Презентация на тему: " Основные этапы в информационном развитии общества. Информационные революции." — Транскрипт. Этапы развития информационного общества

31.01.2019

В 1999 году была разработана Концепция развития информационного общества в РФ. Ее цель состоит в определении пути построения коммуникационной системы, основных приоритетов, положений и условий государственной политики в сфере связи. В документе обосновывались социально-экономические, культурные и прочие предпосылки для формирования отдельных элементов и установления их взаимосвязи в единой структуре.

История развития информационного общества

Она делится на четыре этапа. На каждом из них общество переходит на качественно новый уровень своего развития. Эти этапы определяют переломные моменты в существовании всего мира. История развития информационного общества началась с появления письменности. Она обусловила качественный скачок в становлении цивилизации. У людей появилась возможность накапливать знания в письменном виде, чтобы передавать их будущим поколениям. На этом этапе возникли качественно новые методы и средства сбора и обобщения данных. История развития информационного общества тесно связана с книгопечатанием. В середине XVI в. начался новый этап, в рамках которого происходили глубокие изменения в культуре цивилизации, организации человеческой деятельности. Книгопечатание считается одной из первых коммуникационных технологий. Люди не просто получили новые средства сбора, накопления, систематизации сведений. Благодаря массовому распространению печатных изданий стали общедоступными. Это, в свою очередь, способствовало более активному целенаправленному и самостоятельному развитию личности. Значение этого этапа состоит в появлении более совершенного способа хранения знаний.

Переломные этапы

В конце XIX столетия было изобретено электричество. Благодаря этому появилось радио, телеграф и телефон. Эти средства позволили оперативно передавать сведения в любом объеме. Четвертый этап связан с появлением микропроцессорной технологии и созданием персональных компьютеров. На смену электрическим и механическим средствам преобразования данных пришли электронные. Это способствовало миниатюризации устройств, узлов, машин, приборов, появлению программно-управляемых процессов. История развития информационного общества, таким образом, представляет собой достаточно продолжительный процесс, начавшийся еще в далекой древности. На последнем этапе человечество получило средство усиления своей в качестве которого выступает компьютер.

Ситуация в РФ

Развитие информационного общества Российской Федерации началось сравнительно недавно. В течение последних нескольких десятилетий были четко осознаны реальные пути и предпосылки для формирования и совершенствования коммуникационной системы в стране. Развитие информационного общества в России отличается глобальным характером. Оно предполагает неизбежное присоединение государства к мировой коммуникационной системе. Использование духовных и материальных информационных благ может обеспечить гражданам страны достойную жизнь, необходимые условия для совершенствования личности, экономическое процветание. Государство должно присоединиться к развитым державам на правах равного участника с сохранением своей политической независимости, культурных традиций, национальной самобытности. Основные признаки и черты, а также направления развития информационного общества в РФ будут окончательно сформированы до конца первой четверти 21-го века.

Особенности

Развитие информационных технологий и информационного общества в РФ должно осуществляться в сопровождении с:

  1. Формированием единого коммуникационного пространства в стране как части мировой системы.
  2. Полноправным участием государства в экономической и информационной интеграции народов, регионов и развитых держав.
  3. Становлением и доминированием впоследствии новых основывающихся на массовом применении перспективных программ, средств ВТ и телекоммуникаций.
  4. Созданием и совершенствованием рынка знаний и информации как производственных факторов, дополняющих рынки природных ресурсов, капитала и труда.
  5. Усилением роли коммуникационной инфраструктуры в рамках массового производства.
  6. Повышением качества образования, культурного и научно-технического развития на основе расширения возможностей систем коммуникаций на международном, региональном и национальном уровнях.
  7. Формированием эффективной системы по обеспечению прав социальных институтов и отдельных граждан на свободный доступ, распространение и использование публичных данных как важнейшего условия демократизации.

Все процессы развития информационного общества в РФ должны проходить при непрерывном участии и поддержке государства.

Предпосылки

Изобретение компьютера - далеко не последний период развития. Информационное общество проходит множество этапов, длительность которых и скорость различна. Необходимость в качественно новых преобразованиях в сфере коммуникации обуславливается изменением характера влияния НТП на человеческую жизнь. К концу XX века существенно увеличилась скорость смены технологического уклада в производстве, технологий предоставления услуг и продукции, управления этими процессами. В начале или даже в середине столетия такие перемены происходили в течение временных промежутков, по своей длительности существенно превышавших продолжительность жизни 1-2 поколений людей, то сегодня эти периоды существенно сократились. Переход на каждый последующий уровень сопровождается кардинальными изменениями образа жизни подавляющего большинства граждан, социально-психологической модели поведения в целом.

Глобализация коммуникационной сферы

В течение нескольких последних десятилетий в России сформировались определенные факторы, которые можно рассматривать как ключевые предпосылки к становлению информационного общества в стране. К ним в первую очередь относят глобализацию коммуникационной системы. Информация в последнее время выступает как общественный ресурс развития. Она используется в таких масштабах, которые вполне сопоставимы с применением традиционных ресурсов (сырья, энергии и пр.). Таким образом, страна вышла на достаточно высокий уровень развития информационного общества за относительно короткий срок.

Рынок телекоммуникаций

Специалисты отмечают, что в России он сформировался и вполне эффективно развивается. Несмотря на спад в экономике, наблюдается расширение парка ЭВМ, ускоренное совершенствование средств и систем телекоммуникаций. Достаточно интенсивно растет число и абонентов открытых мировых систем. Велико в России количество пользователей Интернета. Кроме этого, отмечается успешная телефонизация населения, расширение рынка средств сотовой связи.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации

Основными целями в сфере коммуникации и связи выступают:

  1. Интеграция страны в Это должно обеспечить значительное повышение качества жизни граждан, социально-политическую устойчивость всего государства.
  2. Формирование развитой информационной среды в стране.

В ближайшее время переход к новой коммуникационной системе должен рассматриваться в качестве необходимого условия выхода государства из сложившегося экономического кризиса. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации предполагает создание и внедрение инструментов для эффективного преодоления сложностей, имеющих место в духовной, социальной и политической жизни. Формирование коммуникационной среды выступает в качестве фактора интеграции сознания людей вокруг гуманистических ценностей, национальных традиций. Качественно новая система должна стать инструментом укрепления государства, социально-экономического выравнивания качества жизни в регионах страны.

Участие власти

Информационная стадия развития общества не может быть эффективной в отсутствие поддержки со стороны государства. Правительство страны играет ключевую роль в эффективном обеспечении процедуры становления единой коммуникационной системы. Государство:

  1. Координирует работы разных участников процесса информатизации.
  2. Обеспечивает совершенствование демократических институтов в стране.
  3. Сохраняет политические, правовые, экономические механизмы, регламентирующие порядок деятельности участников.
  4. Создает нормативную базу, методы и формы административного регулирования, адекватные современным условиям и способствующие притоку инвестиций, формированию справедливой конкуренции.
  5. Предоставляет свободу выбора деятельности предпринимательским структурам, которые заинтересованы в развитии производства и расширении отечественного рынка.

При отсутствии у государства эффективных финансовых механизмов, способных обеспечить переход к единой системе, стратегия развития информационного общества реализуется за счет формирования нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения в сфере коммуникации и связи.

Инструменты регулирования

Стратегия развития информационного общества в РФ наделяет государство ролью катализатора происходящих перемен. Для этого правительство:

Важный момент

Стратегия построения информационного общества требует активной пропагандистской и психологической поддержки населения. Гражданам должны быть понятны ее программные мероприятия и базовые положения. Населению необходимо разъяснять социальную направленность перехода. Люди должны понимать необходимость построения качественно нового информационного общества. Для этого ее необходимо обосновать и довести до населения через СМИ. При реализации стратегии необходимо также учитывать отечественный и зарубежный опыт, анализировать программно-целевые методы организации деятельности в сфере коммуникации и связи. Все мероприятия должны обладать интегрирующим характером, ориентироваться на объединение различных коммерческих и ведомственных проектов.

Заключение

Стратегия обладает общегосударственным надведомственным характером. За счет этого обеспечивается возможность для координации усилий всех субъектов, участвующих в этом глобальном переходе. Немаловажно обеспечить смещение процессов от центра страны к периферии. Необходимо широкое привлечение муниципальной и региональной власти к реализации целевых коммуникационных программ.

Основные этапы в информационном развитии общества. Информационные революции.

В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Изобретение письменности позволило накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход к алфавитному способу письма сделал письменность более доступной и способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

Вторая информационная революция (в середине XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции, Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу сознания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (в конце XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая информационная революция (в 70-х гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации.

В настоящее время в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут пользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Это привело к необходимости внедрения новых технологий обработки и передачи информации и послужило началом перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс начался с середины XX в.
Основные черты информационного общества.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации.
В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие:
наличие компьютеров,
уровень развития компьютерных сетей
доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.

Однако, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.

Остановимся на основных тенденциях развития информационного общества.
Изменение структуры экономики и структуры труда

В информационном обществе деятельность человека будет во многом зависеть от умения эффективно использовать имеющуюся информацию. Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности должно обеспечить доступ к достоверным источникам информации, избавить человека от рутинной работы, позволит ускорить принятие оптимальных решений, автоматизировать обработку информации не только в производственной, но и в социальной сферах. В результате этого процесса движущей силой развития общества станет производство информационного, а не материального продукта.
Этот процесс должен привести к созданию информационного общества, в котором главную роль будут играть знания и интеллект.

Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий:
создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;
появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;
выработка единых правил поведения в сетях и поиск н них информации.

Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она представляет собой колоссальную и быстрорастущую систему, число пользователей которой приближается к 200 миллионам человек. Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются.
Свобода доступа к информации и свобода ее распространения.

Обсуждаемая проблема лежит больше в политической и экономической плоскости, нежели в технической, поскольку современные информационные технологии чисто технически открыли безграничный простор д.1я информационных обменов. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения - обязательное условие демократического развития, способствующее экомическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности.

Огромное значение имеет свобода распространения информации культурно-просветительного характера. Она способствует росту культурного и образовательного уровня общества.
Рост информационной культуры

Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Она включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т. д. Существенный элемент информационной культуры - владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми - важный признак человека информационного общества.
Изменения в сфере образования.

Большие изменения произойдут в информационном обществе в сфере образования. Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием - сделать его более доступным тля каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты. В силу своего динамизма информационное общество потребует от своих членов непрерывного на протяжении десятков лет, обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества.
Изменения уклада жизни людей.

Формирование информационного общества существенно отразится на повседневной жизни людей. О том, насколько глубокими будут эти изменения, можно только догадываться. Так, массовое внедрение телевидения в 60-70-х годах XX века существенно изменило быт людей, причем не только е лучшую сторону. С. одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой - сократилось живое общение, стало больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения. Недавнее достижение Интернет-технологий -поход за покупками реальных товаров в виртуальный Интернет-магазин - может развиться в информационном обществе вплоть до ликвидации современной системы торговли.
Информатизация.

Один из этапов перехода к информационному обществу - компьютеризация общества, которая предполагает развитие и внедрение компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов обработки информации и ее накопление.

Таким образом, под информатизацией общества понимают реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования членами общества достоверной информации, что в значительной мере зависит от степени освоения и развития новых информационных технологий.

Роль и значение информационных революций

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

Переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

Миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

Создание программно-управляемых устройств и процессов.

Для создания более целостного представления об этом периоде целесообразно познакомиться с приведенной ниже справкой о смене поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить эти сведения с этапами в области обработки и передачи информации.

Справка о смене поколений ЭВМ.

1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база - электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах.

2-е поколение (с конца 50-х гг.). Элементная база - полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база - интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

4-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база- микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микроЭВМ.

5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Информационная технология (ИТ) - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Телекоммуникации - дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

Примечание. Подробный анализ видов информационных технологий рассмотрен в подразд. 3.3 и 3.4.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Как понимают ученые информационное общество

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

Пример 1.1. По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас 27 млн. работающих могут осуществить свою деятельность, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости. В США к категории самостоятельно занятых были отнесены: в 1980 г. - 5,7 млн. человек, в 1989 г. - 14,6 млн., а в 1995 г. - 20,7 млн. человек.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

Решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

Главной формой развития станет информационная экономика;

В основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

Информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

Формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

С помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

Реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду. Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

Все большее влияние на общество средств массовой информации;

Информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

Существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

Многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями. Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.

В истории развития цивилизационного общества было всего несколько

информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинального изменения в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к

гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению. Цивилизация, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного т экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания,

которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу сознания общечеловеческой цивилизации.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества,

благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Эта революция совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной

технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

    переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

    миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

    создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшая составляющая информационной индустрии - информационная технология.

2.2.2 Этапы развития информационных технологий.

Информационная технология (ИТ) - процесс, использующий

совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Современная ИТ опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

1 этап (до второй половины XIX в.) - "ручная" информационная

технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2 этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструментарий

которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3 этап (40 - 60-е гг.) - "электрическая" технология, инструментарий

которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии - акцент начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4 этап (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, инструментарием

которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Акцент смещается в сторону формирования более содержательной информации.

5 этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" технология, основным

инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ (создание систем поддержки принятия решения для разных специалистов). В связи с переходом на микропроцессорную технологию существенным изменениям подвергается бытовая техника, приборы связи и коммуникации, оргтехника. Начинают широко развиваться компьютерные сети (локальные и глобальные).

Упражнение на повторение

Бесплатный многофункциональный онлайн конструктор тестов.

п/п Задание Порядок выполнения
1 Используя теоретический материал, расположенный на странице, заполните следующую таблицу: Выпишите таблицу в тетрадь, заполняйте таблицу по мере прочтения теории
2 Практическая работа
Какой вклад внесли эти люди в развитие современного общества?
Гэри Беккер
Саймон Кузнец
Эдвард Денисон
Теодор Шульц
Разбейтесь на группы по 2-3 человека. Выберите одного представителя, найдите о нем информацию в Интернете.
Откройте редактор презентаций, создайте презентацию, содержащую 4-5 слайдов. На первом слайде укажите фамилию человека, о ком составлена презентация, вставьте фотографию. На следующих слайдах расскажите о нем (краткие библиографические сведения, основные труды)
3
Домашнее задание
1. Заполнить таблицу "Поколения ЭВМ"
2. Подготовить доклад "Информационные ресурсы общества"
3. Выучить теоретический материал, подготовиться к проверочной работе по пройденной теме (включая домашнее задание)

ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА К ИНФОРМАЦИОННОМУ

Роль и значение информационных революций

На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но и коллективных знаний и опыта, способст-вующих правильной переработке информации и принятию необ-ходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства. Этапы появления средств и методов обработки ин-формации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, оп-ределяются как информационные революции . При этом обще-ство переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, пос-ле которых начинаются новые эта-пы развития цивилизации, появ-ляются и развиваются принципи-ально новые технологии.

Первая информационная рево-люция связана с изобретением письменности, обусловившей ги-гантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их следующим поколениям. С пози-ций информатики это можно оце-нить как появление качественно нового (по сравнению с устной фор-мой) средств и методов накопления информации.

Вторая информационная рево-люция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, из-менившего человеческое общество, культуру и организацию деятель-ности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печат-ной продукции сделало культурные ценности общедоступны-ми, открыло возможность самостоятельного и целенаправлен-ного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совер-шенный способ хранения информации.

Третья информационная рево-люция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились те-леграф, телефон и радио, позво-ляющие оперативно передавать информацию в любом объеме. По-явилась возможность обеспечить более оперативный обмен инфор-мацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

Четвертая информационная революция (70-е годы XX столе-ия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компью-терные сети, системы передачи данных (информационно-комму-никационные системы) и т. д. Благодаря этой революции чело-вечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятель-ности. Этим средством является компьютер.

Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов XX века электронно-вычисли-тельных машин (ЭВМ). Дальнейшие работы по усовершенство-ванию принципов их работы и элементной базы, то есть состав-ляющих частей, обусловили появление микропроцессорной технологии, а затем и персональных компьютеров. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области компьютерной техники, в ре-зультате которых происходила смена поколений компьютеров (табл. 1.1).

Как видно из таблицы, появление нового типа ЭВМ определя-лось изобретением новой элементной базы. С позиций информа-тики четвертую информационную революцию можно связать с появлением ЭВМ четвертого поколения — персонального компью-тера, позволяющего решать проблему хранения и передачи ин-формации на качественно новом уровне.

Информационная революция, происшедшая в 70-х годах, привела к тому, что человече-ская цивилизация к началу XXI столетия оказалась в со-стоянии перехода от индустри-альной фазы своего развития к информационной.

Рассмотрим, каковы основ-ные признаки этих периодов и как осуществлялся переход от одной фазы к другой.

Таблица 1.1. Поколения компьютеров

Поколение

Элементная база

Характеристика

Первое поко-ление (сере-дина 40-х -конец 50-х годов)

Электронные лампы

ЭВМ отличаются огромными габаритами, большим потреб-лением энергии, малым быстро-действием, низкой надеж-ностью. Программирование ведется в кодах.

Второе поко-ление (конец 50-х - сере-дина 60-х го-дов)

Полупроводнико-вые элементы, транзисторы

Улучшены все технические характеристики. Для програм-мирования используются алго-ритмические языки.

Третье поко-ление (сере-дина 60-х -конец 70-х годов)

Интегральные схемы, много-слойный печат-ный монтаж

Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, уве-личение производительности. Возможность доступа с удален-ных терминалов.

Четвертое поколение (конец 70-х годов по на-стоящее вре-мя)

Микропроцессо-ры, большие ин-тегральные схемы

Улучшены технические характе-ристики. Массовый выпуск пер-сональных компьютеров.

Перспекти-вы разви-тия

Мощные многопроцессорные вычислительные сис-темы с высокой производительностью; создание дешевых микрокомпьютеров; разработка интел-лектуальных компьютеров. Внедрение компьютер-ных сетей во все сферы и их объединение; распре-деленная обработка данных; повсеместное использование компьютерных информационных технологий.

Характеристика информационного общества

Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень ско-ро человечество окажется на пороге новой эры в развитии циви-лизации — информационной.

В информационном обществе деятельность как отдельных лю-дей, так и коллективов будет все в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что прежде чем предпри-нять какие-либо действия, необходимо провести большую рабо-ту по сбору и переработке информации, ее осмыслению и ана-лизу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не под силу человеку без привлечения спе-циальных технических средств.

Использование компьютеров во всех сферах человеческой дея-тельности обеспечит доступ к надежным источникам информа-ции, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оп-тимальных решений, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движу-щей силой развития общества должно стать производство не ма-териального, а информационного продукта. Что же касается мате-риального продукта, то он станет более «информационно емким» и его стоимость будет в значи-тельной степени зависеть от объ-ема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского ре-шения, от качества маркетинга.

В информационном обществе изменится не только производ-ство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индуст-риальным обществом, где все направлено на производство и по-требление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства станут интеллект и знания, что, в свою очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От че-ловека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материально-технической основой информационного общест-ва станут различного рода системы на базе компьютерной техни-ки и компьютерных сетей, информационные технологии, систе-мы телекоммуникационной связи.

Информационное общество — это общество, в котором большинст-во работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

В начале XXI века созданная теоретиками картина информа-ционного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в еди-ное компьютеризированное и информационное сообщество лю-дей, проживающих в домах, оснащенных всевозможными элек-тронными приборами и «интеллектуальными» устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на об-работке информации, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины.

Задания

1. Выделите основные характеристики каждой информационной революции.

2. Используя информацию из Интернета или из справочников, выберите несколько показателей, которые в наибольшей степени характеризуют уровень развития индустриального общества.

3. Используя информацию из Интернета или из справочников, выберите несколько показателей, которые в наибольшей степени характеризуют уровень развития информационного общества.Сопоставьте уровни развития нескольких стран и сделайте вывод относительно их принадлежности к фазах развития человеческого общества.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?

2. Чем были обусловлены информационные революции? Расскажите о каждой из них.

3. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с индустриальной революцией.

4. Что определяет индустриальное общество?

5. Как вы представляете информационное общество?

6. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью .

Стоимостные характеристики информационной деятельности.

Экономика информационной деятельности. Движущей силой информационного общества являются знания - интеллектуально-информационный ресурс (ИИР).Это совершенно новая и непривычная категория, активно включаемая сегодня в сферу деятельности человека.

Виды профессиональной информационной деятельности человека.

Приведите примеры информационной деятельности человека.

Роль информации в современном обществе.

Сейчас, в первой половине 21-ого века роль информации в жизни человека является определяющей - чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.

В последние десятилетия настойчиво говорят о переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному». Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, их образа жизни. Информационные технологии кардинальным образом меняют повседневную жизнь миллионов людей.

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики . А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества.

В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты теории, объясняющие ее место и значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного общества.

Является ли Россия информационным обществом?

Основные этапы развития информационного общества

И истории человеческого общества несколько раз происходили су-щественные «прорывы», которые можно назвать информационными.

Первый информационный «прорыв » связан с изобретением пись-менности, что позволило накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. При-мерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход к алфавитному способу письма сделал письменность более доступной и способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

Второй информационный «прорыв » (в середине XVI в.) был свя-зан с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только со-хранять информацию, но и обеспечить массовую доступность к ней, что, несомненно, повлияло на развитие науки и техники, помогло про-мышленной революции. Книги обеспечили интеллектуальную инте-грацию различных культур, это способствовало ускорению создания общечеловеческой цивилизации. Фактически появилось первое сред-ство массовой коммуникации.

Третьим информационным «прорывом » (в конце XIX в.) считает-ся стремительный прогресс средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния, получать ее, выражаясь нынешним языком, в «реальном масштабе времени». Очевидно, что эти изобретения обусловил очередной этап технологической революции, связанный с открытием электричества. «Прорывы» в технологиях всегда предшествуют информационным «прорывам», создавая для них соответствующую материальную базу.

Четвертый «информационный прорыв » обусловлен в первую оче-редь созданием электронных вычислительных машин (ЭВМ), работаю-щих в цифровом режиме (середина 1940-х гг.), а также микропроцессорной техники и созданных на ее базе персональных компьютеров (ПК). Вскоре после этого возникли как локальные (внутри учреждения, отрасли, учебного заведения), так и глобальные (Интер-нет) компьютерные сети, принципиально изменившие системы хране-ния и поиска информации.

Задание: ответить на вопросы (учебник Цв., стр. 6, 1,3,4):

Информационные ресурсы общества представляют собой ресурсы, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство для общества, человека.

Образовательные информационные ресурсы. К ним относятся учебные книги, словари, энциклопедии, атласы, карты, различные пособия и т.д. Так же сюда относятся компьютерные программные средства, используемые в образовательном процессе.

Работа с программным обеспечением.

Что относится к информационным ресурсам? (Ответы записать).