Компания DNS: компьютерная техника из Владивостока. DNS — что это такое, зачем нужно, как использовать

23.03.2019

Я хочу остановиться на личности видного российского музыканта, основателя и руководителя первого оркестра русских народных инструментов Василия Васильевича Андреева . Искусный музыкант, он внёс большой вклад в отечественную и мировую музыкальную культуру, открыл в ней новую главу русской национальной музыки, широко показал красоту её исполнения на народных инструментах. Погребён в Некрополе мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре в городе Санкт-Петербург .

В статье приводится биографический материал, статья «Струны души» к 120-летию музыканта (бывшее в 1981 году) и сведения о могиле.

Недавно, в январе 2011 года, исполнилось 150 лет со дня рождения Василия Андреева .

* * *

АНДРЕЕВ Василий Васильевич – русский музыкант, виртуоз на балалейке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов. Свободно владел фортепьяно, скрипкой. Изучал русское народное творчество, играл на различных народных инструментах (балалайке, гармонике, жалейки, свирели). Андреев усовершенствовал народную балалайку. В 80-х годах по его чертежам скрипичный мастер В. В. Иванов изготовил 5-ладовую балалайку. При участии Андреева инструментальный мастер Ф. С. Пасербский сконструировал 5-ладовую (конец 1885- начало 1886), а затем 12-ладовую хроматическую (1886) балалайку. Позднее разработал (совместно с Пасербским) оркестровые разновидности балалайки (дискант, пикколо, прима, альт, бас, контрабас).
В 80-х годах XIX в. начал выступать в любительских концертах. В 1886 в Петербурге состоялся его первый публичный концерт. Блестящий виртуоз, тонкий художник, Андреев способствовал утверждению балалайки как концертного инструмента. Обладал большим дирижёрским талантом.
В 1887 организовал «Кружок любителей игры на балалайках» (ансамбль из 8 музыкантов), первый концерт которого состоялся в 1888. С этого же года гастролировал с ансамблем по России. Выступления на Всемирной выставке в Париже (осень 1889) принесли Андрееву и его «Кружку любителей» европейскую известность. Андреев был избран почётным членом Французской академии изящных искусств (1892). В 1896 Андреев расширил состав ансамбля (ввёл домры, гусли и другие древне-русские инструменты), «Кружок любителей» был назван Великорусским оркестром. Репертуар оркестра включал аранжированные Андреевым народные песни – плясовые, протяжные лирические (до Андреева на балалайке исполнялись только плясовые). Много концертировал (в 1908-1911 в - Германии, Англии, Франции, США; в 1912-1913 – по городам России). Вёл педагогическую работу. С начала 90-х гг. XIX в. преподавал в гвардейских полках (с 1897 заведующий преподаванием народной музыки в войсках гвардии). Создал балалаечные курсы в железнодорожных училищах (1913) и для сельских учителей (1915), Общество распространения игры на народных инструментах и хорового пения (1916) и другие. Организовывал лекции-концерты с целью пропаганды народной музыки. В 1917-1918 выступал с оркестром на фабриках и заводах, на фронтах Гражданской войны.

Соч.: пьесы для балалайки (соло для оркестровых балалаек), вальсы, в т. ч. Балалайка (1888, 1-е изданное сочинения Андреева), Фавн, Метеор, Орхидея; мазурки; полонезы; марши, в т. ч. Санкт-Петербург; Школа [на титульном листе имя издателя] для балалайки. Составил П. К. Селиверстов при участии известного известного артиста игры на балалайке В. В. Андреева с приложением песен, исполненных им на концертах (1887); Школа для балалайки с приложением песен, аранжированных для пяти балалаек (1894) и другие.
Лит. соч.: К вопросу о русской народной музыке, СПБ, 1899; Les instruments nationaux en Russie, ancients et perfectionnes, St.-Petersburg, 1900; Справочник, или Краткое руководство для оборудования великорусского оркестра, П., 1916; многочисленные статьи в журнале «Вешние воды», 1915-1916 гг. (в т. ч. Из опыта, № V-VI, Гусли звончаты, введённые в великорусский оркестр в 1913 году, № VII); Из воспоминаний, «СМ», 1961, №1.
Лит. : Чагадаев А., В. В. Андреев, М.-Л., 1948, 1961; Соколов Ф., В. В. Андреев и его оркестр, Л., 1962; Илюхин А. С., В. В. Андреев. Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных инструментах, вып. 1, М., 1969.

О. А. Виноградова.

Публикуется по:

  • Статья Андреев Василий Васильевич в Музыкальной энциклопедии , том 1, М., 1973, стр. 164-165.

    СТРУНЫ ДУШИ

    Исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося русского музыканта, виртуоза-балалаечника, создателя и руководителя первого оркестра русских народных инструментов Василия Васильевича Андреева.
    В. В. Андреев родился в Бежецке Тверской губернии в семье купца. Когда будущему музыканту было 7 лет, семья переехала жить в деревню Марьино (имение матери), ныне Молдино Удомельского района. Мальчик рано познакомился с народной песней, глубоко её прочувствовал и полюбил. В Молдине у старика крестьянина Антона Васильева он научился играть на балалайке. Овладев инструментом, он быстро опередил своего учителя. Но самодельная пятиладовая балалайка была несовершенной. Позднее Андреев совместно с мастером Ф. С. Пасербским сконструировал двенадцатиладовую хроматическую балалайку; затем они разработали оркестровые разновидности балалаек (дискант, пикколо, прима, альт, бас, контрабас).
    В 1886 году в Петербурге состоялся первый сольный публичный концерт Андреева, который стал приятной неожиданностью для публики.
    В 1887 году Василий Васильевич организовал «Кружок любителей игры на балалайках» (ансамбль из восьми музыкантов), первый концерт которого состоялся в 1888 году. С этого же времени Андреев гастролировал с ансамблем по России и за рубежом.
    «Честь и хвала Вам, Василий Васильевич, Вы ввели новый элемент в музыку», - писал Андрееву выдающийся русский композитор Антон Рубинштейн.
    «Какая прелесть эти балалайки! – восклицал П. И. Чайковский. – Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру – это незаменимые инструменты».
    За десять лет маленький любительский кружок вырос в большой многогранный по своим художественно-исполнительским возможностям коллектив. Кроме балалаек, в его состав уже входили домры, гусли, свирели, жалейки, бубны, накры (литавры). «Кружок любителей» был назван Великорусским оркестром.
    «Вы делаете очень хорошее дело, стараясь удержать в народе его старинные, прелестные песни, - писал Андрееву Л. Н. Толстой. – Думаю, что путь, избранный Вами, приведёт Вас к цели и потому желаю успеха Вашему делу».
    Спустя ещё десятилетие оркестр Андреева получает всеобщее признание. По его образцу создавались многочисленные самодеятельные кружки.
    Концертные поездки оркестра Андреева за границу превратились в подлинно триумфальное шествие. Билетов на его концерты невозможно было достать. (Любопытный факт: в честь русского оркестра за рубежом были выпущены духи «Эй, ухнем», одеколон «Светит месяц», ботинки «фасон В. В. Андреев»).
    Почти во всех европейских государствах Андреева награждают орденами, а французская Академия искусств избирает его своим почётным членом.
    «Великорусский оркестр надо считать самым выдающимся явлением в музыкальной области нашей эпохи», - писала в те годы американская газета «Нью-Йорк таймс».
    Английская «Таймс» отмечала: «По справедливости каждая нация могла бы гордиться тем делом, которое создал в музыкальной области В. В. Андреев, подарив своему народу им воссозданный национальный оркестр, который по справедливости должен занять первое место среди существующих ему подобных у других народов».
    Помимо концертной деятельности, Андреев вёл большую педагогическую работу. С 1897 года преподавал в гвардейских полках, в 1913-м создал курсы балалаечников в железнодорожных училищах, в 1915-м организовал курсы для сельских учителей, в 1916-м – общество распространения игры на народных инструментах. Устраивал публичные лекции-концерты с целью пропаганды народной музыки. В 1917-18 годах выступал с оркестром на фабриках и заводах, на фронтах гражданской войны.
    Андреев сочинял пьесы для балалайки и оркестра. И сейчас в программах многих коллективов можно часто встретить написанные им вальсы, мазурки, полонезы, марши, другие произведения.
    Дело, начатое Андреевым, получило дальнейшее развитие за годы Советской власти. Только в Калининской области в настоящее время действуют два музыкальных и культурно-просветительное училище, 43 музыкальные школы, 6 школ искусств, в которых обучаются игре на народных инструментах около 1800 человек. В клубах и домах культуры области работают 36 самодеятельных оркестров и ансамблей народных инструментов, в которых участвуют более 500 человек.
    Отдавая дань уважения нашему выдающемуся земляку В. В. Андрееву в связи с 120-й годовщиной со дня рождения, управление культуры организует 6-8 февраля 1981 года областной праздник народной музыки. Он пройдёт в Бежецке и районе, Молдине, Удомле, Калинине. В празднике примут участие оркестры русских народных инструментов Бежецкого и Вышневолоцкого городских домов культуры, Максатихинского районного Дома культуры, ансамбль народной музыки «Истоки» областного научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы и другие, коллективы детских музыкальных школ области. Среди приглашённых будут Государственный Русский народный оркестр имени Н. П. Осипова, ансамбль «Карагот» Московского государственного института культуры, другие известные коллективы.

  • Знаете ли вы, ребята, что примерно 100 лет назад англичане срочно выписали из России 200 балалаек и в нескольких полках английской армии ввели обучение на этих инструментах. И скоро число привезённых из России в Англию балалаек перевалило за сорок тысяч.

    А случилось такое благодаря увлеченному, талантливому и влюблённому в балалайку человеку - Василию Андрееву.

    « …Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего деревенского дома и наслаждался тишиной деревенского вечера… Совершенно неожиданно я услыхал дотоле неведомые для меня звуки…Игрок наигрывал плясовую песню вначале довольно медленным темпом, а потом всё быстрее и быстрее. Звуки разгорались всё ярче, мелодия лилась, полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске… Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки; передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл … на балалайке.

    Я был поражён…» Неудивительно, что Андреев обратил внимание на звонкий голос ещё неведомого ему инструмента. Уже 14 лет отроду он играл самоучкой на двенадцати инструментах, не зная ни одной ноты. А когда стал студентом, брал уроки в Петербургской консерватории по скрипке. И слыл весьма успешным скрипачом. Но балалайка покорила сердце молодого музыканта. «Я всё для неё оставил: вместо скрипача я стал балалаечником, чем немало огорчил своего профессора».

    Первые уроки молодому барину дал крестьянин Антип, чью балалайку услышал Андреев летним вечером.Через неделю ученик играл не хуже самого учителя. И тут зародилась мысль: довести игру на балалайке до совершенства.

    Долог был тот путь, но терпелив и настойчив был Андреев. Чтобы сделать расчёт концертного инструмента, молодому человеку пришлось собрать целую коллекцию балалаек. Тут были и вятские, и рязанские, и вологодские, и владимирские и ещё многие из разных областей России. Были они и треугольные, и овальные, с короткой шейкой и длинной, с двумя и четырьмя струнами. Трудна была эта работа: определить, какой же инструмент звонче, ярче и удобнее для исполнителя. Зато увенчалась она чертежами балалайки, которые с благословения матери повёз юноша в Петербург к известному скрипичному мастеру. Тот долго выслушивал горячий рассказ юноши и его виртуозную игру на деревенской балалайке. Ему понравился молодой музыкант, так страстно желавший сделать из балалайки настоящую принцессу. Мастер согласился сделать инструмент из лучших пород деревьев. Но при этом поставил условие: нигде и никому о том не рассказывать.

    На этом инструменте Андреев стал играть в Петербургских салонах. И если в самом начале на его игру смотрели как на чудачество, не более, то по прошествии нескольких месяцев многие увидели в балалайке нечто большее. У Василия Андреева появились единомышленники. Он собирает оркестр русских народных инструментов, основой которого стали балалайки. Этому оркестру рукоплескала вся Россия. Наконец-то перед простым народным инструментом открылись двери лучших концертных залов.

    Весть о Великорусском оркестре преодолевает границы Российской империи. Андреев и его единомышленники выезжают во Францию, Германию, Англию и даже в Америку. На гастролях оркестр играл ежедневно дважды в день, неизменно вызывая горячие аплодисменты публики. Андреев был счастлив. « Много поработал над своим делом, чтобы не «посрамить земли русской!» После приезда андреевского оркестра по всем странам, которые он посетил, прошла эпидемия - стали возникать оркестры русских народных инструментов и общества любителей балалайки, которые сохранились до сегодняшнего дня, хотя прошло с того времени более 100 лет.

    А в Англии популярность русской балалайки превзошла все ожидания. Король приказал еженедельно устраивать два официальных выступления Великорусского оркестра. Все газеты писали о балалайке. А самая главная из них посвятила ей целую страницу. Крупными буквами было набрано заглавие: «Музыкальный мир повержен ниц балалайкой». Всё избранное общество английской столицы считало правилом хорошего тона играть на балалайках. Тогда-то и появился в Королевской гвардии балалаечный оркестр.

    Так «золушка», которой была балалайка до встречи с Василием Андреевым, стала принцессой, которой покорился весь мир. Так много может сделать для своей Родины человек, который бесконечно любит её и всё, что с ней связано.

    Колеватых Светлана Ивановна, преподаватель ДШИ им. М.А. Балакирева г. Тольятти

    Андреев Василий Васильевич родился 3 января 1861 г. в городе Бежецке Тверской губернии в семье почетного гражданина, купца первой гильдии (мать Андреева была дворянкой). Уже к 14-ти годам Андреев играл самоучкой на 12 музыкальных инструментах, особенно увлекаясь игрой на скрипке. Впервые увидев летом 1883 г. в с. Марьино в руках деревенского виртуоза Антипа Васильева балалайку, увлекся ею. Всецело отдавшись освоению балалайки, Андреев усовершенствовал ее, создав к 1886 г. первую концертную балалайку, используемую и поныне. В 1883 году занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов и образовал в Санкт-Петербурге из любителей игры на них так называемый великорусский оркестр из струнных (домры четырёх различных размеров, балалайки шести размеров, гусли), духовых (брелка или жалейка - род свирели, пастушеского рожка), ударных (накры - род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен). Первые выступления Андреева в С.-Петербурге состоялись в том же 1886 г. и имели большой общественный резонанс, способствовавший росту популярности инструмента. А уже на следующий год Андреев демонстрировал свое мастерство в присутствии Императора Александра III, который взял музыканта под свое покровительство. В 1888 г. состоялось триумфальное выступление Кружка балалаечников, которым руководил Андреев, ставшее днем рождения оркестра русских народных инструментов. После концертов в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже о деятельности Андреева стали говорить как о художественном явлении в русской музыкальной культуре. Андреев подчеркивал, что "Великорусский оркестр является единственным национальным художественным созданием, ничего не позаимствовавшим с Запада…, [он] представляет собой исключение, как дело, выросшее на русской почве, созданное русским народом и опирающегося на музыкальные инструменты русского народа". После концертов этого оркестра, имеющего своеобразный, но монотонный и скоро приедающийся колорит, в 1888 году в русском обществе развилось широкое увлечение назваными инструментами (особенно балалайкой) благодаря сравнительной лёгкости игры на них. Явился на них широкий спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов, поддержанное введением обучения игры на них в войсках. Стали издаваться школы и ноты (преимущественно аранжировки народных песен, обычно весьма невысокого музыкального достоинства, редко оригинальные композиции в роде вальсов и тому подобных салонных сочинений, совсем уже не «великорусского» пошиба).

    Получив мировую известность, с 1891 г. по приглашению князя М.С.Путятина Андреев приступает к обучению нижних чинов гвардейских частей Петербургского гарнизона, надеясь, что балалайка будет занесена через отслуживших свои сроки солдат, в народ. После юбилейного концерта, который состоялся в 1898 г. в зале Дворянского собрания, Андрееву был пожалован орден Св. Станислава 3-ей степени и пожизненная пенсия "за труды и заслуги по усовершенствованию древнерусских инструментов". Император Николай II Александрович, во время одного из концертов оркестра собственноручно подаривший Андрееву золотой портсигар, усыпанный бриллиантами, в марте 1914 присвоил Великорусскому оркестру звание "Императорский Великорусский оркестр", а Андрееву - звание "Солист Его Императорского Величества". По своим политическим взглядам Андреев являлся русским националистом. Одним из первых он стал членом Русского Собрания, но позже отошел от него, став членом Всероссийского Национального Клуба. Как вспоминал один из современников музыканта (писатель Л.Ленч) "Андреев был влюблен в Россию, в русский народ, в русское искусство. <…> Но Андреев не был квасным патриотом и надутым поклонником стиля "рюс". Его "русский дух" был органичным и естественным выражением его влюбленности в Россию". Виртуозно владея техникой игры на балалайке, Андреев выступал и в качестве композитора для своего инструмента и для великорусского оркестра. Время от времени он совершал со своим оркестром концертные путешествия по России и Европе (где имел огромный успех), а также заведовал постановкой обучения игре на «великорусских» инструментах в войсках гвардии. Скончался Василий Васильевич Андреев в 1918 году.