Что такое мониторные колонки. Студийные мониторы

26.01.2019

Возможности программного обеспечения и аппаратуры для создания музыки растут с каждым годом. 10-15 лет назад трудно было представить, что записывать качественную музыку можно будет дома, без помощи профессиональных студий звукозаписи, а сегодня в этом нет ничего удивительного. Технологии развиваются настолько стремительно, что любой студийный аппарат устаревает быстрее, чем успевает найти свою аудиторию.

Начинающим музыкантам легко потеряться в этом разнообразии устройств. Дополнительно ситуацию осложняет непонимание того, какие девайсы нужны в первую очередь, а какие можно докупить позднее.

сайт решил разобраться, как собрать домашнюю студию звукозаписи. Мы расскажем, какое оборудование вам понадобится и на какие суммы стоит рассчитывать.

Оборудование для студии звукозаписи. Содержание:

Как собрать домашнюю студию звукозаписи?

Свою первую студию я начал собирать в 2011 году. Тогда я не представлял в полной мере зачем она нужна – главным критерием была запись музыки в любое время.

Первым моим устройством звуковая карта . Простой бюджетный интерфейс открыл мне мир звукозаписи. Позднее арсенал пополнился наушниками AKG K272, которыми я пользуюсь до сих пор.

В таком виде студия просуществовала пару лет. Я познавал азы звукорежиссуры, изучал возможности разных секвенсоров, перебирал виртуальные инструменты и плагины. Попутно записывал музыку, разные музыкальные инструменты и работал над аранжировками.

Постепенно возможностей Tri-Capture перестало хватать, да и накопившийся опыт говорил, что пора расширять студию. К этому моменту я понял несколько вещей:

  • Студия звукозаписи – это не обязательно десятки видов разного оборудования. Скромный комплект из простой звуковой карты и неплохих наушников – такая же студия звукозаписи. При должном уровне знаний и умений, сочинять и записывать качественную музыку можно на любом оборудовании;
  • Навыки и талант – первичны, оборудование – вторично. Как теннисная ракетка становится продолжением руки теннисиста, так и устройства должны быть лишь продолжением таланта музыканта. Талантливый музыкант, работающий на скромном комплекте изученного оборудования, может делать качественную музыку. И результат будет лучше, чем у того, кто скупил половину Музторга, но не наделен талантом.
  • Начинать лучше с малого, постепенно расширяя свой арсенал. Нет смысла покупать кучу устройств сразу, особенно если не знаешь, для чего они тебе. Изучи свои устройства, а дополнения покупай только если они очень нужны;
  • Долгий и осознанный поиск подходящего устройства – это нормально. Ненормально – покупать каждую выходящую новинку, в надежде улучшить качество музыки.

Перед покупкой новых устройств, я задумался, чем хочу заниматься в студии и что для этого нужно. В студии я буду заниматься аранжировками, записывать песни и сводить их. Для этого мне нужны: звуковая карта, ди-бокс, наушники, пара студийных мониторов, MIDI-клавиатура и микрофон. Когда мне понадобится дополнительное оборудование, я просто докуплю его.

Исходя списка необходимого и своего бюджета, мне было проще выбрать конкретные модели мониторов, наушников и других устройств.

Если сейчас вы находитесь в поисках ответа на вопрос, как собрать домашнюю студию звукозаписи, определитесь с двумя моментами:

  1. Какие цели стоят перед вашей студией звукозаписи?
  2. Какой бюджет планируется выделить на покупку оборудования?

Если с бюджетом все понятно, то без знания цели покупка любых устройств станет бессмысленной тратой денег. Сформулируйте цель своей студии звукозаписи. Для этого ответьте на такие вопросы:

  • Для чего вам студия звукозаписи?
  • Вы будете записывать музыку или сводить?
  • Вы будете работать в студии в одиночку или с кем-то еще?
  • Планируете ли вы записывать живые инструменты или обойдетесь виртуальными библиотеками и плагинами?
  • Сколько инструментов одновременно вы хотите записывать?
  • Будете ли вы писать живые барабаны в своей студии или воспользуетесь электронными?

Какое оборудование понадобится для домашней студии звукозаписи?

Отвлечемся на минуту от конкретных моделей и сформулируем список устройств, которые понадобятся в студии звукозаписи. Необходимый минимум будет выглядеть следующим образом:

  • Компьютер
  • Колонки (студийные мониторы)
  • Наушники
  • MIDI-клавиатура

Компьютер для записи музыки

С задачами студии звукозаписи справятся как компьютеры на Windows, так и на macOS. Большой разницы в работе вы не заметите.

Для звукозаписи подойдет любой современный компьютер. Два главных критерия – быстродействие и вычислительная мощность процессора.

За быстродействие компьютера, в первую очередь, отвечает оперативная память. Рекомендуемый объем – от 8 Гб, но чем больше, тем лучше. Дополнительно повысить быстродействие поможет использование SSD-диска в качестве системного.

Плагины, звуковые эффекты и синтезаторы полагаются на процессор во время работы. Мощности процессора должно хватать на одновременную работу с как можно большим количеством плагинов. Рекомендуемый минимум для комфортной работы – четырехядерный процессор уровня Intel Core i3, но чем больше ядер и потоков обработки информации, тем лучше.

Операционная система не играет роли. Большая часть программ, плагинов и оборудования работает как с Windows, так и macOS. Исключение составляют несколько эксклюзивных программ для записи музыки: GarageBand и Logic Pro X работают только на macOS, Cakewalk SONAR – только на Windows.

Что касается типа компьютера, то здесь исходите из собственных нужд. Если предстоят частые выступления и требуется максимум мобильности, то выбирайте ноутбук. Если поездки и выступления не планируются, то выбирайте обычный стационарный компьютер или моноблок.

Программа для записи музыки (DAW)


PreSonus Studio One 3 считается молодой DAW, но ее возможности не уступают более известным конкурентам.

Для записи музыки на компьютере потребуется специальная программа, именуемая DAW (от англ. Digital Audio Workstation – цифровая рабочая станция) или секвенсор. Основная задача этого программного обеспечения – производство музыки.

DAW одинаково хорошо подходят как для записи музыки, так и ее последующей обработки. Среди самых известных представителей можно выделить Avid Pro Tools, Apple Logic Pro X, Steinberg Cubase, Image-Line FL Studio, Cockos Reaper и PreSonus Studio One.

Посоветовать конкретную программу сложно – не существует идеальной или лучшей DAW. Выбор должен основываться на удобстве программы для самого музыканта. Поэтому здесь советуем протестировать программы самостоятельно. Заходите на официальные сайты разработчиков, скачивайте демоверсии и пробуйте, пока не найдете удобную для себя программу.

Звуковая карта (аудиоинтерфейс)


Купить звуковую карту для домашней студии звукозаписи можно от 5 000 ₽. Необходимый минимум – 2 входных канала и наличие фантомного питания для микрофона.

Возможностей встроенной в компьютер звуковой карты не хватит для качественной многоканальной записи. Поэтому потребуется приобрести аудиоинтерфейс для записи музыки.

При выборе звуковой карты обращайте внимание на количество входных каналов, наличие фантомного питания и MIDI-портов.

От числа входных каналов зависит количество инструментов, которые вы сможете одновременно подключить и записать. В большинстве случаев хватит 2-4 каналов, хотя если планируете записывать живую ударную установку, то количество каналов должно быть больше.

Фантомное питание понадобится при работе с некоторыми видами аудиоустройств, в особенности конденсаторными микрофонами. MIDI-порты пригодятся при работе с электронными ударными установками и рядом других, специфичных музыкальных устройств и инструментов.

Выбор конкретной модели звуковой карты зависит от целей и бюджета. Стоимость аудиоинтерфейсов начинается от 5 000 ₽, поэтому найти подходящую карту достаточно просто. О конкретных моделях в разных ценовых сегментах, их плюсах и минусах мы писали в материале « ». Изучите его, чтобы получить представление о возможностях разных девайсов и их стоимости.

Колонки (студийные мониторы)


Обыкновенная акустика для прослушивания музыки часто приукрашивает звучание записей. Хорошие студийные мониторы лишены этого недостатка, отличаясь честным звуком. На изображении – мониторы Yamaha HS5.

Для прослушивания записанного в студии материала понадобятся специальные колонки. Студийные мониторы, в отличие от обычной акустики, предлагают более правдивое и не приукрашенное звучание.

Главный критерий при выборе – точность воспроизведения частот. Весь спектр должен быть сбалансированным – это позволит выявить любые недостатки микса и в дальнейшем устранить их. Будьте внимательны при выборе мониторов – многие модели подходят только для определенных стилей музыки.

Не забывайте, что звучание любых мониторов связано с акустическими свойствами помещения. В комнате с плохой акустикой даже самые дорогие и качественные мониторы могут отличаться недостаточной достоверностью и сбалансированностью звучания. Учитывайте, что покупка дорогих студийных мониторов бессмысленна, если помещение имеет проблемы с акустическим оформлением.

Студийные мониторы продаются поштучно, хотя некоторые недорогие модели поставляются сразу парами. Не покупайте очень дорогие мониторы, если не собираетесь заниматься акустикой комнаты.

Наушники


Наушники должны быть удобными, а их звучание – сбалансированным. На изображении – наушники AKG K702.

Первое время начинающий музыкант может обойтись без студийных мониторов, используя только наушники. Выбор наушников зависит от двух вещей – амплитудно-частотных характеристик (АЧХ) и удобства ношения. Лучшим выбором станет удобная модель с нейтральным звучанием.

АЧХ наушников должны быть такими, чтобы звучание музыки в наушниках было ровным по всему спектру частот. Низкие, средние или высокие частоты должны находиться в балансе или стремиться к нему. Выберите несколько моделей по вашему вкусу и бюджету, а затем сравните их характеристики.

Больше половины времени в студии звукозаписи вы проведете в наушниках, поэтому удобство ношения – важный фактор. Использование неудобного устройства приводит к быстрой утомляемости слуха, головной боли и неприятным ощущениям.

Не покупайте пару ушей вслепую. Вместо этого лучше отправиться в магазин, где можно примерить наушники – только так вы выберете удобную модель (см. ).

MIDI-клавиатура


Подбирать MIDI-клавиатуру нужно на основе своих потребностей. Не играете на фортепиано – берите устройство с 25 клавишами и несколькими регуляторами. На изображении – Alesis Q49.

Писать партии виртуальных инструментов в музыкальных программах можно при помощи клавиатуры и мыши. Использовать привычные устройства ввода удобно, когда партия инструмента известна заранее. Вместе с тем клавиатура и мышь не дают должной гибкости при работе с MIDI-редактором и ограничивают творческий процесс.

Придумывать мелодии и партии комфортнее при наличии MIDI-клавиатуры. Многие модели MIDI-клавиатур могут работать как пульт управления всей студией звукозаписи, позволяя автоматизировать рутинные действия: запуск записи, активация инструментов, переключение дорожек. Это значительно экономит время и силы при работе с музыкой.

На рынке представлено множество разнообразных моделей этих устройств. Если вы не играете на фортепиано, а клавиатуру будете использовать для поиска звука, записи MIDI-партий и подбора мелодий, то смотрите в сторону недорогих моделей на 25-32 клавиши. Некоторые из них оснащаются пэдами и регуляторами, позволяющими закреплять за ними различные операции.

Если вы умеете играть на фортепиано или это ваш основной инструмент, смотрите в сторону более дорогих моделей с 49-61 клавишей. Обычно клавиатуры таких инструментов оснащаются специальным молоточковым механизмом, имитирующим реальную клавиатуру пианино или рояля. Ощущения при игре идентичны настоящему клавишному инструменту, поэтому пианистам будет комфортно использовать их.

Стоимость MIDI-клавиатур в среднем начинается от 3 500 ₽ за простые устройства без “наворотов” и 9 000-10 000 ₽ за модели с продвинутой клавиатурой. Так или иначе, те и другие виды MIDI-клавиатур одинаково хорошо работают с MIDI-инструментами.

Где лучше покупать оборудование для студии звукозаписи

В первую очередь изучите ассортимент крупных музыкальных магазинов – Музторга , Мира Музыки , Slami и POP-MUSIC . Следом посмотрите предложения магазинов поменьше и узкоспециализированных продавцов – DJ-Store , Пульт.ру , ProAudio .

Посмотрите на цены в региональных магазинах. В зависимости от региона и масштабов магазина, цена на некоторые позиции может отличаться на 20-30% в меньшую сторону. Даже с учетом платной доставки, на этом можно выиграть в цене.

Подумайте о покупке оборудования с рук. Изучите соответствующие разделы на Авито и Из Рук в Руки. При этом будьте предельно внимательны – на таких площадках часто попадаются недобросовестные продавцы и мошенники, желающие продать сломанное или бракованное оборудование.

Примеры и сценарии для тех, кто выбирает оборудование для студии звукозаписи

Оборудование для студии звукозаписи для 1-2 музыкантов

Cтудия должна производить музыку высокого качества. Качество итогового материала в большей степени зависит от головы, ушей и рук музыканта, а не от используемой аппаратуры. Поэтому для комплектации своей студии не придется грабить банк – практически все устройства на рынке готовы к производству высококачественной музыки.

Представим, что студия звукозаписи собирается музыкантом, большую часть времени работающим в одиночку. Он стеснен в средствах и хочет получить максимум за приемлемую цену. Вне зависимости от того, на каком инструменте играет наш музыкант, ему понадобится качественный микрофон, MIDI-клавиатура и программное обеспечение. Звуковая карта должна иметь как минимум два входа.

При таких вводных, музыканту целесообразно взять за основу собственный талант, дополнив его возможностями оборудования. Исходя из бюджета, можно предложить два комплекта – простой и продвинутый.

Простой вариант предлагает необходимый минимум оборудования для студии звукозаписи и небольшую цену. Продвинутый вариант обойдется дороже, но взамен даст возможность работать с более масштабными проектами и записывать несколько музыкантов одновременно.

Простой вариант комплектации студии звукозаписи


Комплект студии звукозаписи PreSonus Music Creation Suite.

Простой вариант комплектации студии разумно построить вокруг наборов “Все в одном”. Такие наборы состоят из самых необходимых устройств и отличаются выгодной ценой.

Хороший комплект предлагает компания PreSonus. Набор PreSonus Music Creation Suite состоит из:

  • Звуковой карты PreSonus AudioBox USB. Аудиоинтерфейс предлагает фантомное питание, 2 комбинированных входа и выхода (можно подключать как XLR, так и привычные джеки) и пару MIDI-портов;
  • MIDI-клавиатуры PreSonus PS-49. Клавиатура оснащается 49 клавишами с молоточковым механизмом, колесом модуляции и питча, и семью регуляторами;
  • Конденсаторного микрофона PreSonus M7;
  • Настольного держателя для микрофона;
  • XLR-кабеля;
  • Наушников PreSonus HD3;
  • USB-хаба на 4 порта. Хаб позволит расширить количество портов компьютера и использовать MIDI-клавиатуру как аудиоинтерфейс;
  • Программы для работы с нотными партитурами PreSonus Notion 5;
  • DAW PreSonus Studio One 3 Artist.

Стоимость набора – $399,95. На российском рынке цена PreSonus Music Creation Suite составляет 20 700 ₽.

В дополнение к набору нам понадобится пара мониторов в том же ценовом диапазоне. Помимо Music Creation Suite, в ассортименте компании PreSonus можно найти хорошую серию студийных мониторов Eris. Серия состоит из трех моделей, отличающихся размером основного динамика, – Eris 4.5, Eris E5 и Eris E8.

Выбор мониторов зависит от бюджета, но мы остановимся на модели Eris E5. Устройство оснащается 5-дюймовым вуфером, 1-дюймовым высокочастотным твитером (пищалкой), а мощность монитора составляет 80 Вт. Дополнительно Eris E5 имеет настройки акустического пространства, изменяющие звучание в зависимости от расположения в пространстве.

Eris E5 продаются поштучно. Стоимость одного монитора – $125, а в российской рознице за один монитор в среднем просят 11 980,00 ₽.

Компонент Наименование модели Средняя стоимость, $

По данным Amazon

Средняя стоимость, ₽
Комплект студии звукозаписи PreSonus Music Creation Suite 399,95 20 700,00
Студийные мониторы PreSonus Eris E5 (пара) 250,00
(125,00 x 2)
23 960,00
(11 980,00 x 2)

ИТОГО:

649,95 44 660,00

За $650 музыкант получает компактную, мобильную и производительную студию звукозаписи. Возможностей набора PreSonus Music Creation Suite и пары мониторов PreSonus Eris E5 хватит для большинства студийных задач на долгое время.

Продвинутый вариант комплектации студии звукозаписи

Продвинутый вариант расширяет функциональность студии. У музыканта появляется возможность работать с более сложными проектами и записывать несколько человек одновременно.

Продвинутый вариант подойдет тем, кто по каким-либо причинам не доверяет готовым студийным наборам. Оборудование для студии звукозаписи можно покупать по мере необходимости, постепенно расширяя список устройств.

Собрать студию звукозаписи можно двумя методами:

  1. Приобрести оборудование из простого варианта, а затем точечно расширить свою студию при помощи оборудования из продвинутого списка;
  2. Купить оборудование только из расширенного списка устройств.


Легкие и удобные наушники Audio-Technica ATH-M40x отлично подойдут как для записи аудио, так и его сведения.

В качестве звуковой карты можно рассмотреть 10-канальный микшер с USB-подключением Yamaha MG10XU. 4 микрофонных и 10 линейных входов позволят вести одновременную запись нескольких источников звука. Встроенный эквалайзер, компрессор, секция SPX-эффектов и один FX-канал пригодятся не только в студии, но и на концертах.

MIDI-клавиатура для продвинутой версии студии звукозаписи должна быть не хуже той, что входит в набор PreSonus Music Creation Suite. Напомним, что комплектная клавиатура PS-49 оснащается 49 полновзвешенными клавишами, 7 регуляторами и двумя колесами – модуляции и питча. Стоимость клавиатур схожего уровня начинается от 9 000-12 000 ₽, а среди ближайших аналогов PreSonus PS-49 – клавиатуры M-Audio Keystation 49 и M-Audio Keystation 61, отличающиеся между собой количеством клавиш.

Тем, кто не гонится за правдоподобностью ощущений и размерами клавиатуры, стоит рассмотреть MIDI-устройства M-Audio, Novation, Arturia и AKAI в ценовом диапазоне 5 000-10 000 ₽. За эти деньги вы приобретете MIDI-контроллер с 25-32 клавишами, 4-8 пэдами и 4-8 регуляторами. Отличным вариантом по соотношению цены и качества является MIDI-клавиатура Arturia MiniLab MKII 25.

Для мониторинга аудио понадобится комплект мониторов и наушники. Посмотрите в сторону мониторов PreSonus Eris E5 или Pioneer S-DJ50X. В роли основных наушников советуем Audio-Technica ATH-M40x – классическую модель, отличающуюся сбалансированным звучанием и невысокой ценой.

Студия звукозаписи должна быть готова к записи любых инструментов. Здесь пригодится легендарный микрофон Shure SM57, используемый в сотнях студий звукозаписи по всему миру. Модель SM57 одинаково хорошо справляется как с записью перкуссионных инструментов, так и электрогитар через усилитель.

В роли вокального микрофона мы бы посоветовали AKG Perception 220. Устройство австрийской компании предлагает ровное, не приукрашенное звучание, и хорошее соотношение цены и качества.


Shure SM57 считается одним из лучших инструментальных микрофонов в мире, и обладает невысокой ценой.

Дополнительно приобретите полезные аксессуары: звукопоглощающий экран для вокального микрофона, специальные подставки под мониторы и комплект микрофонных стоек. Звукопоглощающий экран защитит микрофон от проникновения чужеродных сигналов. Подставки под мониторы скорректируют движение звуковых волн во время установки мониторов на столе. Выбирайте модели на основе имеющегося бюджета, особенностей помещения и другого оборудования.

Если называть конкретные модели, то мы советуем рассмотреть подставки Auralex MoPad, считающиеся одними из лучших на рынке. В качестве звукопоглощающего микрофонного экрана посмотрите на продукцию фирм Force, sE Electronics и Primacoustic. Микрофонные стойки можно выбрать любые, но мы советуем смотреть в сторону продуктов компании On-Stage Stands.

Компонент Наименование модели Средняя стоимость, $

По данным Amazon

Средняя стоимость, ₽

По данным Яндекс.Маркета и поиска Google

DAW Apple Logic Pro X / Cakewalk SONAR Studio / PreSonus Studio One 199,00 14 990,00
Аудиоинтерфейс Yamaha MG10XU 199,99 12 900,00
MIDI-клавиатура Arturia MiniLab MKII 25 99,00 7 590,00
Студийные мониторы Pioneer S-DJ50X (пара) 239,90
(119,95 x 2)
20 312,00
(10 156,00 x 2)
Наушники Audio-Technica ATH-M40x 99,00 7 490,00
Микрофон для вокала AKG Perception 220 149,99 15 490,00
Микрофон инструментальный Shure SM57 99,00 8 800,00
Звукопоглощающий экран FORCE PF-68 49,00 3 990,00
Подставки под мониторы Auralex MoPad 59,99 3 499,00
Микрофонные стойки On-Stage Stands MS7701B Tripod Boom Microphone Stand 2 Pack 39,98 2 990,00

ИТОГО:

1 244,87 98 061,00

Стоимость продвинутого варианта оснащения студии звукозаписи получится вдвое дороже – в районе $1 200-1 500, в зависимости от выбранных моделей устройств. Расширенный список компонентов повысит производительность и универсальность домашней студии звукозаписи, сохранив мобильность и компактность.

Оборудование для студии звукозаписи для группы из 4-5 человек

Этот сценарий рассчитан на создание студии звукозаписи для музыкальной группы. Главное отличие от сценария домашней студии для 1-2 музыкантов – в возможности одновременной живой записи всех участников коллектива. Состав музыкальных инструментов может быть любым: две гитары, бас, акустические ударные, клавишные. На выходе получим смесь репетиционной базы и студии звукозаписи.

Для одновременной записи нескольких инструментов понадобится много входных каналов на звуковой карте. Большинство аудиоинтерфейсов предлагают до 8 входов, поэтому стоит купить две звуковые карты. Пользователям Mac можно посоветовать связку из аудиокарт Apollo Twin MKII DUO и Focusrite Saffire PRO 40, пользователям Windows – связку из двух Saffire PRO 40. Соединив устройства специальным ADAT-портом, мы получим эффективную 10- или 16-канальную систему звукозаписи.


Связка из двух аудиоинтерфейсов Focusrite Saffire PRO 40 позволит вести одновременную запись с 16 каналов. Среди ближайших аналогов – Focusrite Scarlett 18i20 2nd Gen.

При таком сценарии использования студии потребуется много микрофонов – 2-3 инструментальных, комплект микрофонов для акустических ударных и качественный вокальный микрофон. Для записи гитар и других инструментов лучше всего подойдет Shure SM57, а для снятия звука ударной установки советуем комплект Audix Fusion FP7. Количество инструментальных микрофонов зависит от потребностей, но мы рекомендуем начинать с трех штук.

Для записи вокала отлично подойдет микрофон sE Electronics Z6500a II, великолепно справляющийся с любой записью голоса. Если взглянуть на характеристики устройства, то по цифрам он проигрывает многим микрофонам своего класса, но в области записи вокала – это одно из лучших устройств на рынке. Все компоненты микрофона собраны вручную специалистами sE Electronics, а качество звучания выше всяких похвал.

Подключать гитары лучше через DI-бокс. Использование директ-боксов изолирует сигнал электрогитар от наводок электросети, а также выведет входные и выходные уровни на правильные значения. Если бюджет на оборудование для студии звукозаписи не ограничен, советуем модель Radial ProDI. Тем, кто не хочет тратить $99 на металлическую коробочку, советуем посмотреть в сторону бюджетной модели Behringer DI400P, чья стоимость в среднем составляет $20-25, а возможности ничуть не хуже.

Дополнительно подумайте о реампинге гитар (см. ). Для этого потребуется специальное устройство – реамп или реамп-бокс. Здесь также можем посоветовать два устройства: дорогой Radial Reamp JCR за $199 и бюджетный АМТ Reincarnator RD-2 стоимостью $115.


Серия студийных мониторов PreSonus Eris отличается доступной ценой и высоким качеством звучания. К тому же, Eris универсальны и подойдут для любой музыки.

Студия звукозаписи потребует обилия мониторинга – несколько комплектов наушников и пара студийных мониторов с возможностью свободного переключения между ними. Одна пара мониторов будет использоваться для звукозаписи, вторая – для сведения музыки. То же и с наушниками – одни наушники пригодятся во время звукозаписи, вторые – во время сведения.

Для записи и мониторинга остановите выбор на мониторах PreSonus Eris E8 и наушниках Audio-Technica ATH-M40x. В зависимости от количества музыкантов, которые смогут записываться в вашей студии звукозаписи, приобретите несколько пар ATH-M40x. Помните, что подключение нескольких пар наушников требует дополнительного усиления. Приобретите специальный предусилитель (преамп). Среди качественных доступных моделей можно выделить предусилитель ART HeadAmp6 Pro стоимостью $159.

Cведение записанной музыки хорошо вести на студийных мониторах Yamaha HS5 и через наушники Beyerdynamic DT 990 PRO. Переключаться между используемыми системами мониторинга мы будем при помощи специального пульта Mackie Big Knob.


Серия контроллеров Mackie Big Knob помогает управлять большими системами мониторинга, позволяя подключать 2, 4 и 6 пар разных колонок.

Закупите микрофонные стойки с учетом возможного количества записывающихся музыкантов в студии. Также не забудьте о комплекте креплений и стоек для микрофонов на ударную установку. Из других аксессуаров пригодятся стойки и подставки под мониторы.

Компонент Наименование модели Средняя стоимость, $

По данным Amazon

Средняя стоимость, ₽

По данным Яндекс.Маркета и поиска Google

DAW Apple Logic Pro X / Cakewalk SONAR Studio / PreSonus Studio One 3 199,00 14 990,00
Аудиоинтерфейс Apollo Twin MKII DUO 899,00 54 000,00
Focusrite Saffire PRO 40 399,99 48 400,00
DI-бокс Radial ProDI 297,00
(99,00 х 3)
27 297,00
(9 099,00 х 3)
Реамп Radial Reamp JCR 199,99 17 499,00
Микрофон для вокала sE Electronics Z5600a II 999,00 48 500,00
Комплект микрофонов для ударных Audix Fusion FP7 489,00 24 990,00
Инструментальный микрофон (3 шт.) Shure SM57 297,00
(99,00 х 3)
26 400,00
(8 800,00 х 3)
Студийные мониторы PreSonus Eris E8 (пара) 398,00
(199 x 2)
37 076,00
(18 538,00 x 2)
Yamaha HS5 (пара) 399,00 27 800,00
(13 900,00 x 2)
Система управления мониторами Mackie Big Knob 89,99 6 700,00
Наушники Audio-Technica ATH-M40x (x4) 396,00
(99,00 x 4)
29 960,00
(7 490,00 x 4)
Beyerdynamic DT 990 PRO 189,00 13 500,00
Предусилитель для наушников ART HeadAmp6 Pro 159,00 16 530,00
Микрофонные стойки On-Stage Stands MS7701B Tripod Boom Microphone Stand Package 129,99 7 490,00
On-Stage Stands MS7920B Bass Drum / Boom Combo Mic Stand (пара) 53,90
(26,50 x 2)
3 098,00
(1 549,00 x 2)
Подставки для мониторов IsoAcoustics ISO-L8R155 129,99 7 490,00
Quik Lok BS402 (пара) 79,98
(39,99 x 2)
8 400,00
(4 200,00 х 2)

ИТОГО:

5 804,83 420 120,00

Собрать студию звукозаписи для одновременной записи музыкальной группы – более сложная и затратная задача. Из-за специфики работы здесь нет разделения на дешевый и дорогой комплект. Предложенный комплект оборудования справится с любой живой музыкой, поэтому окупить средства можно за счет оказания услуг записи на платной основе.

Оборудование для студии звукозаписи для 4-5 музыкантов обойдется в районе $5 000-6 000. Сэкономить средства можно на замене некоторых моделей устройств бюджетными и более дешевыми аналогами, не уступающими по качеству предложенным вариантам. Дополнительная экономия средств получится у владельцев Mac при отказе от построения студии вокруг звуковой карты Apollo Twin MKII DUO. Отказ от этого аудиоинтерфейса лишит студию высококачественных студийных плагинов Universal Audio, зато сэкономит около $400.

Еще одним вариантом экономии станет отказ от использования акустической ударной установки. Замена живых барабанов электронными позволит сэкономить около $550 за счет ненужности покупки комплекта специальных микрофонов и стоек.

Заключение

Прежде чем искать и выбирать оборудование для студии звукозаписи, определитесь, чем вы будете заниматься. Список необходимых устройств в первую очередь зависит от того, как использовать студию. Так что не торопитесь и вдумчиво определите задачи, ставящиеся перед студией.

Нет смысла покупать все и сразу, особенно если студия собирается впервые. Покупать устройства “чтобы были” – не лучшее решение.

Начните с малого. Купите простой комплект “Все в одном” или связку из звуковой карты и MIDI-клавиатуру и изучайте их возможности. Только так можно понять, каких устройств и для чего не хватает в студии.

Не гонитесь за навороченностью и не покупайте самые дорогие модели оборудования. Дорогое – не значит лучшее, а дешевое – не значит плохое. Помните, что никакое продвинутое устройство не исправит недостаток знаний и опыта. Двигайтесь небольшими шагами, приобретая новые навыки и расширяя возможности своей студии.

Подводя итог отметим, что покупать нужно то оборудование, которое подходит именно вам. Кто бы что не говорил и не писал в отзывах, только вы знаете, с чем вам удобно работать. Это значит, что к любым советам стоит прислуживаться, но отнюдь не строго следовать им.

29.07.2015

Вы создаете свою музыку на компьютере и в один прекрасный момент подошли к тому, что вы хотите оборудовать небольшую домашнюю студию. Самое первое, что вам необходимо приобрести, это звуковая карта и студийные мониторы . Как выбрать звуковую карту – эта тема для отдельной статьи, в этой мы поговорим о выборе студийных мониторов.

Для чего нужны студийные мониторы? Ответ на этот вопрос очень прост – для честного звука!

Любая домашняя акустика или наушники приукрашивают звук, накладывают на него свой окрас. При записи и сведении музыки самый главный параметр – честность выдаваемого акустической системой звука. Студийные мониторы призваны для передачи максимально честного звука? слышимого во всем частотном диапазоне. Естественно, абсолютной честности добиться очень сложно, т.к. одни и те же мониторы будут по-разному звучать с разными звуковыми картами. К тому же, разные мониторы по разному передают ту или иную часть частотного диапазона, у каких-то лучше выражена середина, у каких-то низы и т.д. Поэтому главная задача при выборе студийных мониторов, это подобрать те мониторы, которые лучше будут отображать тот частотный диапазон, в котором больше звучит ваша музыка.

Начнем с того, что студийные мониторы бывают пассивными и активными.

Пассивные мониторы – это мониторы без встроенного усилителя, который вам придется докупать. Сразу оговоримся, хорошие пассивные мониторы это дорогие мониторы. Более-менее приличная пара пассивных мониторов будет стоить около 120 тысяч рублей (на лето 2015 года), плюс, вам потребуется приобрести к ним соответствующий по качеству усилитель. Наша статья, прежде всего, служит пособием для начинающих музыкантов, и мы не будем говорить о пассивных студийных мониторах.

Активные мониторы – это самые популярные и самые часто используемые мониторы в домашних условиях.

К ним не нужно докупать усилитель, как в случае с пассивными мониторами, и у вас не будет проблем с выбором усилителя, т.к. это также огромное дело. Вся оставшаяся часть нашей статьи, будет идти об активных студийных мониторах .

Студийные мониторы бывают трех видов – ближнего, среднего и дальнего поля.

Последние два используются на больших студиях звукозаписи, как правило, на таких мониторах работают с записями оркестра, прослушивают композиции и альбомы целиком, для получения представлений об общей картине альбома и готовят записи к финалу, т.е. к выпуску на носителях.


Студийные мониторы среднего и дальнего поля, требуют специально подготовленного помещения, причем достаточно большого по размерам. В домашних условиях, такие мониторы использовать невозможно. Стоимость таких мониторов, как правило, очень высока.

Студийные мониторы ближнего поля – это самая популярная разновидность мониторов. Такие мониторы используются и на профессиональных студиях для основной работы и на небольших домашних студиях звукозаписи.

Как определить тип студийного монитора? Очень просто, все студийные мониторы до 8 дюймов, это мониторы ближнего поля.


Перед поездкой в магазин или перед тем, как заказать доставку в нашем интернет магазине студийных мониторов, обязательно подготовьте место для расположения мониторов. Идеальным расположением студийных мониторов в домашних условиях, является расположение равносторонним треугольником с длинной каждой его стороны 1.5. метра. Таким расположением вы добьётесь максимального раскрытия луча и будете слышать весь частотный диапазон выдаваемый мониторами.

У разных мониторов фазоинвертор может быть расположен на передней или задней части корпуса. Обязательно обращайте на это внимание, т.к. если фазоинвертор расположен на задней части корпуса, необходимо располагать мониторы на удалении от стены, примерно на 30-40 см.

Последним штрихом станет настройка высоты расположения мониторов относительно ваших ушей. Старайтесь, чтобы мониторы располагались в одной плоскости с вашей головой. Если во время использования вы будете слышать нехватку высоких частот, значит высокочастотный твитер расположен слишком высоко. Попробуйте расположить в вертикальном положении мониторы, так высокочастотный твитер окажется на одной плоскости с вашими ушами и это выровняет ситуацию.

Так как все мониторы немного отличаются друг от друга, лучше всего поэкспериментировать с их расположением, отталкиваясь от стандартного расположения.

После установки в стандартное положение, попробуйте отодвинуться назад или же наоборот приблизиться к мониторам, прослушивая какой-либо знакомый вам трек. Таким же образом попробуйте приподниматься или наоборот опускаться на разном удалении. Так вы сможете определить наилучшее расположение мониторов.

Как мы писали выше, все студийные мониторы отличаются друг от друга по своей частотной характеристике. Давайте рассмотрим на примере некоторых фирм производителей и их моделей, для какого стиля музыки подойдут те или иные студийные мониторы.


Начнем с двух одних из самых бюджетных моделей активных студийных мониторов: JBL LSR305 и JBL LSR308 . Это двухполосные активные мониторы, отличающиеся между собой размером низкочастотного динамика (5 дюймов у 305 и 8 дюймов у 308). Данные модели примечательны тем, что компания JBL использовала в данных моделях, технологии волновода факела от моделей высокого класса. Данная технология призвана более точно и правильно контролировать вертикальное и горизонтальное рассеивание высоких частот. Вторая особенность данных мониторов – фазоинвертор Slip Stream. Он предназначен для снижения шума, благодаря своей конусовидной форме.

В звуке мониторов ярко выражены средние частоты, достаточно неплохие низы и верха. Данные мониторы подойдут для тяжелых стилей музыки, поп-рока и поп-музыки.


Вторая модель, о которой хотим рассказать, является самой покупаемой и популярной моделью в мире. Активные двухполосные студийные мониторы KRK RP6G3 . Такая популярность была достигнута за счет высокого качества материалов, из которых изготовлены мониторы, и достаточно низкой цены.

KRK RP6G3 очень хорошо передают низкие и верхние частоты.

Низкие частоты особенная гордость данных мониторов. Благодаря фазоинвертору, расположенному на лицевой стороне корпуса, низкие частоты имеют существенное расширение. Также такое расположение фазоинвертора позволяет расположить мониторы вплотную у стены.

Главный минус KRK RP6G3 – огромная нехватка средних частот, поэтому данная модель плохо подходит для тяжелой музыки. Лучше всего эта модель подойдет для электронной музыки, рэпа и дабстепа.


Если же вы ищите студийные мониторы для тяжёлой музыки в той же ценовой категории, что и KRK RP6G3 , обратите свое внимание на активные двухполосные мониторы Yamaha HS7 . Эта модель является самой популярной и продаваемой в Скандинавских странах и Финляндии. Ну а где же еще, как не в странах, где есть государственная программа по поддержке и развитию тяжелой музыки.

Yamaha HS7 – это плотная и насыщенная середина, упругий бас, и яркий верх. Что еще нужно рок-музыканту.


Наконец мы расскажем сразу о двух моделях от разных фирм. Это одни из самых лучших по соотношению цена качество студийных мониторов.

Adam A7X и Genelec 8040 – это профессиональные студийные мониторы, выбрав любую модель, вы можете быть уверены в правильности своего выбор.

Из нашего опыта можем сказать лишь, что A7X чаще выбирают рок-музыканты, поп-рок и поп музыканты. Genelec полюбились рэп-исполнителям, дабстеп и электронным музыкантам. Также Genelec часто используют для работы с озвучиванием фильмов, работы с оркестром и людям, работающим с компьютерными играми. Таким образом, Genelec представляют большую универсальность по сравнению с A7X, но и стоимость Genelec 8040 существенно выше.

Мы надеемся, что наша статья помогла вам сделать правильный выбор студийных мониторов . Наши менеджеры всегда готовы дать более детальный ответ по каждой конкретной интересующей вас модели студийных мониторов.

Часть первая: Сравнение 5" активных студийных мониторов бюджетной ценовой категории

Выбор активных студийных мониторов ближнего поля

В этой статье мы расскажем о, пожалуй, самой животрепещущей проблеме для любого звукорежиссера - о выборе студийных мониторов. Мы сознательно сузили круг изучаемых устройств до единственной категории - активных мониторов ближнего поля, потому что, как бы мы ни старались, но с задачей объять необъятное вряд ли бы справились.

Главная цель данной статьи: помочь онлайн-покупателям с выбором студийной акустики в условиях отсутствия возможности перед покупкой послушать и сравнить несколько акустических систем от разных производителей ради решения проблемы выбора оптимального варианта.

Замеры и прослушивания проводились в условиях, приближенных к жилому помещению. Оно достаточно заглушено в области средних и высоких частот, по площади сравнимо со средне-статистической комнатой стандартной квартиры.

Замеры производились методом пропускания «розового шума» для визуальной оценки «ровности» звучания в первом приближении. Отслушивание выполнялось фокус-группой, составленной из экспертов из числа специалистов магазина. По каждому изделию проводилось обсуждение с выработкой на финальном этапе коллегиального заключения. Результаты сравнения образцов будут сведены нами в таблицу, все нюансы звучания будут отражены в описательной части к каждой модели.

Для начала расставим точки над «i»

Мы разделили все сравниваемые громкоговорители на несколько групп по диаметру вуфера и по ценовому признаку. Итого получилось 6 групп: 5’’ - бюджетные, 5’’ - средней ценовой категории, 6’’ - бюджетные, 6’’ - средней ценовой категории, 8’’ - бюджетные, 8’’ - средней ценовой категории.

Теперь немного о том, в каких случаях какой диаметр вуфера лучше выбрать

Определяющее значение имеет размер комнаты. Если в маленькую комнату поставить акустику с 8-мидюймовыми излучателями, будет слишком много баса. Если же в большую комнату поставить 5-тидюймовые мониторы, баса будет критично мало.

Всегда следует учитывать одно «но»: вместе с ростом диаметра вуфера, увеличивается и инертность, что выражается у некоторых моделей в потере детальности звучания и динамики. Поэтому, как вариант, вместо мониторов с низкочастотным динамиком в 8 дюймов можно рассмотреть покупку системы, составленной из двухполосных мониторов с вуфером в 6 дюймов плюс отдельный сабвуфер. В большинстве случаев результат будет лучше, но и бюджет вырастет.

На чем мы заостряли внимание при оценке каждой модели:

Материалы, использованные при изготовлении. В этой статье мы не будем подробно описывать, из какого материала сделан корпус, твитер, вуфер и т.д. Так как это увело бы статью от задуманной темы. Тем более, что информацию эту легко можно найти на официальных сайтах производителей. Мы лишь описательно коснемся того, насколько добротно и основательно монитор исполнен, изложим, так сказать, наши тактильные ощущения.

Тип входных разъемов и органы управления. Важный фактор, влияющий на функциональность, эффективность и удобства эксплуатации. В описательной части будут изложены основные моменты, в таблице приведем данные к числовому значению для удобства сравнения.

Характер звучания. Обычно этот фактор является определяющим покупку, и поэтому в описательной части ему будет уделяться самое пристальное внимание. Стоит оговориться, что в нашем случае звучание будет оцениваться на субъективном уровне, поэтому не стоит относиться к нашему мнению и оценкам как к истине в первой инстанции. В тексте мы не будем сыпать научными терминами «глубина сцены», «точность тембрального окраса» и т. д. Мы постараемся о достоинствах и недостатках студийных мониторов говорить на понятном обычному человеку языке. Пожалуй, единственный и самый сложный термин, от которого мы так и не смогли уйти в описании - это «нелинейные искажения».

Нелинейные искажения характеризуются появлением в спектре сигнала новых составляющих, отсутствующих в первоначальном сигнале, количество и амплитуды которых зависят от изменения характеристик входного уровня. Появление дополнительных составляющих в спектре обусловлено нелинейной зависимостью выходного сигнала от входного, то есть нелинейностью передаточной функции. Говоря проще, это лишние призвуки, которыми самовольно награждает звук аудиоаппаратура.

Наше заключение. Сведем заключения о результатах прослушивания и тестирования студийных мониторов к кратким рекомендациям по выбору.

И отдельной строкой хотелось бы сказать, что разница в звучании студийных мониторов слышится только тогда, когда есть возможность послушать несколько моделей сразу. Это не значит, что она колоссальна. В большинстве случаев популярные мониторы разных марок, которые все советуют на форумах, которые рекомендуют вам ваши знакомые, имеющие познания в профессиональном аудиооборудовании, звучат более менее одинаково. Более того, каждый звукорежиссер в итоге привыкает к звучанию именно своих мониторов и волей-неволей начинает их считать за эталон. И очень часто такой человек записывает в «плохие» мониторы лишь только за то, что они звучат не так как его привычные.

Активные студийные мониторы ближнего поля, бюджетной ценовой категории с 5’’-вуфером.

В сравнении участвовали хорошо известные покупателю:

Несколько слов о группе. Плюс 5-тидюмового вуфера состоит в том, что переход между спектром вуфера и твитера практически неощутим. Минусов же у него два: часто уровень высоких частот завышен по сравнению со среднечастотным и очень часто мониторы этой группы практически не воспроизводят «низы». При тщательном подборе и при условии использования некоторых моделей совместно с сабвуфером можно построить солидную по качеству систему мониторинга, которая будет успешно справляться со всеми поставленными перед нею задачами. Не нужно бояться слова «бюджетный», всем нужно с чего-то начинать.

На мониторах из этого сегмента можно добиться хорошо сбалансированного микса, но нужно учитывать, что производители, стараясь добиться низкой цены, максимально упрощают конструкцию, используют дешевые и не всегда качественные материалы и пр., в результате чего продукт зачастую целиком состоит из компромиссов. Но и среди самых недорогих изделий встречаются мониторы, по звучанию приближенные к своим именитым (читай – дорогим) «собратьям».

Yamaha HS50M



Выглядит это монитор дорого, он увесист для своих габаритов и основателен. На корпусе красиво подсвечивается логотип изготовителя при включенном питании, отличный дизайн.

Вход балансный, выполнен на разъёмах XLR и Jack 6,3. Выдающаяся для этого ценового сегмента трехполосная панель «Room correction», предназначенная для подстройки звучания под акустическую специфику комнату, и регулятор частоты среза низких частот для использования совместно с сабвуфером.

Результаты тестирования



Результаты прослушивания

Чтобы сбалансировать звучание, мы воспользовались регулятором «Hight Trim» и ослабили уровень воспроизведения в области верхних частот на 2 Дб.

В области средних и верхних частот монитор звучит ровно и прозрачно, низкие частоты выражены слабо.

В верхнем частотном регистре присутствуют незначительные искажения - еле уловимая «кислотность». Зато этот диапазон очень широкий, звук пространственный с хорошей динамикой.

В области средних частот явно слышится провал в нижнем регистре, что существенно влияет на глубину звучания, но в целом звук честный и прозрачный.

Из недостатков стоит отметить также очень слабое звуковое давление. Такое слабое, что мы назвали этот монитор «монитором, ну, оочень ближнего поля».

Прослушивание вызвало приятные впечатления, учитывая тот факт, что недостаток в слабом уровне воспроизведения низких частот можно компенсировать, используя сабвуфер, а недостаточная глубина звучания свойственна большинству мониторов из этой ценовой категории.

Для любой современной, а тем более электронной музыки эти мониторы советуем использовать только в комплекте с сабвуфером. Как самостоятельная единица годится только разве что для озвучивания речевых программ.

Behringer Thruth B1030A

Очень плохо собранный монитор. Пластиковая фронтальная накладка прилегает к кабинету неплотно, материалы неприятные на ощупь, выглядят неопрятно и дешево. На фронтальной панели очень яркий синий светодиод индикации питания, который будет раздражать при длительной работе с монитором в темное время суток.

Модель имеет очень развитую системы органов управления и звукокоррекции. Интерфейсная панель включает в себя 3 входных разъема - балансный XLR, небалансные Jack 6,3 и RCA.

Присутствует двухполосный фильтр «Room correction» и регулятор частоты среза низких частот для использования совместно с сабвуфером.

Результаты тестирования



Забегая вперед, скажем, что этому монитору принадлежит самая неровная и самая плотная по давлению амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) из всей группы оттестированных устройств.

Результаты прослушивания

Как только мы включили музыку, сразу же захотелось добавить эквалайзер в цепь между картой и громкоговорителем. Если говорить простым языком, всем участникам экспертной группы показалось, что какие-то куски среднего спектра слишком выпирают и возникает непреодолимое желание их убрать.

Звук, по сравнению с остальными моделями показался жестким, ядовитым, с большим количеством лишних призвуков. Низ начинается примерно со ста герц, и стартует очень агрессивно. Верхние частоты очень зажаты, что дают шипение, примерно такое, как бывает у MP3-файлов с низким битрейтом.

Возможно, мощное звуковое давление с оговоркой на субъективное восприятие можно записать этим мониторам в положительный актив, поэтому мы бы порекомендовали эту акустическую систему только в качестве диджейского монитора, но никак не студийного.

M-Audio Studiophile SP-BX5A D2

Этот монитор изготовлен на достойном уровне. Он производит впечатление «солидного середнячка». Дизайн сдержанный и лаконичный, никаких кричащих деталей.

Панель входов предлагает балансный Jack и XLR - необходимый минимум. Органы управления представлены только ручкой регулятора громкости, причем даже без шкалы в dB, которая является неким «эталоном» для мониторов такого ценового сегмента.

Результаты тестирования



Результаты прослушивания

В области высоких частот этот монитор звучит ярко и насыщенно, с хорошей динамикой и широтой частотного диапазона. В средней области - ровно и сдержанно. Еще более сдержанно он звучит в области низких частот. Что в целом дает впечатление, что вуфер играет «через подушку».

Хочется прибавить «середину» и «низ», а «верх» существенно загрубить. Очень жаль, что производитель не предусмотрел хотя бы регулятор уровня громкости твитера. Подкорректировать звучание этого монитора именно под наше помещение мы не смогли. По давлению нам не удалось «разогнать» монитор до приемлемых значений, потому что тут же явно проступали искажения и, прежде всего, повышался уровень давления высоких частот, а середина и низ при этом росли незначительно.

В сочетании с сабвуфером этот монитор подойдет для сведения ненасыщенной высокими частотами музыки, прежде всего, любой электронной.

Prodipe PRO 5 V2

По уровню качества изготовления монитор явно проигрывает всем представителям данной группы, кроме Behringer и Axelvox. Невооруженным глазом видна дешевизна используемых материалов, дизайн простой и скучный.

Панель входов представлена 3-мя разъёмами: RCA, Jack 6,3 и XLR. Кроме ручки управления общей громкостью звучания монитора, присутствует еще и регулятор громкости твитера от -2 до 1 dB.

Результаты тестирования



Результаты прослушивания

Очень ровное звучание. Порадовало четкое отображение звуковой картинки в области «нижней середины»: в этой части спектра монитор звучал очень глубоко и богато. В области «верха» не хватало ширины отображения (не было самых верхних частот), пришлось воспользоваться ручкой изменения уровня громкости твитера и довести его вручную до уровня - 1 dB, так как без этого явно слышалось выпирание в области 8-10 кГц. «Низ» прослушивался отчетливо на достойном уровне и с приличной динамикой вплоть до 50 Гц. В сочетании с четким отображением нижней середины все это в совокупности давало очень приятные ощущения от прослушивания.

По давлению монитор показал средние значения, причем стоит отметить, что при повышении давления уровень растет линейно по всем частотам вплоть до значения +4 dB.

Вердикт: хороший «универсальный» монитор нижнего ценового сегмента.

Tannoy Reveal 501A

Очень симпатичный монитор. Яркий и броский дизайн, необычная форма кабинета, крупный и увесистый для своего сегмента. Изделие не вызывает никаких нареканий по качеству изготовления, но с оглядкой на его цену. По внешности нетрудно догадаться, что стоит монитор недорого, но выглядит он очень опрятно.

Из органов управления присутствуют регулятор громкости, причем без насечек уровней, и трехпозиционный переключатель уровня высоких частот. Громкость выставляли «на глаз», «очень примерно на ноль».

Из входных интерфейсных разъемов доступны балансный XLR и почему-то небалансный Jack 6,3 мм.

Результаты тестирования



Результаты прослушивания

Монитор выдал самый напористый, динамичный и агрессивный звук из всей группы, но с явным провалом по всему средне-частотному спектру. Провал в «середине» существенно влияет на прослушивание «живой» музыки, потому монитор «съедает» объем, при прослушивании «электроники» создается ощущение, что звук немного приукрашен.

Верхние частоты динамичны, детальны и имею широкий диапазон. Причем практически нет искажений, что на таких уровнях давления в данном ценовом сегменте - уникальный показатель.

Низ, как мы говорим, «высосан», не хватает глубины передачи: хорошо просматривается бочка, но слабо прорисован бас. Монитор просто «долбит», но зато без уханья. Замечание по поводу баса особо актуально при прослушивании акустических басовых инструментов.

Динамика и давление у данной модели потрясающие, причем практически на всех положениях ручки gain, кроме самых крайних.

Самые приятные впечатления от прослушивания были от house и techno музыки. Создалось такое впечатление, что эти колонки проектировались именно под нее. Соответственно, этот монитор мы и будем рекомендовать в качестве очень хорошего выбора для начинающих продюсеров музыки House и Techno. Покажет он себя с лучшей стороны также в качестве DJ-монитора в домашних студиях.

KRK ROKIT RP5G2

Внешний вид уже такой знакомый и родной, что не покидает ощущение, что именно так и должен выглядеть студийный монитор.

Входы: RCA, Jack, XLR.
Регуляторы: громкость верха и общая громкость. Жаль нет ручки для низа. Хорошо, что общая громкость с насечками уровней.

Результаты тестирования



Результаты прослушивания

KRK басисты, похожи по окрасу на M-Audio Studiophile SP-BX5A D2 и Tannoy Reveal 501A. Звучат в целом ровнее в области нижней середины, чем шестерки той же серии Rockit, потому что бас не так давит, как у старших братьев. Но почему-то провалена основная средняя составляющая, что делает звучание еще более невнятным и «через подушку», по сравнению с RP6G2. Если и использовать их как мониторы, то только при сведении электронной, хип хоп и бас музыки.

Axelvox TR-5A

Внешность этого монитора говорит сама за себя. Стоит он недорого, но и выглядит очень скромно, если не сказать – бедно. Но встречают по одежке, а провожают по качеству звучания.

Монитор располагает минимальным набором входных разъемов. Вход выполнен на балансных XLR и TRS. Там же – сзади присутствуют ручка регулировки уровня громкости без насечек, а также кнопка включения питания.

Результаты тестирования



Результаты прослушивания

«Верх» у монитора деструктивный и вялый, «низ» - сухой, плоский и невыразительный. По поводу среднечастотного спектра у нас создавалось стойкое впечатление, что этот монитор, как будто «высосал все соки» из музыки, - он превратил высококачественную запись в пережатый МП3.

В общем и целом сводить музыку в этих мониторах можно, но финальный микс при прослушивании на качественной акустике, наверняка, будет выглядеть как будто пропущенный через энхансер. Основную картину понять можно, но нюансы звучания уже не уловить.

Если вы начинающий музыкант с очень ограниченным бюджетом, а из акустики имеете только компьютерные колонки за 800 руб, это тот монитор, который сможет спасти положение, но в дальнейшем обязательно задумайтесь о переходе на нормальную студийную акустику.

Mackie MR5MK2

Крепкая «рабочая лошадка». Сделан добротно, без претензии на шик, блеск, красоту. Дизайн сдержанный, материалы приличные. Монитор лаконичен и основателен, своим видом внушает уверенность в своей качественности.

На задней панели можно обнаружить разъемы для подключения внешних источников сигнала - RCA, Jack и XLR. Необычно сделана панель регулировок. Ручка регулировки громкости выполнена «под отвертку». Видимо, подразумевается, что громкость на студийных мониторах выставляется один раз - и навсегда. Это точно не так. Кроме ручки регулировки громкости есть два 3-х позиционных регулятора уровня низких и верхних частот. Регулятор «верха» сделан с градуировкой -2 dB, 0 dB, +2 dB. Регулятор «низа» работает только на повышение: 0 dB, +2 dB, +4 dB.

Результаты тестирования



Результаты прослушивания

Звучит хорошо. Небольшой дисбаланс между верней и нижней «серединой» с акцентом в сторону «верха». Некоторые фонограммы звучали окрашено в области верхней «середины». Порадовал «низ», он есть, хоть и неполный по ширине, но представление при первичном сведении о низких частотах в миксе дать может. «Верх» широк и динамичен, без претензий, но мы убрали на -2 dB уровень и все равно было многовато.

Итоговая таблица испытаний

Ниже приведем сводную таблицу, которую составили по результатам сравнения, где мы расставили оценки по всем основным параметрам от 1 (плохо) до 5-ти (замечательно)

Yamaha HS50M Behringer Thruth B1030A M-Audio Studiophile SP-BX5A D2 Prodipe PRO 5 V2 Tannoy Reveal 501A Axelvox TR-5A Mackie MR5MK2 KRK Rokit RP5G2
Цена за шт., руб. (Цены указаны на 21.10.2013) 8550 6330 6700 5400 6990 5650 9020 8330
Качество изготовления 5 1 4 3 3 2 5 4
Удобство подключения 3 4 3 4 3 2 4 4
5 5 2 4 2 2 3 4
Звучание в целом 3 2 3 4 4 2 4 3
Низкие частоты 1 1 2 5 4 2 4 5
Средние частоты 5 2 2 5 3 3 3 2
Верхние частоты 5 2 5 2 5 3 4 5
Давление 2 5 3 4 5 3 5 5
Универсальность 2 1 3 5 2 3 4 2
Общий балл 31 23 27 36 31 22 36 34

Заключение

Выбор мониторов из числа доступных решений - самый сложный выбор. Нужно хорошо понимать, что вы хотите получать от своей студийной акустической системы и обязательно понимать тот факт, что даже самый крутой бюджетник не сможет предложить бескомпромиссного звучания. Но в то же время из всего того многообразия недорогих решений, что есть в продаже действительно можно выбрать такую модель, которой не хватает всего чуть-чуть до правдивого студийного звучания.

Видео: Как мы тестировали мониторы.

Update 24.01.2014




Новая реинкарнация мониторов от китайского производителя не блещет великолепным дизайном но, собрана довольно добротно. Материалы используются приятные на ощупь, монитор достаточно увесист. Органы управления достаточно развитые. Входная панель представлена 3-мя разъемами XLR, RCA и Jack. Присутствуют ручки регулировки gain и hi-trim.

Результаты тестирования



Результаты прослушивания

В целом звучание тестируемых колонок неплохое, откровенных недостатков мы не выявили: все достаточно ровно и сбалансированно. Недостатка низких частот в этих колонках нет. Учитывая использование в колонках фазоинверторной схемы, в звучании нижнего диапазона подвывающего или бубнящего характера мы также не услышали. Однако акцент в звучании сделан именно на верхнюю середину. Нижняя середина сильно зажата и звучит не так ярко, как хотелось бы. Звучание на высоких частотах очень яркое, металлическое, что кране негативно сказывается на органах слуха при длительном прослушивании.

Pioneer S-DJ50X

Внешне напоминает KRK, вернее, реплику KRK. Почти тот же, но дешевле выглядящий пластик, почти такие же вуферы и твитеры, вплоть до формы плетения кевлара.

Что всегда хорошо удавалось Pioneer, так это создавать по настоящему универсальные устройства. Прошлая версия мониторов была уж слишком развита в плане органов управления, но и эта реинкарнация не подкачала. Есть по настоящему нужный для 5-ти дюймовых мониторов регулятор уровня громкости высоких частот и gain. В монитор можно воткнуть все 3 самых популярных вида разьемов: XLR, Jack, Rca.
Кроме вышеперечисленного, у этой модели есть уникальная функция Auto Standby, при включении которой вам не потребуется каждый раз искать выключатель питания на задней панели, потому что монитор сам будет выключаться при отсутствии входного сигнала.

Результаты тестирования



Результаты прослушивания

При прослушивании сразу же бросается в уши бодрый и динамичный, но не противно кислотный верх, приятный на ощупь и почти такой же широкий, как у мониторов следующей ценовой категории. На второй минуте прослушивания появилось ощущение, что чего-то не хватает. Весь среднечастотный спектр оказался сжатым и плоским. Явно ощущался недостаток пространства в звучании, что характерно для всех мониторов данного ценового сегмента, за исключением Prodipe.
Низ груб и сдавлен, но он есть! Конечно в этом месиве вряд ли удастся разобрать нюансы звучания виолончели, но для House музыки вполне достаточно и такой картинки.

В целом очень похож по звучанию на Tannoy, за исключением динамики и давления, по этим характеристикам Tannoy на голову выше.

Итоговая таблица испытаний


Pioneer S-DJ50X
Цена за шт., руб. (Цены указаны на 24.01.2014) 7320 6490
Качество изготовления 4 4
Удобство подключения 4 5
Информативность и настраиваемость органов управления 3 3
Звучание в целом 3 3
Низкие частоты 3 3
Средние частоты 3 3
Верхние частоты 3 4
Давление 4 3
Универсальность 3 2
Общий балл 30 30

Работаете в студии? Тогда особенно важно, с помощью какого оборудования вы прослушиваете аудиоматериалы. Если это обычная бытовая акустика (колонки или наушники), то она, стараясь «улучшить» звук и сделать его комфортным для ушей, искажает истинные характеристики. Аудиоматериал будет звучать иначе в других акустических системах. Чтобы таких сюрпризов не возникло, в студии используют .

Студийные мониторы – те же акустические системы. Чаще всего они двухполосные, с динамиками НЧ (для низких частот и баса) и ВЧ (для верхних частот). На слух легко определить, что это не бытовая акустика. Студийный монитор – специализированная акустическая система с правильной звукопередачей. Ее используют для слухового контроля аудиоматериала в студиях звукозаписи. Она нужна во всех сферах, где важно качество звука.


Задача студийного монитора – передать звуковой баланс без искажений и окраски. Отсюда его название: устройство позволяет мониторить звучание исходного аудиоматериала без улучшений и сглаживаний.

«Правильный» студийный монитор – это чудо инженерной мысли, воплощенное в технике. Оборудование изготавливают из специальных звукоизоляционных и звукопоглощающих акустических материалов. Динамики должны быть точными, с правильно вычисленной АЧХ (без «провалов» и «завалов»). Схемотехника класса А, математически выверенные и выполненные в соответствии с законами физики и акустики корпус и дизайн, НЧ-динамики из армированной стеклоткани, полипропилена, кевлара, специально пропитанной бумаги, целлюлозы, ВЧ-динамик из алюминиевой фольги, шелка, бумаги, титана и даже бериллия – все это отличает студийные мониторы от обычных домашних колонок.


К чему такие сложности? Чтобы передать звуковой материал менее искаженным и окрашенным. Чтобы звукорежиссер услышал именно тот звук, который только что создал. Если расположить «правильные» мониторы по законам акустики, вы услышите, что музыка звучит как бы в пространстве между ними, а не из конкретного динамика. Это настоящее искусство, которое и оценивается соответственно.

Активные и пассивные мониторы

Студийные мониторы делятся на активные и пассивные.

  • Пассивным нужен отдельный усилитель. Они проще активных, но необходимость в дополнительном оборудовании и наличие только аналогового входа (либо акустический Speakon, либо линейный моно-джек (TRS)) сделали их не особенно популярными. Они встречаются реже, чем активные.
  • Активные мониторы имеют встроенный усилитель, кроссовер и всю схемотехнику для работы, иногда два раздельных усилителя (bi-amp) для каждого динамика (НЧ и ВЧ). На активных мониторах обычно установлены все доступные разъемы и входы: кэнон, джек, тюльпан (XLR, TRS, RCA). Также бывают устройства с цифровыми входами (коаксиальный или оптический – S/PDIF и AES/EBU).


Достоинства активных мониторов:

  • универсальны в применении;
  • их легко подключать;
  • не нужно настраивать отдельный усилительный тракт;
  • можно настроить характеристики монитора под конкретное помещение;
  • выверенная заводом схемотехника. Она не дает перегореть усилителям и динамикам.

Недостатки активных мониторов:

  • много проводов к каждому монитору (как минимум сетевой и сигнальный);
  • сложный ремонт;
  • невозможность аппаратного управления громкостью с рабочего места звукорежиссера.

Почти все мониторы имеют фазоинвертор для усиления низкочастотной составляющей – специальное отверстие с трубой в корпусе монитора. Оно помогает вывести избыточное давление, которое создает НЧ-динамик в ограниченном пространстве корпуса. Фазоинверторы бывают разных формы и размеров. Они располагаются на передней или задней панели монитора.


Обычно в студиях бывает три мониторных линии: мониторы ближнего, среднего и дальнего полей.


  • Мониторы ближнего поля (полочные). Самый распространенный тип. Их устанавливают на столе или на специальных стойках перед звукорежиссером. Они хорошо передают средние и верхние частоты. Их используют для сведения треков и монтажа рабочей фонограммы.


  • Мониторы среднего поля. Помогают выстроить панораму и пространственные эффекты, которые плохо слышны на ближних мониторах. Позволяют прослушать выстроенное сведение вместе с низкими частотами (последних практически нет в ближних мониторах). Некоторые модели мониторов (обычно трехполосные) могут использоваться для мастеринга аудиоматериала.


  • Мониторы дальнего поля. Позволяют прослушать общую картину сведенной композиции (и целого альбома) на всех уровнях громкости и во всем диапазоне частот. В основном используются в больших аппаратных, для танцевальной музыки и на мастеринге аудиоматериала.


Критерии выбора оборудования

1. Если у вас ограниченный бюджет или небольшое помещение (например, домашняя студия), то вы можете остановиться на сочетании: мониторы ближнего поля и сабвуфер для низких частот. Но при этом не пожадничайте и купите специальные демпфирующие стойки, предотвращающие нежелательные вибрации и резонансы при прослушивании материала. В качестве альтернативы можно рассмотреть вибро- и звукоизолирующие демпферы. Их размещают между монитором и столом.

2. Возможно, вы удивитесь, но выбор мониторов зависит от стиля музыки, которую нужно воспроизводить. Например, электронная и танцевальная музыка хорошо звучит на мониторах KRK и ROLAND, «живой» звук (рок, барды, фолк, этно) – на DYNAUDIO, YAMAHA и MACKIE, джаз и классика – ADAM, JBL, TANNOY.

3. По законам физики чем больше динамик НЧ, тем лучше отдача по низам. Наиболее реалистичная звуковая картина вырисовывается при использовании НЧ-динамиков более 8 дюймов.


4. Твиттеры ВЧ делятся на ленточные и купольные. Первые лучше передают высокие частоты и не утомляют слух. Но и стоят они дороже обычных купольных.

На студийных мониторах лучше не экономить. Их качество и функционал растут пропорционально цене.

Как выбирать студийные мониторы?

1. Прослушайте на них пару-тройку музыкальных композиций в «вашем» стиле (в том, с которым будут работать мониторы) и максимально хорошем качестве. Также запаситесь несколькими тестовыми дисками: они помогут выявить нюансы, которые человеческое ухо не воспринимает.

2. Определитесь с типом и местоположением мониторов, чтобы в магазине смогли смоделировать вашу расстановку. Идеальная схема расположения мониторов ближнего поля – по углам равнобедренного треугольника. Динамики мониторов должны быть направлены на ваши уши.


3. Определяемся с расположением фазоинвертора. Если ваши мониторы будут стоять вплотную к стене, нужно выбирать модели с фазоинвертором на передней панели. Если же расстояние от задней панели мониторов до стены не менее 30–40 см, фазоинвертор может быть расположен сзади.

4. Монитора мощность – это не главный показатель. Может оказаться, что на мощности в 30–50 Вт вы услышите те нюансы, которые с трудом выдавала ваша домашняя акустика на пределе своих возможностей.

5. Смотрим на размер НЧ-динамика. Чем он больше, тем лучше отдача по низам. При этом помните, что вы приобретаете мониторы ближнего поля, а не сабвуфер. Не ждите от них выдачи полного низкочастотного спектра. Позже купите себе отдельный сабвуфер для этих целей.

7. Вес монитора. Желаете не напрягаться и выбираете более легкую модель? Зря. Чем тяжелее монитор, тем он устойчивее.

8. Смотрим на бренд. Наиболее часто в студиях встречаются мониторы KRK, ADAM, ALESIS, YAMAHA, JBL, MACKIE, EVENT, GENELEC и реже – M-AUDIO, BEHRINGER, ESI, AXELVOX, E-MU, INFRASONIC, SAMSON, ALTO.

9. Количество различных регулировок: чем их больше, тем точнее можно подстроить монитор под акустические особенности помещения. Наличие встроенного DSP-процессора с возможностью программной подстройки – это очень круто и дорого.


10. Оптимальные технические характеристики для мониторов ближнего поля: мощность в 100 Вт, диапазон частот 50–20 000 Гц, НЧ-динамик на 6–8 дюймов.

Настройка студийных мониторов

1. Подстраиваем мониторы под акустические особенности помещения, ищем резонансную частоту комнаты и уменьшаем ее влияние (если мониторы это позволяют).

2. Настраиваем громкость.

3. Подстраиваем мониторы под свои предпочтения: выполняем настройку верхних и нижних частот.

4. Заключительный этап: привыкание к звучанию новых мониторов и к тому, как должна звучать грамотно сделанная музыка именно на этих устройствах.

И еще несколько правил работы со студийными мониторами:

  • Начните работать с малой громкости: большинство мониторов уже при 10–20 Вт могут дать то, ради чего их покупали. В мониторах важнее плотное звуковое давление, чем уровень громкости.
  • Не забывайте, что динамики мониторов должны быть направлены прямо вам в уши, от этого во многом зависит общее восприятие звуковой картины.
  • Делайте перерыв в работе каждые 1–2 часа, берегите уши.
  • Не полагайтесь полностью на картину, данную мониторами, особенно в области низких частот. В любом случае прослушайте получившийся результат в наушниках либо с помощью домашней бытовой акустики.
  • Берегите динамики от грязи и пыли, не касайтесь их пальцами, используйте защитные решетки для мониторов и специальные кисточки для смахивания пыли.
  • Многие мониторы очень прилично нагреваются во время работы, поэтому охлаждающая система должна работать исправно. Не перекрывайте к ней доступ воздуха.
  • Не пересекайте сетевой кабель монитора с сигнальным, это может отрицательно сказаться на звучании (появятся помехи от сети).
  • Берегите мониторы: не роняйте их, не ставьте сверху ничего постороннего и не опирайтесь на них.
  • Соблюдайте определенный порядок: сначала включите мониторы в сеть, потом, через секунд 10, включайте звук. При выключении – обратная последовательность.

Звучание студийных мониторов (детальное и разборчивое) зависит от цены оборудования. Чем оно дороже, тем больше покажет недостатков, которые вы допустили при записи или при сведении треков. Иногда это того стоит. В любом случае решать и выбирать именно вам.