Вопросы к билетам по информатике. Система счисления Основание Алфавит цифр. Центральный процессор. Системные шины

01.02.2019
В данном разделе мы предлагаем вам для ознакомления Экзаменационные билеты по информатике , которые обязательно вам помогут хорошо подготовиться к сдаче любого экзамена по данному предмету. Используя данные материалы вы без особого труда сможете выполнить на отлично любую контрольную работу, сдать экзамен ОГЭ 2015.

К экзамену по информатике нужно готовиться плодотворно, потому что информатику и ИКТ начинают уже изучать чуть ли не с младших классов. Поэтому в данной категории подобрана литература за 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы. Тесты, контрольные задания, компьютерные проекты, экзаменационные вопросы, самые полные издания типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, ответы на вопросы ГИА, решения сложных задач, сборники экзаменационных заданий, универсальные раздаточные материалы и многое другое.

Информатика – это компьютерная наука, наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации. Она включает дисциплины, относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработка языков программирования.

Так же трудность сдачи экзамена по информатики заключается в том, что обычно он состоит из нескольких этапов. Это тестирование, в котором собраны вопросы по всему курсу информатики. Устная часть, в которой идет обсуждение основных тем предмета. Это понятие информации, основных устройств компьютера, принципа работы компьютера и многое другое. И самый сложный этап - это построение алгоритмов и написание программ. Мы предлагаем вам билеты и ответы на билеты по информатике по всем темам и видам.

Подготовившись к экзамену не забудьте посетить раздел

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Данные экзаменационные билеты предназначены для общеобразовательных школ (классов), оснащенных вычислительной техникой, в которых после прохождения основного (базового) курса информатики в 7-9 классах продолжается изучение курса в старших классах (10-11 классы).

Каждый билет содержит три вопроса, два из которых носят теоретический характер, один - практический.

Если школа не располагает необходимыми условиями для выполнения практических заданий по информационным технологиям (устаревшие компьютеры, отсутствие доступа в Интернет), такие задания могут быть заменены на другие задания, например, по алгоритмизации и программированию или задачи.

Билет № 1

1. Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. Привести примеры.

2. Объектно-ориентированное программирование. Объекты: свойства и методы. Классы объектов.

3. Практическое задание на проведение расчетов с помощью электронной таблицы.

Билет № 2

1. Информационные процессы в управлении. Обратная связь. Показать на примере.

2. Строковые величины. Строковые функции и выражения.

3. Задача на определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме или записи на алгоритмическом языке.

Билет № 3

1. Язык и информация. Естественные и формальные языки.

2. Алгоритмическое программирование. Основные способы организации действий в алгоритмах.

3. Практическое задание на построение графика функции с помощью электронной таблицы.

Билет № 4

1. Двоичная система счисления. Запись чисел в двоичной системе счисления.

2. Компьютер. Его состав: магистрально-модульное построение компьютера.

3. Задание на разработку фрагмента программы тестирования знаний (формул, исторических дат, географических названий и т.п.).

Билет № 5

1. Кодирование информации. Способы кодирования. Привести примеры.

2. Основные характеристики компьютера (разрядность, объем оперативной и внешней памяти, тактовая частота, быстродействие и др.).

3. Практическое задание на создание, преобразование, сохранение и печать рисунка с помощью графического редактора.

Билет № 6

1. Качественные и количественные характеристики информации. Свойства информации (новизна, актуальность, достоверность и др.). Единицы измерения количества информации.

2. Внешняя память компьютера. Различные виды носителей информации, их характеристики (информационная емкость, быстродействие и т.д.).

3. Практическое задание на работу с файлами (копирование, переименование, удаление).

Билет № 7

1. Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера, их назначение и взаимосвязь.

2. Способы записи алгоритмов (описательный, графический, на алгоритмическом языке, на языке программирования).

3. Практическое задание на поиск файлов.

Билет № 8

1. Программное управление работой компьютера. Программное обеспечение компьютера. Привести примеры.

2. Основные типы и способы организации данных (переменные, массивы, списки).

3. Практическое задание на работу с диском (форматирование, создание системной дискеты).

Билет № 9

1. Папки и файлы (тип файла, имя файла). Файловая система. Основные операции с файлами в операционной системе.

2. Логическое сложение. Таблица истинности.

3. Практическое задание на тестирование и «лечение» гибкого диска от вирусов.

Билет № 10

1. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

2. Основные логические устройства компьютера (сумматор, регистр).

3. Практическое задание на создание, редактирование, сохранение и распечатку текста с помощью текстового редактора.

Билет № 11

1. Этапы решения задачи с помощью компьютера (построение модели - формализация модели - построение компьютерной модели - проведение компьютерного эксперимента - интерпретация результата).

2. Моделирование как метод научного познания. Модели материальные и информационные.

3. Практическое задание на поиск информации в базе данных по заданным параметрам.

1. Формализация моделей. Привести пример формализации (например, преобразование описательной модели в математическую).

2. Мультимедиа технология.

3. Практическое задание на сортировку информации в базе данных по заданным параметрам.

Билет № 13

1. Описание состояния объекта и описание изменения состояния объекта с помощью статических и динамических информационных моделей. Привести примеры из различных предметных областей.

2. Массивы и алгоритмы их обработки.

3. Задача на перевод числа, записанного в десятичной системе счисления, в двоичную систему, восьмеричную и шестнадцатеричную системы.

Билет № 14

1. Алгоритм. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека. Показать на примере.

2. Операционная система компьютера (назначение, состав, загрузка). Графический интерфейс.

3. Задание на разработку программы по подсчету количества появлений конкретного символа в заданном фрагменте текста.

Билет № 15

1. Алгоритмическая структура «ветвление». Команды ветвления. Привести пример.

2. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Алфавитный подход к определению количества информации.

3. Задача на определение истинности составного высказывания.

Билет № 16

1. Алгоритмическая структура «цикл». Команды повторения. Привести пример.

2. Выполнение арифметических операции в двоичной системе счисления.

3. Задача на определение количества информации с последующим преобразованием единиц измерения.

Билет № 17

1. Пример разработки алгоритма методом последовательной детализации. Вспомогательные алгоритмы. Привести пример.

2. Информационное моделирование. Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые).

3. Задача на сложение и вычитание двоичных чисел.

Билет № 18

1. Основы языка программирования (алфавит, операторы, типы данных и т.д.).

2. Основы языка разметки гипертекста (HTML).

3. Практическое задание на организацию запроса при поиске информации в Интернете.

Билет № 19

1. Текстовый редактор. Назначение и основные функции.

2. Двоичное кодирование текстовой информации. Различные кодировки кириллицы.

3. Практическое задание на инсталляцию программного продукта.

Билет № 20

1. Графический редактор. Назначение и основные функции.

2. Логическое умножение. Таблица истинности.

3. Привести пример адреса электронной почты и объяснить его формат.

Билет № 21

1. Электронные таблицы. Назначение и основные функции.

2. Адресация в Интернете: доменная система имен и IP-адреса.

3. Задание на разработку программы поиска максимального элемента в массиве.

Билет № 22

1. Базы данных. Назначение и основные функции.

2. Компьютерные вирусы: способы распространения, защита от вирусов.

3. Практическое задание на разработку Web-страницы.

Билет № 23

1. Информационные ресурсы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Всемирная паутина.

2. Информация. Вероятностный подход к измерению количества информации.

3. Задача на построение блок-схемы алгоритма, записанного на естественном языке.

Билет № 24

1. Гипертекст. Технология WWW (World Wide Web - Всемирная паутина).

2. Визуальное объектно-ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы.

3. Практическое задание на определение информационной емкости различных носителей информации.

Билет № 25

1. Основные этапы развития вычислительной техники. Информатизация общества.

2. Локальные и глобальные компьютерные сети. Назначение сетей.

3. Задание на разработку программы с использованием двумерного массива и вложенных циклов.

Экзаменационные билеты по информатике в 10-11 классе.

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

ПРИМЕРНЫЕ БИЛЕТЫ

Билет 1
1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации и живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
2. Построение алгоритма (основные алгоритмические структуры) и его реализация и среде учебного исполнителя. Демонстрация полученного алгоритма в среде учебного исполнителя.

Билет 2
1. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации.
2. Создание и редактирование текстового документа (исправление ошибок, удаление или вставка текстовых фрагментов), в том числе использование элементов форматирования текста (установка параметров шрифта и абзаца, внедрение заданных объектов в текст).

Билет 3
1. Дискретное представление информации: двоичные числа; двоичное кодирование текста в памяти компьютера. Информационный объем текста.
2. Создание и обработка графических изображений средствами графического редактора. Ввод изображение через сканер или с цифрового фотоаппарата Простейшая обработка цифрового изображения.

Билет 4
1. Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа.
2. Работа с файловой системой, с графическим интерфейсом (выполнение стандартных операций с файлами: создание, копирование, переименование, удаление). Организация индивидуального информационного пространства (настройка элементов рабочего стола, проверка на вирусы, использование архиватора).

Билет 5
1. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, канал передачи информации. Скорость передачи информации.
2. Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов. Выбор типа разметки слайда, применение таблица оформления, цветовых схем и эффектов анимации. Показ презентации с использованием автоматической смены слайдов.

Билет 6
1. Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя (на примере учебного исполнителя). Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
2. Создание базы данных. Определение структуры базы данных: количество и типы полей, заполнение таблиц (или использование готовых). Организация поиска информации в базах данных. Создание запросов разной сложности.

Билет 7
1. Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; изображение на блок-схемах. Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогательные алгоритмы.
2. Работа с электронной таблицей. Создание таблицы в соответствии с условием задачи, использование функций. Построение диаграмм и графиков по табличным данным.

Билет 8
1. Величины: константы, переменные, типы величин, Присваивание, плод и вывод величин. Линейные алгоритмы работы с величинами.
2. Поиск информации в Интернете с применением языка запросов.

Билет 9
1. Логические величины, операции, выражения. Логические выражения в качестве условий в ветвящихся и циклических алгоритмах.
2. Форматирование текстового документа. Установка параметров страницы, вставка номеров страниц, колонтитулов, гиперссылок, изменение параметров шрифта и абзаца.

Билет 10
1. Представление о программировании: язык программирования (на примере одного из языков высокого уровня); примеры несложных программ с линейной, ветвящейся и циклической структурой.
2. Работа с архиваторами и антивирусными программами. Создание многотомного архива, использование антивирусных программ.

Билет 11
1. Основные компоненты компьютера, их функциональное назначение и принципы работы. Программный принцип работы компьютера.
2. Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования (ветвление, цикл, линейный массив или вспомогательные алгоритмы). Отладка программы и получение результатов.

Билет 12
1. Программное обеспечение компьютера, состав и структура. Назначение операционной системы. Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Графический пользовательский интерфейс.
2. Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов. Выбор типа разметки слайда, применение шаблона оформления, цветовых схем и эффектов анимации. Демонстрация слайдов с использованием управляющих кнопок.

Билет 13
1. Понятие файла и файловой системы организации данных (папка, иерархическая структура, имя файла, тип файла, параметры файла). Основные операции с файлами и папками, выполняемые пользователем. Понятие об архивировании и защите от вирусов.
2. Организация поиска информации в готовой базе данных с применением составного логического выражения.

Билет 14
1. Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности, этики и права.
2. Работа с электронной таблицей. Проведение вычислительного эксперимента в среде электронной таблицы. Решение задачи с использованием электронной таблицы для изменяющихся начальных данных.

Билет 15
1. Технологии работы с текстовыми документами. Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности. Основные структурные элементы текстового документа. Шрифты, стили, форматы. Основные приемы редактирования документа. Встраиваемые объекты. Понятие гипертекста.
2. Построение алгоритма и реализация на изучаемом языке программирования или в среде учебного исполнителя. Демонстрация полученного алгоритма в среде учебного исполнителя или отладка программы и получение результатов.

Билет 16
1. Технологии работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений. Прикладные программы работы с графикой. Графический редактор. Основные инструменты и режимы работы.
2. Решение задачи по теме "Системы счисления" на изучаемом языке программирования или с использованием стандартной программы "Калькулятор".

Билет 17
1. Табличные базы данных (БД): основные понятия (поле, запись, первичный ключ записи); типы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Поиск, удаление и сортировка данных в БД. Условия поиска (логические выражения); порядок и ключи сортировки.
2. Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования (ветвление, цикл, линейный массив или вспомогательные алгоритмы). Отладка программы, получение результатов.

Билет 18
1. Технология обработки информации в электронных таблицах (ЭТ). Структура электронной таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст. Правила записи формул. Основные встроенные функции. Абсолютные и относительные ссылки. Графическое представление данных.
2. Построение алгоритма для управления учебным исполнителем (основные алгоритмические структуры). Демонстрация полученного алгоритма в среде учебного исполнителя.

Билет 19
1. Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Назначение и возможности электронной почты. Поиск информации в Интернете.
2. Обработка цифрового изображения в графическом редакторе. Например, устранение дефектов, ретуширование и тоновая коррекция фотографии.

Билет 20
1. Понятие модели, Информационная модель. Виды информационных моделей (на примерах). Реализация информационных моделей на компьютере. Пример применения электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования.
2. Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования (ветвление, цикл, линейный массив или вспомогательные алгоритмы).

Перед тем, как в комментариях просить выслать ответы на е-mail, прочтите внимательно: ссылка для скачивания ответов есть и вверху и внизу страницы!
Персонально никому рассылать не будем.


Итак, как знают многие учителя информатики принимавшие экзамены по этому предмету в 2012 году, были использованы билеты за прошлые годы. За последние 5-6 лет, по большому счету, теоретические вопросы к экзаменам по информатике для 9 класса меняются только местами.

С практикой дело обстоит сложнее. Практические задания могут сильно отличаться друг от друга. Более того, теоретические вопросы, скорее всего будут готовить местные специалисты. Т.е. в разных регионах России теоретическая часть будет различаться, притом будет несколько вариантов заданий. Например, в нашем районе, в прошлом году, информатику сдавали в разные дни и практические задания были разные. Какие конкретно будут задания для 9 класса в этом году, можно будет узнать только на экзамене.

Тем не менее, можно ознакомиться с теоретическими заданиями 2009 года и понять, какие примерно будут задания в этом году. Естественно, надо попробовать эти задания выполнить, что называется "ручками", а не просто "прокрутить в голове".

Итак, предлагаю один из вариантов заданий 2009 года. Как я уже сказал выше, в разные дни будут разные практические задания, так что не ищите универсального варианта - его нет.

Билеты по информатике для 9 класса

Билет 1

1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации и живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: храпение, передача и обработка информации.

2. Напишите программу на языке программирования (или составьте алгоритм). Дано натуральное число n. Определите, сколько раз цифра «7» встречается в записи данного числа.

Билет 2

1. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения инфор­мации.

2. Используя MS Word,выполните обработку текстового документа.

1) Оформите текст (Приложение 2) в соответствии со следующими требованиями: междустрочный интервал -1,25; красная стока – 1,4, выравнивание по ширине; шрифт – Times New Roman, обычный, 13 пт.

2) Замените все встречающиеся в тексте сочетания «4-5» на «четыре-пять»; «50» – на «пятьдесят».

Билет 3

1. Дискретное представление информации: двоичные числа; двоичное кодирование текста в памяти компьютера. Информационный объем текста.

2. Имеется фотография, введенная в компьютер через сканер (Приложение 3). Создайте портрет девочки, стоящей во втором ряду около мальчика-пионера без очков, вырезав ее портрет из коллективной фотографии; сделайте портрет овальной формы; произведите цветовую коррекцию фотографии.

Билет 4

1. Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа.

2. Выполните следующие действия с папками и файлами

1) Создать на рабочем столе папку WORK .

2) Создайте в папке WORK папку с именем RRIMER .

3) Скопируйте в созданную папку RRIMER папку 123, файлы 1.doc и 2. xls (Приложение 4. RAR- архив 4,7 Мб)

4) Переместите в папку WORK файлы 1.doc и 2. xls из папки RRIMER .

5) Переименуйте папку 123 в папку UROK-2.

6) Скопируйте в папку UROK-2 папку 123 (Приложение 4)

7) Удалить из папки WORK и вложенных в нее папок все файлы.

8) Выведите содержимое папки UROK-2 в полной форме (Таблица), отсортировав ее по размеру файлов (по убыванию), если это возможно.

9) Выведите содержимое папки 123 в полной форме (Таблица), отсортировав ее по времени создания объектов (по возрастанию), если это возможно.

Билет 5

1. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, канал передачи информа­ции. Скорость передачи информации.

2. Создайте на основе готового шаблона презентацию по теме «Москва златоглавая», состоящую не менее чем из 5 слайдов (картинки для презентации в приложении 5. RAR- архив 1,6 Мб). Примените к объектам эффекты анимации. Настройте автоматическую демонстрацию слайдов.

Билет 6

1. Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя (на примере учебно­го исполнителя). Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

2. Создайте базу данных о ваших друзьях.

1) Создайте структуру таблицы базы данных «Мой класс», содержащую следующие поля: фамилия, имя, отчество, посещаемые кружки, год рождения, мама, год рождения, папа, профессия.

2) Определите первичный ключ таблицы.

3) В режиме таблицы введите в базу данных 6 записей об одноклассниках (значения полей можно задавать произвольно).

4) Добавьте в структуру таблицы после поля «мама» поле «профессия».

5) Удалите из структуры поле «посещаемые кружки».

6) Заполните в таблице поле «год рождения» (произвольно).

7) Выведите на экран поля «Фамилия», «Имя», «Мама» тех одноклассников, у которых мама по профессии врач (использовать запрос), отсортируйте их в алфавитном порядке фамилий.

Билет 7

1. Основные алгоритмические структуры: следо­вание, ветвление, цикл; изображение на блок-схе­мах. Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогатель­ные алгоритмы.

2. Используя электронные таблицы Excel, решите задачу:

Дан прямоугольный параллелепипед со сторонами a, b, c. Вычислите: а) длину диагонали, б) угол между диагональю и боковым ребром .

Билет 8

1. Величины: константы, переменные, типы величин, Присваивание, плод и вывод величин. Линейные алгоритмы работы с величинами.

2. Найдите в Интернете информацию об отечественных дизайнерах одежды (не менее 5), проживающих в настоящее время в России, рожденных в 70-е годы XX века. Оформите информацию (фамилия, имя, отчество, биографическая справка, работы, фотография и т.п.) в текстовом редакторе Word, сделав ссылки на сайты, содержащие информацию о них (не менее 3).

Билет 9

1. Логические величины, операции, выражения. Логические выражения в качестве условий в ветвящихся и циклических алгоритмах.

2. Используя возможности MS Word, отформатируйте предложенный текст (Приложение 9). Установите параметры страницы: поля по 2,3 см, ориентация – книжная. Вставьте автоматическую нумерацию страниц (внизу, внутри, номер на первой странице не ставить). В начале текста напишите план и организуйте «быстрые» переходы по тексту в соответствии с планом (использовать гиперссылки).

Билет 10

1. Представление о программировании: язык программирования (на примере одного из языков вы­сокого уровня); примеры несложных программ с линейной, ветвящейся и циклической структурой.

2. Скопируйте папку (Приложение 10) в папку EXAMEN , создайте многотомный архив, для копирования на другой компьютер с помощью дискет, проверьте архив на вирусы.

Билет 11

1. Основные компоненты компьютера, их функциональное назначение и принципы работы. Про­граммный принцип работы компьютера.

2. Напишите программу на языке программирования (или составьте алгоритм). Дано натуральное число n, целые числа a 1 , a 2 , … a n . Определите номер предпоследнего из членов последовательности a 1 , a 2 , … a n , кратных 3; если членов, удовлетворяющих данным условиям, нет, то ответом должно быть «нет».

Билет 12

1. Программное обеспечение компьютера, состав и структура. Назначение операционной системы. Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Графический пользовательский интерфейс.

2. Создайте презентацию «Памятники Москвы» с использованием графических объектов (приложение 12 - RAR- архив 3,8 Мб), кнопок перехода, эффектов анимации, организуйте демонстрацию слайдов с использованием управляющих кнопок.

Билет 13

1. Понятие файла и файловой системы организации данных (папка, иерархическая структура, имя файла, тип файла, параметры файла). Основные операции с файлами и папками, выполняемые пользователем. Понятие об архивировании и защите от вирусов.

2. Найдите с помощью указанной экзаменаторами поисковой машиныинформацию о чемпионатах мира по шахматам, оформите результаты поиска по следующим рубрикам: информационные сообщения (о сроках, победителях и т.п.), подготовка к чемпионату, его проведение.

Билет 14

1. Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности, этики и права.

2. В среде электронной таблицы Excel организуйте проверку существования треугольника (по длинам трех отрезков); если треугольник существует, то определите, будет ли он равнобедренным и прямоугольным.

Билет 15

1. Технологии работы с текстовыми документа­ми. Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности. Основные структурные элементы текстового документа. Шрифты, стили, форматы. Основные приемы редактирования документа. Встраиваемые объекты. Понятие гипертекста.

2. Напишите программу на языке программирования (или составьте алгоритм). Дано натуральное число n. Вычислите сумму первых n слагаемых: .

Билет 16

1. Технологии работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений. Прикладные программы работы с графикой. Графический редактор. Основные инструменты и режимы работы.

2. Решение задачи представьте на изучаемом языке программирования или с ис­пользованием стандартной программы «Калькулятор». Осуществите перевод из 2-ичной системы счисления в 16-ричную чисел от 12 10 до 22 10 . Результаты представляются в виде таблицы.

Билет 17

1. Табличные базы данных (БД): основные поня­тия (поле, запись, первичный ключ записи); типы данных. Системы управления базами данных и прин­ципы работы с ними. Поиск, удаление и сортировка данных в БД. Условия поиска (логические выраже­ния); порядок и ключи сортировки.

2. Напишите программу на языке программирования (или составьте алгоритм). Треугольник задан длинами сторон (считая, что треугольник существует). Найдите длину описанной около треугольника окружности.

Билет 18

1. Технология обработки информации в элект­ронных таблицах (ЭТ). Структура электронной таб­лицы. Типы данных: числа, формулы, текст. Правила записи формул. Основные встроенные функции. Абсолютные и относительные ссылки. Графическое представление данных.

2. Напишите программу на языке программирования (или составьте алгоритм). В предложенной последовательности символов, содержащей пробелы, посчитайте количество букв «у» в предпоследнем слове данной последовательности.

Билет 19

1. Основные принципы организации и функцио­нирования компьютерных сетей. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Назначение и возможности электронной почты. Поиск информации в Интернете.

2. Дана чернобелая фотография (приложение 19). Устраните крупные дефекты в изображении и выполните тоновую коррекцию.

Билет 20

1. Понятие модели, Информационная модель. Виды информационных моделей (на примерах). Реализация информационных моделей на компьютере. Пример применения электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования.

2. Напишите программу на языке программирования (или составьте алгоритм). Даны действительные числа a 1 , a 2 , … a n (все числа различны). Замените в этой последовательности наименьший элемент 0, а все нулевые элементынаибольшим членом последовательности.

Информатика – это наука, изучающая структуру и общие свойства информации, законы и методы накопления обработки и передачи информации с помощью ЭВМ и каналов передачи данных.

Направления информатики:

    Теория информации.

    Практические основы вычислительной техники (архитектура вычислительных систем, компьютерные сети, сопряжение вычислительных машин).

    Программирование (программное обеспечение, языки программирования, компьютеры и операционные системы, аппаратные средства).

    Вычислительные методы (машинная графика, имитационное моделирование).

    Искусственный интеллект.

    Информационные технологии.

    Понятие информации, ее измерения, количество и качество информации. Информационный ресурс. Формы и способы представления информации.

Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности полноты знаний.

Свойства информации: 1)понятность, 2) полезность, 3) актуальность, 4) достоверность, 5) полнота и точность.

Компьютер обрабатывает информацию только в цифровом виде. Она может быть только в двух состояниях. В вычислительной техники битом называют наименьшую порцию памяти компьютера, необходимую для хранения одного из двух знаков 0 или 1, используемого для внутреннего представления данных и команд.

1 бит, 1 байт = 8 бит, 1 кбайт = 1024 байта, 1 Мбайт = 1024 кбайт, 1 Гбайт = 1024 Мбайт…

    Информация и информационные технологии.

    Сигналы; кодирование и квантовые сигналы. Системы счисления.

    Состав и назначение основных элементов персонального компьютера. Периферийные устройства. Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ. Их характеристики.

    Центральный процессор. Системные шины.

Процессор - центральное устройство (или комплекс устройств) ЭВМ (или вычислительной системы), которое выполняет арифметические и логические операции, заданные программой преобразования информации, управляет вычислительным процессом и координирует работу периферийных устройств системы (запоминающих, сортировальных, ввода - вывода, подготовки данных и др.). В вычислительной системе может быть несколько параллельно работающих процессоров; такие системы называют многопроцессорными. Наличие нескольких процессоров ускоряет выполнение одной большой или нескольких (в т. ч. взаимосвязанных) программ. Первый микропроцессор был создан в 1970-х гг. фирмой INTEL по заказу одной из японских фирм.

Шина - магистраль передачи данных между оперативной памятью и контроллерами. Системную шину можно упрощенно представить как совокупность сигнальных линий, объединенных по их назначению (данные, адреса, управление), которые имеют определенные электрические характеристики и протоколы передачи информации. Основной обязанностью системной шины является передача информации между процессором (или процессорами) и остальными электронными компонентами компьютера. Шины отличаются по разрядности, способу передачи сигнала (последовательные или параллельные), пропускной способности, количеству и типу поддерживаемых устройств, а также протоколу работы. Шины могут быть синхронными (осуществляющими передачу данных только по тактовым импульсам) и асинхронными (осуществляющими передачу данных в произвольные моменты времени), а также использовать различные схемы арбитража (то есть способа совместного использования шины несколькими устройствами). Если обмен информацией ведется между периферийным устройством и контроллером, то соединяющая их линия передачи данных называется интерфейсом передачи данных, или просто интерфейсом. Среди применяемых в персональных компьютерах интерфейсов выделяются стандарты EIDE и SCSI.

    Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики. Системная память: ОЗУ, ПЗУ, Кеш. Внешняя память: винчестер, стример, накопитель на гибких магнитных дисках, накопитель на компакт-дисках.

Оперативная память компьютера - запоминающее устройство, хранящее информацию в цифровом виде. Из оперативной памяти процессор компьютера берет программы и исходные данные для обработки, в нее же записываются полученные результаты. Свое название оперативная память получила за быстродействие; процессору практически не приходится ждать при чтении и записи данных. Для оперативной памяти используют и обозначение RAM (random access memory, то есть память с произвольным доступом). При выключении компьютера содержимое оперативной памяти обычно стирается. От количества установленной на компьютере оперативной памяти зависят его возможности. Многие компьютерные программы не будут работать при недостатке оперативной памяти или будут работать очень медленно.

Кэш-память - вид сверхбыстродействующей компьютерной памяти, применяемый для ускорения доступа к данным из оперативной памяти. Кэш-память хранит копии наиболее часто используемых участков оперативной памяти. Поскольку время доступа к кэш-памяти в несколько раз меньше, чем к оперативной памяти, а в большинстве случаев необходимая информация находится в кэш-памяти, то кэширование позволяет существенно ускорить работу компьютера. Современные микропроцессоры обладают собственным встроенным запоминающим устройством, которое также используется как кэш-память. Ее в технической литературе называют кэш-памятью первого уровня. Кэш-память на основе статической памяти (SRAM), которая размещается на материнской плате, называют кэш-памятью второго уровня (level two cache, L2 cache).

    Устройства ввода/вывода данных, их разновидность и основные характеристики. Клавиатура. Координатные устройства ввода. Видео- и звуковые адаптеры. Назначения разновидности и основные характеристики. Сканеры. Принтеры. Плоттеры. Мониторы.

Устройства ввода – аппаратные средства для преобразования информации из формы понятной человеку в форму воспринимаемую компьютером.

Устройства с прямым вводом: манипуляторы, сенсорные устройства, устройства сканирования, устройства распознавания речи.

Манипуляторы это мыши, джойстики, трекболы, трек паты.

Мыши – это устройства ввода информации различного вида: роликовые, оптические, лазерные, беспроводные.

Джойстик – устройство в виде ручки управления, создан специально для игр.

Трекбол – это шаровой манипулятор, напоминает перевернутую мышь. Его не двигают по столу, а пальцами вращают шарик, он удобен тогда, когда на столе мало места.

Сенсорные устройства или тактильные представляют собой поверхность, которая покрыта специальным слоем, при прикосновении к определенному месту экрана обеспечивает выбор задания.

Трек пат – небольшой планшет под тонкой пленкой, где расположена сеть полупроводников. Работает от нажатия пальца.

Световое перо похоже на обычный карандаш, на острие которого имеется специальное устройство – это светочувствительный элемент.

Графический планшет или дегитайзер используется для создания либо копирования рисунков или фотографий, изображение преобразуется в цифровую форму, причем созданные изображения приближенны к реальным. Достаточно специальным пером или пальцем сделать рисунок на спец. Поверхности (рисунок будет отображаться на экране).

Устройства сканирования и распознавания речи.

Сканер – аппарат предназначенный для ввода в компьютер графической или текстовой информации с листа бумаги различного происхождения. Позволяет вводить в компьютер двухмерное изображение, делает преобразование величины интенсивности в двоичный код, который передается в память компьютера. Сканеры: ручные, листовые, планшетные, слайд-сканер, барабанные.

С помощью обычного микрофона речь вводиться в компьютер и преобразуется в цифровой код. Большинство систем распознавания речи могут быть настроены на особенности голоса.

Устройства вывода информации: мониторы, принтеры, плоттеры, устройства звукового вывода.

Монитор – устройство, отображающее текстовую, графическую информацию на экране. Качество монитора характеризуется его разрешающей способностью. Основные характеристики монитора:

    Размер экрана, диагональ в дюймах.

    Разрешающая способность – максимальное количество пикселей по горизонтали и вертикали.

    Размер зерна.

Существуют мониторы на основе электронно-лучевой трубки, мониторы на жидких кристаллах.

Принтер – устройства для печати текстовой и графической информации на бумагу. Существуют литерные, термодинамические, матричные, струйные, лазерные принтеры.

Плоттер - графопостроитель, устройство для автоматического вычерчивания из рисунков, схем, чертежей, карт на бумаге. Первыми появились и традиционно широко используются перьевые плоттеры. Более современную технологию применяют струйные плоттеры. Перьевые плоттеры можно разделить на три группы: плоттеры, использующие фрикционный прижим для перемещения бумаги в направлении одной оси и движения пера по другой; барабанные (или рулонные плоттеры), использующие для перемещения непрерывной перфорированной ленты-бумаги специальный трактор; планшетные плоттеры, в которых бумага неподвижна, а перо перемещается по обеим осям. Различные модели плоттеров могут иметь как одно, так и несколько перьев различного цвета (обычно 4-8). Перья бывают трех различных типов: фитильные (заправляемые чернилами), шариковые (аналог шариковой ручки) и с трубчатым пишущим узлом (инкографы). Связь с компьютером плоттеры, как правило, осуществляют через последовательный, параллельный или SCSI-интерфейс. Некоторые модели графопостроителей оснащаются встроенным буфером (1 Мбайт и более).

В 1990-х годах перьевые плоттеры начинают вытесняться струйными, которые работают в 4-5 раз быстрее. Используя два чернильных картриджа, струйный плоттер обеспечивает разрешение не менее 300 dpi и имеет два режима работы: чистовой и эскизный. В эскизном режиме работы почти вдвое сокращается расход чернил.

    Понятие системного программного обеспечения: назначение, структура, возможности. Операционные системы.

    Операционная система, система управления работой пользователей, командные языки. Организация личного и корпоративного информационного обеспечения.

ОС - группа взаимосвязанных программ, выступающая посредником между аппаратными средствами ЭВМ и пользователем, обеспечивающая управление ресурсами ЭВМ и процессами, использующая эти ресурсы при вычислении. Ресурсы: микропроцессор, основная память, периферийные устройства. ОС обеспечивает удобства управления компьютером, позволяет освободить от выполнения большего числа операций пользователя. Функции: 1) прием от пользователя заданий или команд сформулированных на соответствующем языке с помощью соответствующего манипулятора (мыши) их обработка; 2) прием и использование запросов на запуск, приостановку и других программ; 3) загрузка в оперативную память подлежащих использованию программ; 4) инициация программы (передача ей управления); 5) идентификация всех программ и данных; 6) обеспечение работы систем управления файлами (СУФ) и СУБД, что позволяет увеличить эффективность всего ПО; 7) выполнение нескольких программ на одном процессоре, создающее видимость их одновременного исполнения; 8) обеспечение функций по организации и управлению всеми операциями ввода-вывода; 9) планирование и диспетчеризация задач в соотношении с заданными стратегиями и дисциплинами обслуживания; 10) организация механизмов обмена сообщениями и данными между выполняющими программами; 11) защита программы от влияния другой, обеспечение сохранности данных; 12) предоставление услуг на случай частичного сбоя системы; 13) обеспечение работы системы программирования, с помощью которых пользователь готовит свои программы. По числу одновременно выполняемых задач выделяют однопользователей: 1) однозначные (MS DOS, PC DOS); 2) многозначные (OSIZ, UNIX, Windows). Однозначные включают средства управления файлами, периферийными устройствами и средствами общения с пользователем. Многозадачные дополнительно управляют разделением между задачами совместно используемых ресурсов. Многозадачность бывает не вытесняющая (Netware, Windows 3\95\98) и вытесняющая (Windows SNT, OS\2, UNIX). В первом случае активный процесс по окончании сам переедет управление ОС для выбора из очереди другого процесса, во втором решение о переключении принимает ОС. По числу одновременно работающих пользователей: ОС делятся на однопользовательские (MS DOS, Windows 3-х ранние версии 05) и многопользовательские (UNIX, Windows NT). В многопользовательских существует средства защиты информации пользователей от несанкционированного доступа. По типу интерфейса: неграфические (MSDOS) и объектно-ориентированные (Windows). По типу использования ресуров: сетевые (Nowell MS Windows NT (XP) UNIX) и локальные (MSDOS). Основные функции: - обеспечение интерфейса (пользовательский, аппаратно-программный, программный); - обеспечение автоматического запуска – организация файловой системы, - обслуживание файловой структуры на носителях.

    Организация и средства человеко-машинного интерфейса, мультисреды и гиперсреды.

    Основы машинной графики. Системы компьютерной графики и анимации.

    Файловая структура. Служебное ПО.

Файловая система – это часть операционной системы, управляющая размещением и доступом к файлам и каталогам на диске. С понятием файловой системы тесно связанно понятие файловой структуры диска, под которой понимают все размещенные файлы: главный каталог, подкаталог и сами файлы. Для их хранения выделены объемы секторов, кластеров, дорожек. Кластер является минимальной единицей пространства диска, которое может быть отведено файлам. Самый маленький файл занимает один кластер, большие – несколько десятков кластеров. 1 сектор = 512 байт. На гибком диске обычно 80 дорожек, на каждой дорожке 18 секторов. Кластер – группа смежных секторов. Кластер для гибкого диска 1,2 сектора (0,5121 Кбайт).

    Моделирование как метод познания.

Модель – это аналог оригинала, который отображает существенные особенности изучаемого объекта. Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Моделирование является одним из ключевых видов деятельности человека и всегда предшествует другим ее видам. Построение модели позволяет обоснованно принимать решения по усовершенствованию объектов и созданию новых. Моделирование это творческий процесс, и поэтому заключить его в формальные рамки очень сложною

    Классификация и формы представления моделей.

Существуют информационная и компьютерная модель. Моделирование в среде графического редактора это графическая модель, моделирование в среде текстового редактора – текстовая модель. К формам представления информационной модели относятся образно-знаковые и знаковые (формальные) модели.

Образно знаковые модели:

    геометрические;

    структурные (таблица, схема);

    словесная;

    алгоритмическая.

Знаковые модели:

    специальные (формулы, ноты);

    математические;

    алгоритмы (программы на языке программирования).

Словесные модели могут описывать ситуации, события, процессы, происходящие в жизни. Одним из видов знаковых моделей являются словесные – описание мысленной модели на естественном языке.

    Методы и технологии моделирования.

    Информационная модель объекта.

Результатом построения информационной модели является сводная таблица. При моделировании учитываются не все, а лишь некоторые свойства объекта. При создании модели получаем знаковую модель, что является результатом решения данной задачи.

    Алгоритмизация. Понятие алгоритма и алгоритмической системы, свойства алгоритма.

Алгоритм – это способ или метод решения задачи записанный по определенным правилам, обеспечивающий однозначность его понимания и механического исполнения. Свойства алгоритма:

    Дискретность – это свойство означает, что каждый алгоритм разделен на отдельные действия (шаги); алгоритм представляет собой последовательность действий, которые необходимо выполнить.

    Определенность – это свойство означает, что каждая команда алгоритма должна быть понятна исполнителю.

    Результативность – это свойство состоит в том, что каждый алгоритм приводит к результату через определенное количество шагов.

    Массовость – это свойство заключается в том, что каждый алгоритм составленный для решения одной задачи, должен выполняться для решения задач этого типа.

Способы описания алгоритма.

    Словесно-формульное описание, т.е. описание с помощью слов и формул.

    Графическое описание, т.е. описание с помощью блок-схем. Блок-схема представляет собой систему связанных геометрических фигур. Каждая фигура обозначает один этап решения задач. Порядок выполнения указывается стрелками, а так же номером в верхнем углу возле каждого блока.

Линейный алгоритм состоит из последовательности операций, выполняющихся только один раз в порядке следования. Разветвленный алгоритм содержит блок проверки условия и в зависимости от результата проверки выполняется та или иная последовательность операций, причем форма ветвления может быть как полной, так и сокращенной.

    Основные понятия языков программирования. Развитие языков программирования.

Базовые понятия языков программирования: класс, объект, событие, свойства объекта, метод обработки.

    Структуры и типы данных языка программирования.

Типы данных однозначно определяют внутреннее представление данных, т.е. диапазон их возможных значений; допустимые действия над данными (операции и функции). Классификация типов данных:

Стандартные: логические, целые, вещественные, символьные, строковые, адресные, файловые.

Определяемые пользователем: простые: перечисляемые, интерваньные, адресные.

составные: массивы, строки, файлы, записи, множества, процедурные.

Логические (boolean), целые (integer, shorting, begle, word), вещественные (real), символьные (char).

    Трансляция. Компиляция и интерпретация.

Обычно программы пишутся на символическом языке близком к английскому. Текст программы, написанный пользователем называется исходным модулем. Этот текст непонятен компьютеру и для перехода исходного модуля в объектный (совокупность машинных команд) применяют трансляторы: интерпретаторы и компиляторы. Интерпретатор обеспечивает покомандный перевод текста программы с одновременным выполнением переведения в машинные коды команд. Одновременно проверяет ошибки. Недостатки: интерпретатор работает медленно, каждый раз проверяет и переводит. Достоинства: с помощью интерпретатора легче отлаживать программу. Компилятор переводит в машинные коды всю программу сразу, создает объектный модуль, после этого программа выполняется независимо от исходного текста. Достоинства: программы работают быстрее. Псевдокомпиляция – создание компиляции + интерпретации. Компилируются отдельные участки команд.

    Эволюция и классификация языков программирования.

Самый нижний уровень – машинный язык, т.е. внутренний язык ЭВМ на котором в конечном итоге представляется и исполняется программа. Для разработки алгоритмов в основном используют языки более высокого уровня.

    Универсальные языки высокого уровня обеспечивают создание различных программ.

    Проблемно-ориентированные языки под конкретные классы задач. (искусственный интеллект).

    Объектно-ориентированные языки четвертого поколения основаны на создание модели системы как совокупности объектов.

    Командные языки баз данных предназначены для расширения возможности среды управления базами данных для создания собственных функций.

Эволюция языка программирования Basic. Он был задуман как универсальный язык для начинающих. Первая версия этого языка содержала небольшое количество самых необходимых команд, предусматривался только режим интерпретации. Современный вариант языка используется в суперсовременных системах, основанных на технологии клиет-сервера. Одновременно его используют для примеров программ в книгах, статьях, программных инструкциях. Создание vba для Майкрософт офис. С помощью него можно создавать собственные интерфейсы для офисных приложений.

    Назначение и основы использования систем искусственного интеллекта; базы знаний, экспертные системы, искусственный интеллект.

    Основы компьютерной коммуникации. Принципы построения сетей.

Компьютерная сеть – это группа компьютеров, соединенных между собой средой передачи данных. Абонент – любой объект, потребляющий или генерирующий информацию. Станция – аппаратура, принимающая информацию. Абонентская система- совокупность абонента и станции. Физическая передающая среда – пространство, в котором располагается электрический сигнал (линия связи) в комплекте с аппаратурой передачи данных. Вычислительные сети: локальные, региональные, глобальные (Интернет); узкополосные (сетевой кабель может передавать только один сигнал в любой момент времени), широкополосные (несколько сигналов одновременно, для каждого из них своя частота передачи).

    Компьютерные коммуникации и коммуникационное оборудование.

    Сетевой сервис.

    Программы для работы в Интернет.

    Информационная безопасность и ее составляющая.

    Методы защиты информации. Организационные меры защиты информации.

Обеспечение информационной безопасности на автономном компьютере. Автономный компьютер - не подключенный к глобальной сети или работает в рамках небольшой ЛВС способы защиты: 1) создание резервных копий информации; 2) установка атрибутов «скрытый» или «только для чтения»; 3) использование паролей при открытие, редактировании или копировании файлов; 4) проверка на вирусы; 5) регулярное обновление вирусных программ.

Обеспечение информационной безопасности в интерактивной среде

Интерактивная среда - среда, в которой происходит взаимоотношение большого числа различных элементов с их коммуникационными возможностями (пример: Internet региональный, территориальный,

корпоративные и ЛВМ) электронная почта. Мероприятия защиты:

1) не следует вскрывать документы, полученные от неизвестного отправителя; 2) не сообщать свой пароль кому-либо; 3) не сообщать свои личные данные; 4) установка экранирующих систем; 5) ограничение доступа на основе идентификации; 6) ограничение доступа на основе идентификации -IP-адрес на основе этого метода доступа, можно либо разрешить, либо нет; 7) защита web приложений - Secure HTTP(S-HTTP); - Secure Sochets Hayer (SS); - SecureElectronic. Все это обеспечивает конфиденциальность данных для соединения между веб сервером и браузером Transcation (SET) более новый браузер – программа для чтения веб-документов. 8) Информирование информации (криптография) к информации применяется ключ - метод шифрования: симметрия кгк, криптостойкость ассиметрия к и к 2 Public Private; 9) стенография - техника скрытой передачи (скрытого хранения) информации.

    Антивирусные средства.

    Классификация и характеристики компьютерных вирусов. Методы защиты от компьютерных вирусов.

Компьютерный вирус - программа ЭВМ, способная без ведома пользователя и вопреки его желанию самопроизвольно размножаться и распространяться; нарушая работоспособность программного обеспечения ЭВМ (отсюда его название по аналогии с болезнетворным вирусом). Впервые появился в начале 1980-х гг. в США. Для борьбы с ними разрабатываются антивирусные программы.

Часть 2.

    Первоначальные сведения о табличном процессоре Excel . Понятие табличного процессора и электронной таблицы. Вход в Excel . Структура окна Excel . Типы данных в Excel . Ввод данных и их редактирование. Выделение блоков ячеек, столбцов, строк, рабочего листа. Удаление данных. Сохранение и открытие файлов. Подготовка к распечатке и распечатка таблиц. Предварительный просмотр и печать.

    Навигация по таблице. Модель и адреса ячеек в Excel . Относительные и абсолютные адреса ячеек. Имя ячейки. Создание примечаний в ячейках. Быстрый переход к ячейкам. Перемещение по рабочему листу с помощью клавиатуры. Окна и панели.

    Копирование и реорганизация таблиц. Вставка и удаление ячеек. Строк, столбцов. Копирование и перемещение. Специальное копирование.

    Форматирование таблиц. Форматирование чисел. Выравнивание данных. Установка шрифтов. Линии и границы. Цвета и узора. Высота строк и ширина колонок. Автоформатирование. Стили оформления. Создание шаблонов и их использование для построения таблиц.

Команда ФОРМАТ-ЯЧЕЙКИ выпадает диалоговое окно. Выбираем необходимый нам формат. Также мы можем ввести пользовательский формат. Форматная строка – список, элементы которого отделяются точкой с запятой, состоит максимум из 4 секций. 1 секция – представление положительных чисел; 2 секция – представление отрицательных чисел; 3 секция – представление нуля; 4 секция – представление текста. Для того чтобы заполнить секции используют символы форматирования. # - замещаемый, разделитель тысяч; 0 – обязательный; _ – для пробелов.

(Выравнивание данных, установка шрифтов, линии и границы, цвета и узора – в диалоговом окне формат). Команда ФОРМАТ-СТРОКА-ВЫСОТА, ФОРМАТ-СТОЛБЕЦ-ШИРИНА. Выбираем диапазон ячеек. Команда ФОРМАТ-АВТОФОРМАТИРОВАНИЕ – появляются шаблоны таблиц с различными форматами. Команда ФОРМАТ-СТИЛЬ выпадает диалоговое окно, выбираем или изменяем стиль.

1. Определите тип требуемого шаблона:

Шаблон книги. Создайте книгу, содержащую листы, стандартный текст (например, заголовки страниц, подписи строк и столбцов), формулы, макросы, стили и другие элементы форматирования, которые должны быть в книгах, созданных на основе этого шаблона.

Шаблон листа. Создайте книгу, содержащую один лист. Поместите на этот лист элементы форматирования, стили, текст и другие данные, которые должны появляться на всех новых листах того же типа.

2. Чтобы просматривать рисунок первой страницы шаблона в поле Просмотр диалогового окна Шаблоны (область задач Общие шаблоны, Новая книга), в меню Файл выберите команду Свойства, откройте вкладку Документ, а затем установите флажок Создать рисунок для предварительного просмотра.

4. В окне Тип файла выберите пункт Шаблон.

5. В списке Папка укажите папку, в которой должен быть сохранен шаблон.

6. Введите имя макроса в поле Имя файла. Выполните одно из следующих действий.

Шаблон книги. Чтобы создать шаблон книги для использования по умолчанию, введите книга. Чтобы создать специальный шаблон книги, введите любое допустимое имя файла.

Шаблон листа. Чтобы создать шаблон книги для использования по умолчанию, введите лист. Чтобы создать специальный шаблон листа, введите любое допустимое имя файла.