Что такое эвм в истории. Краткая история развития эвм

29.01.2019

История счётных устройств насчитывает много веков. Ниже в хронологическом порядке приводятся некоторые наиболее значимые события этой истории, их даты и имена участников. Около 500 г. н.э. Изобретение счётов (абака) - устройства, состоящего из набора костяшек, нанизанных на стержни.

1614 г. - шотландец Джон Непер изобрёл логарифмы. Вскоре после этого Р. Биссакар создал логарифмическую линейку.

Аналоговые устройства были улучшены до тех пор, пока они, наконец, не начнут работать с цифровыми устройствами. Они все еще были очень большими, а с другой стороны уже начали заниматься коммерческим использованием. В этот период также были созданы чипы и началось использование персональных компьютеров.

Также включены микропроцессоры с более низким потреблением энергии. С 90-х годов наблюдается значительное увеличение количества персональных компьютеров. Есть также разговоры, некоторые ученые, пятого поколения, от появления суперкомпьютеров, используемых крупными корпорациями. В этом поколении можно оценить эволюцию мультимедийных технологий, робототехники и Интернета.

1642 г. - французский ученый Блез Паскаль приступил к созданию арифметической машины - механического устройства с шестернями, колёсами, зубчатыми рейками и т.п. Она умела "запоминать" числа и выполнять элементарные арифметические операции.

1804 г. - французский инженер Жаккар изобрёл перфокарты для управления автоматическим ткацким станком, способным воспроизводить сложнейшие узоры. Работа станка программировалась колодой перфокарт, каждая из которых управляла одним ходом челнока.

Наконец, независимо от 4 или 5 поколений в развитии компьютеров, мы ясно знаем, что, когда мы сравниваем старые времена с текущим, ясно, что эволюция происходит вместе с развитием и потребностями общества и что в настоящее время все больше и больше и что доступность этих устройств также растет благодаря новой цифровой эпохе, в которой мы живем.

От телекоммуникационной отрасли до военных потребностей возникает двоичный расчет и позволяет создавать компьютеры. Отражение на двоичной логике развивается между двумя войнами, основанными на работе английского математика Була. На этой кухне, выполненной на его кухне, находятся восстановленные телефонные реле, несколько проводов и лампочки накаливания.

1834 г. - английский ученый Чарльз Бэббидж составил проект "аналитической" машины, в которую входили: устройства ввода и вывода информации, запоминающее устройство для хранения чисел, устройство, способное выполнять арифметические операции, и устройство, управляющее последовательностью действий машины. Команды вводились с помощью перфокарт. Проект не был реализован.

Тем не менее, он сможет добавить две двоичные цифры. Поэтому в самой отрасли телекоммуникаций бинарный расчет находит свою первую материальную поддержку, однако, не будучи непосредственно использован сетевыми операторами. Однако эти принципы были повторены во время Второй мировой войны и привели к созданию первых компьютеров. В Англии вокруг Алана Тьюринга строительство «Колосса» позволяет расшифровать секретные сообщения немцев во время высадки в Нормандии.

Именно на этих военных базах и с использованием старой технологии «вакуумных труб» начинается рождение гражданского компьютера, причем первые «коммерческие» машины действительно чрезвычайно дороги. Все или почти все должно быть изобретено. Таким образом, технология памяти мобилизует значительные усилия на прогресс. Однако это десятилетие позволяет оцифровывать информацию в качестве основного принципа, который в будущем будет строить, помимо вычислительных, все технологии. Для этого необходимо было заменить вакуумные трубки, расположенные в центре этого первого поколения компьютеров, компонентами, адаптированными к требованиям совершенно нового поля.

1930 г. - профессор Массачусетского технологического института (МТИ) Ванневар Буш построил дифференциальный анализатор, с появлением которого связывают начало современной компьютерной эры. Это была первая машина, способная решать сложные дифференциальные уравнения, которые позволяли предсказывать поведение таких движущихся объектов, как самолет, или действие силовых полей, например, гравитационного поля.

В возрасте 26 лет и Рон Уэйн, которые затем работают в гараже семьи Джобса. Эта команда хочет создать простой в использовании компьютер. Эта модель безвентиляторна, потому что, по словам Стив Джобса, шумовые шумы шины потребителя. Он имеет те же характеристики, что и у Лизы, но знает коммерческий успех без равных.

Пролог: настоящий программист. В начале были настоящие программисты. Но даже «хакеры», или что-то в частности; прозвище «Настоящий программист» было придумано только после. Настоящий программист обычно приходил из областей техники и физики, они являются предшественниками хакерской культуры, малоизвестных героев своей предыстории.

1936 г. - английский математик Алан Тьюринг и независимо от него Э. Пост выдвинули и разработали концепцию абстрактной вычислительной машины. Они доказали принципиальную возможность решения автоматами любой проблемы при условии возможности её алгоритмизации.

1938 г. - немецкий инженер Конрад Цузе построил первый чисто механический компьютер.

Сегодня он пишет технически-юмористические полосы для компьютерных журналов, которые часто имеют прилив энергичного и сокровенного диалога с современной хакерской культурой. Лундстром, написал анекдоты о тех ранних годах. Однако, исходя из культуры «Настоящий программист», это инновационный импульс, который инвестировал в интерактивный компьютер, университеты и сети. Элементы, которые играли фундаментальную роль в рождении технической традиции, которая привела бы к нынешней культуре хакеров с открытым исходным кодом.

Эти ранние годы были рассмотрены в первой части книги Хэкера Стивена Леви. Задуманный и внедренный Министерством обороны США в качестве эксперимента в области цифровых коммуникаций, он стал связующим звеном между сотнями университетов, оборонными экспонентами и исследовательскими лабораториями. Это позволило всем исследователям, где бы они ни находились, обмениваться информацией с беспрецедентной скоростью и гибкостью, придавая мощный импульс развитию совместной работы и значительно ускоряя темпы и интенсивность технического прогресса.



1938 г. - а мериканский математик и инженер Клод Шеннон показал возможность применения аппарата математической логики для синтеза и анализа релейно-контактных переключательных схем.

1939 г. - американец болгарского происхождения профессор физики Джон Атанасофф создал прототип вычислительной машины на базе двоичных элементов.

Его электронные автомагистрали связывали хакеров со всеми Соединенными Штатами, и они до сих пор были изолированы в редких группах, каждая из которых обладала собственной эфемерной культурой, и они вновь открылись под видом истинного собственного сетевого племени.

Хотя институты, такие как Лаборатория искусственного интеллекта Стэнфордского университета, а позднее и Университет Карнеги-Меллона, они впоследствии стали почти такими же важными. Все они составляли процветающие центры информатики и исследований в области искусственного интеллекта. Все привлекали блестящих людей, которые способствовали развитию хакерского мира, как с технической, так и с народной точки зрения.

1941 г. - Конрад Цузе сконструировал первый универсальный компьютер на электромеханических элементах. Он работал с двоичными числами и использовал представление чисел с плавающей запятой.

1944 г. - под руководством американского математика Говарда Айкена создана автоматическая вычислительная машина "Марк-1" с программным управлением. Она была построена на электромеханических реле, а программа обработки данных вводилась с перфоленты.

Однако, чтобы понять, что произошло дальше, необходим дальнейший взгляд на компьютеры, поскольку как рождение лаборатории, так и ее дальнейшее снижение сильно зависели от изменений в области информационных технологий. Гибкость, мощность и относительная стоимость этих машин привели к тому, что многие университеты приобрели их.

Возможно, это была формула необычайного успеха этого языка, который остается одним из фаворитов хакеров. Современные программные интерфейсы, состоящие из мышей, окон и значков, видели свет в этой области, а также лазерные принтеры и локальную сеть. Влияние этих умов на хакерскую культуру было, тем не менее, все более распространенным.

1945 г. - Джон фон Нейман в отчёте "Предварительный доклад о машине Эдвак" сформулировал основные принципы работы и компоненты современных компьютеров.

1946 г. - американцы Дж. Эккерт и Дж. Моучли сконструировали первый электронный цифровой компьютер "Эниак" (Electronic Numerical Integrator and Computer). Машина имела 20 тысяч электронных ламп и 1,5 тысячи реле. Она работала в тысячу раз быстрее, чем "Марк-1", выполняя за одну секунду 300 умножений или 5000 сложений.

Программы электронной рассылки, используемые до тех пор, чтобы поощрять сотрудничество между различными группами интересов, разбросанными по четырем углам мира, все чаще использовались в социальных и рекреационных целях. Но у Томпсона и Ричи было что-то гораздо более амбициозное. Это беспрецедентное событие, последствия которого были огромными. Пользователям больше никогда не придется платить за новое специально разработанное программное обеспечение каждый раз, когда машина становится устаревшей.

Хакеры могли использовать одни и те же программные инструменты с одной машины на другую, вместо того, чтобы изобретать эквивалент огня и каждый раз вращаться. Оба были основаны на философии «Держите ее простой, глупой!» буквально «Упростить, глупо!». Эта комбинация оказалась подходящей для широкого спектра операций, включая некоторые совершенно новые, которые первоначально не планировались самими дизайнерами.

1948 г. - в американской фирме Bell Laboratories физики Уильям Шокли, Уолтер Браттейн и Джон Бардин создали транзистор. За это достижение им была присуждена Нобелевская премия.

1949 г. - в Англии под руководством Мориса Уилкса построен первый в мире компьютер с хранимой в памяти программой EDSAC.

1951 г. - в Киеве построен первый в континентальной Европе компьютер МЭСМ (малая электронная счетная машина), имеющий 600 электронных ламп. Создатель С.А. Лебедев.

Эта функциональность была неотъемлемой частью системы, а не просто «опцией». Здесь был описан третий сценарий. Первый персональный компьютер был поставлен на рынок. Потенциал микрокомпьютеров теперь был ясен и неизбежно привлекал еще одно поколение молодых и блестящих хакеров.

И, наконец, анархическая орда энтузиастов первых микрокомпьютеров, решившая принести власть компьютера людям. Но в лаборатории собирались грозные облака. Некоторые из лучших умов Лаборатории позволили себе привлекать очень хорошо оплачиваемые рабочие места в недавно созданных компаниях.

1951-1955 гг. - благодаря деятельности советских ученых С.А. Лебедева, М.В. Келдыша, М.А. Лаврентьева, И.С. Брука, М.А. Карцева, Б.И. Рамеева, В.С. Антонова, А.Н. Невского, Б.И. Буркова и руководимых ими коллективов Советский Союз вырвался в число лидеров вычислительной техники, что позволило в короткие сроки решить важные научно-технические задачи овладения ядерной энергией и исследования Космоса.

В силу своей плохой переносимости, на самом деле идея переноса его с одного оборудования на другое была немыслима для всех. Столлман, ключевая фигура в Лаборатории и заядлый противник маркетинга технологии лаборатории. Столлман создал Фонд свободного программного обеспечения, посвятив себя созданию высококачественного бесплатного программного обеспечения. Леви похвалил его как «последнего истинного хакера», описание которого оказалось неудачным.

Также в тот же период технология микрочипов и локальной сети начала захватывать мир хакеров. Предсказание оказалось точным, и их интуиция определила модель, которой будет следовать вся индустрия. Хотя их цены еще не были доступны большинству пользователей, рабочие станции были относительно дешевы для университетов и крупных компаний.

1952 г. - под руководством С.А. Лебедева в Москве построен компьютер БЭСМ-1 (большая электронная счетная машина) - на то время самая производительная машина в Европе и одна из лучших в мире.

1953 г. - Джей Форрестер реализовал оперативную память на магнитных сердечниках (сore memory), которая существенно удешевила компьютеры и увеличила их быстродействие. Память на магнитных сердечниках широко использовалась до начала 70-х годов. На смену ей пришла память на полупроводниковых элементах.

Они были разработаны для создания графики профессионального уровня, а также для передачи и управления общими данными по сети. В 80-е годы мир хакеров был внимателен к задачам программного обеспечения и инструментов, чтобы максимально использовать эти возможности. Было множество попыток упростить использование графических инструментов рабочей станции. Одним из факторов, которые определяли его успех, была доступность его разработчиков для предоставления бесплатных источников в соответствии с хакерской этикой и распространения их через Интернет.

1955-1959 гг. - советские ученые А.А. Ляпунов, С.С. Камынин, Э.З. Любимский, А.П. Ершов, Л.Н. Королев, В.М. Курочкин, М.Р. Шура-Бура и др. создали "программирующие программы" - прообразы трансляторов. В.В. Мартынюк создал систему символьного кодирования - средство ускорения разработки и отладки программ.

1955-1959 гг. - заложен фундамент теории программирования (А.А. Ляпунов, Ю.И. Янов, А.А. Марков, Л.А. Калужин) и численных методов (В.М. Глушков, А.А. Самарский, А.Н. Тихонов). Моделируются схемы механизма мышления и процессов генетики, алгоритмы диагностики медицинских заболеваний (А.А. Ляпунов, Б.В. Гнеденко, Н.М. Амосов, А.Г. Ивахненко, В.А. Ковалевский и др.).

Хакеры Беркли любили видеть себя мятежниками против жестоких корпоративных империй. Темп перемен был настолько быстрым, что родилось пятьдесят различных технических культур и перестало существовать со скоростью бабочки, не достигнув стабильности, необходимой для развития жаргона, фольклора и собственной истории. Эта ситуация помешала развитию традиции сотрудничества между хакерами. Успех оказался неуловимым, цены не сильно снизились, и не было никаких изменчивых и распространяемых источников для их операционной системы.

Традиционная программно-бизнес-модель не давала хакерам ничего, что они хотели. Улучшилась ситуация с Фондом свободного программного обеспечения. Период не был среди самых счастливых. В будущем эта ситуация привела бы культуру к совершенно новой дороге, усеянной неожиданными успехами.

1958 г. - Джек Килби из фирмы Texas Instruments создал первую интегральную схему.

1957 г. - первое сообщение о языке Фортран (Джон Бэкус).

1957 г. - американской фирмой NCR создан первый компьютер на транзисторах.

1959 г. - под руководством С.А. Лебедева создана машина БЭСМ-2 производительностью 10 тыс. опер./с. С ее применением связаны расчеты запусков космических ракет и первых в мире искусственных спутников Земли.

Почти с момента его создания это была случайная «хакерская добыча» большого числа добровольцев, подключенных только через Интернет. Качество было поддержано не жесткими стандартами или самодержавием, а простой и наивной стратегией предложения идей еженедельно и получения мнений от сотен пользователей каждый день, создавая своего рода быстрый дарвиновский отбор изменений, внесенных разработчиками.

С изумлением почти всех, проект работал очень хорошо. Он даже начал привлекать портирование коммерческих программных приложений. В то время эти события не были полностью признаны хакерскими сообществами и вовсе не были за его пределами. Большой взрыв Интернета. Первые годы «90» стали началом процветающей индустрии интернет-провайдеров, которая обеспечивала связи с общественностью за несколько долларов в месяц.

1959 г. - создана машина М-20, главный конструктор С.А. Лебедев. Для своего времени одна из самых быстродействующих в мире (20 тыс. опер./с.). На этой машине было решено большинство теоретических и прикладных задач, связанных с развитием самых передовых областей науки и техники того времени. На основе М-20 была создана уникальная многопроцессорная М-40 - самая быстродействующая ЭВМ того времени в мире (40 тыс. опер./с.). На смену М-20 пришли полупроводниковые БЭСМ-4 и М-220 (200 тыс. опер./с.).

1959 г. - первое сообщение о языке Алгол, который надолго стал стандартом в области языков программирования.

1961 г. - фирма IBM Deutschland реализовала подключение компьютера к телефонной линии с помощью модема.

1964 г. - начат выпуск семейства машин третьего поколения - IBM/360.

1967 г. - под руководством С.А. Лебедева организован крупно-серийный выпуск шедевра отечественной вычислительной техники - миллионника БЭСМ-6, - самой быстродействующей машины в мире. За ним последовал "Эльбрус" - ЭВМ нового типа, производительностью 10 млн. опер./с.

1968 г. - основана фирма Intel, впоследствии ставшая признанным лидером в области производства микропроцессоров и других компьютерных интегральных схем.

1970 г. Швейцарец Никлаус Вирт разработал язык Паскаль.

1971 г. Эдвард Хофф разработал микропроцессор Intel-4004, состоящий из 2250 транзисторов, размещённых в кристалле размером не больше шляпки гвоздя. Этот микропроцессор стал поистине революционным изобретением, открывшем путь к созданию искусственных интеллектуальных систем вообще и персонального компьютера в частности.

1973 г. - фирма IBM (International Business Machines Corporation) сконструировала первый жёсткий диск типа "винчестер".

1974 г. - фирма Intel разработала первый универсальный восьмиразрядный микропроцессор 8080 с 4500 транзисторами.

1976 г. - студенты Стив Возняк и Стив Джобс, устроив мастерскую в гараже, реализовали компьютер Apple-1, положив начало корпорации Apple.

1978 г. - фирма Intel выпустила микропроцессор 8086.

1979 г. - фирма Intel выпустила микропроцессор 8088. Корпорация IBM приобрела крупную партию этих процессоров для вновь образованного подразделения по разработке и производству персональных компьютеров.

1980 г. - японские компании Sharp, Sanyo, Panasonic, Casio и американская фирма Tandy вынесли на рынок первый карманный компьютер, обладающий всеми основными свойствами больших компьютеров.

1981 г. - фирма IBM выпустила первый персональный компьютер IBM PC на базе микропроцессора 8088.

1982 г. - фирма Intel выпустила микропроцессор 80286, содержащий 134 000 транзисторов и способный выполнять любые программы, написанные для его предшественников. С тех пор такая программная совместимость остается отличительным признаком семейства микропроцессоров Intel.

1984 г. - корпорация Apple Computer выпустила компьютер Macintosh на 32-разрядном процессоре Motorola 68000 - первую модель знаменитого впоследствии семейства Macintosh c удобной для пользователя операционной системой, развитыми графическими возможностями, намного превосходящими в то время те, которыми обладали стандартные IBM-совместимые ПК с MS-DOS. Эти компьютеры быстро приобрели миллионы поклонников и стали вычислительной платформой для целых отраслей, таких например, как издательское дело и образование.

1985 г. - фирма Intel выпустила микропроцессор 80386, насчитывающий уже 275000 транзисторов. Этот 32-разрядный "многозадачный" процессор обеспечивал возможность одновременного выполнения нескольких программ.

1989 г. - Фирма Intel выпустила микропроцессор Intel 486 DX. Поколение процессоров i486 ознаменовало переход от работы на компьютере через командную строку к режиму "укажи и щелкни". Intel 486 стал первым микропроцессором со встроенным математическим сопроцессором, который существенно ускорил обработку данных, выполняя сложные математические действия вместо центрального процессора. Количество транзисторов - 1,2 млн. 1990 г. - выпуск и ввод в эксплуатацию векторно-конвейерной суперЭВМ "Эльбрус 3.1". Разработчики - Г.Г. Рябов, А.А. Соколов, А.Ю. Бяков. Производительность в однопроцессорном варианте - 400 мегафлопов.

1993 г. - фирма Intel выпустила микропроцессор Pentium, который научил компьютеры работать с атрибутами "реального мира" - такими, как звук, голосовая и письменная речь, фотоизображения.

2000 г. - появление 64-разрядных микропроцессоров Itanium и AMD.

Первое поколение

К первому поколению обычно относят машины, созданные на рубеже 50-х годов. В их схемах использовались электронные лампы. Эти компьютеры были огромными, неудобными и слишком дорогими машинами, которые могли приобрести только крупные корпорации и правительства. Лампы потребляли огромное количество электроэнергии и выделяли много тепла.

Электронная лампа Компьютер "Эниак".

Набор команд был небольшой, схема арифметико-логического устройства и устройства управления достаточно проста, программное обеспечение практически отсутствовало. Показатели объема оперативной памяти и быстродействия были низкими. Для ввода-вывода использовались перфоленты, перфокарты, магнитные ленты и печатающие устройства.

Быстродействие порядка 10-20 тысяч операций в секунду.

Но это только техническая сторона. Очень важна и другая - способы использования компьютеров, стиль программирования, особенности математического обеспечения.

Программы для этих машин писались на языке конкретной машины. Математик, составивший программу, садился за пульт управления машины, вводил и отлаживал программы и производил по ним счет. Процесс отладки был наиболее длительным по времени.

Несмотря на ограниченность возможностей, эти машины позволили выполнить сложнейшие расчёты, необходимые для прогнозирования погоды, решения задач атомной энергетики и др.

Опыт использования машин первого поколения показал, что существует огромный разрыв между временем, затрачиваемым на разработку программ, и временем счета.

Эти проблемы начали преодолевать путем интенсивной разработки средств автоматизации программирования, создания систем обслуживающих программ, упрощающих работу на машине и увеличивающих эффективность её использования. Это, в свою очередь, потребовало значительных изменений в структуре компьютеров, направленных на то, чтобы приблизить её к требованиям, возникшим из опыта эксплуатации компьютеров.

Отечественные машины первого поколения: МЭСМ (малая электронная счётная машина), БЭСМ, Стрела, Урал, М-20.


ЭВМ "Урал"

Второе поколение

Второе поколение компьютерной техники - машины, сконструиро-ванные примерно в 1955-65 гг. Характеризуются использованием в них как электронных ламп, так и дискретных транзисторных логических элементов. Их оперативная память была построена на магнитных сердечниках. В это время стал расширяться диапазон применяемого оборудования ввода-вывода, появились высокопроизводительные устройства для работы с магнитными лентами, магнитные барабаны и первые магнитные диски.

БЭСМ-6. Транзистор

Быстродействие - до сотен тысяч операций в секунду, ёмкость памяти - до нескольких десятков тысяч слов.

Появились так называемые языки высокого уровня, средства которых допускают описание всей необходимой последовательности вычислительных действий в наглядном, легко воспринимаемом виде.

Программа, написанная на алгоритмическом языке, непонятна компьютеру, воспринимающему только язык своих собственных команд. Поэтому специальные программы, которые называются трансляторами, переводят программу с языка высокого уровня на машинный язык.

Появился широкий набор библиотечных программ для решения разнообразных математических задач. Появились мониторные системы, управляющие режимом трансляции и исполнения программ. Из мониторных систем в дальнейшем выросли современные операционные системы.

Операционная система - важнейшая часть программного обеспечения компьютера, предназначенная для автоматизации планирования и организации процесса обработки программ, ввода-вывода и управления данными, распределения ресурсов, подготовки и отладки программ, других вспомогательных операций обслуживания.

Таким образом, операционная система является программным расширением устройства управления компьютера.

Для некоторых машин второго поколения уже были созданы операционные системы с ограниченными возможностями.

Память на магнитных сердечниках

Машинам второго поколения была свойственна программная несовместимость, которая затрудняла организацию крупных информационных систем. Поэтому в середине 60-х годов наметился переход к созданию компьютеров, программно совместимых и построенных на микроэлектронной технологической базе.

Третье поколение

Машины третьего поколения созданы примерно после 60-x годов. Поскольку процесс создания компьютерной техники шел непрерывно, и в нём участвовало множество людей из разных стран, имеющих дело с решением различных проблем, трудно и бесполезно пытаться установить, когда "поколение" начиналось и заканчивалось. Возможно, наиболее важным критерием различия машин второго и третьего поколений является критерий, основанный на понятии архитектуры.

Интегральная схема

Компьютер IBM-360

Машины третьего поколения - это семейства машин с единой архитектурой, т.е. программно совместимых. В качестве элементной базы в них используются интегральные схемы, которые также называются микросхемами.

Машины третьего поколения имеют развитые операционные системы. Они обладают возможностями мультипрограммирования, т.е. одновременного выполнения нескольких программ. Многие задачи управления памятью, устройствами и ресурсами стала брать на себя операционная система или же непосредственно сама машина.

Примеры машин третьего поколения - семейства IBM-360, IBM-370, ЕС ЭВМ (Единая система ЭВМ), СМ ЭВМ (Семейство малых ЭВМ) и др.

Быстродействие машин внутри семейства изменяется от нескольких десятков тысяч до миллионов операций в секунду. Ёмкость оперативной памяти достигает нескольких сотен тысяч слов.

Четвертое поколение

Четвёртое поколение - это теперешнее поколение компьютерной техники, разработанное после 1970 года.

Наиболее важный в концептуальном отношении критерий, по которому эти компьютеры можно отделить от машин третьего поколения, состоит в том, что машины четвёртого поколения проектировались в расчете на эффективное использование современных высокоуровневых языков и упрощение процесса программирования для конечного пользователя.

В аппаратурном отношении для них характерно широкое использование интегральных схем в качестве элементной базы, а также наличие быстродействующих запоминающих устройств с произвольной выборкой ёмкостью в десятки мегабайт.

C точки зрения структуры машины этого поколения представляют собой многопроцессорные и многомашинные комплексы, работающие на общую память и общее поле внешних устройств. Быстродействие составляет до нескольких десятков миллионов операций в секунду, ёмкость оперативной памяти порядка 1 - 64 Мбайт.

Для них характерны:

1) применение персональных компьютеров; 2)телекоммуникационная обработка данных; 3)компьютерные сети; 4)широкое применение систем управления базами данных; 5)элементы интеллектуального поведения систем обработки данных и устройств.

Какими должны быть компьютеры пятого поколения?

Разработка последующих поколений компьютеров производится на основе больших интегральных схем повышенной степени интеграции, использования оптоэлектронных принципов (лазеры, голография).

Развитие идет также по пути "интеллектуализации" компьютеров, устранения барьера между человеком и компьютером. Компьютеры будут способны воспринимать информацию с рукописного или печатного текста, с бланков, с человеческого голоса, узнавать пользователя по голосу, осуществлять перевод с одного языка на другой.

В компьютерах пятого поколения произойдёт качественный переход от обработки данных к обработке знаний.

Архитектура компьютеров будущего поколения будет содержать два основных блока. Один из них - это традиционный компьютер. Но теперь он лишён связи с пользователем. Эту связь осуществляет блок, называемый термином "интеллектуальный интерфейс". Его задача - понять текст, написанный на естественном языке и содержащий условие задачи, и перевести его в работающую программу для компьютера.

Будет также решаться проблема децентрализации вычислений с помощью компьютерных сетей, как больших, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, так и миниатюрных компьютеров, размещённых на одном кристалле полупроводника.

С начала XX века начинается интенсивное развитие электротехники, радиотехники, электроники. Большой материал, накопленный в ходе развития этих отраслей науки, позволил подойти к созданию вычислительных машин немеханического типа. Значительную роль при этом сыграли теория абстрактных автоматов , разработанная в 1936 году английским математиком Аланом Тьюрингом (1912–1954) и американским математиком Эмилем Постом (1897–1954), и теория переключательных схем , разработанная американским математиком Клодом Шенноном (р.
Размещено на реф.рф
1916) в 1938 году на базе алгебры логики , созданной еще в серединœе XIX века английским математиком Джорджем Булем (1815–1864).

Первая чисто релœейная универсальная вычислительная машина была создана в 1941 году немецким инженером Конрадом Цузе. Его машина Z-3 содержала 2600 электромагнитных релœе, на которых было построено арифметическое устройство и память на 64 двоичных числа. Машина выполняла восœемь команд, в т.ч. четыре арифметических действия и извлечение квадратного корня. Программа для работы машины задавалась с помощью перфорированной ленты, сделанной из кинопленки.

В 1944 году в США была построена электромеханическая вычислительная машина "Mark-1". Ее проект был предложен физиком и математиком Говардом Айкеном (1898–1970) еще в 1937 году независимо от Цузе. Машина приводилась электромотором мощностью 5 л.с., программа для нее задавалась на 24-дорожечной перфоленте. Машина "Mark-1" была передана Гарвардскому университету и с успехом эксплуатировалась в течение ряда лет. "Mark-1" выполнял сложение за 0,3 с, умножение – за 5,7 с, делœение – за 15,3 с. Вторая машина Айкена "Mark-2", изготовленная в 1947 году, была уже чисто релœейной машиной (около 13000 телœефонных релœе) и имела в своем составе всœе функциональные блоки, предусмотренные классической структурой Беббиджа.

Одной из наиболее совершенных релœейных вычислительных машина была машина РВМ-1, созданная в СССР в 1956 году под руководством инженера Н. И. Бессонова (1906–1963). Машина содержала 5500 релœе, скорость ее работы составляла 50 сложений или 20 умножений в секунду. РВМ-1 использовалась для решения экономических задач и эксплуатировалась до 1965 года.

Релœейные вычислительные машины были выдающимися достижениями своего времени, и при их создании пришлось решить массу сложных технических задач. При этом и этим машинам не суждено было совершить революцию в вычислительной технике, так как их надежность и быстродействие были невелики.

Одна из первых попыток использовать электронные элементы в вычислительной машинœе была предпринята в США в 1938–1942 годах американским физиком профессором университета штата Айова Д. Атанасовым. Совместно с К. Берри он сконструировал специализированную машину ABC для решения систем алгебраических уравнений. При этом эта машина осталась нереализованной.

В августе 1942 года сотрудник Электротехнической школы Мура при Пенсильванском университете Джон Моучли предложил проект электронной вычислительной машины. Начиная с середины 1943 года под руководством Моучли и Преспера Эккерта по контракту с армией США школа Мура начала работу над электронным цифровым интегратором и вычислителœем ENIAC. Машина была закончена через два месяца после капитуляции Японии в 1945 году. Это было огромное сооружение, состоящее из 40 панелœей, содержащих 18000 электронных ламп и 1500 релœе. Машина потребляла более 150 кВт электроэнергии. На операцию сложения машина тратила 0,0002 с, на умножение – 0,0028 с. Первая ЭВМ использовалась для баллистических расчетов, предсказаний погоды и некоторых научно-технических вычислений. После этого в конце 40-х – начале 50-х годов первые ЭВМ практически одновременно появились в Великобритании, СССР и Франции.

В СССР первая ЭВМ, получившая название МЭСМ – малая электронная счетная машина, была запущена 25 декабря 1951 года в Институте электротехники АН УССР (ᴦ. Киев) под руководством академика С.А. Лебедева (1902–1974). МЭСМ имела производительность около 50 операций в секунду, содержала более 6000 электронных ламп, занимала площадь 50 м 2 , потребляла 25 кВт электроэнергии. В 1952 году вступила в строй машина БЭСМ-1 (большая электронная счетная машина), созданная в Институте точной механики и вычислительной техники АН СССР под руководством С.А. Лебедева и основанная на структуре МЭСМ. ЭВМ БЭСМ-1 имела самую высокую по тем временам производительность – 8000 операций в секунду. Серийное производство ЭВМ в СССР началось в 1953 году.

Значительный шаг в развитии вычислительной техники сделал американский физик Джон фон Нейман (1903–1957). В 1946 году вместе с Г. Голдстайном и А. Берксом он опубликовал важную для дальнейшего развития компьютеров статью "Предварительное рассмотрение логической конструкции электронного вычислительного устройства". В ней были высказаны две основные идеи, которые используются сейчас во всœех ЭВМ: применение двоичной системы счисления, принцип хранимой программы, автоматизм работы. Статья также содержала ряд важных рекомендаций по конструированию вычислительных машин и методике программирования.

Уже в 1949 году идеи Неймана нашли практическое воплощение, когда в Кембриджском университете под руководством профессора Мориса Уилкса была построена машина EDSAC, которая стала первой ЭВМ с хранимой программой и промежуточной внутренней памятью. Скорость выполнения сложения составила 0,07 мс, умножения – 8,5 мс. Ввод данных производился с перфоленты, вывод – с помощью пишущей машинки. Годом позже было завершено создание аналогичной ЭВМ EDVAC в США.

Другой выдающейся научной работой, оказавшей существенное воздействие на прогресс вычислительной техники, была появившаяся в 1948 году книга "Кибернетика, или Управление и связь в животном и машинœе" американского математика Норберта Винœера (1894–1964), в которой были заложены основы кибернетики – науки, содержанием которой являются общие законы получения, хранения, передачи и переработки информации.

Эволюция ЭВМ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эволюция ЭВМ" 2014, 2015.