Презентация на тему: " Основные этапы в информационном развитии общества. Информационные революции." — Транскрипт

01.02.2019

А сколько
стоит написать твою работу?

Тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Контрольная работа Задачи Эссе Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Магистерский диплом Он-лайн помощь Отчёт по практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Часть дипломной работы Чертежи Срок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Сдачи Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь цену

Вместе с оценкой стоимости вы получите бесплатно
БОНУС: спец доступ к платной базе работ!

и получить бонус

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту.

Если в течение 5 минут не придет письмо, возможно, допущена ошибка в адресе.

История развития и современное положение информационного общества

Похожие рефераты:

Социальная информатика - новое направление в современной информатике. Разработка элективного курса по дисциплине. Понятие "информационное общество", классификация его ресурсов. Защита прав личности, общества и государства на конфиденциальность информации.

Информатизация: понятие, основные задачи, этапы, роль в развитии общества. Информационная технология (ИТ) – совокупность методов и средств целенаправленного изменения каких-либо свойств информации; классификация ИТ, технические средства, инструментарий.

Экономические и социальные цели информатизации. Классификация задач по степени их формализованности и задания, решаемые разными группами работников. Этапы развития информационных технологий. Стратегии внедрения системы поддержки и принятия решений.

Введение японцами понятия "информационное общество". Увеличение доли населения, профессионально занятой сегодня обработкой информации. Влияние информатизации на структуру экономики экономически развитых стран. Информатизация в процессе обучения в вузе.

Регулирование ИКТ в образовательной сфере. Проблемы обеспечения успешного внедрения ИКТ в образовательную отрасль Москвы. Обеспечение качества, стандартизация и сертификация ИКТ в образовании. Создание и развитие информационного общества его сущность.

Основные понятия защиты информации и информационной безопасности. Классификация и содержание, источники и предпосылки появления возможных угроз информации. Основные направления защиты от информационного оружия (воздействия), сервисы сетевой безопасности.

Интернет как событие культуры. Масштабность воздействия Интернет на культуру и образование. Современная система образования. Проблемы и пути повышения культурно-образовательного уровня личности в условиях использования глобальной сети Интернет.

Факторы угрозы безопасности информационного пространства. Государственно-правовое обеспечение безопасности информационного пространства. Методы обеспечения безопасности информационного пространства. Развитие информационных технологий.

Особенности глобального внедрения информационных технологий и их роль в развитии современной экономики. Характеристика программы "Электронный гражданин-Е-citizen", ее цели и структура, способы продвижения в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.

Характеристика сущности, функций и истории информационной культуры, под которой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

Понятие, виды информационного оружия, основные способы и методы его применения. Средства реализации и классификация программно-технических методов. Психологическая война как один из видов воздействия информационного оружия на отдельные группы людей.

Реферат «Информационное оружие и информационные войны». Сейчас много говорят об информационном оружии и новом лице войны. Основной тезис состоит в том, что войну можно вести более профессионально и "цивилизованно". Вместо того, чтобы вводить в стан противника танки врага можно ослабить б...

Можно, видимо, говорить о завершении этапа информатики, понимаемой как основы информатики и вычислительной техники и наступлении этапа научной, системно-междисциплинарной информатики.


Основные этапы развития общества Первый этап – изобретение письменности Второй этап – изобретение книгопечатания (середина XVI в.) Третий этап – изобретение электричества (конец XIX в.) Четвёртый этап – изобретение микропроцессорной технологии (70-е годы XX в.)


Этапы информационной революции. Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Изобретение письменности позволило накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход к алфавитному способу письма сделал письменность более доступной и способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).


Вторая информационная революция (в середине XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции, Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу сознания общечеловеческой цивилизации. Этапы информационной революции.


Третья информационная революция (в конце XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция совпала с периодом бурного развития естествознания. Этапы информационной революции.


Четвертая информационная революция (в 70-х гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Этапы информационной революции.


Основные черты информационного общества. В настоящее время в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут пользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Это привело к необходимости внедрения новых технологий обработки и передачи информации и послужило началом перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс начался с середины XX в. В информационном обществе главным ресурсом является информация, это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации. В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие: наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ. В информационном обществе деятельность человека будет во многом зависеть от умения эффективно использовать имеющуюся информацию. Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности должно обеспечить доступ к достоверным источникам информации, избавить человека от рутинной работы, позволит ускорить принятие оптимальных решений, автоматизировать обработку информации не только в производственной, но и в социальной сферах. В результате этого процесса движущей силой развития общества станет производство информационного, а не материального продукта. Этот процесс должен привести к созданию информационного общества, в котором главную роль будут играть знания и интеллект.


Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий: создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных; появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей; выработка единых правил поведения в сетях и поиск в них информации.


Изменения уклада жизни людей. Справка о смене поколений ЭВМ. 1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах. 2-е поколение (с конца 50-х гг.). Элементная база полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки. 3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов. 4-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микроЭВМ. 5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.


Последняя информационная революция. Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Информационная технология (ИТ) процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Телекоммуникации дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

Этапы развития информационного общества.

В развитии человечества существуют четыре этапа, названные информационными революциями, которые внесли изменения в его развитие.

  1. Первый этап – связан с изобретением письменности. Это обусловило качественный гигантский и количественный скачек в развитии общества. Знания стало возможно накапливать и передавать последующим поколениям, т.е. появились средства и методы накопления информации. В некоторых источниках считается, что содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка.
  2. Второй этап – изобретение книгопечатания. Это дало в руки человечеству новый способ хранения информации, а так же сделало более доступным культурные ценности.
  3. Третий этап– изобретение электричества. Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать и накапливать информацию в любом объеме. Появились средства информационных коммуникаций.
  4. Четвертый этап – изобретение микропроцессорной технологии и персональных компьютеров. Толчком к этой революции послужило создание в середине 40-х годов ЭВМ. Эта последняя революция дала толчок человеческой цивилизации для переходы от индустриального к информационному обществу- обществу, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формой – знанием. Началом этого послужило внедрение в различные сферы деятельности человека современных средств обработки и передачи информации – этот процесс называется информатизацией

Основные черты информационного общества.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы - знаний.

Некоторые характерные черты информационного общества:

  1. Объёмы информации возрастут и человек будет привлекать для её обработки и хранения специальные технические средства.
  2. Неизбежно использование компьютеров.
  3. Движущей силой общества станет производство информационного продукта.
  4. Увеличится доля умственного труда, т.к. продуктом производства в информационном обществе станут знания и интеллект.
  5. Произойдёт переоценка ценностей, уклада жизни и изменится культурный досуг.
  6. Развиваются компьютерная техника, компьютерные сети, информационные технологии.
  7. У людей дома появляются всевозможные электронные приборы и компьютеризированные устройства.
  8. Производством энергии и материальных продуктов будут заниматься машины, а человек главным образом обработкой информации.
  9. В сфере образования буде создана система непрерывного образования.
  10. Дети и взрослые смогут обучаться на дому с помощью компьютерных программ и телекоммуникаций.
  11. Появляется и развивается рынок информационных услуг.

Виды профессиональной информационной деятельности человека с
использованием технических средств и информационных ресурсов.

Деятельность человека, связанную с процессами получе­ния, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью .

В настоящее время компьютеры используются для обра­ботки не только чисел, но и других видов информации. Бла­годаря этому компьютеры прочно вошли в жизнь современ­ного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

Но к современным техническим средствам работы с ин­формацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства, обеспечивающие ее передачу, обработку и хра­нение:

  • Сетевое оборудование: модемы, кабели, сетевые адаптеры.
  • Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи.
  • цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны.
  • Записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW и др.).
  • Полиграфическое оборудование.
  • Цифровые музыкальные студии.
  • Медицинское оборудование для УЗИ и томографии;
  • Сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаме­нах и избирательных участках;
  • ТВ-тюнеры для подачи телевизионного сигнала в компьютер.
  • Плоттеры и различные принтеры.
  • Мультимедийные проекторы.
  • Флэш-память, используемая также в плеерах и фотоап­паратах.
  • Мобильные телефоны.
Кроме персональных компьютеров существуют мощные вычислительные системы для решения сложных науч­но-технических и оборонных задач, обработки огромных баз данных, работы телекоммуникационных сетей:
  • Многопроцессорные системы параллельной обработки данных (управление сложными технологическими про­цессами).
  • Серверы в глобальной компьютерной сети, управляю­щие работой и хранящие огромный объем информации.
  • Специальные компьютеры для проектно-конструкторских работ.
  • Первая информационная революция связана с появлением письменности. Письменность дала людям возможность для накопления и распространения знаний.
  • Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с книгопечатанием. Возникла возможность сделать информацию массово-доступной, а не только ее сохранять. Грамотность стала явлением, охватившим широкие массы народа. Произошло ускорение роста науки и техники, приведшее к промышленной революции. Книги перешагнули национальные границы, что привело к началу создания общечеловеческой цивилизации.
  • Третья информационная революция (конец XIX в.) была вызвана большим прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили быстро передавать информацию на большие расстояния.
  • Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессоров и персональных компьютеров. Вскоре возникли компьютерные телекоммуникации, сильно изменившие системы хранения и поиска информации. Четвертая информационная революция произвела существенные перемены в развитии общества, появился новый термин «информационное общество».

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Информация становится предметом всеобщего потребления. Информационное общество обеспечивает любому субъекту доступ к любому источнику информации. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества — количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и стационарных телефонов и т.д.

Отличительные черты информационного общества:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
    • эффективное информационное взаимодействие людей;
    • их доступ к мировым информационным ресурсам;
    • удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
  • развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

Своим названием термин «информационное общество» обязан профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши, чей термин был использован в появившихся практически одновременно — в Японии и США — в работах Ф. Махлупа (1962) и Т. Умесао (1963).

В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский, Дж. Нэсбитт, М. Порат, Т. Стоунер, Р. Карц и др.

Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов.

  • Первый этап занимает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ в которых на смену механическим деталям пришли электронные лампы.
  • Второй этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров, использующих интегральные схемы, и их серийного производства.

Телекоммуникационная революция связана с появлением волоконно-оптических технологий и спутниковых технологий.

Слияние телекоммуникационных и компьютерной технологий породило на рынке много новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран. Они считают необходимым ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже зарабатывать национальное богатство.

Информационные технологии стоят гораздо дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам высокий уровень жизни. А лидерство в информационных технологиях дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.

Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций стали создаваться информационные сети огромных масштабов, в том числе глобальные. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию.

Под информационными ресурсами понимается информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.

Между информационными и другими ресурсами существует одно различие: всякий ресурс после использования исчезает, а информационный — нет, им можно пользоваться много раз, он может копироваться без ограничений. Более того, информационный ресурс имеет склонность увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, чаще при этом появляется дополнительная информация.

Информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. По категориям доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом. Информация с ограниченным доступом делится, в свою очередь на информацию, составляющую государственную тайну и просто конфиденциальную.

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Из истории человечества нам известно, что некоторые научные изобретения сильно повлияли на ее ход, на развитие цивилизации. К их числу относятся изобретение колеса, парового двигателя, открытие электричества, овладение атомной энергией и пр. Процессы резкого изменения в характере производства, к которым приводят важные научные открытия, принято называть научно-технической революцией (НТР).

Появление компьютерной техники во второй половине XX века стало важнейшим фактором научно-технической революции.

  • Первый этап начинается с создания первой электронно-вычислительной машины ENIAC (ЭВМ) в 1945 году. Приблизительно в течение 30 лет компьютерами пользовалось небольшое число людей, в основном в научной и производственной областях.
  • Второй этап начинается в середине 70-х годов и связан с появлением и всеобщим распространением персональных компьютеров (ПК) . ПК стали широко применяться не только в науке и производстве, но и в системе общего образования, сфере обслуживания, быту. ПК вошли в дом как один из видов бытовой техники наряду с телевизорами, магнитофонами.
  • Третий этап связан с появлением глобальной компьютерной сети Интернет . С появлением Интернета ПК, который помещается на письменном столе, стал окном в огромный мир информации. Появились такие понятия, как «мировое информационное пространство», «киберпространство». Именно появление Интернета дает возможность говорить о том, что в истории цивилизации наступает этап «информационно-ориентированного общества».

С распространением ПК возникает понятие компьютерной грамотности. Компьютерная грамотность — необходимый уровень знаний и умений человека, позволяющий ему использовать ЭВМ для общественных и личных целей.

На первом этапе истории ЭВМ компьютерная грамотность сводилась к умению создавать программы. Программирование изучалось главным образом в высших учебных заведениях, владели им ученые, инженеры, профессиональные программисты.

На втором этапе под общим уровнем компьютерной грамотности стали понимать умение работать на ПК с прикладными программами, выполнять минимум действий в среде операционной системы. Компьютерная грамотность на таком уровне становится массовым явлением благодаря обучению в школе, на многочисленных курсах, в самостоятельном режиме.

На третьем, современном этапе, важным элементом компьютерной грамотности становится умение пользоваться сетью Интернет и его ресурсами.

Один из этапов перехода к информационному обществу — компьютеризация общества, где все внимание отдано развитию и всеобщему внедрению компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

Основной инструмент компьютеризации — ЭВМ (или компьютер). Человечество проделало долгий путь, прежде чем достигло современного состояния средств вычислительной техники.

Этапы развития вычислительной техники

  • Ручной период автоматизации вычислений начался на заре человеческой цивилизации. Он базировался на использовании пальцев рук и ног. Счет с помощью группировки и перекладывания предметов явился предшественником счета на абаке- наиболее развитом счетном приборе древности. Аналогом абака на Руси являются дошедшие до наших дней счеты. Использование абака предполагает выполнение вычислений по разрядам, т.е. наличие некоторой позиционной системы счисления. В начале XVII века шотландский математик Дж. Непер ввел логарифмы, что оказало революционное влияние на счет. Изобретенная им логарифмическая линейка более 360 лет прослужив инженерам. Она, несомненно, является венцом вычислительных инструментов ручного периода автоматизации.
  • Развитие механики в XVII веке стало предпосылкой создания вычислительных устройств и приборов , использующих механический способ вычислений. Вот наиболее значимые результаты, достигнутые на этом пути. 1623 г. — немецкий ученый В.Шиккард описывает и реализует в единственном экземпляре механическую счетную машину, предназначенную для выполнения четырех арифметических операций над шестиразрядными числами. 1642 г. — Б. Паскаль построил восьмиразрядную действующую модель счетной суммирующей машины. 1673 г. — немецкий математик Лейбниц создает первый арифмометр, позволяющий выполнять все четыре арифметических операции. Арифмометры использовались для практических вычислений вплоть до шестидесятых годов XX века. Английский математик Чарльз Бэббидж (Charles Babbage, 1792—1871) выдвинул идею создания программно-управляемой счетной машины, имеющей арифметическое устройство, устройство управления, ввода и печати. Второй проект Бэббиджа — аналитическая машина, использующая принцип программного управления и предназначавшаяся для вычисления любого алгоритма. Аналитическая машина состояла из следующих четырех основных частей: склад — память; мельница — арифметическое устройство; устройство управления; устройства ввода/вывода. Одновременно с английским ученым работала леди Ада Лавлейс. Она разработала первые программы для машины, заложила многие идеи и ввела ряд понятий и терминов, сохранившихся до настоящего времени.
  • Электромеханический этап развития вычислительной техники явился наименее продолжительным и охватывает около 60 лет — от первого табулятора Г. Холлерита до первой ЭВМ "ENIAC”. 1887 г. — создание Г. Холлеритом в США первого счетно-аналитического комплекса, состоящего из ручного перфоратора, сортировочной машины и табулятора. Одно из наиболее известных его применений — обработка результатов переписи населения в нескольких странах, в том числе и в России. В дальнейшем фирма Холлерита стала одной из четырех фирм, положивших начало известной корпорации IBM. Начало — 30-е годы XX века — разработка счетноаналитических комплексов, на базе которых создаются вычислительные центры. В это же время развиваются аналоговые машины. 1930 г. - В.Буш разрабатывает дифференциальный анализатор, использованный в дальнейшем в военных целях. 1937 г. — Дж. Атанасов, К.Берри создают электронную машину ABC. 1944 г. — Г.Айкен разрабатывает и создает управляемую вычислительную машину MARK-1. В дальнейшем было реализовано еще несколько моделей.1957 г. — последний крупнейший проект релейной вычислительной техники — в СССР создана РВМ-I, которая эксплуатировалась до 1965 г.
  • Электронный этап , начало которого связывают с созданием в США в конце 1945 г. электронной вычислительной машины ENIAC. В истории развития ЭВМ принято выделять несколько поколений, каждое из которых имеет свои отличительные признаки и уникальные характеристики. Главное отличие машин разных поколений состоит в элементной базе, логической архитектуре и программном обеспечении, кроме того, они различаются по быстродействию, оперативной памяти, способам ввода и вывода информации и т.д.

Фото : Екатерина Пашкова.

Примерные ответы на профильные билеты

Е.А. Еремин, А.П. Шестаков

Продолжение. Начало см. в № 19–24/2006, 1, 4, 5/2007

Билет № 14

1. Основные этапы становления информационного общества. Информационные ресурсы государства, их структура. Образовательные информационные ресурсы. Информационная этика и право, информационная безопасность. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения.

Развитие новых информационных технологий и их быстрое проникновение во все сферы жизни породило новое направление в современной информатике - социальная информатика , включающее в себя следующую проблематику:

· информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества;

· закономерности и проблемы становления информационного общества;

· развитие личности в информационном обществе;

· информационная культура;

· информационная безопасность, а также другие проблемы, близкие к данным.

В последней трети XX в. все увереннее зазвучали голоса специалистов (в первую очередь социологов, философов, информатиков), утверждавших, что развитие и внедрение средств информатизации и информационных технологий во все сферы жизни общества в целом и большинства его членов ведет к качественному переходу общества в новое состояние.

Само название “информационное общество” впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования, т.е. информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. При этом стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Академик В.А. Извозчиков предложил считать информационным (компьютеризированным) то общество, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика и другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т.д. (под телематикой понимается обработка информации на расстоянии).

Существуют и иные подходы к определению информационного общества. Тем не менее основные его признаки выделяются достаточно устойчиво. В таком обществе:

· любой его член, группа членов, любая организация или учреждение в любое время могут получить доступ к информационным ресурсам, необходимым для профессиональной деятельности или в личных целях;

· доступны современные информационные технологии и средства связи;

· создана развитая информационная инфраструктура, позволяющая постоянно пополнять и обновлять информационные ресурсы в количествах, необходимых для решения задач социального, экономического и научно-технического развития.

Информация всегда играла огромную роль в жизни общества и отдельного индивидуума. Владение информацией, доминирование на информационном поле с древнейших времен было необходимым условием наличия власти у господствовавшей социальной группы.

Развитие средств хранения, передачи и обработки информации в истории человеческого общества шло неравномерно. Несколько раз в истории человечества происходили радикальные изменения в информационной области, которые называют информационными революциями.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Письменность создала возможность для накопления, распространения знаний и передачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Внутри этой революции весьма значимым оказался переход от пиктографического и иероглифического письма к алфавитному, что сделало письменность более доступной и в значительной степени способствовало смещению центров цивилизации в Европу.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Появилась возможность не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной; грамотность становится массовым явлением. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена прогрессом в развитии средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Именно в этот исторический период началось зарождение того процесса, который в наши дни называют глобализацией. Прогрессивные средства передачи информации в значительной мере способствовали бурному развитию науки и техники.

Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Отметим, что не появление компьютеров в середине XX в., а именно создание микропроцессорных систем обусловило данную информационную революцию. Возникшие вскоре компьютерные телекоммуникации радикально изменили системы хранения и поиска информации. Именно четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, определившим появление нового термина - “информационное общество”.

Парадоксально, но по мере перехода от этапа одной информационной революции к другой нарастали проявления так называемого “информационного кризиса” - явления, важнейшей чертой которого является превышение того уровня объема информации, за которым находится способность человека воспринимать и анализировать ее. До изобретения книгопечатания образованный европеец, знавший три-четыре языка, мог прочесть практически всю европейскую литературу и отследить почти полностью значимую общественно-политическую информацию. В результате второй информационной революции стало невозможно прочитать все имеющиеся книги, а в результате третьей - полностью отследить оперативную информацию. Это и были первые проявления информационного кризиса. Данные процессы небезобидны, так как принятие важных решений требует полного владения информацией по соответствующей проблеме, ее осмысления и анализа.

В полной мере информационный кризис проявился к середине XX в. Потоки информации стали столь огромными, что человек уже не мог воспринимать их и анализировать в полной мере. Это касается даже относительно узких сфер человеческой деятельности. Например, порой бывает проще и экономически целесообразнее выполнить определенную научно-техническую разработку, нежели найти полную информацию о ней. Подобные явления ведут к разобщенности и определенной растерянности специалистов и тех, кто принимает ответственные решения. Возникновение больших потоков информации было обусловлено:

· постоянным увеличением числа периодических изданий по разным областям знаний. Так, если в начале XX в. число ежемесячных физических журналов, чтение которых позволяло научному работнику быть полностью в курсе событий, не превышало десяти, то к концу века их стало выходить на порядок больше; при этом объем каждого выпуска увеличился во много раз;

· чрезвычайно быстрым ростом числа книг, документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты различных видов научной и практической деятельности.

Описанное явление, наступившее в информационной сфере к середине XX в., часто характеризуют как информационный взрыв. По оценкам специалистов, общая сумма знаний менялась на начальном этапе развития цивилизации очень медленно, но уже начиная с 1900 г. период удвоения объема знаний составил 50 лет, с 1950 г. - 10 лет, с 1970 г. - 5 лет, к концу XX в. - 1 год.

Информационный кризис породил ряд негативных явлений. Среди них отмечают:

· противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и постоянно нарастающими информационными потоками;

· существование огромной избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной информации;

· укрепление образовательных, экономических, политических и других социальных барьеров, препятствующих распространению информации.

Одна из задач информационного общества - смягчение последствий информационного кризиса. Следует, однако, отчетливо сознавать, что если внедрение компьютеров и информационных технологий в экономику, промышленность, средства переработки и передачи информации, иные сферы профессиональной деятельности и повседневной жизни человека позволяет решить многие проблемы технически, то в социальном плане это не всегда удается. Свидетельством этого являются, в частности, растущие проявления информационного неравенства на пути продвижения к информационному обществу.

Определимся с понятием информационного ресурса. Ресурс - это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма и частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для их жизнедеятельности. Традиционно различают следующие виды общественных ресурсов: материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые.

Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы . Значимость информационных ресурсов постоянно растет; одним из свидетельств этого является то, что уже на нынешней фазе продвижения к информационному обществу информационные ресурсы становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Существуют разные подходы к понятию информационных ресурсов. Юридическая формула, принятая в Федеральном законе России “Об информации, информатизации и защите информации”, гласит: “Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)”. Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.

Во всех документах и массивах документов, о которых говорилось ранее, в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Эти знания зачастую уникальны; их использование позволяет экономить материальные ресурсы, совершенствовать социально-экономические отношения и т.п.

Вместе с тем, как и многие другие юридические формулы, приведенное определение информационных ресурсов сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. Здесь нет противоречия, просто не все в жизни можно измерить точными формулами. На самом деле к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационным и другими ресурсами существует одно важнейшее различие: всякий ресурс после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а информационный ресурс остается, им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений. Более того, по мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, чаще при этом генерируется дополнительная информация. Вместе с тем необходимо понимать, что информационный ресурс несамостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Только соединяясь с другими ресурсами - техникой, энергией, сырьем и т.д., информационный ресурс реализуется как нечто материальное.

Любая попытка дать классификацию информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:

· отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы, по тому, к чему относится информация);

· форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.) и другие принципы.

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы сети Интернет можно разделять по их назначению и формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т.д.

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы . Это понятие сформировалось не так давно, в начале 1980-х гг., в ответ на растущую зависимость развитых стран от объемов информации, уровня развития средств ее передачи и обработки. Возможный способ их классификации представлен в :

В развитых странах огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и часто накапливаются быстрее, чем их удается обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают в себя многочисленные специальные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Без сводов законов, кодексов, нормативных актов и других видов правовой информации не может существовать ни одно государство.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т.д.

Наряду с национальными информационными ресурсами можно выделить такие категории, как информационные ресурсы предприятия (организации), информационные ресурсы частного лица и т.д. Разумеется, эти категории не обладают той степенью общности, которая отражена на приведенной выше схеме, а зависят от вида организации, специальности и интересов конкретного лица.

Образовательные информационные ресурсы разного рода учебных заведений имеют примерно схожую структуру. Например, информационные ресурсы вуза могут быть согласно классифицированы так

В настоящее время значительное количество образовательных информационных ресурсов располагается в сети Интернет. Для их объединения, классификации существует государственный образовательный портал http://edu.ru .

Несколько слов об информационной этике и праве. Итак, что такое этические нормы? Этика (от греч. e-thos - обычай, нрав, характер) - это учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах поведения людей, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, государству и т.п. Таким образом, этические нормы есть то, что регулирует поведение людей и их отношения в повседневной жизни, - сложившиеся в данной местности обычаи, традиции и прочие “неписаные законы”, как их часто метко называют. Часто эти нормы и традиции просто не осознаются и выполняются “автоматически”. Скажем, воспитанный мужчина в помещении не будет ходить в шапке, а, здороваясь, прежде чем подать руку, снимет перчатку. Не все даже помнят, что эти действия восходят к рыцарским временам, когда они имели глубокий смысл: снимая защищавший голову шлем, рыцарь показывал свое доверие дому, в который вошел, а рука без перчатки демонстрировала открытость намерений. Все это давно утратило первоначальный смысл, но до сих пор сохраняется в качестве общепринятых обычаев. Некоторые современные молодые люди, правда, демонстративно не соблюдают принятые в обществе нормы поведения, пытаясь подчеркнуть собственную исключительность; к сожалению, кроме наплевательского отношения к окружающим, никаких других отличительных особенностей такие люди чаще всего не имеют, а их невысокий уровень развития не позволяет им это осознать.

Этические нормы могут существенно зависеть от региона, где проживают люди. Например, согласно существующим до сих пор традициям, в некоторых странах женщины должны закрывать свое лицо; можно считать это пережитком, но подобные нормы соблюдаются большинством населения. Хорошим примером этических норм являются традиции в выборе одежды (а иногда, в теплых странах, и сам факт ее наличия). Минимальный наряд, совершенно естественный на пляже, на званом вечере будет воспринят совершенно по-другому. Лауреат Нобелевской премии должен быть в смокинге, и хотя для российских ученых это иногда затруднительно, - положение обязывает!

Подчеркнем, что этические нормы как бы дополняют собой юридические, что позволяет эффективно регулировать повседневные отношения людей.

В информационной деятельности этические нормы тоже постепенно складываются. Особенно отчетливо они проявляются сейчас в Интернете, где юридические законы часто невозможно применять, но определенное понятие о том, “что такое хорошо и что такое плохо”, все же существует и поддерживается.

Для того чтобы представить себе, что нельзя делать в Интернете, заглянем на сайт yandex.ru , а точнее, в его пользовательское соглашение (www.yandex.ru/info/agreement.html ): документ, определяющий среди прочего и ограничения на деятельность пользователей. Там сказано, что последние не должны использовать контент (материал), “который является незаконным, вредоносным, угрожающим, клеветническим, оскорбляет нравственность, нарушает авторские права, пропагандирует ненависть и/или дискриминацию людей по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления в адрес конкретных лиц или организаций”. Особо подчеркивается недопустимость спама и всего, что с ним связано, публикации схем “пирамид”, многоуровневого (сетевого) маркетинга (MLM), “писем счастья”, материалов, содержащих вирусы, и других “вредоносных” кодов, а также направленных на помощь в осуществлении несанкционированного доступа или “взлома” коммерческих программных продуктов. Наконец, запрещается “размещение и пропаганда порнографии и детской эротики, а также реклама интимных услуг”, и, кроме того, нельзя публиковать материалы, “способствующие разжиганию национальной розни, подстрекающие к насилию над каким-либо лицом или группой лиц, либо к бесчеловечному обращению с животными, призывающие к совершению противоправной деятельности, в том числе разъясняющие порядок применения взрывчатых веществ и иного оружия, и т.д.”.

Одним из наиболее грубых нарушений в настоящее время является спам - несанкционированная рассылка электронных писем. Пока он сдерживается в основном этическими нормами, но, учитывая его постоянно растущий объем (по некоторым данным 3/4 всех электронных писем являются спамом), в отдельных странах делаются первые попытки законодательной борьбы с этим негативным явлением.

Перейдем теперь к правовым аспектам информационной деятельности. Они представляют собой довольно сложную область, поскольку творческая деятельность человека вообще трудно поддается формализации. Проблемы такого рода существуют во всех странах, но они решаются по-разному. В нашей стране, к сожалению, их во многих случаях просто игнорируют. Поэтому дальнейшее изложение будет разделено на две части: как должно быть по уже имеющимся у нас юридическим нормам, и как обстоит дело на самом деле.

Очень важно сказать, что автор может по-разному реализовывать распространение своего программного обеспечения. В частности, просто подарить свою программу, включая ее исходный текст, всем пользователям, разрешив применять все это по своему усмотрению. Такой способ распространения называется свободным . Свободные программы в особой охране не нуждаются, поэтому далее в соответствии с вопросом мы должны сосредоточить свое внимание на ПО, которое распространяется коммерческим путем и подлежит правовой охране.
К нему, в частности, относятся практически все широко распространенные продукты фирмы Microsoft.

Как должно быть

Базовые законы, которые являются фундаментом применения программ и баз данных, были приняты достаточно давно: закон № 3523-1 “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных ” - 23.09.92 и закон № 5351-1 (№ 110-ФЗ) “Об авторском праве и смежных правах ” - 9.07.93 с исправлениями и дополнениями от 19.07.95.

Познакомимся с наиболее важными положениями этих законов. Начнем с нескольких определений: это хороший путь, чтобы закон был однозначным и не вызывал разночтений. Основными объектами информационной деятельности на ЭВМ закон признает программу для ЭВМ и базу данных.

Программа для ЭВМ - объективная форма совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения”.

База данных - это объективная форма представления и организации совокупности данных (например: статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ”.

Программы для ЭВМ или базы данных используются человеком в тех или иных целях. “Использование программы для ЭВМ или базы данных - это выпуск в свет, воспроизведение, распространение и иные действия по их введению в хозяйственный оборот”.

К сожалению, последнее определение “тянет за собой” еще три, что связано с разнообразием способов использования: мы можем пользоваться программами для ЭВМ или базами данных сами, а можем передавать их копии другим.

Выпуск в свет (опубликование) программы для ЭВМ или базы данных - это предоставление экземпляров программы для ЭВМ или базы данных с согласия автора неопределенному кругу лиц (в том числе путем записи в память ЭВМ и выпуска печатного текста)”.

Воспроизведение программы для ЭВМ или базы данных - это изготовление одного и более экземпляров программы для ЭВМ или базы данных в любой материальной форме, а также их запись в память ЭВМ”.

Распространение программы для ЭВМ или базы данных - это предоставления доступа для воспроизведения в любой материальной форме программы для ЭВМ или базы данных, в том числе сетевыми или иными способами, а также путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы…”

А теперь, наконец, поговорим своими словами о правовой охране программы и данных. Начнем с того, что они рождаются благодаря автору. “Автор - это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение”, в том числе программа или база данных. Отсюда очевидно, что автор должен обладать определенными правами на “свое детище”; их совокупность кратко называют авторским правом, которое, собственно, и является объектом правовой охраны.

Авторское право на программы для ЭВМ или базы данных возникает в силу их создания - не требуется какой-либо регистрации или иной формальной процедуры. Автор оповещает о своих правах путем указания знака охраны авторского права, состоящего из трех элементов: символа “©” или (“С”), наименования (имени) автора и года первого выпуска программы или базы данных.

Авторское право распространяется на любые программы и базы, как выпущенные, так и не выпущенные в свет (т.е. факт широкого распространения необязателен), независимо от материального носителя, назначения и достоинства.

Не следует смешивать авторское право с правами на их материальный носитель: грубо говоря, запись чужой программы на ваш диск еще не дает вам на саму программу никаких прав.

Программы могут быть написаны на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. Пока не доказано обратное, все они считаются результатом творческой деятельности автора.

И еще одно очень важное положение. Авторское право распространяется только на саму программу (не случайно в определении говорится об объективной форме!). Идеи и принципы, включая “идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма, а также языки программирования”, под авторское право не попадают. Приведу в качестве примера “юридически чистый” принцип создания BIOS-компьютеров. Как известно, в BIOS имеется некоторый набор стандартных функций ввода-вывода, код которых, разумеется, защищен авторскими правами. Но можно поступить следующим образом. Создать две группы специалистов, первая из которых подробно изучит BIOS и опишет его функции, а вторая использует это описание как техническое задание. Поскольку вторая группа даже не знакома с оригинальным BIOS, то результат ее творчества хотя и будет делать то же самое, но никакого нарушения авторского права здесь не будет. Кстати, по аналогичной схеме были сделаны многие модели процессоров AMD, только в качестве источника информации использовалась официальная документация фирмы Intel.

Для случая баз данных правовая охрана распространяется на творческий труд по подбору и организации данных. Сами данные не обязательно являются объектами авторского права того, кто разработал базу. При этом, разумеется, включение в базу материалов не должно нарушать чьих-либо еще авторских прав: нельзя, например, создать базу данных из текстов рассказов писателя без его ведома и т.п. Все входящие в базу данные могут быть использованы независимо от нее.

Авторское право действует с момента создания программы или базы в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Некоторые авторские права могут передаваться по наследству; сейчас мы не будем обсуждать этот аспект, хотя бы потому, что программы живут слишком мало, чтобы пережить автора на 50 лет.

Истечение срока действия авторского права означает его переход в общественное достояние. Такие произведения могут свободно использоваться всеми. Общественным достоянием также считаются те произведения, которым ранее никогда не предоставлялась охрана (например, стихи Пушкина; применительно к программам это едва ли возможно).

Теперь, когда мы получили некоторое общее представление о возникновении и охране авторских прав, рассмотрим более подробно, в чем они состоят. Прежде всего, права бывают личные и имущественные.

Личные права:

· право на имя - право определять, в какой форме указывать имя (свое имя, псевдоним или анонимно);

· право на неприкосновенность (целостность) - т.е. право на защиту как самой программы или базы, так и их названий “от всякого рода искажений или иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора”.

Имущественные права состоят в исключительных правах автора на разрешение осуществления следующих действий:

· выпуск в свет;

· воспроизведение в любой форме и любыми способами;

· распространение (определения всех трех понятий были даны ранее);

· иное использование, включая модификацию, перевод с одного языка на другой и т.д.

Подчеркнем, что первая группа прав охраняется бессрочно и не передается по наследству. Вторая же, напротив, обладает ограниченным сроком действия и по наследству передаваться может.

Таким образом, закон предоставляет автору все права, связанные с распространением своего произведения (отметим, что под произведением понимаются не только программы и базы данных, но и литературные, музыкальные и другие произведения, копии фильмов, песен и т.п.). Все перечисленные выше действия без согласия автора незаконны.

Разумеется, автор может передавать свои имущественные права другим лицам, иначе, кроме композитора, никто не смог бы исполнять и даже слушать его музыку. Для этого заключается соответствующий договор с другими физическими или юридическими лицами. Смысл подобных договоров состоит в том, что автор получает причитающееся ему авторское вознаграждение, а за это тот, кто оплатил право на использование произведения, может его воспроизводить для себя, публично исполнять или даже тиражировать (например, фирма звукозаписи).

Существенным отличием от традиционной “пиратской” схемы является то, что тиражирование ведется по договору и, значит, с ведома и согласия автора, причем последний получает с этого четко оговоренное вознаграждение. При пиратском копировании автор даже не ставится в известность, а об авторском гонораре и говорить не приходится… (впрочем, мы несколько забежали вперед - сейчас мы говорим, как все должно быть по закону!).

В искусстве (например, музыке) авторские права реализуются сложнее, чем в использовании программ и баз данных. В последнем случае достаточно просто оплатить право пользования данным экземпляром программы. Строго говоря, при этом должен подписываться договор, но для упрощения процедуры закон допускает “применение особого порядка заключения договоров, например, путем изложения типовых условий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных”. Такой договор принято называть лицензией . При этом важно понимать, что в случае несогласия с указанными условиями вы обязаны вернуть продукт, а начало его использования юридически означает признание вами этих условий.

Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы или базы, вправе без дополнительных разрешений осуществлять любые действия, связанные с функционированием программы или базы на ЭВМ. При этом (обязательно обратите внимание!) запись и хранение в памяти ЭВМ допускаются в отношении только одной ЭВМ и только одного пользователя в сети, если особо не оговорено иное. Проще говоря, если вы приобрели программу и используете ее на своем компьютере, то, как бы ни уговаривал вас ваш лучший друг, по закону вы не имеете права отдать ему свой компакт-диск для установки.

Обычно для упрощения понимания сути однопользовательского соглашения используется аналогия с книгой. Представьте себе, что вы приобрели в магазине книгу. Вы можете читать ее сами в любое время, когда захотите, и даже дать ее почитать всем друзьям по очереди. Но нельзя сделать так, чтобы и вы, и ваши друзья читали одну и ту же книгу в разных комнатах одновременно! Точно так же обстоит дело и с программой. Добавим только, что, как правило, договор разрешает иметь еще одну, “страховочную” копию, но ее можно использовать исключительно для восстановления программы или базы данных. Такая копия “не может быть использована для других целей и должна быть уничтожена в случае, если дальнейшее использование этой программы для ЭВМ или базы данных перестанет быть правомерным” (например, при передаче программы или базы другому человеку).

Наконец, самое впечатляющее. “Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона…, в том числе ввозит в Российскую Федерацию экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные без разрешения их правообладателей, является нарушителем авторского права ”. Экземпляры программ для ЭВМ или баз данных, изготовленные с нарушением авторских прав, называются контрафактными . Распространение контрафактной продукции и ее использование преследуется по закону.

Как обстоит дело в реальности

А теперь вернемся на грешную землю. Наиболее наблюдательные читатели, конечно, обратили внимание на тот факт, что законы, о которых говорилось выше, приняты около десяти лет назад. За такое время результаты их применения (если бы они применялись) должны быть уже видны. Увы, особенно похвастаться нечем.

Психология времен холодной войны, когда мы крали программное обеспечение у “проклятых империалистов” и тем самым приближали торжество справедливости, не торопится уходить вместе с происшедшими в мире изменениями. К тому же отношение государства к интеллектуальному труду и, соответственно, к его результатам, мягко говоря, не улучшилось. Зато появились новые мотивы, почему не надо платить за ПО, - экономические. Люди быстро усвоили, что все определяет цена, а надо ли говорить, что цена пиратских дисков с программами на порядки ниже. Да, а еще мы бедные, у нас конечно же нет денег на покупку программ, а Билл Гейтс вон какой богатый (нехороший человек)…

Социологи без труда назовут еще множество причин, почему в нашей стране не соблюдаются авторские права на программное обеспечение. Многие люди просто не задумываются над этим вопросом, пока вокруг такое. И действительно, одна из главных причин - это, несомненно, безнаказанность. Тысячи последних версий Windows и MS Office (а это, как всем известно, коммерческое ПО) работают практически повсеместно, но все ли они установлены законно? Глядя на многочисленные совершенно легальные отделы продажи пиратских компакт-дисков, возникают серьезные сомнения. Некоторые более сознательные пользователи пиратов не поощряют, они устанавливают Windows с лицензионных дисков. Правда, с тех, с которых уже установлено 15–20 копий в их организации, что едва ли более законно.
В общем, создается впечатление, что кто-то выдал нашей стране на продукты Microsoft одну большую лицензию на всех. Кстати говоря, на большинстве пиратских дисков обычно один и тот же регистрационный код - так, может быть, это и есть номер той самой регистрации?

Сейчас, когда пишутся эти строки, в Пермском крае (что для авторов - пермяков - особенно актуально) проходит судебный процесс над директором сельской школы А.Поносовым, обвиняемом в незаконном использовании продуктов Microsoft в учебном процессе. Наши читатели уже наверняка знают, чем закончилась эта печальная история, нам же остается лишь посочувствовать коллеге, который, похоже, даже не сильно понимает, в чем его обвиняют. И немудрено L. Нашли одного конкретного пешехода и судят за переход улицы на красный свет…

Рассмотрим некоторые проблемы информационной безопасности и правовых норм в информационной сфере .

По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность (т.е. секретность) определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред.

В России в 2000 г. принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Рассмотрим основные ее положения.

К объектам информационной безопасности РФ относятся:

· все виды информационных ресурсов;

· права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;

· система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии и т.д.;

· информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;

· система формирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности, нравственные оценки, социально допустимые стереотипы поведения и взаимоотношения между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.

Национальные интересы РФ включают в себя:

а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления России, сохранение и укрепление ценностей общества;

б) информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ;

в) развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации;

г) защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

В доктрине формулируются методы обеспечения информационной безопасности страны, включая правовые, организационно-технические и экономические, а также особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, в сфере обороны, науки и техники и др.

Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере доктрина объявляет проблему информационного неравенства , которое вносит раскол в общество и отчуждение между составляющими его группами населения; поэтому данная проблема имеет прямое отношение к национальной безопасности. Особенно важно преодоление проявлений информационного неравенства в образовании, поскольку:

· появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;

· велико различие уровней доходов семей учащихся;

· значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.

Преодоление информационного неравенства является задачей первостепенной государственной важности.

Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу необходимы меры правового регулирования вновь возникающих отношений. Каждая страна идет в этом направлении своим путем. Юридические вопросы, возникающие в информационной сфере, столь сложны и запутанны, что гармоничного законодательства, решающего все соответствующие проблемы, нет ни в одной стране мира.

Коротко опишем некоторые законы, действующие в этой сфере в Российской Федерации.

Закон “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных” дал юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Он определил, что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор (или авторы) имеет исключительное право на выпуск в свет программ и баз данных, их распространение, модификацию и иное использование. Однако имущественные права на указанные объекты, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю. Имущественные права, в отличие от авторских, могут быть переданы иному физическому или юридическому лицу на договорной основе.

Для современного состояния нашего общества именно вопросы, связанные с нарушением авторских и имущественных прав, являются наиболее актуальными. Значительная часть программного обеспечения, использующегося отдельными пользователями и даже организациями, получена путем незаконного копирования. Эта практика мешает становлению цивилизованного рынка компьютерных программных средств и информационных ресурсов.

Закон “Об информации, информатизации и защите информации” частично решает вопросы правового регулирования на информационном рынке защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением “персональной” информации.

Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, закладывает основы предотвращения бесхозяйственного отношения к информационным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. Закон рассматривает информационные ресурсы в двух аспектах: как материальный продукт, который можно покупать и продавать, и как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.

Особое внимание обратим на статью 11 закона “информация о гражданах (персональные данные)”. В ней содержатся гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан (это может делаться лишь на основании решения суда), недопустимости использования собранной любым путем информации для дискриминации граждан по любому признаку.

В 1996 году в уголовный кодекс был впервые внесен раздел “Преступления в сфере компьютерной информации”. Он определил меру наказания за некоторые виды преступлений, ставших, к сожалению, распространенными:

· неправомерный доступ к компьютерной информации;

· создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;

· умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей.

Отметим, что правовое регулирование в этой сфере, в силу ее быстрого развития, всегда будет отставать от жизни. Как известно, наиболее счастливо живет не то общество, в котором все действия людей регламентированы, а наказания за все дурные поступки прописаны, а то, которое руководствуется в первую очередь соображениями этического порядка. Это значит, в данном случае, что государство не злоупотребит информацией, доверенной ему гражданином, потому что оно устроено должным образом; что информация не крадется не потому, что за это предусмотрено наказание, а потому, что человек считает воровство, в любом его проявлении, низким поступком, порочащим его самого. Именно к таким отношениям между государством и личностью, а также между отдельными членами общества мы должны стремиться.

Литература

1. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учебное пособие для педагогических вузов / Под ред. Е.К. Хеннера. М.: Академия, 2004, 848 с.

2. Семакин И.Г. Информатика. 10-й класс / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2004, 165 с.

3. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. Изд-во “Академический проект”. М., 2000, 350 с.

4. Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. М., 1990.

2. В готовом текстовом документе отформатировать заголовки различного уровня соответствующими стилями. Выполнить автоматическое формирование оглавления.

Стиль форматирования - набор элементов форматирования (шрифта, абзаца и пр.), имеющий уникальное имя. Любой абзац документа Word оформлен определенным стилем, стандартным или пользовательским.

В Word существует четыре основных вида стилей:

· стили символов;

· стили абзацев;

· стили таблиц;

· стили списков.

Стилевое форматирование имеет ряд преимуществ перед ручным:

· экономит время . Применить стиль как набор элементов форматирования значительно быстрее, чем применять их один за другим;

· способствует единообразию оформления документа . При ручном форматировании одинаковые по смыслу форматирования разделы могут отличаться своими форматами, применение же стиля вносит строгость в оформление документа;

· позволяет быстро изменить вид отдельных элементов во всем документе . В этом случае достаточно внести изменения в стиль, и оформление вступит в силу во всем документе.

Стили абзацев обычно объединяют элементы форматирования символов и абзацев и определяют вид абзаца. При этом должны быть заданы все элементы форматирования для абзаца.

Заголовки являются абзацами. Для их оформления используются специальные стили Заголовок 1 , Заголовок 2 и т.д., которые задают иерархию заголовков в документе. Если стиль необходимо применить к одному абзацу, то достаточно установить курсор в любое место этого абзаца или выделить необходимый фрагмент.

Стиль можно применить одним из способов.

· Панель инструментов Форматирование , список Стиль , выбрать нужный стиль.

· Панель задач Стили и форматирование , выбрать нужный стиль (для отображения панели задач использовать меню Формат-Стили и форматирование (см. рисунок)).

· Установить курсор в абзац-образец, щелкнуть кнопку на панели инструментов Стандартная , применить стиль по образцу к нужному абзацу, переместившись к нему.

Панель задач Стили и форматирование

Для того чтобы оглавление могло быть вставлено автоматически, при создании структуры документа (что уже отмечалось выше) все заголовки определенного уровня должны быть оформлены с помощью соответствующего стиля заголовка. Всего в иерархии заголовков возможно девять уровней.

Затем в соответствующем месте документа (если это оглавление, то в начале, если содержание - в конце) осуществляется вставка оглавления.

Это можно проделать одним из способов: меню Вставка-Ссылка-Оглавление и указатели или через панель инструментов Структура , инструмент Оглавление .

В диалоговом окне необходимо выбрать формат оглавления (т.е. один из вариантов оформления), ориентируясь на образец; заполнитель между последним словом пункта оглавления и номером страницы; задать, если необходимо, количество уровней заголовков в структуре документа, по которым собирается оглавление.


Диалоговое окно Оглавление и указатели, вкладкаОглавление

После этого оглавление можно вставить. Если что-либо в его оформлении не устраивает, вставку можно повторить. Довольно часто по ошибке стилем заголовков оформляют не являющиеся таковыми абзацы. Естественно, что они попадают в оглавление. Необходимо очистить у них формат заголовка, задав нужный стиль, и повторить вставку оглавления или произвести обновление оглавления: панель инструментов Структура ,кнопка Обновить оглавление .

3. Вычислить информационный объем сообщения исходя из вероятностного подхода.

Пример. Какова вероятность угадать в “Спортлото” три числа, если в карточке есть 49 номеров и зачеркивается 6 из них? Каков информационный объем сообщения о том, что угадано 3 числа?

Количество всех возможных способов заполнения карточки можно посчитать как количество сочетаний по 6 из 49:

Так как требуется получить одновременно три верных ответа из шести возможных верных и три ошибочных из общего числа сорока трех ошибочных, то количество верно угаданных трех чисел можно посчитать следующим образом:

Вероятность угадать в “Спортлото” три числа подсчитывается как отношение количества благоприятных событий к общему числу возможных вариантов заполнения карточки:

Информационный объем сообщения о том, что угадано три числа в “Спортлото”, можно посчитать по формуле

бита.

Задачи для решения

1. Сколько бит информации несет сообщение о том, что из колоды в 32 карты достали “даму пик”?

2. Проводятся две лотереи: “4 из 32” и “5 из 64”. Сообщение о результатах какой из лотерей несет больше информации?

3. Какое количество информации о цвете вынутого шарика будет получено, если в непрозрачном пакете хранятся: 30 белых, 30 красных, 30 синих и 10 зеленых шариков?

4. Какое количество информации о цвете вынутого шарика будет получено, если в непрозрачном пакете хранятся: 10 белых, 20 красных, 30 синих и 40 зеленых шариков?

5. В школьной библиотеке 16 стеллажей с книгами. На каждом стеллаже 8 полок. Библиотекарь сообщил Пете, что нужная ему книга находится на пятом стеллаже на третьей сверху полке. Какое количество информации передал библиотекарь Пете?