Сравнение камер Nokia N8, SE Satio, Nikon S220: фотоаппараты уходят в прошлое. Режим Vivid и вновь сравнение с PIXON12

15.03.2019

В Nokia говорят о том, что они совершили революцию, представив 12-мегапиксельную камеру в Nokia N8, так как до этого момента телефоны не были похожими на цифровые фотоаппараты. Для Nokia это первая камера такого класса, но для рынка такие аппараты давно известны – вспомним PIXON12 от Samsung, а также Sony Ericsson Satio. Эти модели появились в продаже более года назад, а вот Nokia только сейчас решилась выпустить свой фотофлагман. К моменту, когда гонка мегапикселей закончилась, и компании остановились в развитии этого направления за счет наращивания мегапикселей и работают над алгоритмами обработки снимков, оптикой.

К сожалению, в технологическом аспекте Nokia стремительно начинает отставать от рынка, и недостаток экспертизы компании приходится дополнять витиеватыми лозунгами, маркетингом и PR. В случае камеры на Nokia N8 таких витиеватых заявлений было сделано множество. Но сегодня технологии состоят из двух аспектов – аппаратной и программной части. Недостаточно купить наилучшее «железо», чтобы получить максимальный результат. Большая часть приходится на программное обеспечение. Позволю себе привести такой пример. Обычный военный ракетный катер стоит не так дорого до момента, пока на него не устанавливают систему контроля вооружений. Ее стоимость достигает 90 процентов от цены самого катера и его вооружений. Компьютеры и программы определяют качества этого боевого корабля.

Ровно то же самое в телефонах. Недостаточно купить большую матрицу и установить ее в телефон. Качества этой матрицы не проявят себя, если алгоритмы обработки снимков будут устаревшими. К сожалению, в Nokia никогда не было адекватных разработчиков ПО для камер, компания не уделяла внимания этому направлению и всегда отставала от конкурентов. Попытка одним махом создать такие алгоритмы, не имея опыта в этой области, лишена смысла. Однако в Nokia считают, что это не так важно, а важно железо, которое установлено в телефоне. В случае камеры речь идет о матрице и оптике. Недостатки изображений восполнит маркетинг и PR, ставка сделана на это.

Претендуя на звание фотофлагмана, в Nokia ожидали, что их будут сравнивать с наилучшими продуктами прошлого сезона – PIXON12, Sony Ericsson Satio. Но люди настолько не следуют корпоративной логике, что стали сравнивать этот продукт с обычными камерами в телефонах и получили интересные результаты. На мой взгляд, надо пройти ровно тот же путь и сравнивать камеры поочередно. Например, я выбрал для этого Apple iPhone 4 как флагман от Apple, не обладающий хорошей или выдающейся камерой. Также Samsung Wave как типичный продукт этого ценового сегмента и обладающий обычной 5-мегапиксельной камерой без каких-то особенностей. На сладкое оставил сравнение с PIXON12 как моделью, которая появилась на рынке задолго до Nokia N8. Вполне честное сравнение коммерческого образца Nokia N8 с моделями, которые давно представлены на рынке и не имеют никаких достижений в области фоточасти (PIXON12 устарел ровно на год, хотя в плане дополнительных возможностей камеры остается непревзойденным аппаратом).

Технические характеристики камеры в Nokia N8. Что есть и чего нет

Камера расположена на задней поверхности корпуса. Это немного выступающий из корпуса блок, нет механической шторки, от нее отказались из-за того, что не смогли добиться приемлемой работы на предыдущих моделях (например, царапины на Nokia N97, пыль и так далее). В отсутствии шторки нет ничего плохого, например, на PIXON12 ее также нет, как и на большинстве обычных телефонов. Камеру прикрывает закаленное стекло, устойчивое к царапинам. Этого вполне достаточно, чтобы защитить камеру.

Тут же находится ксеноновая вспышка. К сожалению, места для светодиодной вспышки не нашлось. В Nokia это объясняют тем, что у них не хватило места в корпусе N8 для второй вспышки. В топовых фоторешениях других компаний используется связка из ксеноновой вспышки и светодиодной. Для обычных фотографий светодиодная вспышка не так важна, но ее роль при съемке видео в помещениях огромна. С другой стороны, в некоторых ситуациях, когда вы фотографируете, предпочтительнее светодиодная вспышка.

Клавиша камеры имеет две позиции, полунажатие - настройка, полное нажатие - это снимок. Время сохранения снимка - до 2 секунд, затем можно делать очередной снимок. Время фокусировки меньше секунды для большинства ситуаций.

Приведу список характеристик, которые относятся к камере:

  • 12 мегапиксельный сенсор, 1/1.83", размер точки 1.75 микрона (против 1.4 у большинства камер в телефонах);
  • f 2.8;
  • ISO 100, 400, 800, Auto;
  • Фокусное расстояние 5.9 мм;
  • Фокусировка от 10 сантиметров (макро), от 20 до бесконечности в автоматическом режиме;
  • Автофокус;
  • Цифровой зум х2, при съемке видео х3;
  • Определение лица на снимке;
  • Подавление эффекта красных глаз;

В камере нет функции Smile Detection, которая выглядит логично при наличии алгоритма определения лиц. Отсутствие этого режима - всего лишь отсутствие времени и опыта для его разработки. Когда-то в телефонах Nokia он появится, сегодня компания не имеет достаточной экспертизы, чтобы включить его в комплект поставки. Ровно та же история с выбором точки фокусировки, это только центральная точка. Например, на Samsung Wave это реализовано иначе, вы можете выбрать с сенсорного экрана любую точку фокусировки. И это не фотографическое решение, а обычная модель своей ценовой группы. Ограничение в ISO также вытекает из невозможности создать алгоритм для корректной работы с выбранной матрицей. В PIXON12 выбор ISO от 50 до 1600.

К сожалению, в Nokia разработка камер всегда была делом десятым, и сегодня компания пожинает плоды этого. Отсутствие цифрового зума более х2 объясняется тем, что при больших значениях начинают расти шумы, и в Nokia не умеют бороться с ними. Это характерно для большинства матриц для мобильных телефонов, но, например, в Samsung PIXON12 за счет своих алгоритмов обработки снимка смогли сделать зум х4. Впрочем, зачем ходить далеко, я сфотографировал экран ноутбука с этой статьей, два снимка с Nokia N8 и снимки с PIXON12.

Nokia N8:

Samsung PIXON12:

Сравнили? Безусловно, в Nokia могут дать объяснение, что и зум х2 хорош. С этим никто и не спорит. Но зум х4 всегда лучше, чем х2. Надеюсь, что и с этим никто не будет спорить.

Чтобы не возвращаться к теме «натурального» цвета на Nokia N8, дам слово представителю компании, который объясняет, что автоматический баланс белого искажает цвета по предопределенному алгоритму, и это может быть полезным в определенных ситуациях. Это правда. Но также правда и то, что в определенных ситуациях этот алгоритм работает неверно.

Сравнение с Apple iPhone 4

Молодцы на Engadget, что создали сравнение фотографий N8 с Apple iPhone 4, которое показывает разницу в камерах, точнее, говорит о том, что они для обычного, среднего пользователя сравнимы. С рядом оговорок снимки выглядят поинтереснее на iPhone 4, так как аппарат раскрашивает их за счет пост-обработки, а вот «натуральные» цвета от Nokia N8 не так приятны глазу. Конечно, если вы хотите запастись редактором фотографий и работать в Photoshop после каждого снимка, то выбор Nokia N8 очевиден. Для обычного человека Nokia N8 не дает особых преимуществ в сравнении с Apple iPhone 4.

А вот и пара наших снимков в помещении, где большой сенсор Nokia N8 должен просто выбить из конкуренции Apple iPhone 4 с его довольно средней камерой. Но… Что такое? Я, наверное, перепутал снимки местами? Что за чудеса? На снимке с iPhone видно все на экране ноутбука, можно прочитать каждую иконку, но и подставка, которую я и фотографировал, в фокусе. Фантастика. Хочу оговориться, что из коробки Nokia N8 снимает в разрешении 9 мегапикселей, чего лично я не ожидал. Логично устанавливать максимальное разрешение, тут отчего-то постеснялись это сделать. Но на качестве снимков это никак не сказывается, так что сравнение остается вполне честным.

Наконец, хотя бы одна фотография, которую можно назвать сравнимой и где Nokia N8 не проигрывает так сильно.

Nokia N8

Apple iPhone 4

Достал карандаши, решил снять их, чтобы передать фактуру материала. Ой. Наверное, это неправильное сравнение, так как камера N8 просто не умеет фотографировать с расстояния в 20 сантиметров и передавать качество объекта рядом. Смотрим и видим разницу.

Nokia N8

Apple iPhone 4

Слова о том, что Nokia N8 передает натуральные цвета, неверны для всех условий. На приведенных фотографиях натуральные цвета у Apple iPhone 4, но не наоборот. Это первое доказательство того, что Nokia N8 в аспекте камеры не представляет собой ничего выдающегося. Ниже следуют другие доказательства.

Сравнение с Samsung Wave

Нечестное сравнение во всех смыслах, ведь в Wave установлена обычная 5-мегапиксельная камера, которая не претендует на звание самой наилучшей камеры в мобильных телефонах. Обычная камера, которая обеспечивает то качество, что считают достаточным для большинства потребителей. Да и сами потребители считают, что им, как правило, хватает таких снимков. Двенадцать мегапикселей, оптика Carl Zeiss и самая большая матрица сенсора - все это против типичной камеры от Samsung. Намекну, что такие камеры устанавливаются на большинство продуктов компании. Итак, поехали. Кто же выиграет это сравнение?

Чтобы добавить независимые мнения, я провел любопытный опыт. Десяти людям показывал на экране ноутбука фотографии, которые вы видите в сравнении, и просил выбрать ту, что им нравится больше всего. Фотографии не были подписаны, но я честно говорил, что одна сделана 12-мегапиксельной камерой, а другая - 5-мегапиксельной. В сухом остатке опыт оказался не слишком интересным, так как голоса разделились поровну. Угадать, где в сравнении 12-мегапиксельная камера, никто так и не смог. Из этого следует, что вычеркивая маркетинг и знание о том, что у вас супер-пупер камера, качество реального снимка не отличается от большинства современных камер в телефонах. Впрочем, давайте посмотрим на это.

Все фотографии приводятся в оригинальном виде. К сожалению, в Nokia N8 действует автоматический поворот картинки, поэтому некоторые снимки отличаются, но на деталях и восприятии картинки это никак не сказывается. Смотрите, оценивайте.

В левом верхнем углу снимка с Wave мой палец, случайно прикрыл объектив во время съемки. Но за исключением этого, снимок дает прекрасное представление о возможностях камер. Итак, на снимке с Nokia N8 передний план сильно размыт, но в фокусе трава слева и машины на заднем плане. В то же время Wave с этим справился хуже, у него более резко вышла правая часть кадра, те предметы, что на переднем плане. Кто выиграл? По общей детализации выигрывает Nokia N8. По композиции обе камеры справились со своей задачей. Для человека понимающего, что снимок с камеры телефона нужен для демонстрации на телефоне, возможно, на экране ПК, эти снимки сравнимы, одинаковы. Перевеса Nokia N8 не наблюдается, либо он не такой оглушительный, чтобы сказать, что вот этот снимок лучше.

Nokia N8

Samsung Wave

В следующем снимке листика в Nokia N8 автомат отработал режим съемки ближайшего объекта, отказавшись фокусироваться на деталях заднего плана. В Samsung Wave камера отработала весь кадр, поэтому в резкости находятся все предметы. Не знаю, мне нравится и тот, и другой снимок, предпочтение отдал бы Nokia N8, так как кадр интереснее получился.

Nokia N8

Samsung Wave

Но, к сожалению, получить такие снимки на Nokia N8 – скорее, дело удачи, чем трезвого расчета. Камера чаще не умеет фокусироваться на близлежащих предметах, пытается снимать предметы на заднем плане. Вот еще один снимок листьев, но теперь посмотрите, как поменялись роли. На снимке с Wave проработан как передний план, так и листья на заднем фоне. В Nokia N8 передний план отсутствует, он размыт.

Nokia N8

Samsung Wave

И в качестве подтверждения этого - еще одна пара снимков.

Nokia N8

Samsung Wave

Вот еще несколько снимков с близкого расстояния.

Дорожный знак - это и был предмет съемки. В обоих снимках он вышел неплохо, снимки выглядят сравнимо.

Nokia N8

Samsung Wave

Было интересно посмотреть на яркий цвет, например, на красную машину. Будут ли алгоритмы обработки снимков раскрашивать машину, усиливать цвет. В обоих случаях цвет остался одним и тем же, но N8 выигрывает за счет разрешения снимка, больше деталей и картинка лучше при просмотре на большом экране.

В этой паре снимков не могу определиться, что мне нравится больше. Явно, что камера Wave подкрасила дом, а вот N8 его обесцветил.

Nokia N8

Samsung Wave

Пока ходил и фотографировал, зародилась идея, что N8 может мазать на близких расстояниях (меньше метра) в силу конструктивных особенностей. Решил проверить это, сняв примерно с полуметра предмет на стене. Получилась очень типичная картинка, детализация страдает. Это типично для Nokia N8, и дело тут в автоматике, она работает плохо на таких расстояниях, и это ясно видно на снимке.

Большой размер матрицы на Nokia N8 должен в теории означать, что снимки в плохих условиях, например, в помещении без использования вспышки, дают лучше результат, чем на камерах с меньшим размером матрицы. В теории все так. На практике результат поражает воображение. Смотрим на снимок Wave, а затем на Nokia N8. Детализация меньше на N8, надписи размыты, размер файла меньше. Однозначная победа за Samsung Wave.

Проверяем на других объектах, получаем сравнимый результат.

Nokia N8

Samsung Wave

В некоторых случаях Nokia N8 прорабатывает больше деталей, особенно это заметно на коротких расстояниях, камера Wave не умеет так работать. Посмотрите на плакат, почти идеальный снимок на Nokia N8. Также на снимке церкви N8 переврал цвета, но зато показал больше деталей.

Nokia N8

Samsung Wave

Выводы по сравнению с Wave

В этом сравнении мы обнаружили несколько любопытных фактов про камеру Nokia N8. Она плохо работает в сценах, где надо снять что-то на расстоянии в полметра, да и до метра страдает детализация. При этом задний план, как правило, прорабатывается хорошо. Дальше надо отметить, что большой сенсор не дает никаких преимуществ камере, ночью и в помещении она снимает так же, как текущие модели камер на других телефонах, или даже хуже.

Вы видите снимки, можете их сравнить. Я бы не отдавал предпочтение камере Samsung Wave как фотографическому решению, это обычная камера в телефоне. Но тот факт, что Nokia N8 не рвет эту камеру в кусочки, не выигрывает с огромным отрывом, заставляет задать вопрос – а вы правда считаете, что этот аппарат создавался как модель, сравнимая с цифровыми мыльницами?

Мне нравится камера в Nokia N8, процент выхода годных снимков вполне сравним с таковым в Wave, Nokia N97 и сотне других телефонов. К сожалению, ничего кардинально нового не произошло, это обычная камера, что и доказало это сравнение. Теперь усложним задачу, от сравнения с обычными камерами в телефонах перейдем к сравнению с фотографическим решением, которое появилось на рынке год назад. И функционально сравнимо с Nokia N8 - как по камере, так и по вспышке.

Сравнение с PIXON12

Прямо из коробки разрешение камеры было установлено на 9 мегапикселей, уж не знаю, почему это так. Отщелкав фотографии с Wave, я не менял ровным счетом ничего, и уже на компьютере обнаружил, что аппарат после съемки сам изменил его снова на 9 мегапикселей, и вся серия с PIXON12 получилась с заниженным разрешением для Nokia N8. Чтобы избежать всяких двусмысленностей, сделана вторая серия снимков на улице, но было жалко расставаться с уже проделанной работой, поэтому часть фотографий входит в сравнение. Они вполне типичны и показывают как достоинства, так и недостатки камеры Nokia N8. Вначале пусть будут даны снимки в заниженном разрешении, а потом уже пойдут снимки в 12 мегапикселях.

Поняв на примере Samsung Wave слабые стороны камеры Nokia N8, было легко сравнивать этот аппарат с PIXON12 - делай снимки вблизи рябины, получай гарантированно дурной результат для N8. Смотрите сами.

Nokia N8

Samsung PIXON12

А вот фотография разбитой машины стала для меня откровением, мало того, что N8 не смог с метра проработать детали, еще и переврал цвета. Также посмотрите на решетку радиатора при максимальном увеличении снимков. На PIXON12 видны строчки решетки, на N8 они сливаются - это работа алгоритма постобработки снимка.

Nokia N8

Samsung PIXON12

Помните из детства о том, что небо голубое, а трава зеленая? В Nokia N8 алгоритм обработки снимков по умолчанию считает, что цвета яркими быть не могут, во всяком случае, в природе. Поэтому небо покрасили в белый цвет, трава высветлена, ну а попавшие в кадр люди получили поношенную одежду спокойных и линялых цветов. В PIXON12 другой алгоритм обработки, он, напротив, подкрашивает снимок. Получается, что от среднего (реальная картинка) обе камеры идут в две разные стороны. Но я что-то не припомню алгоритмов, в которых специально обесцвечивается картинка.

Кто-то говорил о большой матрице, которая воспринимается многими как возможность избавиться от шумов, добиться лучшей детализации картинки, особенно в условиях недостаточного освещения. Ммм. Давайте посмотрим, автоматика на PIXON12 выставила ISO 100, в N8 очень причудливый алгоритм расчета ISO – тут это значение 150. Но снимки, в общем-то, говорят сами за себя.

Nokia N8

Samsung PIXON12

Я очень хотел, разбирать фотографии, но потом, показывая их невольным участникам сравнения и выбора лучших, понял, что комментарии излишни. Модель от Samsung, может, и устарела морально, но качество снимков от нее остается непревзойденным. Ниже я покажу вам пары снимков, они сами скажут все за себя. Выбор независимых людей - 10 к 1 в пользу PIXON12. Как говорится, без комментариев.

Nokia N8

Samsung PIXON12

Снимаем ночью

Давайте сравнивать с уже показавшим себя неплохо PIXON12, я ожидал от ночной съемки превосходства Nokia N8, все-таки больше размер сенсора, и это играет роль. В Nokia N8 сенсор действительно дает более светлую картинку, но шумит. Например, картинка освещенной улицы, посмотрите на вывески на другой стороне улицы. На Nokia N8 вывески просто не читаются.

Nokia N8

Samsung PIXON12

Разбирать другие фотографии не вижу смысла, довольно неинтересные снимки, так как условия плохие. Обе камеры плохи, пусть PIXON и снимает более четко вывески, и видны шрифты. На Nokia N8 замыливание шрифтов, смотрите вывеску магазина вблизи.

Nokia N8

Samsung PIXON12

Режим работы с ксеноновой вспышкой

В Nokia утверждают, что при благоприятных условиях вспышка способна работать на расстоянии до 4.5 метров. Не знаю, как надо воссоздать такие идеальные условия. На снимке около метра, это большинство примеров ниже, мощности вспышки просто не хватало. Сравнение с PIXON показывает большую яркость вспышки, за счет этого предметы на заднем плане проработаны лучше, а корешки книг и пузырек на полке не потеряли надписи. Итого, вывод неутешительный, ксеноновая вспышка на N8 предназначена для съемок до одного метра и не обеспечивает при этом подавляющего преимущества в качестве. Не стал приводить сравнение со светодиодными вспышками, думаю, желающие могут проделать такой опыт сами, выигрыш камеры N8 отнюдь не очевиден. Причина такого проигрыша камеры заключается в том, что никто из программистов не оптимизировал алгоритмы, не работал со вспышкой. Ну и так далее, ее просто поставили, так как это модно и круто. Сделать так, чтобы вспышка работала хотя бы на уровне прошлогодних моделей, никто не озаботился.

Nokia N8

Samsung PIXON12

Макрорежим

Сделав с десяток фото, вновь увидел, что при переключении в режим макро телефон сам поменял разрешение с 12М до 9М. Спасибо ему вновь за самостоятельность, снимки придется сделать заново. Приходите на неделе, пока - пара снимков с Nokia N8, которые выглядят просто отлично. Мне нравится макро на этом аппарате, сравнимо с Samsung Wave.

Режим Vivid и вновь сравнение с PIXON12

В Nokia N8 есть один из цветовых, дополнительных режимов, он называется Vivid, аппарат подкрашивает снимки, делает их приятнее взору. Еще до публикации этого обзора я выложил несколько снимков сравнения N8 и PIXON12, и тут же в качестве последнего довода поклонники N8 стали утверждать, что просто необходимо включить режим Vivid, и тогда вырастет сразу и качество оптики в N8, и качество снимков. Мне не жалко, ниже вы видите фотографии в обычном режиме, в режиме Vivid, а также с PIXON12. Все в максимальном разрешении.

Дорога и лес. Вновь резкость больше на PIXON12, что-то режим Vivid не спасает, да и качество фотографий на общих планах не отличается сильно. И не может. Этот режим хорош для съемки небольших предметов с расстояния в один метр. Поэтому я и отправился в лес искать грибы, лишайники, веточки, чтобы продемонстрировать этот режим с его сильной стороны.

Nokia N8

Samsung PIXON12

Утверждения о том, что Nokia N8 снимает естественно, вновь разбиваются о жестокую реальность. Снимок гриба показывает, что проработка кадра, качество картинки лучше у PIXON. Есть еще один довод, который часто приводят поклонники N8 – у его камеры больше деталей сохранено, и можно редактировать снимки на компьютере, чтобы получить такой же результат. Ммм. Больше размер файла с PIXON: 3.39 МБ против 2.9 МБ с N8. Та же разница и для других снимков, еще один довод поклонников N8 оказался банальным враньем.

Nokia N8

Samsung PIXON12

Вот в этом примере редкий случай, когда Vivid отработал отлично, и получившийся снимок хорош. Чтобы сделать такой же снимок из кадра от PIXON, его надо редактировать на ПК, а тут сразу все получилось.

Nokia N8

Samsung PIXON12

Вот еще пары снимков

Nokia N8

Samsung PIXON12

Nokia N8

Samsung PIXON12

Nokia N8

Samsung PIXON12

Nokia N8

Samsung PIXON12

Nokia N8

Samsung PIXON12

Видео

В Nokia применили два микрофона, один на передней части корпуса, второй сзади, это позволяет писать стереозвук, что очень неплохо для телефона, и качество приятное (AAC, 48 kHz). Максимальное разрешение видео 1280х720 точек (до 25 кадров в секунду), при съемке видео работает цифровой зум х3.

В видео мы вновь натыкаемся на то, что потенциал аппаратной части сенсора не раскрыт вовсе. Так, при съемке видео нет постоянного автофокуса (continuous autofocus), его заменяет Active Hyper Focal Distance. Это очень дешевая технология, которая избавляет от необходимости программировать или делать что-то с камерой. Фактически, это аналог технологии EDoF, которая применяется в неавтофокусных камерах компании и служит для получения снимков от определенного расстояния до бесконечности (фокус, выставленный на бесконечность). В применении к видео это означает, что камера снимает резко все, что находится от нее на расстоянии от 60 сантиметров и дальше. Это совсем неплохо, да и качество роликов получается приемлемым. Не лучшим на рынке, но вполне на уровне типичных моделей.

Взгляните на видео с Samsung Wave (то же разрешение, но битрейт 30 кадров в секунду, что не принципиально), а также то же видео с Nokia N8.

Думаю, что выигрыша Nokia N8, кроме звуковой части, вы не заметите. Звук отличный. Все остальное на уровне Wave. К сожалению, в камере отсутствует замедленная съемка (120 кадров в секунду), причина ровно та же - нет средств на программистов и нет соответствующих знаний.

Вот вам еще пример видео с Nokia N8:

Выводы о камере в Nokia N8

Проблемы в компании затрагивают все области, и отсутствие инвестиций в разработку камер в мобильных телефонах - это одно из направлений этого кризиса. Надеюсь, что на примерах, которые наглядны, я смог показать, что камера в Nokia N8 не предлагает ничего экстраординарного, вопреки уверениям Nokia и ее маркетинга, PR-специалистов. Эта камера - прорыв для Nokia, но для рынка - всего лишь обычная камера, которая не задает стандарты, не предлагает ничего нового. Середнячок. Понимаю, что многим обидно слышать такое о продукте, который они считали лучшим в фотографической области. Но фотографии не умеют лгать, и они наглядны. Также мне понятно, что фанаты N8 будут стоять до последнего и отрицать очевидное. Это их право.

Камера в N8 - это отражение ситуации в Nokia в миниатюре. Установив в телефон отличное железо (хороший модуль камеры), в компании не ударили палец о палец, чтобы задействовать его возможности, сделали минимум возможного. Учитывая, что Nokia сворачивает разработки в области камер, во всяком случае, на время, это показательно. Инвестиций не было даже в фотографический продукт, в модель, которую компания считает флагманом. Анонс Nokia C7/E7 показал, что и дорогие продукты от Nokia неожиданно лишаются автофокуса в камерах, что приводит к печальному выводу: экономия добралась и до них. В Nokia N8 экономили так же жестко: никаких дополнительных режимов работы камеры, никаких дополнительных настроек и алгоритмов. В эту камеру инвестировано очень мало времени и, как следствие, денег. В компании посчитали, что магическое число 12 мегапикселей, большой сенсор сделают всю основную работу.

Чтобы расставить точки над i, я хочу сказать следующее: это лучшая камера от Nokia. Это также неплохая камера для рынка в целом, чуть выше среднего для обычного продукта. Но это никак не фотографический флагман, не то решение, которое не оставляет конкурентам шансов. Например, старые модели, такие как PIXON12 от Samsung и Sony Ericsson Satio, снимают лучше. Не в разы лучше, но заметно лучше, и разница видна невооруженным взглядом. Проблема в софте, и она не будет решена Nokia, так как это дорого, и компания уже идет в другом направлении. До последнего момента я надеялся, что основную, столь сильно промотируемую функцию в Nokia все-таки реализуют на «отлично». Этого не случилось. Типичный середнячок и пыль в глаза. Учитывая, что в стоимости продукта камера занимает около 70 евро, это большая переплата за стандартную функциональность. Мне жалко Nokia, мне жаль, что они потеряли свои технологические ресурсы.

Ссылки по теме

Убийца фотокамер: обзор камерофона Nokia Lumia 1020

Особенно пристального внимания заслуживают разработки компании в сфере фотомодулей для смартфонов, самые передовые из которых реализованы в камерофоне Nokia Lumia 1020, который уже успели окрестить «убийцей компактных фотокамер». Его главным достоинством и преимуществом перед остальными моделями, делающими акцент на возможности качественной фотосъемки, стала собственная разработка компании Nokia, фотомодуль PureView2 с 41-мегапиксельной матрицей, способной делать кадры с разрешением 7712х5360 точек.

Дизайн и аппаратная платформа


Тестирование фотокамеры.

Для просмотра полномасштабных изображений - нажмите ссылку с обозначением разрешения

Впервые технология была использована в модели Nokia 808 PureView, работавшей на операционной системе Symbian. Однако доработка камеры и ее адаптация под Windows Phone потребовала немало времени - обновленная версия модуля в новом смартфоне компании Nokia Lumia 1020 была представлена только через год после первого флагманского камерофона с PureView.

Стоит заметить, что PureView2, установленный в Nokia Lumia 1020, значительно доработали, по сравнению с предыдущей моделью. Разрешение сенсора осталось прежним и составляет 41 мегапиксель, физический размер сенсора даже несколько уменьшился - 1/1,5 дюйма против 1/1,2 у прошлой модели. Зато теперь в модуле используется светосильный объектив Carl Zeiss (F2.2) с новой оптической схемой, куда входит целых шесть физических линз и система оптической стабилизации, которая позволяет делать максимально четкие снимки даже в условиях недостаточной освещенности. На данный момент - единственный смартфон с матрицей с разрешением 41 мегапиксель, и его возможности поистине уникальны.

Помимо сенсора, одной из ключевых особенностей камерофона является революционная технология цифрового увеличения, которая представляет собой аналог 3-кратного оптического зума. С ее помощью на любой полноразмерной фотографии можно выделить любой фрагмент, который, после увеличения, по четкости и качеству не будет уступать исходной фотографии. Обычные смартфоны с меньшим разрешением сенсора такой возможностью по кадрированию не обладают и в результате «кропа» обычно выдают «размыленную» фотографию плохого качества.

Технические характеристики модуля PureView2 сами по себе заслуживают пристального внимания, однако в дополнение ко всему компания Nokia разработала несколько программных продуктов, которые значительно расширяют его возможности. Специальное ПО превращает камерофон в полноценный фотоаппарат, который может похвастаться множеством настроек и режимов съемки. Для работы с камерой Nokia Lumia 1020 предназначены два основных приложения - Nokia Pro Cam и Nokia Smart Cam, которые имеют разную функциональность и предназначены для разных задач.

Nokia Pro Cam – это то, что позволит каждому сделать высокохудожественные фотоснимки, достойные профессионала. Это приложение способно делать кадры с разрешением 34 или 38 мегапикселей - в зависимости от формата снимка, 16:9 или 4:3. Вместе с большим изображением, разрешением до 7712х5360 точек, Pro Cam записывает небольшую 5-мегапиксельную фотографию в формате JPEG, которую сразу можно обработать во встроенном фоторедакторе.

Настройки съёмочных параметров

По функциональности фирменное приложение Nokia можно сравнить с полупрофессиональным фотоаппаратом. Помимо автоматических настроек, оно позволяет вручную выставлять множество параметров: баланс белого, экспокоррекцию (от -3 до +3 EV), ISO (от 100 до 400), выдержку (от 1/16000 до 4 секунд, при которой настойчиво рекомендуется использовать штатив). Все параметры регулируются простым перемещением ползунка по оси, и, что немаловажно, результат виден сразу. Одной из самых полезных возможностей по мануальной настройке камеры, является ручная фокусировка, с помощью которой можно самостоятельно навестись на ближний или дальний объект. Это особенно актуально при съемке макро или в том случае, когда аппарат по какой-то причине сам не может произвести фокусировку.



Настройка фокусировки

Несмотря на обилие настроек, интерфейс Pro Cam прост и понятен. Все параметры выводятся на главный экран в виде иконок. При нажатии на пиктограмму открывается меню с настройками, в котором, с помощью ползунка, можно регулировать значения каждого параметра.

Pro Cam также используется для записи видеороликов, максимальное качество которых составляет 1080p при 30 fps. Звук пишется сразу с двух микрофонов, что позволяет получить весьма неплохое качество аудио. Перед началом съемки можно вручную выставить баланс белого и включить фильтр низких частот, который призван повысить качество звука.

Если приложение Pro Cam предназначено для фотосъемки в профессиональном качестве, то Smart Cam претендует на мастера серийной съемки. Вместо одного кадра оно делает серию из десяти 5-мегапиксельных фотографий, которые затем можно обработать по разному алгоритму. Из нескольких фотоснимков Smart Cam помогает выбрать самый лучший кадр, также оно может собрать несколько кадров в одно финальное изображение. Во втором случае приложение позволяет удалить с финального фото лишние движущиеся объекты, выбрать лучшие выражения лиц на групповом фото или получить кадры с эффектом движения, когда центральный объект остается резким, а фон - размывается. Снимки, входящие в серию, сохраняются в фирменном формате Nokia, так что их обработка происходит прямо в приложении, но результат будет представлен в стандартном JPEG.

Помимо этого, в Nokia Lumia 1020 есть приложение «Nokia Ожившие фото», с помощью которого можно прямо на телефоне создать небольшой GIF. Перед сохранением фото можно вручную выбрать, какие области изображения следует анимировать, а какие - нет.

Встроенное приложение «Фотостудия» позволяет редактировать фото прямо на телефоне. Помимо обычных функций, оно предлагает размыть фон, оставив резким только центральный объект, акцентировать цвета на каких-либо элементах, сделав основной фон монохромным, или создать коллаж.

Если вдруг и этого покажется мало, прямо из меню фотокамеры можно перейти в магазин и скачать несколько дополнительных приложений.

Программы для фотолюбителей

Помимо специальных приложений, за превращение в полноценный фотоаппарат отвечает специальный аксессуар - фоточехол с дополнительным аккумулятором. Для более комфортной работы с камерофоном у чехла предусмотрена дополнительная выступающая рукоятка, универсальное крепление для штатива и отдельный аккумулятор на 1020 мА/ч, который способен обеспечить съемку почти 300 фотографий.

Заключение

Компания постоянно совершенствует камеры и предлагает лучшие решения во всех ценовых сегментах, включая ультрадоступные мобильные телефоны как Nokia 108 и, конечно же, более дорогие флагманские модели.

На данный момент флагманским камерофоном компании Nokia является модель Nokia Lumia 1020. В первую очередь в данной модели стоит отметить применение модуля PureView2, в рамках которого используется сенсор с разрешением 41 мегапиксель, превосходная оптика Carl Zeiss и непревзойденные технологические решения, позволяющие создавать детальные фотографии высшего качества. За счет большой разрешающей способности сенсора, в аппарате реализован аналог оптического зума, что позволяет производить кадрирование фотографий без потери качества.

Nokia Lumia 1020 - много больше, чем смартфон, больше, чем фотокамера

Специальные приложения Nokia Pro Cam и Smart Cam помогают создавать фотографии, качество которых безусловно сопоставимо с качеством снимков, получаемых с использованием профессиональных фотоаппаратов. Камерофон Lumia 1020 можно смело рекомендовать всем, кто не любит носить с собой множество разнообразных гаджетов, а предпочитает пользоваться высококачественными устройствами «все-в-одном», так как производительность и аккумулятор (особенно вместе с дополнительным фоточехлом) вполне позволяют использовать устройство как телефон и как фотоаппарат одновременно.

*Исследование было проведено компанией Redshift Research по заказу Nokia в период с июня по июль 2013 г. В опросе участвовало 4 138 владельцев камерофонов в различных европейских странах (62% - женщины, 38% - мужчины, городские жители - 34%).

Про этот гаджет было сказано и написано уже огромное количество постов и статей. Очень важные эксперты сулили ему полный провал на рынке России. Возможно для гламурных девочек, плотно сидящих на селфи в туалетах, Nokia действительно не интересна, но человеку, которому качество фотографий важнее эмблемки на задней крышке, этому устройству есть что предложить. После нашей февральской поездки на , в которую компания Nokia дала на тест два своих смартфона Lumia 1020, один из которых достался мне, я просто не переставал восхищаться ему. Что же такого необычного в этой Nokia?


Все мы уже давно привыкли, что наши мобильные телефоны кроме своих прямых обязанностей: умения звонить и отправлять СМС, - способны еще и фотографировать, выходить в интернет и всячески помогать хозяину умными программами. Иными словами, современные телефоны это карманные миникомпьютеры со встроенными фотокамерами. Создатели Nokia Lumia 1020 пошли другим путем. Они взяли фотоаппарат и встроили в него мобильный телефон. Возможно это довольно смелое утверждение, но это так. Lumia 1020 имеет на борту 41-мегапиксельную фотокамеру и умеет делать снимки круче многих традиционных компактных фотоаппаратов, в обиходе именуемых "мыльницами". Более того, для удобства продвинутых пользователей Nokia может сохранять снимок помимо камерного JPG еще и в формате RAW, который сохраняется отдельно и прекрасно читается тем же Lightroom, что дает практически безграничные возможности для последующей обработки. Нужно сказать, что 41 Мп это чисто маркетинговый ход. На самом деле камера Nokia снимает 5-мегапиксельный JPG и 36-мегапиксельный RAW. Создатели Nokia просто сложили эти две цифры.

2.

3.

4.

5.

Фотокамера Nokia Lumia 1020 может снимать полностью в автоматическом режиме, а может предоставить владельцу возможность самому поэкспериментировать с настройками. Причем может не только включить или выключить вспышку, как в других телефонах, но и самостоятельно установить светочуствительность, корректировку экспозиции, выдержку, баланс белого и даже фокус. О фокусе, а вернее о глубине резкости, на который способна встроенная камера Lumia 1020, следует сказать отдельно. Еще недавно говорить о бокэ (размытии заднего плана) применительно к фотокамерам мобильных телефонов было в принципе бессмыслено. Но Nokia сломала и этот стереотип.

6.

7.

8.

9.

Еще один прорыв в рамках крохотной камеры Nokia сделала и в плане детализации. Конечно, ее показатели не дотягивают до показателей полноформатных фотокамер, но вполне могут конкурировать с кропнутыми зеркалками среднего ценового сегмента. Не верите? Посмотрите на снимки своей зеркали при 100% увеличении. Будете удивлены. Для примера приведу фрагменты размещенного снимка, сделанного на Limia 1020.

10.

Центральная часть кадра:

11.

Левая часть кадра:

12.

Правая часть кадра:

13.

Очевидно, что детализация для такого устройства находится просто на высочайшем уровне. Немного огорчает шумность матрицы, но не стоит забывать, что у нас в руках не килограмовый кирпич, а обычный мобильник весом чуть более ста грамм, который поместится у вас в кармане и который всегда под рукой. Кроме того, представленный снимок сделан в условиях хмурого утра. В дневном освещении ситуация с шумами выглядит гораздо веселее. В условиях хорошего освещения Nokia выдает кристальные снимки.

14.

15.

16.

В довесок ко всем "взрослым" примочкам, присущим полноценным фотокамерам, Nokia Lumia 1020 оснащена также и оптическим стабилизатором изображения, который отрабатывает свое назначение на все 100%. За недолгий период пользования этим камерофоном мне еще не удалось получить смазанный снимок.

Слабым звеном в Nokia оказался сам телефон. Вернее ПО телефона. Nokia Lumia 1020 построена на базе операционной системы Windows Phone 8 со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно, скудный выбор программ. Для сравнения платформа iOS предлагает своим пользователям в разы больший набор софта для обработки и шаринга фотографий, прикладных программ и игр. А это немаловажный аргумент в конкурентной борьбе.

Выводы:

Nokia Lumia 1020 это прежде всего фотоаппарат, а уже потом смартфон. Соответственно и выбирать его следует, исходя из этого факта. Пользование Windows Phone 8 с навыками пользования IPhone кажется решением какой-то головоломки. Настолько оно другое. Чтобы привыкнуть к нему потребуется убить не один час углубленного копания в меню, пока не на вас не снизойдет глубинный смысл логики Windows. Но после этого трудностей уже не будет. Корпус изготовлен из приятного на ощупь пластика.

Особую радость лично у меня вызывает кислотный желтый цвет корпуса и расстраивает геометрия. Из-за нее телефон так и норовит выскользнуть из рук в точности как кусок мыла в ванной. К слову, на второй день пользования им именно так и произошло, хотя до этого за несколько лет пользования, например, HTC и Iphone я ни разу не выронил их из руки.

Экран Lumia 1020 заметно больше того же Iphone 5, что лично мне очень нравится, хотя и создает некоторые неудобства в пользовании им одной рукой и в первую очередь по описанной выше причине. Кроме того, сам экран имеет не совсем верную цветопередачу. Белый цвет в нем заметно отливает зеленым тоном. На готовых снимках же наоборот замечен незначительный уход в мадженту, что не критично.

Мы сознательно оставили за кадром фотовозможности этого аппарата, поскольку этот вопрос заслуживает отдельной статьи. Предлагаем ее вашему вниманию.

Множество различных мнений и предположений ходит вокруг коммуникатора Nokia 808 PureView, а именно, вокруг его выдающейся камеры с матрицей в 41 мегапиксель. Мнения, которые, по большей части, являются лишь предположениями, порожденными слухами, создают совершенно неоднозначную картину. И люди, далекие от фотографии и от понимания основополагающих принципов фотосъемки, сбитые с толку маркетологами, разбрасывающимися множеством цифр и категоричных заявлений, просто не знают, чему верить.

Так что же представляет собой эта нашумевшая камера с огромным числом пикселей на матрице?

Сама камера солидно выдается из корпуса телефона. Сразу бросаются в глаза маркировки «Carl Zeiss», «41 MP sensor» и довольно мощная с виду ксеноновая вспышка. Но самое интересное внутри. В Nokia 808 используется технология PureView и сенсор формата 1/1,2″ разрешением 41 мегапиксель. Однако никакого подвоха в этих цифрах нет - просто сам сенсор почти в 4 раза больше, чем у остальных коммуникаторов. В силу конструктивных особенностей часть сенсора отсекается, и в действительности остается площадь в 34 мегапикселя, поэтому можно совершенно свободно делать снимки разрешением 7728×4354 пикселя. Но нужны ли такие огромные снимки, когда давно известно, что для печати 30×45 см вполне достаточно 10 мегапикселей? Инженеры Nokia нашли лучшее применение этим мегапикселям в технологии PureView, которая заключается в ином способе группировки пикселей. В итоге, они оставили камере возможность делать снимки разрешением 7728×4354 пикселя с качеством, присущим топовым коммуникаторам, но в 4 раза большего размера. Помимо этого они добавили возможность съемки с использованием технологии PureView, которая позволяет делать снимки с разрешением 8 Мп (3840×2160 пикселей), характерным для большинства коммуникаторов, но с лучшим качеством, которое, по их словам, и является главной отличительной чертой Nokia 808 PureView.

Настройки и управление

При включении камеры Nokia знакомит пользователя с доступными режимами, кратко описывая их назначение. Есть три основных режима: Автоматический , Режимы съемки , Художественный .

В автоматическом режиме пользователю доступно управление лишь параметрами вспышки: вспышка, автоматический режим вспышки, запрет вспышки, вспышка с коррекцией красных глаз.

Позиция «Режимы съемки» представляет собой набор режимов, доступных на любой любительской камере: пейзаж, макро, портрет и т. д. Надо отметить, что режим «Крупный план», отмеченный значком, которым обычно отмечают макрорежим, далек от макро, доступного обычным фотоаппаратам. Но об этом ниже.

Художественный режим, который можно так же назвать Пользовательским , открывает много возможностей, недоступных большинству камерофонов. Есть возможность сохранить три набора собственных настроек, впоследствии доступных по кнопкам К1, К2 и К3.

Далее, режим сенсора. Можно снимать в режиме полного разрешения, то есть 34 Мп, либо в режиме PureView, с разрешением 2, 5 или 8 мегапикселей. Затем идут стандартные настройки формата и качества, эффекты и режимы спуска затвора.

Не совсем понятно, каким образом можно применить к снимку инструменты Насыщенность , Контрастность и Резкость до того, как снимок сделан, однако такая возможность есть.

По кнопке «Предпочтения», расположенной внизу меню настроек Художественного режима , можно установить еще несколько параметров камеры.

На дисплее в режиме съемки вверху отображается номер пользовательского режима и разрешение снимка. Справа находятся переключатель Фото/Видео, кнопка спуска и иконка последнего снимка. Слева находится панель настроек: Режимы вспышки, Коррекция экспозиции (при настройке отображает на дисплее гистограмму), Настройки освещенности, Установка ISO (до 1600 единиц), Настройки нейтрально-серого фильтра (так, вероятно, стоит понимать аббревиатуру ND - neutral density; его назначение здесь и принцип действия остались загадкой).

При переходе в режим видео появляется довольно широкий выбор разрешения видеосъемки и частоты кадров. Остальные настройки и Предпочтения аналогичны фоторежиму.

Слева на дисплее появляются инструменты: Звук/Без звука , Коррекция экспозиции , Режимы освещенности и Режимы автофокуса (постоянный и непрерывный).

Удобный и достаточно быстрый в доступе режим кадрирования.

Выбор инструментов достаточно широк. Хотя, многие из них вполне стандартны, есть и несколько, благодаря которым можно и вовсе обойтись без компьютера при элементарном редактировании снимков.



При нажатии на экран можно выбрать режим фокусировки. Впрочем, как и любая псевдоручная камера, в которой не нужно ничего крутить, Nokia справляется с фокусировкой и перефокусировкой в любом режиме.


Теперь опробуем камеру смартфона в действии.

Тестирование

Для сравнения мы взяли iPhone 4S , один из лучших (на момент тестирования) смартфонов в плане фотовозможностей, и фотоаппарат Canon PowerShot SX260 HS. Выбор пал именно на Canon SX260 по следующей причине. Исходя из того, что Nokia 808 по всем параметрам, кроме камеры, очень похожа на Nokia 700, а цена при этом примерно на 15 тысяч рублей выше, то есть эти 15 000 приходятся как раз на камеру, мы решили выбрать фотоаппарат из данной ценовой категории. Canon PowerShot SX260 HS, на наш взгляд, один из лучших (и наиболее подходящих для наших целей) вариантов.

Стоит отметить, что у экрана Nokia 808 весьма скудная цветопередача при фотосъемке. Радуга на нем видна как белая полоса. Но результат не имеет ничего общего с изображением на экране до съемки.

Итак, давайте посмотрим полученные снимки. Первый из них будет в разрешении 5,31 Мп. По умолчанию в Художественном режиме было выбрано это разрешение, которое почему-то периодически устанавливалось само собой. Однако это не помешало им составить серьезную конкуренцию своим соперникам. Сверху - Nokia, снизу - Canon. Приводим 100%-ные фрагменты, по щелчку доступны оригинальные кадры.


Данные EXIF для снимков:
Nokia: 8,02 мм (26 мм) 1/50 с F:2,4 ISO 64
Canon: 4,5 мм (26 мм) 1/60 с F:3,5 ISO 100

Как можно увидеть, даже 5 Мп Nokia несильно уступают 9 Мп Canon в четкости изображения.

Разрешение Nokia, в котором была сделана основная часть тестовых снимков - 8,29 Мп. Разрешение iPhone 4S - 7,99 Мп. Разрешение Canon PS 260 - 8,99 Мп. Поэтому снимки сравнивались в масштабе 1:1. Полные снимки доступны по щелчку. Порядок следования снимков в статье будет следующий: сначала - Nokia, в центре - Canon, в конце - iPhone 4S.

Резкость - пожалуй, первое, на что следует обратить внимание. По резкости Nokia идет наравне с Canon. Разве что у Canon чуть более заметны хроматические аберрации. Результат Nokia весьма неплохой даже с точки зрения зеркальных камер. А вот iPhone не дотягивает. Слишком явно проступают шумы.

Данные EXIF для снимков:
Nokia: 8,02 мм (26 мм) 1/140 с F:2,4 ISO 64
Canon: 4,5 мм (26 мм) 1/1250 с F:3,5 ISO 160
iPhone: 4,28 мм (33 мм) 1/1972 с F:2,4 ISO 64

Интересно понаблюдать, как ведут себя камеры при почти контровом свете. Лучше всех по контрасту и динамическому диапазону справляется Canon. И вновь iPhone уступает Nokia. По резкости Nokia обходит Canon. На iPhone даже неразличимы буквы «СССР» на гербе, однако по шпилю он смотрится гораздо выгоднее Canon, но не дотягивает до Nokia, так как его резкость «подтянута» уже программно. И вновь шумы.

Данные EXIF для снимков:
Nokia: 8,02 мм (26мм) 1/676 с F:2,4 ISO 64
Canon: 4,5 мм (26мм) 1/1250 с F:6,3 ISO 200
iPhone: 4,28 мм (33мм) 1/27778 с F:2,4 ISO 64

Может показаться, что Canon дает слегка холодноватые оттенки, но, на самом деле, он наиболее точно отображает цвета. Nokia и iPhone, похоже, немного поднимают насыщенность снимка. Но все это теряет смысл при постобработке.

Данные EXIF для снимков:
Nokia: 8,02 мм (26мм) 1/217 с F:2,4 ISO 64
Canon: 4,5 мм (26мм) 1/1250 с F:4,0 ISO 100
iPhone: 4,28 мм (33мм) 1/3690 с F:2,4 ISO 64

Довольно неожиданное поведение камер: Canon погнался за расширением динамического диапазона, делая общий экспозамер, и «потерял» голубой цвет неба; iPhone сохранил цвет неба, но потерял цвет леса. Nokia же удалось сохранить баланс и предоставить очень приятный снимок.

Данные EXIF для снимков:
Nokia: 8,02 мм (26мм) 1/158 с F:2,4 ISO 64
iPhone: 4,28 мм (33мм) 1/1727 с F:2,4 ISO 64

Что можно выхватить из панорамы? Nokia вновь поражает своей резкостью. У iPhone вышло что-то невнятное, у Canon - некое подобие сотовой вышки.

Еще один пример удивительной резкости Nokia.



Данные EXIF для снимков:
Nokia: 8,02 мм (26мм) 1/168 с F:2,4 ISO 64
Canon: 4,5 мм (26мм) 1/1250 с F:4,0 ISO 200
iPhone: 4,28 мм (33мм) 1/1905 с F:2,4 ISO 64

Цветопередача, хотя и с поднятой насыщенностью, довольно приятная. Параметр не особо значимый, так как корректируется при постобработке, но, все же, неплохо, когда камера угадывает пожелания. В данном случае, Nokia снова отличилась. Но, тут уж, как говорится: «На вкус и цвет…».

Данные EXIF для снимков:
Nokia: 8,02 мм (26мм) 1/261 с F:2,4 ISO 64
Canon: 4,5 мм (26мм) 1/1250 с F:4,5 ISO 160
iPhone: 4,28 мм (33мм) 1/1623 с F:2,4 ISO 64

Но и у Nokia нашлось слабое место - макросъемка. Тот самый режим «Крупный план», как уже отмечалось выше, никоим образом не подходит под макро.

Вообще, у подобных камер всю палитру режимов должен сочетать в себе режим Авто , и перестраиваться самостоятельно в зависимости от ситуации. Выбор инструмента - это лишь способ помочь камере побыстрее подобрать нужный режим. Nokia, вероятно, в силу своих конструктивных особенностей (большого сенсора), имеет достаточно большую минимальную дистанцию фокусировки, из-за чего не может снимать полноценное макро, доступное обычным камерам. однако за счет того же большого сенсора, есть возможность делать снимки размером 34 Мп и затем кадрировать их до нужного размера. В некотором смысле, цифровой трансфокатор. Получив в итоге те же 8 Мп, существенной разницы мы не увидим.

Нижеприведенные снимки сделаны с разных дистанций фокусировки, минимальных для каждого аппарата.

Данные EXIF для снимков:
Nokia: 8,02 мм (26мм) 1/50 с F:2,4 ISO 80
Canon: 4,5 мм (26мм) 1/60 с F:3,5 ISO 160
iPhone: 4,28 мм (33мм) 1/60 с F:2,4 ISO 80

Canon выгодно отличается практически по всем параметрам, что, впрочем, неудивительно: макросъемка на нем реализована прекрасно. Снимок Nokia 8 Мп отличается от 34 Мп более глубоким цветом. По резкости и программной обработке Nokia смотрится гораздо приятнее iPhone.

Еще несколько снимков для детального рассмотрения, сделанных с минимально возможных расстояний.

Данные EXIF для снимков:
Nokia: 8,02 мм (26мм) 1/118 с F:2,4 ISO 50
Canon: 4,5 мм (26мм) 1/60 с F:3,5 ISO 250
iPhone: 4,28 мм (33мм) 1/120 с F:2,4 ISO 100

То, насколько хорошо ориентируются камеры при недостаточном освещении (например, в темной комнате при свете экрана ноутбука), может быть важно при съемке документов, чем, несомненно, хотя бы раз занимался каждый владелец камерофона. Приводим фрагметы фотографий клавиатуры в 100%-ном виде.



Данные EXIF для снимков:
Nokia: 8,02 мм (26мм) 1/8 с F:2,4 ISO 500
Canon: 4,5 мм (26мм) 1/13 с F:3,5 ISO 1600
iPhone: 4,28 мм (33мм) 1/15 с F:2,4 ISO 800

Что касается борьбы с шумами, то результат тут, в первую очередь, зависит от «умений» самой камеры: возможности сенсора, эффективность и мягкость шумодава (программная обработка снимка).

Данные EXIF для снимков:
Nokia: 8,02 мм (26мм) 1/17 с F:2,4 ISO 400
Canon: 4,5 мм (26мм) 1/20 с F:3,5 ISO 1000
iPhone: 4,28 мм (33мм) 1/17 с F:2,4 ISO 400

Если Canon еще как-то пытается соревноваться с Nokia, то iPhone уже окончательно сдался. Nokia же демонстрирует прекрасный результат.

Вот как наши участники ведут себя ночью. Также можно сделать выводы об их умении выбирать баланс белого. Кажется, Nokia снова вырывается вперед.

Данные EXIF для снимков:
Nokia: 8,02 мм (26 мм) 1/11 с F:2,4 ISO 320
Canon: 4,5 мм (26 мм) 1/20 с F:3,5 ISO 1600
iPhone: 4,28 мм (33 мм) 1/17 с F:2,4 ISO 800

iPhone сильно ушел в красную область. Canon - в зеленую. У Nokia все эти моменты достаточно хорошо сбалансированы. Цвета близки к настоящим. Это говорит либо о прекрасной программной обработке, либо о настолько хорошем исполнении камеры, что ей даже не приходится «думать» о смещении спектра для «вытягивания» снимка, как в случае с iPhone и Canon.

Однако не стоит удивляться. Шумы, какой бы обработке они ни подвергались, прежде всего, зависят от размеров сенсора - чем меньше сенсор, тем больше шумов. У iPhone сенсор формата 1/3,2″ (15,5 мм²) - самый маленький из сравниваемых. Canon обладает сенсором формата 1/2,3″ (28,1 мм²), что почти в два раза больше, чем у iPhone. Nokia получила сенсор формата 1/1,2″ (81 мм²), что почти в три раза больше, чем у Canon, и почти в 5 раз больше, чем у iPhone. Конечно, тут важно не количество пикселей или квадратных миллиметров, а умение ими разумно распоряжаться. Nokia продемонстрировала это умение, как и понимание принципа «большой сенсор - большая ответственность».

Что касается видеосъемки, то Nokia показала очень неплохой результат, превосходящий топовые мобильные устройства, которые у нас прежде были на тестировании. Разумеется, разрешение видео - 1920×1080. В качестве примера приводим 30-секундный видеоролик , снятый в дождливую погоду.

Выводы

Широкий выбор настроек камеры Nokia, конечно, приятно удивляет. Однако нужно ли такое количество настроек, в том числе и сомнительных (назначение некоторых так и осталось загадкой), в камере, которая изначально рассчитана на работу в автоматическом режиме? Настройки освещенности и коррекция экспозиции могут быть полезны при сложных условиях съемки или при создании HDR-снимков вручную. Тем более, что столь модная функция создания снимков с расширенным динамическим диапазоном почему-то отсутствует. Возможно, программисты Nokia посчитали, что снимать HDR на коммуникатор и без штатива - не дело. В любом случае, большой выбор настроек и инструментов редактирования - не минус. Лучше, когда выбор настроек есть, чем когда его нет. Хотя, производители iPhone так не считают.

Что касается самой идеи, то она реализована весьма достойно. Камера действительно выдающаяся, и едва ли не покрывает весь ряд компактных фотокамер в ценовом диапазоне до 15 тысяч рублей. Конечно, портят картину слабый макрорежим и отсутствие зума. Хотя можно приписать камере четырехкратный зум при условии съемки в полном разрешении и последующем кадрировании без потери качества.

Как уже было сказано выше, камера сильно выдается из корпуса коммуникатора и существенно увеличивает его размер. Возможно, точнее даже будет сказать, что это коммуникатор, встроенный в камеру. На корпусе есть очень удобная физическая кнопка спуска, которая также включает камеру, даже если коммуникатор «спит». Помимо этого, есть так же кнопка сенсорная на дисплее камеры. Физическая кнопка, как и у большинства фотоаппаратов, имеет две функции при съемке: фокусировка и спуск. На нашем аппарате она почему-то не всегда срабатывала мягко, и приходилось надавливать посильнее. Объектив выполнен удачно. Резкость достаточно равномерна по всему полю снимка, углы не искажаются.

Nokia 808 PureView - более чем достойная замена большинству действительно компактных фотоаппаратов, если от камеры не требуется большой зум, но при этом важно высокое качество снимка. По результатам сравнения можно заключить, что практически по всем параметрам камера Nokia 808 обошла своих соперников. Если у Canon SX260 и было несколько преимуществ, то iPhone 4S безнадежно проиграл. Так как для сравнения с камерой смартфона Nokia 808 были взяты iPhone 4S, как топовый смартфон (iPhone 5 официально появится в России только в конце этого года, поэтому сравнивать с ним надо уже не Nokia 808, а Nokia Lumia 920), и Canon SX260, как компактная камера сопоставимая по стоимости с камерой Nokia 808, многие камеры, способные составить серьезную конкуренцию Nokia остались за рамками нашего тестирования. Но некоторые наблюдения все же можно сделать. Так, скажем, Canon PowerShot S100, который среди компактных фотокамер, пожалуй, ближе всего находится к Nokia 808, имеет примерно такую же стоимость, как камера Nokia 808, хотя обладает вдвое меньшим сенсором. Это позволяет заключить, что цена на камеру Nokia не завышена, а вполне разумна. Хотелось бы в будущем увидеть нечто вроде Canon PowerShot S100 с сенсором, как у Nokia, и сравнимой ценой.

На первый взгляд, камера Nokia 808 PureView, вносящая немалый вклад в вес и размер смартфона, может показаться обременительной. Поэтому стоит задуматься, так ли нужна хорошая камера в смартфоне? С другой стороны, Nokia 808 PureView - это отличная возможность иметь под рукой действительно хорошую компактную камеру. Особенно это может быть ценно для путешественников, которые раньше возили с собой беззеркальные фотокамеры, но сейчас имеют возможность сэкономить бесценные кубические сантиметры пространства в чемодане и взять с собой только Nokia 808.

P. S. При взгляде на 5-мегапиксельные снимки камеры Nokia 808 PureView вспоминаются времена, «когда мыльницы были большими». Тогда они обладали относительно большими матрицами разрешением 5 Мп, а то и меньше, и солидными размерами. Зато снимки на них получались маленькие, но чистые. Во всяком случае, в линейке Canon было множество хороших моделей. Шумы тогда мало кого смущали, потому что становились заметны при большем увеличении, нежели проступал пиксель. Затем все это быстро забылось в непонятной погоне за количеством пикселей. Поэтому не может не радовать то, что вновь качество любительской фотографии ставится выше ее разрешения.

Снимок, сделанный на Nokia 808 PureView 5Мп (2012 г.) и снимок Canon PowerShot A610 5 Мп (2006 г.):

За последние двенадцать лет компания Nokia выпустила не меньше десятка моделей телефонов и смартфонов с очень хорошими камерами. Вероятно, лучшими на рынке для своего времени. Давайте вспомним, что это были за модели.

2002 год: Nokia 7650

Это первый телефон Nokia с камерой. Разрешение ее невелико — всего 0,3 мегапикселя (640×480 пикселей), но в то время с таким разрешением снимали цифровые фотоаппараты, а камера в телефоне вообще была в диковинку. Кроме того, это был первый телефон Nokia с цветным экраном и первый же - на базе Symbian.

2005 год

Камера в следующем телефоне Nokia стала посерьезнее - с оптикой Carl Zeiss, да и сам аппарат выглядел необычно - с двумя экранами, похожий на компактную ручную видеокамеру.

2006 год

Спустя год Nokia развила идею гибрида телефона и видеокамеры: смартфон Nokia N93 оснащался камерой с трехкратным оптическим зумом, слотом для двухгигабайтной карты памяти и софтом Adobe для редактирования видео.

2007 год

В 2007 году Nokia отказалась от развития формфактора «гибрид телефона и видеокамеры» и перешла к выпуску камерофонов бизнес-класса. N95 - первый в мире телефон с пятимегапиксельной камерой. Он обладал многозадачностью, позволял редактировать офисные файлы и пользоваться приложениями для навигации.

2008 год

Отличительная особенность этого камерофона - яркая ксеноновая вспышка. Благодаря ей смартфон делал снимки приличного качества в условиях слабой освещенности. Разрешение камеры осталось прежним - 5 мегапикселей.

2009 год

Через год в камере нового смартфона число пикселей выросло до восьми миллионов и появились опции, которые прежде были только у standalone-камер: ручная настройка выдержки и механический затвор фотообъектива. Для работы с фотографиями на корпус выведены специальные кнопки.

2010 год

201 2 год

Легендарный камерофон с 41-мегапиксельной камерой. Это первый телефон, в которой Nokia использовала фирменную технологию обработки изображения PureView: разрешение снятой фотографии программно уменьшается, при этом на нем частично устраняются шумы и искажения.

2012 год

Прошлогодний флагман Nokia, который кто только не хвалил - то за дизайн, то за качество камеры. В Lumia 920 используется камера PureView с оптической стабилизацией. Особенно хорошо этот смартфон показывает себя при съемке в условиях слабой освещенности.

2013 год

После этого Nokia выпустила еще два аппарата, которые можно отнести к камерофонам: Lumia 925 и Lumia 928, по качеству съемки они не намного превосходят Lumia 920.

Пик развития камерофонов Nokia - Lumia 1020 с 41-мегапиксельной камерой, оптическим стабилизатором, ксеноновой вспышкой и софтом с настройками множества параметров съемки. Видео этот смартфон записывает в формате FullHD, с шестикратным зумом. Не каждая полупрофессиональная камера может таким похвастаться.

Вот такой путь прошли смартфоны Nokia с камерами - от простенького устройства с VGA-камерой до свехсложного с камерой 41 мегапиксель. Сложно представить, каким будет следующий этап.