Программное обеспечение компьютера

30.01.2019

Документы в архиве:

Должность: мастер производственного обучения по профессии Наладчик аппаратного и программного обеспечения, преподаватель спецдисциплин

Образовательное учреждение: ГБОУ АО СПО «Астраханский губернский техникум»

Россия, г. Астрахань

Название документа ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1. Изучение компонентов и разбор системного блока.docx

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

ИЗУЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ И РАЗБОР СИСТЕМНОГО БЛОКА

    Убедитесь в том, что компьютерная система обесточена.

    Откройте системный блок.

    Установите местоположение блока питания.

    Установите местоположение материнской платы.

    Установите характер подключения материнской платы к блоку питания. Для материнских плат в форм-факторе АТ подключение питания выполняется двумя разъемами, а как в форм-факторе АТХ? Обратите внимание на расположение проводников черного цвета - оно важно для правильной стыковки разъемов.

    Установите местоположение жесткого диска. Установите местоположение его разъема питания. Проследите направление шлейфа проводников, связывающего жесткий диск с материнской платой. Обратите внимание на местоположение проводника, окрашенного в красный цвет (он должен быть расположен рядом с разъемом питания).

    Установите местоположения дисководов гибких дисков и дисковода CD - ROM , Проследите направление их шлейфов проводников и обратите внимание на положение проводника, окрашенного в красный цвет, относительно разъема питания.

    Установите местоположение звуковой карты и платы видеоадаптера.

    Выполнить разборку системного блока.

    Примерный порядок разборки системного блока компьютера: - Отсоединить все кабели. - Удалить все платы расширения. - Удалить все планки памяти. - Удалить материнскую плату в сборе с кулером и процессором. - Удалить накопители данных. - Удалить блок питания.

Название документа ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2. Просмотр и анализ комплектации компьютера.docx

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Просмотр и анализ комплектации компьютера

Есть простой способ определить правильность комплектации компьютера программно. Существует ряд программ, позволяющих узнать модели комплектующих скрытых от глаз покупателя. Ведущими в этой области являются программы Everest и SiSoft Sandra. Однако можно обойтись и без них. Операционная система WindowsXP позволяет делать то же самое своими встроенными утилитами. Выполните следующие действия:.

    Проверка процессора и оперативной памяти

Найдите ярлычок «Мой компьютер», который расположен на «Рабочем столе» либо в меню «Пуск» и нажмите на него правой кнопкой мыши. В появившемся меню выберите строку – «Свойства».

Теперь перед нами открылось окно с информацией о нашей ОС, пользователе ПК и оборудовании – процессоре и оперативной памяти.

    Затем в окне слева: Диспетчер устройств или Дополнительные параметры , закладка Оборудование, Диспетчер устройств:


Здесь мы можем просмотреть информацию о жестких дисках, звуковых и видео устройствах.

3. Эту и другую информацию можно получить другим способом. Открываем меню «Пуск» и выбираем пункт «Выполнить». В открывшемся окошке пишем «dxdiag» и нажимаем «Enter». Соглашаемся с тем, что программа просканирует оборудование, нажав кнопку «Да». В открывшемся окне мы также можем проверить процессор, память и видеокарту.




4.Оформите в тетради отчёт о проделанной работе.

Выпишите в тетрадь характеристики устройств:

Видеоадаптеры, дисковые устройства, звуковые устройства, клавиатуры, компьютер, мониторы. Процессоры.

Название документа ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3. Изучение компонентов материнской платы.docx

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3

ИЗУЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ МАТЕРИНСКОЙ ПЛАТЫ

    На примере ознакомьтесь с компонентами материнской платы:

Материнская плата ASUS P8P67 DELUXE (B3), Socket 1155, Intel P67, 4xDDR3, 3xPCI-E 16x, 2xPCI-E 1x, 2xPCI, 4xSATA II+4xSATA III, RAID0/1/5/10, 7.1 Sound, Glan, USB3.0, ATX, Retail

    ASUS P8P67 DELUXE (B3) – фирма производитель, модель и ревизия (указывается нечасто)

    Socket 1155 – тип разъема для установки центрального процессора

    Intel P67 – название чипсета

    4xDDR3 – на плате имеется 4 разъема (слота) для установки модулей оперативной памяти третьего поколения

    3xPCI-E 16x – на плате есть целых три разъема для видеокарт, а значит, есть возможность использовать технологии SLI (3-WaySLI) от NVIDIA и CrossFire(CrossFireX) от AMD (ATI)

    2xPCI-E 1x – на плате есть два разъема типа PCI-EX1 для установки дополнительных плат расширения (звуковых и сетевых карт, модемов, тв-тюнеров и т.д.)

    2xPCI – на плате имеется два разъема PCIдля установки дополнительных плат расширения (звуковых и сетевых карт, модемов, тв-тюнеров и т.д.)

    4xSATA II+4xSATA III – на плате распаяно 4 интерфейсных разъема SATAвторой ревизии и четыре третей для подключения жестких дисков и оптических приводов.

    RAID0/1/5/10 –материнская плата поддерживает технологию объединения нескольких жестких дисков и дает возможность создавать массивы 0-ого, 1-ого, 5-ого и 10-ого уровня

    7.1 Sound – имеется встроенная 7-канальная звуковая карта

    Glan – на системной плате присутствует гигабитная сетевая карта

    USB 3.0 – на плате есть разъемы нового стандарта USB3.0

    АТХ – форм-фактор материнской платы

    Retail– системная плата продается в коробке и укомплектована соединительными кабелями, программным обеспечением и инструкцией по установке.

    Рассмотрите схему типовой платы:


2. Установите местоположение процессора и изучите организацию его системы охлаждения. По маркировке определите тип процессора и фирму-изготовителя.

3. Установите местоположение разъемов для установки модулей оперативной памяти. Выясните их количество и тип используемых модулей ( DIMM или SIMM ).

4. Установите местоположение слотов для установки плат расширения. Выясните их количество и тип ( ISA , VLB , PCI , AGP ). Зафиксируйте их различия по форме и цвету:

Разъем шины

Цвет

Размер

ISA

черный

длинный

PCI

белый

средний

AGP

коричневый

короткий

5. Установите местоположение микросхемы ПЗУ. По наклейке на ней определите производителя системы BIOS данного компьютера.


6. Установите местоположение микросхем системного комплекта (чипсета). По маркировке определите тип комплекта и фирму-изготовителя.

7. Заполните отчетные таблицы:

Изготовитель

Модель

Процессор

Чипсет

Система BIOS

Количество разъемов модулей оперативной памяти

Количество слотов для установки плат расширения

SIMM

DIMM

ISA

PCI

AGP

8. Рассмотрите макет платы выполните п.2-7 повторно и внесите недостающие параметры в таблицах.

Название документа ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4. Определение и установка процессора.docx

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И УСТАНОВКА ПРОЦЕССОРА

1. Расшифруйте запись вида:

« Процессор Socket 1155 Intel Core i5 G620 (2.6GHz, L3 3Mb) BOX».

    Socket 1155 – процессор устанавливается в разъем типа LGA 1155

    Intel Core i5 – процессор относится к семейству Core i5 и произведен компанией Intel

    G620 – модель процессора

    2.6GHz – тактовая частота процессора (чем она выше, тем процессор быстрее)

    L3 3Mb – процессор имеет кэш третьего уровня, который равен 3 мегабайтам

    BOX – означает, что процессор идет в комплекте с вентилятором и имеет фирменную трехлетнюю гарантию (OEM – без вентилятора и гарантия 1 год).

2. Ознакомьтесь с инструкцией по установке ЦПУ.

В центре системной платы установлен сокет, защищённый специальной крышкой. ZIF-разъем для установки процессора выглядит как гнездо с присоединенным рычагом. Когда рычаг поднят, процессор легко укладывается на гнездо после правильной ориентации. Никаких усилий прилагать не надо. Затем рычаг опускается и фиксируется защелкой. Когда рычаг отпущен, процессор освобождается и его можно извлечь.

3. Установите процессор в сокет самостоятельно.

4. Монтаж системы охлаждения, установка радиатора и вентилятора. Ознакомьтесь с инструкцией по установке.

Все современные процессоры требуют активного охлаждения. Для обеспечения плотного прилегания радиатора к кристаллу процессора используется слой теплопроводной пасты. Обычно у новой системы охлаждения слой такой пасты уже нанесен на основание радиатора. Обратите внимание на отверстие возле углов сокета. Радиатор оснащён четырьмя ножками. Установите радиатор так, чтобы получился характерный щелчок.

Способ крепления радиатора к процессору стандартный: радиатор фиксируется дружинной скобой, которая защелкивается на разъеме. Или с помощью винтов на углах радиатор, которые поворачиваются по направлению стрелок.

Вентилятор обычно крепится к радиатору винтовыми соединениями или фиксируется на нем несложной защелкой.

5. Выполните монтаж системы охлаждения самостоятельно.

Подключите процессорный кулер в разъём CPU FAM на материнской плате, чтобы подать напряжение. После того как процессор вместе с системой охлаждения установлены на материнскую плату, они не становятся ее частью. Нельзя перемещать материнскую плату, держа ее за радиатор процессора.

6. Составьте отчёт о проделанной работе в форме описания пошаговых операций по установке процессора в сокет и монтажу системы охлаждения.

Название документа ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5. Определение и установка оперативной памяти.docx

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Определение и установка оперативной памяти

    На примере ознакомьтесь с компонентами оперативной памяти:

«Оперативная память 4Gb PC3-10600 1333MHz DDR3 DIMM» .

    4Gb – объем модуля памяти

    PC3 – 10600 – максимальная пропускная способность памяти (пиковый объем данных, которым оперативная память может за секунду обмениваться с процессором). В данном случае она равна 10667 Мб/сек.

    1333MHz – тактовая частота памяти

    DDR3 – поколение памяти

    DIMM– форм фактор модуля ОЗУ

    Ознакомьтесь с инструкцией:

Иногда оперативная память продается в комплекте по 2 или 3 модуля, например: «Оперативная память 4Gb (2x2Gb) PC3-10600 1333MHz DDR3 DIMM». В современных компьютерах используется двухканальный (гораздо реже трехканальный) режим работы памяти, который на практике повышает пропускной режим работы памяти до 70%, что, несомненно, повышает общую производительность системы. Чтобы этот режим включился, на компьютере модули оперативной памяти должны устанавливаться парами (тройками), а эта пара (тройка) должна иметь одинаковые характеристики.

Двухканальный режим Трехканальный режим




    Перед установкой убедитесь, что материнская плата вашего компьютера не только поддерживает имеющийся объём модулей памяти, но и данное конкретное поколение:

DDR1 уже устаревший стандарт памяти, возможная частота работы до 400 мегагерц.

DDR2 самый распространенный стандарт памяти на сегодня, частота работы до 800 мегагерц.

DDR3 новый стандарт памяти, частота работы до 1800 мегагерц.

Атакже EDO, MICRODIMM, SDRAM, SODIMM.

Все они имеют различные размеры и у каждого вида памяти на разъеме есть специальный разрез (ключ) он должен совпадать с разрезом на слоте памяти в материнской плате. Ключ так же сделан для того, чтобы не ошибиться и не поставить память в слот не той стороной.

Для того, чтобы извлечь модуль оперативной памяти (например, в случае, если нужна замена оперативной памяти) из слота Вам нужно слегка надавить на боковые держатели, после чего память выйдет из пазов и ее можно будет снять.


Если же ситуация обратная и вам нужно установить оперативную память отодвигаем защелки, и в слот устанавливаем плату оперативной памяти и защелкиваем замки до щелчка. Обязательно до щелчка, так как это означает, что вы поставили оперативную память правильно. Смотрите, чтобы разрез на линейке памяти совпал с выступом на слоте материнской платы.

    Установите модули ОП.

    Составьте отчёт в форме конспекта лабораторной работы.

Название документа ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6. Определение, установка и подключение материнской платы.docx

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6.

Определение, установка и подключение материнской платы

    Ознакомьтесь с инструкцией по установке материнской платы и установите плату самостоятельно.

Для надежной фиксации достаточно зафиксировать плату хотя бы на четырех держателях. Иногда вместо держателей есть болты. После того как вы закрепите материнскую плату в корпусе, нужно подключить питание. Для подачи питания на материнскую плату обычно используется 20 (24) - контактный разъем. Подключите большую колодку к разъему питания.

Обычно этого достаточно. Но на некоторых материнских платах (например, с сокетом Intel LGA775) нужно подключить еще 4-контактную колодку ATX12V. Более подробно можно прочитать в руководстве по материнской плате.

    Подключите дополнительные коннекторы, а именно:



RESET SW(чёрно-белый диод) - коннекторы для кнопки Power («Питание») и Reset («Сброс») соответственно;

    POWER LED (зелёный диод),

HDD LED (красный диод) - коннекторы для индикаторов питания и обращения к жесткому диску;

    SPEAKER (красно-белый или жёлто-белый) - коннектор системного динамика, если динамик не будет работать, то в случае ошибки вы не услышите диагностических сигналов.

Подключать коннекторы нужно осторожно, чтобы не перепутать «плюс» и «минус». Белый провод это – (минус), а цветной + (плюс)

    Особую осторожность нужно соблюдать при подключении портов USB (которые находятся в корпусе компьютера и выходят на переднюю панель системного блока). Если вы неправильно подключите порты USB, вы можете сжечь материнскую плату. На рисунке показаны подключенные USB-порты.

    1. Определите и запишите в тетрадь характеристики блока питания, например:

    Блок питания ATX 1000W OCZ Z1000M-UN

    • ATX – стандарт разъема питания материнской платы, являющийся основным для настольных ПК

      1000W – мощность блока питания

      OCZ – фирма производитель БП

      Z1000M-UN – модель блока питания

    2. Внимательно прочитайте инструкцию:

    Блок питания всегда расположен на задней части корпуса, вверху, в углу. На картинке - цифра 1.


    Блок питания должен крепиться на четыре болта с наружной части. К нему подключается питание из сетевого кабеля, а он в свою очередь, снабжает электричеством все, что подключено к материнской плате. Установку блока питания производите внимательно, старайтесь не касаться кулера процессора.


    У БП имеется основной провод, который подключается к разъему на системной плате.



    1. Определите видеокарту и запишите в тетрадь характеристики видеокарт, например:

    Пример 1: «Видеокарта 1536Mb GTX580, PCI-E, 2xDVI, HDMI, DisplayPort, OEM»

      1536Mb – объем видеопамяти, установленный на видеокарте в мегабайтах

      GTX580 – тип графического процессора видеокарты, по которому легко определяется и компания производитель этого самого процессора (в данном случае это NVIDIA)

      PCI-E – тип разъема в который устанавливается видеокарта

      2xDVI, HDMI, DisplayPort – имеет два выхода DVI, один HDMI и один DisplayPort для подключения различных устройств вывода (мониторы, ЖК телевизоры, плазма)

      OEM – видеокарта продается без коробки

    Пример 2: « Видеокарта 2048Mb HD6950, PCI-E, VGA, DVI, HDMI, 2хmini DP, Retail »

      2048Mb - объем видеопамяти, установленный на видеокарте в мегабайтах

      HD6950 – тип графического процессора видеокарты, в данном случае произведенный компанией AMD (ATI)

      PCI-E – тип разъема, в который устанавливается видеокарта

      VGA, DVI, HDMI, 2хminiDP – перечисление имеющихся выходов на видеокарте

      Retail – видеокарта продается в красочной упаковке .

      1. Внимательно прочитайте инструкцию:

    Установка звуковой и сетевой карты выполняется примерно, так же как и установка видеокарты, хотя есть одно отличие, у видеоадаптера есть специальное отведенное гнездо (на картинке ниже вход для видеокарты изображен коричневого цвета), а вот звуковую и сетевую карты можно установить в любое свободное PCI гнездо на материнской плате.

    Сначала необходимо убрать заглушку в задней части системного блока, возле гнезда, где вы собираетесь установить устройство. Заглушка может выламываться, откручиваться, или просто сниматься. Потом надо аккуратно прикрепить карту в гнездо, не забыв закрепить его болтом. Установка завершена.

    Теперь нужно подключать сетевой кабель (интернет кабель) не к гнезду со встроенной в материнскую плату сетевой карты, а к гнезду, где недавно была установлена сетевая карта.

      1. Законспектируйте прочитанный материал.

      1. Самостоятельно выполните установку сетевой, звуковой и видео карт.

    Название документа Пояснительная записка.docx

    Пояснительная записка

    Комплект практических работ

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНИХ УСТРОЙСТВ.

Методическое пособие по выполнению лабораторной работы

Составитель – Васильева А.Р.

Лабораторная работа №7.

Тема : Программное обеспечение компьютера, классификация программного обеспечения.

Цель : Изучить основы работы в операционной системе, приемы операций с файловой системой и файловой структурой.

Теоретические сведения

Программное обеспечение персонального компьютера.

    Системное программное обеспечение.

    базовое ПО

    операционные системы

    служебные программы

    Прикладное программное обеспечение.

    Инструментальное программное обеспечение.

Под программным обеспечением (ПО) понимается совокупность программных и документальных средств для создания и эксплуатации систем обработки данных средствами вычислительной техники. В самом общем плане программное обеспечение для вычислительной техники может быть разделено (в зависимости от назначения) на системное, инструментальное и прикладное (как и всякая классификация данное деление условно).

Программное обеспечение представляет собой либо данные для использования в других программах, либо алгоритм, реализованный в виде последовательности инструкций для процессора.

Программное обеспечение призвано:

    обеспечить работоспособность ЭВМ;

    облегчить взаимодействие пользователя с ЭВМ;

    расширить ресурсы вычислительной системы;

    повысить эффективность использования ресурсов;

    повысить производительность и качество труда пользователя.

В компьютерном жаргоне часто используется слово «софт» от английского software, которое в этом смысле впервые применил в статье American Mathematical Monthly математик из Принстонского университета Джон Тьюки (англ. John W. Tukey) в 1958 году. В области вычислительной техники и программирования программное обеспечение - это совокупность всей информации, данных и программ, которые обрабатываются компьютерными системами.

Системное программное обеспечение.

Системное программное обеспечение - это комплекс программ, которые обеспечивают эффективное управление компонентами вычислительной системы, такими как процессор, оперативная память, каналы ввода-вывода, сетевое и коммуникационное оборудование и т.п. Системное программное обеспечение организует процесс обработки информации в компьютере и обеспечивает нормальную рабочую среду для прикладных программ, оно предназначено для управления компьютером, организации решения задач и взаимодействия пользователя с аппаратными средствами компьютера. Оно настолько тесно связано с аппаратными средствами, что его иногда считают частью компьютера. Чем богаче системное ПО, тем продуктивнее становится работа на компьютере.

В состав системного ПО входят операционные системы, сервисное программное обеспечение (оболочки, утилиты, антивирусные средства) и программы технического обслуживания (тестовые программы, программы контроля).

Базовое программное обеспечение.

Базовое ПО в архитектуре компьютера занимает особое положение. С одной стороны, его можно рассматривать как составную часть аппаратных средств, с другой стороны, оно является одним из программных модулей операционной системы.

Операционная система.

Операционная система (ОС) - это комплекс специальных программных средств, предназначенных для управления загрузкой компьютера, запуском и выполнением других пользовательских программ, а также для планирования и управления вычислительными ресурсами персонального компьютера. Она обеспечивает управление процессом обработки информации и взаимодействие между аппаратными средствами и пользователем.

В функции операционной системы входят:

    осуществление диалога с пользователем;

    ввод, вывод и управление данными;

    планирование и организация процесса обработки программ;

    распределение ресурсов (оперативной и сверхбыстрой памяти, процессора, внешних устройств);

    запуск программ на выполнение;

    всевозможные вспомогательные операции обслуживания;

    передача информации между различными внутренними устройствами;

    программная поддержка работы периферийных устройств.

Основная необходимость ОС состоит в том, что она скрывает от пользователя сложные ненужные подробности взаимодействия с аппаратурой, образуя прослойку между ними.

Одной из важнейших функций ОС является автоматизация процессов ввода-вывода информации, управления выполнением прикладных задач, решаемых пользователем.

Исходя из выполняемых функций, ОС можно разбить на три группы: однозадачные (однопользовательские), многозадачные (многопользовательские) и сетевые.

    Однозадачные ОС предназначены для работы одного пользователя в каждый конкретный момент с одной конкретной задачей. Их появление было стимулировано созданием большого класса персональных компьютеров. Примером такой ОС служит операционная система MS DOS, широко применявшаяся до начала 1990-х годов.

    Многозадачные ОС обеспечивают коллективное пользование ПК в мультипрограммном режиме разделения времени, при этом в памяти ПК находится несколько программ-задач и процессор распределяет ресурсы компьютера между задачами. В качестве примера можно привести операционные системы UNIX, OS/2, Microsoft Windows 95, Microsoft Windows 98, Microsoft Windows 2000, Microsoft Windows Me, Microsoft Windows XP.

    Сетевые ОС связаны с появлением локальных и глобальных сетей и предназначены для обеспечения доступа ко всем ресурсам вычислительной сети, например операционные системы Novell Net, Microsoft Windows NT, UNIX, IBM LAN.

В зависимости от количества одновременно обрабатываемых задач и числа пользователей, которые могут обслуживать ОС, различают четыре основных класса ОС:

    однопользовательские однозадачные:- поддерживают одну клавиатуру и могут работать только с одной (в данный момент) задачей;

    однопользовательские однозадачные с фоновой печатью, которые позволяют, помимо основной задачи, запускать одну дополнительную, ориентированную для вывода информации на печать. Это ускоряет работу при выдаче больших объемов информации на печать;

    однопользовательские многозадачные, которые обеспечивают одному пользователю параллельную обработку нескольких задач;

    многопользовательские многозадачные - позволяют на одном компьютере запускать несколько задач несколькими пользователями. Эти ОС очень сложны и требуют значительных машинных ресурсов.

Для того, чтобы быть полноценной, ОС должна как минимум содержать следующие основные компоненты.

    Файловую систему.

    Драйверы внешних устройств.

    Процессор командного языка.

Одной из первостепенных задач операционной системы следует считать управление дисковым накопителем и доступом к нему. Не случайно ранние ОС для ПК содержали в своем названии аббревиатуру DOS (Disk Operating System - дисковая операционная система). Для этого используется файловая система. К файловой системе имеет доступ любая прикладная программа, для чего во всех языках программирования имеются специальные процедуры. Для ПЭВМ файловая система в определенной степени является основой системного программного обеспечения.

Поддержка широкого набора внешних устройств - одна из важнейших функций ОС.

В современных ОС между прикладными программами и аппаратурой имеется промежуточный уровень, своего рода буфер, называемый API (application programming interface) - интерфейс прикладного программирования). API-интерфейс предоставляет программисту возможность вызова определенных процедур общего назначения, обращающихся к конкретным аппаратным ресурсам. По мере появления нового оборудования обновляется и API, однако этого бывает недостаточно.

Корректную работу с аппаратной частью обеспечивают драйверы. Драйверы - программы, расширяющие возможности ОС по управлению устройствами ввода/вывода информации, оперативной памятью и т.д. С помощью драйверов возможно подключение к компьютеру новых периферийных устройств или нестандартного оборудования. Каждому типу внешнего устройства соответствует свой драйвер. Драйверы стандартных устройств образуют совокупности базовую систему ввода-вывода (BIOS), которая часто заносится в ПЗУ системного блока ПЭВМ.

Во всякой ОС имеется командный язык, который позволяет выполнять те или иные действия - обращение к каталогу, запуск прикладных программ и т.п. Анализ и исполнение команд пользователя осуществляется командным процессором ОС.

Для общения с ОС часто используется оболочка - это то, что пользователь видит на экране монитора при работе с системой. По существу это некая прикладная программа, которая загружается поверх ОС и реализует командный язык, служащий для доступа пользователя к системным функциям. Оболочка - это всего лишь некая утилита для ввода информации, которая обеспечивает удобный доступ к операционной системе, но при этом не входит в состав ОС.

Программы управления файлами и планирования заданий - это готовые к выполнению программы (файлы): утилиты, системы программирования, инструментальные системы, интегрированные пакеты программ, системы машинной графики, системы управления базами данных (БД), прикладные пакеты и программы.

Коммуникационные программы - программы, предназначенные для организации обмена информацией между компьютерами.

Программы тестирования, контроля и диагностики используются для проверки правильности функционирования устройств ЭВМ и для обнаружения неисправностей в процессе эксплуатации, указывают причину и место неисправности.

Программы управления памятью обеспечивают более гибкое использование ОП ЭВМ.

Программы печати осуществляют вывод информации на принтер.

Служебные программы.

Другой комплекс программ – служебные . Это совокупность программных продуктов, предоставляющих пользователю дополнительные услуги в работе с компьютером и расширяющих возможности операционных систем. Это различные сервисные программы, используемые при работе или техническом обслуживании компьютера, - редакторы, отладчики, диагностические программы, архиваторы, программы для борьбы с вирусами и другие вспомогательные программы. Данные программы облегчают пользователю взаимодействие с компьютером.

Под программами технического обслуживания понимается совокупность программно-аппаратных средств для диагностики и обнаружения ошибок в процессе работы компьютера или вычислительной системы в целом. Они включают в себя средства диагностики и тестового контроля правильности работы ПК и его отдельных частей, а также специальные программы диагностики и контроля вычислительной среды, осуществляющие автоматическую проверку работоспособности системы.

Утилиты - программы вспомогательного назначения, они расширяют и дополняют соответствующие возможности операционной системы (ОС) в основном по обслуживанию дисков и файловой системы компьютера.

Упаковщики - программы, позволяющие записывать информацию на дискетах в более плотном виде, то есть создавать копии файлов меньшего размера, а также объединять несколько файлов в один (архивный).

Антивирусные программы - программы, предназначенные для предотвращения заражения компьютерными вирусами и ликвидации последствий заражения. Программные средства антивирусной защиты обеспечивают диагностику (обнаружение) и лечение (нейтрализацию) вирусов. Термином «вирус» обозначается программа, способная размножаться, внедряясь в другие программы, совершая при этом различные нежелательные действия.

Прикладное программное обеспечение непосредственно нацелено на решение профессиональных задач, снижение трудоемкости и повышение эффективности работы пользователя в различных областях человеческой деятельности. Эти программы позволяют практически полностью автоматизировать задачи, решаемые пользователем.

В настоящее время разработаны и используются сотни тысяч различных прикладных программ для различных применений. Наиболее широко применяются программы:

    подготовки текстов (документов) на компьютере - редакторы текстов;

    подготовки документов типографского качества - издательские системы;

    создания и редактирования изображений – графические редакторы;

    обработки табличных данных - электронные таблицы;

    обработки массивов информации - системы управления базами данных;

Редакторы текстов и издательские системы предоставляют возможность подготавливать документы на компьютере. Текстовые редакторы (NotePad - разработка Microsoft) способны выполнять основные функции редактирования: набор, внесение исправлений, сохранение, работа с фрагментами. Текстовые процессоры (Microsoft Word, - разработка Microsoft), кроме того, имеют возможности разнообразного оформления, а некоторые позволяют создавать документы, предназначенные для просмотра не в бумажном виде, а на компьютере (электронные документы).

Электронные таблицы обеспечивают работу с большими таблицами чисел. Основное преимущество электронных таблиц, в сравнении с текстовыми процессорами (где тоже могут вестись таблицы, производиться небольшие вычисления и сортировка), в том, что содержание одних ячеек может меняться автоматически в соответствии с изменением содержания других, иными словами, в ячейках могут храниться формулы. Наибольшей популярностью пользуются табличные редакторы Lotus1-2-3 Quatto Pro, Microsoft Excel, Super Calc и др.

Системы управления базами данных (СУБД) позволяют работать с большими объемами структурированных данных - базами данных (как правило, это табличные структуры). В функции СУБД входит: описание данных, доступ к данным, поиск, отбор данных по определенным критериям. Большинство современных СУБД позволяют создавать небольшие программы обработки данных на встроенных языках, имеют оформительские возможности, позволяющие на основе собранных и обработанных данных создать отчет. Пример программы этого класса Microsoft Access.

Графические редакторы позволяют создавать и редактировать картинки на экране компьютера. К ним относятся редакторы растровой и векторной графики, программы обработки трехмерной графики (ЗD-редакторы). Растровые редакторы для представления изображений используют растры, т.е. совокупности точек, имеющих свой цвет и яркость. В них удобно обрабатывать фотографии и объекты, имеющие мягкие цветовые переходы. Основа векторного представления - линия (ее уравнение). Векторные редакторы удобны для работы с чертежами и рисованными картинками. Редакторы трехмерной графики используются для создания пространственных графических композиций, позволяют проследить взаимодействия трехмерных объектов между собой и трехмерных объектов с источником света.

Программные средства для решения прикладных математических (статистических) задач позволяют производить математические расчеты: решение уравнений и систем уравнений и т.д., некоторые пакеты позволяют производить аналитические (символьные) вычисления: дифференцирование, интегрирование и т.д.. Некоторые из них позволяют выводить на экран графики функций (заданных в табличном или аналитическом виде), линии уровня поверхностей, диаграммы рассеяния и т.д.. К данному виду ПО относятся такие программы как MatCad, MatLab.

Отдельные программы, являясь мощным средством решения круга прикладных задач, не могут в полной мере удовлетворить пользователя. Например, выборку данных, предоставленную СУБД, бывает удобно обработать с помощью электронных таблиц, результаты, оформленные в виде наглядных таблиц, поместить в отчет, представляющий собой текстовый документ,; который был составлен в текстовом процессоре. Для совместной работы нескольких программ требуется и унификация форматов обрабатываемых файлов. Такие программные пакеты называются интегрированными программными средствами . Наиболее распространенный продукт этого класса - пакет MS Office. Интегрированные системы сочетают в себе возможности системы управления базами данных, табличного процессора, текстового редактора, системы деловой графики, а иногда и другие возможности.

Переводчики обычно работают резидентно, т.е. в любом тексте на иностранном языке можно выделить переводимый фрагмент и после нажатия определённой комбинации клавиш предъявляется окно с переводом или возможные варианты перевода слова.

Игры очень распространены, их создано огромное количество. Среди них можно выделить следующие типовые сценарии: игры на опережение (на мастерство), азартные игры, стратегии, логические игры, обучающие игры.

Развлечения - прикладные программы, позволяющие осуществлять просмотр слайдов, прослушивание звуковых файлов, видеофайлов.

Информационные системы (ИС), предоставляют широкие возможности в:

    управлении предприятием - это склад, документооборот офиса;

    бухгалтерском учете - это системы, имеющие функции текстовых, табличных редакторов и СУБД. Предназначены для автоматизации подготовки начальных бухгалтерских документов, предприятия и их учета, регулярных отчетов по итогам производственной, хозяйственной и финансовой деятельности в форме, приемлемой для налоговых органов, внебюджетных фондов и органов статистического учета;

    анализе экономической и финансовой деятельности; их используют в банковских и биржевых структурах. Они позволяют контролировать и прогнозировать ситуацию на финансовых, торговых рынках и рынках сырья, выполнять анализ текущих событий, готовить отчеты.

Экспертные системы представляют собой дальнейшее развитие систем, управления базами данных. Они предназначены для анализа данных, хранящихся в базах знаний. В отличие от СУБД, позволяющих производить операции манипуляции данными, экспертные системы производят логический анализ данных, имеют функции самообучения.

Системы автоматизированного проектирования - позволяют осуществлять черчение и конструирование различных механизмов с помощью компьютера, применяются в машиностроении, строительстве, архитектуре. Они позволяют создавать чертежную документацию, адаптированную в конкретной предметной области, а также имеют справочники, средства проведения расчетов. Широкое распространение получили такие программы как AutoCAD, ArchCaAD и др.

Инструментальное программное обеспечение.

Инструментальное программное обеспечение используется для создания программных продуктов в любой области, включая и системные программы. В настоящее время для создания программных продуктов используются мощные системы визуального программирования, которые включают в себя обширные библиотеки стандартных программ, специальные средства отладки и тестирования.

Системы программирования предназначены для разработки новых программ на конкретном языке программирования и включают в себя компиляторы, интерпретаторы, диалоговую среду, редакторы текстов, библиотеки стандартных подпрограмм, компоновщики, отладчики, справочные службы и т.д.

Компилятор (составитель, собиратель) выполняет преобразование исходного текста программы, написанного на языке высокого уровня, в машинный язык, язык близкий к машинному, или в объектный модуль. Он создает законченный вариант программы на машинном языке (exe-файл), который потом и выполняется ЭВМ. Процесс работы компилятора называется компиляцией.

Интерпретатор (толкователь, устный переводчик) переводит и выполняет программу строка за строкой.

Диалоговая среда - средство взаимодействия пользователя и ЭВМ.

Редактор текста - программа, выполняющая набор, корректировку и печать текстов.

Библиотеки стандартных подпрограмм - это совокупность программ, составленных на одном из языков программирования и предназначенных для выполнения узкого класса задач.

Отладчики - программные средства, выполняющие отладку и проверку готовых программ, поиск алгоритмических и семантических ошибок в программе и тестирование программ.

Компоновщик (также редактор связей, линкер - от англ. link editor, linker) - программа, которая производит компоновку - принимает на вход один или несколько объектных модулей и собирает по ним исполняемый модуль.

Справочная служба - набор программ, хранящих Справочную и пояснительную информацию.

Кроме того в инструментальное ПО входят:

SDK (от англ. Software Development Kit) или "devkit" - комплект средств разработки, который позволяет специалистам по программному обеспечению создавать приложения для определённого пакета программ, программного обеспечения базовых средств разработки, аппаратной платформы, компьютерной системы, видеоигровых консолей, оперативных систем и прочих платформ.

Ассемблер (от англ. assembler - рабочий-сборщик) - компьютерная программа, компилятор исходного текста программы написанной на языке ассемблера, в программу на машинном коде.

Генератор документации - программа или пакет программ, позволяющая получать документацию, предназначенную для программистов и/или для конечных пользователей системы, по особым образом комментированному исходному коду и, в некоторых случаях, по исполняемым модулям (полученным на выходе компилятора).

Средства анализа покрытия кода - мера, используемая при тестировании программного обеспечения. Она показывает процент, насколько исходный код программы был протестирован.

Средства непрерывной интеграции . Непрерывная интеграция (англ. Continuous Integration) - это практика разработки программного обеспечения, которая заключается в выполнении частых автоматизированных сборок проекта для скорейшего выявления и решения интеграционных проблем.

Интегрированная среда разработки программного обеспечения (англ. IDE, Integrated development environment) - система программных средств, используемая программистами для разработки программного обеспечения. Обычно среда разработки включает в себя текстовый редактор, компилятор и/или интерпретатор, средства автоматизации сборки и отладчик.

Примеры сред разработки - Eclipse, Sun Studio, Turbo Pascal, Borland C++, GNU toolchain, DrPython, Borland Delphi, Dev-C++, Lazarus, KDevelop, QDevelop, QNX Momentics IDE, XCode.

Частный случай ИСР - среды визуальной разработки, которые включают в себя возможность визуального редактирования интерфейса программы.

Программными средствами для защиты информации в сети являются:

Ход работы

Задание №1

Определить тип операционной системы установленной на ПК. Мой компьютер→Свойства→Система

Задание №2

Определить типа драйверов следующих устройств:

Устройство

Поставщик драйвера

Дата разработки

Версия драйвера

Цифровая подпись

микропроцессор

клавиатура

видео карта

звуковая карта

сетевая карта

Задание №3

Ответьте на следующие вопросы:

1. Для чего нужно программное обеспечение?

2. Что такое операционная система?

3. Перечислите программные средства защиты информации.

4. Где применяются информационные системы?

5. Для чего необходимы драйверы?

Подобные документы

    Характеристика программного обеспечения персонального компьютера, представляющего собой совокупность программ и данных. Особенности прикладных, инструментальных и системных программ. Предназначение операционной системы, виды языков программирования.

    реферат, добавлен 13.10.2011

    Понятие программного обеспечения как совокупности программ, хранящихся в долговременной памяти компьютера. Прикладные и системные программы, системы программирования. Анализ схемы взаимодействия пользователя с операционной системой и работы с файлами.

    презентация, добавлен 14.12.2012

    Определение понятия программного обеспечения, его категории и структура. Характеристика файловой системы. Анализ особенностей кодирования информации. Изучение назначения и видов антивирусных программ. Анализ состава операционной системы компьютера.

    реферат, добавлен 24.03.2016

    Файловая структура операционной системы. Инструментарий технологии программирования. Прикладное и системное программное обеспечение. Рыночная классификация программного обеспечения. Системы управления базами данных, автоматизированного проектирования.

    реферат, добавлен 28.08.2013

    Программное обеспечение (ПО)- совокупность программ и сопровождающей их документации для решения задач на ПК. Состав программного обеспечения компьютера. Операционная система - комплекс программ, обеспечивающих функционирование вычислительной машины.

    презентация, добавлен 29.11.2016

    Характеристика программного обеспечения персональных компьютеров. Функционирование и преимущества операционной системы Windows ХР. Понятие операционной среды. Главные функции механизма прерываний, создание и предназначение двоичных машинных программ.

    лекция, добавлен 06.08.2017

    Структура программного и технического обеспечения любого компьютера. Понятие операционной системы как наиболее сложного и важного элемента программного обеспечения. Формальные языки и грамматики. Основные атрибуты языка алгоритмического программирования.

    лекция, добавлен 15.12.2010

    Программное обеспечение как набор программ, которые обеспечивают выполнение задач, решаемых на компьютере. Операционные системы, системы программирования и сервисные программы. Инструментальное программное обеспечение, автоматизированное проектирование.

    реферат, добавлен 04.10.2013

    Общая информация о программном обеспечении компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение: их структура, классификация. Понятие сетевой операционной системы, оболочки, утилит. Основные системы программирования, их составные элементы.

    реферат, добавлен 18.12.2014

    Понятие программного обеспечения как совокупности программ, предназначенных для решения задач на компьютере. Характеристика системного, прикладного и инструментального программирования, особенности его основных компонентов и их функционирование.

    лабораторная работа, добавлен 19.07.2013

    Характеристики комплекса программ для обеспечения процесса управления вычислительными системами компьютера. Структура программного обеспечения. Предназначение и функции операционных систем. Управление файлами и выполнение обслуживания компьютеров.

    презентация, добавлен 17.01.2014

    Расположение операционной системы в структуре компьютера. Понятие вычислительного процесса. Основные виды ресурсов компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение. Аппаратная и программная части BIOS10. Графические интерфейсы пользователя.

    контрольная работа, добавлен 23.02.2016

    Освоение технологии разработки и отладки программ, использующих вычислительные алгоритмы и численные методы. Анализ и изучение базовых средств языка программирования С/С++ и математических пакетов Scilab для решения задач моделирования и анализа данных.

    курсовая работа, добавлен 19.02.2015

    Особенности системного и прикладного программного обеспечения. Рассмотрение основных функций операционной системы. Анализ программного обеспечения, предназначенного для разработки программ. Системы контроля и диагностики. Пакеты прикладных программ.

    презентация, добавлен 14.03.2016

    Характерные особенности организации пакетов прикладных программ. Классификация, в основу которой кладется тип операционной системы. Деление пакетов прикладных программ по сферам применения и классам решаемых задач. Их архитектура и принцип разработки.

Тема: Программное обеспечение. Его инсталляция, использование и обновление

    Цель работы: изучить основные термины программного обеспечения;

зовать по назначению.

    Литература:

2.1. Колмыкова, Е.А. Информатика: учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. Образования/ Е.А.Колмыкова, И.А. Кумскова. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2010г.

2.2. Цветкова, М.С. Информатика и ИКТ: учебник для НПО и СПО/ М.С.Цветкова, Л.С.Великович - М.:"Академия", 2012

2.3. Шапорев, С. Д. Информатика. Теоретический курс и практические занятия СПб. : БХВ-Петербург, 2010г

    Вопросы домашней подготовки:

      Что такое программа?

      Что такое программное обеспечение?

      Что такое файл, каталог?

    Цель работы: изучить основные термины программного обеспечения;

научиться устанавливать программное обеспечение, обновлять и исполь-

зовать по назначению.

    Литература:

      Колмыкова, Е.А. Информатика: учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. Образования/ Е.А.Колмыкова, И.А. Кумскова. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2010г

      Цветкова, М.С. Информатика и ИКТ: учебник для НПО и СПО/ М.С.Цветкова, Л.С.Великович - М.:"Академия", 2012

      Шапорев, С. Д. Информатика. Теоретический курс и практические занятия СПб. : БХВ-Петербург, 2010г

      Приложение к практической работе.

    Подготовка к работе:

    1. Изучить литературу (2.1 – 2.3) и конспект лекций по курсу.

      Изучить описание практической работы.

      Подготовить бланк отчета, содержащий название и цель работы.

    Оборудование: Персональный компьютер

    1. Задания:

      Порядок выполнения работы:

      Внимание! Д анная практическая работа выполняется только в присутствии преподавателя или лаборанта.

        Правила техники безопасности в компьютерном классе.

        1. Студенты должны входить в кабинет спокойно, не задевая столы и ничего на них не трогая.

          Перед началом работы необходимо убедиться в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

          Работа с компьютером производится строго по указаниям преподавателя.

          Запрещается:

          1. Разъединять или соединять разъемы аппаратуры;

            Прикасаться к экрану монитора;

            Включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя;

            Класть какие-либо предметы на монитор, системный блок или клавиатуру;

            Работать во влажной одежде, а также влажными или грязными руками;

            Пытаться самостоятельно исправлять возникшую в аппаратуре неисправность.

        2. Включите компьютер.

          1. Включите в сеть стабилизатор напряжения (если он имеется).

            Включите принтер (если он имеется).

            Включите монитор.

            Включите системный блок (большая кнопка на передней панели).

          Выключение компьютера.

          1. Завершите выполнение всех программ.

            Выполните команду: Пуск " Завершение работы " Выключить компьютер.

            Выключите системный блок.

            Выключите монитор.

            Выключите принтер.

            Выключите стабилизатор.

    Каждому пользователю компьютера приходится сталкиваться с этим вопросом, поэтому вы должны уметь грамотно инсталлировать программы. Не забывайте, любая игра также является программой, а их вы пытаетесь устанавливать на свои компьютеры, наверное, каждый день.

Донецкая гимназия № 92

Донецкого городского совета Донецкой области


Т е т р а д ь

для практических работ

по информатике

ученика 9 - ___ класса

______________________________________________________________

(фамилия, имя ученика)


Амелькин А.В. Тетрадь для практических работ по информатике для учащихся 9-х классов общеобразовательных учебных заведений. – Донецк.: Донецкая гимназия № 92 Донецкого городского совета Донецкой области, 2009. – 26 с. Рабочая тетрадь содержит 12 практических работ по информатике для учащихся 9-х классов, разработанных в соответствии с программой по информатике для общеобразовательных учебных заведений (двенадцатилетняя школа). Основной целью данных практических работ является формирование у учеников не только теоретической базы знаний основ информатики, но и получение практических умений и навыков эффективного использования современных информационных технологий в своей деятельности, которая должна обеспечить формирование у них основ информационной культуры и информативно-коммуникативной компетентности . При составлении заданий практических работ учитывалось, что непрерывное время работы учащихся за компьютером не должно превышать 20-25 минут (согласно санитарным нормам).

Правила охраны труда и техники безопасностипри нахождении в кабинете информатики 5 Практическая работа № 1 Информация и информационные процессы. Аппаратное обеспечение информационных систем. Работа с клавиатурным тренажером 6 Практическая работа № 2 Работа с интерфейсом пользователя операционной системы 8 Практическая работа № 3 Работа с объектами файловой системы 10 Практическая работа № 4 Поиск информации на компьютере 12 Практическая работа № 5 Защита компьютера от вирусов 14 Практическая работа № 6 Архивация и разархивация данных 16 Практическая работа № 7 Совместное использование ресурсов локальной сети 18 Практическая работа № 8 Поиск информации в глобальной сети Интернет 19 Практическая работа № 9 Ввод, форматирование и редактирование текста 21 Практическая работа № 10 Работа с фрагментами текста 22 Практическая работа № 11 Создание растровых изображений 23 Практическая работа № 12 Создание векторных изображений 24

Правила

охраны труда и техники безопасности

при нахождении в кабинете информатики

    Общие положения

    1. К занятиям в кабинете допускаются ученики, которые прошли первичный инструктаж по охране труда и правилам поведения в кабинете информатики.

      При работе в кабинете необходимо придерживаться регламентированной санитарными нормами длительности непрерывной работы на компьютере в зависимости от возраста: для учеников 8-9 классов – 20-25 минут .

      Не разрешается заходить и находиться в кабинете без учителя или лаборанта.

      Запрещается заходить в кабинет в верхней одежде и грязной обуви.

    Требования безопасности перед началом работы

    1. Убедитесь в готовности компьютера к работе и отсутствии явных повреждений своего рабочего места.

      Сидеть на рабочем месте необходимо так, чтобы можно было не наклоняясь, пользоваться клавиатурой и воспринимать информацию с экрана монитора.

      Подготовьтесь к работе на компьютере. Разместите на рабочем месте учебные принадлежности так, чтобы они не мешали выполнению заданий.

      Начинайте работу только по команде учителя или лаборанта.

    Требования безопасности во время работы

    1. Во время работы четко выполняйте указания учителя или лаборанта.

      На протяжении занятия запрещается вставать и ходить по классу.

      Не делайте резкие удары при работе с клавиатурой. Не нажимайте на клавиши клавиатуры при выключенном компьютере.

      Прекратите работу при появлении необычного звука, запаха или самостоятельного выключения компьютера и немедленно сообщите об этом учителю.

      Строго запрещается самостоятельно регулировать или устранять неисправности в работе аппаратуры.

      Делайте «Гимнастику для глаз» каждые 15-20 минут работы с компьютером, самостоятельно или по указанию учителя.

    Требования безопасности по окончании работы

    1. Заканчивайте работу непосредственно по указанию учителя.

      В конце урока обязательно приведите рабочее место в порядок.

    Требования безопасности в аварийных ситуациях

    1. При появлении необычного звука или запаха немедленно прекратите работу с компьютером и сообщите об этом учителю или лаборанту.

      В случае возникновения пожара, сохраняя спокойствие, действуйте в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности (по возможности выключите электропитание компьютера) и выполняйте указания учителя.

      В случае возникновения любого стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации немедленно прекратите работу с компьютером, по возможности выключите его электропитание, и выполняйте указания учителя.

Практическая работа № 1

Тема. Информация и информационные процессы. Аппаратное обеспечение информационных систем. Работа с клавиатурным тренажером. Цель. Закрепить понятие об информации, способах ее представления и кодировки. Изучить аппаратное и программное обеспечение современной информационной системы; классификацию и назначение аппаратных средств компьютера: устройств ввода, вывода, хранения и обработки информации, мультимедийного оборудования. Получить первичные навыки работы с клавиатурой персонального компьютера. Приборы и материалы. Компьютер (ПК, ПЭВМ) и его комплектующие. Программное обеспечение. Клавиатурный тренажер.

Ход работы

    (1 балл). Дайте определение понятию информация.
    (1 балл). Перечислите способы представления сообщений.
    (1 балл). Перечислите виды информационных процессов.
    ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________
    (1 балл). Укажите цифры, с помощью которых производится запись двоичного кода сообщения. ______, ______. (1 балл). Перечислите единицы измерения длины двоичного кода.
    _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________
    (2 балла). Определите и запишите длину двоичного кода сообщений.
20 байт – _________ бит 256 бит – _________ байт 4 кБ – __________________ байт 10 мБ – __________________ байт
    (1 балл). Заполните таблицу.

    Персональный компьютер

    Устройства ввода

    Устройства вывода

    Устройства хранения

    (1 балл). Принтер – это устройство, предназначенное для _______________________
_________________________________________________________________________
    (1 балл). Процессор – это устройство, предназначенное для _____________________
_________________________________________________________________________







______________________ ___________________

_____________________





_________________________ ____________________________ _____________________


____________________________ _____________________ ______________________________________
    Работа с клавиатурным тренажером .
Оценка: ______ баллов Подпись учителя ___________________

Практическая работа № 2 Дата ____ ______________ 20___ г.

Тема. Работа с интерфейсом пользователя операционной системы. Цель. Научиться управлять основными элементами графического интерфейса операционной системы Microsoft Windows (рабочий стол, рабочее окно, меню и элементы управления объектами окон). Программное обеспечение.

Ход работы

    (0,5 балла). Перечислите основные элементы Рабочего стола ОС MS Windows.
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
    (0,5 балла). Просмотрите свойства иконки (значка) Мой компьютер и запишите версию операционной системы и модель компьютера (процессора).
Система: _____________________________________________________________ Компьютер: _____________________________________________________________
    (0,5 балла). Опишите команды, с помощью которых можно изменить Фоновый рисунок Рабочего стола и Заставку . ___________________________________________
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
    (0,5 балла). Опишите команды, которые необходимо выполнить, чтобы можно было перемещать иконки (значки) по Рабочему столу . ______________________________
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
    (0,5 балла). Опишите, как можно определить, какие языки активны в данный момент в операционной системе. Перечислите языки, используя их буквенное обозначение.
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
    (0,5 балла). Опишите действия, которые необходимо выполнить, чтобы просмотреть и изменить системную дату (время). _________________________________________
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Запишите текущую системную дату: _________________________________________
    (1 балл). Вызовите на экран Главное меню и просмотрите содержимое его пунктов. Откройте окно папки Мой компьютер . Перечислите основные элементы окна.
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
    (1 балл). Разверните окно папки Мой компьютер на весь экран, вернитесь к старому размеру окна. Сверните окно папки Мой компьютер на панель задач и восстановите его. Переместите окно его в левый верхний угол. Измените размеры окна. Опишите свои действия. ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
    (2 балла). Откройте окно папки Incoming D: и разверните его на весь экран. Просмотрите содержимое всплывающих подсказок для кнопок Панели инструментов . Поочередно отключите и включите Панель инструментов и Строку состояния окна. Опишите свои действия.
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
    (1 балл). Откройте окно папки Мои рисунки . Измените Вид отображения объектов в окне на: эскизы страниц; крупные значки; мелкие значки; список; таблица .
Опишите свои действия. ___________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упорядочите значки в окне: по алфавиту; по расширениям; по дате; по размеру . Опишите свои действия. ___________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
    (1 балл). Откройте окно папки Мои документы . Откройте окно локального диска С: . Расположить окна с помощью панели задач: каскадом; слева направо, сверху вниз . Опишите свои действия. ___________________________________________________
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
    (2 балла). Включите и выключите в окне локального диска С: режим видимости скрытых файлов и папок. Опишите свои действия. _____________________________
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
    (1 балл). Сверните все открытые окна. Закройте все окна. Опишите свои действия.
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Оценка: ______ баллов Подпись учителя ___________________

Практическая работа № 3 Дата ____ ______________ 20___ г.

Тема. Работа с объектами файловой системы. Цель. Научиться работать с объектами файловой системы ОС MS Windows: папками, файлами, ярлыками. Научиться создавать, копировать, переименовывать, перемещать и удалять объекты. Создание ярлыков. Использование буфера обмена. Программное обеспечение. Операционная система Microsoft Windows.

Ход работы

    (1 балл). Откройте окно папки Incoming , находящейся на локальном диске D: . Выделите указанные файлы и папки. Определите и запишите их размер:
    proba1.doc размер – _______________ кБ; proba1.doc, proba2.doc, proba3.doc размер – _______________ кБ; proba2.doc, proba5.doc, папка Arhiv размер – _______________ кБ.
    (1 балл) . Создайте в папке Предметы текстовый документ Информатика.txt , содержащий текст: «Я учусь работать на компьютере» и документ Microsoft Office Word Объявление. doc , содержащий текст: «Я умею набирать текст». (1 балл) . Переместите файл Объявление. doc в папку Документы . Скопируйте файл Информатика.txt в папку Тексты . (1 балл) . В папку Фото скопируйте файлы Водитель.jpg и Портрет.g if из папки Мои рисунки . (1 балл) . В папку Картинки скопируйте файлы Обложка.jpg , Герб.gif , Химия.bmp из папки Мои рисунки не используя буфер обмена. (1 балл). Переименуйте файл Химия.bmp , дав ему новое имя Пробирки.bmp . (1 балл). В папках Блокнот и Paint создайте ярлыки к соответствующим файлам приложений.

    (1 балл). Удалите папки Фото и Предметы в Корзину . Опишите свои действия. _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________ Восстановите папку Фото . Опишите свои действия. ____________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
    (1 балл). Рассмотрите созданную систему папок и файлов.
C:\Мои документы\Мои рисунки\компьютер.gif C:\Мои документы\Мои рисунки\природа.jpg С:\Мои документы\Мои рисунки\природа.bmp C:\Мои документы\Школа\реферат.txt C:\Мои документы\Школа\расписание.txt C:\Мои документы\Школа\реферат.txt C:\Мои документы\Презентации\профессия.ppt Укажите ошибку, допущенную при ее создании _______________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
    (1 балл а ). Составьте и нарисуйте свой вариант системы папок мультимедийного каталога (фильмы, музыка, графика).
МУЛЬТИМЕДИЯ, МУЗЫКА, РЭП, HARDROCK, ВИДЕО, КИНО, МУЛЬТФИЛЬМЫ, КЛИПЫ, УКРАИНСКИЕ, ПОНОМАРЕВ, ТИНА КАРОЛЬ, ГРАФИКА, PAINT, PHOTOSHOP, CORELDRAW. Оценка: ______ баллов Подпись учителя ___________________

Практическая работа № 4 Дата ____ ______________ 20___ г.

Тема. Поиск информации на компьютере. Цель. Научиться осуществлять поиск информации на компьютере, использовать автономную и онлайновую справки операционной системы; осуществлять инсталляцию (установку), удаление и запуск программ и приложений; восстанавливать удаленные данные. Ознакомиться с назначением программ проверки и очистки дисков, дефрагментации дисков. Научиться создавать контрольные точки восстановления операционной системы. Программное обеспечение. Операционная система Microsoft Windows.

Ход работы

    (1 балл). Откройте окно Центра справки и поддержки ОС Windows. Используя возможности справочной системы, найдите информацию по настройке Рабочего стола .
Опишите свои действия. ___________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
    (1 балл). Опишите, какие действия необходимо выполнить, чтобы воспользоваться онлайновой (online) справочной системой. ____________________________________
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
    (1 балл). Используя поисковую систему, найдите на локальном диске С: все файлы и папки, в имени которых встречается слово Driver .
    (1 балл). Откройте окно папки Incoming , находящейся на локальном диске D: и создайте папку Text . Используя поисковую систему, найдите все файлы на локальных дисках С: и D : имеющие расширения *. txt , в тексте которых встречается слово Программа и скопируйте их в папку Text . (1 балл). Откройте окно папки Incoming , находящейся на локальном диске D: и создайте папку Pictures . Используя поисковую систему, найдите все файлы рисунков на локальных дисках С: и D : имеющие расширения *. jpg , *. bmp , *. gif . и скопируйте их в папку Pictures . (1 балл). Используя поисковую систему, найдите все файлы и папки, созданные на компьютере в период с Января по Октябрь текущего года включительно.
Укажите количество найденных объектов – __________ шт.
    (1 балл). Используя поисковую систему, найдите все файлы , расположенные в папке Мои документы , размер которых менее 100 кБ .
Укажите количество найденных объектов – __________ шт.
    (1 балл). Используя Главное меню (кнопка Пуск) запустите приложения:
Завершите работу открытых приложений.
    (1 балл). Проинсталлируйте (установите) приложение Adobe Reader 7.0 . Инсталляционный файл AdbeRdr7_ru. exe находится на локальном диске D : в папке Incoming . Просмотрите содержимое файла География Украины. pdf . (1 балл). Деинсталлируйте (удалите) приложение Adobe Reader 7.0 из системы. Просмотрите повторно содержимое файла География Украины. pdf . Поясните, почему просмотр данного файла невозможен. ___________________________________
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________