Зависимость от телефона болезнь. Номофобия, или зависимость от телефона

29.01.2019

1. Понятие идеомоторной тренировки

Идеомоторная тренировка (ИТ) - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах подготовки специалиста.
Активное представление реально выполняемых двигательных навыков способствует овладению ими, их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствования.

Представление движений можно классифицировать следующим образом:
. как идеальную картину (образец) реальных действий, которые, будучи программой двигательной деятельности, выполняют программирующую функцию;
. как образ, который помогает процессу освоения движения и выполняет таким образом тренирующую функцию;
. как образ, который возникает в процессе контроля и исправления движений по ходу их выполнения, как связующее звено и осуществляет тем самым регуляторную функцию.

Все три функции характеризуются синхронностью.

Механизм воздействия идеомоторной тренировки выражается в том, что за счет использования мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует ощущаемым, представляемым или воображаемым движениям.

"Жизненность", или "реальность", представления идеомоторного двигательного акта определяет объем вовлеченных во "внутреннюю реализацию" уровней и этим самым эффективность идеомоторной тренировки.
Также оправдала себя следующая структура идеомоторной тренировки, разработанная на основе этих принципиальных научных позиций.

I. Внутренняя актуализация:

а) экспозиционная фаза (программа нижней ступени аутогенной тренировки; некоторые упражнения);
б) обсервативная фаза (наблюдения) - оптическое изображение двигательного цикла с особым акцентированием основных моментов с помощью кино- видеозаписей или кинограмм;
в) идеомоторная фаза (3-5-кратное повторение внутреннего представления в соответствии с письменным заданием).

II. Внешняя реализация:

а) имитационная фаза-элементы идеомоторного упражнения реально выполняются во временной последовательности в общих чертах ("намек" на движение) или как бы повторяя воображаемое;
б) фаза практической тренировки (упражнение, тренированное идеомоторным методом, выполняется практически).

2. Сущность идеомоторной тренировки

Сущность идеомоторной тренировки в следующем. Представляя движение, спортсмен как бы видит себя со стороны. Способность видеть себя со стороны является немалым подспорьем для подготовки спортсменов, и эту способность необходимо развивать.

Некоторые спортсмены лучше представляют себе фиксированные образы, чем движения в целом. В добавление к мысленному представлению своих движений путем визуальных представлений большинство спортсменов используют и мысленную самооценку кинестетических ощущений, связанных с воспоминанием о выполнении того или иного движения.

Очень важно для спортсмена иметь в своем арсенале способность к развитию и совершенствованию тех ощущений, которые соответствуют выполнению определенной деятельности. А это также отдельный аспект спортивной тренировки. Многие тренеры помогают своим воспитанникам заблаговременно вывести на необходимый уровень напряжение соответствующих мышечных групп. Спортсмены, которым необходимо повысить свою эмоциональную настройку перед выходом на старт, стараются представить себя в ответственных соревновательных ситуациях. Те же спортсмены, кому, наоборот, надо снять излишнее напряжение, стремятся увидеть себя отдыхающими или выполняющими упражнения в спокойных условиях Абрамова А.Н. Такая разная психология. - М.: Современник, 2002, 28 с..

Для понимания сущности идеомоторной тренировки нужно определить разницу между мысленным представлением движений и обычным процессом образных представлений человека. Идеомоторная тренировка включает тщательное целенаправленное изучение и повторение одного образа при целой серии представлений.

Визуальные и кинестетические мысленные представления реальных движений рекомендуется использовать гимнастам, акробатам, поскольку для них очень важно уметь осознавать и представлять себе точное положение своего тела в пространстве в любой момент действия. Мысленное повторение применяется для того, чтобы помочь спортсменам путем воспроизведения зрительных и кинестетических представлений лучше усвоить особенности техники выполнения сложного движения.

Развивая свои способности к образному представлению тех или иных ситуаций, вы через некоторое время обнаружите, что легко можете воспроизводить их в своей памяти. Вместо того, чтобы запоминать группы отдельных образов, а уже потом создавать из них в своем сознании целые картины, вы, напротив, можете видеть сразу полную картину действий в их развитии, а в случае необходимости вычленять из нее отдельные кадры.

Достижению успеха в идеомоторной тренировке способствуют следующие факторы: идеомоторная тренировка должна осуществляться только в состоянии активной деятельности; мысленно движения должны воспроизводиться в точном соответствии с ритмом реальных действий.

Техническое мастерство спортсмена во многом зависит от того, как он умеет пользоваться закономерностями, которым подчиняется процесс представления. Закономерности:

1. Чем точнее мысленный образ движения, тем точнее выполняемое движение.

2. Идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения связан с мышечно- двигательными ощущениями спортсмена.

3. Эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, когда они облекаются в точные словесные формулировки.

4. При разучивании нового движения надо представлять его исполнение в замедленном темпе.

5. При овладении новым движением следует представлять его в той позе, которая близка к реальному выполнению этого движения.

6. Во время идеомоторного представления движения оно начинает осуществляться настолько сильно и явственно, что спортсмен начинает невольно двигаться.

7. Перед выполнением упражнения не следует думать о конечном результате.

3. Идеомоторная тренировка и настройка к действию

Непосредственная подготовка к спортивному движению несет в основном психологическую направленность. Именно психическая готовность в короткое время непосредственной подготовки к движению в большей мере подвержена изменениям, чем функциональная или техническая.

Выделяется два этапа в непосредственной подготовке к движению. Задача первого этапа сводится к улучшению функциональных возможностей спортсмена и работоспособности организма. На этом этапе используются следующие средства: ходьба, бег, прыжки. Это есть так называемая разминка.

Задачей второго этапа является установление оптимальных взаимоотношений между структурой предстоящего движения и деятельностью центральной нервной системы.

Для составления индивидуальных идеомоторных программ необходимо знать, какими мыслями должно быть занято сознанием спортсмена. У большинства спортсменов в мыслительной деятельности центральное место занимает представление о предстоящем движении и тактическом действии.

При разработке индивидуально эффективных идеомоторных программ следует учитывать ряд моментов:

В начальной фазе в процессе выполнения некоторых основных упражнений должна повышаться внутренняя "готовность к воображению" и снижаться интенсивность воздействия внутренних и внешних помех;

Часто отвлекающиеся спортсмены, которым легко помешать, могут наговорить содержание программы на магнитофонную ленту и перед идеомоторной тренировкой прослушать запись. Благодаря этому им легче будет сосредоточиться и вообразить услышанное;

Число повторений в идеомоторной тренировке (2-5) зависит от уровня подготовленности спортсменов и задач обучения. Более сложные двигательные навыки отрабатываются с помощью более коротких повторений во время одного занятия, перерывы между которыми также должны быть сокращены;

Информация, которую получает спортсмен во время тренировки, должна быть сформулирована ясно и однозначно, должна сопровождаться объяснениями, как надо выполнять упражнения.

Во многих работах указывается, что действенное улучшение может быть достигнуто только при сочетании идеомоторной и физической тренировки. При этом влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее эффективно, когда обучаемый предварительно ознакомлен с упражнениями и действиями или имеет определенный двигательный опыт. В то же время отдельные исследования (Д. Джонс, 1963; А. А. Белкин, 1965) показывают, что посредством только идеомоторной тренировки можно в глубокой форме овладеть новым упражнением (совсем незнакомым действием) без предварительного его выполнения. Но этой способностью обладают только отдельные высококвалифицированные спортсмены. Рядом исследований установлено, что идеомоторная тренировка дает возможность установить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык, а может сопровождаться эффектом, если мысленное выполнение действия недостаточно точно и тщательно.

4. Принципы идеомоторной тренировки

Процесс обучения идеомоторному методу надо строить на основе общеизвестных дидактических принципов: последовательности, доступности, индивидуализации. Кроме них необходимо учитывать и следующие специальные принципы:

1. Принцип мотивированной заинтересованности, предполагающий привитие спортсменам серьезного отношения к методу.

2. Принцип универсальной эффективности. Идеомоторная подготовка эффективна во многих аспектах: обучении технике, настройке на выступление, воспитании творческого отношения к тренировочному процессу.

3. Принцип доминирующей эффективности. В наибольшей степени тренирующий эффект проявляется в овладении пространственными характеристиками движения, затем временными.

4. Принцип отсроченного эффекта. Первые занятия по этому методу не дают результата. Это происходит из-за отсутствия программ представления движения и связей в коре головного мозга.

5. Принцип индивидуальности. Варианты идеомоторной настройки зависят от индивидуально- психологических различий спортсмена. Спортсмены с сильной нервной системой обычно начинают идеомоторные выполнения движения непосредственно перед стартом. Со слабой нервной системой проделывают это намного раньше, и используют ее чаще и намного эффективнее.

6. Принцип содержательной эффективности. Наибольший реальный тренирующий эффект представления движения достигается при идеомоторном воспроизведении в мышечно- двигательных образах узловых моментов действия, его результативной сути.

7. Принцип вербализации. Проговаривание или четкое словесное обозначение основных моментов действия усиливает тренирующий эффект представления движения.

8. Принцип дозирования. Целесообразно мысленно повторять задание 5 раз, а сложные задания- однократно.

5. Задачи и средства идеомоторной тренировки

При организации идеомоторной тренировки со спортсменами решаются следующие задачи:

Задача 1 - создать у занимающихся устойчивый интерес к идеомоторной тренировке, стремление полноценно использовать ее в тренировочном процессе.

А) Средства- беседы. Методические указания: разъяснить занимающимся, что качество выполняемого упражнения зависит в основном от того, какой образ движения складывается в сознании человека. Главная причина ошибок в технике- неправильное или расплывчатое представление о движении. Спортсмены, неумеющие сосредотачивать свое внимание на деталях техники движения, не способны прислушиваться к своему телу. Тренировка у них сводится к бездумному механическому повторению упражнений.

Б) Средства- анализ тренировочных занятий. Методические указания: необходимо выяснить, как понимает спортсмен направленность и значимость каждого занятия и выполняемых упражнений. Спортсмен должен понять, что при механическом, бездумном повторении движения в нем нередко закрепляются ошибки. Представления искажаются. Надо научить спортсмена прислушиваться к себе, ощущать свои мышцы, контролировать свое состояние.

В) Средства- анализ специальной разминки. Методические указания: спортсмену должно быть ясно, что очень часто они выполняют ее суетливо и поспешно, не всегда есть время для пробных попыток.

Г) Средства- сравнение сложившихся двигательных представлений с оптимальным эталоном движения. Методические указания: напомнить о том, что субъективные мышечно- двигательные представления только тогда способствуют успешному формированию навыка, когда они способствуют оптимальному варианту техники.

Задача 2 - научить спортсменов находить в движении основные моменты.

Средства: объяснение с анализом кинограмм, графических зарисовок, кинокольцовок и других наглядных пособий. Показ и самостоятельное выполнение действий. Самоотчет спортсмена.

Задача 3 - развитие у занимающихся умений вызывать мышечно- двигательные представления и ощущения.

Средства: самоанализ, самоконтроль. Мысленное выполнение упражнений и действий.

Итак, головной мозг - орган, где формируется программа будущего движения, а остальные системы организма, в первую очередь опорно-двигательный аппарат, выполняют намеченную программу. От того, насколько успешно функционируют программирующая и исполняющая системы, и от того, насколько хорошо они взаимосвязаны, зависит качество конечного результата нашей деятельности.

Для того, чтобы мысленные образы будущего движения воплощались предельно эффективно, надо правильно пользоваться ими. Причем пользоваться совершенно сознательно, активно, а не просто полагаться на те процессы, которыми природа одарила наш организм. Представление, как психический процесс, подчиняется определенным законам.

Первое положение - чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, "чище" выполняемое движение.

Второе положение - идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-суставным чувством человека.
Мысленные представления могут быть "зрительными". В этом случае человек видит себя как бы со стороны, будто на экране телевизора. Надо хорошо уяснить, что такие "зрительные" представления обладают очень малым тренировочным действием. Ведь в этом случае импульсы, рожденные в головном мозгу, почти не передаются на мышцы, которые должны выполнять задуманное движение. Поэтому работа идет как бы вхолостую, не возникает достаточной активности в соответствующих мышцах. В этом можно убедиться и на опыте с висящим грузом. Мысленно представьте себя как бы в "зеркале", "посмотрите" на себя со стороны и попытайтесь, глядя на тот, "зеркальный", висящий сбоку груз, представить, что он раскачивается, - получится намного хуже.

Рассогласованность между программирующим органом - головным мозгом и исполняющим аппаратом - мышцами и суставами особенно хорошо заметна во время наблюдении за обнаженным телом неподвижно сидящего или лежащего с закрытыми глазами человека. В тех случаях, когда он мыслит идеомоторно, "пропускает" представления о движении "через себя", в его мышцах довольно отчетливо видны микросокращения и микрорасслабления. Если же представления имеют чисто зрительный характер, то никаких микродвижений в мышцах не возникает, хотя человеку кажется, что он "пропускает" мысленные представления через свой организм. Следовательно, наблюдая за мышцами человека во время идеомоторной тренировки, можно легко выяснить, насколько его мысленные представления о том или ином техническом элементе достигают цели.

Третье положение - исследования ряда авторов, в частности АД.Пуни, Ю. З. Захарьянц и В. И. Силина, Е. Н. Суркова и др. доказали, что эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, если их облекать в точные словесные формулировки. Надо не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шепотом. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других - непосредственно перед ним. Как поступать в каждом конкретном случае, - подсказывает практика. В том, что слова заметно усиливают эффект мысленного представления, легко убедиться во время опыта с висящим на пальце предметом. Если не просто представлять, что груз начинает раскачиваться, предположим, вперед-назад, а начать произносить слова "вперед-назад" вслух, то амплитуда колебаний сразу же увеличится.

Четвертое положение - начиная разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе, так, как мы это видим при демонстрации кинопленки, заснятой рапид-методом. Замедленное промысливание технического элемента позволит точнее представить все тонкости изучаемого движения и вовремя отсеет возможные ошибки.

Пятое положение - при овладении новым техническим элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента.

Когда человек, занимаясь идеомоторикой, принимает позу, близкую к реальному положению тела, возникает гораздо больше импульсов от мышц и суставов в головной мозг, которые соответствуют реальному рисунку движения. И головному мозгу, программирующему идеальное идеомоторное представление о движении, становится легче "связываться" с исполняющим аппаратом - опорно-двигательным. Другими словами, у человека появляется возможность более осознанно отрабатывать необходимый технический элемент.

Вот почему так полезны тренажеры, позволяющие принимать самые различные позы, особенно, где движения часто происходят в воздухе, после отрыва от точек опоры. Побывав в состоянии своеобразной невесомости человек начинает лучше чувствовать тонкие элементы техники движения и лучше представлять их.

Шестое положение - во время идеомоторного промысливания движения оно иногда осуществляется настолько сильно и явственно, что человек начинает невольно двигаться. И это хорошо, так как говорит о налаживании прочной связи между двумя системами - программирующей и исполняющей. Поэтому такой процесс полезен - пусть тело как бы само по себе включается в исполнение того движения, которое рождается в сознании. Такую картину приходилось видеть наиболее часто при занятиях с фигуристами. Стоя на коньках с закрытыми глазами, они неожиданно для себя начинали плавно и медленно двигаться вслед за мысленными идеомоторными представлениями. Как они говорили, их "ведет".

Вот почему в тех случаях, когда идеомоторные представления реализуются не сразу, с затруднениями, можно рекомендовать сознательно и осторожно связывать идеомоторные представления с соответствующими движениями тела и таким способом соединять мысленный образ движения с мышцами, выполняющими его.

Несколько слов о так называемых имитациях. Имитируя, выполняя как бы в намеке реальное движение или часть его, человек помогает формированию более четкого представления о нужном ему техническом элементе, идя, так сказать, от периферии, от мышц, к центру, к головному мозгу. Так что имитация самых разных движений, которую нередко можно увидеть во время разминки - хорошее подспорье в подготовке к выполнению того или иного трудного упражнения.

Но, имитируя, нужно сознательно связывать исполняемые движения с их мысленным образом. Если же имитации проводить формально или думать о другом, пользы имитирующие действия не принесут.

Седьмое положение - неправильно думать о конечном результате непосредственно перед выполнением упражнения. Это одна из довольно распространенных ошибок.

Когда в сознании доминирующее положение занимает забота о результате, она вытесняет самое главное - представление о том, как достичь этого результата. Вот и выходит, что, например, стрелок думает о том, что ему необходимо попасть в "десятку", эта мысль начинает мешать точным представлениям о тех технических элементах, без выполнения которых попасть в "десятку" просто невозможно. Поэтому он и не попадает. "Перестарался, очень хотел", - говорят в таких случаях, забывая о том, что для достижения желаемого результата надо думать не о нем, а опираться на мысленные образы тех действий, которые ведут к этому результату.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры). - М.: Физкультура и спорт, 1978, 224с.

2. Забельский С.Ю. Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления. Инновации в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Ставрополь: Сервисшкола, 2005, 24с.

3. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. М., 152 с.

3.6. Внеречевые средства общения

Речевое общение представляет собой воздействие на аудиторию двух потоков информации: прерывного дискретного потока (словесного, речевого) и непрерывного изобразительного потока (внеречевого). Изобразительный поток, который обозначают термином "зрительный элемент речи", включает жест, улыбку, позу, походку, мимику, движение тела. С помощью речи передаются смысл информации, содержание текста и его значение. Внеречевые средства общения доносят до аудитории подтекст, внутренний добавочный смысл сказанного, отношение к нему.

Формой внеречевого воздействия является жестикуляция - движение рукой или другое телодвижение, имеющее определенный смысл. Жест лектора акцентирует внимание слушателей на содержании излагаемого материала, подчеркивает главное, подтверждает сказанное. "Жест и мимика оживляют речь, делают ее как бы зримой. Жест, будучи эмоционально-смысловым движением, чаще всего руки (рук), должен "звучать" именно в те мгновения, когда произносимая фраза нуждается в усилении своей выразительности, а тем более в эмоциональной впечатляемости ораторской мысли".

Главная особенность жеста в экскурсии состоит в том, что он связан не столько с рассказом, сколько с показом объекта, являясь составной частью наглядности.

Жесты в экскурсии делятся на три группы: жесты, служащие основой показа зрительно воспринимаемых объектов; жесты, являющиеся составной частью показа; жесты, подкрепляющие экскурсионный рассказ.

Классификация жестов, используемых в показе

В показе используются жесты в их простейшем виде - указательные . Экскурсовод показывает рукой на какое-то здание. Этот жест используют также для переключения внимания экскурсантов с одного объекта на другой. Реже используется пространственный жест , дающий представление о границах осматриваемого объекта. Используется он при панорамном осмотре города, архитектурного ансамбля, местности, где происходили события. Экскурсовод жестом ограничивает объект, определяет его размеры. Широкое распространение получили объемные или иллюстрированные жесты , которые помогают экскурсантам определить высоту и ширину наблюдаемого объекта. Экскурсовод производит движение рукой снизу вверх или слева направо, подчеркивая свои слова. Жесты конструктивные, подчеркивающие особенности конструкции (выпуклость, вогнутость и др.), применяются в архитектурно-градостроительных экскурсиях.

Реконструирующие жесты помогают экскурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания, удаляет позднейшие пристройки к зданию. Эти жесты экскурсоводы используют в методическом приеме зрительной реконструкции. Они являются частью приема, преследующего цель - дать представление о первоначальной форме (виде) объекта.

Необходимо учитывать дифференцированный подход к выбору жестов при показе одного и того же объекта. Так, экскурсовод использует варианты жестов (побудительные, наглядные, эмоциональные, рекомендующие) в зависимости от состава группы, темы экскурсии, времени года, суток.

Побудительные жесты не связаны с показом и носят организационный характер. С их помощью экскурсовод предлагает выйти из автобуса или занять места в салоне, размещает группу у объекта, просит экскурсантов пройти к следующему объекту.

Эмоциональные жесты выражают чувства экскурсовода, его психологическое состояние в данный момент.

Жесты, используемые в рассказе, классифицируются как жесты, подчеркивающие важность излагаемого материала, раскрывающие содержание мысли экскурсовода, поясняющие подтекст рассказа, уточняющие содержание речи экскурсовода. Жесты, сопровождающие рассказ, должны быть осмысленными, адресными, лаконичными, содержательными и эмоциональными. Иногда жест рассматривается как графическое изображение мысли экскурсовода.

Недостатками в использовании жестов на экскурсии являются излишняя жестикуляция, подмена слов жестами, бессмысленность их при показе объектов - опоздание по времени, отрыв жеста от речи, неточность жеста. Недостатком действующей методики является отсутствие научно разработанных правил выразительной и эффективной жестикуляции на экскурсии.

Проявлением эмоциональной культуры экскурсовода является мимика - движение мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние, переживаемые человеком чувства, его настроение. В ряде случаев мимика способна выразить больше, чем язык. Мимика и жест неразделимы.

Поза экскурсовода. Положение тела во время работы - важный элемент его поведения, независимо от того, стоит он или сидит перед группой. Поза должна быть естественной, удобной, непринужденной. У опытного экскурсовода вырабатывается манера поведения, имеющая свой индивидуальный стиль. При проведении экскурсии, он принимает такие позы, которые ему удобны и приемлемы для аудитории. Главное для любой позы - устойчивое равновесие тела и его подвижность. Поза экскурсовода, экстравагантность в одежде и других деталях его внешнего вида (мини-юбка, декольте, обилие украшений, макияжа) не должны отвлекать экскурсантов, становиться объектом их наблюдения.

Первое время, появляясь в группе, экскурсовод внимательно следит за своей позой, затем у него вырабатываются определенные привычки и навыки; в течение двух-трехчасовой экскурсии он неоднократно меняет свою позу, не давая утомиться своему телу. Делается это естественно, чтобы у слушателей не создалось впечатление, что экскурсовод никак не может найти себе места.

Манеры экскурсовода. Большой силой воздействия на экскурсантов обладают манеры поведения экскурсовода, его способ держать себя, форма обращения с другими людьми. Манеры экскурсовода находят выражение в общении с экскурсантами, которые обращают внимание на все: как экскурсовод впервые входит в автобус, как он здоровается с группой, как разговаривает с водителем, как держит микрофон, каким тоном делает замечания. Ничто в его поведении не остается незамеченным. Совершенствуя свое мастерство, нужно избавляться от дурных привычек - громко говорить, излишне жестикулировать, прерывать собеседника, употреблять в разговоре резкие выражения, делать грубые замечания, вести себя вызывающе, экстравагантно одеваться, чрезмерно использовать косметику. Экскурсоводу следует избегать притворства, рисовки, постоянной заботы о внешнем эффекте своих поступков и речи. Недопустимо обмениваться с экскурсантами колкостями, язвительными и враждебными замечаниями.

Экскурсовод является работником контактной зоны. С первых шагов на экскурсионном маршруте он вступает во взаимоотношения с экскурсантами. Многое в успешном выполнении экскурсионной услуги зависит от личности экскурсовода, его индивидуальных качеств. Проявление педагогического такта, вежливости, терпимости, выдержанности, умение сдержать себя в конфликтной ситуации, способствуют созданию спокойной деловой обстановки в экскурсионной группе. Доброжелательность и самообладание экскурсовода, использование нейтрализующих фраз в обращении с экскурсантами позволяют избежать возникновения негативных ситуаций. Умение ладить с аудиторией создает условия для установления психологического климата в коллективе.

Большое место в работе экскурсовода занимает выработка навыков этикета. Этой важной проблеме экскурсионные работники уделяют большое внимание. Само понятие "этикет" означает установленный порядок поведения, внешнего проявления отношения к людям. В этот порядок входят обхождение с окружающими людьми, поведение в общественных местах, внеречевые формы общения (учтивое обращение с женщиной, уважение к старшим, формы приветствия, правила поведения за столом и ведения разговора, обхождение с гостями).

Представляется уместным ввести в обиход организаций и учреждений, занимающихся экскурсионным обслуживанием, понятие экскурсионный этикет . Это будет способствовать повышению культуры туристского обслуживания.

Выводы

Внеречевые средства общения играют важную роль в процессе проведения экскурсий.

Умение использовать внеречевые формы воздействия не приходит экскурсоводу само. Выработка умений и навыков требует постоянного внимания со стороны руководителей экскурсионных учреждений, методистов, значительных усилий и трудолюбия от самих экскурсоводов. Важную роль в этом процессе призваны сыграть курсы по подготовке и повышению квалификации экскурсоводов, методические секции и постоянная самостоятельная работа экскурсоводов.

Контрольные вопросы

1. Внеречевые средства общения. Их совокупность.
2. Жесты экскурсовода, их значение и классификация.
3. Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии.
4. Внешний облик экскурсовода.
5. Манеры экскурсовода.
6. Речевой этикет экскурсовода.
7. Культура поведения экскурсовода, пути ее формирования.

Все больше людей, услышав будильник, первым делом не бегут в душ, а хватают мобильный, чтобы проверить все обновления. Мы часто слышим ложную вибрацию в кармане и не отводим глаз от ленты соцсетей, даже когда с кем-то разговариваем. Всё это признаки телефонной зависимости. Страх остаться без мобильного, или иначе номофобия , заставляет человека быстрее искать свободную розетку, если зарядка показывает всего 2%. Узнали себя? Давайте разбираться, как справиться с этой зависимостью!

Смартфон - не враг, но надо быть осторожнее

Нет ничего страшного, если вам нужно найти в сети какую-то информацию. Но иногда в дополнение к быстрому ответу потребуется более глубокое погружение в проблему. Мозгам необходимо постоянно обрабатывать информацию на регулярной основе. Попробуйте сейчас отложить свой сотовый и отойти от него. Не переживайте, вы еще с ним увидитесь. Если сейчас нет острой необходимости что-то искать и работать через смартфон, сходите на прогулку! Только по возвращении не кладите телефон рядом с кроватью. Так спится лучше.
Не отказывайтесь от техники полностью. Телефон постоянно выручает нас: он всегда помогает найти путь домой, если вы вдруг зашли куда-то не туда, он сокращает расстояния между друзьями и родственниками, которые находятся в другой стране. Телефоны обогащают нашу жизнь, но иногда нужно безжалостно ограничить время их использования. Мера должна быть во всем.

Ничего лишнего

Усилием воли удалите с телефона лишние приложения. Телефонная зависимость любит мусор. Оставьте только то, что вам нужно по работе, ну и пару самых любимых. . Вместо них в смартфон можно загрузить книги или установить полезные приложения. Не знаете, чем заняться в транспорте? Попробуйте заменить электронную книгу на бумажную в классическом переплете. Время, затраченное в транспорте - это возможность ежедневного самообразования.
На работе не забывайте включать беззвучный режим. Так можно легче погрузиться в рабочую атмосферу и эффективнее работать над решением задач. Кроме того, не проверяйте рабочую почту постоянно - это совершенно ни к чему в пятницу вечером или в выходные. Коллеги все равно увидят ваш ответ только в понедельник.

Пари с друзьями

Надоело, что при личной встрече друзья постоянно проверяют сотовые? Устройте забавное развлечение: когда вы с ними придете в кафе, сложите все телефоны стопкой. Кто первый не выдержит и захочет проверить свой смартфон, платит за всех по счету! Старайтесь ценить реальное общение. Зайти в социальные сети и написать сообщения друзьям можно всегда, а вот в реальной жизни увидеться гораздо сложнее: дом, работа, учеба и другие хлопоты мешают дружескому человеческому общению. К этому добавляется еще и телефонная зависимость. Тратьте время осознанно. Попробуйте однажды, когда соберетесь идти отдыхать, оставить телефон дома. Ничего плохого не случится, будет только слегка непривычно.

Телефонная зависимость и разгрузочные дни

Очень полезное упражнение - раз в неделю устраивать дни, свободные от мобильного. Выключите его, уберите в ящик и забудьте о нем на целые сутки! Если заниматься в этот день интересным делом или активно отдыхать, то расставание с сотовым пройдет почти незаметно. Первое время, конечно, вам может быть немного тяжело, зато постепенно рефлекс проверять телефон каждые 5 минут исчезнет сам собой. Проводите свободное время с семьей и друзьями, играйте в настольные игры и ходите на выставки и в музеи. Смотреть на искусство своими глазами гораздо приятнее, чем наблюдать его через экран мобильного. Сделайте фотографии семейного досуга и порадуйте близких фотокалендарем с коллажем из ваших снимков. Аксессуар можно получить у нас совершенно бесплатно.

Не кладите все яйца в одну корзину

Это удобно, когда одно устройство совмещает столько полезных функций. Но чем, к примеру, плох обычный будильник? Попробуйте не класть сотовый рядом с кроватью, чтобы не было соблазна порыться в нем перед сном и как только проснетесь. Просыпаться легче под громкий звон классического будильника, особенно если поставить его подальше. Соблазн поспать «еще 5 минуточек» также пропадет, потому что отложить будильник на мобильном телефоне гораздо проще.
Начинайте утро с зарядки, а не с социальных сетей. Перед выходом на работу послушайте утренние новости или побудьте с мыслями наедине, наслаждаясь ароматом кофе. Не носите телефон по всей квартире. Заведите для него отдельное место, где им можно будет пользоваться осознанно. Используйте наручные часы. « Я только посмотрю время» , - это одно из самых частых оправданий заглянуть в телефон.

Следите за руками

Не используйте телефон, когда скучно. Не доставайте его, когда стоите в очереди или в пробке, ждете друзей или начала сеанса в кино. Чувствуете, что руки сами полезли в сумку или карман? Вовремя себя одергивайте. Оставляйте смартфон в раздевалке, когда идете в тренажерный зал - так еще и спортивные результаты повысите. Попробуйте выделить в дневном расписании часы на использование смартфона. «Минутка социальных сетей» превращается в вечность, поэтому заводите таймер на время, которое планируете провести онлайн.
Не забывайте следовать инструкциям! Если, например, на взлете в самолете попросили выключить сотовый, сделайте это или оставьте только музыку. Просмотр фильмов с маленьких экранов во время полета утомляет.

Не ешьте с телефоном в руке

Даже если вы едите в одиночестве, не хватайтесь за телефон. Лучше почитайте журнал, посмотрите в окно, послушайте новый альбом любимого исполнителя и подумайте о своем. Наслаждайтесь вкусным обедом! Поверьте, вы не пропустите ничего интересного, а телефонная зависимость, или номофобия, постепенно сойдет на нет!

А как долго вы можете не брать сотовый в руки? Рассказывайте в комментариях о том, с какими признаками телефонной зависимости вам удалось справиться или как вы готовитесь от нее избавиться.

Номофобия, или Зависимость от телефона

Помимо прямых функций - связь с окружающими, мобильный телефон может заменить фотоаппарат, видеокамеру, игровую приставку, книгу. И трудно представить - как же еще несколько десятков лет назад люди обходились без него? Впрочем, у этих «отношений» есть и обратная сторона.

Наверняка, вы иногда замечали, как вместо того, чтобы внимательно слушать вас, собеседник беспрестанно утыкается в телефон, теряя нить разговора . А может лично вас охватывает паника при мысли о том, что мобильник мог остаться дома, и, невзирая ни на что, вы готовы вернуться за ним?

Термин номофобия возник относительно недавно. Он происходит от английского «no mobile phobia» (можно перевести и как «нетмофобия») и был введен специалистами для описания состояния беспокойства и даже паники у человека, который по тем или иным причинам потерял возможность с помощью мобильного телефона поддерживать контакт с людьми. Казалось бы, это абсолютно банальная и рядовая ситуация, когда разряжается аккумулятор, отсутствует связь или деньги на счету, или происходит столкновение с ворами, незаметно вытащившими телефон. Однако результаты недавно проведенного в Великобритании социологического исследования говорят о другом. 53% жителей этой страны страдают от номофобии, панического страха остаться в одиночестве . А источником страха становится молчащий телефон. 48% опрошенных женщин и 58% мужчин отметили, что испытывают тревогу, когда в их телефоне садится батарея, заканчиваются деньги на счете или нет зоны покрытия сети. Каждый второй респондент никогда не выключает свой телефон. Каждый десятый отметил постоянную необходимость быть на связи в силу своего рода деятельности и 9% заявили, что в те моменты, когда их сотовый отключен, они чувствуют тревогу.

А вот результаты еще одного исследования, в рамках которого опросили 1000 человек: две трети из них признались, что боятся потерять мобильные телефоны, 41% заявили, что на всякий случай носят с собой два телефона. При этом женщины больше подвержены страху остаться без связи, чем мужчины (70% против 61%), но мужчины чаще носят с собой два телефона (47% против 36%). Более всего зависимыми от телефона оказались молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Страдающие номофобией не расстаются с телефоном даже в местах, где он совершенно неуместен - ванная и туалет.

Психологи часто сравнивают зависимость от телефона с алкоголизмом : лишение телефона, так же, как и алкоголя, вызывает панику и синдром отмены, или абстинентный синдром. Хотя номофобия не вызывает угрозы для здоровья и жизни человека , однако ее влияние на повседневную жизнь может быть достаточно серьезным. Симптоматика номофобии заключается в панических атаках, головокружениях, недостатке кислорода, тошноте, потливости, учащенном сердцебиении, треморе и боли в груди. Признаки номофобии резко обостряются, когда человек вдруг обнаруживает, что не может найти свой телефон. Они заключаются в том, что больной приходит в возбужденное состояние, становится раздражен, суетлив. На какое-то время человек перестает контролировать свои поступки . Он может нервно разбрасывать вещи, переворачивать все в доме в поисках средства связи. Ощущение крайнего дискомфорта не покинет его, пока он не выяснит, куда же запропастился телефон.

Еще несколько проявлений номофобии

1. Тяга к новой информации

Когда человек каждую минуту тянется к телефону, переворачивая сумки или карманы вверх дном, дабы не пропустить ничего важного и вовремя ответить на письмо и смс.

2. Зависимость от внешнего вида аппарата

Человек всегда стремится к новому. Мобильные телефоны не исключение. Всегда хочется купить более новую модель, украсить телефон всевозможными аксессуарами, как-то выделиться из толпы , подчеркнуть социальный статус.

3. Галлюцинации

Еще одно проявление зависимости - звуковые галлюцинации. Зачастую людям начинает казаться, что они слышат звук мобильного, хотя в действительности аппарат не звонил, а то и вовсе не был включен. У некоторых на этой почве развивается мания звонка.

Почему это происходит?

1. Боязнь остаться наедине с собой

В эксперименте петербургского психолога Екатерины Мурашовой добровольно приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет. По условиям эксперимента участник соглашался провести непрерывно восемь часов в одиночестве , не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия - игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д., были разрешены. При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить. Довели эксперимент до конца всего 3 подростка из 68.
Причины прерывания участники объясняли весьма однообразно: «Я больше не мог». Прекратив эксперимент, молодые люди полезли в социальные сети, стали звонить приятелям и родителям, пошли к друзьям, погрузились в компьютерные игры, включили телевизор или плеер. Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента. И это касается не только молодых людей.

2. Стремление быть нужным

Особенно ярко оно прослеживается в том случае, когда человек был публичной персоной, получал тысячи звонков, смс, кучу приглашений на различные мероприятия, а когда все это заканчивалось, внезапная тишина и максимум пара-тройка звонков и даже не в день, а в неделю. Человек чувствует, что он выпал из жизни, что он никому не нужен. У людей, известностью не обремененных, стремление быть в курсе всех событий выражается в беспрестанной проверке новостных лент в соцсетях , звонках на работу в период болезни, а также звонках «ни о чем» друзьям и знакомым. Сейчас модно вести активный образ жизни и одновременно решать несколько задач, причем чаще всего удаленно. А когда двигаешься и вообще что-то делаешь, вы всем нужны. Каждый стремится к востребованности и хочет испытывать чувство собственной значимости. И телефон является большим помощником в этом отношении.

3. Возможность отойти от привычных способов общения

У некоторых людей сотни, а то и тысячи «друзей» в социальных сетях. Создается иллюзия очень широкого круга общения, которого у прежних поколений не было. Но на самом деле это общение суррогатное - формальное, не межличностное, не эмоциональное, несмотря на смайлики. В нем нет барьеров, которые в личном общении обычно сдерживают проявление негативных черт человека . Можно не испытывать чувства вины , когда рвешь отношения с помощью всего лишь одного смс, потому что при встрече тет-а-тет это потребовало бы определенной доли мужества. Природная стеснительность, мешающая в реальности быстро и емко ответить на шутку собеседника или серьезный выпад оппонента, уже не будет препятствием, т.к. ответ с помощью смс позволяет обдумать сказанное и взять некоторую паузу.

Как избавиться?

1. Честно спросите себя, почему вам так необходим мобильный телефон, без которого еще 20-30 лет назад человечество прекрасно обходилось. Естественно, вы найдете тысячу причин. Самое время вспомнить про эксперимент Е. Мурашовой и отключить телефон, хотя бы в выходной. Удивитесь, но количество пропущенных звонков будет явно меньше, чем вы ожидали, либо их просто не будет.

2. Если вам тяжело вот так сразу с места в карьер, поупражняйтесь в том, чтобы представить себя без телефона, желательно в деталях: где вы находитесь, что делаете, кого видите и что чувствуете. Как только подобные игры с воображением перестанут быть для вас травматичными, отключите телефон для начала на час. С каждым днем можно добавлять к этому времени по 5 минут.

3. В России есть такие места, где телефонная связь отсутствует напрочь. Почему бы не съездить на озеро, в горы или просто в лес? Мобильный будет с вами, только сети не будет. Вот к этому и нужно привыкнуть.

4. Общение в соцсетях, смс и звонки - это прекрасно. Правда, попытка вспомнить, а как, собственно, выглядят ваши близкие друзья, может закончиться фиаско. Самое время договориться о встрече. Телефон опять же возьмите с собой, вот только оставьте его в кармане одежды или в сумке, дабы не отвлекал, и наконец-то послушайте, чем живет и дышит друг или подруга. Удивитесь, как много нового узнаете, потому что в живом общении мы раскрываемся по-другому.

5. Если симптомы сохраняются, то лучше все-таки обратиться к специалисту, потому что тогда боязнь расстаться с телефоном будет являться симптомом чего-то большего.

И главное помнить, что не человек создан для техники, а техника для человека.

На сегодняшний день ни один человек не представляет свою жизнь без мобильного телефона. Это необходимая вещь, которая позволяет связаться с родными и друзьями, находящимися далеко. Но ежегодно среди детей школьного возраста и подростков наблюдается так называемая детская зависимость от гаджетов. Современный ребенок практически все свое время проводит с телефоном в руках, вне зависимости от того, свободное у него время или он находится на уроке. Поэтому следует рассмотреть, в чем проявляется зависимость от гаджетов у современных детей и каким образом она появляется.

Симптомы

Когда нам говорят о том, что наш ребенок зависим от мобильного устройства, мы должны четко понимать, в чем конкретно проявляется эта зависимость. Поверить в то, что ребенок зависим, сложно, но на симптомы обратить внимание необходимо. Это даст возможность в дальнейшем помочь своего ребенку избавиться от этой проблемы. К основным симптомам относятся:

  • нервное напряжение при отсутствии гаджета;
  • чувство дискомфорта, когда телефона нет рядом;
  • истерика и злость в случае невозможности ответить на звонок или же срочно взять в руки устройство;
  • ощущение страха и дрожи в руках;
  • постоянное наличие гаджета в руках, даже когда он не нужен;
  • невозможность прожить и часа без осуществления исходящих звонков;
  • переживание о том, что на протяжении дня разрядится аккумуляторная батарея;
  • активное слежение за новинками в сфере гаджетов;
  • чрезмерно частая смена мобильных устройств, несмотря на то, что имеется уже новый функциональный гаджет.

Если из приведенных выше симптомов у вашего ребенка наблюдается, как минимум, 4 из них, необходимо предпринимать срочные меры по устранению зависимости от телефона.

Причины

На сегодняшний день телефонная зависимость проявляется чаще всего у подростков, они не выпускают его из рук, даже в случае посещения ванной комнаты и туалета. Из многочисленных исследований стало известно, что подобная зависимость не появляется сама по себе, существуют определенные причины.

  1. Чрезмерное воздействие на детскую психику рекламы.
  2. Страх быть отдаленным от друзей и близких людей.
  3. Иллюзорные представления о беззаконности.
  4. Страх остаться в одиночестве без постоянного общения.

Многие специалисты были уверены в том, что зависимость пропала, когда на улицах начали убирать телефонные будки. Но так как необходимость держать связь с людьми на расстоянии не исчезла, были разработаны мобильные телефоны, которые человек может носить с собой. Можно говорить о том, что зависимость не исчезла, а усугубилась — длительное отсутствие гаджета заставляет каждого человека нервничать и переживать.Задаваясь вопросом, почему телефонная зависимость появляется у детей и подростков, можно с уверенностью сказать, что в этом отчасти виновато общество. Взрослый человек в силах осознанно и трезво оценить информацию, которую он получает из средств массовой информации, и отсеять то, что ему не нужно или же не интересно. Дети же впитывают абсолютно всю информацию, даже ту, которая им не нужна. Это приводит еще не полностью сформировавшуюся личность к телефонной зависимости.Подобная проблема у подростков может появляться в уверенности, что состоятельность человека выражается большим количеством имеющихся гаджетов. Постоянно находящийся в руках подростка телефон, планшет или другой гаджет является своеобразным показателем крутости. Несмотря на то, что является основным фактором появления мобильной зависимости, с этим нужно бороться.

Способы устранения

Если ваш ребенок не представляет своей жизни без гаджета, вы должны задуматься о том, что возможно это первый сигнал развивающейся телефонной зависимости. Если вы уверены, что зависимость уже есть, стоит предпринимать меры для ее устранения.

В первую очередь, вы, как родитель, должны провести с подростком индивидуальную беседу, обсудить негативные последствия от чрезмерного использования мобильного телефона. Желательно, чтобы ребенок смог самостоятельно определить негативные проявления и последствия.

Очень важно выявить причину зависимости от телефона. Постарайтесь поговорить по душам с ребенком и определить, сколько времени в сутки он готов обходиться без гаджета. Если проявления зависимости сильные, то ограничения во времени следует вводить постепенно. Для начала 5 минут в день, потом 15, потом 30, но ваш ребенок должен постепенно отучать себя от чрезмерного использования телефона. Если придерживаться подобных ограничений хотя бы несколько месяцев, то первые результаты не заставят себя долго ждать.

Помните о том, что, если вы ограничили ребенку виртуальное общение в социальных сетях, вы должны чем-то заполнить образовавшееся окно во времени чем-то реальным. Постарайтесь проводить с ребенком больше времени, помогите наладить общение в реальном мире. Не запрещайте, а наоборот помогите ребенку встречаться с друзьями, пока не заметите, что зависимость от телефона проходит. Главное не упустить тот момент, когда сделать уже ничего невозможно.

Заключение

Не забывайте о том, что психика ребенка существенно отличается от психики взрослого человека. И то, с чем справиться взрослому человеку просто, для подростка не всегда посильная задача. В случае зависимости от телефона необходима серьезная помощь со стороны родных и друзей, а в критических ситуациях и вовсе помощь высококвалифицированных специалистов.