Урок на тему "программное обеспечение компьютера". Вопросы для размышления. IV. Объяснение нового материала

08.02.2019

» [Экзамен по информатике][Билет №7]

Программное обеспечение компьютера (системное и прикладное).

Совокупность программ, хранящихся на компьютере, образует его программное обеспечение.

Совокупность используемых в компьютере программ принято называть программным обеспечением. Программное обеспечение создает на компьютере определенную среду для работы и включает в себя инструментарий, с помощью которого вы имеете возможность создавать любые компьютерные объекты. Разнообразие сред определяете составом программного обеспечения компьютера, так как любая, даже самая небольшая программа после ее запуска создает свою рабочую среду.

Затем мы завязали рукава и продолжили наш творческий путь, представив еще два эскиза, где мы вставили стилизованные листья и одну руку. Рисунок 11 - Два других предложения для клиента. Оценивая новые графические предложения, клиент хотел сделать поворотный момент в творческом процессе, добавив внешнее кондиционирование. Он послал нам фотографию, которая воспроизводит ветеринара и собаку, указывая на это явную просьбу о том, чтобы сделать связь между животными, уверенностью, позитивностью и доверием более очевидной.

Рисунок 12 - Элемент кондиционирования, введенный клиентом. С этого момента все наши усилия были сосредоточены на представлении биномиального человека-животного, который теперь является центром всего логотипа, поэтому мы создали три других решения, которые решают эту проблему. Кроме того, клиент сообщил нам о желании измените строку тега, удалив питовое слово, судя по избыточности.

Программное обеспечение компьютера - совокупность всех пользуемых в компьютере программ.

В жизни все объекты можно сгруппировать по определенным знакам и составить для себя представление о том, где можно использовать того или иного представителя данной группы (класса). То же самое можно сделать и по отношению к компьютерным программам.

Рисунок 13 - Третье предложение для клиента. В этом третьем транше логоса мы подошли к основной идее клиента, но мы все еще далеки от результата. Клиент хотел, чтобы отношения между человеком и животными были более явными, а также естественным элементом. Мы можем сказать, что к настоящему времени творческий процесс превратился в красивый и хороший вызов! Мы долго размышляли, и примерно через 15 дней мы отправили заказчику четвертое предложение.

Базовые знания и навыки

Рисунок 14 - Логотипы четвертого предложения теперь очень согласуются с первоначальным сообщением. После отправки этой последней серии логотипов клиент решил сосредоточиться на том, что воспроизводит своего рода четырехлистник, с еще одним явным запросом: вставить руку как связь между человеком и животным. Поскольку размер стилизованной фигуры человека был слишком мал, мы выбрали замену, вставив руку на место человека. В результате на рисунке.

Для того чтобы ясно понимать, где и какую программу вам лучше использовать для преобразования информации и получения желаемого результата, необходимо иметь представление об имеющихся разновидностях программ. Все программное обеспечение принято разделять на три класса:

  • системное,
  • прикладное,
  • инструментарий программирования (системы программирования).

Системное программное обеспечение

Рисунок 15 - Пятая презентация с заменой руки на человеческую фигуру. На этот раз мы, с большим счастьем, пришли к выводу! Клиент, наконец, выбрал свой логотип. После того, как мы определили логотип, мы стремимся к созданию скоординированного изображения и дизайна всех рекламных и рекламных материалов, таких как брошюры, брошюры, упаковка продуктов и многое другое.

С этим показанием мы хотели подчеркнуть конструктивный аспект, который слишком часто рассматривается без необходимого внимания. Разработка логотипа - одна из тех вещей, которые каждый хороший дизайнер должен иметь дело серьезно и профессионально. Здесь речь идет не о том, как показать себя только его собственные иллюстративные навыки. Необходимо передать знак того, что многие концепции созданы, часто очень сложно собрать. Один фундаментальный подарок, который должен иметь дизайнер, - это жалость, особенно когда клиент очень требователен.

Этот класс программного обеспечения является необходимой принадлежностью компьютера, так как обеспечивает взаимодействие человека, всех устройств и программ компьютера.

Этот комплекс программ определяет на компьютере системную среду и правила работы в ней. Чем более совершенно системное программное обеспечение, тем комфортнее мы чувствуем себя в системной среде.

Иерархические информационные модели

Важно оставаться полированным, оставьте в стороне эмоции и постарайтесь преодолеть вызов, который нам ставит. Никогда не приходите в столкновение, когда клиент отвечает, что мы все еще не находимся; Вместо этого нужно понять, чего он еще хочет достичь, используя единственное приданое, которое нам дано: творчество. Но если творчество и идея суть суть дизайна, нельзя забывать, что скорость создания эскизов во многом определяется из инструментов, которые у нас есть.

Совместно использовать программы и данные

Аватар: Это небольшое изображение, обычно квадратное, выбранное для представления своего пользователя в виртуальных сообществах, таких как агрегирование, обсуждение или сайты онлайн-игр. Баннер: происходит из «флага», это небольшой регион, обычно прямоугольный или квадратный, на веб-страницах, которые обычно содержат рекламную ссылку. Использование баннеров - одна из самых популярных форм рекламы в Интернете.

Самой важной системной программой является операционная система, которая обычно хранится жестком диске. При включении компьютера ее основная часть переписывается с жесткою диска во внутреннюю память и там находится на протяжении всего сеанса работы компьютера.

Операционная система - это набор программ, управляющих оперативной памятью, процессором, внешними устройствами и файлами; ведущих диалог с пользователем.

Блог обычно имеет структуру, похожую на дневник: набор статей, отсортированных в обратном порядке, часто содержащий ссылки на другие веб-сайты. Тело: означает «тело», это центральная часть или тело веб-страниц. В этом разделе содержится весь контент, такой как текст, изображения и ссылки, составляющие часть, отображаемую браузером.

Карусель: это горизонтальная панель, которая, в свою очередь, содержит несколько коробок, которые циклически вращаются. Его часто путают с ползунком, так как он также показывает вращающиеся элементы, но он отличается от последнего его способностью одновременно отображать несколько элементов. Он используется, например, для отображения различных эскизов изображений, логотипов-свидетелей или почему даже не просматривает статьи.

Важной частью операционной системой является файловая система ОС. В файлах хранится все: и программное обеспечение, и информация, необходимая для пользователя. С файлами постоянно приходится что-то делать: создавать, удалять, копировать, перемещать, искать и переименовывать. За все эти действия и отвечает файловая система.

Если вы включили компьютер и при этом на экране не происходит никаких изменений, хотя все устройства находятся рабочем состоянии, то это говорит об отсутствии в нем операционной системы.

Флажок: Это небольшой графический элемент управления, с помощью которого пользователь может делать выбор между различными доступными опциями или несколькими выборами. Обычно это отображается на экране как квадрат, который может содержать пробел или галочку.

Контактная форма: буквально означает «контактная форма», это не что иное, как форма на многих веб-сайтах, чтобы связаться с владельцем или администратором веб-сайта по электронной почте. Электронная коммерция. Это конкретный веб-сайт, на котором вы можете совершать экономические транзакции.

Операционная система обеспечивает:

  • выполнение прикладных программ;
  • управление ресурсами компьютера - памятью, процессором и всеми внешними устройствами;
  • контакт человека с компьютером.

К наиболее известным операционным системам относятся: MS-DOS, Windows, Unix, OS/2.

К системному ПО можно кроме ОС отнести и множество программ обслуживающего, сервисного характера.

Вставить: означает «включено», «вставлено»; в информатике могут принимать разные значения, в отношении создания сайтов встраивание - это, как правило, код, созданный внешним сайтом, который после вставки в веб-страницу позволяет просматривать конкретный контент.

Шрифты: Шрифты или Шрифты представляют собой набор типизированных шрифтов, которые характеризуются определенным графическим стилем. Как правило, нижний колонтитул суммирует наиболее важные данные и информацию, такие как адреса, контактные данные, номер НДС, авторское право и т.д. Чтобы облегчить доступ к самому сайту.

Прикладное программное обеспечение

Все имеющиеся на компьютере прикладные программы составляют прикладное программно обеспечение. Оно определяет на компьютере прикладную среду правила работы в ней. Прикладная среда всегда является «дружественной» по отношению любому человеку, овладевшем несложными приемами работы в ней. Прикладные программы могут работать на компьютере только при условии, что на компьютере уже установлена операционная система.

Классификация системного программного обеспечения

Это, как правило, одинаково и распространено на всех страницах, составляющих сайт. Галерея: «галерея»; это раздел веб-сайта или страницы, специально посвященной размещению фотогалереи или редко видео. Заголовок: буквально означает «заголовок»; это начальный раздел веб-страницы и расположен над корпусом. Как и в нижнем колонтитуле, заголовок, как правило, одинаковый и общий для всех страниц, составляющих сайт.

Домашняя страница: «домашняя страница» обычно является первой страницей веб-сайта. Важное значение имеет то, что домашняя страница приятна, графически привлекательна и дает хороший обзор сайта посетителю, обращаясь к нему на других страницах с конкретным контентом.

Каждая прикладная среда предназначена для создания и исследования определенного вида компьютерного объекта. Например, для создания графического объекта предназначена среда графического редактора, для работы с текстом - среда текстового процессора и т. д.

Комплекс прикладных программ в среде операционной системы Windows называют приложением. Нередко его называют также пакётом прикладных программ (ППП).

Назначение и состав устройств персонального компьютера

Курсив: английский термин, который идентифицирует курсивный шрифт. Целевая страница: буквально означает «целевую страницу», это специальная страница, как правило, для рекламных кампаний или для обмена баннерами с друзьями, где пользователь «приземляется» после нажатия на определенную ссылку. Он не индексируется поисковыми системами и, как правило, удовлетворяет ответы посетителя простым и понятным контентом с целью установления контакта или покупки. Термин целевой страницы часто путают с веб-сайтом на одной странице, то есть простым сайтом, состоящим из одной страницы.

Наибольшей популярностью пользуются следующие группы прикладного программного обеспечения:

  • текстовые процессоры - для создания текстовых документов;
  • табличные процессоры (электронные таблицы) - для вычислений и анализа информации, представленной в табличной форме;
  • базы данных - для организации и управления данными;
  • графические пакеты - для представления информации в виде рисунков и графиков; » коммуникационные программы - для обмена информацией между компьютерами;
  • интегрированные пакеты, включающие несколько прикладных программ разного назначения;
  • обучающие программы, электронные учебники, словари, энциклопедии, системы проектирования и дизайна;
  • игры.

Инструментарий программирования.

Одна страница: для «одной страницы»; они означают современные веб-сайты, которые, как само определение говорит, все на одной странице. Это не означает, что они состоят из одной страницы, но вместо перехода с одной страницы на другую вам не нужно выбирать ее, нажимая на меню, а просто прокручивая сайт. Наличие всего сайта, отображаемого на одной странице, значительно облегчает консультации на мобильных устройствах.

Постоянная ссылка: постоянное связывание, т.е. «Постоянная ссылка», просто представляет ссылку на конкретную страницу, раздел или сообщение. Плагин: это нестандартное дополнение, которое взаимодействует с другой основной программой для расширения своих функций. Например, плагин для графического программного обеспечения позволяет использовать новые функции, не входящие в основное программное обеспечение.

Этот класс программ предназначен для создания системного и прикладного программного обеспечения. Методы работы с инструментарием программирования определяются той средой, в которой осуществляется преобразование алгоритма в программу для компьютера.

Базовые инструменты любой среды программирования совершенно одинаковы по своей сути, а отличаются только формой представления.

Портфолио: это список работ, выполняемых профессионалом, возможно, сопровождаемый пояснительными образами. Перенаправление: это «реферал», то есть страница, содержащая автоматический возврат на другую страницу. Поэтому страница переадресации не имеет отдельного контента, а только код, который позволяет программному обеспечению перенаправлять пользователя на нужную страницу, автоматически открывая его.

Отзывчивый: с этим термином, переводимым с «ответом», используется веб-дизайн веб-дизайна, позволяющий страницам автоматически повторно адаптировать их макет, чтобы обеспечить оптимальную визуализацию среды, в которой они отображаются минимизируя необходимость изменения размера и скольжения, особенно горизонтального. Наш сайт над строками имеет отзывчивый тип, поскольку мы создали его так, чтобы мы автоматически повторно адаптировали все составляющие его элементы в соответствии с разрешением, с которым оно отображается.

Представьте себе набор типовых инструментов любого специалиста, будь то слесарь, столяр, портниха, электромонтер, мастер по ремонту автомашин и пр. Их инструменты существенно отличаются Друг от друга, так как служат для решения различных задач. У людей одной и той же профессии базовые наборы инструментов очень похожи и отличаются только формой, качеством, маркой.

Ограниченная область: это отдельный раздел веб-сайта, доступ которого ограничен и доступен только определенным пользователям. Доступ к зарезервированной области можно получить, подписавшись на веб-сайт, например, иногда она также оплачивается. Как правило, для доступа к этому разделу пользователю предоставляется пароль или идентификационный код.

Боковая панель: «боковая панель» или боковая панель представляют собой вертикальную колонку, более или менее по размеру, на многих веб-сайтах и ​​охватывающие содержимое различных типов, таких как новости, ссылки, кнопки, баннеры и т.д. вы можете поместить боковую панель справа или слева по отношению к телу сайта, а также к двум боковым панелям или к одному в одно и то же время.

Аналогичная картина складывается и с инструментарием программирования. Он может быть разнообразным, но всегда будет существовать некий базовый набор инструментов, для использования которого нужно овладеть специальным языком программирования.

Для создания прикладного ПО широко используются такие языки, как Basic, Pascal, C++, Delphi и др. Во многих учебных заведения используется язык ЛОГО.

Слайдер: часто путают с карусели, слайдер представляет собой горизонтальную панель, содержащую слайды. Обладая сильным визуальным и эстетическим воздействием, это отличный способ представить сам сайт и эффективный метод привлечения внимания посетителей, автоматически отображая изображения.

Облако тегов: переводимое в «облако меток», представляет собой визуальное представление наиболее широко используемых тегов или ключевых слов на веб-сайте. Как правило, этот список представлен в алфавитном порядке, с особенностью приписывания более крупного шрифта наиболее важным или наиболее востребованным словам.

Взаимосвязь программного обеспечения (уровни программной конфигурации)

Рассмотрим состав и назначение основных блоков ЭВМ на примере настольного персонального компьютера (ПК или PC – personal computer) архитектуры x86-64. Внешний вид такого ПК за последние десять лет не претерпел существенных изменений, если, конечно, это не ультрасовременный моноблок, планшет или ноутбук. Минимальный набор необходимых для работы устройств по-прежнему включает системный блок и внешние (периферийные) устройства: монитор (дисплей) и клавиатуру. Современный компьютер чаще всего имеет в своём составе также манипулятор-мышь и звуковые колонки.

Системный блок – корпус, в котором размещены основные электронные компоненты или модули ПК. Иногда, особенно в магазинах, именно его и называют компьютером, так как монитор продаётся отдельно. Типоразмеры корпуса бывают двух основных видов:

Вертикального расположения (tower – башня), разновидности: baby-tower, mini-tower, midi-tower, big-tower;

Горизонтального расположения (desktop), разновидности: small-footprint, slimline, (ultra) superslimline.

Состав системного блока (рис. 4.3):

Системная (или материнская) плата (motherboard) с расположенными на ней электронными компонентами, платами и разъёмами;

Накопители или приводы для сменных накопителей;

Блок питания (БП).

Рис. 4.3. Состав ПК

Блок питания смонтирован вместе с корпусом системного блока. Мощность блока питания варьируется в зависимости от типа корпуса – от 100–150 Вт (slim) до 300–330 Вт (big tower), выпускаются и более мощные модели 500 и даже 800 Вт.

На материнской плате размещаются все внутренние устройства компьютера (без которых компьютер принципиально не может работать – процессор и память), а также интегрируется всё больше устройств, относящихся к внешним (аудио-, видео-, сетевой и другие интерфейсные контроллеры).

Тип и характеристики различных элементов и устройств материнской платы, как правило, определяется типом и архитектурой центрального процессора. Как правило, именно центральный процессор или процессоры, их семейство, тип, архитектура и исполнение определяют тот или иной вариант архитектурного исполнения материнской платы.

По числу процессоров, составляющих центральный процессор, различают однопроцессорные и многопроцессорные (мультипроцессорные) материнские платы. Большинство персональных компьютеров являются однопроцессорными системами и комплектуются однопроцессорными материнскими платами.

Центральный процессор (ЦП, или CPU – Central Processing Unit) современного компьютера – микропроцессор (МП) – функционально законченное программно-управляемое устройство обработки информации, выполненное на одной или нескольких СБИС. Именно процессор выполняет в соответствии с программой обработку информации и управление устройствами компьютера. В составе микропроцессора объединяются шиной уже знакомые нам АЛУ и УУ, а также регистры микропроцессорной памяти (МПП), часто имеется кэш-память и математический сопроцессор чисел с плавающей запятой. Тактовая частота процессора может существенно превосходить частоту системной шины и получаться из неё путём умножения. Частоту шины задаёт генератор тактовых импульсов (ГТИ), а процессора – его внутренний умножитель частоты.

Основные функции микропроцессора:

Выборка команд из памяти;

Декодирование команд, т.е. выделение из машинной команды кода операции и операндов, определение её назначения;

Выполнение операций, закодированных в командах;

Управление передачей информации между своими регистрами памяти, оперативной памятью и внешними устройствами;

Обработка прерываний (запрос на обработку по требованию внешнего устройства или при выполнении программы, например, переполнение).

Среди регистров МПП следует отметить счётчик адреса команд (автовычисление адреса следующей команды), регистр состояния (флаговый регистр – переполнение, ноль, знак результата), указатель стека (последний вошёл – первый вышел, неявная адресация), регистры общего назначения (хранение различных данных, работа с ними быстрее, чем с памятью).

В современных персональных компьютерах разных фирм применяются процессоры двух основных архитектур:

Полная система команд переменной длины – Complex Instruction Set Computer (CISC);

Сокращённый набор команд фиксированной длины – Reduced Instruction Set Computer (RISC).

Весь ряд процессоров фирмы Intel, устанавливаемых в персональные IBM-совместимые компьютеры, имеют архитектуру CISC, а процессоры Motorola, используемые фирмой Apple для своих персональных компьютеров, имеют архитектуру RISC. Обе архитектуры имеют свои преимущества и недостатки.

CISC-процессоры имеют обширный набор команд (сотни), из которых программист может выбирать наиболее подходящие для решения задачи. Недостатком этой архитектуры является то, что большой набор команд усложняет внутреннее устройство управления процессором, увеличивает время исполнения команды на микропрограммном уровне. Команды имеют различную длину и время исполнения.

RISC-архитектура имеет ограниченный набор команд, и каждая команда выполняется за один такт работы процессора. Небольшое число команд упрощает устройство управления процессора. К недостаткам RISC-архитектуры можно отнести то, что если требуемой команды в наборе нет, программист (а точнее компилятор) вынужден реализовать её с помощью нескольких команд из имеющегося набора, увеличивая размер программного кода.

Процессоры для ПК выпускают многие фирмы, но законодателем моды здесь являются фирмы Intel и AMD (Advanced Micro Devices). Одним из приоритетных направлений увеличения производительности признано увеличение количества вычислительных ядер процессора, содержащихся в одном корпусе. Многоядерные процессоры способны осуществлять независимое параллельное выполнение нескольких потоков команд одновременно.

Одним из представителей последних моделей производительных процессоров семейства Intel Core i7 третьего поколения является Intel Core i7-3970X Processor Extreme Edition. Этот самый мощный (на сегодня сентябрь 2012 г.) шестиядерный процессор для настольных ПК можно охарактеризовать следующими параметрами:

Тактовая частота – 3,5 (с технологией Turbo Boost – 4,0) ГГц;

Кеш память (технология Smart Cache) – 15 МБ;

Разрядность – 64 бит;

Размер корпуса – 52,5 на 45 мм;

Количество транзисторов – 2,27 млрд.;

Тип разъёма материнской платы – FCLGA2011;

Технология Hyper-Threading (гиперпоточность) – позволяет каждому ядру процессора одновременно выполнять две задачи (два потока команд), в результате чего шесть физических ядер определяются операционной системой как 12 виртуальных;

Технология виртуализации VT (Virtualization Technology) – поддержка нескольких операционных систем на одном компьютере;

Технология Turbo Boost – автоматически ускоряет работу процессора при необходимости за счёт «передачи» неиспользуемых ресурсов производительности активным ядрам (путём повышения их тактовой частоты свыше номинальной);

Технология SpeedStep – энергосбережение за счёт динамического изменения частоты и энергопотребления процессора в зависимости от используемого источника питания.

Одна из последних разработок фирмы AMD – «первый в мире реально восьмиядерный процессор для ПК» AMD FX 8350 (8-Core Black Edition), имеет во многом сходные в сравнении с представленным процессором Intel характеристики. Стоимость процессоров AMD может оказаться на 10% дешевле аналогичных процессоров Intel. Однако многие разработчики программ отдают предпочтение спецификациям процессоров Intel, поэтому не все программы оптимизированы для работы на процессорах AMD, хотя для обычного пользователя эта разница может быть и незаметна.

Оперативным запоминающим устройством (ОЗУ, или RAM – Random Access Memory) называется память с произвольным (и чтение, и запись) доступом. Оперативная, т.е. рабочая, память предназначена для хранения исполняемых программ и соответствующих им данных. Стандартный размер адресуемой ячейки ОЗУ равняется одному байту. Информация в ОЗУ сохраняется всё время, пока на схемы памяти подаётся питание, т.е. она является энергозависимой.

Существует два вида ОЗУ, отличающиеся техническими характеристиками: динамическое ОЗУ, или DRAM (Dynamic RAM), и статическое ОЗУ, или SRAM (Static RAM). Разряд динамического ОЗУ построен на одном транзисторе и конденсаторе, наличие или отсутствие заряда на котором определяет значение, записанное в данном бите. При записи или чтении информации из такой ячейки требуется время для накопления (стекания) заряда на конденсаторе. Поэтому быстродействие динамического ОЗУ на порядок ниже, чем у статического ОЗУ, разряд которого представляет собой триггер на четырёх или шести транзисторах. Однако из-за большего числа элементов на один разряд в одну СБИС статического ОЗУ помещается гораздо меньше элементов, чем у динамического ОЗУ. Например, современные СБИС динамических ОЗУ способны хранить 256–1024 Мбайт информации, а схемы статических ОЗУ только 256–512 Кбайт. Кроме этого, статические ОЗУ более энергоёмки и значительно дороже. Обычно в качестве оперативной или видеопамяти используется динамическое ОЗУ.

Статическое ОЗУ используется в качестве небольшой буферной сверхбыстродействующей памяти. Эта память называется кэш-памятью (от англ. cache – запас). Время обращения к данным в кэш-памяти на порядок ниже, чем у ОЗУ, и сравнимо со скоростью работы самого процессора. Запись в кэш-память осуществляется параллельно с запросом процессора к ОЗУ. Данные, выбираемые процессором, одновременно копируются и в кэш-память. Если процессор повторно обратится к тем же данным, то они будут считаны уже из кэш-памяти. Такая же операция происходит и при записи процессором данных в память. Они записываются в кэш-память, а затем в интервалы, когда шина свободна, переписываются в ОЗУ.

Современные многоядерные процессоры имеют встроенную кэш-память, которая находится внутри корпуса процессора и разделяется на несколько уровней. Самой быстрой памятью, работающей на частоте процессора, является кэш первого уровня (L1-cache). По сути, она является неотъемлемой частью процессора, поскольку расположена на одном с ним кристалле и входит в состав функциональных блоков. Подразделяется на кэш команд и кэш данных. Кэш первого уровня имеет небольшой объём – обычно не более 128 Кбайт. Кэш-память второго уровня имеет уже меньшее быстродействие, но больший объём – единицы Мбайт, при этом весь объём складывается из равных долей кэша каждого ядра. И, наконец, кэш третьего уровня является наименее быстродействующей микропроцессорной памятью, но всё равно значительно превосходящей по быстродействию оперативную память. Кэш третьего уровня обычно расположен отдельно от ядра ЦП, достигает объёма в десятки Мбайт и является общим для всех ядер, при этом каждое ядро процессора может динамически использовать до 100 % от доступного объёма кэш-памяти.

Управление записью и считыванием данных в кэш-память выполняется автоматически. Когда кэш-память полностью заполняется, то для записи последующих данных устройство управления кэш-памяти по специальному алгоритму автоматически удаляет те данные, которые реже всего использовались процессором на текущий момент. Использование процессором кэш-памяти увеличивает производительность процессора, особенно в тех случаях, когда происходит последовательное преобразование относительно небольшого числа данных, которые постоянно во время преобразования хранятся в кэш-памяти.

В одном адресном пространстве с ОЗУ находится специальная память, предназначенная для постоянного хранения таких программ, как тестирование и начальная загрузка компьютера, управление внешними устройствами. Она является энергонезависимой, т.е. сохраняет записанную информацию при отсутствии напряжения питания. Такая память называется постоянным запоминающим устройством (ПЗУ) или ROM (Read Only Memory). Постоянные запоминающие устройства можно разделить по способу записи в них информации на следующие категории:

ПЗУ, программируемые однократно. Программируются при изготовлении и не позволяют изменять записанную в них информацию;

Перепрограммируемые ПЗУ (ППЗУ). Позволяют перепрограммировать их многократно. Стирание хранящейся в ППЗУ информации осуществляется или засветкой полупроводникового кристалла ультрафиолетовым излучением, или электрическим сигналом повышенной мощности.

Системная (общая) шина обеспечивает обмен информацией между функциональными узлами. Общая шина делится на три отдельные шины по типу передаваемой информации: шина адреса, шина данных, шина управления. Каждая шина характеризуется шириной или разрядностью – числом параллельных проводников для передачи информации. Другая важная характеристикатактовая частота шины, на которой работает контроллер шины при управлении передачей информации.

Шина адреса предназначена для передачи адреса ячейки памяти или порта ввода-вывода. Ширина шины адреса определяет максимальное количество ячеек, которое она может адресовать напрямую. Если ширина шины адреса равна N , то количество адресуемой памяти равно 2 N . Шина данных предназначена для передачи команд и данных. В современных компьютерах по шестидесятичетырёхразрядной шине данных за один такт передаётся 8 байт информации. Ширина шины управления зависит от типа шины и алгоритма её работы или, как говорят, протокола работы шины.

Примерный протокол работы системной шины состоит из четырёх пунктов. Первый такт – процессор выставляет на шину адреса адрес ячейки памяти или порта внешнего устройства и устанавливает на шине управления сигналы, определяющие тип обмена. На втором такте работы процессор получает сигнал готовности выбранного устройства к приёму или передаче информации. Если сигнал готовности не получен, второй такт может повторяться бесконечное число раз. На третьем такте процессор или открывает шину для приёма данных, или, при записи, выставляет на шину данных передаваемую информацию. На четвёртом такте происходит обмен информацией, и работа протокола передачи заканчивается.

Приведём основные типы шин, используемых в компьютерах, и их характеристики.

PCI (Peripheral Component Interconnect – стандарт подключения внешних компонентов) применяется в настольных компьютерах. Это интерфейс шины, связывающей процессор с оперативной памятью, в которую врезаны разъёмы для подключения внешних устройств. Данный интерфейс поддерживает частоту шины 33 МГц и обеспечивает пропускную способность 132 Мбайт/с. Последующие версии интерфейса с частотой шины 66 МГц обеспечивают пиковую производительность 264 Мбайт/с для 32-разрядных данных и 528 Мбайт/с для 64-разрядных данных (при частоте 66,66 МГц – 533 Мбайт/с). Важным нововведением стала поддержка так называемого режима plug-and-play , сформировавшегося в промышленный стандарт на самоустанавливающиеся устройства. После физического подключения внешнего устройства к разъёму шины PCI происходит обмен данными между устройством и материнской платой, и устройство автоматически получает номер используемого прерывания, адрес порта подключения и номер канала прямого доступа к памяти (в отличие от устаревшей шины ISA, где настройка прерываний осуществлялась переключателями на карте адаптера).

PCMCIA (Personal Computer Memory Card International Association) применяется в переносных компьютерах класса ноутбук и имеет параметры, сравнимые с параметрами шины PCI.

AGP (Accelerated Graphics Port) – локальная шина, введённая для повышения производительности графической подсистемы компьютера, позволяет организовать непосредственную связь видеоконтроллера и оперативного запоминающего устройства. Имеет конвейерную организацию выполнения операций чтения/записи, что позволяет избежать задержек при обращении к модулям памяти. При установке режима параллельной передачи восьми блоков за один такт обеспечивается пиковая скорость передачи 2112 Мбайт/с. В настоящее время для увеличения производительности видеосистемы используется новая, более быстрая и прогрессивная шина PCI Express.

PCI Express , в общем случае, является пакетной сетью с топологией типа звезда. В отличие от шины PCI, использовавшей для передачи данных общую шину, устройства PCI Express взаимодействуют между собой через среду, образованную коммутаторами, при этом каждое устройство напрямую связано соединением типа точка-точка с коммутатором. Каждое соединение обладает пропускной способностью до 250 Мбайт/с. Эта величина обеспечивается в обоих направлениях одновременно, что составляет 0,5 Гбайт/с для каждого соединения (в спецификации PCI Express 2.0 – 1 Гбайт/с) независимо от общего количества подключений. Кроме того, важной особенностью является масштабирование, т.е. возможность одновременного использования нескольких каналов сразу для получения соответствующей производительности. Так, пропускная способность PCI Express 2.0 со слотом ´32 составляет 32 Гбайт/с.

Контроллеры (адаптеры) служат для подключения внешних (по отношению к процессору) устройств к системной шине. В современных компьютерах контроллеры клавиатуры, накопителей на жёстких и гибких магнитных дисках (НЖМД и НГМД соответственно), накопителей на оптических дисках (НОД), аудио-, видео- и сетевые адаптеры чаще всего располагаются на системной плате. Набор микросхем, определяющих возможности системной платы (а также реализующих функции контроллеров и портов), называют чипсетами (Chipsets). Для подключения дополнительных контроллеров на системной плате имеются соответствующие стандарту шины разъёмы (слоты расширения).

Внешние устройства

Внешние запоминающие устройства (ВЗУ) необходимы для долговременного хранения больших объёмов информации. Сюда относятся следующие устройства:

НЖМД (винчестеры, HDD – Hard Disk Drive) объёмом в сотни Гбайт, чаще всего расположен внутри системного блока, но бывают и съёмные модели;

НГМД (FDD – Floppy Disk Drive) обычно предназначен для дискет диаметром 3,5 дюйма и объёмом 1,44 Мбайт;

Накопители на магнитной ленте (стримеры) с картриджами до 16 Гбайт;

НОД – двух основных типов: объёмом 700 Мбайт (CD-Compact Disk) и 4,7 Мбайт (DVD-Digital Versatile Disk);

Флеш-накопители.

Магнитные накопители в качестве запоминающей среды используют ферромагнитные материалы со специальными свойствами, позволяющими фиксировать два состояния. Диски, по сравнению с лентой, обладают меньшим временем доступа. Винчестеры удобны в работе, но не обладают мобильностью. Дискеты почти изжили себя. Малый объём, небольшая скорость чтения/записи и ненадёжность делают их применение нецелесообразным.

Принцип действия НОД основан на использовании чередующихся участков поверхности с разными отражающими свойствами (углубления или затемнения). Сменные носители CD и последующие DVD удобны в использовании как ROM больших объёмов. К достоинствам компакт-диска можно отнести его относительную дешевизну в массовом производстве, высокую надёжность и долговечность, нечувствительность к воздействию магнитных полей. Существуют однократно записываемые, обозначаемые буквой R (Recodable), и многократно перезаписываемые – RW (ReWritable) «болванки». Например, CD-R, DVD-RW. Следует отметить, что существует множество порой несовместимых разновидностей форматов оптической записи.

Флеш-память (Flash-memory) представляет собой микросхему многократно перепрограммируемого постоянного запоминающего устройства (ППЗУ). Носители на её основе называются твердотельными, поскольку не имеют движущихся частей. Благодаря своей компактности, относительной дешевизне и низкому энергопотреблению флеш-память широко используется в портативных устройствах, работающих на батарейках и аккумуляторах – цифровых фотокамерах и видеокамерах, цифровых диктофонах, MP3-плеерах, КПК, мобильных телефонах, а также смартфонах и коммуникаторах. Кроме того, она используется для хранения встроенного программного обеспечения в различных устройствах (маршрутизаторах, мини-АТС, принтерах, сканерах), различных контроллерах. В последнее время широкое распространение получили USB флеш-накопители («флешка», USB-драйв, USB-диск), практически вытеснившие дискеты.

Многие производители вычислительной техники видят память будущего исключительно твердотельной, поэтому на рынке комплектующих практически одновременно появились флеш-памяти нескольких стандартов, отличающиеся принципом действия, размерами и характеристиками. Наибольшую популярность на сегодняшний день получили устройства, построенные по архитектуре NOR (от англ. Not-OR – элемент ИЛИ-НЕ) или NAND (от англ. Not-AND – элемент И-НЕ), в основе принципа действия которых лежат транзисторы с плавающим затвором. Размер и стоимость NAND-чипа может быть существенно меньше, быстрее осуществляется запись и стирание. Однако эта архитектура не позволяет обращаться к произвольной ячейке. NAND и NOR-архитектуры сейчас существуют параллельно и не конкурируют друг с другом, поскольку находят применение в разных областях хранения данных.

Одним из перспективных типов флеш-памяти является FRAM (ферроэлектрическая память с произвольным доступом), кристалл которой можно представить состоящим из трёх слоёв. Две крайние пластины представляют собой матрицу проводников для подачи напряжения на средний слой. Средний слой, имеющий толщину порядка 1,5 нм, изготовлен из ферроэлектрического материала. При подаче сигнала записи на матрицу изменяются магнитные и электропроводные свойства участка, расположенного на пересечении проводников.

Устройства ручного ввода информации.

Клавиатура (Keyboard) представляет собой «доску» (Board), на которой в 5 или в 6 рядов расположены клавиши (Key). Стандартной в России является 101/102-клавишная клавиатуры с английскими и русскими символами. Подключается через порт PS/2, USB, беспроводной инфракрасный (ИК или IR – InfraRed) или радиоинтерфейс (например, Bluetooth). Виртуальные клавиатуры существуют только в виде изображения на экране и соответствующего программного кода, а физически – отсутствуют. Ввод осуществляется с помощью мыши либо – всё чаще – обычным касанием, если экран является сенсорным. Лазерная клавиатура имеет виртуальные клавиши, которые проецируются на любую достаточно ровную рассеивающую поверхность (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Лазерная клавиатура

Манипулятор мышь необходима для работы с графическими объектами, например, интерфейсом Windows. В настоящее время распространены мыши с оптическим принципом действия, подключаются аналогично клавиатуре. Используются и другие типы манипуляторов: джойстик, трекбол, трекпойнт, сенсорная панель (тачпад – touchpad), графический планшет (диджитайзер).

Устройства вывода информации.

Монитор, а также дисплей, видеомонитор, видеодисплей – устройство визуального отображения текстовой и графической информации без её фиксации. Для персональных компьютеров используются мониторы следующих типов:

На основе электроннолучевой трубки (ЭЛТ);

На основе жидкокристаллических индикаторов (ЖКИ, LCD – Liquid Crystal Display);

Плазменные мониторы (PDP – Plasma Display Panels);

Электролюминесцентные мониторы (FED – Field Emission Display);

Самоизлучающие мониторы (LEP – Light Emission Plastics).

Основные характеристики мониторов: размер экрана монитора, который задаётся обычно размером его диагонали в дюймах и форматом – отношением ширины к высоте; разрешающая способность, определяемая числом пикселей (элементов разложения изображения) по горизонтали и вертикали (800´600, 1024´768, 1800´1440, 2048´1536 и др.); частота кадровой развёртки определяет скорость смены кадров изображения и влияет на утомляемость глаз при продолжительной работе на компьютере.

На разрешающую способность монитора и качество изображения влияет объём видеопамяти видеоадаптера. Современные видеоконтроллеры для хранения цвета каждого пикселя используют до 4 байт памяти, для чего необходимо иметь объём видеопамяти до 128 Мбайт. Больший объём видеопамяти позволяет устанавливать более высокий режим разрешения и большее число цветов для каждого пикселя.

Мониторы на основе ЭЛТ постепенно вытесняются плоскими мониторами на жидкокристаллических индикаторах. Экран ЖК монитора выполнен в виде двух электропроводящих стеклянных пластин, между которыми помещён слой кристаллизующейся жидкости. Для создания электростатического поля стеклянная пластина покрыта матрицей прозрачных проводников, а пиксель формируется на пересечении вертикального и горизонтального проводника. Если на пересечении проводников ставят активный управляющий элемент – транзистор, то такие экраны называются TFT-матрицы (Thin Film Transistor – тонкоплёночный транзистор), имеют лучшую яркость и угол обзора до 45°. Этот показатель отличает TFT-экраны от экранов с пассивной матрицей, которые обеспечивали качество изображения только при фронтальном наблюдении.

В плазменных мониторах изображение формируется светом, выделяемым при газовом разряде в каждом пикселе экрана. Конструктивно плазменная панель состоит из трёх стеклянных пластин, на две из которых нанесены тонкие прозрачные проводники: на одну вертикально, на другую – горизонтально. Между ними находится третья пластина, в которой в местах пересечения проводников двух первых пластин имеются сквозные отверстия. Эти отверстия при сборке заполняются инертным газом: неоном или аргоном, они и образуют пиксели. Плазма газового разряда, возникающая при подаче высокочастотного напряжения на вертикальный и горизонтальный проводники, излучает свет в ультрафиолетовом диапазоне, который вызывает свечение люминофора. Каждый пиксель представляет собой миниатюрную лампу дневного света. Высокая яркость и контрастность, отсутствие дрожания изображения, а также большой угол отклонения от нормали, при котором изображение сохраняет высокое качество, являются большими преимуществами таких мониторов. К недостаткам можно отнести недостаточную пока разрешающую способность и достаточно быстрое (пять лет при офисном использовании) ухудшение качества люминофора. Пока такие мониторы используются только для конференций и презентаций.

Электролюминесцентные мониторы состоят из двух пластин, с ортогонально нанесёнными на них прозрачными проводниками. На одну из пластин нанесён слой люминофора, который начинает светиться при подаче напряжения на проводники в точке их пересечения, образуя пиксель.

Самоизлучающие мониторы используют матрицу пикселей, построенную на основе полупроводникового материала, излучающего свет при подаче на него напряжения (светодиод). Достоинства таких мониторов заключаются в том, что они обеспечивают 180-градусный обзор, работают при низком напряжении питания и имеют малый вес.

К устройствам вывода информации относят принтеры и плоттеры (графопостроители). Принтеры – печатающие устройства для вывода информации на бумажный носитель. По основным принципам действия можно выделить матричные , струйные и лазерные принтеры .

Матричные принтеры формируют изображение с помощью специальных иголок печатающей головки, которые ударяют по листу бумаги через красящую ленту. Эти иглы собраны в прямоугольную матрицу. Матричные принтеры не требовательны к качеству бумаги, надёжны, просты в эксплуатации и обладают большим рабочим ресурсом. Они сохраняют безусловное лидерство в реализации такой функции, как получение сразу нескольких копий документа (с использованием копировальной бумаги). Ресурс печатающей головки – около 700 млн. символов. Скорость печати матричных принтеров лежит в очень широких пределах – 200–1400 сим/мин. Однако на сегодняшний день она недостаточна. Кроме того, матричный принтер имеет высокий уровень шума. Это, а также относительно высокая цена, переводит описанный способ печати в разряд устаревших.

К особенностям струйного принтера относят низкий уровень шума, зависимость скорости от качества печати, невозможность использования бумаги в рулоне. Головки для струйной печати заканчиваются микроскопическими отверстиями, или дюзами (форсунками, соплами), через которые чернила наносятся на бумагу. Количество дюз может колебаться от десятков до нескольких сотен. Ионизированные капельки чернил через сопла распыляются на бумагу. Распыление происходит в тех местах, где необходимо сформировать изображение или буквы. Скорость печати струйных принтеров лежит в пределах 2–4,5 ppm (ppm – страниц в минуту) для текста (около 200 знаков в секунду) и 0,3–1,5 ppm для графики. Максимальное значение печатных страниц в минуту – до семи.

Лазерные принтеры характеризуются наиболее высоким качеством и скоростью печати. Средний лазерный принтер печатает 10 страниц в минуту. Высокоскоростные принтеры, которые, как правило, используются в компьютерных сетях, могут печатать до 20 и более страниц в минуту. Принцип печати лазерного принтера сходен с применяемым в ксероксах и заключается в следующем: на фоточувствительном барабане с помощью луча лазера создаётся электростатическое изображение страницы. На барабан помещается специально окрашенный порошок, который называется тонером. Тонер «прилипает» только к той области, которая представляет собой буквы или изображение на странице. Барабан поворачивается и прижимается к бумаге, перенося на неё тонер. Полученное на бумаге изображение фиксируется путём термического закрепления («запекания») тонера.

Для получения цветного изображения с качеством, близким к фотографии, или изготовления допечатных цветных проб используются термические принтеры или, как их ещё называют, цветные принтеры высокого класса. В настоящее время распространение получили три технологии цветной термопечати: струйный перенос расплавленного красителя (термопластиковая печать); контактный перенос расплавленного красителя (термовосковая печать); термоперенос красителя (сублимационная печать). Кроме того, принцип термопечати на специальной термобумаге используется во многих кассовых и факсимильных аппаратах.

Плоттеры (от англ. plot – график, диаграмма) используются для вывода графической информации (схем, чертежей, рисунков) из ПК на бумажный носитель широкого формата. Все современные плоттеры по конструкции можно разделить на два больших класса: планшетные для формата А3–А2 (реже А1–А0); барабанные (рулонные) плоттеры с шириной бумаги формата А1 или А0, которые используют рулоны бумаги длиной до нескольких десятков метров и позволяют создавать длинные рисунки и чертежи.

Плоттеры бывают векторные с вычерчиванием изображения с помощью пера и растровые: термографические, электростатические, струйные и лазерные. Большинство плоттеров имеют пишущий узел перьевого типа. Используются специальные фломастеры с возможностью их автоматической замены (по сигналу программы) из доступного набора. Кроме фломастеров, применяются чернильные, шариковые пишущие узлы, рапидографы и многие другие устройства, обеспечивающие различную ширину линий, насыщенность, цветовую палитру и т.д. На базе перьевых плоттеров были созданы режущие плоттеры. Пишущий узел в таких плоттерах заменяется на резак. Изображение переносится на бумагу, например, на самоклеящуюся плёнку или аналогичный носитель. Буквы или знаки, полученные с помощью режущего плоттера, можно увидеть на витринах, вывесках, указателях и т.п.

Сканеры подобны устройствам копирования, только вместо печати копии сканер передаёт оцифрованные данные в компьютер. Поток данных со сканера с помощью программного обеспечения преобразуется в цифровое изображение. В основу работы сканеров положен процесс регистрации отражённого света от поверхности сканируемого документа. Сканеры могут отличаться типом интерфейса, способом сканирования документов.

Ручной сканер – самый старый тип сканера, разработанный в конце 80-х гг. Пользователь вручную медленно перемещает сканер по поверхности документа, а отражённый луч принимается с помощью линз и преобразуется в цифровую форму. Современные ручные сканеры могут иметь размеры большой авторучки и внутреннюю память, что позволяет использовать их автономно.

Настольные сканеры бывают планшетные, роликовые, барабанные и проекционные. Основной отличительный признак планшетного сканера – подвижная сканирующая головка. Она перемещается под стеклом, на которое помещается сканируемый оригинал документа. Такой сканер прост и удобен в эксплуатации, особенно для книг, но имеет большие габариты по сравнению с ручными.

В листопротяжном (или его ещё называют роликовым) сканере оригинал пропускается через ролики механизма подачи бумаги и попадает в поле зрения линейки датчиков. Он компактен, может функционировать автоматически, имеет низкую стоимость. К недостаткам относятся сложность выравнивания оригиналов, ограниченный диапазон типов оригинала, неудобство работы с листами разного размера, возможность повреждения оригинала.

Барабанные сканеры, как правило, имеют барабан в виде прозрачного цилиндра из органического стекла, на поверхности которого закрепляется оригинал. Находящиеся рядом сканирующие датчики считывают изображение. Сканирование выполняется с наиболее высоким разрешением с оригинала практически любого типа, однако барабанные сканеры имеют большой размер, высокую стоимость. Кроме того, на них невозможно непосредственное сканирование книг и журналов.

Проекционные сканеры внешне напоминают фотоувеличитель или проекционный аппарат, а по сути – цифровой фотоаппарат. К преимуществам такого сканера относятся: удобство выравнивания оригинала; небольшая занимаемая площадь; разнообразие сканируемых оригиналов; возможность комбинирования плоских и трёхмерных оригиналов. Недостатками являются зависимость от источника внешнего освещения; ограничения на размер оригинала; трудность расположения нестандартных оригиналов (например, книги в развёрнутом виде).

4.6 Вопросы и тестовые задания для самоконтроля

1. Кого называют первым программистом, кто при создании аналитической машины Беббиджа предложил использовать перфокарты для программирования вычислительных операций:

1) Блез Паскаль;

2) Готфрид Лейбниц;

3) Чарльз Бэббидж;

4) Ада Лавлейс?

2. Французский учёный, построивший первую счётную машину в 1642 г. Она была механической с ручным приводом и могла выполнять операции сложения и вычитания:

1) Блез Паскаль;

2) Готфрид Лейбниц;

3) Чарльз Бэббидж;

1) Ада Лавлейс.

3. Немецкий математик, построивший в 1672 г. механический калькулятор, который мог выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления:

1) Блез Паскаль;

2) Готфрид Лейбниц;

3) Чарльз Бэббидж;

4) Ада Лавлейс.

4. Кем и в каком году были разработаны принципы работы электронной вычислительной машины?

5. Какие блоки входят в архитектуру фон-неймановской ЭВМ и каково назначение каждого из блоков?

6. Каковы общие принципы функционирования универсальных вычислительных устройств, т.е. компьютеров, сформулированные Джоном фон Нейманом

7. Какова структура машинной команды?

8. Основу элементной базы ЭВМ первого, второго, третьего поколения составляют (для каждого поколения выберите нужный ответ):

1) электронные лампы;

2) полупроводниковые транзисторы;

3) интегральные схемы;

4) интегральные схемы большой и сверхбольшой степени интеграции.

9. В качестве небольшой буферной сверхбыстродействующей памяти используется:

1) оперативная память (ОЗУ);

2) постоянная память (ПЗУ);

3) микропроцессорная память (регистры общего и специального назначения);

4) кэш-память.

10. Для временного хранения информации в персональном компьютере используется:

1) оперативная память (ОЗУ);

3) операционная система;

11. Для хранения исполняемых программ во время их работы и чтения/записи соответствующих данных предназначена:

1) оперативная память (ОЗУ);

2) постоянная память (ПЗУ);

4) кэш-память.

12. Для хранения программ, необходимых для начальной загрузки компьютера после включения питания, предназначена:

1) оперативная память (ОЗУ);

2) постоянная память (ПЗУ);

3) микропроцессорная память (регистры);

4) кэш-память.

13. Для вычисления адреса следующей исполняемой команды, хранения признаков состояния (переполнения, знака), и различных данных предназначена:

2) оперативная память (ОЗУ);

3) постоянная память (ПЗУ);

4) микропроцессорная память (регистры);

5) кэш-память.

14. Что собой представляет принцип открытой архитектуры?

15. Что включает в себя минимальный набор необходимых для работы устройств (минимальная конфигурация компьютера)?

16. Назовите внешние устройства компьютера, известные Вам и их назначение.