Гигиенические требования к организации занятий с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. I. Санитарно-гигиенические требования при работе на ПК

31.01.2019

Сегодня без использования компьютеров не обходится практически ни одна организация нашей страны. В то же время приходится констатировать как факт: сам по себе компьютер не без основания является одним из факторов производственного «риска» . Интенсивность и однообразие работы, достаточная нагрузка для зрения, электромагнитное излучение, электростатическое поле, эмоциональные перегрузки – все это может не лучшим образом отражаться на здоровье человека. И уменьшить опасность тут возможно только при строгом исполнении определенных правил . Причем, согласно словам начальника управлении охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Леонида Граковича, подобные правила не имеют исключений – они касаются как субъектов хозяйствования разных форм собственности, так и индивидуальных предпринимателей.

Одно место. Шесть «квадратов»?

Первый и чуть ли не первый вопрос – где можно использовать компьютеры ? Между тем, говорит Леонид Гракович, на этот счет существуют довольно конкретные нормы. Так, ПК необходимо установить на столе, где достаточно места не только для монитора и клавиатуры, но и также – для размещения документов. При этом расстояние от края стола до клавиатуры не может быть менее 30 см, а от экрана монитора до работника – менее 50 сантиметров. Сам монитор должен находиться на уровне глаз . Кроме того, нелишне заметить: недопустимо размещать системный блок в «закрытой» мебели или непосредственно на полу. А обязательное требование к розетке – наличие заземления .

Не менее важное правилодоступ свежего воздуха и наличие в помещении естественного освещения . При этом последнее должно попадать на рабочее место сбоку и желательно – слева. Кстати, в связи с этим есть следующий запрет – на организацию «компьютерной деятельности» в подвалах. И исключение здесь можно сделать только с разрешения санитарно-гигиенической службы.

Дальше. Корпус ПК, а также клавиатура должны быть одноцветными и ни в коем случае не блестеть . Плюс ко всему, напоминают в министерстве, в организациях любой формы собственности категорически запрещается использование компьютерной техники без свидетельства государственной гигиенической регистрации .

И еще. Стоит отметить, что в помещении, где работает несколько человек, нельзя ставить мониторы по принципу «экран к экрану» . Причем расстояние от задней части одного монитора к экрану второго не может быть менее чем два, а между боковыми поверхностями мониторов – менее 1,2 метра. Одновременно при выполнении творческой работы, которая требует значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, стоит изолировать рабочие места перегородками высотой 1,5 – 2 метра. К тому же определено, что на каждое «компьютеризированное» место должно припадать по крайней мере 6 квадратных метров помещения . Потому что в обратном случае считается – ПК может оказывать негативное влияние на коллег по работе.

Через два часа – перерыв

Работники, которые постоянно имеют дело с компьютером, должны проходить обязательные предварительные медицинские осмотры и, соответственно, не иметь противопоказаний. К работам, связанным с ПК, не должны допускаться беременные женщины и женщины, которые кормят маленьких детей грудью.

Что до остальных категорий, то для них никаких ограничений фактически нет. Однако здесь же необходимо помнить – постоянную работу за компьютером ни в коме случае нельзя исполнять без регламентированных перерывов . Причем при 8-часовой смене перерывы на 15-20 минут должны делаться через каждые два часа работы. А в последние четыре часа 12-часовой смены – через каждые 60 минут.

К слову, чтобы снять напряжение и усталость, во время регламентированного перерыва можно заняться каким-нибудь другим делом. А еще лучше – сделать несколько нехитрых упражнений . К примеру, закрывать и открывать глаза, «поводить» взглядом по кругу или по условной диагонали.

Воздействие ПК на здоровье в любой ситуации много в чем зависит от самого работника, - продолжает Леонид Гракович . – И речь не только о том, насколько такой работник исполняет режим труда и отдыха. Не менее важно придерживаться и других правил. Скажем, не курить в помещениях за компьютерами, делать регулярную уборку, в конце концов, не начинать исполнять свои профессиональные обязательства на машине, в которой «дрожит» или мигает экран монитора. В последнем случае необходимо сразу же сообщить непосредственному руководителю или лицу, которое занимается техническим обслуживанием оборудования.

«Опасность» требует подтверждения

В качестве своеобразной «компенсации» за постоянную занятость за компьютером работник может получить до 7 дополнительных дней трудового отдыха . А также доплату. В зависимости от степени вредности, за каждый час «особенной» работы размер такой доплаты составляет от 0,1 до 0, 31 процента от тарифной ставки І разряда, которая принята в конкретной организации. Причем минимальный «пункт отсчета» в данном случаетарифная ставка І разряда бюджетников.

Правда, рассчитывать на дополнительный отпуск и доплату можно только при двух условиях. Первое из них – непосредственная и «полная» занятость на компьютере, иначе говоря, занятость продолжительностью не менее чем 50 процентов от всего рабочего времени. А условие второе – подтверждение фактора «вредности» определенного места результатами специальной аттестации.

Кроме проведения соответствующих замеров и констатации «вредности», во время аттестации должны разрабатываться мероприятия по доведению условий труда до норматива, - отмечает Леонид Гракович. – Однако как раз здесь и возникает разве что не самая значительная проблема. Практика показывает, что часто после сложения плана мероприятий по сущности не делается ничего. Как нанимателей, так и работников полностью устраивает вариант доплат. И это при том. что иногда для создания безопасных условий труда требуется не так и много – установить современную компьютерную технику с жидкокристаллическими мониторами.

Сергей ГРИБ , газета "Звязда", 2007 год.

Компьютер и мобильник - подальше от беременных

Любое достижение прогресса не только упрощает нашу жизнь, но и заставляет расплачиваться за это хорошим самочувствием. Нет смысла запугивать будущих мамаш пагубным влиянием компьютеров, мобильников и т.д., и все-таки несколько полезных советов дать можно.

По словам медсестры 23-й детской городской поликлиники г. Минска Ирины Шевцовой , прежде всего надо договориться со своим начальством об установке современного, наиболее безопасного компьютера . Сведем время работы за ним, а значит, время, когда подвергаетесь электромагнитному облучению, к минимуму. Это особенно важно на начальной стадии беременности. Помните, что утверждение обывателей о безопасности ноутбуков не соответствует действительности. Ноутбук хоть и в меньшей степени, чем стационарный компьютер, но также генерирует излучение. Крайне неразумно класть ноутбук на колени , в непосредственной близости к животу, и проводить за просмотром фильмов или прослушиванием музыки по 2-3 часа в день. Куда более полезно посвятить это время прогулкам в парке.

Воспринимайте мобильный телефон как средство экстренной связи , пользуйтесь им тогда, когда действительно необходимо решить важные вопросы. Как показывает практика, многочасовые беседы с подругами по мобильнику в большинстве случаев лишены рационального смысла. Избавьтесь от вредной привычки использовать мобильный телефон в качестве будильника, - положив его на прикроватную тумбочку. Доверьте дело пробуждения нормальному будильнику-часам. Медиками до конца не изучено, насколько опасен мобильный для плода, однако Всемирная организация здравоохранения рекомендует беременным свести к минимуму время пользования этим достижением техники.

ФБГУ «Научный центр здоровья детей»

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Гигиенические требования к организации занятий с использованием средств информационно-коммуникационных технологий

Москва, 2012

В то же время наличие электростатического поля в пространстве вокруг компьютеров приводит, в том числе, к тому, что пыль из воздуха оседает на клавиатуре и затем проникает в поры кожи работающего, вызывая обострения заболеваний кожи. Как показывает опыт использования компьютеров в образовательных учреждениях, обеспечить нормальную электромагнитную обстановку в компьютерном классе удается далеко не всегда. При неверной общей планировке учебного помещения, неоптимальной разводке питающей сети и контура заземления собственный электромагнитный фон помещения может оказаться настолько сильным, что обеспечить на рабочих местах пользователей компьютера выполнение требований санитарных правил не представляется возможным ни при каких ухищрениях в организации самого рабочего места и ни при каких даже самых безопасных компьютерах.

По результатам проверок Роспотребнадзора можно утверждать, что неправильная расстановка техники в компьютерных классах и отсутствие заземления по-прежнему являются ведущими причинами высоких уровней электромагнитных излучений (ЭМИ). Нарушение допустимых уровней ЭМИ характерно для 20-45% детских образовательных учреждений целого ряда регионов России.

Профилактика утомления . Практически нерегламентированное использование возможностей компьютерной техники, свидетелями которого мы являемся, рождает новые и достаточно непростые проблемы, связанные с безопасным для здоровья детей ее использованием. В этой ситуации речь идет, прежде всего, о накоплении зрительного и общего утомления, увеличении статических нагрузок и, как следствие, еще более выраженной гипокинезии учащихся.

Чем опасны длительные зрительные нагрузки для ребенка? Прежде всего, тем, что вызывают напряжение цилиарной мышцы глаза, которая, сокращая и растягивая хрусталик, «отвечает» за четкость изображения на сетчатке глаза. Ослабление этой мышцы приводит к развитию близорукости или миопии. Это патология зрения, при которой глаз хорошо различает предметы, расположенные на близком расстоянии, и плохо предметы, удаленные от него. Миопия, по свидетельству офтальмологов , наиболее частый дефект зрения, а ее осложнения - одна из главных причин инвалидности вследствие заболевания глаз у лиц молодого возраста. За последние десятилетия миопия заметно помолодела, появились новые факторы риска развития этой патологии.

Причин, которые способствуют столь быстрому росту близорукости у детей немало: наследственность, малоподвижный образ жизни, неполноценное питание и другое. Однако ведущей причиной специалисты называют большие зрительные нагрузки и условия, при которых выполняется зрительная работа. Учебные занятия и в «докомпьютерную эру» способствовали снижению зрения. Недаром близорукость числится одной из главных среди «школьных» болезней. Сегодня коренным образом меняется характер учебной и досуговой деятельности детей: на фоне повышения объема зрительных и интеллектуальных нагрузок, психоэмоционального напряжения снижается двигательная активность детей уже на этапе дошкольного детства. Приобщение детей к занятиям за компьютером наряду с несомненными достоинствами и богатыми познавательными возможностями врачами рассматривается как серьезный фактор риска нарушения их здоровья.

По мере увеличения школьного стажа растет число детей, у которых особенно в выходные и каникулярные дни непрерывная продолжительность занятий за компьютером превышает 2 часа. По нашим данным количество детей-пользователей Интернета к окончанию начальной школы достигает 80%. Столь интенсивный характер практически повседневного использования персональных компьютеров без соблюдения безопасных регламентов его продолжительности сопровождается проявлениями утомительного воздействия для юных пользователей компьютера. Более половины младших школьников указывают на утомительность для них занятий за ПК. Проявляется же утомление, в первую очередь, нарушениями в работе органов зрения – подавляющее большинство опрошенных (более 83%) фактически описывают жалобы, характерные для так называемого «компьютерного синдрома»: усталость глаз, боли в области глаз, ощущение мельканий, песка в глазах, слезотечение и др. Значительная часть детей указывает на усталость спины, головные боли и чувство тяжести в голове. Кроме того, в качестве дискомфортных состояний, сопровождающих работу за ПК, дети указывали сонливость, боли в руках, чувство голода. Нарушения сна после компьютерных занятий в вечерние часы отметили у себя более16% детей.

Практически все исследователи отмечают, что занятия с использованием компьютеров приводят к напряжению центральной нервной системы, зрительного анализатора и более выраженному утомлению школьников по сравнению с занятиями, на которых компьютерная техника не применялась. Этой проблемой обеспокоены не только медики, но и педагоги и психологи. Так, директор Института информатизации образования РАО (2006) указывает на значительные трудности и возможные негативные последствия психолого-педагогического и медицинского характера, связанные с вольным или невольным нарушением или пренебрежением пользователями режимами работы, которые необходимо соблюдать в процессе применения средств ИКТ. По ее мнению, «не менее, а скорее более опасны последствия психологического характера, связанные с активным вторжением в естественный внутренний мир человека искусственных, иллюзорных впечатлений от виртуальных объектов, сюжетов «экранной реальности».

Согласно современным представлениям рациональное применение технических средств в учебном процессе способствует активации умственной деятельности учащихся, оказывает благоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние и работоспособность, что особенно важно для детей, имеющих низкий исходный уровень работоспособности и низкую мотивацию к учебной деятельности.

Однако активизация познавательной деятельности ученика, которая необходима для формирования оптимального тонуса центральной нервной системы и успешной учебной деятельности, не должна переходить в другую крайность - интенсификацию деятельности, приводящей к переутомлению. И важным инструментом в профилактике этих негативных последствий должна быть регламентация использования компьютерной техники в учебных и досуговых занятиях детей.

Утомительность занятий с использованием компьютеров зависит, главным образом, от длительности работы с ними и ее интенсивности. Интенсивность учебной деятельности определяют по показателю общей плотности урока (отношение времени, в течение которого учащийся занят учебной работой, ко времени всего занятия, выраженное в процентах), которая не должна быть выше 80%.

Установлено, что непрерывная длительность работы на уроке непосредственно с компьютером, оснащенном монитором с электронно-лучевой трубкой, не должна превышать:

Для учащихся в I - IV классах - 15 минут;

Для учащихся в V - VII классах - 20 минут;

Для учащихся в VIII - IX классах -25 минут;

Для учащихся в X - XI классах - 30 минут.

Если для занятий используются компьютеры с жидкокристаллическим монитором, который обеспечивает более благоприятные условия для зрительной работы, время непрерывной работы для детей всех возрастов может быть увеличено на 5 мин. Обращаем внимание на тот факт, что утомительность компьютерных занятий в значительной мере обусловлена их интенсивностью. Работа в условиях ограничения времени, навязанный темп работы за монитором ускоряют развитие утомления даже при использовании более совершенных мониторов.

Внеучебные занятия (дополнительное образование) с использованием компьютеров рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся в II-V классах не более 60 минут; для учащихся VI классов и старше - не более 90 минут.

Оптимальное количество занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня для обучающихся I - IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V – VIII классах – 2 урока, для обучающихся в IX - XI классах –3 урока.

Следует иметь в виду, что при прочих равных условиях степень утомления после уроков с компьютером выше у детей с миопией и со сниженным запасом аккомодации.

Проявления утомления при работе на компьютере имеют свои особенности: несовпадение субъективной и объективной оценок состояния организма и индивидуальный характер проявления утомления. Для педагогов важное значение имеют внешние признаки утомления школьников, определение которых доступно в процессе занятий. Эти признаки у детей младшего школьного возраста проявляются в склонении головы на бок, в опоре на спинку стула, задирании ног с упором в край стола, в частых отвлечениях, разговорах, переключении внимания на другие предметы и др.

В ходе занятий с использованием персональных компьютеров для профилактики переутомления детей и подростков необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:

Выполнять упражнения для глаз через каждыеминут работы с компьютером (приложение 2); а при появлении зрительного дискомфорта, выражающего в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т. п., упражнения для глаз проводить индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;

Для снятия локального утомления должны осуществлять физкультурные минутки целенаправленного назначения (приложение 1);

Для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног, следует проводить физкультпаузы.

Комплексы упражнений следует менять через 2 - 3 недели.

Полезную информацию для снятия зрительного утомления приводит английская исследовательница М. Корбетт: «Цивилизация лишила наши глаза даже того минимума внимания, которое мы еще оказываем своим ногам, чувствуя физическую усталость, мы норовим присесть или прилечь. Ощущая зрительное утомление, мы продолжаем напрягать глаза чтением, кинофильмами телевизором или компьютером. Но следует помнить, что наши ладони представляют собой превосходный инструмент для защиты глаз». Действительно, если пальцы рук, сложенные вместе, перекрестить в центре лба, то ладони как раз накроют глазные впадины, полностью исключая доступ света и при этом не будут сжимать глазные яблоки, оставляя возможность свободно двигать веками. Во время такого отдыха органов зрения, т. е. в период прекращения к ним доступа света, происходит химическое восстановление рецепторов глаза и расслабление мышечных волокон, перенесших напряжение после интенсивных потоков образов. Подобное искусственное затмение, «пальминг», являясь одним из лучших упражнений для глаз, ускоряет процесс расслабления глазных мышц и улучшает кровообращение. Двухминутный «пальминг» восстанавливает функциональные свойства сетчатки глаза.

Известно, что возможности детей одного и того же возраста могут существенно различаться. Это относится и к выносливости нагрузок, в том числе и занятий за компьютером. Утомительность занятий во многом зависит от их содержания, навыков общения, увлеченности, самочувствия и др. Увлеченность, положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление. Но наши наблюдения показали, что нередко дети, особенно младшего возраста, еще не могут объективно оценить свое самочувствие. Так, например, в наших исследованиях 20% детей отметили утомление после занятий с компьютером, в то время как результаты объективных исследований выявили, что таких детей было гораздо больше.

В каждом конкретном случае, когда речь идет об утомлении в процессе занятий с использованием компьютерной техники, следует иметь ввиду, что степень утомления определяется различным сочетанием факторов, его формирующих. Эти послужило поводом для разработки специального компьютерного теста, с помощью которого можно осуществлять индивидуальную экспресс-диагностику, которая заключается в следующем. Приступая к занятиям на компьютере, ребенок предварительно выполняет тестовое задание. В данном случае компьютер выполняет роль не только технического средства обучения, но и диагностического прибора, что позволяет использовать этот новый методический прием для профилактики утомления ребенка как на занятиях в образовательных учреждениях, так и дома. Тестовое задание заключается в правильном воспроизведении цифровой информации, которая предъявляется на экране компьютера. Компьютер интегрирует различные показатели: правильность ответов, скорость реакции и помещает значения этих показателей в банк данных . Они характеризуют исходный уровень работоспособности. При каждом последующем обращении к компьютерному тесту в процессе занятий происходит сравнение результатов тестирования - величины интегрального показателя с исходным его значением, что позволяет судить о том, как меняется работоспособность пользователя компьютером. Если работоспособность снижается, то на экране компьютера появляется рекомендация, советующая сделать перерыв, отдохнуть, или вовсе прекратить занятия. Использование этой экспресс-диагностики позволяет индивидуализировать режим работы за компьютером в зависимости от устойчивости пользователя ПК к развитию утомления. Эта устойчивость может быть различной в зависимости от самочувствия ребенка, изображения информации и характера выполняемой на компьютере работы, условий в которых она проходит и т. д.

Процент совпадений результатов компьютерного тестирования и традиционных методов, как показали наши расчеты, довольно высок (86,2-95,4%).

Дети и подростки с удовольствием отдают свое время игровым компьютерным занятиям. Многие из них готовы часами погружаться в виртуальный мир игры, в “кнопочные” соревнования, одержимые желанием “победить компьютер”. Сегодня в мире существует мощная индустрия по производству компьютерных игр. Огромное количество фирм борются между собой за первенство на рынке, создавая красивые и увлекательные, хитрые и замысловатые, агрессивные и кровожадные игрушки для мальчиков и девочек. Эти игры дают возможность почувствовать себя участником острых коллизий. Однако психика детей очень неустойчива, поэтому чрезмерное увлечение компьютерными играми может стать причиной очень тяжелых последствий – развивается повышенная возбудимость, снижается успеваемость, их интерес концентрируется главным образом на компьютере. В отличие от взрослых, которые видят в этих играх возможность переключить внимание с жизненных проблем на безобидную игру, дети скорее ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания. Психологи предупреждают о “наркотизирующем”, затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребенка под их воздействием. Все эти проблемы необходимо обсуждать с родителями детей, вооружая их необходимой информацией для выстраивания рациональной тактики использования компьютера в домашних условиях.

Серьезную нервно-психическому здоровью подростков угрозу, на наш взгляд, представляет компьютерный спорт – соревнования подростков в компьютерных играх. Полагаем, что к спорту это имеет весьма косвенное отношение. Увеличение возможностей общения с компьютером (и в школе, и дома), снижение возраста приобщения детей, несомненно, имеет и свои негативные последствия. Среди них вопросы интернет-зависимости, которые сегодня широко обсуждаются на страницах педагогических, психологических и медицинских изданий.

Согласно результатам анкетирования, правила безопасного для здоровья общения с компьютером соблюдают 51,4% учеников младших классов. Однако эти данные являются весьма сомнительными, т. к. обнаружено, что дети не осознают разницы между безопасным общением с компьютером как с техникой и занятиями за компьютером как видом деятельности , потенциально опасным для собственного здоровья.

В этой связи, задача школы, на наш взгляд, состоит не только в обучении навыкам пользования, раскрытии для своих воспитанников всех возможностей нового технического средства обучения, но обучении культуре пользования, навыкам безопасного общения с компьютером.

Как уже было указано выше, после работы за дисплеем нередко возникает утомление глаз, крайне неприятное для человека. У детей же по понятным причинам оно наступает раньше. Каждым благом нужно уметь пользоваться. Это требование в полной мере относится и к компьютеру. Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе. Поэтому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но правилам безопасного общения с ним. Задача педагога обучить и воспитать полезную привычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления, профилактику близорукости.

Профилактика компьютерной зависимости Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки. Дети с хрупкой психикой стремятся уйти в мир фантазий и игры. Чтение книг и творчество требуют усилий. А в компьютерных играх все просто, создается впечатление собственного могущества. Причин ухода подростков в виртуальную реальность немало. Это и жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх, и безнадзорность, которая стала в современных условиях довольно распространенным явлением. Необходимость обеспечить семье приемлемый уровень существования и пропитания заставляют работать всех членов семьи, а «воспитателем» ребенка становится компьютер. Подростки и дети не имеют еще необходимых психологических механизмов сопротивляться соблазнам виртуальной реальности, и начинает формироваться игровая зависимость : компьютер начинает управлять жизнью ребенка. Психологи уже определили признаки компьютерной зависимости, которые мы приводим:

Когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;

Если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;
ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;
ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;

Подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;
сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;

Чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;

Прием пищи происходит без отрыва от компьютера;
когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;
происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;
ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;
он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.
Со временем появляются жалобы на самочувствие, главным образом, головные боли, боли в области глаз, запястий, позвоночника и др. Световые вспышки на компьютерном экране могут провоцировать судороги, эпилептические припадки.

Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно сохранять эти рамки. Количество времени нужно выбирать исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, не стоит мешать ребенку познавать мир постепенно и без вмешательства искусственного интеллекта. А, уже начиная с 5 до 7 лет, ребенку можно начинать знакомиться с компьютером, но желательно не более 15 – 20 мин. с перерывами. При этом надо объяснить ребенку, что реальная жизнь и герои компьютерных игр – две разные вещи, не совместимые между собой. С 7 лет ребенок может самостоятельно отличить виртуальный образ игры от реального. После 12 лет наступает наименее тревожный период, так как ребенок может различать образы различных реальностей. Но это всего лишь усредненные данные, всегда нужно исходить из конкретных личностных особенностей. И самое главное – создание атмосферы доверия в семье, умение выслушать ребенка, дать почувствовать, что у него есть надежный тыл.

Санитарное состояние учебных помещений . Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета). Ежедневно проводят влажную уборку с использованием соды, мыла или синтетических моющих средств , желательно при открытых окнах или фрамугах.

При двухсменном обучении уборку проводят дважды. Моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы). Генеральную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств проводят один раз в месяц в конце учебного дня в кабинете обязательно проводят влажную уборку. Чистку осветительной арматуры светильников необходимо проводить не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.

Корпус компьютера – это настоящий «пылесборник, поэтому при интенсивной эксплуатации в корпусе системного блока и на поверхности внутренних его компонентов скапливается значительное количество пыли. Это приводит к накоплению статического заряда, что может способствовать выходу компьютера из строя. Поэтому совершенно необходимо не менее одного раза в год проводить профилактическую чистку от пыли внутренних компонентов системного блока с полной разборкой. Не реже, чем раз в неделю, необходимо протирать экран монитора, корпус системного блока и другие устройства, входящие в состав рабочего места от пыли, используя для этого мягкую ткань и специальные средства для ухода за компьютерной техникой. Клавиши на клавиатуре довольно быстро загрязняются, поэтому их регулярно необходимо протирать. Важно следить за тем, чтобы вода не попала внутрь клавиатуры.

Гигиенические требования к использованию интерактивной доски

Интерактивные педагогические технологии предполагают такую организацию обучения, в которой невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе познания. В последние годы арсенал ТСО пополнила интерактивная доска, которая относится к числу наиболее современных технических средств, широко использующихся не только в странах Европы и Америки, но и в России. Электронная доска работает в режиме диалога с пользователем и позволяет управлять процессом обучения, обеспечивая его интерактивный характер. Более 90% российских пользователей интерактивных досок находится в образовательном секторе. Первые такие доски в российских школах появились несколько лет назад, но сегодня уже достаточно большое число школ имеет их в своем распоряжении. Причиной их востребованности является не только технология, способная заменить традиционную школьную доску с тряпкой и мелом, но и широкая возможность ее использования на всех ступенях школьного обучения, удобство визуализации текстовой и графической информации с последующей корректировкой и сохранением на электронных носителях.

Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Поверхность доски, на которую проецируется изображение, является чувствительной и позволяет использовать ручку (или даже палец), чтобы рисовать, писать на самой доске и управлять работой компьютера, к ней подключенного. Принцип работы интерактивной доски основан на следующем: сначала компьютер посылает изображение хранимой в нем информации видеопроектору; видеопроектор передает изображение на проекционный экран, который способен работать и в качестве монитора и как устройство ввода данных . Последнее обеспечивает ее интерактивность.

Важное значение имеет размер интерактивной доски. Согласно существующим требованиям, диагональ доски должна быть не менее 1900 мм, а размер активной поверхности – не менее 1560х1100 мм. Аппаратное разрешение – не ниже 4000х4000 точек. Активная поверхность доски должна быть износостойкой, твердой, матовой и антивандальной. Важное требование – работоспособность доски должна сохраняться даже при частичном повреждении ее активной поверхности.

При выборе места для интерактивной доски нужно руководствоваться теми же соображениями, что и в случае с обычной или маркерной. Она должна размещаться на той же высоте, быть хорошо видна и легкодоступна. Если для работы интерактивной доски используется проектор, его размещение должно быть таким, чтобы исключить попадание луча проектора в глаза работающему у доски человеку. Яркость проектора должна обеспечивать высокую четкость изображения, поскольку полное затемнение учебного помещения невозможно. Следует предусмотреть, чтобы тень от работающего не попадала на доску. Не менее важен и низкий уровень шума, производимого вентилятором проектора.

Электронная доска нередко используется и в качестве маркерной доски. Однако у такого типа досок есть существенный недостаток – их гладкая поверхность бликует, что ухудшает условия рассматривания размещаемой на ней информации.

Использование интерактивной доски предъявляет особые требования к созданию в учебных помещениях комфортных условий для восприятия подаваемой с ее помощью информации. Размещение интерактивной доски должно обеспечивать благоприятные условия для зрительной работы учащихся. Учитывая наличие в классной комнате и традиционной (меловой) учебной доски, предпочтение следует отдавать не стационарным, а передвижным интерактивным доскам, которые можно разместить так, что величина угла рассматривания будет соответствовать гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски необходимо позаботиться о затемнении окна (окон), ближайшего к доске. Это позволит исключить засветку доски солнечным светом, а также ее бликование.

Педагог, использующий в своей практике интерактивную доску, должен обладать представлениями об эргономических требованиях к оформлению экранной информации (размер и гарнитура шрифта, цветовые решения, сочетание шрифта и фона и др.). Наши наблюдения на школьных уроках с использованием интерактивной доски показали, что педагоги пренебрегают соблюдением даже самых очевидных на уровне здравого смысла требований, например: желтый шрифт на белом фоне, черный шрифт на сером фоне, малый размер используемого шрифта, одновременное применение большого количества различных цветов и др. Предъявляемая на доске информация должна быть четкой, хорошо различимой для всех учащихся независимо от удаленности от доски.

Безопасная длительность применения интерактивной доски на уроке в 1-3-х классах составляет не более 20 минут, а начиная с 4-го класса – не более 30 минут. Для профилактики зрительного утомления у детей работу с интерактивной доской следует чередовать с другими видами учебной деятельности и физкультминутками. Если доска не используется, следует ее выключать, чтобы светящийся экран не находился в поле зрения учащихся.

Современная жизнь без мобильного телефона практически невозможна. Человек привык постоянно быть на связи. Первый мобильный телефон ребенку обычно покупают, когда он идет в первый класс или переходит в старшие классы и начинает ездить в школу один. Но насколько телефоны безопасны для детей ? В Бангладеш законодательно запрещено пользоваться мобильниками до достижения 16 лет. Министерство здравоохранения Франции настоятельно рекомендует родителям контролировать использование мобильных телефонов детьми, так как растущий организм ребёнка более восприимчив к воздействию электромагнитного излучения.

В большинстве европейских стран запрещена продажа сотовых телефонов для малышей, а пользоваться мобильниками разрешается лишь с 8 лет. Не продаются на территории этих стран и игрушечные сотовые телефоны, так как они с раннего детства приучают пользоваться этими устройствами.

Более того, Управление исследований Европейского парламента предлагает для стран-членов Евросоюза ввести запрет на использования сотовых телефонов детьми вплоть до подросткового возраста. Министерство здравоохранения Израиля рекомендует всем, независимо от возраста, пользоваться гарнитурой и ограничивать разговоры в зоне плохого приёма.

Влияние электромагнитного излучения мобильных телефонов на организм взрослого человека окончательно не изучено, но имеются данные о вредном воздействии магнитного поля и излучаемых телефонами радиоволн. Радиоволны могут в незначительной степени разогревать ткани, а сильный радиочастотный сигнал способен влиять на биохимические реакции в клетках и внутриклеточный обмен веществ. Особенно вызывает волнение вероятность того, что могут пострадать дети. Ведь организм ребёнка вообще более чувствителен к любому воздействию.

Предполагается, что наибольший вред здоровью может нанести электромагнитное излучение, исходящее из спрятанной под корпусом телефона антенны. И здесь стоит учесть, что детский организм поглощает в 2-4 раза больше этого излучения, чем взрослый. Эти цифры были получены в результате исследования, для которого использовались макеты детских голов, полностью повторяющие размеры, формы и такие характеристики, как проводимость.

Окончательный вывод о безопасности мобильного телефона или последствиях его использования пока не сделан. Однако, ученые разных стран приходят выводу, что мобильный телефон небезопасен для здоровья ребенка. Стандарты безопасности сотовых телефонов разрабатываются в расчете на взрослого человека, а у ребенка тоньше кости черепа, мозговая ткань обладает большей проводимостью, поэтому электромагнитное поле оказывает более интенсивное влияние на детский организм. Наибольшую опасность для организма несет в себе высокочастотное излучение сантиметрового диапазона, в самом начале которого находится мобильная связь. Непосредственным источником излучения в мобильном телефоне является антенна.

Костная ткань их черепа намного тоньше и чувствительнее, чем у взрослых. При воздействии электромагнитных лучей, меняется биоэлектрическая активность мозга, которая отвечает за собранность, концентрацию внимания и, в общем, действует на состояние нервной системы. Установлено прямое воздействие электромагнитных полей сотовых телефонов на периферические рецепторы вестибулярного, слухового и зрительного анализаторов, биологически активные точки уха. Частые и продолжительные разговоры по сотовому телефону могут спровоцировать ухудшение памяти, познавательных способностей, у ребенка могут возникнуть головные боли, нарушения сна, он становится менее устойчивым к стрессовым ситуациям. СВЧ-излучение, которое присутствует в излучении мобильного телефона, нагревает организм (здесь уместна аналогия с СВЧ-печью). Уменьшает нагрев ток крови. К примеру, мозг имеет развитую кровеносную систему, кроме того, он экранирован черепной коробкой, поэтому относительно защищен. Но есть и уязвимые места, так например, хрусталик глаза не омывается кровью и при значительном нагреве мутнеет. Стоит отметить, что СВЧ-мощность телефонов не велика, и до перегрева хрусталика дело не доходит. Существуют также и данные, что электромагнитное излучение снижает возможности иммунной системы организма. Поэтому детям, а также беременным женщинам, не рекомендуется пользоваться мобильными телефонами или делать это как можно реже, так как излучение может повлиять на здоровье.

Чем дороже телефон, тем больше вероятность, того, что он оказывает меньшее воздействие на организм человека. Это связано с большей чувствительностью приемника в телефоне, что не только увеличивает расстояние уверенной связи, но и позволяет использовать передатчик меньшей мощности на базовой станции. Но детям, как правило, приобретают недорогие телефоны.

Учитывая все это, педагогам необходимо объяснять детям правила безопасного использования сотового телефона.

1. Разговор по сотовому телефону не должен длиться более 2 минут, а минимальная пауза между звонками должна быть не менее 15 минут. Гораздо безопаснее писать SMS, чем держать трубку возле уха – так что по возможности лучше писать, чем говорить.

2. Держать трубку мобильного телефона нужно на расстоянии от уха, за нижнюю ее часть и вертикально . Затухание радиоволн пропорционально квадрату пройденного расстояния, поэтому, отодвинув трубку от уха всего на сантиметр и увеличив, таким образом, расстояние до мозга вдвое, можно понизить мощность, излучаемую в мозг, в четыре раза.

3. Подносить трубку к уху лучше после ответа на том конце. В момент вызова мобильный телефон работает на максимуме своей мощности независимо от условий связи в данном месте. В то же время через 10-20 секунд после начала вызова излучаемая мощность снижается до минимально допустимого уровня. Моментально прикладывать телефон к уху бессмысленно еще и потому, что первый длинный гудок появляется не сразу.

4. Многие дети часто отправляют SMS-сообщения или излишне увлекаются играми, встроенными в сотовые. Такое регулярное и длительное напряжение на растущие кисть и пальцы может вызывать различные нарушения костей и суставов. Кроме того, играя, ребёнок вынужден рассматривать мелкое изображение, долго смотрит на подсвеченный экран, всё время находящийся на одном расстоянии от глаз. Это является серьезной нагрузкой для глаз и может очень негативно повлиять на зрение.

5. Очки с металлической оправой при разговоре рекомендуется снимать: наличие такой оправы может привести к увеличению интенсивности электромагнитного поля, воздействующего на пользователя.

6. Наконец, есть несколько рекомендаций по хранению и переноске телефонов. Так, специалисты не советуют класть мобильные телефоны рядом с собой во время сна. Также не стоит постоянно держать мобильный телефон при себе, например, в кармане брюк . То есть, контакты с сотовым телефоном стоит ограничить, особенно, если в этом нет никакой необходимости. Носить мобильный телефон лучше в сумке, не стоит держать длительное время сотовый телефон на груди, поясе или в нагрудном кармане.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Упражнения для профилактики развития синдрома запястного канала

1. Сожмите руки в кулак, поддержите в течение 3 секунд, а затем максимально разожмите и подержите 6 сек.

2. Вытяните руки перед собой, поднимите и опустите их.

3. Опишите кончиками пальцем круги, будто бы рисуя букву «О».

4. Сделайте круговые движения большими пальцами сначала влево, потом вправо.

5. Методично надавливайте одной рукой на пальцы другой.

6. Энергично несколько раз встряхните руки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Комплексы упражнений для глаз (профилактика зрительного утомления)

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет Аналогичным образом проводят упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

Вариант 2.

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 - 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 - 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет Повторить 3 - 4 раза.

Вариант 3.

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 - 4, затем налево на счет 1 - 4 и прямо на счет Поднять глаза вверх на счет 1 - 4, опустить вниз на счет 1 - 4 и перевести взгляд прямо на счет Повторить 4 - 5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояниесм, на счет 1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет Повторить 1 - 2 раза.

Туннельный синдром запястья считается профессиональным заболеванием работников, выполняющих монотонные сгибательно-разгибательные движения кисти (программистов, машинистов и др). Болезнь проявляется болью в руках, особенно в кисти правой руки. Причиной возникновения боли является защемление нерва в запястном канале. Защемление может быть вызвано распуханием сухожилий проходящих в непосредственной близости к нерву, а также распуханием самого нерва. Причина - постоянная статическая нагрузка на одни и те же мышцы, которая может быть вызвана большим количеством однообразных движений (например, при работе с мышкой) или неудобным положением рук, во время работы с клавиатурой, при котором запястье находиться в постоянном напряжении.

Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2009 году»

Перед началом работы следует обратить внимание на несколько моментов:

1) не мешают ли опоры для рук работе на клавиатуре;

2) как расположен верхний край монитора по отношению к глазам;

3) какова высота рабочего кресла (эргономика);

4) достаточна ли общая освещенность.

Верхний край монитора должен находиться на одном уровне с глазом, нижний край - примерно на 20º ниже уровня глаза. Дисплей должен быть на расстоянии 40-75 см от глаз. Освещенность экрана следует регулировать так, чтобы она была равна освещенности помещения. При работе с клавиатурой локтевой сустав держат под углом 90º. Каждые 10 мин следует отводить на 5-10 с взгляд в сторону от дисплея (например, в сторону окна). Не рекомендуется работать на клавиатуре непрерывно более 30 мин. При первых признаках боли в руках следует немедленно обращаться к врачу. Организовать работу лучше таким образом, чтобы характер выполняемых операций изменялся в течение рабочего дня.

Защита от излучений . Одной из причин ухудшения состояния здоровья у операторов компьютеров является низкое качество мониторов.

Несколько лет назад для защиты здоровья на мониторы вешали специальные экраны, которые, однако, не всегда ослабляли электромагнитное поле. Так, по данным испытательного центра «Элита» было сертифицировано только два типа фильтров из 200 применяемых, из которых несколько были полностью прозрачными для излучений.

При оценке надежности фильтра необходимо учитывать наличие трех составляющих электромагнитного излучения:



1) электростатического поля, улавливаемого фильтрами практически полностью и снимаемого с них путем заземления защитного экрана;

2) электрической составляющей электромагнитного поля, не улавливаемой фильтрами, которые создают только препятствие для ее прохождения, в результате чего поток огибает фильтр и на расстоянии 1,5-2 м от него опять соединяется;

3) магнитной составляющей, практически не улавливаемой фильтрами (до 5 %).

Важным мероприятием по защите от излучений является оптимальная расстановка компьютеров в рабочем помещении (рис. 10).

Факторы индивидуальной защиты . Факторы индивидуальной защиты подразделяются на три группы:

1) профилактические медикаментозные мероприятия;

2) улучшение условий считывания информации;

3) экранирование оператора целиком или отдельных зон его тела. Выбор факторов индивидуальной защиты зависит от возраста, состояния здоровья и продолжительности работы.

Профилактические медикаментозные мероприятия . Учитывая тот факт, что при работе на компьютере нарушается минеральный обмен, важным профилактическим мероприятием следует считать его нормализацию с помощью специальных напитков. Профилактические напитки рекомендовано применять практически здоровым взрослым операторам при работе не более 8 ч в день. Например, в ТОО «Профиль» был разработан минерализованный напиток «Защита», испытанный совместно с Госсанэпиднадзором России. Изготавливает напиток научно-производственная компания «Комбиотех ЛТД». Его принимают по 50 мл через каждые 3 - 4 ч работы с компьютером.

Улучшение условий считывания информации. Профилактические очки со специальным покрытием были разработаны АО «Лорнет-М» и испытаны Московским НИИ глазных болезней им. Г. Л. Гельмгольца и институтом биохимической физики им. акад. Н. М. Эмануэля. Очки уменьшают утомляемость глаз не менее чем на 25 - 30 %. Их рекомендуется применять всем операторам при работе за компьютером более 2 ч в день, а при нарушении зрения на две и более диоптрии - независимо от продолжительности работы.

Экранирование оператора целиком или отдельных зон его тела. Был предложен защитный костюм, полностью экранирующий оператора и сшитый из ткани «Восход». Его целесообразно применять в период беременности, а также при предонкологических заболеваниях (миоме матки, мастопатии, нарушении функций предстательной железы и т. д.), имеющих тенденцию к росту.

Защитный костюм с экранированием только отдельных зон тела оператора обеспечивает поддержание состояния здоровья в оптимальных условиях в течение 6 ч непрерывной работы. Защитная шапочка или повязка экранирует лоб и за счет сохранения функций мозга и сосудов снижает ухудшение состояния здоровья от действия излучений в 5 раз. Ее рекомендуется применять независимо от продолжительности работы.

Гигиенические требования к мониторам ПК и организации работы. В помещениях должно быть смешанное освещение (естественное и искусственное). Естественное освещение в помещении осуществляется через световые проемы. При этом рекомендуется, чтобы оно было ориентировано на север и северо-восток. Значение КЕО в зонах с устойчивым снежным покровом должен быть не ниже 1,2 %, а на остальной территории - 1,5 %.

Осветительные установки размещают так, чтобы они обеспечивали равномерную рассеянность освещения. Светильники общего освещения следует располагать над рабочими поверхностями в равномерно прямоугольном порядке, чтобы величина искусственной освещенности составляла не менее 300 лк.

Рабочий стол должен регулироваться по высоте в пределах 680-800 мм. Оптимальная ширина рабочей поверхности стола составляет 800, 1000, 1200, 1400 мм при глубине 800 и 1000 мм. Под рабочим столом должно быть свободное пространство для ног высотой не менее 60 см.

К монитору предъявляют следующие требования:

а) его размер должен быть не менее 13 дюймов (~31 см) по диагонали;

б) он должен иметь антибликовое покрытие;

в) дрожание на дисплее должно находиться в пределах 0,1 мм. Контрастность изображения должна составлять не менее 0,8. Продолжительность непосредственной работы с компьютером зависит от наличия навыков и тяжести работы и составляет:

Для школьников 1- х классов - 10 мин;

2-5-х классов - 15 мин;

6-7-х классов - 20 мин;

8-9-х классов - 25 мин;

10 - 11- х классов при сдваивании занятий: на первом занятии - 30 мин, на втором - 20 мин;

Студентов 1 курса - 1 ч;

Студентов старших курсов - 2 ч с перерывом 15 - 20 мин;

Преподавателей - 4 ч с перерывом 15-20 мин через 2 ч;

Операторов компьютеров - 6 ч с перерывом 20 мин через каждые 2 ч.

При нормировании числа считываемых или вводимых знаков за смену (число считываемых знаков не более 60000, а суммарное количество считываемых и вводимых знаков до 40000 за смену) и при восьмичасовом рабочем дне регламентированные перерывы устанавливаются каждые 2 ч по 15 мин. В целях профилактики переутомления и перенапряжения во время перерывов необходимо выполнять комплексы упражнений (для глаз и мышц тела).

Работники должны проходить предварительный (при приеме на работу) и периодический медицинский осмотр для предупреждения профессиональных заболеваний.

Требования по электрической безопасности.

Персональный компьютер - электроприбор. От прочих электроприборов он отличается тем, что для него предусмотрена возможность длительной эксплуатации без отключения от электрической сети. Кроме обычного режима работы компьютер может находиться в режиме работы с пониженным электропотреблением или в дежурном режиме ожидания запроса. В связи с возможностью продолжительной работы компьютера без отключения от электросети следует уделить особое внимание качеству организации электропитания.

  1. Недопустимо использование некачественных и изношенных компонентов в системе электроснабжения, а также их суррогатных заменителей: розеток, удлинителей, переходников, тройников. Недопустимо самостоятельно модифицировать розетки для подключения вилок, соответствующих иным стандартам. Электрические контакты розеток не должны испытывать механических нагрузок, связанных с подключением массивных компонентов (адаптеров, тройников и т. п.).
  2. Все питающие кабели и провода должны располагаться с задней стороны компьютера и периферийных устройств. Их размещение в рабочей зоне пользователя недопустимо.
  3. Запрещается производить какие-либо операции, связанные с подключением, отключением или перемещением компонентов компьютерной системы без предварительного отключения питания.
  4. Компьютер не следует устанавливать вблизи электронагревательных приборов и систем отопления.
  5. Недопустимо размещать на системном блоке, мониторе и периферийных устройствах посторонние предметы: книги, листы бумаги, салфетки, чехлы для защиты от пыли. Это приводит к постоянному или временному перекрытию вентиляционных отверстий.
  6. Запрещается внедрять посторонние предметы в эксплуатационные или вентиляционные отверстия компонентов компьютерной системы.
Особенности электропитания монитора. Монитор имеет элементы, способные сохранять высокое напряжение в течение длительного времени после отключения от сети. Вскрытие монитора пользователем недопустимо ни при каких условиях. Это не только опасно для жизни, но и технически бесполезно, так как внутри монитора нет никаких органов, регулировкой или настройкой которых пользователь мог бы улучшить его работу. Вскрытие и обслуживание мониторов может производиться только в специальных мастерских.

Особенности электропитания системного блока.

Все компоненты системного блока получают электроэнергию от блока питания. Блок питания ПК - это автономный узел, находящийся в верхней части системного блока. Правила техники безопасности не запрещают вскрывать системный блок, например при установке дополнительных внутренних устройств или их модернизации, но это не относится к блоку питания. Блок питания компьютера - источник повышенной пожаро-опасности, поэтому вскрытию и ремонту он подлежит только в специализированных мастерских.
Блок питания имеет встроенный вентилятор и вентиляционные отверстия. В связи с этим в нем неминуемо накапливается пыль, которая может вызвать короткое замыкание. Рекомендуется периодически (один - два раза в год) с помощью пылесоса удалять пыль из блока питания через вентиляционные отверстия без вскрытия системного блока. Особенно важно производить эту операцию перед каждой транспортировкой или наклоном системного блока.

Система гигиенических требований.

Длительная работа с компьютером может приводить к расстройствам состояния здоровья. Кратковременная работа с компьютером, установленным с грубыми нарушениям гигиенических норм и правил, приводит к повышенному утомлению. Вредное воздействие компьютерной системы на организм человека является комплексным. Параметры монитора оказывают влияние на органы зрения. Оборудование рабочего места влияет на органы опорно-двигательной системы. Характер расположения оборудования в компьютерном классе и режим его использования влияет как на общее психофизиологическое состояние организма, так и им органы зрения.

Требования к видеосистеме.

В прошлом монитор рассматривали м основном как источник вредных излучений, воздействующих прежде всего на глаза. Сегодня такой подход считается недостаточным. Кроме вредных электромагнитных излучений (которые на современных мониторах понижены до сравнительно безопасного уровня) должны учитываться параметры качества изображения, а они определяются не только монитором, но и видеоадаптером, то есть всей видеосистемы в целом.

Требования к рабочему месту.

В требования к рабочему месту входят требования к рабочему столу, посадочному месту (стулу, креслу), Подставкам для рук и ног. Несмотря на кажущуюся простоту, обеспечить правильное размещение элементов компьютерной системы и правильную посадку пользователя чрезвычайно трудно. Полное решение проблемы требует дополнительных затрат, сопоставимых по величине со стоимостью отдельных узлов компьютерной системы, поэтому и биту и на производстве этими требованиями часто пренебрегают.
Несмотря на то, что школьники проводят в компьютерном классе сравнительно немного времени, обучить их правильной гигиене труда на достойном примере очень важно, чтобы полезные навыки закрепились на всю жизнь. Это не просто требование гигиены, а требование методики.



Требования к организации занятий.

Экран монитора - не единственный источник вредных электромагнитных излучений. Разработчики мониторов достаточно давно и успешно занимаются их преодолением. Меньше внимания уделяется вредным побочным излучениям, возникающим со стороны боковых и задней стенок оборудования. В современных компьютерных системах эти зоны наиболее опасны.
Монитор компьютера следует располагать так, чтобы задней стенкой он был обращен не к людям, а к стене помещения. В компьютерных классах, имеющих несколько компьютеров, рабочие места должны располагаться по периферии помещения, оставляя свободным центр. При этом дополнительно необходимо проверить каждое из рабочих мест на отсутствие прямого отражения внешних источников освещения. Как правило, добиться этого для всех рабочих мест одновременно достаточно трудно. Возможное решение состоит в использовании штор на окнах и продуманном размещении искусственных источников общего и местного освещения.
Сильными источниками электромагнитных излучений являются устройства бесперебойного питания. Располагать их следует как можно дальше от посадочных мест пользователей.


В организации занятий важную роль играет их продолжительность, от которой зависят психофизиологические нагрузки. Для школьников старших классов продолжительность сеанса работы с компьютером не должна превышать 30 минут, для школьников младших классов - 20 минут. Остальное время урока информатики отводится общению с учителем и учебными пособиями.
В связи с нехваткой оборудования в компьютерных классах иногда проводят групповые занятия, во время которых двое-трое учащихся занимаются на одном рабочем месте. Этот организационный прием недопустим с гигиенической точки зрения. Некоторым учащимся приходится располагаться сбоку от монитора, что негативно сказывается как на органах зрения, так и на опорно-двигательной системе. Учебный процесс необходимо планировать так, чтобы каждый учащийся имел возможность освоить правильные приемы работы с компьютером.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ С КОМПЬЮТЕРОМ

Персональные компьютеры (ПК) в настоящее время нашли широкое использование как в домашних условиях, так и в дошкольных общеобразовательных учреждениях (ДОУ). Педагоги и психологи утверждают, что компьютеры открывают большие перспективы и возможности для процессов обучения и воспитания, общего и интеллектуального развития ребенка. Установлено, что использование компьютерных программ в сочетании с традиционными формами воспитания значительно повышает эффективность обучения (развитие речи, элементарных математических представлений, конструирование, рисование). Работа на ПК также способствует развитию мышц кисти рук, координации движений. Персональные компьютеры отличаются от традиционных средств обучения и воспитания прежде всего тем, что они требуют специальных навыков. Компьютер, являясь современным устройством, с самого раннего детства формирует у ребенка навыки работы, которые ему пригодятся в будущем.
Освоение детьми основ компьютерной грамотности на ступени дошкольного образования не следует рассматривать как самоцель. Это надо использовать как одну из составляющих образовательного процесса, интегрируя в специфичные для детей дошкольного возраста виды деятельности. Компьютер становится лишь элементом среды развития ребенка при организации компьютерно-игрового комплекса, принципиально отличающегося от компьютерного класса в школе. В обязанности педагога входит контроль за санитарно-гигиеническими условиями в компьютерном зале.
При организации работы с компьютером необходимо соблюдать следующие гигиенические требования к видеомонитору (видеодисплейный терминал), помещению, размещению ребенка за столом, продолжительности занятий, профилактике общего и зрительного утомления.
При работе с видеомонитором (ВМ) на организм ребенка оказывает воздействие электромагнитное излучение. Видеомониторы, выполненные на электронно-лучевых трубках, являются потенциальным источником мягкого рентгеновского, ультрафиолетового, инфракрасного, видимого, радиочастотного, сверх- и низкочастотного электромагнитного излучений. В том случае, если они удовлетворяют Государственному стандарту, то эти излучения не должны оказывать вредного воздействия на человека. для различных типов компьютеров величины мягкого рентгеновского излучения даже на расстоянии 5- 10 см от экрана не превышают установленных норм. Уровни ультрафиолетового и инфракрасного излучений ниже естественного фона или соответствуют ему и не могут оказывать вредного воздействия.
На рабочих местах низкоинтенсивное электромагнитное излучение не превышает допустимых значений электрических и магнитных полей по их влиянию на организм человека.
Установлено, что основное воздействие на организм оказывает не электромагнитное излучение, а зрительно-напряженная работа с видеомонитором. В зависимости от продолжительности работы за ним могут наблюдаться следующие симптомы: покраснение глаз, зуд, «мурашки» и двоение в глазах, головные боли. Причина этих явлений - особенности экранного изображения (самосветящееся, а не отраженное, мерцание, маленький контраст и пр.). Соблюдение оптимальных параметров яркости, контраста, угловых размеров знаков, частоты смены кадров и других характеристик экранного изображения позволяет несколько снизить зрительное утомление при работе с ВМ, но совсем избежать его не удается.
При оборудовании рабочего места пользователя ПК необходимо установить видеомонитор на специальном столике так, чтобы задняя панель была обращена к стене (около нее зарегистрирован максимальный уровень напряженности электрического поля), экран не должен располагаться напротив окна или других прямых источников света, дающих блики на экране.
Расстояние между рабочими столами (в направлении тыла поверхности одного ВМ и экрана другого) должно составлять не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями ВМ - не менее 1,2 м. Помещения, где устанавливаются игровые комплексы, оборудуют одноместными столами, состоящими из двух частей, или столами, соединенными вместе: на одной поверхности стола располагается видеомонитор, на другой - клавиатура.
Конструкция стола для ПК или ВМ должна предусматривать следующее:
плавную и легкую регулировку по высоте с надежной фиксацией горизонтальной поверхности для БМ в пределах 460- 520 мм при глубине 550 мм и ширине не менее 600 мм;
ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не менее 600 мм;
ровную, без углублений поверхность стола для клавиатуры;
отсутствие ящиков;
пространство для ног под столом над полом не менее 400 мм.
Размер экрана по диагонали должен быть не менее 31 см. Оптимальное расстояние от глаз до экрана составляет 60-70 см, допустимое - не менее 50 см. Необходимо следить, чтобы в процессе работы малыш не приближался к экрану. При работе с компьютером линия взора ребенка (от глаза до экрана) приходится на центральную часть или 2/3 высоты экрана и перпендикулярна к нему. Наблюдаемое изображение должно быть стабильным, не иметь мерцаний знаков и фона. Предпочтительнее расположение цветных знаков на экране видеомонитора на светлом (светло-белом, светло-сером) фоне.
Для снижения общего и зрительного утомления предлагается проведение специальных упражнений для глаз, которые могут выполняться на рабочем месте.
1. При закрытых глазах круговыми движениями обеих рук массировать глазные яблоки в течение 10 с.
2. В течение 10 с смотреть прямо перед собой, затем вправо, влево, вверх, вниз.
3. Зажмуривать и открывать глаза в течение 10 с.
4. Поворачивать глаза в стороны 2-3 раза, затем закрывать на 10 с.
Может быть использован офтальмотренаж, предложенный проф. Э. С. Аветисовым (см. Приложение 6).
Площадь в компьютерном зале на одно рабочее место должна составлять не менее 4,5-6 м². Количество мест зависит от площади зала, но не должно превышать 12. Компьютеры размещают по периметру на расстоянии 1 м от стены.
При отделке интерьера используют материалы, не выделяющие вредных соединений и веществ в воздух (не допускается пластик, моющиеся обои, ДСП, пленка ПВХ). Поверхность пола в компьютерном зале должна быть ровной, не скользкой, с антистатическими свойствами. Оптимальным является деревянное покрытие, допустимым - линолеум с антистатическими свойствами. Цветовой климат помещения оказывает большое влияние на работоспособность и эмоциональный статус ребенка. Запрещена окраска стен в темные тона. Желательно, чтобы компьютерный зал был ориентирован на север, северо-восток. Необходимо следить за оптимальными параметрами температуры воздуха (19-20 °С).
Ввод в эксплуатацию помещения осуществляется только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам.
Если температура наружного воздуха не ниже -10 °С, то занятия могут проводится при открытых фрамугах. для повышения влажности воздуха следует использовать увлажнители или устанавливать вблизи отопительных приборов емкости с водой типа аквариумов. для очистки от пыли ежедневно перед началом и после окончания занятий необходимо проводить влажную уборку зала и протирать экраны выключенных видеомониторов.
Занятия с использованием компьютеров проводят в дни с наиболее высокой работоспособностью (вторник, среда, четверг) один раз в день и не чаще З раз в неделю. Продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин и для детей 7 лет - 15 мин. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий компьютером необходимо сократить (для детей 5 лет до 7 мин, 6 лет - до 10 мин). Для снижения утомляемости во время занятий на компьютере чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающий ее безопасность для детей.
Как показывают данные научных исследований, в начальный период взаимодействия детей с компьютером (6 недель) целесообразно проводить специальные занятия, направленные на развитие точности и координации движений (в том числе тонких движений кисти), а также на развитие памяти и внимания (физические упражнения, подвижные и настольные игры). Такие занятия повышают эффективность формирования у детей навыков по управлению компьютером, сокращают время их освоения.
Через 5-7 мин после начала занятия на ПК детям предлагают выполнить упражнения, направленные на снятие психофизиологического напряжения. Может использоваться специальная гимнастика для глаз. Наиболее эффективны упражнения, которые наряду со снятием зрительного утомления предупреждают негативные последствия, связанные с длительной статической позой. Зрительную гимнастику рекомендуется проводить и после окончания работы на компьютере.
Комплекс упражнений следует менять не реже 1 раза в месяц. Инструктаж по их выполнению осуществляет преподаватель по физкультуре или медицинская сестра ДОУ. Занятия на ПК должны проводиться в присутствии воспитателя или преподавателя, прошедшего инструктаж по технике безопасности при работе на компьютере.
На первом занятии в компьютерном зале педагог в виде краткой беседы, содержащей четкие и конкретные указания, знакомит детей с условиями и содержанием рабочего места, назначением ограждений и приспособлений, с обязанностями детей. Дошкольники не должны приносить лишние предметы в компьютерный зал, выдвигать мебель, заходить за заднюю панель ПК, располагающуюся в опасной зоне, бегать в помещении.