Чем выше расположен график, тем громче звучат наушники.

АЧХ наушников Beats by Dr. Dre Studio

Ровная АЧХ не является гарантией высокого качества звука. Это - лишь предпосылка думать о том, что звучание сбалансировано, то есть никакие частоты не заваливаются и не выпирают, не режут слух.

⇡ Коэффициент гармонических искажений

Коэффициент гармонических искажений - это, пожалуй, единственный параметр, который объективно свидетельствует о качестве звука. Если для вас важно высокое качество звучания, следите за тем, чтобы коэффициент гармонических искажений выбранной вами модели был менее 0,5%. Наушники с коэффициентом гармонических искажений более 1% можно считать посредственными.

Если на упаковке или на официальном сайте вы не нашли данной характеристики, это повод задуматься: возможно, производителю есть что скрывать. Далеко ходить не надо: популярная среди молодежи модель Beats by Dr. Dre Studio имеет коэффициент гармонических искажений 1,5% на частоте 1кГц .

С другой стороны, обращайте внимание на то, для какой частоты приведена данная характеристика. Коэффициент гармонических искажений непостоянен по всему частотному спектру. Поскольку область низких частот человеческое ухо слышит менее разборчиво, в НЧ-диапазоне допустимы гармонические искажения менее 10%, а вот в полосе частот от 100 Гц до 2кГц - не более 1 %.

⇡ Кабель

В описании наушников часто можно встретить термин «одностороннее/двустороннее подключение» . Это означает, что конструктивно данные наушники выполнены таким образом, что провод подходит либо только к одной из чашек наушников, либо имеет Y-образную форму и подходит к обеим чашкам.

Наушники с односторонним подключением

Наушники с двусторонним подключением

Понятия «симметричный» и «несимметричный» кабель, как правило, имеют отношение к портативным вставным или внутриканальным наушникам. Конструкция наушников с симметричным кабелем означает, что провод имеет Y-образную форму. Несимметричный кабель позволяет забросить более длинный провод одного из наушников за шею. Такие наушники носить удобнее - когда они не используются, то просто висят на шее.

Кабель также может значиться в описании наушников как «плоский». Это означает, что провод наушников имеет форму телефонного кабеля, именуемого в народе лапшой. Преимущество плоского кабеля в том, что он не запутывается.

Провод на студийных наушниках может быть витым, то есть закрученным в спираль.

⇡ Провод может быть не нужен

Наушники не обязательно должны соединяться с источником звука проводом, существуют также беспроводные версии, которые могут работать дистанционно, без каких бы то ни было соединительных кабелей. Модели беспроводных наушников (за редким исключением) имеют более низкое качество звучания, что объясняется потерями при передаче сигнала в радиоэфире, а иногда и компрессией данных.

Беспроводные наушники работают от встроенных в корпус источников питания, срок службы которых обычно составляет от нескольких часов до нескольких суток. Источником передачи сигнала является база. База может представлять собой стационарную док-станцию, подключаемую к любому линейному входу, либо портативный модуль, подсоединяемый к любому аналоговому источнику звука или к USB-порту.

Беспроводные модели используют три основных способа передачи сигнала - по радио, посредством инфракрасного порта, а также через Bluetooth. При передаче по радиочастотам звук неизбежно сопровождается эфирными помехами. Вариант с инфракрасным портом - вчерашний день, устаревшая технология, которая требует от слушателя, чтобы его датчик-приемник на наушниках находился в зоне прямой видимости передатчика. Беспроводные наушники, использующие технологию Bluetooth, имеют сравнительно небольшой радиус действия, порядка десяти-двадцати метров, в то время как радионаушники могут работать на расстоянии до 100 и более метров. Многие портативные устройства, включая смартфоны и MP3-плееры, могут работать с беспроводными наушниками по Bluetooth.

⇡ Несколько слов о гарнитурах

Наушники с микрофоном называются гарнитурой. Микрофон может отстегиваться, превращая гарнитуру в обычные наушники, может поворачиваться в сторону, когда он не нужен, а может быть жестко закреплен на соединительном кабеле устройства.

Компьютерная гарнитура может подключаться или напрямую к разъемам для наушников и микрофона на звуковой плате, или при помощи звукового USB-адаптера, который может идти в комплекте.

Многие известные производители наушников в последнее время стали выпускать специальные модификации своих проверенных временем моделей, наделяя их поддержкой устройств Apple. Такие модели, как Sennheiser MM 70i и Koss PRODJ200, обладают дополнительным микрофоном и пультом дистанционного управления для быстрого вызова некоторых опций смартфона. Впрочем, мобильные гарнитуры - это отдельный класс устройств с большим набором функций, рассмотрение которых выходит за рамки этого обзора.

⇡ Разбираемся в брендах

Несмотря на разнообразие представленных в продаже марок наушников, есть определенные имена, которые заслужили репутацию и пользуются спросом среди знатоков хорошего звука. Вот некоторые из «проверенных» имен: AKG, Beyerdynamics, Sennheiser, Audio-Technica, Grado, KOSS, Philips, Sony, Fostex, Denon, Bose, Shure и прочие.

Интересно, что очень многие компании предлагают десятки и десятки моделей наушников, но все эти разные наушники сделаны по похожей технологии, поэтому зачастую их «акцент» очень схож. Если вы сторонник классического рока, вам, возможно, понравится большинство моделей, выпускаемых фирмой KOSS, которые обладают ярко выраженным басом. Модели AKG славятся очень красивой детальностью высоких частот, а у наушников Sennheizer обычно относительно ровная АЧХ.

Если посмотреть на ассортимент, который предлагается любителям наушников, можно увидеть, что у каждого второго бренда есть в наличии десятки, а то и сотни моделей. Чтобы дать возможность пользователям лучше ориентироваться в своей продукции, многие известные производители используют определенные принципы маркировки товара. Яркий пример «умной» маркировки наушников - у немецкой фирмы Sennheiser. В названии этих моделей присутствует буквенный префикс, который может многое сказать о конструкции тех или иных наушников.

  • CX, а также серия IE - внутриканальные наушники;
  • MX - вставные наушники;
  • HD - классические наушники с оголовьем;
  • RS - беспроводные наушники, комплект база плюс наушники;
  • HDR - дополнительная пара беспроводных наушников;
  • OMX - вставные наушники с креплением типа «крюк»;
  • OCX - внутриканальные наушники с креплением типа «крюк»;
  • PMX - накладные или вставные наушники с затылочной дугой;
  • PXC - линейка наушников с системой активного шумоподавления;
  • PC - компьютерные гарнитуры;
  • HME - модели гарнитур, предназначенные для пилотов и экипажей самолетов и вертолетов.

А если в конце названия модели стоит индекс «i», значит, она поддерживает работу с устройствами Apple - включает в себя четырехконтактный штекер, микрофон на проводе и пульт для управления некоторыми командами устройства.

К наиболее популярным моделям наушников некоторые производители выпускают отдельно наборы амбушюр, которые можно докупить и самостоятельно заменить, если от времени оригинальные вставки потеряют свой внешний вид - потрескаются или сотрутся.

⇡ Как найти идеальные наушники?

На самом деле, даже если обложиться осциллографами и прочими измерительными приборами, для наушников трудно найти критерий объективной оценки. Как сравнивать разные модели?

По цене, руководствуясь принципом «чем дороже, тем лучше»? Но есть и недорогие малоизвестные наушники, которые звучат не хуже брендовых (об одной из моделей мы писали в статье «Наушники Superlux HD669 (Axelvox HD 272): исключение из правил» .

Ориентироваться на мощность? Но и этот показатель тоже ни о чем не говорит. Одни из топовых наушников Philips - Fidelio L1 - имеют мощность всего 200 мВт, но при этом гарантией их звучания является контрольная комиссия «золотых ушей», состоящая из людей с исключительным слухом.

Не дает представления о качестве товара и частотный диапазон, который так любят писать на коробках гарнитур и наушников. Как уже было сказано выше, далеко не всякий человек может расслышать справочные 20 Гц - 20 кГц. А уж если границы диапазона намного шире этой полосы частот, начинает оправдываться пословица «Глухой не услышит, так соврет». Сказать о том, насколько красиво динамики передают скрипку на 30 кГц, может только человеческая фантазия.

Не намного более информативным является частотный диапазон микрофона в описаниях гарнитур. Логика подсказывает, что чем шире полоса, тем должен быть «естественнее» звук. На практике же это оказывается совсем не так. Все зависит от конструкции микрофона, а также от защитного фильтра, избавляющего от резкого придыхания и посторонних шумов. Более того, в линейке, скажем, Plantronics есть немало гарнитур, которые снабжены модулем электронной фильтрации звука DSP. Этот блок очень эффективно извлекает посторонние шумы, акцентируя звук именно на голосе. При этом полоса частот микрофона в таких моделях, согласно техническим характеристикам, выглядит более чем скромно, а речь звучит естественнее, чем в дорогих «геймерских» гарнитурах.

Так как же составить свое мнение о наушниках? Некоторые аудиофилы - те, которые думают, что могут на слух отличить качество звука на обычном кабеле и на кабеле из сверхчистой бескислородной меди, - привыкли доверять не собственным ушам, а глянцевым журналам и графикам, которые получены с помощью прибора, именуемого «искусственное ухо». Может, это и «по науке», но далеко не все с этим утверждением согласятся.

Нужно сказать, что тем, кто ищет идеальную формулу звука, в жизни приходится несладко - они постоянно вынуждены проглатывать саркастические шутки про «теплый ламповый звук». Не все, кто иронизирует по поводу «кристально чистого звука», правы, равно как и не все «аудиоманьяки» могут уловить разницу между усилителями за $400 и за $4 000.

При этом настоящих оппонентов в споре про качественный звук найти довольно сложно. Встретить мнение о том, что дорогая аудиоаппаратура - это пустая трата денег, - не проблема. Однако причины, порождающие эту мысль, могут быть разными. Например, позвольте поинтересоваться: когда вы проверяли свой слух? Скорее всего - очень давно, а может, вообще никогда. Вы же не испытываете дискомфорта при разговоре со знакомыми, так зачем вам ходить к врачу? Но то, что человеку не нужно кричать в ухо, еще не является гарантией его идеального слуха.

Энциклопедические сведения о том, что человек слышит диапазон от 20 Гц до 20 кГц - это крайне оптимистическое утверждение. В реальной жизни слышимый спектр намного уже. Да вы и сами можете в этом убедиться. Вот простенький «топорный» способ самому проверить собственный слух. В проигрывателе foobar2000 раскройте меню File -> Add Location и наберите tone://20000, где число равно частоте в герцах.

Вы получили плохой результат? Не расстраивайтесь. Во-первых, на результаты могли оказать влияние технические характеристики наушников, звуковой карты или акустики, а во-вторых - людей, которые могут похвастаться абсолютным слухом, не так и много. К тому же, чтобы наслаждаться музыкой, нужно лишь одно - чувство прекрасного. За последнее отвечает не ухо и не печень, а какой-то особо хитрый орган под названием «человеческая душа», положение которого вам не сможет показать ни один врач. В конце концов, Бетховен не слышал свою Девятую симфонию по причине глухоты, но это не помешало ему на премьере сорвать такие овации, что публику пришлось успокаивать силой.

Так что ответ на вопрос «Как выбрать самые лучшие для себя наушники?» звучит до невозможного просто: «А вы наденьте и послушайте!»

Проблема выбора такого, как многим покажется на первый взгляд, маловажного «аксессуара», как наушники - сегодня актуальна как никогда! Благодаря стараниям маркетологов, многие действительно важные критерии выбора были задвинуты назад, а практически бессмысленные выдвинуты вперед.

Выбираем наушники: советы ZOOM

Это привело к довольно забавным ситуациям. Со стороны человека, разбирающегося в проблеме, это выглядит, как если бы покупатели стали, например, выбирать автомобили по длине двигателя и с пеной у рта доказывать, что автомобиль с длинным двигателем лучше автомобиля с коротким, полностью игнорируя все остальные критерии. Разобраться, на что смотреть, что слушать, а что не стоит даже брать в руки, - и является целью данного материала.

Для чего это нужно?

Для чего нужны наушники вообще - думаю, всем понятно - чтобы слушать музыку одному и поменьше мешать этим процессом окружающим или, чтобы они поменьше мешали вам.

Для чего нужно менять наушники идущие с плеером? Здесь ответ тоже вполне очевидный - они очень низкого качества. Хорошие наушники стоят дорого, и использование их в качестве комплектных резко повысит конечную стоимость устройства. Что сразу снизит его конкурентоспособность - всем же не объяснишь, что здесь 50% - стоимость за наушники. Тем не менее, конечное качество звука плеера определяется в первую очередь наушниками. Плеер стоимостью $500 с комплектными наушниками будет звучать несравнимо хуже, чем плеер за $50 с хорошими наушниками за $50-100.

Для чего нужны отдельные дорогие большие наушники? В первую очередь - для прослушивания музыки дома, на стационарной технике, портативные плеера их в большинстве случаев вообще не могут раскачать. И зачем это? - спросите вы. Для того чтобы достичь высочайшего качества звука! Покупая такие наушники, при небольшом бюджете вы получите звук на порядок более дорогой колоночной техники, а при серьезном бюджете - и просто недостижимое для колонок качество звучания. И, надо отметить, вам не потребуется создавать специальную комнату для прослушивания музыки и у вас не будет проблем с «домашними» (то, что вас покалечат за расход месячного семейного бюджета на наушники, - не в счет).

На что смотреть при выборе?

Первое, на что все смотрят, - частотный диапазон. Смотреть на это не нужно, это самый бессмысленный параметр в характеристике. По важности в выборе он соответствует «длине двигателя», упомянутой во вступлении. Покупателям проще - сравнил две цифры и выбрал, а маркетологи этим воспользовались, раздув значимость этого параметра до огромных масштабов.

Sennheiser IE4: вкладыши высокого качества за разумные деньги

Давайте разберемся с самого начала. Еще со школьного курса многие помнят, что человек слышит от 20 Гц до 20 кГц частотного диапазона. В начале этого диапазона находятся низко-частоные звуки - «басы», в верху - высокочастотные. Задача любых наушников - корректно воспроизвести этот диапазон, то есть без завалов, без хрипов или бубнения на «басах», без шипения или скрежета на «верхах», и без проблем в середине. Эту способность отражает амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), зависимость громкости от частоты, обычно представляется в виде графика. Соответственно, чем ровнее эта кривая, тем более точный звук. Когда производитель пишет на коробке частотный диапазон, то в идеале он как раз и должен указать длину этого линейного ровного участка. Но если написано, например, диапазон 5 Гц – 30000 Гц это не означает что выше 30 кГц или ниже 5 Гц наушники не издают звук вообще – просто там громкость начинает спадать. Если громкость спадет на 0,0001% считать ли это границей диапазона? А если на 0,1%, 1% или даже 10%?

Проблема в том, что производитель сам устанавливает этот критерий. Причем стараясь его как можно сильнее увеличить, дабы написать диапазон пошире и привлечь больше покупателей (случаи, когда диапазон пишется вообще без каких-либо измерений, рассматривать не будем, но такое встречается). Отсюда и появляются такие казусы, когда у наушников за 200$ с потрясающим звуком, заявленный частотный диапазон хуже, чем у агрегата за 10$, и звуком как у консервной банки.

Sennheiser IE8: модель для профессионального мониторинга

Даже если диапазон измерен правильно и честно, он все равно не может быть критерием выбора. Так как главное ведь - не ширина линейной части АЧХ, а именно ее линейность. Две цифры начала и конца ничего не скажут об «искаженности» или линейности этого диапазона. Производители бюджетных моделей не любят показывать графики АЧХ своих наушников, так как линейный диапазон там, мягко сказать, не совсем линейный.

В тоже время по самой АЧХ опять нельзя выбирать наушники - можно только отфильтровать их на хорошие и плохие, так как определить характер звучания по АЧХ очень сложно - проще послушать модель вживую, используя конкретные композиции. Помимо частотного диапазона на коробке указывают еще два параметра, которые уже представляют некоторую важность.

Audio-Technica ATH CK9: 11-мм мембраны обеспечивают отличную передачу звука

Один из них - сопротивление. Если не вдаваться в радиотехнику, то можно сказать следующее - чем больше сопротивление, тем более мощный источник нужен для наушников и тем меньше влияние самого источника на звук. То есть если к низкокачественному плееру вы подключите наушники с сопротивлением 8-16 Ом, то помимо всех мельчайших деталей и нюансов музыки, вы услышите еще и такие «приятные» звуки, как шум усилителя, треск от внутренних процессов (например, перемещений головки жесткого диска в HDD-плеерах, или просто шорох от переключения вкладок в меню плеера и т.п.). Естественно, подразумевается, что сами наушники довольно высокого качества, чтобы услышать такие нюансы, на низкокачественных ушах подобных проблем нет, но и хорошей детализации самой музыки там тоже нет.

Если же вы подключите к портативному источнику большие мониторные наушники на 250 Ом, то ничего с плеером не произойдет - он не задымится, как почему-то многие думают. Просто звук будет тихий и плоский. Наушники будут именно «шептать», а не играть. И как при шепоте не возможен бас, глубина, красота голоса, так и здесь все это будет потеряно.

Компромисс для портатива обычно находится в районе 32-64 Ом - в этом диапазоне ушки будут раскачаны практически любым плеером. Один будет играть чуть громче, другой - чуть тише, но можно будет слушать комфортно. Если сопротивление в наушниках больше 100 Ом, то нет смысла брать их для портативной техники, подключая напрямую, если меньше, то плеер должен иметь аудиовыход высокого качества. Сперва нужно разобраться с конкретными наушниками и источником, а потом уже судить - будет ли воспроизведение отвечать вашим запросам или нет.

Sennheiser HD 595: отличная модель для дома

Чувствительность - это второй значимый параметр наушников. Опять же, если не уходить в радиотехнику, то это - КПД наушников. С ним все гораздо проще, нежели с сопротивлением: чем больше значение, тем громче звук, чем меньше - тем тише. И без всяких оглядок на источник.

Сопротивление и чувствительность могут дать приблизительные параметры о громкости наушников и возможности их использование с тем или иным источником (исключения, конечно, тоже бывают, но их меньшинство). Например, если имеются ушки с сопротивлением 100 Ом, то, скорее всего, они не раскачаются портативным плеером в полном объеме, но есть модель Numark D200, у которой при таком сопротивлении чувствительность зашкаливает за сотню, в результате получаем на портативе вполне сочный звук.

Если вы не хотите мучиться с цифрами или вы в них ничего не поняли, не расстраивайтесь - эти данные все равно очень условны, и как, вы уже догадались, позволяют очень приблизительно судить лишь о «глобальных параметрах» и никак о качестве звука. Поэтому наушники лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть.

M-Audio IE-40: модель за 18 тысяч рублей для профессионального мониторинга звука

Также необходимо обратить внимание на акустическое оформление наушников, которое бывает «закрытым», «открытым» и промежуточным - «полуоткрытым». Название пафосное, но на самом деле все просто. Я думаю, вы не раз видели большие наушники, такие, которые закрывают все ухо целиком. Присмотритесь к ним как-нибудь, вы сможете заметить, что у некоторых моделей внешняя стенка самого наушника закрыта наглухо, а у некоторых «вся в дырочках», или даже просто покрыта сеткой. В первом случае - это закрытые наушники, во втором - открытые. Есть и некий промежуточный вариант с «полуприкрытыми дырочками» - полуоткрытые.

На что это влияет, кроме внешнего вида? В первую очередь, на звукоизоляцию. В закрытых наушниках вы ничего не слышите вокруг, и никто не слышит, что играет у вас. В открытых все наоборот - вы слышите всех, и все слышат то, что у вас играет в наушниках.

С первого взгляда может показаться, что открытые наушники вообще не нужны, так как имеют одни минусы. Но это совсем не так, из-за глухой задней стенки динамика, звук не выходит наружу, отражается от нее и идет обратно в ухо, что вносит небольшие искажения, некую гулкость. Производители стараются всеми силами бороться с этим эффектом, обклеивая внутренние стенки наушника различными материалами, придумывая разные конструкционные изыскание, но радикального средства нет. Закрытые наушники с качеством звучания, аналогичным открытым, сделать сложнее, в результате, если мы возьмем две модели одинакового ценового диапазона, то открытые будут играть лучше (но у каждого правила есть свои исключения). С другой стороны, если вы будете использовать наушники в метро, или ваши домочадцы не очень любят вашу музыку - то вариантов у вас практически нет, кроме как брать закрытые модели. Также закрытое акустическое оформление подойдет любителям баса. Бас в таких наушниках обычно воспроизводится сочнее, хотя не всегда точнее.

Закрытость и открытость характерны не только для больших мониторных наушников, но и для любых наушников, даже у маленьких вставных наушников тоже могут быть «дырочки».

Легендарные арматурные наушники Ultimate Ears 10Pro - изготавливаются только по индивидуальному слепку ушного канала своего будущего владельца

На что совсем не стоит смотреть при выборе, так это на всякого рода «революционные технологии», типа bluetooth-наушников или даже банальных радионаушников. Попробуйте просто посчитать. Если беспроводные наушники стоят $60-100, а нормальный радио- или bluetooth-передатчик/приемник - порядка $50-80, то на сами наушники останется не больше $10-20. А если добавить к этому, часто, полную некомпетентность фирмы в области «ушестроения», то получаем за 100 долларов наушники звучащие как худшие 10-20 долларовые. Хорошие радионаушники, конечно, есть, например AKG HEARO 999 AUDIOSPHERE, но цена их раз в 10-20 отличается от «ширпотребного» многообразия.

Похожая ситуация с наушниками пятиканального звука. Нормально сконструировать наушники с одним динамиком сложно, а с двумя - еще сложнее. Почти невозможно в таком маленьком объеме ушной чашки добиться согласованности звучания. А засунуть пять и засунуть согласованно - чертовски сложно! Поэтому в такие наушники просто воткнуты 5 динамиков и все. На этом производитель успокоился. Как они будут вместе играть - уже не важно. Для прослушивания музыки такие наушники вообще не пригодны. Для компьютерных игр - с большим натягом. Любители динамичных игр, думаю, уже давно знают, что обычные хорошие наушники дадут локализацию звуков намного лучше, чем 5.1.

Вкладыши

Начнем с самых известных и распространенных «вкладышей», или «таблеток». С данным типом, думаю, знакомы абсолютно все, так как подавляющее большинство плееров комплектуется такими наушниками. Дорогих и хороших моделей здесь мало. Рассматривать закрытость/открытость не имеет смысла - звукоизоляция у них крайне слабая, даже у моделей с закрытым типом акустического оформления. «Вкладыши» оставляют ушной канал открытым, не препятствуя проникновению звуков извне, сводя тем самым звукоизоляцию на нет. Плюсы «таблеток» - это комфорт и цена, а к минусам следует отнести слабую звукоизоляцию и отсутствие объемности звуковой сцены. Моделей подобного типа довольно много, но большинство из них, мягко говоря, недолговечны, не говоря уже о низком качестве звука. Впрочем, как и везде, существуют свои исключения из правил. К примеру, линейки наушников-вкладышей от Sony и Audio-Technica могут поспорить с лучшими представителями в других классах.

Вставные наушники

По внешнему виду похожи на вкладыши, но принципиальное отличие в том, что они входят в ушной канал на некоторую глубину (на несколько миллиметров, как обычные беруши) и полностью затыкают ухо, обеспечивая очень хорошую звукоизоляцию. Качество звука в таких наушниках очень сильно разнится от фирме к фирме и от модели к модели.


Беспроводные "вкладыши" от Sennheiser

Можно порекомендовать модели фирм Sharp, Creative, Pioneer, Sony, Shure, Koss и Audio-Technica. Отдельно стоит упомянуть бюджетный вариант Koss Plug, так как за свою стоимость (около 500 рублей) они могут дать более-менее сносный звук (при применении эквалайзера).

Звук вставных наушников, конечно, лучше, чем у вкладышей, за счет звукоизоляции, но все равно довольно низок по уровню детализации, объемности. Маленькие динамики не в состоянии физически давать уровень звука больших. Второй существенный минус – это комфорт. Не каждому понравится, когда в его ухе находится посторонний предмет. У меня лично от такого начинает болеть голова уже через час прослушивания музыки. Из плюсов - это компактность, и уже упомянутая хорошая звукоизоляция. В том же метро вам не надо будет выставлять максимальную громкость, чтобы «перекричать» гул состава, можно слушать тихо и комфортно, не травмируя свой слух.

2013-07-12T12:55

2013-07-12T12:55

Audiophile"s Software

Рано или поздно перед каждым из нас встает вопрос выбора наушников. Это либо наушники для прослушивания музыки в дороге, транспорте, при окружающем шуме, либо для прослушивания музыки в домашних условиях. Так или иначе, наушники - это средство для исключительно индивидуального прослушивания звукового материала и каждый предъявляет к ним индивидуальные требования, в каждом конкретном случае.

В этой статье я вкратце расскажу об основных конструктивных и технико-электрических характеристиках наушников, т.к. именно они позволят выбрать ту модель, которая идеально подойдет под Ваши требования.

Конструкция

Основные типы наушников по конструкции можно назвать следующие:

Вкладыши

Наиболее популярный тип конструкции. Наушниками данного типа оснащены практически все аудиоплееры и телефоны («из коробки»). Имеют округлую форму мембраны, буквально вкладываются в ушную раковину (отсюда - название).

Из-за неплотного прилегания к ушному каналу происходят значительные потери мощности в области низких частот. Так же, из-за специфики конструкции данный тип имеет резонансы в области высокой чувствительности слуха (средние частоты) и при прослушивании на высокой громкости такие наушники могут негативно влиять на слух. Также чаще всего в них отсутствует какая-либо звукоизоляция, и звук музыки оказывается слышен окружающим людям, так же как и для Вас окружающие звуки.

Внутриканальные («вакуумные»)

Данный тип наушников помещается непосредственно внутрь ушного канала. Это обеспечивает возможность более точной передачи низких (и не только низких) частот, а также значительную звукоизоляцию. Для герметичного закрепления наушников в канале используются специальные резиновые насадки, которые часто бывают съемными. Сложностью является тот момент, что у некоторых людей ушной канал достаточно тонкий и подобрать нужную насадку бывает нелегко. Также врачи указывают на то, что данный тип наушников способен раздражать ушной канал и также негативно влиять на слух.

Накладные

Примером данного типа наушников могут явиться популярные KOSS Porta Pro. Они накладываются на ухо, но при этом не охватывают его полностью. Прижимаются к уху силой упругости специальной металлической или пластмассовой дужки, которая обычно проходит над головой (возможно варианты). Спецификой данного типа наушников является то, что источник звука располагается не внутри, а вне ушной раковины, что придает звучанию некоторую естественность. В силу конструктивны особенностей данный тип наушников обычно обладает невысокой шумоизоляцией (хотя отдельные модели всё же неплохо подавляют окружающие шумы).

Охватывающие

Данный тип является бескомпромиссным вариантом, т.е. это уже полноразмерные наушники, раскрывающие все возможности качественного воспроизведения. Мембрана не находится в непосредственном контакте с ушной раковиной и таким образом не оказывает на неё давления, что является плюсом. Амбушюры же, особенно, если они выполнены из кожзаменителя, способны обеспечить хорошую звукоизоляцию. Также звукоизоляция достигается и в случае закрытого типа охватывающих наушников.

Данный тип наушников обычно обладает мембранами диаметров 40-50 мм, что позволяет получать качественное звучание в широком диапазоне частот.

Открытые и закрытые наушники

Обычно закрытыми бывают наушники охватывающего типа конструкции. Суть закрытых наушников в том, что они не позволяют звуку, идущему от мембраны (главным образом, излучаемому её тыльной частью), распространиться наружу. Это достигается с помощью закрытой крышки, плотных качественных амбушюр, а также внутренней конструкции, способствующей звукопоглощению.

Преимуществом таких наушников является изоляция от окружающих шумов, а также низкое излучение звука наружу. Недостатком, а точнее, сложностью в данном случае является правильное конструирование наушников - чтобы звуковые волны направленные наружу действительно гасились и поглощались, а не отражались обратно в направлении ушной раковины. Некачественные закрытые наушники могут обладать повышенным уровнем искажений.

Наушники открытого типа сконструированы таким образом, что звук от тыльной части мембраны беспрепятственно распространяется за пределы наушников. Это избавляет от необходимости создавать условия для звукопоглощения и позволяет получить наиболее качественное, сбалансированное звучание. Мониторные наушники часто являются именно открытыми.

Электрические характеристики

Частотный диапазон и АЧХ

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) даёт представление об относительном балансе частот в звуковом сигнале, излучаемом данными наушниками. По сути характеристика демонстрирует зависимость относительного коэффициента передачи (уровень сигнала на выходе к сигналу на входе) от частоты, выраженную в децибелах. За опорный уровень (0 дБ) обычно берется коэффициент в области 1 кГц. Далее - чем ниже проходит АЧХ, скажем, в области НЧ - тем ниже уровень низких частоты воспроизводимых данными наушниками, и т.д.

Однако, производители наушников и владельцы магазинов обычно ограничиваются лишь указанием частотного диапазона. По стандарту диапазоном частот называют такой диапазон, в пределах которого отклонение от опорного уровня - не ниже -3 дБ. Фактически это граничная нижняя и граничная верхняя частота, в пределах которых затухание составляет не более -3 дБ. На практике же мы обычно имеем дело с неравномерностями АЧХ +/- 6 дБ чуть ли не во всем диапазоне частот (хотя некоторые провалы в области СЧ являются необходимостью), а производители указывают диапазон частот с допуском чуть ли не в -12 дБ. Таким образом ориентироваться в наше время по указанному частотному диапазон крайне не рекомендуется.

Импеданс (сопротивление)

Импеданс - это суммарное активное (постоянному току) и реактивное (переменному току) сопротивление наушников. Импеданс, соответственно, зависит от частоты сигнала и его правильнее представлять в виде графика, но обычно в характеристиках наушников лишь указывают номинальное значение импеданса (характерное для большей части диапазона частот).

От импеданса зависит громкость воспроизведения и уровень энергопотребления наушников. Чем выше импеданс, тем тише будут звучать наушники (при одинаковой чувствительности), и тем меньше будет энергопотребление. Также высокий импеданс способствует повышению качества воспроизведения, улучшая соотношение сигнал/шум.

Так как на портативных устройствах уровень выходного напряжения жестко ограничен, повысить громкость звучания (которая зависит от тока) можно только низким сопротивлением наушников - 32 или 16 Ом. В стационарных же условиях звуковые карты обычно рассчитаны на согласование сопротивления с высокоомными наушниками (до 500 Ом).

Чувствительность

Характеризует эффективность наушников в плане энергопотребления. Обычно выражается в дБ/мВт - т.е. какой уровень громкости наушники обеспечивают при подаче на них мощности в 1 мВт. Таким образом, наушники с высокой чувствительностью будут обеспечивать более высокую громкость при меньшем энергопотреблении.

Следует отметить, что чувствительность также могут указывать в единицах дБ/В, тогда чувствительность в дБ/мВт также зависит и от сопротивления (импеданса). Ввиду подобных неоднозначностей, а также разных методик измерения чувствительности производителями, данный параметр не всегда играет решающую роль при сравнении разных моделей.

КНИ

Цена

Следует отметить, что высокие цены на наушники отнюдь не является показателем их высокого качества воспроизведения. Во-первых, цену на рынке определяет не только себестоимость, но также и такие факторы, как спрос, элитность, «раскрученность» бренда (взять хотя бы вездесущие Monster Beats). Более того: некоторые производители специально завышают цену, в зависимости от целевого покупателя. Это важный психологический фактор - ведь ни один уважающий себя аудиофил не купит наушники стоимостью ниже 400$ ;)

С ценами на наушники Вы всегда можете ознакомиться в каталоге товаров Апорт (Aport.ru) по ссылке выше.

Субъективные факторы

Здесь надо отметить очень важный момент. Даже самые лучшие по характеристикам (и по отзывам) наушники могут лично для Вас не подойти. Либо мал охват амбушюра, либо звучание не соответствует личным предпочтениям - вариантов на самом деле очень много. Именно поэтому я настоятельно рекомендую не покупать кота в мешке. Перед покупкой наушников следует не только ознакомиться с техническими характеристиками, обзорами и отзывами, но также крайне желательно лично их прослушать - в идеале на Вашем оборудовании и музыкальном материале, который преимущественно будете воспроизводить. Без сомнений субъективный фактор является решающим, и пусть даже у наушников идеально ровна я АЧХ - что с этого толку, если Вам не нравится их звучание или просто устают от них уши.

В прошлом веке вопрос «как выбрать наушники» мало кого волновал, так как последние были предметом обихода только тех людей, которые профессионально работали со звуком или принимали сигналы с эфира.

В широкие массы этот товар не распространялся. Не было на то причины. Музыку люди слушали через проигрыватели, с кассетных магнитофонов или по радио. Включить бобинный магнитофон и одеть наушники, вряд ли кому могла прийти в голову такая несуразица.

Раньше считалось престижным включить звук громче, да так, чтобы все в округе слышали, кто «поет в доме» и какая музыка вам нравится. Но сегодня это не так и дело здесь не в изменении вкусов и манер, а в технологическом прогрессе. Как только многотысячная музыкальная библиотека стала помещаться в небольшой цифровой накопитель, людям захотелось слушать любимую музыку со своего плеера и в любое время. Теперь уже с точностью наоборот – так, чтобы не мешать другим, на любом месте, погружаясь в мир звуков и образов. И это невозможно сегодня сделать без персонального устройства для прослушивания. Итак, как выбрать хорошие наушники – тема нашей статьи.

Какими бывают современные наушники

Хочется сразу сказать, поскольку рынок наполнен различными типами «головных мониторов», подобрать подходящий вариант бывает достаточно сложно. Поэтому, чтобы облегчить процесс, давайте сначала классифицируем существующие устройства по их типу, назначению и характеристикам. После этого нам будет легче понять, как правильно выбрать нужные.

Все их условно можно разделить на 4 типа:

  • вкладыши (капельки);
  • вставные, вакуумные (затычки);
  • накладные (со специальным креплением);
  • мониторные (полный обхват ушей).

Данная классификация зависит от того, насколько близко расположен динамик к самому уху. В связи с этим каждый тип имеет как свои плюсы, так и минусы.

В независимости от типа наушников, существует ряд рекомендаций их использования без вреда для здоровья:

Наушники-вкладыши

Наушники-вкладыши имеют такое название из-за того, что вкладываются в ушную раковину. Удерживаются они за счет силы упругости, но поскольку капельки стандартны в диаметре, а форма уха у всех людей разная, вкладыши «имеют привычку» периодически выпадать.

Кроме этого из-за маленького размера мембраны они плохо воспроизводят низкие частоты. Для них характерна также слабая звукоизоляция. Это их основные недостатки.

А в чем достоинство? В их недорогой стоимости, а также компактности: они не занимают много места. Капельки лучше всего подойдут людям, неприхотливым к качеству звука, и именно их чаще всего продавали раньше в нагрузку к телефонам.

Ещё один неочевидный плюс для некоторых пользователей: существует тип людей с определённой «архитектурой» уха, которая просто не держит вакуумные наушники и они свободно выскакивают из ушной раковины через секунду после введения. И так бесконечное количество раз. Это создаёт проблемы для владельцев таких миниатюрных (или наоборот больших?!) ушек, поэтому для них капли остаются единственно приемлемым вариантом, позволяющим сэкономить. К сожалению, сейчас стандартным типом ко всей технике чаще идут именно затычки, поэтому капли приходится докупать, а в продаже они встречаются всё реже.

Вакуумные

Вакуумные наушники или «затычки» лучше упоминаемых выше. Мягкие силиконовые насадки и фиксация динамика внутри ушного канала – вот основное их отличие от других типов.

Качество звука таких моделей гораздо выше. Затычки имеют глубокий уровень звукоизоляции, человек в них буквально погружается в звук. Именно поэтому они актуальны в шумных местах, в метро, в поезде, в мегаполисе. Аксессуар хорош для прослушивания как с плеера, так и с телефона.

Внутриканальники отличаются мощными басами, поэтому ими могут пользоваться меломаны. Только бы подыскать модель от признанных брендов, а это такие, как Apple, Sony, Ceneva, AKG. Они дадут необходимое качество, но цена будет кусаться.

Однако они имеют и свой недостаток: создают существенную нагрузку на слуховые органы человека, так как вставляются глубоко в ухо. Очевидно, что затычки при частом их употреблении могут посадить слух.

Специфика использования вакумных наушников заключается в необходимости их регулярной чистки:

Накладные

Это те, которые, в буквальном смысле этого слова накладываются на ухо. Они имеют специальное крепление: на ухе, затылочную дужку или на оголовье.

Этот аксессуар лучше капелек по звучанию из-за большей мембраны. Также специальное крепление, особенно оголовье, буквально притягивает их к ушам.

Он подойдёт владельцу планшета или геймеру, а также для наслаждения музыкой с плеера. Ещё один плюс: достаточно хорошая звукоизоляция.

Стоимость их от 25 долларов, например такие, как Sony MDR-370LP White стоят 1100 рублей.

Мониторные наушники

Полноразмерные или мониторные наушники – это те, которые полностью охватывают уши. Этот тип разделяют ещё на открытые и закрытые. Закрытые обеспечивают полную изоляцию от внешнего мира. У открытых же в амбушюрах есть отверстия.

В закрытых наушниках, как правило, работают режиссеры звука, которым нужно видеть всю звуковую картину и посторонние шумы им ни к чему. А открытые – удел любителей компьютерных игр, меломанов, слушающих музыку на компьютере.

Недостаток полноразмерных наушников – это их габариты. Качественные, такие как AKG и Sennheiser, Koss или Audio-Technica, имеют высокую цену.

Назначение разных типов

Итак, рассматривая различные виды, мы уже затронули такую тему, как назначение. Тем не менее давайте расширим круг применения головных мониторов и ещё раз определимся, где, в какой сфере лучше всего использовать тот или иной.

Наушники используются:

  • для звукозаписи и сведения музыки;
  • для работы в музыкальной и радиостудии;
  • для прослушивания на плеере;
  • для прослушивания аудиокниг;
  • во время игры геймерами;
  • во время серфинга в интернете;
  • для просмотра видео на компьютере, планшете;
  • для прослушивания интернет-радио в телефоне или смартфоне;
  • для разговора по скайпу;
  • просто как гарнитура для телефона.

Очевидно, что диджей в радиостудии не будет работать в капельках, а обычному человеку для того, чтобы поговорить с другом по скайпу, не понадобятся студийные аксессуары. Каждому свое. Поэтому, чтобы выбрать наушники, нужно всегда сначала определяться, как и когда вы будете их использовать.

Стало быть, советы общего плана пока что, не вдаваясь в характеристики, будут такие.

  1. Если вы неприхотливы к качеству звука, вам нужны хоть какие, лишь бы «уши», если у вас под рукой всегда телефон или смартфон – ваш выбор капельки или затычки.
  2. Если вы все время в движении, по утрам бегаете трусцой, любите слушать аудиокниги или музыку с плеера, много слушаете – ваш выбор накладные. Вам нужно хорошее крепление и чтобы слух не утомлялся.
  3. Если вы геймер или, работая за компьютером, любите ненадолго «уйти в себя» – ваш выбор полноразмерные открытые.
  4. Ну и конечно, если вы профессионально работаете со звуком, тогда вам нужны качественные закрытые «уши».

Итак, как выбрать наушники относительно их типа и назначения, мы разобрались.

О выборе: мнение специалиста (видео)

Беспроводные головные мониторы

Хочется также упомянуть, что по способам передачи звука и его подключения наушники делятся на проводные и беспроводные. Последние работают за счет канала, например, радиосигнала. Они дают некую мобильность, подвижность, но имеют ограниченный радиус действия. И ещё их недостаток – это низкое качество звучания. Есть ли смысл покупать такие, решать вам.

Если вы возжелаете лежа на диване смотреть телевизор так, чтобы звук не мешал окружающим, тогда они пригодятся. Также покупка полезна, если вам надоели лишние провода или они вам мешают. Но тогда нужно запасаться батарейками, так как такие аксессуары требуют дополнительного питания.

Стоимость удовольствия – от 50 долларов. Например, такие, как PHILIPS SHC5100/10 стоят 2499 рублей.

Технические характеристики

Теперь обратим свое внимание непосредственно на характеристики наушников, чтобы выбрать среди существующих типов те, что лучше.

К ним относятся:

  • частотный диапазон (частотный спектр);
  • чувствительность (громкость);
  • сопротивление (импеданс);
  • максимальная мощность;
  • уровень искажения;

Скрупулезно исследовать все эти особенности необязательно, но иметь общее представление нужно, чтобы ваш выбор был осознанным.

Частотный диапазон

Эта характеристика отображает, в каком диапазоне частот будет воспроизводиться звук. Чем он шире, тем качество звучания лучше. Как правило, физически здесь взаимосвязь такая. Чем больше мембрана наушника, тем шире частотный диапазон. Меломаны хотят слышать весь существующий спектр, который только может уловить их ухо. Но обычно оно слышит частоты от 15-16 до 18 000-20 000 Гц. Поэтому все, что ниже и выше – привилегия лишь немногих.

Чувствительность

Эта характеристика отвечает за то, насколько громко вы будете слышать звук. Стандартная для большинства наушников составит не менее 100 дБ. Чувствительность зависит от применяемого магнитного сердечника. У вкладышей и затычек небольшой диаметр мембраны и маломощный магнит, поэтому они не обладают большой чувствительностью. Однако громкости звука человеку хватает за счет близкого расположения мембраны к уху.

Сопротивление

Этот параметр нужно учитывать относительно того, какую технику вы будете использовать. Для гаджетов и портативной техники сопротивление наушников составляет 16-50 Ом. Смысл в том, что, чем больше будет сопротивление наушников, тем более мощный понадобится входящий сигнал, чтобы раскачать мембрану. Другими словами, для высокоомных аксессуаров понадобится мощный источник звука.

Поэтому, если вы подключите студийные наушники с импедансом 250 Ом к обычному плееру, они будут звучать тихо, мощного звука вы не получите. А для студийных с импедансом в 500 Ом понадобится уже дополнительный усилитель.

Ещё одна закономерность: чем выше сопротивление, тем чище звук. Стало быть, низкоомные наушники могут звучать с искажением, а высокоомные не очень громко.

Делаем следующий вывод. Для портативного плеера или компьютера достаточно будет наушников с сопротивлением 32-80 Ом. Для серьезной студийной работы импеданс может быть 200, 300 Ом и выше.

Мощность

Аналогичное соответствие должно быть и по такой характеристике, как мощность. Если мощность от источника звука превысит допустимую для наушников, они выйдут из строя. Обычно диапазон мощности бывает от 1 мВт до 5000 мВт.

Уровень искажения

При воспроизведении звука допускаются некоторые искажения. Их уровень измеряется в процентах. Соответственно, качество будет лучше, чем меньше этот процент.

При выборе наушников нужно обязательно учитывать также их вес и размер. Чтобы вам было легче сориентироваться, знайте, что вкладыши и вакуумные весят примерно 5-30 г, накладные – 40-100 г, а мониторные – 150-300 г.

Вес наушников будет особенно актуален, если вы собираетесь использовать их вместе с сотовым телефоном:

В конце концов, спросите себя, сколько времени вы планируете проводить в них? Они вам нужны лишь как гарнитура для разговоров по скайпу или вы будете работать в них? Вы часто слушаете музыку, аудиокниги или изредка? А может, вам действительно нужны беспроводные?

Какой тип техники лучше: мнение профессионала на видео