Санитарно гигиенические требования при работе с компьютером. I. Санитарно-гигиенические требования при работе на ПК. Фбгу «научный центр здоровья детей»

28.01.2019

Разработка компьютерных технологий обучения в стране началась в середине 1970-х и достигла уровня массового внедрения в середине 1980-х гг. Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов. Внедрение в учебный процесс гипертекстовых технологий обеспечило учащимся и преподавателям принципиально новые возможности работы с текстовыми документами. Технологии мультимедиа не только превратили ПК в полноценного собеседника, но и позволили учащимся, не выходя из учебного класса/дома, присутствовать на лекциях выдающихся ученых и педагогов, стать свидетелями исторических событий прошлого и настоящего, посетить самые значительные музеи и культурные центры мира, самые удаленные и интересные в географическом отношении уголки Земли.

Темы включают: навыки трудоустройства; Закон о стоматологической практике штата Джорджия; Офис-менеджмент; расширенные пошлины; правовые аспекты; этика; настройки практики гигиены полости рта; и стоматологии и гигиены полости рта. Темы включают: прикладные методы и управление временем. Предоставляет фундаментальную информацию о пародонтальной анатомии, патогенезе заболеваний пародонта и введение в современную рациональную пародонтальную терапию, включая профилактические, нехирургические и хирургические методы.

Стандарты обеспечения безопасной работы на компьютере

Сюда относятся: ткани периодонта; пародонтальная патология; периодонтальные заболевания; планирование оценки и лечения; терапия пародонта; и периодонтальные чрезвычайные ситуации. Вы можете работать более комфортно и безопасно, если вы включите в свой стиль работы следующие эргономичные советы.

Новые возможности для учащихся и преподавателей открыли телекоммуникационные технологии. Наблюдения специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихся быть членом социальной общности. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение их интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости.

Держите ноги на полу или на подставке для ног, когда вы работаете, чтобы уменьшить давление на спину. Часто используемые предметы должны располагаться прямо перед вами и подыматься вверх при копировании при работе. Держите плечи расслабленными, локти расположены близко к вашим бокам. Избегайте отдыха локтями на твердой поверхности или краю стола. При необходимости можно использовать подушечки для защиты локтей. При работе в локтях должно быть установлено значение 100-110 градусов, чтобы сохранить расслабленное положение на клавиатуре. Это может потребовать небольшого отрицательного наклона при работе в вертикальных положениях. Если вы наклоняетесь в кресле, клавиатура может находиться под положительным углом, чтобы поддерживать это расслабленное положение. Ваши запястья должны находиться в нейтральном или прямом положении при нажатии или использовании указательного устройства или калькулятора. Запястья могут помочь вам поддерживать нейтральное положение при правильном использовании во время пауз. Положите руки над клавиатурой и запястий при нажатии. Избегайте посадку запястий на стол или запястье. Это может привести к изгибу запястий вверх или вниз или сбоку. Возьмите перерывы. Эти перерывы могут быть краткими и должны включать в себя растяжки для достижения оптимальных результатов. Если возможно, сделайте один-двухминутный перерыв каждые 15-20 минут или пятиминутный перерыв каждый час. Каждые несколько часов вставайте, двигайтесь и делайте альтернативную работу. Уменьшите нажатие клавиш с помощью макросов или программ, позволяющих «липкие клавиши». Используйте блокировки прокрутки и комбинации клавиш, чтобы уменьшить движения указательного устройства. Альтернативные задачи, чтобы внести изменения в ваше рабочее положение, чтобы избежать повторных движений в течение длительных периодов времени. Избегайте удара с клавиатуры с чрезмерной силой. Исследования показали, что средний пользователь попадает на клавиатуру с четырьмя необходимыми силами при манипуляции с клавиатурой. Избегайте удерживания указательного устройства. Ваша рука должна быть расслабленной. Постарайтесь глаза, периодически перефокусируясь на удаленных объектах при работе. Ваша клавиатура, указывающее устройство, файлы и телефон должны находиться в пределах легкой досягаемости. Используйте лоток клавиатуры, чтобы правильно позиционировать клавиатуру и указывающее устройство. Используйте копировальный аппарат, расположенный в соответствии с вашим монитором и клавиатурой. При записи на компьютер избегайте чрезмерного доступа к клавиатуре или рабочим материалам. Прочный встроенный копировальный аппарат может удвоиться как поверхность для записи, если он правильно расположен. Расположите монитор так, чтобы просматриваемая часть экрана позволяла удерживать шею в нейтральном или прямом положении. Монитор должен быть центрирован непосредственно перед вами. Верх экрана компьютера должен быть немного ниже верхней части головы, чтобы вы смотрели на него с небольшим нисходящим взглядом. Расположите монитор, чтобы устранить чрезмерные блики или отражения от окон и освещения. Настройте свой компьютер с помощью вашего программного обеспечения. Экранный шрифт, контраст, размер указателя, скорость и цвет могут быть скорректированы для максимального комфорта и эффективности. Аэробные упражнения помогут сохранить прочность, улучшить сердечно-сосудистую систему и противостоять нагрузке сидячего компьютера. Небольшие изменения, сделанные на ранней стадии, могут избежать будущих осложнений.

  • Поддерживайте хорошую осанку при работе на клавиатуре.
  • Используйте стул с задней поддержкой.
  • Избегайте скручивания или сгибания сундука или шеи.
  • Держите пальцы и суставы расслабленными при работе на клавиатуре.
  • Никогда не держите ручку или карандаш в руке при нажатии.
  • Обычное использование не прописанных препаратов или запястье не рекомендуется.
  • Если вы начинаете симптомы, сообщите об этом своему начальнику.
Будучи студентом в этой программе на кампусе, вам потребуется мобильное вычислительное устройство, которое соответствует спецификациям, изложенным в вашей программе, на.

По мнению российских экспертов, новые информационные технологии обучения (НИТО) в образовательных учреждениях позволяют повысить эффективность практических и лабораторных занятий по естественнонаучным дисциплинам не менее чем на 30%, объективность контроля знаний учащихся - на 20-25%. Успеваемость в контрольных группах, обучающихся с использованием НИТО, как правило, выше в среднем на 0,5 балла (при 5-балльной системе оценки). Скорость накопления словарного запаса при компьютерной поддержке изучения иностранных языков повышается в 2-3 раза.

Для получения дополнительной информации и сопутствующих сборов перейдите по ссылке. Эта трехлетняя программа углубленного дипломного колледжа провинции Онтарио, которая проводится более двух с половиной лет, аккредитована Комиссией по аккредитации в Канаде в Канаде. Студенты практикуют первичное устное здравоохранение в своих роли превентивных специалистов. В качестве членов саморегулируемой профессии зубные гигиенисты несут ответственность перед Колледжем стоматологов-гигиенистов провинции Онтарио за принятые ими практические решения.

Современные информационные технологии, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивают операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке и передаче информации.

Новые информационные технологии:

Электронно-вычислительные машины (ЭВМ);

Основное внимание в программе уделяется подготовке выпускников к эффективному функционированию в рамках отношений сотрудничества, в которые входят клиент, сообщество и другие поставщики медицинских услуг. Студенты учатся оказывать стоматологическую гигиену профессионально, используя разнообразные обучающие навыки. Студенты участвуют в семинарах, презентациях случаев и практиках общественного здравоохранения. Клинически учащиеся развиваются от манекенов к контролируемому предоставлению самостоятельной комплексной стоматологической гигиены для клиентов, представляющих разнообразные и сложные потребности в гигиене полости рта.

Комплексы терминального оборудования для ЭВМ всех классов;

Локальные вычислительные сети;

Устройства ввода-вывода информации;

Средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией;

Средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ;

Устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм их представления в цифровую и обратно;

На протяжении всей программы студенты приобретают знания, которые позволяют им испытать роль стоматологического гигиениста в качестве исследователя, адвоката, педагога, администратора, клинициста и пропагандиста здоровья. Принесите свое устройство: у студентов, как ожидается, будет и ноутбук, или мобильное вычислительное устройство, зарегистрированное в этой программе на кампусе. Спецификации оборудования и программного обеспечения, требуемые вашей программой, описаны на.

Они ориентированы на детали, организованы и привержены достижению совершенства в своей работе.

  • Эта программа хорошо подходит для студентов, которые: являются самостоятельными.
  • Являются критическими мыслителями.
  • Могут управлять временем и требовательной рабочей нагрузкой.
  • Обладают отличными коммуникативными и межличностными навыками.
Выпускники могут найти работу в качестве гигиенистов-гигиенистов, работающих в общежитиях и специальностях, в медицинских учреждениях, таких как больничные стоматологические клиники и учреждения долгосрочного ухода, в учреждениях общественного здравоохранения, в исследованиях и образовании, в стоматологических и стоматологических компаниях.

Средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность»);

Современные средства связи;

Системы искусственного интеллекта;

Системы машинной графики;

Программные комплексы (языки программирования, трансляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ).

Выпускники должны иметь удостоверение в качестве зарегистрированного стоматологического гигиениста для практики в Онтарио. На заключительном уровне программы студенты обращаются в Национальный совет по сертификации гигиены гигиены, чтобы написать национальный экзамен после окончания школы. Затем успешные кандидаты могут подать заявку на регистрацию в органе регулирования гигиены зубов в Онтарио, Колледже стоматологов-гигиенистов провинции Онтарио.

Выпускник надежно продемонстрировал способность. Практикуйтесь профессионально и грамотно в рамках определенного объема практики и в соответствии с действующими нормами и стандартами практики. Оцените состояние здоровья клиентов, используя детерминанты анализа состояния здоровья и риска, чтобы определить потребности, обосновать решения о лечении и предоставить соответствующие рекомендации другим специалистам здравоохранения по мере необходимости. Разработка, внедрение и оценка ряда первичных, перехватных, терапевтических, профилактических и неотложных услуг по уходу за полостью рта для удовлетворения уникальных потребностей клиентов. Проанализируйте вопросы гигиены полости рта, которые нуждаются в адвокации, выявляют сети и поощряют действия, которые будут поддерживать изменения и облегчать доступ к медицинской помощи. Определять, выбирать, внедрять и оценивать стандарты и протоколы обеспечения качества, которые вносят вклад в безопасную и эффективную рабочую среду. Устанавливать и поддерживать профессиональные и межпрофессиональные отношения, которые способствуют обеспечению безопасности клиентов и положительным результатам в области здравоохранения. Содействовать развитию специфических устных отношений здоровья, знаний, навыков и поведения в клиентах путем выбора и использования принципов преподавания и обучения. Разработайте и представите модель для практики гигиены полости рта, которая учитывает соответствующие принципы ведения бизнеса, действующее законодательство и стандарты практики. Выявление и применение практики, ориентированной на конкретные дисциплины, которые вносят вклад в местное и глобальное сообщество посредством социальной ответственности, экономической приверженности и охраны окружающей среды. Эти сборы действуют на момент публикации и могут быть изменены.

Практически все эти средства в качестве основного «рабочего» устройства имеют видеодисплейные терминалы (ВДТ).

Кабинеты вычислительной техники в школах оборудованы ПК различного типа, которые в большинстве своем не удовлетворяют гигиеническим требованиям. При оценке конструктивных решений ПК прежде всего обращается внимание на размер экрана ВДТ и клавиатуру. Не желательно использование дисплеев с размером экрана по диагонали менее 31 см. Конструктивные особенности ПК должны обеспечивать выполнение движений руками школьников в пределах поля зрения, а траектория движений не должна выходить за зону досягаемости.

Дополнительную информацию о книгах. Выбор предметов можно приобрести в магазине кампуса. Ожидается, что студенты не будут оплачиваться за обучение. Диплом средней школы Онтарио или эквивалент. . Международные заявители Международные заявители, отвечающие требованиям к участию в программе, должны пройти подготовительные курсы: Введение в Канадские исследования в области здравоохранения. Студенты, успешно завершившие введение, затем приступают к своей первоначальной программе здорового образа жизни.

Это требование должно оставаться актуальным до тех пор, пока не будут выполнены все требования программы. Предоставить доказательства сертификации обучения информационной системе на опасных производственных площадках. Хотя это не требование о допуске, заявители должны отметить важную информацию, указанную ниже, в отношении требований программы проверки полицейских записей.

Используемая в настоящее время в ПК клавиатура КВЕРТИ (QWERTY), названная так по последовательности первых 6 букв в верхнем ее ряду, была разработана в конце XIX в. без эмпирических исследований. Она многократно критиковалась специалистами за несовершенное расположение клавиш, при котором требуются непропорциональные усилия самых слабых пальцев каждой руки. В настоящее время ни одна из предложенных клавиатур не рассчитана на анатомо-физиологические особенности детского организма.

При работе с ПК школьники сталкиваются прежде всего с физическими факторами и разнообразными факторами воздушной среды кабинетов информатики и электронно-вычислительной техники.

Основные физические факторы, воздействующие на организм школьников в компьютерных классах:

Электростатическое поле;

Электромагнитное поле 50 Гц;

Электромагнитное поле радиочастот.

Электростатическое поле, даже не вызывая характерных для воздействия этого фактора в промышленных условиях изменений в нервной и эндокринной системах у пользователей, обладает способностью «заряжать» микрочастицы, пылинки, препятствуя их оседанию. Дышать таким пылевым «коктейлем» - значит подвергаться дополнительному риску развития аллергических заболеваний кожи, глаз, верхних дыхательных путей.

Электромагнитное, ультрафиолетовое, инфракрасное излучения и электростатическое поле от ВДТ являются низкоинтенсивными и, как правило, на расстоянии 30-50 см от экрана не превышают предельно допустимый уровень (ПДУ). Ультрафиолетовое, инфракрасное излучение в несколько десятков раз ниже ПДУ

ПК, установленные в кабинетах информатики, не являются источниками опасного для здоровья детей рентгеновского излучения. Однако последнее, даже ничтожно малых интенсивностей, способствует ионизации воздуха, и при значительном числе ВДТ в компьютерном классе количество ионов может увеличиваться. Избыток же положительных ионов считается неблагоприятным для человека. В норме их количество не должно превышать 5000 в 1 см3.

Данные отечественных исследований согласуются с оценками зарубежных специалистов. В частности, в Канаде, США не выявлено факта влияния ионизирующего и неионизирующего излучения при работе с ВДТ.

Работа ПК сопровождается генерацией шума. Его уровни могут составлять 60-65 дБА при гигиеническом регламенте 50 дБА.

В классах информатики и вычислительной техники образовательных учреждений создаются специфические условия окружающей среды (ухудшение качества воздушной среды и микроклимата, световой обстановки и др.). Практически во всех компьютерных классах регистрируются недостатки в системе освещения рабочих поверхностей. Искусственная освещенность оказывается, как правило, сни-

женной на клавиатуре и рабочих местах для теоретических занятий (130-200 лк) и завышенной на экранах мониторов (200-250 лк).

Нерегулярное включение систем кондиционирования и отсутствие проветривания, как правило, приводят к значительному ухудшению параметров микроклимата. Анализ микроклимата кабинетов информатики показывает, что во все сезоны года температура воздуха может превышать оптимальные уровни в 70% случаев и составлять 22-23 °С. При южной ориентации кабинетов информатики температура воздуха в весенний период может резко увеличиваться, достигая 25 °С. Относительная влажность воздуха в 60% помещений находится на уровне нижней границы нормы (30%). Значительная сухость воздуха является существенным недостатком кабинетов (классов), где размещаются ПК. При низких значениях влажности велика опасность накопления в воздухе микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способных адсорбировать частицы пыли, и поэтому обладающих аллергизирующими свойствами.

Кабинеты информатики и электронно-вычислительной техники насыщены полимерными, синтетическими и лакокрасочными материалами. Это приводит к дополнительному загрязнению воздушной среды помещений вредными химическими веществами, особенно при повышении температуры и изменении влажности воздуха, которые обусловливаются работой ПК.

При изучении внешней среды в помещениях, где находятся ПК, установлено, что к концу занятий концентрация углекислого газа в 2 раза превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК), а количество нетоксичной пыли увеличивается в 2-4 раза сверх допустимого уровня. Увеличивается и содержание аммиака в воздухе: в 37% проб ПДК превышается в 1,5-2 раза. Содержание кислорода может снижаться до 1,5-2%. Санитарно-химическая оценка воздушной среды классных помещений позволяет идентифицировать ряд химических соединений (табл. 3.12).

Работа видеотерминалов способствует появлению озона. Концентрация его, как правило, не превышает ПДК для воздуха рабочей зоны (0,1 мг/м3), но для детских учреждений это неприемлемо. Установлено, что в плохо проветриваемых помещениях (а это часто наблюдается в школьных компьютерных классах) концентрации озона могут быть равны и даже превышать ПДК его для атмосферного воздуха населенных мест (0,03 мг/м3).

Таблица 3.12. Содержание химических веществ в воздушной среде кабинетов информатики и вычислительной техники

На учащихся оказывается комбинированное воздействие факторов малой интенсивности, последствия которого могут не укладываться в общепризнанные данные о влиянии этих факторов в незначительных дозах в отдельности. Ведущее значение при этом имеет воздействие электромагнитного излучения широкого спектра.

Важнейшие характеристики видеотерминальных устройств:

Уровни электромагнитного излучения в инфракрасном, микроволновом, ультрафиолетовом и рентгеновском диапазонах;

Уровень общей освещенности экрана;

Яркостные и контрастные характеристики изображения, глубина пульсации яркости;

Четкость и стабильность изображения;

Размер знаков.

Работа с ПК нередко усугубляется нерациональным построением учебного дня, недели: наблюдается превышение учебной нагрузки на 1-3 ч в неделю; до 30% учащихся посещают факультативные занятия, причем половина из них занимаются 2-3 раза в неделю, в то время как недельная факультативная нагрузка не должна превышать 2 учебных часов, при этом гигиенические рекомендации о времени проведения факультативных занятий не учитываются.

Часто отмечается «нерациональная» рабочая поза учащегося: угол наклона головы, угол наклона верхнегрудного отдела туловища более 45°, расстояние от глаз до экрана ВДТ менее 50 см.

Применение ПК в учебном процессе увеличивает объем информации, сообщаемой ученику на уроке, активизирует по сравнению с обычными уроками организацию познавательной деятельности детей. В то же время условия работы за дисплеем существенно отличаются от привычной работы в классе: частое переключение внимания с клавиатуры на экран, анализ и корректировка полученных на экране результатов и т.д. Занятия с использованием ПК могут создавать зрительные перегрузки при той же напряженности и длительности учебной деятельности, которая соответствует гигиеническим нормам, разработанным применительно к традиционным видам учебной нагрузки.

Работа с ВДТ сопряжена со значительным зрительным напряжением, так как она тяжелее, чем с бумажными текстами. При работе с бумажным носителем информация в глаз поступает как отраженный свет, а при работе с ВДТ глазом воспринимаются самосветящиеся объекты (точки). Кроме того, изображение на ВДТ дискретно (частота 50-70 Гц и выше).

Эти практически неустранимые факторы существенно затрудняют зрительное восприятие и часто усугубляются качеством ПК.

Работа с ВДТ вызывает напряжение зрительных функций, которое обусловлено следующими причинами:

Необычный контраст между фоном и символами на экране ВДТ;

Символы на экране не имеют такой четкости, как печатный текст;

Символы на экране часто имеют непривычную форму;

Расстояние между глазами и экраном и направление взгляда не могут быть по желанию изменены и часто отличаются от условий, которые бывают обычно при чтении печатного текста;

Фокусировка горизонтального взгляда труднее, чем взгляда, направленного вниз;

Осознанное или бессознательное восприятие дрожания или мелькания изображения;

Различные отражения в экране, причем этот фактор приобретает возрастающее значение, если ПК установлен неправильно или его поверхность лишена антибликового покрытия;

Фиксация символов на экране ВДТ выполняется в плоскости, отличной от плоскости экрана, и она должна быть ограничена умственными усилиями.

Дети легко овладевают техникой работы на клавиатуре. Это в значительной степени обусловлено возрастными изменениями двигательных качеств. Применительно к занятиям с ПК - это возможность нервно-мышечного аппарата, главным образом мелких мышц кисти, справляться с этой работой. Возрастная физиология свидетельствует, что быстрота движений с возрастом увеличивается. Наибольшее развитие этого качества достигается у детей 14-15 лет. В 16-17 и 18 лет этот показатель оказывается не более высоким, чем в 14-15 лет. Это особенно проявляется при малых сопротивлениях движению, что характерно для работы с клавиатурой электронновычислительной техники. Быстрота двигательных реакций зависит от степени функционального развития нервных центров и периферических нервов, что в конечном счете определяет скорость проведения нервного импульса. У детей максимальные скорости проведения импульса в волокнах периферических двигательных нервов достигают таких же величин, как и у взрослых, в возрасте 6 лет.

К 14-15 годам, когда дети приступают к практическим занятиям по информатике в компьютерном классе школы, уровень морфофункционального развития основных систем, обеспечивающих успешность работы с ПК, достигает параметров взрослого человека. Однако не менее важны и такие свойства, как лабильность нервной системы, повышенная утомляемость, высокая чувствительность к неудовлетворительным условиям обучения, которые могут оказывать существенное влияние на успешность овладения компьютерной грамотностью и состояние отдельных систем и органов ребенка.

Наиболее актуальной проблемой работы с ВДТ является ее воздействие на зрение. Работающие с ВДТ испытывают неприятные ощущения в области глаз, определяемые как проявление астенопии. Под этим термином подразумеваются прежде всего зрительные симптомы (пелена перед глазами, неясные очертания предмета). Второй компонент этого понятия - «глазные» симптомы: ощущение усталости глаз, повышения их температуры, дискомфорта или боли. Частота астенопии у пользователей ВДТ в разное время составляет

40-92%, а ежедневно 10-40%.

Отмечаются выраженные нагрузки на опорно-двигательный аппарат: остисто-крестцовая и трапециевидная мышцы при работе с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) постоянно испытывают нагрузку на уровне 9-14% от максимальной

произвольной силы этих мышц, что соответствует значительной нагрузке на них. В совокупности с большим количеством движений руками при работе с клавиатурой (а они могут достигать 60-80 тыс.) возможны утомление, переутомление и развитие профессиональных заболеваний. Это происходит в результате недостаточного восстановления работоспособности в период между работой с ВДТ. Скорость процессов восстановления и быстрота смены фаз восстановительного периода зависят от интенсивности предшествующей деятельности: чем интенсивнее и короче была работа до утомления, тем выше скорость восстановления. После медленно развивающегося утомления восстановление идет медленно. Так как локальная работа кистями рук характеризуется небольшими величинами, но выполняется достаточно длительно, то и восстановление идет медленно. Выполнение большого количества локальных движений при малой общей двигательной активности вызывает замедление восстановления и изменение нормального хода восстановительного процесса. При этом неблагоприятные сдвиги суммируются, переходят в переутомление, являющееся по сути предпатологическим состоянием нервно-мышечного аппарата рук.

Характер и степень благоприятного или отрицательного воздействия работы на ПК определяется комплексом внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся прежде всего связанные с ПК, а также педагогикой, такие показатели, как:

Продолжительность работы за дисплеем;

Качество изображения (собственно «дисплейные» факторы);

Эргономика рабочего места;

Состояние окружающей среды (освещенность, микроклимат);

Методика преподавания, структура занятия.

Такие внешние факторы, как эргономика рабочего места, состояние окружающей среды (освещенность, микроклимат и др.), методика преподавания, структура занятия, поддаются контролю и нормируются.

Неблагоприятные изменения функционального состояния подростков отмечаются непосредственно после уроков информатики: у школьников в 2 раза снижается работоспособность, на 10-15% - скорость зрительно-моторных реакций, уменьшается критическая частота слияния световых мельканий, что также свидетельствует о

развитии зрительного утомления. У подростков с высокой мотивацией к занятиям информатикой выявляются еще более существенные сдвиги в функциональном состоянии организма: у каждого 3-го из них диагностируется выраженное утомление.

Установлен утомляющий эффект мелькающего изображения. По этой причине некоторые школьники с нежеланием приступают к работе с ПК, а 5% детей указывают на плохую переносимость таких занятий. Это может быть обусловлено тем, что ритмические сигналы, исходящие от дисплея, провоцируют приступы мимолетных, иногда на доли секунд, перерывов в сознании (абсансы) без моторных и вегетативных эффектов или коротких приступов дурноты, удушья. В основе возникновения этих расстройств лежит повышенная судорожная готовность детского организма. Известные случаи «телевизионной эпилепсии» усиливают важность этой проблемы.

Более половины старшеклассников (55%) после работы на ПК высказывают жалобы либо на общее утомление, либо на неприятные ощущения в области глаз (усталость, мелькание и др.). Почти треть из них жалуются и на то, и на другое. Это обусловлено нечетким изображением на экране ВДТ, которое приводит к постоянной «поднастройке» хрусталика глаза, т.е. поиском оптимума зрительного восприятия, что может повлечь за собой переутомление мышечного аппарата глаза и последующее снижение зрения.

Оценка функционального состояния зрительного анализатора школьников старшего возраста при работе на ПК показывает, что работа в течение 45 мин приводит к достоверному снижению устойчивости аккомодации. Более длительная работа усугубляет этот процесс и обусловливает появление и увеличение остаточного напряжения цилиарной мышцы или спазма аккомодации. Уже после 20 мин работы с дисплеем наступает снижение видимости (увеличение порога контрастной чувствительности), скорости зрительно-моторных реакций у учеников 10-х классов (рис. 3.8, 3.9).

На динамику развития зрительного утомления учащихся 9-10-х классов на занятиях с ПК и течение восстановительного периода влияют качество ПК: их соответствие или несоответствие гигиеническим требованиям (рис. 3.10).

Рис. 3.8. Изменение контрастной чувствительности учащихся 10-х классов на занятиях


Рис. 3.9. Изменение латентного периода простой зрительно-моторной реакции учащихся 10-х классов на занятиях


Рис. 3.10. Динамика показателей зрительного утомления учащихся 9-10-х классов на занятиях с компьютерами I типа (соответствуют гигиеническим требованиям и II типа (не соответствуют гигиеническим требованиям) и в восстановительном периоде

Через 30 мин работы на ВДТ, соответствующих гигиеническим требованиям, 21-26% детей предъявляют астенопические жалобы, а при работе с неудовлетворительными ВДТ за то же время число астенопических жалоб составляет 40%. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении снижения остроты зрения: процент детей, у которых наблюдается снижение остроты зрения, соответственно составляет 10-20% и 25-30%. На 20-й минуте работы с ВДТ у 19% школьников отмечается снижение остроты зрения. В дальнейшем количество школьников со сниженной остротой зрения увеличивается и к концу занятия составляет 35%. В «норме» после урока острота

зрения восстанавливается через 15 мин, жалобы на зрительное утомление исчезают через 25 мин. Скорость восстановления показателей функционального состояния также зависит от качества ВДТ.

Таким образом, через 30 мин непрерывной работы за дисплеем у старшеклассников развивается утомление. Поэтому непрерывная длительность работы в индивидуальном ритме за дисплеем для учащихся старших классов не должна превышать 25-30 мин (в зависимости от типа ВДТ).

На функциональное состояние младших школьников выраженное влияние оказывает тип занятия (рис. 3.11).


Рис. 3.11. Частота неблагоприятных изменений функционального состояния организма младших школьников после компьютерных занятий разного типа, %: А - объем аккомодации; Б - КЧСМ; В - ЛПЗМР; Г - неблагоприятные сдвиги работоспособности

Наиболее утомительны занятия компьютерными играми, после которых частота неблагоприятных реакций составляет 35-65%. После занятий смешанного типа частота неблагоприятных изменений у этих же школьников меньше. Промежуточное положение занимают занятия программированием, при котором используются диалоговый режим, свободный ритм деятельности. В связи с этим компьютерные игры 7-10-летних детей не должны превышать 30 мин. У детей более старших возрастов из-за увеличения темпа деятельности за ПК продолжительность игр также не должна превышать 30 мин.

Функциональное состояние ЦНС 6-летних детей после 10-минут- ной игры на ПК свидетельствует об отсутствии неблагоприятных изменений показателей зрительно-моторной реакции. Вместе с тем индивидуальный анализ позволяет выявить детей, у которых после 10-минутной игры на ПК отмечаются признаки развивающегося утомления. Это указывает на значимость индивидуального подхода при дозировании времени нагрузки для детей 6-летнего возраста.

Наиболее утомительны компьютерные игры, рассчитанные на быстроту реагирования, которыми наводнен рынок компьютерных программ. Эти так называемые аркадные игры весьма привлекательны для детей. Многие из них готовы часами погружаться в эти «кнопочные» соревнования, одержимые желанием «победить компьютер». Психологи предупреждают о «наркотическом», затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребенка под их воздействием.

Изменения показателей функционального состояния после компьютерных занятий свидетельствуют о том, что чем меньше возраст учеников, тем больше число неблагоприятных реакций со стороны ЦНС, зрительного анализатора (рис. 3.12).

Функциональное состояние без изменений наблюдается у 40% детей 7-9 лет и у 59-60% 16-18-летних детей. В распространенности ухудшения показателей функционального состояния картина обратная. У каждого 2-го ребенка 7-9 лет после компьютерных занятий функциональное состояние ухудшается. У старшеклассников это наблюдается только у каждого 3-го.

По мнению экспертов ВОЗ, применение дисплеев низкого качества может способствовать развитию миопии со скоростью 1 дптр в год. Оценка функционального состояния близоруких детей свидетельствует о том, что 30-минутная непрерывная работа на ПК вызывает у учащихся с миопией существенное изменение аккомодации. При

миопии коэффициент утомляемости (КУ) аккомодационного аппарата глаза равен 9,1±0,7; а при нормальной рефракции - почти в 4 раза меньше - 2,4±1,0. При гиперметропии КУ также выше, чем при нормальной рефракции, но эта разница недостоверна. Продуктивность зрительной работоспособности после компьютерной нагрузки у учащихся с миопией также достоверно ниже, чем при эмметропии и гиперметропии [Гуменер П.И. и соавт., 1996].

Рис. 3.12. Динамика показателей функционального состояния организма детей разных возрастов после компьютерных занятий

При ограничении времени непрерывной компьютерной нагрузки до получаса, что регламентировано для учащихся старших классов, у школьников с миопией наблюдаются выраженные изменения состояния аккомодационного аппарата глаза, зрительной работоспособности и функционального состояния ЦНС. У школьников с нормальной рефракцией существенные физиологические сдвиги отсутствуют.

Все вышесказанное подтверждает необходимость специального гигиенического регламентирования работы школьников с нарушениями рефракции и обеспечения этого контингента защитными устройствами в первую очередь.

Динамика состояния здоровья детей от начала к концу учебного года не зависит от их занятий на ПК. Контролируемое и регламентированное компьютерное обучение не оказывает отрицательного влияния на рост, развитие и состояние здоровья первоклассников и способствует развитию работоспособности, пространственной ориентации, наглядно действенному мышлению. Не наблюдается и отчетливого дополнительного отрицательного влияния обучения с работой на ВДТ на состояние здоровья старшеклассников. Ухудшение нервно-психического здоровья в выпускном классе, как правило, наблюдалось у школьников, которые в 9-м и 10-м классах дополнительно занимались на подготовительных курсах при различных вузах или с преподавателями. Выраженность жалоб и самочувствие учащихся после работы на дисплее в основном определяются уровнем их нервно-психического здоровья и эмоционально-психическим настроем на данную форму обучения.

Физиолого-гигиенические исследования позволили обосновать требования к организации занятий с использованием ПК.

Непрерывная длительность занятий непосредственно с ПК не должна превышать:

Для учащихся 1-5-х классов - 15 мин;

Для учащихся 5-7-х классов - 20 мин;

Для учащихся 8-9-х классов - 25 мин;

Для учащихся 10-11-х классов - на 1-м часу учебных занятий 30 мин, на 2-м - 20 мин.

Оптимальное количество занятий с использованием ПК в течение учебного дня для обучающихся 1-4-х классов составляет 1 урок, для обучающихся в 5-8-х классах - 2 урока, для обучающихся в 9-11-х классах - 3 урока.

Работа на ПК должна осуществляться в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления. Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 мин. Во время перемен необходимо сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета).

При производственном обучении учащихся старших классов с использованием ПК в учебно-производственном комбинате (УПК) или других учреждениях по 50% времени следует отводить на теоретические и практические занятия. Режим работы должен соответствовать гигиеническим требованиям с обязательным проведением профилактических мероприятий. Время производственной практики учащихся старших классов во внеучебное время с использованием ПК ограничивается для учащихся старше 16 лет 3 ч, а для учащихся моложе 16 лет - 2 ч с обязательным соблюдением режима работы и проведением профилактических мероприятий (гимнастика для глаз через 20-25 мин и физические упражнения во время перерыва).

Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 ч после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

Для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) не более 60 мин;

Для учащихся 6-х классов и старше - до 90 мин.

Недопустимо использовать время всего занятия для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается проводить их в конце занятия длительностью до 10 мин для учащихся 2-5-х классов и 15 мин для более старших учащихся. Режим занятий в кружках должен соответствовать гигиеническим требованиям с обязательным проведением профилактических мероприятий.

Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.

В ДОУ продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, а для детей 6 лет - 15 мин. Компьютерные игровые занятия в ДОУ следует проводить не чаще 2 раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и четверг. После занятий необходимо проводить гимнастику для глаз. Не допускается проведение занятий с ПК в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий. Занятия дошкольников с использованием ПК должны проводиться методистом или в его присутствии.

Занятиям с ПК должны предшествовать спокойные игры в зале, расположенном смежно с помещением, где установлены ПК.

Запрещается использование одного ПК для 2 и более детей независимо от их возраста.

Достижения последних лет в технологии виртуальной реальности (виртуальный – от лат. возможный; это такой возможный объект, который нами еще не воспринимается как что-то вполне определенное, но способный при наличии известных условий возникнуть, проявиться; иногда виртуальным называют и такой объект, который просто «способен к действию») показали, что область ее эффективного использования даже на первых шагах оказалась очень широкой. В нее включаются: конструирование, архитектура, дизайн, обучение, игры, медицина, роботостроение, спорт, маркетинг, реклама. Открываются новые, принципиально другие формы общения, знакомство с сокровищами мировых музеев, библиотек и др.

Эта новая компьютерная технология обеспечивает особые условия для объемного взаимодействия человека с компьютером. Уже на первом опыте очевидно, что виртуальная реальность внушает человеку чувство, похожее на чудо, но одновременно заставляет поражаться сложности задач защиты здоровья, когда речь идет о зрительно-мозговом утомлении и о нестандартной нагрузке на сознание.

Известно, что Интернет в принципе радикально меняет среду труда, сокращает расстояния, расширяет пространство общения до глобального масштаба и вносит множество других, в том числе непредвиденных изменений в быт, стиль жизни, в системы ценностей. Интеллектуально напряженный и сложный труд получает подкрепление. Одновременно расширяется круг факторов, составляющих условия труда за счет трудно поддающихся управлению, и гигиеническому контролю. В том числе оказались актуальными вопросы организации условий труда на компьютере.

Доказательством того, что технический прогресс с его императивом эволюционности вовсе не обеспечивает прогресса в условиях труда и качества трудовой жизни, с очевидностью служат явления экологического неблагополучия, а также факт усложнения охраны труда с усложнением его технической основы, что видно на примере профессии оператора.

Современные компьютерные технологии меняют содержание труда, но не избавляют от потребности в технике безопасности в системе охраны труда. Все более усложняются функции гигиены труда, инженерной психологии, эргономики.

Последнее десятилетие знаменует собой стремительный рост использования информационных технологий в самых разных сферах человеческой деятельности. Компьютеры, еще десятилетие назад применявшиеся для решения сугубо специализированных задач, являются сегодня неотъемлемым атрибутом рабочих мест в массовых видах профессий. Необратимый процесс компьютеризации труда делает все более актуальной проблему разработки эффективных и надежных средств обеспечения диалога "человек-компьютер" в режимах, приемлемых для работы пользователей разного уровня подготовки и квалификации. В исследованиях по когнитивной эргономике и собственно психологических работах сложился целый ряд подходов, в рамках которых идет обсуждение разных аспектов этой проблемы.

Среди наиболее интересных подходов, рассматривающих компьютеризованную деятельность в целом, можно выделить исследования психологической адаптации пользователя к внедрению информационных технологий. В этом подходе анализируется влияние компьютеризации труда на личность и психическое здоровье пользователей с учетом индивидуально-психологических особенностей человека. Кроме того, существует целый ряд подходов, связанных с когнитивно-эргономическим аспектам внедрения информационных технологий. Рассмотрение этих аспектов проводится как на уровне генерализованно-технологических стратегий разработки более совершенных компьютеризованных систем с точки зрения удобства их использования человеком, так в плане непосредственной реализации интерфейса программных средств. В этих работах подчеркивается важность создания психологически обоснованных средств поддержки деятельности пользователя, приближающих виртуальную реальность к естественным формам поведения человека в обычной среде.

Несмотря на существенные различия в содержательной направленности перечисленных подходов, можно отметить, что все они так или иначе связаны с необходимостью анализа субъективного отношения или "видения" пользователем особенности своей работы за компьютером. Несмотря на то, что в методологии современных исследований по психологии труда проблема "образа" профессиональной ситуации занимает ключевое место в конкретных исследованиях компьютеризованной деятельности она практически не затрагивается. В нашем исследовании была предпринята попытка эмпирического анализа тех проявлений, в которых могут отражаться особенности субъективных представлений о работе с компьютером у пользователей разных категорий.

Теоретическая часть

Стандарты обеспечения безопасной работы на компьютере

Чтобы снизить вредное влияние различных производств на здоровье человека, медики разрабатывают жесткие нормы и требования, обязательные к выполнению. В частности, с целью снижения риска для здоровья различными организациями были разработаны рекомендации по параметрам мониторов. Самыми распространенными и известными являются стандарты, разработанные в Швеции и известные под именами TCO и MPRII.

Стандарты TCO разработаны с целью гарантировать пользователям компьютеров безопасную работу. Этим стандартам должен соответствовать каждый монитор, продаваемый в Швеции и в Европе. Рекомендации TCO используются производителями мониторов для создания более качественных продуктов, которые менее опасны для здоровья пользователей. Суть рекомендаций TCO состоит не только в определении допустимых значений различного типа излучений, но и в определении минимально приемлемых параметров мониторов, например, поддерживаемых разрешений, интенсивности свечения люминофора, запас яркости, энергопотребление, шумность и т.д. Более того, кроме требований, в документах TCO приводятся подробные методики тестирования мониторов. В состав разработанных TCO рекомендаций сегодня входят три стандарта: TCO"92, TCO"95 и TCO"99, цифры означают год их принятия.
Большинство измерений во время тестирований на соответствие стандартам TCO проводятся на расстоянии 30 см спереди от экрана и на расстоянии 50 см вокруг монитора. Для сравнения: во время тестирования мониторов на соответствие стандарту MPRII все измерения производятся на расстоянии 50 см спереди экрана и вокруг монитора. Это объясняет то, что стандарты TCO более жесткие, чем MPRII.

Стандарт TCO"92 был разработан исключительно для мониторов и определяет величину максимально допустимых электромагнитных излучений при работе монитора, а также устанавливает стандарт на функции энергосбережения мониторов. Кроме того, монитор, сертифицированный по TCO"92, должен соответствовать стандарту на энергопотребление NUTEK и соответствовать Европейским стандартам на пожарную и электрическую безопасность.

Стандарт TCO"95 распространяется на весь персональный компьютер, т.е. на монитор, системный блок и клавиатуру, и касается эргономических свойств, излучений (электрических и магнитных полей, шума и тепла), режимов энергосбережения и экологии (с требованием к обязательной адаптации продукта и технологического процесса производства на фабрике). Требования TCO"95 по отношению к электромагнитным излучениям мониторов не являются более жесткими, чем по TCO"92.Кстати, что касается эргономики, то TCO"95 в этом отношении предъявляет более строгие требования, чем международный стандарт ISO 9241.

TCO"99 предъявляет более жесткие требования, чем TCO"95, в следующих областях: эргономика (физическая, визуальная и удобство использования), энергия, излучение (электрических и магнитных полей), окружающая среда и экология, а также пожарная и электрическая безопасность. Стандарт TCO"99 распространяется на традиционные CRT-мониторы, плоско панельные мониторы (Flat Panel Displays), портативные компьютеры (Laptop и Notebook), системные блоки и клавиатуры. Спецификации TCO"99 содержат в себе требования, взятые из стандартов TCO"95, ISO, IEC и EN, а также из EC Directive 90/270/EEC и Шведского национального стандарта MPR 1990:8 (MPRII) и из более ранних рекомендаций TCO.Экологические требования включают в себя ограничения на присутствие тяжелых металлов, броминатов и хлоринатов, фреонов (CFC) и хлорированных веществ внутри материалов. Любой продукт должен быть подготовлен к переработке, а производитель обязан иметь разработанную политику по утилизации, которая должна исполняться в каждой стране, в которой действует компания.
Требования по энергосбережению включают в себя необходимость того, чтобы компьютер и/или монитор после определенного времени бездействия снижали уровень потребления энергии на одну или более ступеней.

Стандарт MPRII базируется на концепции о том, что люди живут и работают в местах, где уже есть магнитные и электрические поля, поэтому устройства, которые мы используем, такие, как монитор для компьютера, не должны создавать электрические и магнитные поля, большие, чем те, которые уже существуют. Заметим, что стандарты TCO требуют снижения излучений электрических и магнитных полей от устройств настолько, насколько это технически возможно, вне зависимости от электрических и магнитных полей, уже существующих вокруг нас. Таким образом, стандарты TCO жестче, чем MPRII.

Кроме вышеописанных стандартов для мониторов существует также ряд требований к рабочим местам. Недавние ислледования показали, что примерно 20% нарушений здоровья, связанных с работой за компьютером, вызваны не "вредностью" компьютера как такового, а незнанием основных правил работы с ним, а также неправильной организацией РМ (рабочего места).

Эргономика рабочего места и организация рабочего пространства

Говоря об эргономике в компьютерной области, можно сказать, что это достаточно молодая сфера. Бурное развитие она приобрела за последние десять лет. И по мере компьютеризации человечества она становится все более актуальной. Ведь согласитесь, что сейчас пользователи проводят за компьютерами намного больше времени, чем когда-либо. А незнание и невыполнение правил работы с ним часто оборачивается не только плохим самочувствием, но и потерей здоровья.

Как показали научные исследования, однообразные движения, совершаемые в течение длительного времени, в сочетании с плохой организацией труда и рабочего места вызывают физические неудобства и наносят вред здоровью. Чаще всего возникают воспалительные заболевания сухожилий.

Неправильная организация рабочего места может вызвать ненужную нагрузку на мышцы. Исследования показали, что примерно 20% нарушений, связанных с работой за компьютером, вызваны неправильной организацией рабочего места.

Хорошая организация рабочего пространства очень важна для сохранения здоровья, поэтому необходимо ответить на несколько вопросов, ответы на которые должны помочь организовать его.

- кто будет работать за ним?

Если за компьютером работает только один человек, то рабочее пространство заранее можно оптимально организовать под этого человека. И, например регулировка стула по высоте может не являться необходимостью. При работе нескольких человек за одним компьютером рабочее место должно подстраиваться под каждого человека, и чем больше различия между людьми, тем более широкий диапазон регулировки рабочего места необходим. Для того, чтобы обеспечить максимально комфортные условия каждому.

- как долго предполагается использовать компьютер в течение дня?

Если компьютер используется несколько минут в день (до 30 минут), то вопросы эргономичной организации пространства не являются первостепенными. Если компьютер используется более 1 часа, то следует уделить достаточное внимание организации рабочего места. И если компьютер используется больше 4 часов, следует максимально обдуманно организовать рабочее место.

Необходимо определить, какого типа программы будут работать на компьютере чаще всего. В зависимости от этого следует перед собой расположить, то устройства ввода, с которым приходится работать чаще всего.

- Текстовые редакторы - удобное расположение клавиатуры с мышью наиболее важно. Современные клавиатуры имеют с правой стороны цифровую панель, поэтому при печатании текста, алфавитный набор клавиш нужно расположить перед собой по центру, для этого клавиатуру нужно сдвинуть немного вправо, так, чтобы клавиша с латинской буквой В попадала на центральную линию тела. Последние исследования в области эргономики показали, что идеальное положение при наборе текста, когда клавиатура находится под наклоном, такое положения может обеспечить специальный регулируемый держатель для клавиатуры.

- Работа в Интернете , программы графического дизайна - удобное расположение мыши (или другого указывающего устройства) важнее, чем клавиатуры. Расположите мышь перед собой, а клавиатуру сдвиньте немного в сторону.

- Ввод данных - При больших объемах ввода цифровых данных - удобное расположение цифровой панели клавиатуры наиболее важно.

- Игры - удобное расположение клавиатуры/мыши/джойстика наиболее важно.

В помещении, предназначенном для работы на компьютере, должно иметься как естественное, так и искусственное освещение. Лучше всего, если окна в комнате выходят на север или северо-восток. Помещения необходимо оборудовать не только отопительными приборами, но и системами кондиционирования воздуха или эффективной вентиляцией. Стены и потолки следует окрашивать матовой краской: блестящие и тем более, зеркальные поверхности утомляют зрение и отвлекают от работы. В помещениях ежедневно должна проводиться влажная уборка.

Желательно, чтобы площадь рабочего места составляла не менее 6 квадратных метров, а объем - 20 кубических метров. Стол следует поставить сбоку от окна так, чтобы свет падал слева. Наилучшее освещение для работы с компьютером - рассеянный непрямой свет, который не дает бликов на экране. В поле зрения пользователя не должно быть резких перепадов яркости, поэтому окна желательно закрывать шторами либо жалюзи. Искусственное же освещение должно быть общим и равномерным, в то же время использование одних только настольных ламп недопустимо.

На рабочем столе должны свободно помещаться монитор, клавиатура, мышь и другое компьютерное оборудование, а также документы, книги, бумаги - все необходимые для работы вещи. Если вы хотите разместить в ряд несколько столов с мониторами, то следует поставить их таким образом, чтобы расстояние в ряду составляло не менее 2 метров, а между рядами - 1,2 метра. Врачи полагают, что при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рабочие места желательно изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5-2 метра.
Помимо вышесказанного, строгие требования должны предъявляться к стулу, который просто необходим для поддержки правильной позы с учетом особенностей фигуры и изменения ее для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины. Желательно, чтобы стул регулировался по высоте, углам наклона сиденья и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сиденья. Поверхности сиденья, спинки и подлокотников должны быть полумягкими, с покрытием, которое не скользит, не электризуется и пропускает воздух. К сожалению, часто при работе очень мало внимания уделяется этому аспекту.

Чтобы определить наиболее подходящую высоту стула, сядьте на него и положите руки на клавиатуру: ноги должны полностью касаться пола, бедра - находиться немного выше колен, спина - чувствовать упор, а предплечья - быть параллельными полу. Монитор следует размещать на столе прямо перед собой примерно на расстоянии вытянутой руки так, чтобы верхняя граница монитора находилась на уровне глаз или ниже не более чем на 15 сантиметров.

Правильное положение рук при работе с клавиатурой и мышью: локти располагаются параллельно поверхности стола и под прямым углом к плечу. Запястья не должны быть согнутыми, иначе возможно их повреждение. Желательно, чтобы во время работы запястья на что-нибудь опирались. Конструкция современных клавиатур и мышей предусматривает для них опору (дизайн клавиатуры и специальные коврики). Однако вы легко можете сами изготовить ее, например, взяв узкую полоску пенопласта и положив ее перед клавиатурой или мышью (однако следует учитывать, чтобы материал не вызывал чрезмерного раздражения рецепторов кожи (аллергические реакции), что может привести к возникновению заболеваний кожи). Клавиатура должна располагаться в 10-15 сантиметрах от края стола.

Разработанные медиками санитарно-гигиенические нормы должны учитываться при конструировании компьютерной и офисной мебели, а также при проектировании помещений офисов. В последнее время изделия, изготовленные с учетом требований гигиены и комфорта, часто называют эргономичными. Эргономика - наука о взаимодействии человека и машины. Сегодня одна из главных ее задач - снизить нагрузки на организм человека, связанные с работой на компьютере. Так, например, "эргономичная мышь" сконструирована таким образом, чтобы поддерживать запястье в нужном положении. Очевидно, одно из главных требований к современной компьютерной мебели - ее эргономичность.

Что представляет собой компьютерная мебель сегодня? Это чаще всего так называемая "универсальная стойка для компьютерного оборудования". Она, как правило, представляет собой подставку для монитора, "скворечник" для процессорного блока и полочку для принтера. Основные достоинства такой стойки - низкая цена и компактность, что немаловажно для небольших квартир.
В офисах компьютеры часто размещают на больших столах с выдвижной доской для клавиатуры. Монитор обычно ставят на угол, и во время работы все время приходится смотреть вправо или влево. Можно создать более удобную рабочую обстановку - соорудить Г-образный стол, то получите более удобный доступ к материалам.

Отдельной критики заслуживают выдвижные полки для клавиатуры. Как показали исследования, профессиональная болезнь машинисток (синдром запястного канала) зачастую вызвана именно этим приспособлением. Это неудивительно: высота офисного стола рассчитана на письменные работы, и клавиатура на выдвижной подставке оказывается заведомо ниже нормы.

Рабочее место должно быть с хорошей вентиляцией. С одной стороны это важно для охлаждения разных частей компьютера, который выделяют тепло в процессе работы (системный блок, монитор, принтер и т.п.), а с другой стороны приток свежего воздуха в достаточной мере снабжает организм кислородом.

Если Вы курите, ни в коем случае не курите за компьютером, курение за компьютером только дополнительно дает нагрузку на Ваш организм. В результате курения в крови накапливается вредный монооксид углерода (СО), а это снижает способность организма обеспечивать кровоснабжение мышц. Курение также снижает прочность соединительной ткани в мышцах, увеличивая вероятность их травмирования.

Шум на рабочем месте может быть причиной стресса и вызывать лишнее напряжение мышц, что в свою очередь повышает утомляемость организма и снижает работоспособность. Поэтому необходимо выбирать по возможности тихое место. Используйте негромкое музыкальное сопровождение в качестве фона, для того чтобы замаскировать шум вентиляторов, винчестеров, принтера и т.п.

Рабочее кресло

Какой стул следует принимать на рабочем месте

Всем известно, что продолжительная сидячая работа вредна человеку, поэтому удобное рабочее кресло - это и наше здоровье, и настроение, и работоспособность, и производительность. Как говорит "всезнающая" статистика: работа на эргономически правильно сконструированных стульях по сравнению с обычными стульями:

уменьшает число ошибок в два раза;

повышает концентрацию внимания (+ 7%);

сохраняет активность (+ 9%);

сохраняет позитивное самочувствие (+ 15%);

способствует хорошему настроению (+ 10%).

Необходимо, чтобы рабочий стул свободно вращался относительно основания, регулировался по высоте и, кроме того, допускал возможность изменять угол наклона спинки (хорошо, если и сиденья тоже), а также устанавливать нужное расстояние от спинки до переднего края сиденья. Обивка кресла должна быть не только практичной, стойкой к длительным физическим воздействиям, но и гигиеничной, т. е. выполненной из материалов, безвредных для здоровья и обеспечивающих удобство и комфорт в работе.

Идеальная высота сиденья - когда ступни ног полностью касаются пола, а угол сгиба коленей при этом составляет примерно 90°. Очень важно, чтобы край сиденья имел мягкую скругленную вниз форму. Это позволяет избежать давления на кровеносные сосуды и не нарушать циркуляцию крови.

Позвоночник здорового человека напоминает знак интеграла. А, следовательно, спинке кресла необходимо иметь соответствующую форму, чтобы помогать сохранять это положение. Это очень важный момент. Если приходится сидеть на обычном стуле без выпуклости под поясницу, рекомендуется применять небольшую мягкую подушку для этих целей. Угол между спинкой кресла и сидением должен составлять чуть более 90°. Иногда стулья снабжаются специальным механизмом, позволяющим одновременно менять угол наклона спинки и сиденья так, что положение позвоночника остается правильным в любой момент времени.

Хорошо, если спинка стула поддерживает лишь нижнюю половину спины, но при этом не является жестко закрепленной, чтобы не препятствовать движениям в процессе работы.

Осанка - это положение, которое принимает ваше тело, когда вы сидите за компьютером.

Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук, ног и спины. Необходимо так организовать свое рабочее место, чтобы осанка была оптимальной.

Правильная осанка

1. Старайтесь сидеть за компьютером на 2,5 см выше, чем обычно.

2. Расположите монитор прямо перед собой. Верхняя треть экрана - на уровне глаз, чтобы при работе угол наклона шеи был естественным.

3. Настройте высоту спинки стула таким образом, чтобы она соприкасалась с местом наибольшего изгиба спины.

4. Уши должны располагаться точно в плоскости плеч.

5. Плечи должны располагаться точно над бедрами.

6. Когда вы смотрите вниз, голова должна находиться точно над шеей, а не наклоняться вперед.

7. Опирайтесь обеими ступнями о пол или подставку для ног. Под столом должно быть достаточно просторно, чтобы Вы свободно могли вытягивать ноги.

8. Руки должны удобно располагаться по сторонам.

10. Запястья должны принять нейтральное положение (ни подняты, ни опущены).

11. Сядьте так, чтобы край стула не давил под колени.

Правильная осанка во время работы максимально разгружает мышцы и позволяет работать дольше, меньше уставая.

Но даже абсолютно правильная осанка не поможет, если весь день сидеть в одной позе. Неподвижное положение, даже абсолютно правильное, приведет к мышечной усталости.

Правильная осанка предусматривает изменение позы примерно дважды в час.

Длительное пребывание в одной и той же позе заставляет мышцы работать непрерывно без отдыха. Из-за отсутствия достаточного отдыха или изменения позы в мышцах накапливаются продукты распада, вызывающие болезненные ощущения. Для удаления продуктов распада и питания мышц необходимо адекватное кровоснабжение. Даже незначительное изменение положения тела каждые полчаса смещает нагрузку на другие мышцы, что позволяет мышцам отдыхать и запасаться питательными веществами.

Типичные нарушения осанки во время работы:

Вытягивание шеи вперед приводит к напряжению мышц шеи, что может в свою очередь привести к сдавливанию уходящих в голову нервов, и это вызовет боль. Эта поза увеличивает нагрузку на мышцы шеи в три раза. Мышцы шеи, поддерживающие голову, удлиняются, что может приводить к сдавливанию нерва.

Эта вредная привычка (вытягивать шею) может быть обусловлена тем, что монитор отодвинут слишком далеко. В результате, работающий на компьютере вытягивает шею вперед, чтобы лучше увидеть экран.

Сутулые плечи вызывают сдавливание сухожилий передней поверхности плеча, что приводит к боли в области руки и плеча.

Для того чтобы в течение дня поддерживать правильную осанку, мышцам, которые за это отвечают, необходим отдых. Это - мышцы спины, шеи и живота. Они должны получать кровоснабжение, достаточное для того, чтобы обеспечивать вертикальное положение головы и прямую спину в течение дня. Сильные мышцы помогают сохранять правильную осанку в течение более длительных периодов времени и повышают продуктивность работы.

О труде и отдыхе

Но и правильная осанка, и хорошая мебель не помогут, если весь день сидеть в одной позе. Длительное неподвижное положение приведет к мышечной усталости. Если вам приходится весь день сидеть, вставайте время от времени либо слегка изменяйте высоту кресла или крышки стола, чтобы изменить общее положение тела.
Согласно требованиям, разработанным Госсанэпиднадзором, суммарное время непосредственной работы с персональным компьютером не должно превышать шести часов за смену. На протяжении рабочего дня следует устраивать перерывы продолжительностью 10 - 20 минут. Работа без перерыва за монитором компьютера не должна превышать 45 - 60 минут. Во время перерывов рекомендуется выполнять необходимые комплексы физических упражнений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наряду с необходимостью защиты от излучений важны требования эргономики к расположению клавиатуры компьютера, к рабочему креслу, к соотношению продолжительности времени работы и пауз для отдыха рук, зрения, внимания.

Переутомление рук, обусловленное травмой повторяющихся нагрузок из-за постепенно накладывающихся утомления, ведет к тривиальным болезням нервов, мышц и сухожилий рук, запястья и плечевого пояса (специфические травматические заболевания рук, синдром канала запястья). К индивидуальным средствам защиты и облегчения труда оператора компьютера относятся специальные приспособления: опора, удерживающая кисть в естественном положении (вертикальное, как при рукопожатии) во время набора на клавиатуре или работы с мышью, мебель с регулирующимся положением всех узлов рабочего места, высоты поверхности рабочего стола, кресла, подзапястники, для отдыха рук во время пауз между ударами по клавишам, специальные команды оператору о необходимости сделать перерыв в работе, встроенные в программное обеспечение и т.п.

Гигиеническим нормам труда обучаются одновременно с уроками компьютерной грамотности. В числе первых требований следующие: не работать на клавиатуре непрерывно более получаса, в течение рабочего дня менять род работы, в момент смены и в микропаузах на отдых сменить позу, подняться с места, устраивать разминку и выполнять специальные упражнения для пальцев перед продолжительной работой на клавиатуре, пользоваться перчатками без пальцев, если есть склонность к ознобу в руках при продолжительной работе, обращать внимание на чувство дискомфорта, усталость или боли, советоваться с врачом, а также индивидуально подстраивать рабочее место.

Cточки зрения формирования адекватной мотивационно-целевой направленности деятельности, следует стремиться к более полному осознанию пользователем того, что компьютер есть не только средство, но и объект его деятельности. Иными словами, пользователь с самого начала должен отчетливо понимать, что компьютер может быть настроен в соответствии с его потребностями и кругом решаемых задач.

Среди пользователей разных групп существует выраженная тенденция к персонификации компьютера. Следует отметить, что процесс персонификации имеет место вне зависимости от его поддержки со стороны существующих информационных технологий. Как отмечалось выше, персонификация может рассматриваться как положительный фактор, способствующий снижению негативных эффектов, связанных с напряженностью и сложностью компьютеризованной деятельности. В связи с этим следует обратить внимание производителей программного и аппаратного обеспечения на необходимость разработки специальных элементов, способствующих персонификации компьютера (естественно, в разумных пределах), что могло бы придать взаимодействию с компьютером форму коллегиальной работы.

Для облегчения работы новичков имеет смысл пытаться с помощью разных средств обеспечить постановку четких и/или конкретных задач, вводить в рабочую среду (на уровне программного обеспечения) разнообразные элементы, способствующие снижению чувства неуверенности в себе, а также увеличивать количество приемов, обеспечивающих полноценную обратную связь.

В отношении тех групп пользователей, которые подвержены влиянию специфических факторов утомления (плохая эргономика рабочего места, неудовлетворительная социальная поддержка и пр.), имеет смысл обратить внимание на соответствующие организационные мероприятия и на подготовку специальных программных средств, дающих возможность расширить набор стратегий отдыха и снятия напряжения при возникновении стресса на компьютеризованном рабочем месте. Последние могут быть выполнены в виде специально подаваемых по ходу работы "напоминаний" или "подсказок". Кроме того, программные средства могут включать в себя элементы релаксационных воздействий.

Думая о дальнейших перспективах исследований в данном направлении, можно пойти по пути конкретизации требований к программному обеспечению. Для этого необходимо более полное и разностороннее изучение субъективных представлений о работы с компьютером с учетом профессиональных и индивидуально-психологических различий, механизмов и способов преодоления негативных последствий массовой компьютеризации труда. Кроме того, особого внимания заслуживает феномен персонификации компьютера, требующий дополнительного изучения с целью более полного анализа его механизмов. Последнее представляется особенно актуальным в связи с развитием технологий виртуальных ассистентов пользователя, которые реализуются в форме так называемых агентов и синтезированных актеров.

Список используемой литературы

· Калачева Л.Л. Социология и экономика труда: Уч. Пособие: в 2 ч/ НГУ, Новосибирск, 2000

· Леонова А.Б., Чернышева О.Н. (ред.). Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М., Радикс, 1995.

· Калинина Н.И., Кирьянова М.Н., Ляшко Г.Н., Никитина В.Н. Вопросы гигиены труда и состояние здоровья пользователей персональных компьютеров //Тезисы докладов четвертой научно-технической конф. "Электромагнитная совместимость технических средств и биологических объектов" 1996, с 489-493

· Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. – М.: Академия, 2006

    Мунипов В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: учебник. – М.: Логос, 2001